На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Понятие субъекта информации и информационных правоотношений

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования 
«Владимирский государственный университет»
Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых 

Кафедра уголовное право и процесс
    Реферат
    по  дисциплине
    «Информационное право»
    На тему:
    «Понятие субъекта информации и информационных правоотношений» 

    Выполнил:
    ст.гр. Ю-110
    Алексеевский  Д.М.
    Проверил:
    к.ю.н.,  доц. Кудрявцев А.В. 

    Владимир 2011
     Содержание
     Введение……………………………………..…………………….….ст. 3
    Понятие и сущность информации……………………………..….ст. 4
           1.1  Представление информации………………………………...ст. 6
         2. Понятие информационных правоотношений………………...….ст. 8
           2.1  Информационно-правовые нормы…………………………..ст. 9
           2.2  Классификация информационных правоотношений…...…ст. 12
     Заключение………………………………………………………….ст. 21
     Список  использованной литературы……………………………ст. 22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       Введение
     Информация  является важным объектом правоотношений в современном обществе. За всю историю своего развития человечество пережило по крайней мере четыре технологические революции, которые заметно изменили пути его развития, причем интервалы между ними становились все меньше. Первая революция – «революция материалов» – произошла несколько тысяч лет назад, когда люди научились обрабатывать объекты окружающего мира, что дало возможность создавать инструменты. Вторая – промышленная – примерно триста лет назад, она была связана с началом массового использования механизмов. Третья – энергетическая – начале двадцатого века. Наконец, третья – информационная началась в последней трети двадцатого века и продолжается до сих пор. Первый ее этап был связан с развитием науки кибернетики и созданием на основе ее достижений информационных системы управления. Второй этап – с массовым внедрением персональных компьютеров. Третий – с развитием телекоммуникационных технологий, объединением персональных компьютеров в компьютерные сети, вначале локальные, а затем и глобальные – интернет, и др.
     Появление новых видов вычислительной техники  и связи создало новые возможности  для включения информации в хозяйственный  оборот и распространения на нее  статуса товара. Информация превратилась в одно из важнейших средств воздействия  на общественные отношения, стала одним  из ценнейших товаров.
     Информация  также является важнейшим политическим ресурсом, в том числе и в  международном масштабе. Поэтому  важное место в политике национальной безопасности в настоящее время  занимает информационная безопасность.
      Понятие и сущность информации
      
 Информация, первоначально это сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью  условных сигналов, технических средств  и т.д.); с середины XX века общенаучное  понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен  сигналами в животном и растительном мире, передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму.    

        Сформулированные к настоящему времени строгие научные определения концентрируют внимание на одном из основных аспектов этого многозначного понятия — соотношении информации и материи.    
       Согласно традиционной философской  точке зрения, информация существует  независимо от человека и является  свойством материи. Она рассматривается,  как отражение объектов материального  мира, в частности, отражение организованности  или упорядоченности кибернетических  объектов. Согласно нетрадиционной  точке зрения информация трактуется  как первооснова микро и макромира  Вселенной (информация — первична, а материя — вторична). Она  существует независимо от нас  и проявляется в триедином  процессе фундаментального взаимодействия  энергии, движения и массы в  пространстве и во времени.    
       Под информацией надо понимать сведения, являющиеся объектом сбора (накопления), хранения, обработки (преобразования),  непосредственного использования и передачи.
     Само  слово «информация», как известно, происходит от латинского «information», что  означает «разъяснение» или «осведомленность».
     Информация  — это настолько общее и  глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это  слово вкладывается различный смысл  в технике, науке и в житейских  ситуациях.
     В обиходе информацией называют любые  данные или сведения, которые кого-либо интересуют. Например, сообщение о  каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.п. "Информировать" в этом смысле означает "сообщить нечто, неизвестное  раньше".
     Информация  — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах  и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы.1 
     Одно  и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертёж, радиопередача  и т.п.) может содержать разное количество информации для разных людей  — в зависимости от их предшествующих знаний, от уровня понимания этого  сообщения и интереса к нему.
     Так, сообщение, составленное на японском языке, не несёт никакой новой информации человеку, не знающему этого языка, но может быть высокоинформативным  для человека, владеющего японским. Никакой новой информации не содержит и сообщение, изложенное на знакомом языке, если его содержание непонятно  или уже известно.
     Информация  есть характеристика не сообщения, а  соотношения между сообщением и  его потребителем. Без наличия  потребителя, хотя бы потенциального, говорить об информации бессмысленно. 
     В случаях, когда говорят об автоматизированной работе с информацией посредством  каких-либо технических устройств, обычно в первую очередь интересуются не содержанием сообщения, а тем, сколько символов это сообщение  содержит.
     Применительно к компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую  последовательность символических  обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т.п.), несущую смысловую нагрузку и представленную в понятном компьютеру виде. Каждый новый символ в такой  последовательности символов увеличивает  информационный объём сообщения.   

