На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Сущность Всемирной торговой организации и её роль в международной торговле. Конкурентоспособность российской экономики и оценка возможных последствий вступления России в ВТО. Экономические последствия вступления России в ВТО для Камчатского края.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 05.11.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
2008-2009 учебный год
Кафедра экономики и сервиса
Квалификационная работа
ПРОБЛЕМЫ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ Во ВСЕМИРНО ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ
Петропавловск-Камчатский - 2009
Аннотация
В работе анализируется деятельность Всемирной торговой организации в исторической ретроспективе, определяются цели, функции, механизм работы организации, рассматриваются основные соглашения; изучаются этапы процесса присоединения России к ВТО, а также основные правовые и экономические трудности; прогнозируются перспективы развития российской экономики в результате вступления страны в ВТО. Особое внимание уделяется проблемам развития отраслей национальной экономики и анализу воздействия внешнеэкономической либерализации на экономическое развитие Камчатского края.
The annotation
This research is devoted to the analysis of the World Trade Organization's activity in a historical retrospective review, to the definition of its purposes, functions, the mechanism of the organization's work and its basic agreements. The author examines the stages of the process of Russia's connection to the WTO and the main legal and economic difficulties. Due to that the prospects of the Russian economy's development as a result of the entry of the country into the WTO are predicted. The author focuses on the problems of the development of national economy's branches and on the analysis of the external economic liberalization's influence on the economic development of the Kamchatka Territory.
Содержание
Введение
Глава 1. Сущность Всемирной Торговой Организации и её роль в международной торговле
1.1 Возникновение и развитие ВТО. Особенности ВТО как международной организации
1.2 ВТО - задачи, функции, структура, механизм работы и процедура присоединения
1.3 Механизм вступления России в ВТО: особенности переговорного процесса
Глава 2. Конкурентоспособность российской экономики и оценка возможных последствий вступления России в ВТО
2.1 Перспективы отечественной промышленности при вступлении России в ВТО
2.2 Сельское хозяйство: оценка современного состояния и перспективы развития отрасли
2.3 Внешнеторговая либерализация в сфере услуг
2.4 Экономические последствия вступления России в ВТО для Камчатского края
Заключение
Список литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость повышения конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках, укрепления экспортной базы страны, создание благоприятных торгово-политических условий, обеспечивающих доступ российской продукции на эти рынки, вызывают требования увеличения объема российского экспорта и улучшения его структуры. Вступив на путь экономических реформ, отказавшись от государственной монополии внешней торговли, создав реальную тарифную систему, Россия может и должна развивать связи со странами рыночной экономики на основе общих принципов, принятых в мировом хозяйстве. Поэтому Россия активно налаживает связи с международными экономическими организациями. В последние годы она стала полноправным членом ряда крупнейших таможенных, торговых и финансовых организаций, в частности Совета таможенного сотрудничества, Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной торговой палаты (МТП), а в настоящее время готовится к вступлению в одну из самых авторитетных - Всемирную торговую организацию (ВТО).
Как известно, переговоры о присоединении России к ВТО ведутся уже второй десяток лет, и все это время не прекращаются дискуссии в общественных, деловых и научных кругах о последствиях более полного включения страны в многостороннюю торговую систему.
К сегодняшнему моменту сложился определенный консенсус в подходах правительства и бизнеса: вхождение России в многостороннюю торговую систему не повлечет за собой угрожающих последствий для национальной экономики в целом, хотя и породит определенные проблемы для отдельных отраслей материального производства, в сельском хозяйстве, сфере услуг. При этом, как справедливо отмечается многими исследователями, издержки, которые вынуждены будут нести национальные экономические субъекты, будут вполне реальными и ощутимыми, они возникнут сразу после того, как правительство начнет выполнять обязательства, принятые в документах о присоединении к ВТО. Напротив, основная часть выгод и преимуществ носит ожидаемый характер, и для их получения необходима активная позиция России в ВТО и в отношениях с основными торговыми партнерами, знание и опыт применения норм и правил многосторонней торговли и постоянное взаимодействие правительства и участников внешнеэкономической деятельности.
Присоединение к ВТО создает для России возможности более полного взаимодействия с мировым хозяйством и участия в международной торговле на основе правил, которые коллективно, на основе консенсуса устанавливаются подавляющим большинством государств в рамках ВТО. Это отвечает требованиям развития национальной рыночной экономики на современном этапе и способствует решению стратегических задач по обеспечению высоких темпов экономического роста, проведению структурных реформ, созданию конкурентных условий для бизнеса внутри страны и на внешних рынках.
