Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Лидерство и самооценка

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской федерации  ГОУ ВПО
Череповецкий  государственный Университет
Институт  педагогики и психологии 

Кафедра психологии 
 
 
 
 
 
 

      Курсовая  работа

 
                        по дисциплине «Экспериментальная  психология» 

                             на тему: «Лидерство и самооценка» 
 
 
 

                                                    Выполнила: ст. группы 4ПС- 32                              

                                                             Проверил:  
 

г. Череповец
2005 г.
Введение
   Современная жизнь имеет множество особенностей. Все большее значение в деятельности человека приобретает коллективная работа. В связи с этим сегодня  лидер должен обладать такими качествами, как гибкость, способность быстро перестраиваться в меняющихся условиях, делегирование полномочий, умение мотивировать подчиненных. В таких условиях особое значение приобретает умение адекватно оценить свои силы и быстро принять правильное решение. Сегодня в период социальных преобразований особенно ценятся лидерские качества личности: ответственность, умение повести за собой других, их поддержка и развитие. При этом человек более успешен в выполнении деятельности, если он осознает свою самооценку и ее динамичный характер.
   Актуальность  выдвинутой проблемы подчеркивает значимость взаимосвязи лидерства и самооценки в любой социальной группе. Психологические особенности этой взаимосвязи во многом определяют поведение, эффективность деятельности и в целом «Я - концепцию» личности.
   Цель  данной курсовой работы – изучить психологические основы лидерства и самооценки и показать их взаимосвязь.
   Задачи  курсовой работы:
    Проанализировать основные подходы к определению понятий «лидерство» и «самооценка»;
    Изучить психологические основы лидерства и самооценки;
    Выявить связь лидерства и самооценки в социальной группе;
    Эмпирически показать взаимосвязь лидерства и самооценки на примере студенческой группы.
Объектом  предложенной работы выступает феномен  лидерства, предметом – взаимосвязь  лидерства и самооценки.
      Гипотеза  курсовой работы: при средней степени выраженности лидерства личность обладает адекватным уровнем самооценки.
      Эмпирическая  часть выполнена на базе студенческой группы 4ПФ – 11  института педагогики и психологии Череповецкого государственного университета. 
 
 

     Содержание 

     Введение………………………………………………………………. 

      ГЛАВА 1……………………………………………………………...
      Общее понятие лидерства……………………………….
      Взаимосвязь стремления к лидерству и гендерных 

      различий……………………………………………………………….

      Взаимосвязь стремления к лидерству и гендерных различий у         детей в начале и в конце подросткового возраста…………...
 
    ГЛАВА 2………………………………………………………………
      Переменные исследования и способы контроля…………….
      Формирование экспериментальной выборки………………..
      Методики исследования………………………………………
      План исследования……………………………………………
      Статистическая обработка и интерпритация данных………
 
    Заключение…………………………………………………………..
    Библиография…….………………………………………………….
    Приложение………………………………………………………….  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение 

     Стремление  воздействовать на другого человека – очень важная потребность подросткового возраста. В этом ярко проявляется его социальная активность, особый характер социального взаимодействия со сверстниками. Специфика отношений с друзьями и близкими товарищами заключается в том, что подростки в полном смысле слова воспитывают других, каждый предъявляет другому целую систему определенных требований и следит за их выполнением. Большое значение общения с близкими говорящими и другом для развития личности определяется тем, что это общение является практикой в овладении нормами особого типа отношений – личных. Овладение нормами взаимоотношений составляет важнейшее приобретение ребенка в подростковом возрасте.
     Одним из факторов, оказывающим воздействие  на стремление к доминированию, лидерству, является пол подростка.
      Цель  нашего экспериментального исследования - установить характер взаимосвязи между стремлением к лидерству и гендерными различиями у детей в начале и в конце подросткового возраста.
      Объектом  экспериментального исследования является стремление к лидерству детей в начале и в конце подросткового возраста.
      Предметом экспериментального исследования является взаимосвязь стремления к лидерству и гендерных различий у детей в начале и в конце подросткового возраста.
      Гипотезы  исследования:
      В начале подросткового возраста у девочек отмечается большее стремление к лидерству, чем у мальчиков.
      В конце подросткового возраста мальчики более склонны к стремлению к лидерству, чем девочки.
      Задачи  исследования:
      - описать переменные исследования  и способы их контроля;
      описать способы формирования экспериментальных групп и методики эмпирического исследования;
      - разработать общий план исследования;
      - выбрать и указать формы представления  полученных данных;
      указать шкалы измерения полученных данных, обосновать методики  статистического анализа;
      рассмотреть литературу по проблеме взаимосвязи стремления к лидерству и гендерных различий у детей в начале и в конце подросткового возраста.
      Глава 1 