1.1 Представление информации. 

     Информация  может существовать в самых разнообразных  формах:
      в виде текстов, рисунков, чертежей, фотографий;
      в виде световых или звуковых сигналов;
      в виде радиоволн;
      в виде электрических и нервных импульсов;
      в виде магнитных записей;
      в виде жестов и мимики;
      в виде запахов и вкусовых ощущений;
      в виде хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов и т.д.
     Предметы, процессы, явления материального  или нематериального свойства, рассматриваемые  с точки зрения их информационных свойств, называются информационными  объектами.2
     Количественные  теории информации положили начало учению об информации, что было продиктовано возникшей в тот период необходимостью повышения эффективности функционирования систем связи. Общая сущность этих теорий заключалась в количественном измерении, подсчете информации наряду с абстрагированием от ее смысла и ценности.
     Наиболее  распространенной среди количественных теорий является статистическая теория информации, основным моментом которой  выступает восприятие информации как  неопределенности, снимаемой в результате приема сообщения по каналу связи.
     При этом на житейском, уровне значение слова  известно и не вызывает сомнений. Однако эта кажущаяся и опасная ясность, поскольку попытки сконструировать  сколько-нибудь научное определение, как правило, сталкиваются с тем, что оно не отражает всего многообразия информации как явления.
     В словаре русского языка информация определяется как сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами, а также как сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь.
     Информация  не только тесно связана с процессом ее передачи, но в конечном итоге определяется этим процессом. Иными словами, информация представляет собой не столько совокупность сведений, сколько совокупность символов, подлежащих декодированию. Декодирование, или распознавание, рассматривается при этом как снятие неопределенности (энтропии) посредством выбора, осуществляемого получателем информации. Дальнейшая разработка теории информации велась в направлении расширения понятия «информация», которое включает отныне семантический и прагматический аспекты. 

         2. Понятие информационных правоотношений 

     Информационные  правоотношения представляют собой урегулированные нормами информационного права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей в информационной сфере.
     Для достижения целей, поставленных государством в информационной сфере, необходима правовая урегулированность этих отношений. Урегулированные информационно-правовыми  нормами, они становятся информационно-правовыми  отношениями, возникают на основе норм информационного права, а их участники  находятся во взаимной связи через  юридические права и обязанности. Реализация прав и обязанностей гарантируется  мерами государственного принуждения.
     Субъекты  информационных правоотношений делятся на следующие  группы:
    государственные органы, регулирующие информационные отношения;
    производители информации, в том числе авторы;
    обладатели информации;
    потребители информации.
 
     Основным  содержанием информационных правоотношений являются:
    права, обязанности и ответственность субъектов правоотношений при осуществлении информационной деятельности;
    поведение (действие, бездействие) субъектов при осуществлении информационной деятельности (приобретение прав на информацию, передача имущественных прав, купля-продажа информационных объектов, тиражирование и распространение информационных продуктов и т.д.).3
     К объектам информационных правоотношений относятся:
    документированная информация;
    информационные ресурсы;
    информационные продукты;
    информационные услуги;
    информационные системы;
    средства и механизмы обеспечения информационной безопасности.
 
