На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Приватизация: концепции, этапы, практика осуществления и проблемы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  Министерство  образования и науки РФ
  Федеральное агентство по образованию РФ
  Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
  московский  филиал 

  кафедра экономики и управления 
 

  курсовая  работа 
 
 
 
 
 

  по дисциплине: Микроэкономика
  на тему: Приватизация: концепции, этапы, практика осуществления и                             
  проблемы 

  Выполнил: ст. гр. Э1121зс Горячева Наталья Викторовна
  Научный руководитель:______________________________________ 
 
 
 

  Защищена:
                      _____ ________ 20__ г. с оценкой «___________________» 
 

  Москва 20__
  СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение ………………………………………………………………….….…....3
Глава 1. Концепции и особенности приватизации в Российской Федерации.
1.1. Понятие и модели приватизации…………..………………………….…….4
1.2. Особенности приватизации в России………………………………….…..10
Глава 2.Этапы приватизации в Российской Федерации.
2.1. “Ваучерная”  приватизация в  РФ 1992-1994 гг ………………………….11
2.2. Денежный этап 1995-1997 гг………………………………………….……13
Глава 3.Практика осуществления и проблемы приватизации в Российской Федерации.
3.1.Практика осуществления приватизации в Российской Федерации…...….17
3.2.Подведение итогов, проблемы и ошибки приватизации…………….……21
Заключение…………………………………………………………………..…..23
Список использованной литературы…………………………………………...25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ВВЕДЕНИЕ
     Противоречия отношений собственности носят объективный характер и вытекают из противоречий между общественным характером производства и формой присвоения его условий и результатов. Их разрешение заключается в создании предпосылок и условий для ликвидации монополии государственной собственности, создании собственника, заинтересованного в эффективности собственности, повышении ее качественных и количественных показателей.
  Десятилетиями в нашей стране ограничивалась реализация индивидуальной и коллективной форм собственности, и вместе с тем  обеднялась реализация общественной собственности, тормозилось ее развитие. Реализация коллективной и индивидуальной форм собственности в рамках общественной собственности связана с кооперацией, арендой, акционерным делом.
  Приватизация  представляет собой потенциальную  революцию в обеспечении экономического роста и развития. По существу процесс  приватизации и разгосударствления – это стержень проводимой в России экономической реформы в 90-е годы. Но еще больше эти процессы касаются самого человека. Они меняют его  мироощущения, наполняют чувством хозяина, осознанного труженика, ответственного за собственное благополучие и будущее  своих потомков.
  Обретение собственности – это кардинальная морально-психологическая «ломка»  в умах и душах людей, которая  реформирует важнейшие этические  принципы в современном обществе и формирует социально-благоприятную  атмосферу в обществе. Решение  данных задач – неизмеримо более  трудная проблема, чем реализация экономических моделей денационализации государственной собственности. Оно  требует времени, терпения, усилий со стороны идеологов реформ, в числе  которых не последнее место занимают средства массовой информации.
  Приватизации  можно дать простое определение  как процессу, в результате которого правительства продают свои государственные  предприятия полностью или пакетами акций частным инвесторам, местным и иностранным. Хотя государственные предприятия являются наиболее традиционным и хорошо известным примером, правительства могут также приватизировать предприятия сферы услуг, жилье, и даже землю.
  В связи с этим основная цель данной работы – произвести анализ процесса приватизации в России и на основе этого сделать выводы о полученных результатах. Для этого необходимо решить следующие задачи:
  1. Рассмотреть основные этапы приватизации  в РФ, выделить их положительные  и отрицательные стороны
  2. Охарактеризовать приоритетные  направления современного этапа  приватизации, сравнить цели, задачи, результаты современного и предыдущих  этапов.
  3.   Сделать вывод о целесообразности  и эффективности проведенных  реформ отношений собственности. 
     