На современном этапе развития ни одна страна не может являться полноценным участником международных экономических отношений без членства в ВТО. Современная экономика интегрирует в мировую торговлю, развивается мировой рынок, и каждая страна стремиться занять свою нишу.
Интересы России требуют, чтобы она завершила свою роль наблюдателя в ВТО и стала активным её участником. Страна уже располагает рыночными механизмами хозяйствования, отказалась от ряда ограничений на экономическую деятельность, и в тоже время, до сих пор отличается резкими диспропорциями в экономике.
Таким образом, сегодня Правительство России стоит на пути сложных, многоплановых и, вместе с тем, перспективных и важных для страны переговоров, в итоге которых укрепятся международные экономические позиции России, а законодательство страны, административные правила, техника и практика государственного регулирования всего комплекса внешнеэкономических связей будут выведены на современный мировой уровень.
Актуальность данной квалификационной работы заключается в том, что, с одной стороны, в последнее время роль ВТО значительно возросла: расширилась компетенция этой организации за счёт торговли услугами, интеллектуальной собственностью, инвестициями, продукцией сельского хозяйства. Практически все крупные государства мира являются членами ВТО. Кроме того, идёт процесс её расширения за счёт стран Центральной и Восточной Европы; ряд развивающихся стран также ведёт переговоры о присоединении к мировой торговой системе.
С другой стороны, внешняя торговля является одним из важнейших секторов российской экономики, определяя динамику многих макроэкономических параметров. И хотя в условиях мирового финансового кризиса объем международных торговых операций уменьшился, важно создать условия для дальнейшего развития внешнеэкономических связей и их эффективного использования в целях роста конкурентоспособности экономики и повышения стандартов уровня жизни населения.
Объект исследования - анализ современного состояния национальной экономики и последствий вступления России во Всемирную торговую организацию для страны в целом и отдельных отраслей и регионов.
Предмет исследования - изучение процедуры и этапов вступления России в ВТО, необходимость выполнения при этом международных торгово-экономических условий и изменение конкурентоспособности национальной экономики.
Цель работы заключается в анализе позиций ведущих экономистов и политиков по данной проблеме, в изучении основных правовых и экономических трудностей, стоящих перед Россией в связи со вступлением в ВТО, и в прогнозировании состояния российской экономики в результате присоединения к этой организации.
Вступление в ВТО - это вхождение России в сложившуюся международную экономическую организацию с развивающейся практикой правового и административного регулирования международных торговых отношений. Этот шаг означает присоединение России к действующим правилам движения товаров и услуг на мировом рынке. И без этого шага успешная реализация прогрессивных экономических реформ в стране вряд ли может быть возможной, а внешняя торговля окажется в исключительно трудных условиях для развития.
Понятно, что вступив в ВТО, Россия получит возможность на равных вести переговоры по торгово-политическим вопросам. Сейчас практически все важнейшие проблемы многостороннего торгового сотрудничества установление таможенных тарифов, использование количественных ограничений, согласование механизма разрешения торговых споров, совершенствование общей торговой практики - все это делается без влияния России. Страна пользуется всеми этими решениями ВТО на практике, но никак не влияет на их принятие.
Кроме того, Россия, будучи членом ВТО, получит возможность защититься от одностороннего произвола в применении тех или иных ограничительных мер, в частности, от растущего количества антидемпинговых расследований по отношению к российским экспортным товарам. Присоединение России к ВТО не означает, что Россия стремится к каким-то льготам, привилегиям, она хочет стать равноценным участником международной торговли.
В скорейшей интеграции России в систему ВТО заинтересованы также и наши торговые партнеры, поскольку внешнеторговый режим России остается нестабильным, и чем быстрее Россия войдет в ВТО, тем быстрее наступит здесь стабилизация. Такое положение подталкивает партнеров к тому, чтобы принять Россию в ВТО. Вышесказанное наглядно демонстрирует преимущества, которые дает членство в данной организации.
С другой стороны, вступая в ВТО, Россия принимает на себя и обязательство соблюдать жесткие правила поведения. Если страна не будет выполнять этих правил, будет нарушать дисциплину организации, то такого несговорчивого партнера в рамках ВТО фактически ожидает торговая война со всем торговым сообществом.
