На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Коммуникативные барьеры и пути их преодоления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Министерство  образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение  

     высшего профессионального образования 
     УФИМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  НЕФТЯНОЙ
     ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
     Кафедра политологии, социологии и связей с общественностью 
 
 
 
 

      Курсовая  работа
     по  дисциплине "Основы теории коммуникации " на тему:
     КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ 
 
 
 
 
 

     Выполнил: студент гр. СО-10-01                                      М.С.Ступникова
     Проверил: к.с.н., доцент                                                    А.А.Махов 
 
 
 
 

Уфа 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...4
1.ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ КОММУНИКАЦИОННЫХ БАРЬЕРОВ……………………………………………………………………….6
1.1 Понятие коммуникационных  барьеров и причины их возникновения…......................................................................................................6
1.2 Классификация коммуникационных барьеров……………………………14
2 МЕТОДЫ И ПУТИ  ПРЕОДОЛЕНИЯ КОММУНИКАЦИОННЫХ БАРЬЕРОВ………………………………………………………………………29
2.1 Средства и пути преодоления барьеров коммуникации…………………..29
2.2 Принципы  и правила преодоления коммуникационных барьеров……….33
Заключение…………………………………………………….………………...36
Список  использованных источников и литературы …………………..………38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Жизнь каждого человека неразрывно связана с общением. Благодаря этому процессу все мы проходим социализацию, т.е. приобщаемся к обществу, перенимаем его социальный опыт. Общение тождественно процессу передачи информации. Последняя же была, есть и будет движителем прогресса. Еще Рокфеллер говорил: "кто владеет информацией, тот владеет миром".   Но не все так безупречно. В процессе коммуникации имеют место быть различные шумы, помехи, т.е. коммуникативные барьеры, препятствующие полноценному процессу обмена информацией. 
     Актуальность  данной темы определяется тем, что в жизни человека процессы коммуникации имеют весьма существенное значение, вследствие этого они притягивают интерес специалистов в самых различных сферах познания.(философии ,социология ,психология и другие). Ведь действительно, существует огромное количество всякого рода барьеров, которые мешают нам не только передавать, но и принимать информацию, тем самым лишая нас многих возможных перспектив как в частной жизни, так и в карьере, поэтому изучению коммуникативных барьеров и поиску путей их преодоления уделяется огромное внимание.
     Объектом  исследования выступают непосредственно коммуникативные барьеры и пути их преодоления. Предметом -   причины, вследствие которых и возникают преграды и помехи в процессе коммуникации.
     Цель  работы – Целью работы является рассмотреть проблему возникновения помех в процессе коммуникации.
     Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
     -  дать определение коммуникационных  барьеров;
      - рассмотреть существующие типологии коммуникационных барьеров;
     -  рассмотреть принципы построения эффективной коммуникации;
      - выявить методы и средства  преодоления коммуникативных барьеров;
      -  рассмотреть коммуникационные  барьеры внутри организации и  выявить способы устранения коммуникационных барьеров в компании.Я так часто повторял имя Оли Жульковой, что ты ничего лучше не придумала и решила сдирать с её работы целыми кусками (желтым – один к одному из её работы)
     Задачи  исследования:
    Раскрыть понятие "Коммуникация"
    Рассмотреть виды коммуникативных барьеров
    Проанализировать основные подходы к преодолению коммуникативных барьеров;
    разработать методику преодоления коммуникационных барьеров;
     Методы  исследования. В процессе исследования применялись научные методы теоретического исследования (структурно-функциональный метод, метод типологии и др.), которые в своей совокупности позволили выявить содержательную сущность коммуникативных барьеров в государственном управлении. Эмпирическое исследование проявления коммуникативных барьеров на региональном уровне государственного управления осуществлялось на основе методов контент-анализа СМИ, социологического опроса методом анкетирования и экспертного опроса.
Теоретической основой данной работы послужили  такие труды, как Соколов1 А.В. Общая теория социальной коммуникации, Дейк Т.А. Язык, познание, коммуникация. Деловое общение - учебное пособие Скаженика 2 Е.Н, Поршнев Б. Ф. «социальная психология и история» ,Основы теории коммуникации М.А.Василика 3,Основы паблик рилейшнз - Королько В.Г  К. "Ваклер , также использовались и различные электронные ресурсы как:  Коммуникационные барьеры и пути их преодоления4 , инвитек5 ,не понял???