  1.КОНЦЕПЦИИ  И ОСОБЕННОСТИ ПРИВАТИЗАЦИИ В  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
  1.1. Понятие и модели приватизации.
   Приватизация  — это переход государственной  собственности в частные руки (физическим и юридическим лицам) и формирование на этой основе частной или смешанной форм собственности в результате принятия правительством программы социально-экономических преобразований. По существу, это реформа базисных отношений — отношений собственности, фундамента социально-экономической системы. Это означает, что все другие экономические отношения как бы вторичны, и их изменения непосредственно зависят от изменений отношений собственности.
       Процесс приватизации государственной собственности  необходимо рассматривать в рамках принятого в России курса радикальных реформ как важнейшее средство преобразования командной экономики в рыночную. При оценке приватизации на первый план должен выступать не просто экономический эффект, который достигается при изменении форм собственности, а социальный эффект; не просто воздействие приватизации на формирование более эффективной хозяйственной системы, а ее воздействие на жизненный уровень населения, на весь комплекс социальных проблем.
            В развитых западных странах, с одной  стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она — следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах.
       В странах “большой семерки” во второй половине этого века приватизация проводилась в Великобритании (1953 и 1981 гг.), в Западной Германии (1959 г.), в Японии (1985 г.), во Франции (1986 г.) и периодически проводится в США, Италии и Канаде.
       В развивающихся  странах приватизация обусловлена  тяжелой экономической ситуацией, что проявляется прежде всего  в большом внешнем долге и  в невозможности получения новых  иностранных кредитов, без чего эти  страны не могут нормально функционировать  и развиваться.
  Цель  приватизации состоит в повышении  эффективности экономики. Историческая практика свидетельствует, что системы, базирующиеся на частной собственности, развиваются быстрее и успешнее, чем системы, в основе которых лежит государственная собственность. Поэтому в странах с переходной экономикой приватизации уделяется исключительное внимание и придается первостепенное значение.
  Проблема господства государственной  собственности заключается в отсутствии эффективного собственника, т.е. физического лица, заинтересованного в рациональном использовании и увеличении собственности. В условиях же господства частной собственности у владельца существует личный интерес в росте эффективности. Частный собственник получает прямую прибыль от максимизации прибыли. В условиях господства государственной собственности ослаблен личный интерес к защите собственности и росту эффективности производства. Поэтому все многочисленные попытки проведения экономических реформ в условиях господства государственной собственности не давали предполагаемого экономического и социального эффекта.
       В результате приватизации формируются  новые формы собственности: частная  и смешанная. Появляется свобода  выбора и предпринимательства; личный интерес к максимизации прибыли, конкуренция, новые распределительные отношения; ограничение государственного вмешательства в хозяйственные процессы.
       Одна  из основных дилемм, возникающих при  выборе концепции приватизации, сводится к выбору централизованного подхода (приватизация “сверху”) или децентрализованного (приватизация “снизу”). Первый подход означает, что государство занимается приватизацией предприятий, не спрашивая на то их согласия. Второй подход подразумевает, что государство лишь устанавливает необходимые правила, а приватизацией занимаются сами предприятия. Большинство правительств и многие экономисты постсоциалистических государств являются сторонниками приватизации “сверху”, так как считают, что именно этот способ обеспечивает быструю и эффективную приватизацию. Идея приватизации “снизу” имеет поддержку в основном среди персонала предприятий.
       Во  многих странах процесс приватизации не охватывает отрасли, для которых характерна естественная монополия (железнодорожный транспорт, коммунальные службы и т.д.). В этих отраслях, даже приватизированных, невозможно создать конкурентную среду и тем самым повысить эффективность деятельности. Но поскольку проблема обеспечения условий для развития естественных монополий была и будет еще рассмотрена, то в данной главе процессы приватизации анализируются только с точки зрения трансформации собственности из одной формы в другую.
       Существуют  разные модели приватизации. Они могут  быть объединены в четыре основные группы: продажа; бесплатное распределение; создание национальных холдингов; денационализация.
       На  практике приватизация редко осуществляется по одной “чистой” модели, в большинстве  случаев — это комбинация разных подходов.