По условиям вступления в ВТО, в ответ на открытие для ее товаров зарубежных рынков, Россия должна будет шире открыть внутренний рынок для импорта. При этом понятно, что большая часть выпускаемой в России продукции конкуренции с зарубежной не выдержит. Это будет означать дальнейший спад в промышленности, сельском хозяйстве, что может привести к сворачиванию многих предприятий. Вместе с тем понятно, что только защитой рынка производство не вытащить. Здесь необходим целый комплекс мер - изменение налоговой системы, создание предпосылок для предложения дешевого кредита для развития производства, меры повышения конкурентоспособности отечественного производителя, стимулирование экспорта и т.п.
С учетом этой специфической ситуации, необходимо продолжать анализировать и оценивать возможные последствия присоединения России к ВТО на предлагаемых нам условиях. Поэтому в рамках настоящей работы поставлены следующие задачи.
Во-первых, рассмотреть особенности деятельности Всемирной торговой организации в исторической ретроспективе, определить её цели, функции, совершенствование механизма работы в начале XXI века, а также проанализировать её основные соглашения.
Во-вторых, необходимо изучить этапы процесса присоединения России к ВТО, а также определить их результаты и вновь возникающие трудности.
В-третьих, проанализировать особенности конкурентоспособности российской экономики в преддверии вступления, и определить последствия и перспективы внешнеторговой либерализации.
При написании работы были применены такие методы как сбор статистической и фактической информации, анализ документов, метод экономического и статистического анализа, теоретического обобщения, метод системного анализа.
Структура квалификационной работы представлена следующим образом: введение, две главы, заключение и приложения. В первой главе рассматривается становление, развитие и функционирование Всемирной торговой организации: её цели, организационная структура и механизм работы. Вторая глава посвящена проблематике отраслевых последствий присоединения России к ВТО, а также анализу воздействия внешнеэкономической либерализации на экономическое развитие Камчатского края.
Информационной базой исследования при написании работы послужили труды зарубежных и российских авторов. В публикациях отраслевой периодической печати, в статистических сборниках содержится ценный материал для научного изучения.
Главная тема, которую обсуждают Кузнецова И.П. и Дюмулен И.И. в своих исследованиях («ВТО: история, основы функционирования, проблемы») - это история возникновения и развитие Всемирной торговой организации. Рассматривая основы функционирования ВТО, авторы выделили задачи, структуру и этапы процедуры присоединения, тем самым, определив особенности ВТО как международной организации.
Ливенцев Н.Н. и Лисоволик Я.Д. в совместной работе «Актуальные проблемы присоединения России к ВТО» рассматривают основные отраслевые, региональные, макроэкономические и геополитические аспекты присоединения к ВТО, выделяя качественные составляющие данного процесса. В рамках анализа последствий вступления России в ВТО исследуют зарубежный опыт внешнеэкономической либерализации, а также основные тенденции развития мировой экономики, уделяя при этом особое внимание китайскому опыту присоединения к ВТО.
Подробную «Оценку социально-экономических последствий присоединения России к ВТО» предложили Гринберг Р.С. и Татаркин А.И., которые исследовали объективную необходимость и условия вступления России в ВТО, проанализировали инвестиционные возможности российской экономики как участника ВТО, а также выделили преимущества и последствия такого шага для России.
Необходимо также отметить авторские статьи таких экономистов, как Андрианова В. («Проблемы и перспективы присоединения России к ВТО»), Данильцева А. и Кузяева К. В работах они высказывают свои мнения относительно актуальных проблем и перспектив присоединения России к ВТО, исследуя специфику присоединения и выделяя сценарии возможных последствий. Полуэктов Л.Б. рассматривал ВТО как инструмент экономической политики стран-членов, Булашов С.Н., Фатхутдинов Р., Чиркин А. свои исследования посвятили правовому и экономическому анализу последствий вступления России во Всемирную торговую организацию. Многие из них проводили в течение ряда лет анализ процесса данного вступления, и ими опубликован ряд монографий.
Академик РАН Иванов И.Д. в своих исследованиях проводит сопоставительный анализ имеющихся экспертных проработок по данной проблематике с выходом на их аргументированную равнодействующую, а также высказывает личное мнение, касаемо последствий данного кардинального шага России на пути формирования в ней рыночной экономики открытого типа. Изучением же «Пространственного распределения эффектов от присоединения России к ВТО» занимались Деваева Е.И. и Горюнов А.П., которые акцентировали внимание на перспективах развития внешней торговли дальневосточных субъектов Российской Федерации в связи со вступлением страны в ВТО, выделяя пространственное распределение потенциальных внешнеторговых эффектов, связанных с либерализацией таможенно-тарифного регулирования.