олбест  6 Коммуникация в паблик релейшнс 7 и другие.
     Научная новизна исследования заключается:
- в углублении представления об институциональных особенностях функционирования коммуникативных барьеров на региональном уровне государственного управления, интерпретации и классификации коммуникативных барьеров с учетом их региональной специфики;
- в уточнении  социологического содержания понятия коммуникативных барьеров на региональном уровне государственного управления, которые исследуются как разрывы, возникающие в процессе взаимодействия власти и общества, препятствующие эффективному осуществлению социального управления, порождающие разную интерпретацию сообщений и ведущие к рассогласованию социальных интересов;
- в типологии  коммуникативных барьеров, выявлении  их структуры, функциональных (дисфункциональных)  особенностей и особенностей  проявления на региональном уровне государственного управления;
- в выявлении  особенностей взаимодействия власти  и общества, которые могут свидетельствовать  о характерных для регионального  уровня государственного управления  проблемах, связанных с утратой  устойчивого диалога между отдельными социальными группами и органами государственной власти и управления субъекта федерации;
- в определении  способов преодоления коммуникативных  барьеров между властью и обществом  на региональном уровне государственного  управления;
- в разработке  системы показателей эффективности реализации коммуникативной функции управления, включающей такие компоненты, как степень доверия граждан существующим социальным институтам, развитость субъект-субъектной логики взаимодействия акторов, наличие легитимного нормативного и интерсубъектного информационного пространства, уровень развития культуры участия в политической жизни, признание органами управления региона диалоговой коммуникации в качестве приоритетной формы решения спорных и проблемных ситуаций, уровень социальной интегрированности и адаптированности граждан в социально-экономические процессы региона.
     Структура работы. Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников и литературы, включающий 20 наименований. В первой главе рассмотрено понятие коммуникационных барьеров, их виды и классификация. Во второй главе описаны правила и средства преодоления барьеров коммуникации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

1 ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ КОММУНИКАЦИОННЫХ БАРЬЕРОВ
      Понятие коммуникационных барьеров и причины их возникновения
    проставить  абзацы и убрать пустые строки!!
     Коммуникации - это связи между функциями, подразделениями системы управления, между людьми. Коммуникации - взаимодействия, двусторонние усилия, без которых невозможна совместная деятельность, это первое условие существования всякой организации.
Осуществление коммуникаций - это связующий процесс, необходимый для любого важного  управленческого действия, - планирования, организации, мотивации, контроля, принятия решений.
В процессе коммуникации могут возникнуть различного рода препятствия или барьеры.
     Коммуникативный барьер - это психологическое препятствие  на пути адаптивной информации между  партнерами по общению.
При диалоге  людей различной национальности, например, может возникнуть языковый барьер, а при прохождении радиосигнала - радиопомехи.
В коммуникациях  между руководителем и подчиненным  в качестве помех и барьеров могут  служить статусные различия между  руководителем и подчиненным, или  желание слышать только то, что  хочется услышать. В беседе помехой  могут быть и отвлечения, и неправильная интерпретация полученной информации реципиентом, и семантические проблемы (придание различных значений одним и тем же словам). Все помехи и барьеры искажают передаваемый сигнал, поэтому коммуникатору важно убедиться в том, правильно ли понята реципиентом информация. Для этого в систему коммуникации включается канал обратной связи. В разговоре в качестве канала обратной связи может быть, например, краткий пересказ реципиентом
услышанного. С помощью обратной связи коммуникатор может оценить, насколько эффективно осуществляется коммуникация.
     Условно можно выделить следующие причины  возникновения барьеров в коммуникациях:
    Сложность содержания сообщения (связанные с  речью, словами, жестами, телодвижениями);
    Непривычность и сложность формы сообщения;
    Проблемы со средствами передачи сообщения;
    Плохая обратная связь;
    Запаздывание информации и другие
      Под барьерами общения подразумевают  те многочисленные факторы, которые  служат причиной конфликтов или способствуют им. Ведь у партнеров по общению  часто разные, в нередко и противоположные желания, стремления, установки, характеры, манеры общения, разное само-чувствие.
