На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ прибыли и рентабельноти

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание  

Введение 3
1. Характеристика  показателей прибыли и рентабельности 6
1.1. Сущность  и значение показателей прибыли  6
1.2. Сущность  и значение показателей рентабельности 9
2. Анализ балансовой  прибыли и общих показателей  рентабельности хозяйственной деятельности Минского Тракторного Завода 13
2.1. Анализ структуры  и динамики прибыли предприятия  отчетного года 13
2.2. Анализ показателей  рентабельности. 15
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Приложения.
Введение  

Переход экономики Республики Беларусь к рыночным отношениям обусловил и изменение подходов к оценке эффективности функционирования субъектов хозяйствования. Если раньше предприятие было полностью подконтрольно государству и результативность его работы характеризовалась в основном объемом выпущенной продукции и выполнением доведенного плана, то в современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта (даже находящегося в государственной собственности) является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. Инвестора интересует не столько продукт, который будет выпускаться на предприятии, и его объёмы, а то, какую отдачу принесут вложенные им средства. В анализе хозяйственной деятельности результаты деятельности предприятий могут быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельности того или иного предприятия. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с другими показателями, отражающими вложенные в предприятие средства. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности (хозяйственной, финансовой, предпринимательской) в экономическом анализе рассчитывают показатели рентабельности (или доходности).
Показатели рентабельности применяются при анализе эффективности  управления предприятием, при определении  долгосрочного благополучия организации, используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Целью написания  данной работы является изучение методики расчета показателей рентабельности и применение ее на практике, используя  финансовую отчетность крупнейшего  государственного предприятия «Минский Тракторный Завод».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
? дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;
? рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции;
? провести анализ уровня и динамики доходности хозяйственной деятельности ПО «МТЗ»;
? дать оценку уровня и динамики рентабельности финансовой деятельности анализируемого предприятия;
? охарактеризовать эффективность основной деятельности предприятия по производству и реализации товаров, работ, услуг;
? сделать необходимые выводы по показателям рентабельности ПО «МТЗ».
Как уже было отмечено, анализ показателей рентабельности будет производиться на основании  финансовой отчетности, а именно «Бухгалтерского  баланса», «Отчета о прибылях и  убытках» и «Приложения к бухгалтерскому балансу» ПО «МТЗ».
Производственное  объединение “Минский тракторный завод” (МТЗ) было основано 29 мая 1946 года. За более чем полувековую историю своего существования завод превратился в одного из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники в мире, на котором работает почти 20000 человек.
ПО “МТЗ”  разрабатывает, изготавливает и  экспортирует колесные тракторы, запасные части, организует на лицензионной основе их производство, оказывает услуги по налаживанию и проведению сервиса. В настоящее время Минский  тракторный завод ведет активную деятельность на рынках более чем 60 государств в различных уголках планеты.
На протяжении ряда лет завод сохраняет за собой  долю в 8-10% от мирового рынка колесных тракторов, находясь в десятке крупнейших мировых производителей. Несмотря на то, что конъюнктура мирового рынка в 1998-1999 годах характеризовалась значительным снижением продаж, МТЗ сохранил свои позиции среди самых крупных экспортеров тракторов как на рынках стран СНГ, так на крупнейших мировых рынках.  

1. Характеристика  показателей прибыли и рентабельности
1.1. Сущность  и значение показателей прибыли  

В условиях рыночной экономики прибыль является целью  и важнейшим стимулом предпринимательской  деятельности. Прибыль призвана обеспечивать одну из важнейших функций деятельности производственного предприятия – обеспечение расширенного воспроизводства. Кроме того, остающаяся в распоряжении предприятия прибыль может быть источником выплаты дивидендов, материального стимулирования коллектива, инвестирования в ценные бумаги и т.д. Прибыль предприятие получает главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на фондовых и валютных биржах и т.д.).
Прибыль - это  часть чистого дохода, созданного  в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который непо-средственно получают предприятия. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности изучаются в тесной связи с использованием и реализацией продукции.
Следует отметить, что в анализе используются следующие  показатели прибыли:
u балансовая прибыль (общая прибыль отчетного года),
u прибыль от реализации продукции, работ и услуг,
u прибыль от прочей реализации,
u финансовые результаты от внереализационных операций,
u налогооблагаемая прибыль,
u чистая прибыль.
Общая прибыль  отчетного года состоит из прибыли  от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.). Учитывается также и прибыль от прочей реализации.
Налогооблагаемая  прибыль представляет собой разность между балансовой прибылью и суммой налога на недвижимость, прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), прибыли, полученной сверх предельного уровня рентабельности, изымаемой полностью в бюджет, затрат, учитываемых при исчислении льгот по налогу на прибыль (мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, природоохранные и противопожарные мероприятия, содержание детских оздоровительных лагерей, домов престарелых и т.д.).
Чистая прибыль - это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия  после уплаты всех налогов, экономических  санкций и отчислении в благотворительные  фонды.
В процессе анализа  необходимо изучить состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год.  