Таким образом, осуществленный в рамках данной работы анализ совмещает в себе экономические, правовые, а также политические факторы, что в свою очередь отражает многогранность и сложность вопроса о присоединении России к ВТО, в том числе и на региональном уровне.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЁ РОЛЬ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ
1.1 Возникновение и развитие ВТО. Особенности ВТО как международной организации
Процесс глобализации, порождённый новыми формами экономической деятельности и технологии, значительно расширил рамки мирового экономического порядка. Многие элементы глобализации возникли в мировой экономике уже после второй мировой войны, когда международное сообщество предприняло первую попытку создать сплоченную и взаимосвязанную экономическую систему. Непосредственной целью было признано устранение экономических ограничений и протекционизма, характерных для структуры мировой экономики того времени. Было признано, что процветание экономики является важнейшей предпосылкой мира и безопасности на Западе и что новый экономический порядок должен стать фундаментом, обеспечивающим эффективное функционирование всей новой мировой политической системы.
Составной частью этой политики было успешное завершение западными союзниками летом 1944 года переговоров о режиме платежей в Бреттон-Вудсе и учреждение МВФ и МБРР, а в 1945 г. - ООН. Поскольку соглашения по валютным и финансовым вопросам были признаны неотъемлемым элементом более широких договорённостей о международной торговле, Экономический и Социальный совет ООН на своей первой конференции в феврале 1946 г. предложил создать третью организацию, которая курировала бы вопросы международного экономического сотрудничества. Правительства 19 стран учредили комитет, которому было поручено подготовить конференцию по вопросам создания такой организации.
Идея создания международной торговой организации как специализированного агентства ООН была выдвинута в сентябре 1946 г. США. Были предложены правила, касающиеся торговых барьеров, ограничительной деловой практики, межправительственных соглашений по отдельным товарам и международных аспектов внутренней политики занятости. Предлагалось также провести отдельные переговоры о снижение тарифных барьеров. Предложение о создании Международной Торговой Организации (МТО) было рассмотрено более чем 50 странами, которые преступили к переговорам о Хартии МТО. Однако даже раньше, чем текст Хартии был полностью согласован 23 из 50 участников переговоров, в том числе 11 развивающихся стран приняли решение начать переговоры о снижении и сужении круга таможенных тарифов, сведя к минимуму протекционистские меры, унаследованные с начала 30-х годов.
Всего с 1947 по 1994 год состоялось 8 раундов переговоров: 1947 г. - Женева, 1949 г. - Аннесси (Франция), 1950 г. - Торки (Англия), 1956 г. - Женева, 1960-1961 гг. - Женева (Дилон раунд), 1962-1967 - Женева (Кеннеди раунд), 1973-1979 гг. - Женева (Токио раунд), 1984-1986 гг. - Марракеш (Уругвайский раунд).
На первом раунде переговоров, состоявшемся в 1947 г., было согласовано снижение примерно 45 тысяч тарифов, распространившихся на международную торговлю объёмом 10 млрд. долларов. 23 страны также согласились временно принять некоторые из правил внешней торговли, содержащихся в проекте хартии МТО, узаконив тем самым согласованное снижение 50 тысяч тарифов. Пакет этих договорённостей стал известен как Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Стоит отметить, что, несмотря на свой временный характер, ГАТТ почти на протяжении 50 лет оставался единственным многосторонним инструментом, регламентирующим международную торговлю.
В последующем наиболее значительным переговорным раундом стал «Дилон раунд», в ходе которого таможенные пошлины были в основном снижены США и ЕЭС. К этому же периоду относится и зарождение проблемы тарифных барьеров, основой которой в 1961 г. стала временное соглашение по добровольному ограничению поставок текстиля, что по существу придало торговле этой продукцией квотируемый характер. «Добровольные ограничения», на которые вынуждены были идти экспортёры, стали одной из общепринятых мер в обход нормам ГАТТ. В ходе переговоров в рамках «Кеннеди раунда» проблема нетарифных ограничений осталась неразрешённой, хотя значительный прогресс был сделан в области сокращения тарифов (в среднем на 35%).
