На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль внимания в познавательных процессах

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
                                           СОДЕРЖАНИЕ 
 

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….2
 
    РОЛЬ  ВНИМАНИЯ  В  ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ.4
              
      Явление и определение внимания ……………………………4
      Функции и виды внимания ……………………………………5
      Физиологическая основа внимания ……………………….…10
      Основные свойства внимания ………………………………..18
      Расстройство внимания ……………………………………….22
      Развитие внимания ……………………………………….……24
 
  III.        ПОДБОР МЕТОДИК ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ………..28
  
  IY.         ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………34 

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….…………..37 
       
       
       
       
       
       
       
       
       

  I. ВВЕДЕНИЕ 

  Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни и не находит себе с таким трудом место в рамках психологических концепций, как внимание. Часто вниманием объясняются успехи в учебе и работе, а невниманием – ошибки, промахи и неудачи. Особенности внимания с необходимостью диагностируются при приеме детей в школу, при отборе для самой разной профессиональной деятельности, а также для определения текущего состояния человека. Однако в научной психологии проблема внимания стоит несколько особняком, и у исследователей возникают значительные трудности в трактовке этого понятия и тех феноменов, которые за ним стоят. Такое положение связано с двумя важными моментами. Во-первых, многими авторами подчеркивается «несостоятельность» внимания как психического процесса. Внимание, на первый взгляд, нигде не выступает изолированно от других феноменов и не имеет своего отдельного специфического продукта. Во-вторых, внимание является психическим инструментом активности субъекта, позволяющим ему не быть игрушкой внешних воздействий при взаимодействии с окружающим миром.
  Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и 
сложных проблем научной психологии. От ее решения зависит развитие всей 
системы психологического знания - как фундаментального, так и прикладного. Высокую оценку внимания на уровне мировоззрения и в этическом аспекте можно найти у многих авторов.

  Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в отборе содержания сознательного опыта, запоминании и научении очевидны. Трудно усомниться даже в необходимости всестороннего и детального исследования его феноменов. Как отмечает Ф. Уорден, с точки зрения здравого смысла можно предположить, что “явления внимания играют важную роль в науке о поведении, но, как ни странно, это не так, и в учебниках психологии внимание, как правило, занимает скромную и незаметную позицию”. Между тем, удельный вес исследований, прямо направленных на решение проблемы внимания или проводимых под рубрикой “внимание” довольно высок и продолжает стремительно увеличиваться.
  В своей работе я поставила цель: дать наиболее полное определение термину “внимание”, определить его виды, выделить свойства и функции, рассказала о физиологической основе внимания. Так же, мною были поставлены задачи: выявить причины расстройства внимания и наиболее важные пути развития и способы тренировки внимания. В практической части работы представлены различного рода сведения, касающиеся приведенных там упражнений, заданий и тестов: ответы на вопросы, решения задач, рекомендации по проведению упражнений и опытов, инструкции, ключи и пояснения к психодиагностическим методикам.   В своей курсовой работе я использовала работы таких авторов, как Ж. Годфруа, П.С.Гуревич, Р.С. Немова, А.Г.Маклакова, и других. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 II. РОЛЬ ВНИМАНИЯ В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ 