       Продажей является модель приватизации государственных  предприятий частными инвесторами. Почти вся приватизация в развитых рыночных странах и в развивающихся государствах осуществляется по этой модели. Лишь небольшое число предприятий приватизируется путем бесплатного распределения. Такая модель приватизации: обеспечивает появление частного собственника; дает государству дополнительные средства.
  Эта модель имеет существенное значение для  стран с переходной экономикой, испытывающих большие финансовые трудности и огромный бюджетный дефицит.
       Она создает условия для привлечения  в страну иностранного капитала, который  приносит с собой эффективный менеджмент и современные технологии.
       Недостатки  этой модели состоят в следующем:
       - в постсоциалистических  странах обычно не существует  частный капитал в размерах, достаточных  для покупки государственного  имущества, поэтому процесс приватизации  по этой модели продолжается  в течение длительного периода  времени; 
       - продаже предприятий  должна предшествовать оценка  реальной стоимости имущества,  поэтому она открывает широкие  возможности для обогащения небольшой  группы людей за счет всякого  рода злоупотреблений. 
       Существует  два вида продажи предприятий: закрытая и открытая.
       Закрытая  продажа 
       Она предусматривает продажу предприятия  персоналу и приравненным к нему лицам (обычно пенсионерам данного предприятия) по ценам ниже рыночных. Размер скидок чаще всего зависит от стажа работы на этом предприятии и (или) получаемой зарплаты. Применяется и еще одна привилегия — покупка персоналом акций в рассрочку. Этот способ приватизации достаточно популярен, особенно среди работников рентабельных предприятий. Деньги, полученные в ходе продажи, как правило, не направляются в государственный бюджет, а остаются на предприятии и используются для его развития.
  Самый большой недостаток закрытой продажи  состоит в том, что у администрации предприятия сохраняются все возможности и рычаги для фактического перевода предприятия в свою собственность по довольно низким ценам.
       Открытая  продажа 
       Открытая  продажа позволяет участвовать в покупке приватизируемого предприятия всем лицам (часто и иностранным), а не только персоналу конкретного предприятия. Акции переходят к тому, кто предлагает самую большую цену, а полученные от приватизации средства, как правило, направляются в государственный бюджет.
       Этот  способ продажи технически не сложен. Среди его недостатков отмечается отсутствие достоверной информации о стоимости приватизируемых предприятий. Этот недостаток пытаются устранить с помощью экспертных оценок, которые закладываются в начальные цены продаж.
       Бесплатное  распределение 
       В государствах с переходной экономикой, где население не располагает значительным капиталом, а прилив иностранного капитала незначителен, возможна модель бесплатного распределения государственной собственности. И это понятно — ведь собственность создана трудом народа, она им уже оплачена и должна быть ему бесплатно возвращена.
        Недостатки  модели — в слабых финансовых результатах: денежные средства не получает ни государство, как в случае открытой продажи, ни предприятия, как в случае закрытой продажи. Массовая приватизация делает неэффективной связь между собственностью и управлением, что хорошо видно на примере России, где была реализована рассмотренная модель приватизации.
       Если  быстрая приватизация невозможна по политическим и идеологическим причинам, то в этой связи возможно формирование государственных или частных холдингов, которые берут на себя управление десятками и сотнями бывших государственных предприятий с целью максимизации прибыли.
       В России в связи с быстро проводимой приватизацией эта идея воплотилась в формировании частных холдингов, что привело к опосредованной приватизации входящих в их состав предприятий.
       Положительная сторона данной модели в том, что  она позволяет за достаточно короткий интервал времени создать рынок капитала и повысить эффективность предпринимательской деятельности. В то же время она существенно ограничивает непосредственное влияние держателей акций на деятельность предприятия.
       Денационализация  представляет собой возвращение  бывшим владельцам (их наследникам) ранее национализированного имущества. Эта модель реанимирует восстановление и защиту права частной собственности, что составляет одно из ее достоинств.
       В некоторых случаях денационализация может быть осуществлена путем физической передачи наследнику имущества (земли и зданий), которые с момента национализации не претерпели значительных изменений, или путем выплаты денежных средств за ранее национализированное имущество. Путем денационализации может быть проведена приватизация только одной, причем не очень большой, части государственного имущества. Проведение денационализации демонстрирует реальное стремление власти к защите частной собственности.
 
