На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Рынок труда:спрос и предложение,уровень заработной платы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МОСКОВСКИЙ  БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

Кафедра Банковского дела

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Дисциплина: Экономическая теория
 
НА ТЕМУ:
«РЫНОК  ТРУДА: СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ, УРОВЕНЬ  ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ». 
 
 
 

Выполнил  студент 1 курса

Группы 1ФК-1
Мирошниченко  Антон Андреевич
Научный руководитель
Денисова  С.О. ,к.э.н. доц. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2007
 
Содержание
Введение                                                                                                                   3
Глава I. Особенности рынка труда                                                                         4
      §1 Сущность рынка                                                                                        4
      §2 Структурная особенность рынка  труда                                                  5
      §3 Спрос и предложение на рынке  труда. Субъекты спроса                     6
Глава II. Спрос и предложение на рынке труда                                                  10
     §1 Эффект замещения и эффект дохода                                                     10
     §2 Регулирование рынка, воздействие  на спрос и предложение             11
Глава III. Государственные институты на рынке труда                                      13
      §1 Роль и  место государственных служб  занятости на современном рынке труда в России                                                                              13
     §2 Перспективы развития рынка труда                                                      15
     §3 Институт профсоюзов                                                                             17
Глава IV. Заработная плата                                                                                    22
     §1 Механизм формирования заработной платы                                        22
     §2 Различия в заработной плате                                                                  25
Заключение                                                                                                              28
Список использованной литературы                                                                     29 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
      В системе экономических отношений  рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием, происходящих процессов на рынке труда, становится безработица - но практически неизбежное явление общественной жизни.
      Рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований. Многоукладная экономика любого государства предъявляют высокие требования к качеству рабочей силы, ее профессионально-квалификационному составу и уровню подготовки, дальнейшее развитие лишь обостряет конкуренцию между работниками. Тем самым актуализируются задачи выяснения влияния факторов, которые формируют процессы на рынке труда, оценки закономерностей, тенденций и перспектив его развития.
      Занятость населения составляет необходимое  условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень  жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение  квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, которые лишились работы. Поэтому, такие проблемы, как занятость населения, безработица, конкурентоспособность рабочей силы и рынок труда в целом, актуальны для экономики страны. Роль данного рынка чрезвычайно велика в силу того, что подавляющее большинство людей в любой стране, продавая свой труд, получают доходы именно благодаря ему. 

Глава I
Особенности рынка труда.
§1 Сущность рынка.
    Специфика рынка труда во многом определяется особенностями того товара, который  на нем представлен - труд. Но труд есть функция самого работника, затрата его физической и умственной энергии в процессе производства благ. Труд не отделим от человека как такового, он является формой жизнедеятельности личности и постольку не может объектом купли-продажи в политически и экономически свободном обществе. А экономическая и политическая свобода есть важнейшее условие рыночного хозяйства. Свободный человек не может быть продан, и, соответственно, не могут служить объектом купли-продажи неотделимые от него функции, в том числе и труд. Поэтому на рынке труда продается и покупается не сам труд, а услуги труда, количество и качество которых зависят от многих факторов – уровня профессиональной подготовки работника, его квалификации, опыта и других. Купля-продажа услуг выступает в форме найма свободного работника на определенных условиях, касающихся продолжительности рабочего дня, размеров заработной платы, должностных обязанностей и некоторых иных. На период найма работодатель – бизнес или государство – покупает право на использование услуг труда продавца, а не сам труд, собственником которого продолжает оставаться наемный работник.
    Рынок труда имеет некоторые особенности, которые присущи исключительно  ему:
- во-первых, большая продолжительность взаимоотношений  продавца и покупателя. Если на рынке большинства потребительских товаров контакт продавца и покупателя мимолетен и заканчивается передачей прав собственности на объект торговли, то на рынке труда взаимоотношения продавца и покупателя длятся такое количество времени, на которое заключается договор найма работника. Длительность контактов продавца и покупателя является необходимым условием повторного возобновления операции купли-продажи услуг труда;
- во-вторых, большую роль на рынке труда  играют неденежные факторы –  сложность и престижность работы, условия труда, его безопасность для здоровья, гарантии занятости и профессионального роста и т.д.
- в-третьих,  значительное воздействие, которое  оказывают на рынок различные  институциональные структуры –  профессиональные союзы, трудовое законодательство, государственная политика занятости и профессиональной подготовки, союзы предпринимателей и др.   