 
     2.1 Информационно-правовые нормы 

     Информационно-правовые нормы регулируют общественные отношения  в соответствии с особенностями  информационной сферы. Как нормы  других отраслей права, они содержат описания правил поведения, которые  устанавливаются государством в  определенном порядке, форме и вводятся в действие в установленный законодателем  срок. Информационно-правовые нормы задают содержание прав и обязанностей субъектов – участников правоотношений, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.
     Основным  отличием информационно-правовых норм от норм других отраслей права является то, что они регулируют отношения, возникающие при реализации информационных прав и свобод граждан, а также информационные процессы при обращении информации.
     В зависимости от способа воздействия  на субъектов информационных правоотношений информационно-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные.
     Поскольку информация отнесена Гражданским кодексом к объектам гражданских прав, то диспозитивные нормы используются при регулировании информационных правоотношений. Они определяют порядок отношений в информационной сфере при защите субъектами правоотношений своих имущественных и личных неимущественных прав, а также нематериальных благ. К данным правам относятся право на имя, право авторства, достоинство личности, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п. Используемые в информационных правоотношениях диспозитивные нормы отличаются от других норм диспозитивного характера, что обусловлено особой природой информации.
     Поскольку деятельность в информационной сфере  в основном происходит на основе правил, установленных государством, то при  регулировании информационных правоотношений используются также императивные нормы. Они определяют обязанности органов государственной власти и местного самоуправления по производству и распространению информации, устанавливают их функции и компетенцию в области информационной безопасности, по формированию государственных (муниципальных) информационных ресурсов, по созданию государственных информационно-телекоммуникационных систем и т.п. Нормы императивного характера определяют порядок поведения всех участников информационных правоотношений в информационной сфере и их ответственность за нарушение данного порядка. Они обеспечивают защиту прав субъектов персональных данных, установление государственной политики в информационной сфере, защиту прав потребителей информации в информационной сфере и т.д.
     По  содержанию информационно-правовые нормы подразделяются на материальные и  процессуальные.
     Материальные  информационно-правовые нормы устанавливают материальное содержание юридических прав и обязанностей участников информационных правоотношений. Они закрепляют структуру информационной сферы, права и обязанности участников информационных отношений в данной сфере, правовой статус этих участников, ответственность за нарушение информационного законодательства. Материальные информационно-правовые нормы также определяют содержание государственной политики в области информации.
     Процессуальные  информационно-правовые нормы регламентируют порядок реализации обязанностей и прав, установленных материальными информационно-правовыми нормами. Они устанавливают порядок сертификации и лицензирования в информационной сфере, формирования информационных ресурсов, поиска и получения информации из этих ресурсов и т.п.
     В состав информационно-правовой нормы входит гипотеза, диспозиция и санкции.
     Гипотеза  указывает на условия действия информационно-правовой нормы. Она указывает на условия и обстоятельства, при которых могут возникать правоотношения в информационной сфере, а также определяет круг субъектов информационных правоотношений.
     Диспозиция устанавливает содержание самого правила поведения. Она является основной частью для большинства информационно-правовых норм и устанавливает порядок поведения субъектов информационных правоотношений, их права и обязанности.
     Санкции предусматривают последствия нарушения информационно-правовой нормы или норм, определяют виды и меру ответственности нарушителей. В зависимости от вида информации, характера нанесенного ущерба, условий возникновения правонарушения это могут быть гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность. Посредством санкций обеспечивается защита прав субъектов информационных правоотношений и исполнение ими установленных правил.
     Информационно-правовые нормы могут содержать все  три составляющих информационно-правовой нормы или только две из них  – как правило, гипотезу и диспозицию. В последнем случае санкции могут  содержаться в других статьях  этого законодательного или нормативного акта или в других законах. 
 