Рис. 3.2.1. Блок-схема  факторного анализа прибыли  

Основную часть  прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В  процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию  зависит от четырех факторов первого  уровня соподчиненности:
u объема реализации продукции (VРП);
u структуры продукции (УДi);
u себестоимости продукции (Ci);
u уровня среднереализационных цен (Цi).
Объем реализации продукции может оказывать положительное  и отрицательное влияние на сумму  прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному  увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как  положительное, так и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль находятся  в обратно про-порциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.
Основными задачами анализа финансовых результатов  деятельности являются:
• систематический  контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;
• определение  влияния как объективных, так  и субъективных факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты;
• выявление  резервов увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли;
• оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема реализации продукции, прибыли и рента-бельности;
• разработка мероприятий  по использованию выявленных резервов.  

1.2. Сущность  и значение показателей рентабельности  

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются  как суммой полученной прибыли, так и уровнем рентабельности. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько  групп:
1) показатели, характеризующие  рентабельность (окупаемость) издержек  производства и инвестиционных  проектов;
2) показатели, характеризующие  рентабельность продаж;
3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции  и чистой прибыли.
Рентабельность  производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения валовой (Прп) или чистой прибыли (ЧП) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (И):
, или (1.2.1)
Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость  затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Факторная модель этого показателя имеет вид:
(1.2.2.)
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли  с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.
Рентабельность  продаж рассчитывается делением прибыли  от реализации продукции, работ и  услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (ВР). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: показывает, сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
, или (1.2.3.)
Детерминированная факторная модель показателя рентабельности продаж, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:
(1.2.4.)
Однако, пожалуй, важнейшее место среди показателей  рентабельности занимает показатель общей экономической рентабельности или рентабельности производственного капитала, исчисляемый как отношение общей прибыли к среднегодовой стоимости основных средств и материальных оборотных фондов:
, (1.2.5.)
где: F – среднегодовая  стоимость основных фондов;
Е – средние  остатки материальных оборотных  средств.  

В процессе анализа  одним из главных вопросов является вопрос о достоверности и полноте  исходной информации, без чего его  результаты не будут иметь смысла. Чтобы этого не произошло важно грамотно подходить к выбору источников, на основании которых будет вестись анализ.
К основными  источниками информации при анализе  реализации продукции, прибыли и  рентабельности можно отнести:
1. Бухгалтерский  баланс предприятия ф. № 1;
2. данные финансовой отчетности ф. № 2 "Отчет о прибылях и убытках";
3. Отчет о  движении фондов и других средств  ф. № 3;
4. Отчет о  движении денежных средств ф.  № 4;
5. Форма №  5-ф "Краткий отчет о финансовых  результатах";
6. Приложение  к бухгалтерскому балансу ф. №5;
7. данные аналитического  бухгалтерского учета по счету  46, 47, 48 и 80;
8. накладные  на отгрузку продукции; 
9. соответствующие  таблицы плана экономического  и социального развития предприятия.  

2. Анализ балансовой  прибыли и общих показателей  рентабельности хозяйственной деятельности Минского Тракторного Завода
2.1. Анализ структуры  и динамики прибыли предприятия  отчетного года  

Рассмотрим формирование прибыли отчетного года государственного предприятия «Минский Тракторный Завод». Для этого на основании данных Отчета о прибылях и убытках Ф. № 2. составим таблицу 1.  

Таблица 1 Состав прибыли отчетного года.
Состав Прибыли  отчетного года На 31.12.2000 На 31.12.2001
Сумма, млн. руб  Структура % Сумма, млн. руб Структура %
Прибыль отчетного  года (стр 130 ф-2) 45179,653 100,00% 38021,868 100,00%
Прибыль от реализации продукции (стр. 50 ф-2) 42975,511 95,12% 44900,148 118,09%
Прибыль (убыток) от прочей реализации (стр.90-100 ф-2 ) 2720,878 6,02% -14,124 -0,04%
Внереализационные финансовые результаты (стр.110-100+80 ф-2) -516,736 -1,14% -6864,156 -18,05%  