По мере увеличения роли нетарифных ограничений торговли стало очевидным, что существующая многосторонняя процедура регулирования мировой торговли нуждается в значительных изменениях. В ходе переговоров в рамках же «Токио раунда» сфера действия ГАТТ вышла за рамки чисто тарифных переговоров, при этом были заключены соглашения о процедурах импортного лицензирования, по техническим барьерам в торговле, а также о порядке размещения государственных заказов. Уругвайский раунд продолжил расширение сферы компетенции организации, распространив ее на сельское хозяйство, торговлю текстилем, услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности.
Либерализация экономики, как основа благополучия, занятости и развития, оставалась целью правительств, вовлеченных в формирование нового мирового экономического порядка, в течение всех 40 лет, предшествовавших созданию ВТО.
Подобно Бреттон-Вудским институтам, ГАТТ стремился добиться построения экономики свободного рынка путем либерализации торговли. В основу функционирования организации были положены принципы наибольшего благоприятствования (РНБ) и национального режима. Каждый из указанных принципов содержит определённый экономический смысл, отвечающий критериям эффективности международной торговли. Согласно принципу РНБ, «любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой договаривающейся стороной в отношении любого товара, происходящего из любой другой страны или предназначенного в любую другую страну, должны немедленно и безусловно предоставляться подобному же товару, происходящему из территории всех других договаривающихся сторон или предназначенному для территории всех других договаривающихся сторон». Данный принцип обеспечивает автоматическое распространение преференций во внешней торговле на другие страны-участницы договора в целях предотвращения дискриминации. Но что также важно, режим наибольшего благоприятствования переводит внешнеторговое регулирование от двустороннего к многостороннему торговому взаимодействию, ведущему к прямой экономии на информационных, административных и торговых издержках.
Принцип национального режима призван обеспечить недискриминацию иностранных производителей в рамках государственного регулирования национальной экономики. При этом предусматривается, что «товарам иностранного происхождения будет предоставляться тот же режим, что и национальным, в отношении внутренних налогов и сборов, а также национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внешнюю торговлю».
В отличие от МВФ и МБРР, ГАТТ строил свою деятельность на обеспечении согласия между правительствами договаривающихся стран. В этом процессе профессионалам из аппарата самого ГАТТ не отводилось никакой роли. Сложилась традиция, в соответствии с которой все решения принимались правительствами стран-участниц на основе общего согласия. Ни Бреттон-Вудские институты, ни ГАТТ не могли в своих решениях опереться на международное право, что сильно сужало их возможности повлиять на формирование нового экономического порядка.
Однако международные экономические отношения (или используя термин, применявшийся в рамках ГАТТ, а теперь в ВТО, - «международная торговля товарами и услугами») становились все более сложным комплексом взаимодействия и взаимосвязи национальных экономик. Процесс интернационализации обмена товарами и услугами все глубже и шире охватывал не только обмен, но и сферу производства товаров и услуг. Снижение торговых барьеров, изменения в области информационных технологий, прогресс в сфере международных транспортных перевозок открыли возможность для растущего числа компаний размещать свое производство в различных странах мира, ориентируясь на наиболее низкие издержки производства.
В связи с этим во второй половине 80-х годов стало ясно, что ГАТТ как межгосударственная структура и комплекс правил, регулирующих взаимоотношения правительств в сфере международной торговли, потребовало существенной модернизации и перехода международной организации к полноправной международной торговой организации и к созданию своеобразного «кодекса правил движения» на мировом рынке товаров и услуг, кодекса общего и обязательного для всех стран.
Так в условиях глобализации мирового хозяйства в середине 90-х годов возникло новое учреждение: Всемирная торговая организация. Решение о ее создании было принято на основе хрупкого компромисса, достигнутого в последние недели Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров. В предшествовавших документах - Декларации Пунта-дель-Эсте (сентябрь 1986 г.), открывшей раунд, в решениях так называемого среднесрочного обзора на уровне министров (1988 г.), в первом предварительном проекте Заключительного акта раунда, представленного в Брюсселе на Конференции министров (декабрь 1990 г.), - не предусматривалось, что раунд завершится трансформацией ГАТТ в полноправное новое международное учреждение - ВТО.