§2 Структурная особенность рынка труда.
     Функционально-организационная  структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулирование занятости.
     Существовавшая  ранее в нашей стране административно-командная  система управления, при которой  государство как собственник  основных средств производства централизованно  планировало необходимое для  полной занятости число рабочих мест, распределяло и перераспределяло трудовые ресурсы, полностью разрушило мотивацию к труду.
     Международный опыт свидетельствует, что рынок  труда не может существовать вне  конкурентной, основанной на частной  собственности экономики и демократических  общественных институтов. Тоталитарное общество даже теоретически исключает возможность существования такого рынка, ибо не считает человека равноправным, юридически и экономически независимым от государства субъектом. Такому государству не столь важно, используется ли людской потенциал эффективно и согласно с личными интересами человека или нет. Для него значимо другое - иметь человека в полном и безоговорочном подчинении для любых нужд, а личные интересы удовлетворять по минимуму, что исключает экономическую и социальную независимость человека. Это обеспечивает хотя и малоэффективную, но почти полную управляемость людскими массами. Свободный рынок труда в таких условиях просто не нужен, более того, он был бы серьезной помехой, хотя его антипод - распределение рабочей силы, обслуживающее дефицитную по своей природе, принадлежащую государству экономику тоже называется рынком труда.
     Национальный  рынок труда охватывает все общественное производство - через него каждая отрасль  получает необходимые ей кадры не только заданного профессионально-квалификационного состава, но и определенных культурных и этико-трудовых достоинств, адекватных требованиям экономики. 

§3 Спрос и предложение на рынке труда.
Субъекты  спроса.
    Субъектами  спроса на рынке труда выступают  бизнес и государство. При совершенной конкуренции количество нанимаемых предпринимателями работников определяется двумя показателями – размером заработной платы (но необходимо принять во внимание, что на практике, в условиях несовершенной конкуренции, на величину заработной платы влияют неэкономические показатели) и ценностью (в ее денежном выражении) предельного продукта труда. С увеличением величины нанимаемых работников происходит уменьшение величины предельного продукта (закон убывающей доходности). Привлечение дополнительной единицы труда прекратиться тогда, когда предельный продукт труда в денежном выражении сравняется с величиной заработной платы.
    Спрос на рабочую силу формируется под воздействием основных макроэкономических факторов. Совокупный спрос, то есть сумма удовлетворенного спроса (численности занятых) и количества вакантных рабочих мест, определяется объемами производства и инвестиционных вложений, создающих новые рабочие места. Ясно, насколько велика роль государства и основных его инструментов (бюджетно-налоговой и социальной политики) в создании новых рабочих мест.
    В пример можно привести проводимую сейчас государством политику эффективной  занятости. Это модель развития и  использования квалифицированной, дорогой и мобильной рабочей  силы, ориентирована на переоценку ее возрастающих материально-бытовых потребностей. Большую роль в реализации концепции эффективной занятости играют государственная служба трудоустройства, учрежденный государством фонд улучшения занятости (отчисления на него составляют 1% от фонда заработной платы независимо от формы собственности). Необходимо организовать также службу прогнозирования процессов, которые происходят в сфере спроса и предложения труда, разрабатывать программы преобразования всех форм уровней образования и обучения, подготовки и переподготовки рабочих кадров. Политика эффективной занятости является рациональной и социально направленной, что отвечает требованиям современного рынка рабочей силы. 