    Явление и определение  внимания
   Важнейшей особенностью протекания познавательных процессов является их избирательный, направленный характер. Из множества воздействий окружающего мира человек всегда воспринимает что-то, что-то представляет, размышляет, думает о чём-то. Эту особенность сознания связывают с таким его свойством, как внимание. В отличие от познавательных процессов внимание своего особого содержания не имеет, оно – динамическая сторона всех познавательных процессов. Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. [36]
 Под направленностью психической деятельности следует подразумевать её избирательный характер, т.е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определённого рода психической деятельности. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на определённый промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, - надо удержать этот выбор, сохранить его. Например, можно легко направить своё внимание на решение определённой задачи, но если невозможно сохранить в поле своего внимания объект соответствующей деятельности, то вряд ли возможно решить эту задачу.
 Как следует из данного определения, другой характеристикой внимания является  сосредоточенность. Под сосредоточенностью, прежде всего, подразумевается большая или меньшая углублённость в деятельность. Очевидно, что чем сложнее задача, тем большей должна быть интенсивность и напряжённость внимания, т.е. требуется большая углублённость. С другой стороны, сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. В противном случае, когда не удаётся отвлечься от постороннего, решение задачи осложняется.
 Направленность  и сосредоточенность тесно связаны между собой. Одно не может существовать без другого. Когда мы направляем на что-либо своё внимание, то одновременно с этим сосредотачиваемся на этом. И наоборот, когда мы сосредотачиваемся на чём-либо, то направляем на это свою психическую деятельность. Однако, несмотря на тесную связь между ними, эти понятия не являются тождественными. Направленность связана с переходом от одного занятия к другому, а сосредоточение – с углублённостью в занятие. [19]
 С вниманием  в его высших формах связывают  регулирование протекания психических  процессов и сознательного поведения человека.
 Внимание  может проявляться в сенсорных, мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Поэтому в зависимости  от объекта сосредоточения (воспринимаемые предметы, представления памяти, мысли, движения) выделяют следующие формы  проявления внимания: сенсорное (перцептивное), интеллектуальное, моторное (двигательное).
 Большинство данных, характеризующих внимание, получено, фактически, при его исследовании. Проявляясь как бы внутри познавательных процессов (восприятия, памяти и мышления), внимание способствует повышению их эффективности. Так, с вниманием связаны точность и полнота восприятия, ослабление внимания может привести к значительным нарушениям перцептивных процессов и искажению формирующегося образа. 

    Функции и виды внимания
 Внимание  в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
 Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межличностных отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнёре по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.
 Рассмотрим  основные виды внимания. Таковыми являются:
    природное;
    социально обусловленное внимание;
    непосредственное и опосредствованное внимание;
    непроизвольное и произвольное внимание;
    чувственное и интеллектуальное внимание.
   Природное внимание дано человеку с самого рождения в виде врождённой способности избирательно реагировать на те или иные внешние и внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Он, как мы уже отмечали, связан с активностью ретикулярной формации и нейронов-детекторов новизны.
 Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.
 Непосредственное  внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов. [21]
 Непроизвольное  внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека. Произвольное внимание – это сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение.  Произвольное внимание развивается на основе непроизвольного.
 Возникновение непроизвольного внимания определяется физическими, психофизиологическими и психическими факторами. К основным условиям его возникновения могут быть отнесены качества раздражителей, прежде всего их новизна для субъекта.
 Новизна может заключаться в появлении  ранее отсутствовавшего раздражителя, в изменении физических свойств  действующих раздражителей, в ослаблении или прекращении их действий, в  отсутствии знакомых раздражителей, в  перемещении раздражителей в пространстве (движущиеся предметы обычно привлекают внимание). Внимание вызывает всё необычное. Самые разнообразные раздражители, обладающие фактически одним только общим свойством – новизной, привлекают внимание потому, что реакция на них не ослаблена в результате привыкания.
 Внимание  привлекают сильные раздражители: громкие  звуки, яркий свет и краски, резкий запах. При этом имеет значение не столько абсолютная, сколько относительная  интенсивность раздражителя, т.е. соотношение  раздражителя по силе с другими действующими в этот момент раздражителями; решающее значение, таким образом, имеет контраст между ними. Это относится не только к силе раздражителя, но и к другим его особенностям. Так, маленькие предметы скорее замечаются среди крупных, треугольник – среди прямоугольников.
 Непроизвольное  внимание вызывают раздражители, соответствующие  потребностям индивида, значимые для него. Так, в экспериментальных условиях испытуемый, сосредоточиваясь в соответствии с инструкцией на восприятии сообщения, зачитываемого диктором, и достаточно успешно отвлекаясь от параллельно звучащего голоса другого человека, тем не менее, когда последний произносил имя испытуемого, немедленно обращал на него внимание.
 Исключительно велика роль непосредственного интереса в непроизвольном внимании. То, что интересно, занимательно, эмоционально насыщено, увлекательно, вызывает длительное интенсивное сосредоточение.
 Непроизвольное  внимание связано с общей направленностью личности. Например, новую театральную афишу скорее заметит человек, интересующийся театром, при этом, быть может, не обратив внимание на объявление о предстоящем футбольном матче. Непроизвольное внимание возникает независимо от сознательных намерений субъекта, без каких-либо волевых усилий с его стороны. Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех её объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.
 Произвольное  внимание, как высший вид внимания, сложилось в процессе труда. Произвольное внимание возникает, если в деятельности человек ставит перед собой определённую задачу и сознательно вырабатывает программу действий. Это и определяет выделение объектов его внимания. В условиях, когда внимание направлено не на то, что является более новым, интересным, занимательным, а на то, что связано с целью деятельности, на то, что важно и нужно для её осуществления, нередко требуются усилия воли.
 Необходимость волевых усилий для организации  внимания ярко проявляется при вхождении в работу, при возникновении в ней затруднений, ослаблении познавательного интереса, а также при наличии помех (новых, сильных или эмоционально значимых раздражителей).
 В произвольном внимании проявляется активность личности, при этом внимании интересы носят опосредствованный характер (это интересы цели, результата деятельности). Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Именно благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно «извлекать» из памяти нужные ему сведения, выделять главное, существенное, принимать правильные решения, осуществлять задачи, возникающие в деятельности.
 Помимо  произвольного и непроизвольного  внимания, может быть выделен ещё один особый его вид – послепроизвольное внимание. Это понятие в психологии было введено Н.Ф.Добрыниным.
 Если  в целенаправленной деятельности для  личности интересными и значимыми  становятся содержание и сам процесс  деятельности, а не только её результат, как при произвольном сосредоточении, то  есть основание говорить о послепроизвольном внимании. Деятельность так захватывает в этом случае человека, что ему не требуется заметных волевых усилий для поддержания внимания. Таким образом, послепроизвольное внимание, проявляясь вслед за произвольным, не может быть сведено к нему. Так как это внимание связано с сознательно поставленной целью, оно не может быть сведено и к непроизвольному вниманию. Так, студент, конспектируя при подготовке к экзамену трудную книгу, сначала заставляет себя быть внимательным, не отвлекаться. Но потом он увлекается работой, ему уже трудно оторваться от неё. Внимание, первоначально поддерживаемое волевыми усилиями, переходит в послепроизвольное. Послепроизвольное внимание характеризуется длительной высокой сосредоточенностью, с ним обосновано связывают наиболее интенсивную и плодотворную умственную деятельность, высокую производительность всех видов труда.
 Наконец, можно различить чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе – с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль. 