     2.2 Классификация информационных правоотношений 

     Классификацию информационных правоотношений можно  проводить либо по виду информации, либо на основе анализа информационных процессов в информационной сфере.
     По  виду информации информационные правоотношения можно  подразделить на три  большие группы, имеющие  общий характер:
    правоотношения по поводу информации, которая находится в гражданском обороте (имущественные отношения);
    правоотношения по поводу информации, которая находится в административном обороте (регулирование общественных отношений, в том числе и в информационной сфере);
    правоотношения по поводу информации, которая находится в общественном (публичном) обороте (сведения информационного характера или массовая информация).
     В зависимости от того, в какой области  информационной сферы субъекты вступают в информационные правоотношения, им присущи различные права и  обязанности, а информационные процессы строятся по разным схемам.
     Информационные  правоотношения, возникающие  при осуществлении  поиска, получения  и потребления  информации.
     В этой области потребители информации реализуют свое конституционное право на поиск и получение информации любого вида и формы представления за исключением информации ограниченного доступа, порядок получения которой регламентируется особо. Они несут гражданско-правовую, административно-правовую и уголовную ответственность за неправомерное использование полученной информации. Потребители вступают в правоотношения с производителями информации. Производители подразделяются на два класса – государственные организации и органы местного самоуправления, действующие в соответствии с возложенными на них обязанностями по производству и распространению информации или авторы произведений и собственники информационных объектов. Производители обязаны предоставлять информацию, в указанных законом случаях, и несут ответственность за ее достоверность, полноту и своевременность предоставления.
     Информационные  правоотношения, возникающие  при производстве, передаче и распространении  информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг.
     Данная  группа информационных правоотношений регулируется в зависимости от вида и формы производимой и распространяемой информации и степени ее открытости.
     Информационные  правоотношения в  области открытой информации носят  гражданско-правовой и административно-правовой характер. Основные правоотношения, возникающие при обороте открытой информации, связаны защитой личных неимущественных, личных имущественных прав и прав собственности на информационные объекты. Часть правоотношений, которые возникают при осуществлении органами государственной власти и местного самоуправления обязанностей по информированию потребителя и лицензированию коммерческих организаций, регулируется нормами административно-правового характера.4
     У производителей открытой информации могут  возникать следующие права и  обязанности:
    право на создание произведений науки и литературы;
    право интеллектуальной собственности на результаты творческой деятельности и право вещной собственности на документированную информацию, отражающую эти результаты;
    ограничение права на создание документированной информации ограниченного доступа;
    ограничение права на создание вредной, опасной для общества информации;
    обязанность по созданию информационных ресурсов в соответствии с установленной компетенцией и предоставления информации из них потребителям информации;
    обязанность исполнения условий авторских договоров;
    ответственность за непредставление информации;
    ответственность за недостоверность создаваемой информации, недоброкачественную и ложную информацию и дезинформацию;
    ответственность за качество информационных ресурсов, информационных продуктов, предоставления информационных услуг;
    ответственность за создание и распространение контрафактных экземпляров.
     Данный  перечень прав и обязанностей производителей информации не является исчерпывающим  и может быть расширен для конкретных информационных правоотношений.
     Информационные  правоотношения в  области массовой информации носят  конституционно-правовой и административно-правовой характер.
     У производителей массовой информации могут  возникать следующие права и  обязанности:
    право на создание массовой информации;
    право на защиту чести и достоинства;
    право интеллектуальной собственности на распространяемые СМИ результаты творческой деятельности;
    обязанность по достоверному, оперативному, полному информированию населения (пользователей Интернет);
    обязанность по обеспечению гарантий свободы слова, ограничение права на распространение информации ограниченного доступа;
    ограничение права на распространение вредной, опасной для общества информации;
    ответственность за недостоверность создаваемой информации, за недоброкачественную и ложную информацию и дезинформацию, за введение цензуры.
     Информационные  правоотношения в  области создания и распространения  официальных документов носят конституционно-правовой и административно-правовой характер.
     У производителей официальных документов могут возникать следующие обязанности:
    обязанность по производству и распространению (или обеспечению распространения) нормативных правовых актов в соответствии с установленной компетенцией;
    обязанность за предоставление информации из таких документов;
    ответственность за создание официальных документов неудовлетворительного качества.
     Информационные  правоотношения в  области обязательно  представляемой документированной  информации регулируются нормами административно-правового  характера.
     Они возникают при подготовке отчетной и иной представляемой информации, а также выполнении органами исполнительной власти и местного самоуправления своих обязанностей по формированию информационных ресурсов обязательно представляемой документированной информации.5
     У производителей обязательно представляемой документированной информации могут  возникать следующие обязанности:
    обязанность подготовки и представления обязательных документов;
    обязанность по созданию информационных ресурсов, содержащих обязательно представляемую информацию;
    ответственность за использование этой информации исключительно для исполнения установленных законом функций и задач;
    ответственность за недостоверность предоставляемой информации, за недоброкачественную и ложную информацию и дезинформацию.
     Информационные  правоотношения в  области информации ограниченного доступа  носят административно-правовой и уголовно-правовой характер.
     Производство, передача и распространение информации ограниченного доступа, формирование и использование информационных ресурсов с такой информацией  осуществляются в условиях доступа  к ней специально подготовленных и официально допущенных лиц. Деятельность данных лиц строго регламентирована, а за неправомерные действия с  такой информацией, в зависимости  от тяжести деяния, наступает административная или уголовная ответственность.
     У производителей обязательной информации ограниченного доступа могут  возникать следующие обязанности:
    обязанность по установлению состава информации ограниченного доступа;
    обязанность по установлению информации, которая не может относиться к категории ограниченного доступа;
    ограничение имущественных прав при отнесении созданной автором информации к государственной тайне;
    обязанность лицензирования деятельности по обработке информации ограниченного доступа;
    обязанность по установлению ограничений по доступу к информации ограниченного доступа;
    обязанность по обеспечению защиты информации и информационных ресурсов, содержащих такую информацию, от несанкционированного доступа;
    ответственность за нарушение условий ограниченного доступа, за разглашение информации ограниченного доступа.
     Информационные  правоотношения, возникающие  при создании и  применении информационных систем, их сетей, средств  обеспечения.6
     В этой области информационные правоотношения между участниками регулируются в основном нормами гражданско-правового характера. Целью правового регулирования является защита личных неимущественных, личных имущественных прав и прав собственности на информационные системы, средства их обеспечения и сети. В отдельных случаях правовое регулирование осуществляется нормами административно-правового характера - при проектировании и эксплуатации государственных информационных систем и средств их обеспечения, а также при лицензировании организаций разработчиков. Создатели и субъекты, обеспечивающие эксплуатацию таких объектов, несут гражданско-правовую, административно-правовую и уголовную ответственность за создание недоброкачественных технологий и некачественную их эксплуатацию.
     У участников информационных правоотношений в данной области могут возникать  следующие права и обязанности:
    право на создание и применение информационных систем, их сетей, средств их обеспечения;
    право интеллектуальной собственности на результаты творческой деятельности при создании таких объектов;
    ограничение права на создание таких объектов для информации ограниченного доступа;
    обязанность создания и применения информационных систем, их сетей, средств их обеспечения в соответствии с установленной компетенцией;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.