  1.2 Особенности приватизации в России 
       Приватизированными  в официальной статистике считаются предприятия: а) выкупленные их трудовыми коллективами, б) приобретенные частными лицами, а также в) преобразованные в акционерные общества. В последнем случае, в зависимости от распределения акций, предприятие может оставаться под государственным контролем или под контролем сторонних инвесторов.
       С точки зрения организационно-правовой формы большинство бывших муниципальных предприятий является в настоящее время товариществами с ограниченной ответственностью или обществами акционерного типа. В отличие от них торговые предприятия, с самого начала основанные частными лицами, нередко организованы как индивидуальные частные предприятия или семейные фирмы.
  В настоящее  время налицо сложное переплетение прав собственности различных субъектов — государства, менеджеров, рабочих, частных фирм и т.д. Таким образом, с точки зрения организационно-правовых форм, Россия превратилась в страну со смешанной экономикой.
     Главной целью считалось формирование слоя частных собственников. Очевидно, что  акционеры, владеющие несколькими акциями российских предприятий или чековых инвестиционных фондов, не могут рассматриваться как реальные собственники. Для крупных предприятий реальные права собственности оказались разделенными между администрацией предприятия и государственными чиновниками.
 
 
 
 
2.ЭТАПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
 
  2.1 “ВАУЧЕРНАЯ” ПРИВАТИЗАЦИЯ В  РФ 
  Приватизация  в России прошла в два этапа. Первый этап приватизации — ваучерный. Правительство России решило пойти на приватизацию государственной собственности через выпуск так называемых ваучеров. Ваучер — это официальный документ, предоставляющий право владения, распоряжения и пользования определенным количеством материальных благ. Но это формально, так как фактически никто не стал собственником бывшей государственной собственности.
    В нашей стране ваучеры получили применение в форме приватизационных чеков, которые давали право собственнику на приобретение акций либо на своем приватизируемом предприятии, либо на специализированных чековых аукционах.
    Концепция ваучерной программы в России была принята на заседании Правительства  РФ 11 июня 1992 г. С 1 октября по 31 января 1993 г. была выдана подавляющая часть чеков (148 млн.) на предъявителя с правом свободной продажи. В оценке изначальной стоимости ваучера правительство исходило из реальной стоимости госпредприятий и другого имущества, которое могло быть продано за ваучеры.
       Мгновенно (в первые числа октября 1992 г.) сформировались биржевой и внебиржевой рынки ваучеров.
       В течение 1993 г. курс чека возрос от половины до двух номиналов, а к июлю 1994 г. увеличился в среднем до 40 тыс. руб.
            В результате ваучерного этапа приватизации в России сформировались: акционерный  сектор экономики; рынки ценных бумаг; система инвестиционных фондов и других финансовых структур. Но самый главный результат — это рождение новой классовой структуры общества: класса частных собственников и наемных рабочих. Появилось “поле” действия новых экономических законов: спроса и предложения, ценообразования, распределения доходов, накопления капиталов, а также новая фискальная, денежно-кредитная, социальная политика. В конечном итоге Россия стала жить как бы в другом измерении — в измерении, где все проблемы решает капитал. И власть капитала впервые была продемонстрирована и де-юре, и де-факто, когда большинство населения осталось с носом, т.е. граждане выкупили у государства этот ваучер, положили его под подушку и лишь немногие вложили его в дело. Следует учесть, что номинал ваучера имел чисто условное значение. Реальная денежная цена ваучера зависела не столько от балансовой стоимости тех 35% основных фондов, подлежащих приватизации, которые выставлялись на продажу за приватизационные чеки, сколько от денежного спроса на ваучеры, определявшегося ожидаемым доходом от акций, которые можно было приобрести на эти ваучеры, и от спекуляции на колебаниях курса самого ваучера. Разговоры о том, что продажа ваучера даст человеку стартовый капитал для начала собственного дела, так и остались разговорами.
       Как известно, для вложения ваучеров были разработаны чековые инвестиционные фонды (ЧИФ). После шумных рекламных кампаний этих фондов выяснилось, что самые крепкие и крупные из них в состоянии заплатить лишь мизерные дивиденды, а большинство ничего не смогли заплатить. Немалое число фондов разорилось. Реально существовала лишь одна сфера более  или менее надежного применения ваучера — покупка акций своего предприятия по закрытой подписке.
       Тем не менее, даже самое эффективное  использование ваучера не обеспечивало приобретение значительных пакетов ценных бумаг. Одновременное занижение цены ваучера и цены приобретаемых акций представляло собой благоприятное поле для спекулятивной игры, для массовой скупки ваучеров, а затем и приобретенных на них акций и концентрации этих акций у финансовых спекулянтов, банков и крупных частных компаний.
       То, что можно было приобрести на один ваучер, — величина ничтожная. Но ведь это — отражение балансовой стоимости основных фондов в ценах 1991 г. Значит, реальная цена основных фондов, под которые выпускались акции, была многократно занижена.
       Занижение реальной цены основных фондов практически  ничего не меняет в доходах и в  имущественном статусе рядовых  граждан. Однако это занижение обеспечивает солидные выгоды состоятельным приобретателям собственности, концентрирующим в своих руках контрольные пакеты акций, обеспечивающие реальную власть над собственностью. Итак, к 1 июля 1994 г. почти 50% легкой и пищевой промышленности составляют частный сектор экономики, а также строительство — 35%, автотранспорт — 42%, торговля (оптовая и розничная) — около 50%, общественное питание — 55% , бытовое обслуживание — 21%.
 