Однако на неофициальном уровне переговоры о создании организационного механизма в рамках ГАТТ велись с конца 1988 г. Европейский союз 9 июля 1990 г. официально представил группе, где обсуждались проблемы организационного укрепления ГАТТ, предложения о создании Международной торговой организации. Примерно в то же время Швейцария предложила преобразовать межправительственные органы ГАТТ в международную организацию и рассматривать ее как недостающее звено Бреттон-Вудской экономической системы.
В проекте заключительного акта переговоров, который был предан гласности в декабре 1991 г., содержалось предложение о создании Международной торговой организации. Однако между его участниками практически по всем основным положениям проекта существовали серьезные разногласия. В 1992 и 1993 гг. работа над проектом Соглашения о создании этой торговой организации продолжалась в неофициальном порядке до самого конца Уругвайского раунда. В отношении названия новой организации было принято решение заменить слово «Международная» (International) на слово «Всемирная» (World).
15 апреля 1994 г. в г. Марракеш официальный документ о завершении переговоров - Заключительный акт - был подписан министрами 111 государств, из них 104 подписали Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации (Марракешское соглашение).
ВТО часто называют наследницей и правопреемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле, поскольку оно стало сердцевиной ВТО. Более 2/3 всех соглашений, входящих в ВТО, опираются на ГАТТ.
На сегодняшний день ВТО объединяет 153 страны (по состоянию на октябрь 2008 г. [48]), на долю которых приходится около 90% мировой торговли и более четверти населения земного шара. Кроме России, положительного решения вопроса о вступлении в эту организацию ожидают еще около 30 стран.
После создания Всемирной торговой организации и начала Уругвайского раунда прошло шесть Министерских конференций ВТО. В декабре 1996 г. в Сингапуре состоялась первая Министерская конференция ВТО, на которой были организованы рабочие группы по вопросам торговли и инвестиций, антимонопольной политики, открытости в размещении государственных заказов. В мае 1998 г. состоялась вторая Министерская конференция в Женеве, на которой не было достигнуто никаких ключевых договоренностей по либерализации внешней торговли. В следующем году этой системе был нанесен серьезный удар на третьей Министерской конференции в г. Сиэтл, где разногласия между развивающимися и развитыми странами ВТО привели к срыву переговоров.
На фоне относительно вялого развития процесса либерализации торговли в сфере услуг на основе отдельных соглашений выполнение странами-членами ВТО договоренностей Уругвайского раунда продвигалось крайне медленно. После продолжительного застоя прорыв в сложившейся ситуации наступил на четвертой Министерской конференции ВТО в г. Доха (Катар), на которой было достигнуто согласие о начале нового раунда торговых переговоров, так называемого Раунда тысячелетия [24, с. 17].
Достижение соглашения между странами-членами ВТО о начале нового раунда вдохнуло новую жизнь в процесс многосторонней либерализации мировой торговли. Само же достижение соглашения потребовало от различных групп стран пойти на компромисс, который мучительно рождался в спорах между развитыми и развивающимися странами и потребовал продления срока Министерской конференции в Катаре. В итоге развивающиеся страны согласились на включение в повестку дня нового раунда таких вопросов, как экологические проблемы и либерализация в инвестиционной сфере. Развитые страны, в свою очередь, смирились с уступками развивающихся стран в области защиты прав интеллектуальной собственности, а также с тем, что проблема трудовых стандартов не будет обсуждаться на предстоящем раунде торговых переговоров.
В сентябре 2003 г. в г. Канкун (Мексика) состоялась пятая Министерская конференция, на которой предполагалось подвести промежуточные итоги многосторонних торговых переговоров и определить формат их дальнейшего продолжения. Из-за наличия принципиальных противоречий между различными группами государств, прежде всего по проблемам сельского хозяйства и «сингапурским вопросам» консенсуса достигнуть не удалось, и конференция закончилась практически безрезультатно. Однако в июле 2004 г. в Женеве между членами ВТО всё же было достигнуто рамочное соглашение о продолжении переговоров Доха раунда, в частности, было зафиксировано общее согласие относительно ликвидации экспортных субсидий в сельском хозяйстве.