      Под потребностями подразумевают стремление к тем условиям, без которых  невозможно поддерживать свое нормальное физическое и психическое состояние. Потребность - осознаваемое и переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо. Осознанные потребности - это желания. Их человек может сформулировать, для реализации их он намечает план действий. Чем сильнее желание, тем энергичнее стремление преодолеть преграды на его пути. Давайте задумаемся, как много желаний переполняет каждого из нас; хочется быть здоровым и долго жить, любить и быть любимым, растить детей и радоваться их успехам, хочется интересной работы, похвалы, признания, наслаждений, красоты, музыки, новых ощущений и информации. Хочется, чтоб тебя понимали, хочется знать, для чего живем. И это лишь немногие характерные желания, а сколько мелких преходящих желаний. И все они толкают нас на те или иные действия или поступки. Препятствия на пути их удовлетворения
становятся  причиной межличностных столкновений, особенно, если сталкиваются важные потребности и желания.
      Выделяют  классификацию потребностей:
1) первичные, витальные (врожденные, биологические) потребности: в пище, воде, сне-отдыхе, потребность в самозащите, родительские потребности, сексуальные потребности. Эти естественные потребности имеют общественно-личный характер, что находит свое выражение в том, что даже для удовлетворения узколичных потребностей (в пище) используются результаты общественного труда и применяются исторически сложившиеся в данной общественной среде способы и приемы, т. е. все потребности социальны по способу удовлетворения;
2) культурные, приобретенные потребности имеют общественный характер по природе своего происхождения, они формируются под влиянием
воспитания  в обществе. Среди культурных потребностей выделяют материальные и духовные потребности. К духовным относят потребность  в общении, потребности в эмоциональном  тепле, уважении, познавательные потребности, потребности в деятельности, эстетические потребности, потребность осознать смысл своей жизни. Даже не найдя ответа на этот вопрос, мы своей деятельностью доказываем, что имеем определенные цели, которым отдаем свою энергию, знание, здоровье. А цели бывают очень разные: открытие научной истины, служение искусству, воспитание детей. Но иногда это лишь стремление сделать карьеру, заполучить дачу, машину и т. п. Тот, кто не знает, ради чего и кого он живет, не удовлетворен судьбой. Л.Д. Столяренко. Основы психологии. Ростов н /Д.: Издательство «Феникс», 1997 г. - с. 248.
      Но  недостаточно понять причины неудовлетворения желаний. Важно осознать, адекватные ли действия предпринимал человек, чтобы  добиться своего. Чаще всего разочарование  постигает тех, кто ставит перед  собой  нереальные, недостижимые по объективным и субъективным причинам задачи.
     Потеря  интереса к работе, а тем более  изначальное его отсутствие - один из
факторов, приводящих человека к нервозности  и конфликтам. Попробуйте спросить кого-либо, как он относится к  своей работе. Ответы могут быть разные: «очень люблю», «в целом нравится, но» все в ней устраивает», «она мне безразлична», «терпеть не могу, при первой же возможности уйду». И если спросить, устает ли он на работе и как быстро восстанавливаются его силы, то вы убедитесь, что, при одних и тех же затратах энергии, степень утомляемости зависит от эмоционального отношения к работе. Чем интереснее работа, тем меньше усталость, раздраженность, тем быстрее восстанавливаются силы и душевное равновесие. Безразличное, а тем более отрицательное отношение к работе вызывает у человека отрицательные эмоции, даже вспышки агрессивности; и, придя домой, он не может расслабиться, позабыть неприятности, в результате усталость сохраняется до утра, а там снова на работу. Причина нервозности и конфликтности такого человека в том, что не удовлетворяются его потребности в интересной работе.
      За  любыми поступками, конфликтами всегда кроются определенные причины. Понять их - значит понять человека. А легко  ли понять, что стоит за конфликтом? Увы, нет. Ибо, чтобы продолжить деятельность, не встречающую одобрения окружающих, одна или обе враждующие стороны выдвигают ложную, но внешне благородную мотивировку, в которую со временем сами подчас начинают верить. «Я ненавижу Н., потому что он завистник и консерватор», а в действительности потому, что он помешал достижению личных целей. «Я плохо занимаюсь, т. к. у меня нет математических способностей» (а фактически нет желания и интереса).
      Мотивы  поведения человека и цели поведения  могут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает, К чему стремится человек, а мотив -- почему он к этому стремится.