На основании  этих данных можно детализировать состав общей прибыли предприятия отчетного  года:
Побщ = Преал + Ппроч  реал +Внереализ.ФР (2.1.1.)
Проанализируем, каким образом повлияли различные  составляющие на размер общей прибыли. Учитывая то, что в данном случае имеет место аддитивная модель взаимосвязи факторов, каждая из составляющих будет оказывать прямое влияние на результативный показатель.
Итак:
1. Прибыль от  реализации составила в отчетном году 44900148 тыс. руб., а за аналогичный период прошлого года – 42975511 тыс.руб. Таким образом, увеличение прибыли от реализации составило 1924637 тыс.руб. Проанализируем, за счет каких факторов произошло данное увеличение.
• Себестоимость  продукции увеличилась в анализируемых периодах соответственно с 153505100 тыс. руб. до 293631197 тыс. руб., что привело к соответствующему снижению прибыли на 140126097 тыс. руб.
• В то же время  выручка (нетто – без НДС, акцизов  и др. обязательных платежей из выручки) увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 142050734 тыс. руб. (с 196480611 до 338531345 тыс. руб. соответственно), что повлияло на размер прибыли в сторону увеличения.
Отсутствие данных по ассортименту и объемам выпуска  конкретных видов изделий не даёт возможности более глубоко проанализировать такие факторы, влияющие на прибыль, как рентабельность отдельных видов продукции, структура реализованной продукции, уровень цен на различные виды продукции и т.д. по методике, изложенной выше (в первой главе). Однако на основании имеющегося можно сказать, что как рост себестоимости, так и рост выручки (в номинальном выражении) обусловлены в первую очередь инфляционными процессами в экономике, вследствие чего рост прибыли от реализации в размере 1924637 тыс. руб. можно считать незначительным, а результаты деятельности предприятия в области производства и реализации продукции – не вполне удовлетворительными в условиях в условиях сложившегося в экономике положения.
2. Прибыль от  прочей реализации оказала значительное влияние на конечные финансовые результаты деятельности предприятия в анализируемом периоде. Судить об этом можно по тому, что если в предыдущем периоде данный показатель составил величину, равную 2720878 тыс. руб., то в отчетном периоде предприятие понесло убытки по данному виду деятельности в размере 14124 тыс. руб., что в конечном итоге снизило размер общей прибыли по сравнению с предыдущим годом на 2735002 тыс. руб.
И наконец, сальдо внереализационных расходов составило  в анализируемом и прошлом периодах соответственно -6864156 и -516736 тыс. руб., то есть на лило серьёзные убытки предприятия, на что руководству следовало бы обратить должное внимание: за счет этого фактора общая сумма прибыли по сравнению с прошлым периодом снизилась еще на 6347420 тыс. руб.
Таким образом, исходя из приведенного выше анализа  можно резюмировать следующее: хотя предприятие в части своей  основной деятельности сработало неплохо (с прибылью в 1924637 тыс.руб.), тем не менее возрастающие убытки по прочим операциям предприятия и отрицательные внереализационные финансовые результаты свели на нет вызванный этим прирост общей прибыли, в результате чего она по сравнению с аналогичным базисным показателем снизилась на 7157785 тыс. руб. Кроме того, тот факт, что предприятие работает в инфляционной экономике, поднимает вопрос о пересмотре результатов анализа с учетом изменения цен, что покажет наличие еще больших проблем, однако автор при написании данной курсовой работы не ставил перед собой таких задач.  

2.2. Анализ показателей рентабельности.  

Как уже отмечалось выше, показатели прибыли недостаточно точно отражают результативность деятельности предприятия. Более объективно это  позволяют оценить различные  показатели рентабельности, показывающие финансовые результаты не в абсолютном выражении, а в соотнесении с факторами, оказывающими непосредственное влияние на их формирование (затраты, выручка, капитал и т.д.). Поскольку в предыдущем пункте были получены не вполне удовлетворительные показатели динамики прибыли, целью дальнейшего анализа будет выяснение причин наметившейся отрицательной динамики: было ли снижение прибыли вызвано объективными причинами, или же это снижение явилось следствием нерационального и неполного использования располагаемого капитала или, иными словами, снижения рентабельности.
Расчет интересующих нас показателей начнем с показателя рентабельности производственного  капитала. Этот показатель наиболее полно  отражает эффективность (отдачу) капитала предприятия. Он рассчитывается по формуле (1.2.3.):
,
где
F – среднегодовая  стоимость основных фондов;
Е – средние  остатки материальных оборотных  средств;
П – прибыль.
Однако эту  модель можно значительно расширить:  

(2.2.1)  

где
R - рентабельность активов (капитала);
Р - прибыль от реализации;
К - средняя за период стоимость активов;
F - средняя за  период стоимость внеоборотных  активов; 
Е - средние остатки  оборотных активов;  

- затраты на 1 рубль продукции по полной  себестоимости;  

- зарплатоемкость продукции;  

- материалоемкость  продукции;  

- амортизациеемкость  продукции;  

- фондоемкость  продукции по внеоборотным активам;  

- фондоемкость  продукции по оборотным активам  (коэффициент закрепления оборотных  активов).  