      1.1 Общее понятие  лидерства
     Лидер - глава, руководитель политической партии, общественно-политической организации или вообще какой - нибудь группы людей; человек, пользующийся авторитетом и влиянием на какой - нибудь коллектив.
      Лидерство - один из механизмов интеграции групповой  деятельности, когда индивид или  часть социальной группы выполняет  роль лидера, т.е. объединяет, направляет действия всей группы, которая принимает и поддерживает его действия. Частично перекрываясь понятиями «управление», «руководство», лидерство характеризует социально - психологические аспекты самоорганизации. Тип лидерства связан с природой общественного строя, специфическим характером и структурой группы, конкретно- исторической ситуацией и личностью лидера. По стилю различают авторитарное лидерство, предполагающее единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе применения силы; демократическое лидерство, позволяющее членам группы участвовать в постановке целей и управлении деятельностью.
      В организациях различают «формальное» и «неформальное» лидерство: первое связано с установленными правилами  назначения руководителя и подразумевает функциональные отношения. «Неформальное» лидерство возникает на основе взаимоотношения участников. Эти типы лидерства либо дополняют друг друга и сочетаются в лице авторитетного руководителя, либо вступают в конфликт и тогда эффективность организации падает.
      Социальная  психология изучает лидерство как  процесс социальных и психологических  факторов, исследует его механизмы, разрабатывает методы отбора, обучения и выдвижения руководителей в  зависимости от характера группы и организации.
      Проблема  лидерства является одной из кардинальных проблем социальной психологии, ибо лидерство не просто относится к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывает субъекта этой интеграции.
      Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы. Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т. е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать.
      Теории  происхождения лидерства
      1. Теория черт («харизматическая теория»).
      Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт.
  На смену теории черт пришло новое объяснение, сформулированное в «ситуационной теории лидерства». Теория черт в данной концептуальной схеме не отбрасывается полностью, но утверждается, что в основном лидерство — продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером.
      Чтобы преодолеть очевидную противоречивость в подобных рассуждениях, Е. Хартли предложил четыре «модели», позволяющие дать особую интерпретацию тому факту, почему все-таки определенные люди становятся лидерами и почему не только ситуация определяет их выдвижение. Во-первых, полагает Хартли, если кто-то стал лидером в одной ситуации, не исключено, что он же станет таковым и в другой ситуации. Во-вторых, вследствие воздействия стереотипов лидеры в одной ситуации иногда рассматриваются группой как лидеры «вообще». И, в-третьих, человек, став лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, и этот авторитет работает в дальнейшем на то, что данного человека изберут лидером и в другой раз. В-четвертых, отдельным людям свойственно «искать посты», вследствие чего они ведут себя именно так, что им «дают посты».
      Два столь крайних подхода породили третий, который был представлен в так называемой системной теории лидерства, согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер — как субъект управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его следует поэтому с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов. Рекомендуют учитывать и другие переменные, относящиеся к жизни группы, например длительность ее существования. В этом смысле системная теория имеет, конечно, ряд преимуществ. Они очевидны, когда речь заходит не просто о лидерстве, но о руководстве: особенно популярной является так называемая  вероятностная модель эффективности руководства, предложенная Ф. Фидлером.
  Большинство отечественных исследований лидерства осуществляется в рамках близких данной модели, хотя к ней добавляется нечто новое, продиктованное общими предпосылками исследования динамических процессов в группе: феномен лидерства в малых группах рассмотрен в контексте совместной групповой деятельности, т. е. во главу угла ставятся не просто «ситуации», но конкретные задачи групповой деятельности, в которых определенные члены группы могут продемонстрировать свою способность организовать группу для решения этих задач. Отличие лидера от других членов группы проявляется при этом не в наличии у него особых черт, а в наличии более высокого уровня влияния.
      Интересной  в данном случае является разработанная Р.Л. Кричевским концепция ценностного обмена как механизма выдвижения лидера. Сама по себе идея ценностного обмена во взаимодействии людей и ранее разрабатывалась в социальной психологии (Дж. Хоманс, Д. Тибо, К. Келли и др.). Здесь же идея ценностного обмена использована при объяснении феномена лидерства: ценностные характеристики членов группы (значимые свойства личности) как бы обмениваются на авторитет и признание лидера. Лидером рассматривается тот, в ком в наиболее полном виде представлены такие качества, которые особенно значимы для групповой деятельности, т.е. являющиеся для группы ценностями. Таким образом, в лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигается такой член группы, который как бы идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей. Именно поэтому он и обладает наибольшим влиянием.
      Таким образом, стремление к лидерству  как внутренняя побудительная тенденция - это неотъемлемая часть личностной динамики. Стремление к лидерству как склонность конкретного человека проявлять эту тенденцию в форме конкретных внутренних и внешних действий - индивидуальная особенность. Данную индивидуальную особенность довольно трудно измерить, в связи с чем, основным способом оценки лидерствих тенденции является оценка ее поведенческих проявлений.   
      Стремление  к лидерству может иметь различные  по степени выраженности формы:
      ситуативные стремление к лидерству в форме краткосрочной активности на конкретную ситуацию;
      активное стремление к лидерству.
      Таким образом, можно говорить о том, что в содержательном плане ведущими признаками стремления к лидерству можно считать такие его проявления, как:
      - выраженное стремление к доминированию  над людьми;
      общительность;
      активность;
      более высокий, чем другие члены группы уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи.