      Мотив имеет сложную внутреннюю структуру:
1) с возникновением потребности, нужды в чем-то, сопровождаемой
эмоциональным беспокойством, неудовольствием начинается мотив;
2) осознание мотива ступенчато: вначале осознается, в чем причина эмоционального неудовольствия, что необходимо человеку для существования в данный момент, затем осознается объект, который отвечает данной потребности и может ее удовлетворить (формируется желание), позже осознается, каким образом, с помощью каких действий возможно достичь желаемого;
3) реализуется энергетический компонент мотива в реальных поступках.
      Мотив может быть неосознанным, если осознание потребности не вполне соответствует подлинной нужде, вызывающей неудовлетворение, т. е. человек не знает подлинной причины своего поведения. К неосознанным мо-тивам относят: влечение, гипнотические внушения, установки, фрустрационные состояния.
      Влечение - недостаточно отчетливо осознанная потребность, когда человеку не ясно, что влечет его, каковы его цели, что он хочет. Влечение - это этап формирования мотивов поведения  человека. Неосознанность влече-ний  преходящая, т. е. потребность, в них представленная, либо угасает, либо осознается.
      Гипнотические внушения могут оставаться неосознанными  длительное время, но они носят искусственный  характер, сформированы «извне». А установки и фрустрации возникают естественным путем, оставаясь неосознанными, определяют поведение человека во многих ситуациях.
      Прошлый опыт незаметно, неосознанно подготавливает человека реагировать имен-но так, а  не иначе, т. е. сформировавшейся в человеке не-осознанной готовностью к определенному  поведению, готовностью положительно или отрицательно реагировать на те или иные события, факты. Установка проявляется привычными суждениями, представлениями, поступками. Однажды выработанная, она остается на более или менее длительное время. Скорость образования и затухания установок, их подвижность разная у разных людей. Установки как неосознанная готовность
воспринимать  окружающее под определенным углом  зрения и реагировать определенным, заранее сформировавшимся образом, без полного объективного анализа  конкретной ситуации, формируются как на основе личного прошлого опыта человека, так и под влиянием других людей.
      Воспитание  и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, иными словами, К формированию установок, полезных для человека и для общества. Уже в раннем детстве родители сознательно и бессознательно формируют образцы поведения, установки:
      «Не плачь - ты мужчина», «Не пачкайся - ведь ты девочка» и т. п., т. е. ребенок получает эталоны, установки «доброго - злого, красивого - безобразного, хорошего - плохого». И к тому возрасту, когда мы начинаем себя осознавать, мы находим у себя в психике массу закрепившихся чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают влияние и на усвоение новой информации, и на отношение к окружающему. Эти часто неосознаваемые установки действуют с огромной силой на человека, заставляя воспринимать и реагировать на мир в духе установок, усвоенных с детства.
      Установки могут быть отрицательными и положительными в зависимости от того, отрицательно или положительно готовы мы отнестись к тому или иному человеку, явлению. Такие отрицательные предвзятые закрепившиеся взгляды («все люди - эгоисты, все учителя - формалисты, все торговые работники - нечестные люди») могут упорно сопротивляться объективному пониманию поступков реальных людей. Восприятие одного и того же явле-ния различными людьми может быть разным. Это зависит от их индивидуальных установок. Поэтому нет ничего удивительного в том, что не всякая фраза понимается одинаково. В беседе отрицательная установка может быть направлена на:
1) личность самого собеседника (если бы то же самое говорил кто-то .другой, это бы воспринималось совсем иначе),
2) на суть беседы («не могу в это поверить», «так говорить недопустимо»),
3) на обстоятельства разговора («сейчас не время и здесь не место для подобных обсуждений»).
      Если  вы считаете, что, то или иное ваше предложение  может быть незаслуженно отвергнуто партнером по общению, постарайтесь сформировать у него положительную установку до того, как он выскажет свое мнение. Для этого должны быть подготовлены и представлены убедительные факты, обоснования в пользу вашего предложения.
