На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Основные направления европейской философии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 28.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План
Введение..............................................................................................................3
1. Предпосылки  развития европейской философии.............................................4
2. Периодизация  развития европейской философии..........................................6
3. Причины многообразия школ и направлений в европейской философии...10
4. Основные  направления европейской философии..........................................13
     4.1. Сциентистское направление...........................................................13
     4.2. Деятельностное направление...........................................................14
     4.3. Антропологическое направление..................................................15
     4.4. Философско-теологическое направление.......................................17
     4.5. Социально-критическое направление..............................................19
Заключение.......................................................................................................22
Список  использованной литературы...............................................................23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Европейская философия ведет начало с греков, которые овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами (такими, как наука и философия). Они расширили старые методы (как, напр., логический метод), впервые создали то, что называется теперь формой мышления: они впервые открыли человеческую душу, человеческий дух, в основу которого легло новое самопонимание человека.
     Европейская философия представляет собой определенную целостность с самого возникновения  и до наших дней. Несмотря на потрясения и переломы, философская традиция никогда не прерывалась: средневековая философия использовала античные идеи, а философия Нового времени - идеи средневековья.
     Европейская философия объединяет в себе множество  различных школ, концепций, зачастую противоречащих друг другу как в подходе к анализу окружающего мира, к человеку, так и в используемых методах. В связи с этим исследование европейской философии составляет основу множества исследований. Таким образом, изучение данной темы является актуальным.
     Цель  данной работы – исследовать основные направления европейской философии.
     Задачи  исследования:
     - рассмотреть предпосылки развития европейской философии;
     - раскрыть периодизацию развития европейской философии;
     - обозначить причины многообразия школ и направлений в европейской философии;
     - исследовать основные направления европейской философии. 
 
 
 

1. Предпосылки развития европейской философии
     Начало  развития  европейской философии было положено в 5-4 вв. до н.э. в Древней Греции. Эта  философия возникла и развивалась в тесной связи с природой. Философы пытались с  научной точки зрения рассуждать о происхождении мира, человека, явлений. Философы  решали научные проблемы и вместе с этим пытались понять сущность мира в целом.
     Если  восточная философия была направлена на изучение человека, то древнегреческая философия была противоположна: решался вопрос о первоначале мира. Решая эту  проблему, древнегреческая философия была несвободна от мифологии, но есть и  существенные отличия философии от мифологии: мифология отвечает на вопрос «Кто  кого породил?», а философия – «Из чего все произошло?»
     Фалес рассматривал все существующее как  единую субстанцию мира. Он считал, что вода является этой субстанцией. Испарения  воды питают небесные светила, а затем вода возвращается на Землю в виде  осадков.
     Анаксимандр – представитель милетской школы. Он выдвинул учение о неразрушимых элементах вещей. Считал, что первоначало мира  связано с неопределённо вечным первоначалом – апейроном (бесконечное), который  находится в постоянном движении.
     Анаксимен – представитель милетской школы,  ученик Анаксимандра. Он связывал первоначало мира с воздухом, из сгущения и разрежения которого возникают все вещи.
     Гераклит  Эфесский – философ –  диалектик, представитель 
ионийской школы. У него  есть произведение о природе, состоящее из трёх частей: «О вселенной», «О  государстве», «О богослове». Мир – это упорядоченное образование (космос), этот  мир вечен, бесконечен, он не создан ни богами, ни людьми. Считал, что  первоначалом сущего является мировой огонь, который есть также душа и разум  (логос); он «мерами вспыхивает и мерами угасает»; путём сгущения из огня  возникают все вещи, путём разрежения в него возвращаются. Все явления природы рождаются из огня. Гераклит строит цепочку превращений. Мир меняется, все  изменяется по известной закономерности (судьбе), а судьба тождественна  необходимости. Вечный закон – логос. В мире всё происходит по логосу. Учение  Гераклита называется стихийной диалектикой. Гераклит представлял мир в качестве  упорядоченной системы. «Всё течет, всё меняется, нет ничего неподвижного. Солнце  непрерывно новое, постоянно новое». Учение Гераклита связано с другим учением об  обмене противоположностей: «холодное – теплеет, влажное – высыхает, в расходящемся всё соединяется». Взаимодействие противоположностей происходит  через борьбу, через борьбу образуется гармония  мира.