    Физиологическая основа внимания.
 Внимание, как и любой психический процесс, связано с определёнными физиологическими явлениями. В целом физиологическую  основу выделения отдельных раздражителей  и течения процессов в определённом направлении составляет возбуждение одних нервных центров и торможение других. Воздействующий на человека раздражитель вызывает активизацию мозга. Активизация мозга осуществляется, прежде всего, ретикулярной формацией. Раздражение восходящей части ретикулярной формации вызывает появление быстрых электрических колебаний в коре головного мозга, повышает подвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности. Кроме этого в активизации мозга задействованы диффузная таламическая система, гипоталамические структуры и др.
 Среди «пусковых» механизмов ретикулярной формации следует отметить ориентировочный рефлекс. Он представляет собой врождённую реакцию организма на всякое изменение окружающей среды у людей и животных. В комнате раздался шорох, и котёнок встрепенулся, насторожился и устремил глаза в сторону звука. На уроке ученики сосредоточено пишут сочинение. Но вот дверь в классе слегка приоткрылась, и, несмотря на поглощённость работой, все школьники посмотрели на дверь.
 Однако  внимание не может быть объяснено лишь одним ориентировочным рефлексом. Физиологические механизмы внимания более сложны. Например, необходимы определённые механизмы, способные выделить какой-либо новый раздражитель из других постоянно действующих в данный момент. В психологической литературе обычно рассматривают две основные группы механизмов, осуществляющих фильтрацию раздражителей: периферические и центральные.
 К периферическим механизмам можно отнести настройку органов чувств. Прислушиваясь к слабому звуку, человек поворачивает голову в сторону звука, и одновременно соответствующая мышца натягивает барабанную перепонку, повышая её чувствительность. При очень сильном звуке натяжение барабанной перепонки ослабевает, что ухудшает передачу колебаний во внутреннее ухо. Остановка или задержка дыхания в моменты наивысшего внимания также способствуют обострению слуха.
 По  мнению Д.Е.Бродбента, внимание – это  фильтр, отбирающий информацию именно на входах, т.е. на периферии. Он установил, что если человеку подавали разную информацию одновременно в оба уха, но, согласно инструкции,  он должен был воспринимать её лишь левым, то подававшаяся при этом в правое ухо информация полностью игнорировалась. В дальнейшем было установлено, что периферические механизмы отбирают информацию по физическим характеристикам. У.Нейсер назвал эти механизмы предвниманием, связывая их с относительно грубой обработкой информации (выделение фигуры из фона, слежение за внезапными изменениями во внешнем поле).
 Центральные механизмы внимания связаны с  возбуждением одних нервных центров и торможением других. Именно на этом уровне происходит выделение внешних воздействий, что связано с силой вызванного ими нервного возбуждения. В свою очередь, сила нервного возбуждения зависит от силы внешнего раздражения. Более сильное возбуждение подавляет возникающее одновременно с ним слабое возбуждение и определяет течение психической деятельности в соответствующем направлении. Однако возможно слияние двух или нескольких одновременно воздействующих раздражителей, усиливающих друг друга. Этот вид взаимодействия раздражителей также является одной из основ выделения внешних воздействий и течения процессов в определённом направлении.
 Говоря  о физиологических основах внимания, нельзя не сказать ещё о двух очень  важных явлениях: об иррадиации нервных процессов и доминанте. Закон индукции нервных процессов, установленный Ч.Шеррингтоном и широко используемый И.П.Павловым, в определённой степени объясняет динамику физиологических процессов, обеспечивающих внимание. Согласно этому закону, возбуждение, возникающее в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других её областях (так называемая одновременная индукция) или сменяется торможением в данном участке мозга (последовательная индукция). Участок коры головного мозга, в котором возникает явление иррадиации, характеризуется оптимальными условиями для возбуждения, поэтому здесь легко вырабатываются дифференцировки, успешно образуются новые условные связи. Деятельность же других участков мозга связана в это время с тем, что обычно называется неосознанной, автоматической деятельностью человека.
 Согласно  принципу доминанты, выдвинутому А.А.Ухтомским, в мозге всегда имеется временно господствующий очаг возбуждения, обусловливающий  работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению человека определённую направленность. Благодаря особенностям доминанты происходит суммирование и накапливание импульсов, поступающих в нервную систему, с одновременным подавлением активности других центров, за счёт чего возбуждение ещё больше усиливается. Благодаря этим свойствам доминанта является устойчивым очагом возбуждения, что, в свою очередь, позволяет объяснить нервный механизм поддержания интенсивности внимания.