1.2 Взаимосвязь стремления  к лидерству и  гендерных различий

     Б. Фагот и В. Хартуп пишут, что девочки  по сравнению с мальчиками не стремятся  к лидерству, потому что более  боязливы и застенчивы, неуверены в своих силах, более конформны, легче подвергаются фрустрации. Э. Игли с соавторами высказывают мнение, что мужчины являются инструментальными лидерами, а женщины – социальными.

     Доминантность у женщин сопровождается независимостью от социальных условий, гетероагрессивностью, а у мужчин – зависимость от мнения группы. Самостоятельность в принятии решений женщины рассматривают как позитивное качество, связанное со свободной самопроявления в общении, мужчины же рассматривают ее не столь позитивно. Для них такая самостоятельность означает оторванность от группы, ожидание негативного отношения к себе, сверхконтроль. Как показала В. М. Погольша, мужчины значимо отличаются от женщин авторитарностью, склонностью к риску, догматизмом и авторитарностью; женщины же имеют более высокие показатели по импульсивности, отчужденности.

     По  данным Р. Бернрейтера, мужчины более  самоуверенны и независимы, чем женщины  что может проистекать как  от более низкой их невротичности, так  и от завышенных самооценок. Сходные  данные получены много лет спустя А. И. Винокуровым: мужчины более добродушны, социально свободны в поведении, самостоятельны, находчивы, предпочитают принимать собственные решения. Ю. Е. Кочнева и О. А. Шабалина тоже установили, что мужчины проявляют большую склонность к автономии.

      Таким образом, при рассмотрении взаимосвязи  лидерства и гендерных различий, учеными была выявлена закономерность, что мужчины являются инструментальными  лидерами, а женщины – социальными. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.3 Взаимосвязь стремления к лидерству и гендерных различий у детей в начале и в конце подросткового возраста
      связан  с перестройкой организма ребенка, формированием нового образа физического  «Я», половой идентификацией, что  часто сопровождается тяжелыми эмоциональными переживаниями, проявлением агрессии. 