     В древнегреческой  натурфилософии различают два подхода:
     1. Физический – задавшись вопросом о  первоначале мира связывают её с какой-то природной  стихией.
     2. Философский – философы рассматривают  проблему первоначала мира с позиции разума.2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Периодизация развития европейской философии
     Историю европейской философии принято делить на следующие этапы:
     1. Первый этап - это философия античности, которая существовала с VI века до н.э. до III века н.э. Это этап зарождения философии как таковой. Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Именно к этому стремились первые греческие философы - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, несколько позднее - пифагорейцы, Гераклит, Эмпедокл и другие. Затем благодаря Сократу, Аристотелю и Платону, а также их последователям и противникам из более поздних эпох философия приобретает черты, которые будут присущи ей на протяжении всей ее истории.
     Представители античной философии:
     - Классика: V-IV вв. до н. э. - Сократ и сократики: Сократ, Платон, Спевсипп, Ксенократ, Полемон, Крантор, Кратет Афинский, Клеарх, Евклид из Мегары, Стильпон, Диодор Крон, Евбулид, Клиномах, Антисфен, Диоген Синопский, Аристипп, Арета Киренская, Аристипп, сын Ареты, Феодор-Атеист, Гегесий, Аникерит, Эвгемер, Федон из Элиды, Плистен из Элиды, Менедем.
     - IV-III вв. до н. э. - Аристотель и перипатетики: Аристотель, Теофраст, Эвдем Родосский, Стратон, Аристоксен, Дикеарх, Клеарх
     - IV-I вв. до н. э. - философия периода эллинизма: Пиррон, Энесидем, Агриппа, Ксанф, Эпикуреизм, Эпикур, Метродор Лампсакский, Зенон Китийский, Клеанф, Тимон, Хрисипп, Зенон Тарсийский, Кратет Малльский, Панетий Родосский, Посидоний, Аркесилай, Лакид из Кирены, Эвандр из Фокиды, Карнеад, Клитомах, Филон Ларисский, Антиох из Аскалона, Менипп Гадарский, Бион Борисфенит, Кратет, Гиппархия, Метрокл из Маронеи, Критолай, Кратипп.
     2. Следующий этап - это философия средних веков. Она возникла в IV веке и просуществовала вплоть до XIV века. Философия этой эпохи была тесно сопряжена с теологией, а фактически составлял ее неотъемлемую часть. Фактически философ, мудрец, богослов, пророк и учитель этики в Средние века представлены одной фигурой. Основная проблема философии средних веков - бытийное отношение между Богом и человеком. Любая другая проблематика, связанная с философией в античности (онтология, гносеология, этика, эстетика), рассматривались под этим углом зрения. Как и теолог, философ строил свои системы, отвечая на запросы религии и вопрошая заповеди веры. Однако при этом у философии были свои, отличные от религии, функции, связанные с основным ее свойством - сомнением, а также со способностью разума эти сомнения побеждать и приходить к высшей истине.
     3. Качественно новым этапом развития философской мысли стала философия Возрождения (XV-XVI вв.). Начиная с XV века происходят многочисленные изменения в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы, которые были связаны в первую очередь с процессом секуляризации - освобождения от религии и церковных институтов. Если в центре внимания античности был космос, в средние века - бог, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. По этой причине философию Возрождения обычно характеризуют как антропоцентрическую. В эту эпоху человек становится гораздо более самостоятельным. В результате возникает и новая общественная позиция человека, который испытывает теперь гордость, сознавая собственную силу и талант. 
Важнейшая отличительная черта эпохи Возрождения - его ориентация на искусство. Это напрямую связано с изменениями в отношении к человеку: художник - это фактически творец, который создает мир, а следовательно, он равен богу.