 Следует отметить, что основой возникновения  господствующего очага возбуждения является не только сила воздействующего на человека раздражения, но и внутреннее состояние нервной системы, обусловленное предшествующими воздействиями и уже закреплёнными нервными связями.
 Однако  ни закон индукции нервных процессов, ни учение о доминанте не раскрывают до конца механизмы внимания, особенно произвольного. В отличие от животных люди целенаправленно управляют своим вниманием. Именно постановка и уточнение целей деятельности вызывает, поддерживает и переключает внимание. Поэтому развитие современной науки привело к появлению целого ряда концепций, пытающихся объяснить физиологические механизмы внимания. Современные исследователи большое внимание уделяют поиску механизмов внимания, исследуя нейрофизиологические процессы. Например, установлено, что у здоровых людей в условиях напряжённого внимания возникают изменения биоэлектрической активности в лобных долях мозга. Эту активность связывают с работой особого типа нейронов, располагающихся в лобных долях. Первый тип нейронов – «детекторы новизны» активизируются при действии новых стимулов и снижают активность по иерее привыкания к ним. В отличие от них нейроны «ожидания» возбуждаются только при встрече организма с объектом, способным удовлетворить актуальную потребность. По сути дела, в этих клетках закодирована информация о различных свойствах предметов и, в зависимости от возникающих потребностей, внимание сосредотачивается на той или иной их стороне. Так, сытая кошка не воспринимает мышь как пищу, но с удовольствием будет играть с ней.
 Таким образом, внимание обусловлено активностью  целой системы иерархически связанных  между собой мозговых структур. Весьма сложная структура физиологических  механизмов внимания и противоречивые взгляды на его природу привели  к появлению целого ряда психологических теорий внимания. [19]
 Н.Н. Ланге, анализируя наиболее известные  подходы к пониманию природы  внимания, объединил существующие теории и концепции внимания в несколько  групп.
 1. Внимание как результат  двигательного приспособления. Приверженцы этого подхода исходят из того, что поскольку человек может произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без мышечных движений. Именно мышечные движения обеспечивают приспособление органов чувств к условиям наилучшего восприятия.
 2. Внимание как результат  ограниченности объёма  сознания. Не объясняя, что понимается под объёмом сознания, И.Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления в состоянии вытеснить или подавить менее интенсивные.
 3. Внимание как результат эмоции. Эта теория получила наибольшее признание в английской ассоциационной психологии. Она основывается на утверждении о зависимости внимания от эмоциональной окраски представления. Например, достаточно хорошо известно следующее высказывание представителя данной точки зрения Дж. Миля: «Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным – это одно и тоже».
 4. Внимание как результат  апперцепции, т.е. как результат жизненного опыта индивида.
 5. Внимание как особая  активная способность духа. Сторонники данной позиции принимают внимание за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.
 6. Внимание как усиление  нервной раздражительности.  Согласно данной гипотезе, внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.
 7. Теория нервного  подавления пытается объяснить основной факт внимания – преобладание одного представления над другими – тем, что один физиологический нервный процесс задерживает или подавляет другие физиологические процессы, результатом чего является факт  особой концентрации сознания. [16] 
   Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т.Рибо. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и произвольным вниманием Рибо усматривал особенно тесную зависимость. Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. Непроизвольное внимание также всецело зависит от аффективных состояний.  «Случаи глубокого и устойчивого непроизвольного внимания обнаруживают все признаки неутомимой страсти, постоянно возобновляющейся и постоянно жаждущей удовлетворения».
 Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но также  определёнными изменениями физического  и физиологического состояния организма. Только на основе детального и тщательного  изучения подобного рода состояний можно составить ясное представление и о механизмах внимания. Для Т.Рибо было особенно характерно подчёркивание значения физиологических коррелятов психических процессов и состояний, и это обстоятельство сказалось на его трактовке интересующего нас явления. Имея это в виду, концепцию Рибо можно назвать психофизиологической. Как чисто физиологическое состояние внимание включает  комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций. Интеллектуальное внимание, кроме того, влечёт за собой усиление кровообращения в занятых мышлением органах тела. Состояния сосредоточенности внимания сопровождаются также движениями всех частей тела: лица, туловища, конечностей, которые вместе с собственно органическими реакциями выступают как необходимое условия поддержания внимания на должном уровне.
 Основную  роль движений в акте внимания  Т.Рибо обозначил следующим образом. Движение физиологически поддерживает и усиливает  данное состояние сознания. Для органов  чувств – зрения и слуха – внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением. Усилие, которое мы прилагаем, сосредоточивая и удерживая внимание на чём-то, всегда имеет под собой физическую основу. Ему соответствует чувство мышечного напряжения, а наступающие впоследствии  отвлечения внимания связаны, как правило, с мышечным переутомлением в соответствующих моторных частях реципирующих систем.
 Двигательный  эффект внимания, по мнению Рибо, состоит  в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них. В умении управлять движениями     заключается и секрет произвольного внимания. Произвольно восстанавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым обращаем на это наше внимание. Таковы характерные черты моторной теории внимания, предложенной Т.Рибо. [34]
 Имеется ещё одна теория, которая связывает  внимание  с понятием установки.
 Теория установки предложена Д.Н.Узнадзе и поначалу касалась особого рода состояния преднастройки, которое под влиянием опыта возникает в организме и определяет его реакции на последующие воздействия. Например, если человеку дать в руки два одинаковых по объёму, но разных по весу шара,  то затем он будет по-разному оценивать вес других, одинаковых шаров. Тот из них, который окажется в руке, где раньше находился более лёгкий шар, на этот раз покажется более тяжёлым, и наоборот, хотя два новых шара на самом деле во всех отношениях будут одинаковыми. Говорят, что у человека, обнаруживающего такую иллюзию, сформировалась определённая установка на восприятие веса предметов.
 Установка, по мнению Д.Н.Узнадзе, напрямую связана с вниманием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. Этим объясняется, в частности, то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у субъекта тем не менее могут возникать вполне определённые психические состояния, чувства, мысли, образы. «На основе актуальной в каждом данном случае установки в сознании субъекта вырастает ряд психических содержаний, переживаемых им с достаточной степенью ясности и отчётливости для того, чтобы … быть в состоянии ориентироваться в условиях ситуации».
 С понятием установки в теории Узнадзе также связано понятие объективации. Она трактуется как выделение под влиянием установки определённого образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания (отсюда название – «объективация»). [39]
 Интересную  теоретическую концепцию внимания предложил П.Я.Гальперин. Основные положения  этой концепции сводятся к следующему:
    Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека.
    Главная функция внимания – контроль над содержанием действия, психического образа и др. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительная и контрольная части. Эта последняя и представлена вниманием.
    В отличие от действий, направленных на производство определённого продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного результата.
    Внимание как самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращённым. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.
    Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образца, что создаёт возможность сравнения результатов действия и его уточнения.
    Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу.
    Для того чтобы сформулировать новый приём произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить человеку задание проверить её ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план.
    Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля как произвольного, так и непроизвольного, являются результатом формирования новых умственных действий. [5]
 В заключении следует отметить, что, несмотря на значительное количество имеющихся теорий, проблема внимания не стала менее значимой. По-прежнему продолжаются споры о природе внимания. 