  2.2 Денежный этап
  Второй  этап приватизации в России — денежный. С 1 июля 1994 г. начался денежный этап приватизации в России. Основной задачей нового этапа являлось не наращивание темпов приватизации, а увеличение отдачи от нее для государственных бюджетов всех уровней. Результатом такой политики стало сокращение предложений продажи имущества и повышение цен на него. Итогом денежного приватизационного процесса стало резкое падение его количественных показателей, что позволяет говорить о некотором завершении процесса приватизации.
  Главная цель денежного этапа приватизации, официальное начало которого датировано 1 июля 1994 г., — переход прав собственности  на приватизируемое государственное  имущество в руки реально ответственных (эффективных) собственников.
  Денежный  этап приватизации должен обеспечить выполнение трех стратегических задач:
1)сформировать инвесторов, владеющих значительными пакетами акций, что повысит их заинтересованность в долгосрочных инвестициях; 2) обеспечить приватизируемые предприятия наличными средствами, необходимыми для их структурной перестройки; 3) способствовать решению фискальных задач, т.е. пополнению доходной части госбюджета.
  Особенностью  денежного этапа является его  направленность на осуществление перехода от системы бесплатной раздачи собственности  к ее реальной продаже в ходе относительно «медленной» приватизации. В интересах  привлечения стратегических инвесторов, которые ориентируются на контроль и управление предприятием, предполагалось выставлять на денежные аукционы и  инвестиционные конкурсы относительно крупные пакеты акций — не менее 15—25% уставного капитала предприятия.
  К основным объектам приватизации нового этапа относятся три вида имущества: государственные пакеты акций приватизированных  предприятий, земельные участки  приватизированных предприятий  и недвижимость.
  Первоначально на новом этапе предполагалось использовать следующие методы приватизации: 1) безвозмездную  передачу акций работникам; 2) продажу  акций работникам по закрытой подписке; 3) продажу акций по инвестиционному  конкурсу; 4) продажу акций по коммерческому  конкурсу; 5) продажу акций на аукционе, в том числе с использованием институтов фондового рынка, включая  биржи; 6) продажу акций на специализированном аукционе; 7) продажу предприятий  на аукционах; 8) продажу предприятий  по коммерческому конкурсу, в том  числе с ограниченным числом участников; 9) продажу предприятий по инвестиционному  конкурсу; 10) выкуп арендованного  имущества; 11) продажу предприятий  товариществам по особым льготам; 12) продажу имущества (активов) действующих, ликвидируемых и ликвидированных  предприятий; 13) продажу объектов незавершенного строительства (особые процедуры); 14) продажу  предприятий-должников (особые процедуры).
  Главной отличительной чертой современного этапа приватизации является действие Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (далее - «Закон о приватизации»). Поскольку некоторые из вышеперечисленных методов приватизации показали свою неэффективность, в Закон о приватизации не вошли безвозмездная передача акций, закрытая подписка и инвестиционный конкурс.
  В ходе приватизации было образовано около 31 тыс. открытых акционерных обществ; общее число приватизированных  предприятий на 1 января 1998 г. составило 126785, или 58,9% от общего количества государственных  предприятий в начале приватизации. К основным результатам денежной приватизации следует отнести: 1) выведение  значительной части государственного имущества из-под директивного управления государства и вовлечение его  в рыночный оборот; 2) формирование основ  рынка недвижимости, в том числе  рынка земли под объектами  приватизации. Положительные результаты денежной приватизации состоят также  в ее бюджетном эффекте:
  в 1997 г. запланированное бюджетное  задание было превышено в 2,8 раза. Это связано с впервые примененной  практикой предпродажной подготовки предприятия.
  Процесс приватизации способствовал и погашению  задолженности предприятий по платежам в бюджет за счет инвестиций, вносимых победителями конкурсов: в 1997 г. эти  средства составили 578 млрд. руб.
  Следует отметить основные факторы, без наличия  которых приватизация в 1997 г. не принесла бы бюджетного эффекта: а) снижение политических рисков в связи с отсутствием  каких-либо выборов (что вызвало  повышение активности фондового  рынка и увеличение числа продаж); б) низкая доходность по государственным  ценным бумагам, которая способствовала инвестированию в реальный сектор экономики (по некоторым оценкам, кризисное  состояние финансовых рынков отвлекает  на операции с государственными ценными бумагами 80—90% средств); в) совершенствование нормативной базы приватизации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.