     4. За философией Возрождения сформировалась философия Нового времени (XVII-XIX вв.). Для нее характерна почти безграничная вера во всемогущество разума, который, как кажется философам, способен познать природу и привести человека к прекрасному будущему. Новое время - это период развития и становления науки, которая мыслится как средство улучшения человеческой жизни и считается едва ли не естественным явлением. На первый план выступают проблемы гносеологии, то есть науки о познании, а следовательно, философия во многом становится «служанкой науки» (точно так же, как в Средние века она была «служанкой теологии»): философов крайне беспокоят проблемы методов, при помощи которых мы познаем мир.
     Однако  уже в философии Нового времени  возникают сомнения в том, что  разум настолько всемогущ. Кроме того, человек Нового времени сталкивается с непредсказуемыми последствиями своей собственной деятельности, которые, как оказывается, могут быть очень опасными. Поэтому в философии все более и более отчетливо начинают проявляться иррационалистические мотивы, выражающие неудовлетворенность настоящим и неспособность поверить в светлое будущее, которое пророчат сторонники прогресса.
     Основные  представители: Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Рене Декарт, Блез Паскаль, Бенедикт (Барух) Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц, Дэвид Юм.
     5. Последний этап развития философии - это новейшая философия (XX в.), которую называют также современной. Современная философия - это очень сложное явление, которое сочетает в себе все вопросы, которые когда-либо ставила философия. Такое присутствие тем предыдущих эпох в философии определенного периода - естественное явление, и вряд ли философия наших дней отличается в этом отношении от философии предыдущих эпох. Основное, наиболее важное для людей XXI века, различие между современной философией и философией прошедших эпох состоит в том, что говорить о современной философии объективно крайне сложно, поскольку она является реакцией на ту жизнь, которая нас окружает, а следовательно, любая оценка, выносимая в этом отношении, будет в той или иной степени предвзятой.3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Причины многообразия школ и направлений в европейской философии
     Новое время сменяет эпоху Возрождения  как переходный период от феодализма к капитализму. Становление капиталистического способа производства еще подпитывает иллюзии Свободы, Равенства и Братства. Место альянса «религия-философия» занимает тандем «философия-наука». Философия переживает свой звездный час, поднимая онтологические и гносеологические, мировоззренческие и методологические проблемы. Но ставка на разум и научно-технический прогресс привела к тому, что гуманистический антропоцентризм Ренессанса уступает место философскому антропоцентризму сциентистского характера. В новом качестве антропоцентризм обосновал необходимость индустриальных методов освоения природы. Эксплуатация природы обернулась эксплуатацией человека, его отчуждением от всего, от всех и от самого себя. 
В условиях, когда ставка делается на науку и развитие техники, человек превращается в средство сомнительных целей. «В результате, - как тонко подметил Ф. Ницше, - умер Бог». «Но и человек не стал Богом», - добавил Ф. М. Достоевский. Более того, человек потерял себя, превратился в общественную функцию.

     В XX в. рабство капитала сменяется  рабством абсурда. «Вторая природа» как система посредников вышла из-под контроля и обострила глобальные проблемы. Наука стала заложником политики. Она все больше становится прикладной, выполняя заказ текущего момента. Бал правит цивилизованное варварство, разрушая культуру и превращая народ в население, в объект манипулирования.4
     В этих условиях традиционное противостояние материализма и идеализма в философии  сменяется философским плюрализмом. Оформляются такие направления, как сциентистское, деятельностное, антропологическое, философско-теологическое и социально-критическое. 
Философские школы сциентистского направления разрабатывают философские проблемы науки, формируя мировоззрение научно-технической интеллигенции и тех слоев общества, которые рассматривают научно-технический прогресс как единственное средство решения глобальных проблем современности.