    В области занятости (с точки зрения спроса на рабочую силу) существует ряд серьезных проблем:
    - Совокупный спрос на труд остается низким из-за недостаточного объема инвестиций (прежде всего в материальном производстве). Кроме того, сохраняется явная территориальная неоднородность спроса (основная часть вакансий сосредоточена в Центральном федеральном округе, причем на Москву и Московскую область приходится около 30% общероссийских регистрируемых вакансий).
    - Низкий уровень и нерегулярность оплаты труда в государственном секторе экономики дестимулируют работников, вынужденных искать работу в рыночном секторе. Это увеличивает компоненту структурной безработицы.
    - Из-за недостаточного бюджетного финансирования по-прежнему снижается численность занятых в науке и образовании. С 2000 года по 2004 год этот показатель снизился на 1,2 миллиона человек, а доля отрасли «Наука и научное обслуживание» в общей численности занятых сократилась за тот же период в полтора раза.
    - Занятость в негосударственном секторе экономики носит нестабильный характер из-за частых банкротств коммерческих предприятий, особенно малых и средних.
    - В сфере малого предпринимательства обычно нарушается трудовое законодательство, нередко можно говорить и о криминализации бизнеса. В настоящее время малый бизнес нельзя считать полноценным источником легальной и достойной занятости, реальной альтернативой трудоустройства для работников, увольняемых с крупных и средних предприятий.
    - Сохраняется стабильный спрос на рабочую силу для вредных производств: на конец 2001 года количество работников промышленных предприятий, вынужденных трудиться в опасных и вредных условиях, составляло не менее 20 процентов общей численности штата этих предприятий.
    - В силу сложившейся дифференциации заработной платы по отраслям и профессионально-квалификационным группам, а также изменений ценностных ориентиров, наблюдавшихся в последние десять лет, уменьшился приток молодежи в отрасли, требующие высокой квалификации труда. Этот приток не восполняет и не может восполнить значительную потерю кадров (особенно рабочих). Отток работников из отраслей промышленности и науки в условиях инвестиционной пассивности не компенсируется организационно-технологическими инновациями.
    Предложение труда отражает готовность работников продавать свой труд за существующее на рынке вознаграждение. На величину предложения труда и его структуру (численность занятых и безработных) оказывают непосредственное воздействие демографические тенденции и качество трудового потенциала. Предложение труда, как и спрос, может быть объектом государственного регулирования.
    Субъектами предложения на рынке труда являются домашние хозяйства. Объем предложения труда зависит от величины заработной платы, получаемой за производительные услуги, так как чаще всего заработная плата – основной источник доходов.
    На  формирование предложения на рынке труда России влияют и будут влиять следующие основные демографические тенденции:
    - Численность населения страны с 1992 года постоянно снижается, и к 2003 году составила 143 миллиона человек. Эта тенденция наблюдается и в настоящее время.
    - Возрастная структура населения меняется в сторону общего старения. Ожидаемая демографическая нагрузка при этом до 2008 года будет снижаться, а затем начнет расти и к 2014 году превысит текущий уровень примерно на 10%. Численность населения в возрасте старше трудоспособного в период после 2007 года будет ежегодно увеличиваться в среднем на 300 тысяч человек.
    - Гендерная структура населения характеризуется преобладанием женщин. Эта ситуация сохранится до 2016 года. Однако до 2006 года прирост трудоспособного населения обеспечивался за счет мужчин, что привело к некоторому увеличению их удельного веса среди занятых.
    - До 2005 года трудоспособное население увеличилось на 800 тысяч человек. После 2006 года численность трудоспособного населения начала сокращаться. Таким образом, в скором времени возникнет непростая задача обеспечения экономики необходимыми ресурсами труда.  
 
 
 