      Фрустрациоиные  состояния, возникающие в результате фрустраций могут вызывать существенные изменения в мотивации человека, побуждая его быть агрессивно-завистливым обвинителем всех и каждого (не осознавая этого и не понимая, почему он так реагирует), либо побуждая человека чувствовать себя во всем виноватым, никчемным, лишним, неполноценным («регрессивная фрустрация, самообвинение). Фрустрированность человека, степень выраженности его фрустрационного состояния выступает как мощный неосознанный фактор, побуждающий человека к. определенным устойчивым формам реагирования в разнообразных ситуациях. Фрустрированность может увеличиваться, если человек сталкивается с ситуациями, в которых возникают непреодолимые препятствия к достижению цели:
1) нехватка внешних средств или внутренних способностей для достижения цели;
2) потери и лишения, которые исправить невозможно (например, сгорел дом, умер любимый человек);
    конфликты (внешние конфликты с какими-то людьми, которые не дают возможности человеку достичь желаемой цели, либо внутренние конфликты самого человека между разными желаниями, чувствами, моральными убеждениями не позволяют ему принять решение и достичь цели). Фрустрированность возрастает, накапливается, если человек не стремится овладеть методами самоуправления, саморегуляции, приемами восстановления эмоционального равновесия.
 
7 См.: Основы теории коммуникации: краткий курс/ под ред. Кашкина В.Б.-  Минск: Харвест; М.: АСТ, 2007  С 21. откуда эта ссылка?
      Классификация коммуникационных барьеров
   Чаще  всего разногласия и непонимание, т.е. “барьеры” коммуникаций, связаны  не с искажением информации или ее недостатком, а с неумением или нежеланием почувствовать другого человека, проникнуться его потребностями, заботами, или болью. Расхождения возникают из-за желания навязать свое видение и понимание ситуации. Часто препятствием на пути к согласию является опасение потерять влияние (над человеком, группой).
Американский  психолог Маршал Розенберг, разрабатывающий  принципы “ненасильственной коммуникации”, считает, что существуют три основные формы общения, которые препятствуют состраданию, провоцируя при этом непонимание и вынужденную защиту.
     1. Слова, воспринимаемые как требование. Для каждого из нас дорога  автономия - возможность самостоятельно  выбрать себе цели и действовать  в соответствии с выбором. Требование  угрожает этой возможности. Когда  мы слышим требование, то часто видим перед собой два пути: подчинение или борьбу. Когда же нас просят, мы чувствуем себя свободными и охотно откликаемся на просьбу, если ожидаемые от нас действия не противоречат нашим ценностям. Если же действия не созвучны нашим целям и ценностям, мы просто говорим о невозможности откликнуться на просьбу.
     2. Слова, которые воспринимаются  как диагноз, осуждение. Когда  мы говорим людям, что считаем  их грубыми, эгоистичными или  невнимательными к окружающим, то  они, как правило, начинают плохо думать или о себе, или о нас. Если они изменили поведение, которое мы осудили, то сделали это, скорее
испытывая стыд, страх или вину, чем из желания  действовать в согласии с нами.
     3. Слова, не оставляющие выбора. Возможность самостоятельно осуществлять выбор прибавляет нам силы. Особенно необходима для человека возможность выбирать свою цель, свой путь к мечте.
     “Барьерами” коммуникаций может быть незнание основных каналов получения информации и  неумение собеседников определять ведущий  путь усвоения информации друг другом.
     Часто при общении допускаются следующие  ошибки:
1. Ошибки  в разговоре
“Читаем мысли” другого. Человек может ошибочно полагать, что его считают глупым, злым, жадным и т. д. “Я вижу, ты считаешь меня глупым (жадным, злым и т. д.)”.
Принимаем молчание за внимание. Если собеседник молчит, то это еще не означает, что он слушает.
Попытка скрыть свои чувства. Напрасно ожидать  откровенности от собеседника, если сам держишь свои чувства под замком.
Недооцениваем необходимость тратить время на коррекцию эмоционального состояния - своего или собеседника. Например, если вы догадались, что собеседник испытывает какое-либо чувство, то полезнее помочь ему открыть это чувство, снизив тем самым остроту переживаний.
Призываем других измениться или требуем от них стать такими, как нужно нам.
Призыв  или совет: “Не будь таким чувствительным”  или какой-либо сходный с ним бессмысленнее.
2. Ошибки  при слушании
Притворство, что слушаем. Как бы мы ни притворялись, отсутствие интереса непременно проявится в выражении лица или в жестах.
Когда мы мысленно не соглашаемся с говорящим, то часто прекращаем слушать, и ждем своей очереди высказаться. Дождавшись, увлекаемся обоснованием своей точки  зрения, а затем не можем переключить  внимание на говорящего после того, как высказались. Тем самым теряем нить разговора и затрудняем понимание друг друга.
Оказываемся под влиянием чувств сильно взволнованного собеседника и пропускаем смысл  сообщения.