     Философские школы деятельностного направления разрабатывают социально-политические проблемы развития общества, формируя мировоззрение широких масс населения, связывающих свою судьбу с успешным решением означенных проблем.
     Философские школы антропологического направления  охватывают философские проблемы отдельного человека и его отношения к  миру, формируя мировоззрение в основном гуманитарной интеллигенции, а также  тех слоев, которые наиболее остро испытывают или переживают результаты отчуждения человека.
     Философские школы религиозного (теологического) направления связаны с кругом вопросов, нацеленных на обоснование  целесообразности религии. Они формируют  мировоззрение верующих, а также  всех, кто уповает найти в религии спасения от социальных и духовных невзгод.
     Философские школы социально-критического направления  ориентированы на анализ сущего и  проектирование должного. Они формируют  мировоззрение тех широких кругов общественности, которые наиболее остро переживают глобальные проблемы современности и готовы внести свой посильный вклад в их решение.
     Философский плюрализм XX в. свидетельствует о  том, что человечество переживает затянувшийся кризис, что в системе «природа-общество-человек» актуализировались нестандартные проблемы, требующие нестандартных решений, и что решение этих проблем далеко выходит за рамки возможностей классической философии.5 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Основные направления европейской философии
4.1. Сциентистское направление
     Сциентизм - это устойчивая ориентация на знание, своеобразная вера, что наука может решить все существующие проблемы. Возник сциентизм как реакция на бурное развитие науки в XIX-XX вв.6
     Первую  страницу этого философского направления  вписал позитивизм, как своеобразная форма утверждения «панрационализма» в науке.
     - Основоположник позитивизма О. Конт (1798-1857) полагал, что «позитивное» знание дает только наука. Что касается других форм общественного сознания, то их эффективность познавать мир находится в зависимости от меры рациональности. Философия занимает особое место в системе общественного сознания, но и она как наука несостоятельна, ибо ее предметом являются «метафизические проблемы». Эти проблемы выходят за рамки объективной реальности. Более того, они не решаются известными формами и методами научного познания.
     - Идеи О. Конта нашли свое продолжение в эмпириокритицизме. Его основатели Э. Мах (1838-1916), Р, Авенариус (1846-1896) пришли к ложным выводам о невозможности объективной и абсолютной истины; о том, что в науке бал правит исключительно «релятивизм» - относительная истина, С позиции релятивизма и был сделан вывод о том, что развитие физики якобы продемонстрировало аннигиляцию (исчезновение) материи, В действительности исчезла не материя, а предел наших устаревших знаний о ней. Но это становится понятным только при учете соотношения абсолютной и относительной истины, при уяснении, что их объединяет объективное содержание, при понимании, что истина всегда конкретна и нельзя абсолютизировать одностороннее решение проблемы.
     В отличие от чистого позитивизма  представители эмпириокритицизма  не отбрасывали философию, но сводили  ее только до уровня методологии, предавая забвению, что философия может  выступать в статусе онтологии, гносеологии, аксиологии, праксиологии, мировоззрения и т. д.
     - Идея превратить философию в методологию нашла свое развитие в деятельности так называемого «Венского кружка». В 20-х гг. XX в. М. Шлик и Р. Карнап, О. Нейрат и В. Крафт организовали семинар позитивистской направленности.
     Игнорируя традиционную «метафизику» и классическую философскую проблематику, участники семинара редуцировали философию до уровня логического анализа языка науки.
     - В 70-х гг. XX в. усилиями К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна и др. складывается «постпозитивизм» как попытка преодолеть нигилизм и антиисторизм логического позитивизма в отношении философии. Вместо принципа верификации К. Поппер вводит принцип опровержения как способ проверки состоятельности гипотез и отделения научного знания от ненаучного.
     - Усилиями Л. Витгенштейна оформляется еще одна школа позитивизма - аналитическая философия. Эта школа рассматривает философию как средство анализа языка.7 

4.2. Деятельностное направление
     Это направление представляют марксизм и прагматизм.
     - Не игнорируя философию и не перечеркивая значение науки, марксизм заявил о себе как оригинальная концепция познания общественного развития и разрешения проблем классического капитализма. В мировоззренческом плане это система взглядов пролетариата на мир и на свое отношение к миру.
     Возник марксизм в 40-е гг. XIX в. как теоретическое отражение кризиса классического капитализма и обоснование исторической миссии пролетариата. Теоретическими источниками марксизма явились немецкая классическая философия, английская классическая политэкономия и французский утопический социализм.
     Основоположниками философии пролетариата явились  К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Возвышенный  ум и независимый характер не позволили  им прожить спокойную и благочестивую  жизнь преуспевающих буржуа.
     - Несколько позже, в 70-х гг. XIX в., наряду с марксизмом в Европе, формируется философия действия - «прагматизм» в США. Его основатели Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи и Дж. Мид.
     Суть  концепции прагматизма заключается  в том, что философия должна быть не размышлением о началах бытия, не рациональной формой его познания, а общим методом решения проблем практической деятельности людей. 