    Основные  свойства внимания
 Внимание  обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс. К основным свойствам внимания относятся:
    устойчивость;
    концентрация;
    распределение;
    переключение;
    объём
                 
                        Рис. Общая характеристика  внимания 

 Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания может определяться разными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами его нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени; другие характеризуют психические состояния (возбуждённость, заторможенность и т.п.), третьи соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности), четвёртые – с внешними обстоятельствами осуществления деятельности.
 Люди  со слабой нервной системой или перевозбуждённые могут довольно быстро утомляться, становиться импульсивными. Человек, который не очень хорошо чувствует себя физически, также, как правило, характеризуется неустойчивым вниманием. Отсутствие интереса к предмету способствует частому отвлечению внимания от него, и, напротив, наличие интереса сохраняет внимание в повышенном состоянии в течение длительного периода времени. При обстановке, которая характеризуется отсутствием внешне отвлекающих моментов, внимание будет достаточно устойчивым. При наличии множества сильно отвлекающих раздражителей оно колеблется, становится недостаточно устойчивым. В жизни характеристика общей устойчивости внимания чаще всего определяется сочетанием всех этих факторов, вместе взятых.
 Сосредоточенность внимания (противоположное качество – рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Человек, к примеру, может сосредоточить своё внимание на чтении какой-нибудь интересной книги, на занятии каким-либо увлекательным делом и не замечать ничего, что происходит вокруг. При этом его внимание может быть сконцентрировано на определённой части читаемого текста, даже на отдельном предложении или слове, а также более или менее распределено по всему тексту. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы.
 Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить своё внимание с одного объекта на другой, причём такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае индивид невольно переводит своё внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, а во втором – сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном самом по себе объекте. Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной основе, может свидетельствовать о его неустойчивости, но такую неустойчивость не всегда есть основание рассматривать как отрицательное качество. Она нередко способствует временному отдыху организма, анализатора, сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом.
 С переключаемостью внимания функционально связаны  два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания. Первый характеризуется тем, как человек переключает своё внимание на нечто и полностью сосредоточивается на нём; второй – тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.
   Все три обсуждаемые характеристики внимания связаны, помимо прочего, со специальными свойствами нервной системы человека, такими, как лабильность, возбудимость и торможение. Соответствующие свойства нервной системы непосредственно определяют качества внимания, особенно непроизвольного, и поэтому их следует рассматривать в основном как природно обусловленные.
 Распределение внимания – его следующая характеристика. Она состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Заметим, что, когда речь идёт о распределении внимания между разными видами деятельности, это не всегда означает, что они в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое бывает редко, и подобное впечатление создаётся за счёт способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание.
 Известно, что память на прерванные действия способна сохраняться в течение определённого времени. В течение этого периода человек может без труда возвратиться к продолжению прерванной деятельности. Так именно и происходит чаще всего в случаях распределения внимания между несколькими одновременно выполняемыми делами.
 Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область его распределения обычно сужается.
 Объём внимания – это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объёма внимания людей – 5-7 единиц информации. Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявляется большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, и характеризует его объём внимания. Поскольку экспериментальное определение объёма внимания  связано с кратковременным запоминанием, то его нередко отожествляют с объёмом кратковременной памяти. Эти феномены тесным образом связаны друг с другом. [21] 