      Первые  сомнения в своей благополучности  и правильности возникают с наступлением подросткового возраста и достигают своего пика к его окончанию. Сам момент наступления подросткового возраста проблематичен потому, что здесь часто имеет место расслоение биологической и социальной линий полового созревания, в результате чего возникают проблемы с половым самоопределением. Так же чрезвычайно важную роль играет групповая ситуация. Появление в группе девочек «пубертатных лидеров» [12] меняет полоидентификационную ситуацию остальных девочек и особенно тех, у которых собственно пубертат (физиологический) еще не наступил.
      Развитие  вторичных половых признаков и начало сексуально окрашенного поведения встречаются с индифферентностью или открытыми репрессиями школы. Поведение девочки теперь очень сильно зависит от принятия и одобрения мальчиками, а не от прежних оценок. Для нее становится ясным, что «хорошее поведение» на уроке и внешность «ученицы» не способствуют ее успешности. Разделение «Я - женского» и школьной нормативности выглядит для нее как жесткое противостояние. Это противоречие, является причиной для возникновения массы конфликтов, агрессивного поведения.
      Мужские черты, которые принято обозначать как активность, агрессивность, динамичность, соревновательность и так далее, в частных своих проявлениях - просто не удобны для взрослого. Поэтому мальчик в самом раннем возрасте попадает в ситуацию поддержки и сдерживания одновременно: с одной стороны, взрослыми поощряется агрессия как активность и соревновательность («дай сдачи», «посмотрим, кто сильнее»), а с другой стороны, этими же взрослыми, но в других ситуациях, ожидается послушание и пассивность («посиди спокойно», «не лезь, куда не просят»).
      С переходом в школу такая двойственность сильно обостряется. Школьная формальная действительность, а именно с ней, а не с содержанием обучения в первую очередь сталкивается ребенок, выглядит для мальчика бесконечными вариантами ограничивающих правил и норм поведения.
      В отличие от девочки мальчик не находился в «соответствии» [12]. Столкновения с нормативностью школьной системы реально вынуждают мальчика разрешать противоречия между ее требованиями и собственной спонтанностью. Неспособность найти компромисс между собственными желаниями и требованиями окружающих, порой приводит к агрессивному противостоянию.
      Нормы для мальчика ощутимы и четко  выявлены. Он постоянно переходит  границы, представляющие собой различные нормативные требования. Поэтому бурное начало и течение подросткового периода, вроде бы, провоцирующее усиление конфронтации со взрослым миром, оказываются не столь уж конфликтным, поскольку подготовлено и предупреждено длительным опытом нормативного экспериментирования.
      Развернутая структура мальчишеской группы с четко заданными ролями, предписанными правилами поведения  и защищаемыми  ценностями в отличие от группок - пар девочек, представляет собой результат и способ разрешения множества постоянных противоречий между требованиями. Такие группы - показатель умения обращаться с нормой и как с запретом, и как с регулятором отношений, показатель ее освоения. Для мальчика, следовательно, пубертат не влечет тотального противостояния нормам и возросшей агрессивности, как это происходит в ситуации с девочками.
      Таким образом,  положение  девочек   и   мальчиков   по   отношению к нормам в подростковом периоде, совершенно различно. Мальчик к концу подросткового периода воспринимает нормы как гибкие условные препятствия, как реальный способ существования в мире. Закономерно происшедшая интериоризация нормативности позволяет ему теперь избегать фрустраций и адекватно отвечать требованиям школьной действительности.  Для девочки же нормативность к концу подросткового возраста оказывается тотальным  фрустратором. Она вдруг обнаруживает себя выхваченной из единого «гладкого», нормативного пространства шквалом пубертата, с его ценностью сексуальной   успешности,   противоречащей всем  предыдущим  ценностям  (хотя последние продолжают упорно поддерживаться и навязываться девочке взрослыми).
      Девочка попадает в ситуацию того самого кризиса, в котором пребывал мальчик на старте школьной жизни. Но ситуация для нее усугубляется тем, что она не имеет времени для нормативного экспериментирования - детство как период, когда риск терпится, а результаты «экспериментов» прощаются, заканчивается.
      Таким образом, можно предположить,  что  мальчики проходят следующую последовательность отношений к нормам: от противопоставления, через нормативное экспериментирование к пользованию нормами  как  собственным  ресурсом  в разрешении конфликтов, регуляции агрессии; девочки же от мнимой автономии (маскирующей конформности, терпимости и так далее) выходят к ситуации противостояния  нормативным  требованиям, приводящей к частым всплескам агрессии.
      Все нормативное экспериментирование переносится для девочек на самый конец школьного возраста, когда к этому уже практически никто не готов - ни родители, ни учителя, ни сами девочки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 2