Задавание лишних вопросов с целью показать, что разговор интересен.
Коммуникационные барьеры, мешающие эффективному восприятию информации, существуют на уровнях групповой, массовой и межличностной коммуникации. В литературе о проблеме коммуникации по-разному классифицируют коммуникационные барьеры. Так межличностные барьеры коммуникации классифицирует психолог Б.Ф.Поршнев8 :
   Барьеры восприятия;
   Семантические барьеры;
   Невербальные преграды;
   Плохая обратная  связь;
   Неумение слушать.
   Сложные (смешанные) межличностные барьеры;
     Восприятие может быть определено в самом общем виде как процесс получения и обработки информации. Этот процесс заключается в том, что информация, полученная из внешней среды, проходит обработку, приводится в определенный порядок и систематизируется. Восприятие каждым человеком действительности различно и всегда носит субъективный характер. Люди интерпретируют одну и ту же информацию по-разному в зависимости от накопленного опыта. Расхождение между основами суждений может стать причиной избирательного восприятия информации в зависимости от круга интересов, потребностей, эмоционального состояния и внешнего окружения людей. Человек, используя зрительные, звуковые, осязательные каналы получения информации, воспринимает не всю поступающую к нему информацию, а только ту, которая имеет для него специальное значение. Из этого следует, что во многих случаях люди воспринимают лишь часть сообщения, полученного ими, в силу избирательности, идеи, закодированные отправителем, могут оказаться искаженными и не полностью понятыми. Информация, вступающая в противоречие с нашим опытом или ранее усвоенными понятиями, зачастую либо полностью отторгается, либо искажается в соответствии с этими опытом или понятиями.
     Семантические барьеры. Целью процесса коммуникации является обеспечение понимания  информации, служащей предметом общения, то есть сообщения. Вступая в контакт и используя символы, мы пытаемся обмениваться информацией и добиваться ее понимания. К используемым нами символам относятся слова, жесты и интонации. Отправитель кодирует сообщение с помощью вербальных и невербальных символов.
Рассмотрим  использование вербальных символов – слов. Семантика изучает способ использования слов и значения, передаваемые словами. Поскольку слова могут  иметь разные значения для разных людей, то, что некто намеревается сообщить, необязательно будет интерпретировано и понято таким же образом получателем информации.
     Семантические вариации часто становятся причиной неверного понимания, ибо во многих случаях вовсе не очевидно точное значение, приписываемое символу  отправителем. Символ не имеет неповторимого неотъемлемого значения. Значение символа выявляется через опыт и варьирует в зависимости от контекста, ситуации, в которой использован символ. Поскольку у каждого человека свой опыт, и каждый акт обмена информацией в определенной мере является новой ситуацией, никто не может быть абсолютно уверен, что другое лицо припишет то же значение символу, которое придано отправителем. Семантические барьеры могут создавать особо сильные коммуникативные проблемы для компаний, действующих в многонациональной среде. Семантические барьеры, обусловленные культурными различиями, могут серьезно затруднять обмен информацией.
     Невербальные  преграды. Хотя вербальные символы (слова) – основное средство для кодирования  идей, предназначенных к передаче, часто используются невербальные символы – жесты, улыбки, выражение глаз, поза и т. д. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Еще одна разновидность невербальной коммуникации формируется тем, как мы произносим слова, то есть интонация, модуляция голоса, плавность речи, паузы и т. д. К невербальным преградам можно отнести также культурные различия в поведении людей (например, кивание головой у японцев означает «нет», а во многих других странах – согласие).
     Во  многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим. Нужно добиваться, чтобы используемые для передачи невербальные символы  соответствовали сообщаемой идее.
     Плохая  обратная связь. Некоторые сообщения  не требуют обратной связи, однако для  повышения эффективности обмена информацией он должен быть двусторонне  направленным. Обратная связь важна, поскольку дает возможность установить, действительно ли сообщение, принятое получателем, истолковано в том смысле, который был изначально. Преградой на пути эффективных коммуникаций может быть как плохо налаженная обратная связь, так и отсутствие ее.
     Неумение  слушать. Эффективная коммуникация возможна, когда человек одинаково точен, отправляя и принимая сообщения. Необходимо уметь слушать. Многим кажется, что слушать – означает лишь вести себя спокойно и дать другому человеку говорить, однако это всего фрагмент процесса внимательного сосредоточенного слушания. Важно уметь слышать конкретные излагаемые вопросы. Мало воспринимать факты – нужно прислушиваться к чувствам. Выслушивание фактов и чувств это выслушивание сообщения полностью, благодаря чему расширяются возможности понять ситуацию.