    Расстройства  внимания.
 Одной из отрицательных сторон внимания является рассеянность. Причины рассеянности многообразны. Как устойчивая личностная особенность рассеянность является показателем слабости произвольного внимания и может быть результатом неправильного воспитания (избалованность ребёнка, безнаказанность, привычка к многообразию впечатлений и др.). Бороться с такой рассеянностью надо прежде всего путём формирования волевых качеств личности. Постоянная рассеянность может объясняться плохим состоянием здоровья, общим расстройством нервной системы ребёнка. Рассеянность может носить и временный характер, являясь следствием чрезмерного эмоционального возбуждения или переутомления. В последнем случае она чаще проявляется в конце учебного дня и недели. В педагогической практике в целях воспитания внимания необходимо учитывать все причины и особенности рассеянности.
 О «рассеянности» говорят и в случаях, когда  человек, будучи углублённым в работу, поглощённым  своими мыслями, переживаниями, ничего не видит и не слышит кроме  того, чем занят. Он не замечает окружающего, не реагирует, например, на обращенные к нему вопросы. Такая «рассеянность» вызвана ярковыраженной избирательностью внимания, исключительной его концентрацией и интенсивностью. Максимальная сосредоточенность человека является важным условием успеха в деятельности. Но высокая концентрация на одном объекте может вести к трудности распределения и переключения внимания. В повседневной жизни, в практической деятельности подобная рассеянность затрудняет отношения человека с окружающим миром, поэтому её рассматривают как недостаток внимания.
 В школьной жизни рассеянность проявляется в так называемых ошибках «не на правила» (пропуск букв и слов при списывании, замена знаков при математических расчетах и т.п.); в обнаруживающемся на уроке отсутствии у  ученика необходимых школьных принадлежностей (забыта нужная тетрадь, взят в школу не тот учебник и т.п.), в недостаточной включённости ученика в ход урока и др. У детей, особенно младшего возраста, рассеянность встречается довольно часто.
 Помимо  рассеянности выделяют и отвлекаемость внимания. Отвлекаемость внимания – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей. Наиболее отвлекают предметы и явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. В ответ на эти раздражители у человека появляется трудноугасаемый ориентировочный рефлекс. Во время учебных занятий школьников, как в классе, так и дома, должны быть устранены предметы и воздействия, отвлекающие детей от их основного дела.
 Внутренняя  отвлекаемость внимания возникает  под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек. Чтобы ученик мог внимательно и успешно учиться, следует устранять из его жизни отвлекающие от занятий отрицательные переживания: страх, гнев, обиду и др. Воспитание у школьников стойкого и глубокого интереса к знаниям также является важным условием борьбы с отвлекаемостью внимания.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.