4.3. Антропологическое направление
     Это направление философии оформилось в трех основных школах: философия жизни, экзистенциализм, философская антропология.
     Будучи  нацелено на экзистенцию человека, его бессознательное начало, это  направление методологии классического  рационализма предпочитает иррационализм. Иррационализм существенно ограничивает возможности разума, делает ставку на бессознательные процессы человеческого «Я». Процессы проявления воли, интуиции, воображения и т. д. не поддаются рациональному познанию и невыразимы в средствах логики. Если позитивизм, ориентируясь на науку, превращал философию в теорию познания, оторванную от объективной действительности, то философия жизни стремится сохранить мировоззренческую функцию философии, но ценой отказа от научности.
     Тенденции иррационализма наиболее сильно проявились в философии жизни. Ее представители: Ф. Ницше (1844-1900), В. Дильтей (1839-1911), Г. Зиммель (1858-1918) и А. Бергсон (1859-1941).
     На  формировании философии жизни сказалось  влияние философии Артура Шопенгауэра (1788-1860). В его основном сочинении  «Мир как воля и представление» мир  предстает как «слепая воля к  жизни». Только воля обладает объективностью, что и обеспечивает ее примат над разумом. Мышление, как производное воли, способно быть лишь системой ее обеспечения, выполнять служебную функцию.
     Наиболее  влиятельной школой антропологического направления в философии является экзистенциализм. Его основные представители: Ф. М. Достоевский (1821-1881), Л. И. Шестов (1866-1938) в России; М. Хайдеггер (1889-1976), К. Ясперс (1883-1969) в Германии; Г. Марсель (1889-1973), Ж.-П. Сартр (1905-1980) и А. Камю (1913-1960) во Франции. 
Предтечей экзистенциализма является датский философ-теолог С. Кьеркегор (1813-1855).

     Экзистенциализм исходит из того, что для каждого  человека главным в его жизни  являются не абстрактные идеи, а  конкретные проблемы его существования  в условиях, когда бал правит зло и несправедливость. Единственным ориентиром в «театре абсурда» является не разум, а вера, ибо «вера начинается как раз там, где прекращается мышление». 
Человеческая реальность, по Кьеркегору, не существует в чистом виде. Она находится во взаимоприкосновении с божественной реальностью. Взаимоприкосновение создает недоступность для логических средств и форм научного познания. Эта «недоступность» отягощает человеку выбор в ситуации «или-или», когда единичное устремляется к всеобщему, когда человек пытается выйти за пределы своего сущего «Я». Но поскольку это устремление выходит за рамки рационального, то, стало быть, надо в каждом случае не понимать, а принимать сложившуюся ситуацию.

     Социально-психологическим  источником экзистенциального философствования явилась социально-экономическая и социально-политическая обстановка в Европе, воплотившаяся в различных формах отчуждения. Отчуждение человека от всего, от всех и от самого себя приводит к тому, что человек выступает носителем «джентльменского набора» от ощущения бессилия и бессмысленности до состояния агрессивности и использования социально неодобряемых средств при решении проблем витального характера.
     Гносеологическим  источником экзистенциализма является проблема не сущности, а существования  человека; проблема соотношения рациональных и иррациональных форм постижения «самости» человека.
     Французский экзистенциализм при всей специфике  взглядов Ж.-П. Сартра и А. Камю в целом  совпадает с общей экзистенциальной позицией М. Хайдеггера и К. Ясперса.
     По  социологическим опросам 60-х гг., Жан-Поль Сартр оказался самым популярным философом XX в. 

4.4. Философско-теологическое направление
     Наибольшим  влиянием в западном мире пользуются неотомизм и персонализм.
     1. Неотомизм - официальная философско-теологическая доктрина католической церкви, провозгласившая себя «философией, сохраняющейся в веках». Первый и фундаментальный пласт неотомизма составляет философия Аристотеля, но в ее христианско-схоластической обработке. Задачу приспособления философии Аристотеля к нуждам догматической системы католицизма решил Томмазо (Фома) Аквинский (1224-1275). Его учение, основу которого составил христианизированный аристотелизм, получило название томизм.
     Согласно  томизму, все догмы католицизма  безусловны и абсолютны. Они открываются в акте религиозного переживания и исключают необходимость рационального познания.
     Основные  его представители: Э. Жильсон, Ж. Маритен (Франция); Д. Мерсье, А. Дондейн (Бельгия); М. Грабман (Германия); К. Фабро (Италия). 
Свою задачу они видят в осуществлении завещания Ф. Аквинского - примирить догматы христианской веры с требованием мыслящего разума, согласовать иррациональные положения религии с рациональными знаниями и тем самым оправдать христианство перед лицом авторитета науки и просвещения.