     Сложные (смешанные) межличностные барьеры. В процессе делового общения возможно возникновение, по крайней мере, трех сложных коммуникативных барьеров.
   «авторитет»
   «избегание»;
   «непонимание».
     Первые  два обеспечивают защиту от источника  информации, последний — защиту от самого сообщения.
Рассмотрим  эти барьеры подробнее:
Барьер  «авторитет»
     Разделив  всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и  отказывает в доверии другим. Таким  образом, доверие и недоверие  как бы персонифицируются и зависят  не от особенностей передаваемой информации, а от того, кто говорит. Например, пожилые люди слабо прислушиваются к советам молодых.
     Отнесение человека к авторитетным личностям зависит от следующих факторов социального положения, статуса, от принадлежности к реальной «авторитетной» группе. Психолог П.Уилсон показывал студентам разных классов колледжа одного и того же мужчину. В одном классе психолог представлял этого мужчину как студента, во втором — как лаборанта, в третьем — как преподавателя, в четвертом — как доцента, в последнем — как профессора. После того как гость уходил, студентов просили максимально точно определить его рост и рост самого экспериментатора. Оказалось, что рост незнакомца неуклонно увеличивался по мере увеличения его социального статуса, в то время как рост психолога не менялся.
       Интересно, что разрыв в росте  незнакомца от первого до последнего  класса составлял 14—15 см ;
   привлекательного внешнего вида (аккуратная ли прическа, расчесан  ли, выглажен ли, выбрит ли, застегнут  ли на все пуговицы и др.);
   доброжелательного отношения к  адресату воздействия (улыбка, приветливость, простота в обращении и др.);
   компетентности;
   искренности, причем если слушающий  доверяет говорящему, то он очень  хорошо воспринимает и запоминает  выводы и практически не обращает внимания на ход рассуждений. Если же доверия меньше, то к выводам он относится прохладнее, зато очень внимателен к аргументам и ходу рассуждений.
     При возникновении данного барьера  соединяются такие межличностные  барьеры как барьер восприятия, неумение слушать (нежелание слушать) и невербальные преграды.
     Второй  барьер - барьер «избегание». Человек  избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора). Иногда избегают не только источников информации, но и определенных ситуаций (например, стремление закрыть глаза при просмотре «страшных мест» из фильмов ужасов).
     Как правило, чаще всего барьер обусловлен той или иной степенью невнимания. Поэтому, только управляя вниманием  собеседника, аудиторией, можно преодолеть этот барьер. Как же это сделать?
Чаще  всего барьер обусловлен той или иной степенью невнимания. Поэтому, только управляя вниманием собеседника, аудиторией можно преодолеть этот барьер.
     Главное при этом разрешить две взаимосвязанные  проблемы:
1. привлечь внимание;
2. удержать внимание.
     На  наше внимание больше всего влияют следующие факторы:
    1) Актуальность информации;
    2) Важность информации;
    3) Новизна информации;
    4) Нестандартность подачи информации;
    5) Неожиданность информации;
    6) Интенсивность подачи информации;
    7) Звучность голоса и его модуляция.
     Поэтому для привлечения и удержания  внимания необходимо использовать несколько приемов, учитывающие данные факторы. Это:
1) Прием  «нейтральной фазы». В начале  выступления беседы произносится  фраза, прямо не связанная с  основной темой, но зато наверняка  по каким-либо причинам имеющая  смысл, значение, ценность для собеседника или для всех присутствующих;
2) Прием  «завлечения». Говорящий произносит  нечто, что трудно воспринимается, например, говорит очень тихо, монотонно  или неразборчиво, а слушающему  приходится прилагать специальные  усилия, чтобы хоть что-то понять. Эти усилия и предполагают концентрацию внимания. В результате говорящий как бы «завлекает» слушающего в свои «сети». Другими словами, говорящий провоцирует слушателя самого применить способы концентрации
внимания, а потом их использует;
3) Прием «зрительного контакта». Говорящий обводит аудиторию взглядом, смотрит пристально на кого-нибудь, выбирает несколько человек в аудитории и кивает им и т.д. Не менее важна и проблема поддерживания внимания. Она решается рядом приемов. Наиболее важные из них следующие.