Шестая Министерская конференция стран-членов ВТО состоялась 13-18 декабря 2005 г. в Гонконге. Гонконгская конференция сыграла роль промежуточного этапа на пути выработки полномасштабных договоренностей Доха раунда. Принятая в ходе напряженных переговоров Министерская декларация закрепляет достигнутый прогресс на переговорах и определяет ориентиры работы по обеспечению завершения раунда в 2006 г. По итогам конференции были приняты следующие важные решения: экспортные субсидии в сельском хозяйстве подлежат отмене к 2013 г., хлопковые субсидии подлежат отмене в 2006 г., а к 2008 г. развитые страны (ОЭСР) обязаны были обеспечить свободный доступ на свои рынки для 97% товаров из 32 наименее развитых стран. Следует отметить, что российская делегация использовала свое участие в конференции в Гонконге для интенсивного продолжения переговоров о присоединении к ВТО. С рядом стран были подписаны протоколы о завершении двусторонних переговоров.
21-30 июля 2008 г. в Женеве прошла мини-конференция стран-членов ВТО, в которой участвовало около 40 стран. В результате интенсивных переговоров участникам удалось значительно сблизить позиции по наиболее сложным и чувствительным вопросам повестки Дохийского раунда (сельскохозяйственные субсидии и тарифы, промышленные тарифы). Однако общей договоренности о путях завершения раунда достигнуто не было.
ВТО относится к числу международных межправительственных организаций, а её особенностью является отсутствие устава, роль которого играет Соглашение об учреждении ВТО и Договорённость о правилах и процедурах разрешения споров. С этими двумя международными соглашениями и связано появление ВТО. Во всём остальном ВТО функционирует так же, как и ГАТТ. Новым по сравнению с ГАТТ является то, что государство-член ВТО не может не участвовать в соглашениях, составляющих часть пакета документов, принятых в результате Уругвайского раунда переговоров. Кроме того, ВТО (в отличие от ГАТТ) осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (например, о торговле услугами, торговых аспектах прав интеллектуальной собственности), а также имеет большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и разрешения межгосударственных споров.
ВТО представляет собой не только систему взаимосвязанных международных соглашений по вопросам международной торговли; она создаёт общие институциональные рамки для осуществления торговых отношений между её членами в вопросах, относящихся к соглашениям и к связанным с ними правовым документам, включённым в Приложения к настоящему соглашению. Функцией ВТО является выполнение Соглашения о создании ВТО, а также многосторонних торговых соглашений, обязательных для членов ВТО. Иными словами, ВТО - форум для переговоров между её членами по вопросам многосторонних торговых отношений, где переговоры ведутся как по вопросам Соглашений, составляющих часть ВТО, так и по вопросам будущих соглашений.
Указанные особенности позволяют характеризовать ВТО как многостороннюю торговую систему. Такая система создает для производства и предпринимательства атмосферу стабильности и предсказуемости, которая является необходимым условием для развития международной торговли на условиях справедливой конкуренции. Существование международной торговой системы способствует увеличению объёмов торговли и инвестиций, что связано с созданием новых рабочих мест и экономическим развитием участвующих в ВТО стран.
ВТО не предполагает создание наднациональных международных органов. В этом её принципиальное отличие от организаций интеграционного типа, таких, например, как Европейский Союз. Все государства-участники, основываясь на своём суверенитете, разрабатывают и принимают нормы правого регулирования внешнеэкономических отношений, действующие на территории этих государств.
Соглашение о создании ВТО предусматривает, что эта организация продолжает практику принятия решений консенсусом, как это было принято в ГАТТ. Считается, что консенсус достигнут, если в момент принятия решения ни одна страна-член не высказывается против предложенного решения. Если консенсус невозможен, допускается принятие решения большинством голосов, при этом каждое государство-член имеет один голос.
1.2 ВТО - задачи, функции, структура, механизм работы и процедура присоединения
Создание ВТО стало исключительно важным событием в современных международных экономических отношениях, играющих все большую роль в повышении эффективности национальных хозяйств. Речь идет об учреждении впервые в мире постоянно действующей многосторонней организации, распространяющей свое влияние на всю торговлю и смежные сектора. Совокупность документов ВТО (около 60 соглашений, договоренностей, решений и деклараций на уровне министров) представляет собой правовую основу системы регулирования этих отношений.
Весь пакет этих договоренностей ВТО рассматривается как единое целое, каждая страна-член ВТО обязана принять его целиком, без каких-либо изъятий и привести свое национальное законодательство, а также практику его исполнения в полное соответствие с правилами ВТО. Сопряжение национальных правовых норм с нормами ВТО создает во многом единое правовое поле для развития международной торговли [19, с. 260].