 
      Программа исследования взаимосвязи стремления к лидерству и гендерных различий у детей в начале и в конце подросткового возраста.
      Объектом  экспериментального исследования является стремлением к лидерству детей в начале и в конце подросткового возраста.
      Предметом экспериментального исследования является взаимосвязь стремления к лидерству и гендерных различий у детей в начале и в конце подросткового возраста.
      Гипотезы  исследования:
      В начале подросткового возраста у девочек отмечается большее стремление к лидерству, чем у мальчиков.
      В конце подросткового возраста мальчики более склонны к стремлению к лидерству, чем девочки.
      Задачи  исследования:
      рассмотреть литературу по проблеме взаимосвязи стремления к лидерству
    и гендерных  различий у детей в начале и  в конце подросткового возраста;
      - описать переменные исследования  и способы их контроля;
      описать способы формирования экспериментальных групп и методики
    эмпирического исследования;
      - разработать общий план исследования;
      - выбрать и указать формы представления  полученных данных;
      указать шкалы измерения полученных данных, обосновать методики
    статистического анализа, показать алгоритмы их расчета  применительно к гипотетическим эмпирическим данным.   
     
     

      2.1 Переменные исследования  и способы их  контроля 

      В нашем экспериментальном исследовании выделяются следующие переменные: 

      Контролируемые  переменные:
      1. Независимая переменная - пол испытуемых. Данная переменная контролируется  за счет регистрации пола испытуемых  при формировании экспериментальных  выборок.
      2.  Зависимая переменная – стремление к лидерству испытуемых. Данная переменная контролируется за счет регистрации индивидуальных результатов исследования испытуемых.
      3. Дополнительная переменная - возраст.  Контролируется за счет подразделения  испытуемых на две экспериментальные группы в соответствии с возрастом. 

      Не  контролируемые переменные:
    Побочные:
      - физическое состояние испытуемого  (самочувствие, настроение). Контролируется  при помощи самоотчета испытуемого;
      - физические параметры экспериментальной  ситуации (шумы, освещение), фактор времени. Переменные контролируются за счет элиминации, создания константных условий.
      - социальная ситуация развития  ребенка (взаимоотношения в семье,  классе), личностные характеристики (коммуникативные способности, тревожность  и другие). Учесть влияние данных переменных можно, при помощи бесед с родителями, учителями, друзьями ребенка, направленными на выявление особенностей социальной ситуации и черт личности испытуемого, а также при помощи наблюдения за поведением ребенка в естественных для него условиях (в классе, на переменах).
      - влияние личности экспериментатора. Данную переменную можно контролировать  путем отбора испытуемых методом  рандомизации, привлечения к проведению  исследования экспериментаторов,  не знающих целей исследования, а также с помощью привлечения нескольких независимых экспертов, хорошо владеющих интерпретацией  результатов, получаемых при помощи используемой методики.
      - влияние личности испытуемого.  Контроль данной переменной может  осуществляться за счет сокрытия  от испытуемых целей и гипотез исследования. Можно использовать контроль восприятия испытуемым ситуации при помощи интервью, направленного на выявление отношения испытуемого к эксперименту, экспериментатору, понимание инструкции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.2 Формирование экспериментальной выборки 

     Формирование  экспериментальной выборки осуществляется при помощи привлечения реальных групп - школьных классов. Следующий  этап работы - отбор испытуемых при  помощи рандомизации с выделением страт.
     Стратометрическая рандомизация - случайный отбор  испытуемых определенных категорий. Для этого экспериментатор подразделяет всю совокупность потенциальных испытуемых на ряд категорий (групп, страт). Затем в каждой группе проводится случайный отбор реальных испытуемых, пропорционально количеству людей в этих стратах.
     Стратометрическая рандомизация способствует выполнению требования внешней валидности, то есть данные, полученные в результате проведения эксперимента, можно распространить на всю генеральную совокупность. Данный метод позволяет снизить влияние экспериментатора на отбор испытуемых, влияние на результаты эксперимента индивидуальных различий между испытуемыми.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.