Глава II.
Спрос и предложение на рынке труда.
§1 Эффект замещения и эффект дохода.
    На  рынке труда действуют два  явления, которые оказывают существенное влияние на рынок труда. Эти эффекты проявляются при повышении ставок заработной платы отдельного индивидуума. На первый взгляд, предложение труда должно вырасти, но в соответствии с эффектом замещения и эффектом дохода увеличение заработной платы до определенных размеров ведет к росту предложения труда, которое после достижения максимального уровня начинает сокращаться вследствие дальнейшего роста заработной платы. Одна и та же причина – увеличение заработной платы приводит и к росту, и к сокращению предложения труда.
Поскольку при увеличении заработной платы  каждый час отработанного времени  лучше оплачивается, каждый час свободного времени воспринимается работником как возросший убыток, точнее, упущенная  выгода. Эта выгода могла быть реализована  при превращении свободного времени в рабочее – отсюда стремление заместить свободное время дополнительной работой. Соответственно, замещается тем набором товаров и услуг, которые работник может приобрести на возросшую заработную плату. Это и есть эффект замещения на рынке труда.
    Эффект  дохода противостоит эффекту замещения  и становится ощутим при достижении работником определенного, достаточно высокого уровня материального благополучия. При этом меняется отношение к  свободному времени – оно перестает  казаться вычетом из заработной платы, а предстает полем для отдыха – высокая заработная плата позволяет обогатить и разнообразить досуг. Поэтому логичным является возникновение желания купить не только больше товаров, но и иметь большее количество свободного времени, а сделать это можно лишь сократив предложение труда, купив свободное время не за наличные деньги, а за те деньги, которые могли быть получены при отказе от досуга в пользу дополнительной работы.
    Но  нужно отметить, что эффект дохода характерен только для индивидуального предложения труда, а для отраслевого предложения характерно преобладание эффекта замещения. Даже если для отдельных субъектов более высокие ставки заработной платы могут послужить стимулом для сокращения предложения своих трудовых услуг и увеличению своего досуга, то для других лиц высокая ставка заработной платы послужит сигналом для увеличения предложения труда. Более того, высокие ставки могут привлечь работников из других отраслей. 

    §2 Регулирование рынка, воздействие на спрос и предложение.
   Государство должно воздействовать на рынок труда  различными способами. Например, политика гибкой занятости, которую проводила  Дания. В этой стране с 1994 г. действует программа, в рамках которой работники имеют право на получение полностью или частично  оплачиваемого отпуска сроком до 1 года для пополнения образования, по уходу за ребенком (до 8-летнего возраста), по личным обстоятельствам. Освобождающиеся рабочие места должны быть предоставлены безработным  на условиях временной занятости. Программа имеет целью улучшение структуры занятости в результате добровольной ротации. Особо поощряются отпуска в целях пополнения образования.
   В ряде латиноамериканских стран разработаны  программы стимулирования добровольных долгосрочных отпусков государственных служащих. Задача таких программ - обеспечить государственным служащим возможность временно оставить работу и заняться частным  бизнесом. За ушедшими в долгосрочный отпуск сохраняется стаж и право на пенсию, им выплачивается единовременное пособие в размере нескольких месячных заработных плат. Как показал опыт, это не ведет к снижению дееспособности госаппарата.
   Важнейшим направлением политики занятости должна является поддержка и формирование структуры мелкого бизнеса. В  большинстве стран основная часть  новых рабочих мест создается сегодня не на крупных, а на мелких и средних предприятиях. Это направление представляется перспективным для России, хотя требует не только финансовых затрат, но и квалифицированных кадров для различных консультационных служб, бизнес инкубаторов и т.д. Принципиальным моментом является избирательный характер поддержки. Объектом программ должны стать в первую очередь те потенциальные предприниматели и микропредприятия, которые ориентированы на производство необходимой продукции и услуг, требующее труда высокого качества.
   В условиях России крайне необходимы целевые  программы, направленные на укрепление позиций на рынке труда работников с высоким уровнем образования. Для решения их специфических  проблем во многих европейских странах  (в Великобритании, Франции, Дании и др.) действуют специальные подразделения национальных служб занятости.
   Для общей характеристики ситуации на рынке  труда в нашей стране используется такой показатель, как «официальный уровень безработицы» (уровень безработицы, зарегистрированный в органах государственной службы занятости), который рассчитывается как отношение численности безработных зарегистрированных в органах государственной службы занятости к числу экономически активного населения в рассматриваемом периоде времени.
    u(ur)=U/L=U/(E+U)
   где u(ur) – уровень безработицы, L – численность экономически активного населения, E – численность занятых, U – численность безработных. 
 