Рентабельность  активов тем выше, чем выше прибыльность продукции, чем выше отдача внеоборотных актинов и скорость оборота оборотных активов, чем ниже общие затраты на 1 рубль продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средств труда, материалов, труда). Числовая оценка влияния отдельных факторов на уровень рентабельности определяется по методу цепных подстановок или по интегральному методу оценки факторных влияний.
Трехфакторная модель анализа рентабельности
, (2.2.2)
где - прибыль  продукции 
; (2.2.3.)
- фондоемкость ( капиталоемкость) продукции по основному капиталу:
; (2.2.4.)
- оборачиваемость  оборотных активов (капиталоемкость  по оборотному капиталу):
. (2.2.5)
В данной модели фактор оборачиваемости оборотных  активов отражается величиной , обратной среднему числу оборотов.
Проведем анализ рентабельности деятельности анализируемого предприятия по описанной модели. Для этого, используя данные из отчетности предприятия, сгруппируем следующие  данные:  

Таблица 2 Исходные данные для анализа рентабельности.
Показатель* Анализируемый период Изменение показателя
Баз. Отч. ?
N= 196480611 338531345 142050734
F= 151898861 263870634 111971773
E= 124927930 215563884 90635954
S= 180588598 340454690 159866092
U= 27842708 53649785 25807077
M= 148769478 273827007 125057529
A= 3976412 12977898 9001486
U/N= 0,141707153 0,158478043 0,01677089
M/N= 0,757171292 0,808867513 0,051696221
A/N= 0,02023819 0,038335883 0,018097693
F/N= 0,773098476 0,779457022 0,006358546
E/N= 0,635828285 0,636761964 0,000933678  

Рассчитаем, какую же величину составил показатель рентабельности в анализируемом периоде по сравнению с базисным. Получим:
R0 = 5,74077854%  

R1 = -0,40116949%  

?R = - 6,14194802% (проц. пункта)  

Проведем факторный  анализ, используя метод цепных подстановок. Для этого рассчитаем значения условных показателей рентабельности. Они будут равны:
Ry1 = 4,55044769% (проц. пункта)
Ry2 = 0,88125618% (проц. пункта)
Ry3 = -0,40324583% (проц. пункта)
Ry4 = -0,40143414% (проц. пункта)  

Теперь на основании  этих данных рассчитаем, как повлияло изменение каждого фактора на значение результативного показателя. Итак:
?R(U/N)= -1,19033085 (проц. пункта)
?R(M/N)= -3,66919151 (проц. пункта)
?R(A/N)= -1,28450201 (проц. пункта)
?R(F/N)= 0,00181169 (проц. пункта)
?R(E/N)= 0,00026466 (проц. пункта)  

??R= -6,14194802% (проц. пункта)  

Таким образом, уровень рентабельности производственного  капитала, исчисленный по данной методике, снизился в отчетном периоде на 6,14 процентных пункта со значения 5,74% до отрицательного значения -0,4%. Такое снижение было обусловлено влиянием следующих факторов:
• За счет увеличения значения показателя зарплатоёмкости  на 0,01677089 произошло снижение рентабельности на 1,19033085 процентных пункта.
• Повышение  значения показателя материалоёмкости на 0,051696221 вызвало соответствующее снижение рентабельности - на 3,66919151 процентных пункта.
• Аммортизациеёмкость  в отчетном периоде по сравнению  с предыдущим возросла на 0,018097693, что  сказалось на результативном показателе рентабельности также в сторону снижения – она снизилась на 1,28450201 процентных пункта.
• Изменение  фондоёмкости выпускаемой продукции  на 0,006358546 вызвало прирост рентабельности капитала на 0,00181169 процентных пункта
• И наконец, изменение значения коэффициента оборачиваемости по оборотным активам на 0,000933678 вызвало незначительное увеличение рентабельности на 0,00026466 процентных пункта.
Однако, резюмируя  вышесказанное, следует заметить, что  снижение рентабельности можно объяснить  общим повышением себестоимости  на продукцию предприятия и одновременным снижением выручки в сопоставимых ценах, или, иными словами, значительным снижением финансовых результатов от реализации продукции. Такие результаты являются свидетельством неэффективного функционирования предприятия, что может быть вызвано неэффективным процессом хозяйствования, ситуацией на рынках сбыта, перегруженностью предприятия объектами социально-культурного назначения и другими причинами.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.