     Для неотомизма характерны попытки ассимилировать некоторые научные идеи и открытия, в частности христианизировать эволюционную теорию Ч. Дарвина.
     2. Персонализм возник на рубеже XIX-XX вв. прежде всего в США и  во Франции. Его основные представители:  Э. Брайтмен, Р. Флюэллинг в  (США); Э. Мунье, Ж. Лакруа (Франция). Мировоззренческая цель персонализма  заключается в том, чтобы примирить религию и культ человека.
     Персонализм рассматривает мир как сотворчество, как результат творческой активности Бога и человека. И если Бог выступает  верховной личностью, то земная личность признается в качестве первичной творческой реальности.
     На  первом плане в философии персонализма стоит не классический субъект познания, а человеческая личность в полноте своих проявлений.
     Личность  рассматривается в качестве фундаментальной  онтологической категории, основной формы  проявления бытия. В ней волевая  активность и деятельность сочетаются с непрерывностью существования. Но истоки этой активности (творческой) заложены не в самой личности, а в бесконечном начале - Боге. Этим и объясняется постоянная необходимость диалога человека и Бога.
4.5. Социально-критическое направление
     Это направление включает социальную философию франкфуртской школы, философию неофрейдизма и Римский клуб. Все они имеют свою «визитную карточку», но всех их объединяет критическое отношение к социальной действительности, к системе «общество-природа-человек».
     1. Социальная философия франкфуртской школы возникла в 30-х гг. XX в. Ее основные представители: М. Хоркхаймер (1895-1973), Т. Адорно (1903-1969), Г. Маркузе (1898-1979), Ю. Хабермас (1929).
     Эволюция  франкфуртской школы предстает  как движение от «критической теории общества» (М. Хоркхаймер, Г. Маркузе) к пессимистической философии истории (поздний Хоркхаймер), к «негативной диалектике» (Т. Адорно и поздний Г. Маркузе) и, наконец, к пессимистическому примиренчеству (Ю. Хабермас).
     Представители школы выступали в роли критиков развитого индустриального общества, обеспечившего тотальное отчуждение и производство «одномерного человека». За критикой последовало обоснование тезиса о том, что субъектом грядущей революции может быть только тот, кто еще не стал рабом «одномерного сознания», кто не стал одномерным человеком. С точки зрения представителей франкфуртской школы - это критически мыслящая интеллигенция и студенчество.
     2. Идею «революции человека» рассматривает  и неофрейдизм. Неофрейдизм выделился  в 30-х гг. XX в. из ортодоксального фрейдизма. Его основные представители К. Хорни, Г. Салливан, Э. Фромм и др. изначально стремились превратить фрейдизм в социально-культурологическую доктрину, пересмотрев традиционную концепцию бессознательного и порвав с биологическими предпосылками учения 3. Фрейда.
     Исходным  положением неофрейдизма явился так  называемый принцип приоритета социального (Э. Фромм). Истоками детерминизма (обусловленности) выступает не биологическая природа  человека, а природа личности, которая  формируется через систему межличностных отношений.
     Отклоняя  биологизаторскую концепцию человека с ее учением о либидо и сублимации, неофрейдизм придерживается принципа, что «собственно человеческое начинается там, где оканчивается его природа». 
Психика человека рассматривается всего лишь как механизм адаптации личности к социальной среде, а всякое нарушение социальной идентичности воспринимается как патология. В психике нет ничего, кроме отношений к другим людям и объектам. Неофрейдизм социологизирует психику и психологизирует социальное.

     3. С претензией на новую социальную  философию выступает Римский  клуб. Это международная общественная  организация, созданная с целью  «анализа особенностей развития  человечества в эпоху научно-технической  революции». Римский клуб основан в 1968 г. по инициативе известного экономиста А. Печчеи. Деятельность клуба направлена на исследование глобальных проблем современности и формирование мирового общественного мнения. Осуществлен ряд исследовательских проектов, в частности: «Пределы роста», «Мировая динамика», «Человечество на поворотном пункте», «Пересмотр международного порядка», «Цели человечества», «За пределами века расточительства», «Нет пределов обучению», «Диалог о богатстве и благосостоянии», «Путеводители в будущее: К более эффективным обществам» и др. Результаты этих исследований публиковались в форме докладов с последующим философским осмыслением, критикой негативных тенденций цивилизации и поиском путей гуманизации мира и человека.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.