 
 

   Глава III.
     Государственные  институты на рынке  труда.
§1 Роль и место государственных служб занятости на современном  рынке труда в России.
   В настоящее время задачи посредничества в поиске места работы решают государственные  центры (службы) занятости и негосударственные  формирования. Эти службы имеют свои функции и технологию работы, предлагают свой комплекс услуг.
   На  рынке труда многих стран государственная  служба занятости занимает особое монопольное  положение, которое имеет две  разновидности. Первая заключается  в том, что служба централизует все  операции по найму. Вторая разновидность  означает менее жесткий вариант.
   В России же происходит противостояние государственных и частных агентств по найму, которое обусловлено прежде всего несовершенством законодательства, согласно которому практика частного найма во многих странах запрещена. В ряде стран (США, Канада, Италия) деятельность частных агентств легитимна. Отношения между государственными и частными органами по трудоустройству традиционно строятся на трех принципах: контроле, конкуренции и сотрудничестве.
   Государственная служба занятости занимает монопольное место в качестве посреднической структуры на рынке труда России, за исключением города Москвы и ряда крупных городов, где функционируют альтернативные службы занятости, частные агентства по временному и постоянному найму.
   Мировой опыт говорит о том, что через государственные органы занятости находит работу лишь 1/3 ищущих работу. Большинство людей, прежде чем обратиться в государственную службу занятости, проходят через сито частных агентств, альтернативных служб занятости, специальных посреднических контор. Поскольку подобного спектра организаций на российском рынке труда еще очень мало (за исключение крупных городов), процент обратившихся в государственные органы настораживает. В настоящее время можно выделить по крайней мере следующие причины нежелания людей, потерявших работу, обращаться в центры занятости:
   - психологическое неприятие безработицы и самих безработных, это в равной степени относится как к тем, кто потерял работу и пытается трудоустроиться самостоятельно, так и к тем, кто нанимает рабочую силу через центр занятости;
   - население плохо информировано  о расположении данных служб,  об их предназначении и деятельности;
   - возможности трудоустройства центра занятости ограничены, т. к. подавляющее большинство руководителей предприятий не прибегают к услугам ЦЗН при поиске и найме рабочей силы.
   Говоря о финансовой стороне вопроса можно отметить следующие причины: предполагается, что предприятия, высвобождающие работников, должны информировать их о необходимости регистрации в ЦЗН. Однако у предприятий нет ни стимулов, ни обязанностей выполнять эту функцию. Более того, предприятия, сокращающие занятых, скорее всего, находятся в трудном материальном положении и для них выгоднее не информировать работников, поскольку в таком случае они не будут выплачивать им пособие за третий месяц; Закон о занятости включает положение о том, что граждане России, получающие выходное пособие от предприятий, не могут претендовать на пособие по безработице. Это означает, что многие из числа потерявших работу и получивших пособие не видят смысла обращаться в ЦЗН. Из опроса клиентов службы занятости выяснилось, что среди других, наиболее часто встречающихся причин нежелания обращаться в ЦЗН, назывались такие как "через государственные СЗ можно трудоустроиться лишь в государственном секторе", "в СЗ обращаются только уволенные за нарушение трудовой дисциплины".
   Как бы ни были субъективны оценки людей, неоспоримым является то, что большинство  не имеющих работы не пользуется услугами органов службы занятости. Эта субъективная информация ценна и ее изучение позволит оказывать влияние на мотивационный механизм человека, желающего трудоустроиться. 

§2 Перспективы развития рынка труда.
   На  эволюцию российского рынка труда  не мог не наложить серьезного отпечатка  трансформационный кризис, в условиях которого она протекала. С одной стороны, России, как и странам ЦВЕ, не удалось избежать резкого сжатия совокупного спроса, последовавшего за либерализацией цен и сокращением государственного субсидирования предприятий, что имело крайне негативные последствия с точки зрения спроса на труд и общего уровня занятости. С другой стороны, под влиянием таких факторов как разрыв устоявшихся хозяйственных связей, новая структура относительных цен на товары и факторы производства, резкое обострение конкуренции и т.п., она столкнулась с необходимостью крупномасштабного перераспределения ресурсов, включая рабочую силу.
   Успех проводимых в России реформ во многом зависит от степени институционализации  легальной экономики в целом  и отдельных рынков в частности. Конечно, следует учитывать, что в процессе институционализации могут формироваться не только эффективные институты. Например, институционализируются, наряду с легальными, и теневые рынки, и такие процессы, которые никак нельзя признать способствующими повышению эффективности экономики.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.