4) Прием  «изоляции». Когда отводят собеседника  в сторону, уединяются, закрывают  двери.
5) Прием  «навязывания ритма». Постоянное  изменение характеристик, голоса  и речи, т.е. говоря то громче, то тише, то быстрее, то медленнее,  то выразительно, «с нажимом», то скороговоркой, то нейтрально, говорящий как бы навязывает собеседнику свою последовательность переключения внимания. Этим приемом ликвидируется монотонность звучания.
6) Прием  «акцентировки». Употребление различных  служебных фраз, призванных привлечь внимание, типа «прошу обратить внимание», «важно отметить, что…», «необходимо подчеркнуть, что…» и др.
     И, наконец, третий барьер - барьер «непонимание». Зачастую источник информации заслуживает  доверия, авторитетен, однако информация «не доходит» (не слышим, не видим, не понимаем).
Обычно  выделяют четыре барьера непонимания:
- фонетический (фонема — звук)
- семантический  (семантика — смысловое значение  слов)
- стилистический (стилистика — стиль изложения,  соответствие формы и содержания)
- логический.
     Фонетический  барьер непонимания возникает в  следующих случаях:
•  когда  говорят на иностранном языке;
•  используют большое число иностранных слов или специальную терминологию;
•  когда  говорят быстро, невнятно и с акцентом.
     Преодолеть  фонетический барьер вполне возможно, и для этого важны:
-   внятная, разборчивая и достаточно  громкая речь;
-   учет аудитории и индивидуальных  особенностей людей (чем хуже  знает человек предмет обсуждения, тем медленнее надо говорить, тем подробнее нужно разъяснять, люди разных национальностей говорят с различной скоростью: на севере и в средней полосе — медленнее, на юге — быстрее; маленькие дети и старики плохо воспринимают быструю речь и др.);
-   наличие обратной связи с собеседником, с аудиторией.
     Семантический барьер непонимания возникает, когда фонетически язык «наш», но по передаваемому смыслу «чужой». Это возможно по следующим причинам.
   любое слово имеет обычно не  одно, а несколько значений;
   «смысловые» поля у разных  людей разные;
   зачастую используются жаргонные слова, тайные языки, часто употребляемые в какой-либо группе образы, примеры (например, смысл слов «перо», «капуста» и др. на воровском жаргоне существенно отличается от истинного значения).
     Возникновение барьера можно объяснить так: мы обычно исходим из того, что «все понимают, как я», а между тем правильнее было бы сказать обратное — «все понимают по-своему».
     Для преодоления семантического барьера  необходимо:
-  говорить  максимально просто;
-  заранее  договариваться об одинаковом  понимании каких-то ключевых слов, понятий, терминов, если надо разъяснить их в начале разговора.
     Стилистический  барьер непонимания возникает, когда  человек обязан понять и, следовательно, отразить в каком-то ответе или действии только то словесное обращение, которое  подчинено установленной грамматической структуре. В противном случае, когда происходит несоответствие между формой и содержанием, возникает стилистический барьер.
     Другими словами, если стиль изложения слишком  тяжелый, излишне легковесный, в  общем, не соответствует содержанию, то слушающий его не
понимает  или отказывается, не хочет понимать.
     Чтобы преодолеть данный стилистический барьер необходимо правильно структурировать  передаваемую информацию.
     При возникновении данного барьера  соединяются такие межличностные барьеры как барьер восприятия, неумение слушать (нежелание слушать), семантический барьер и невербальные преграды.
Есть  два основных правила структурирования информации в общении (правило рамки  и правило цепи), разработанные  немецким психологом Германом Эббингаузером в конце XIX в9.
     Правило рамки основывается на действии психологического закона работы памяти. Суть его в  том, что начало и конец любого информационного ряда, из чего бы он ни состоял, сохраняется в памяти человека лучше, чем середина.
     Рамку в общении создают начало и конец разговора. Для эффективности общения, предстоящего разговора, беседы целесообразно в начале указать цель, перспективы и предполагаемые результаты общения, а в конце разговора подвести итоги, показать ретроспективу и отметить степень достижения целей.
     Причем  в первичном общении наиболее важной частью является начало, а при  неоднократном деловом общении  конец разговора. Во втором случае людей  не так интересует, как проходили  переговоры, беседы как то, что они  закончились.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.