К основным многосторонним соглашениям ВТО по торговле товарами относят:
ь Генеральное соглашение по тарифам и торговле (в редакции 1994 г.);
ь Соглашение по сельскому хозяйству;
ь Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер;
ь Соглашение по текстильным изделиям и одежде;
ь Соглашение по техническим барьерам в торговле;
ь Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМС);
ь Соглашение по применению статьи VI ГАТТ-94 (Антидемпинговая пошлина);
ь Соглашение по применению статьи VII ГАТТ-94 (Оценка товаров в таможенных целях);
ь Соглашение по предотгрузочной инспекции;
ь Соглашение по правилам происхождения;
ь Соглашение по процедурам импортного лицензирования;
ь Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам;
ь Соглашение по (чрезвычайным) защитным мерам;
ь Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и др.
Основными задачами ВТО являются обеспечение выполнения правовых документов, входящих в круг ее ведения, либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Кроме того, ВТО периодически организует многосторонние переговоры в интересах содействия развитию мировой торговли, контролирует проведение национальной внешнеторговой политики стран-членов и обеспечивает соблюдение ими коллективно согласованных правил торговли, выполняет обязанности международного третейского суда, позволяющего разрешать конфликты в случае нарушении этих правил, сотрудничает с другими многосторонними экономическими организациями в формировании глобальной экономической политики. Тем самым, ВТО обеспечивает определенную стабильность, гласность и предсказуемость международной торгово-политической системы.
Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание единой организационной структуры - многосторонней межправительственной организации, обслуживающей все соглашения и договоренности, входящие в итоговый пакет документов Уругвайского раунда. Схематично ее структура представлена в Приложении 1.
Межгосударственную организационную структуру ВТО возглавляет Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников Торговой организации. Сессии этого органа собираются как минимум один раз в два года. Конференция обладает всеми правами ВТО, может осуществлять все ее функции и принимать все решения.
В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров (механизм урегулирования споров в рамках ВТО представлен в Приложении 2). Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам. Он делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами. Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам. Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения, занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.
Еще одним важным органом ВТО является его Секретариат, который базируется в Женеве и имеет около 500 штатных сотрудников. Возглавляет его Генеральный директор, назначаемый, в свою очередь Министерской конференцией. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата - обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.
Бюджет Организации утверждается Министерской конференцией (Генеральным советом) и формируется из взносов стран-членов. Соглашение об учреждении ВТО устанавливает, что в этой области ВТО будет продолжать практику ГАТТ, где взнос каждой страны был пропорционален ее доле участия в международной торговле.
Ежегодно в штаб-квартире ВТО проводится до 2000 заседаний. Это означает резкое увеличение нагрузки на персонал миссий стран-членов ВТО, расположенных в Женеве. В итоге страны с малочисленным персоналом оказались в сложном положении. Их представители вряд ли могли активно участвовать во всех этих совещаниях и заседаниях. Известно, что около 60 государств, вообще, оказались не в состоянии по финансовым соображениям иметь свои представительства в Женеве. Крупные же государства получили на этом этапе немалые преимущества активного участия в деятельности ВТО.
Соглашение об учреждении ВТО предусматривает различные пути присоединения к этой организации. В настоящее время присоединение к ВТО осуществляется на основании статьи XII, в которой говорится, что любое государство может присоединиться к ВТО и к приложенным к Соглашению Многосторонним соглашениям на условиях, согласованных между присоединяющейся страной и ВТО.
Процедура присоединения к ВТО существенно отличается от действовавшего ранее процесса присоединения к ГАТТ. Соглашение об учреждении ВТО охватывает многие направления внешней торговли, не входившие в круг ведения ГАТТ. Это определило резкое возрастание объема информации, которая должна быть предоставлена принимающим странам-членам ВТО, и изменение характера обязательств вступающих стран в области соблюдения правил ВТО.
Процедура вступления в ВТО носит следующий характер. Присоединяющаяся страна извещает Генерального директора ВТО о своем намерении присоединиться к ВТО на основании статьи XII. Заявление страны рассматривается Генеральным советом, который учреждает Рабочую группу. Как правило, Рабочая группа содержит следующий круг ведения: изучение просьбы о присоединении на основе статьи XII и подготовка Генеральному совету (Министерской конференции) рекомендаций, которые могут включать проект протокола о присоединении. Участие в Рабочей группе открыто для всех членов ВТО.
Вновь присоединяющиеся государства становятся членами ВТО на условиях, которые вырабатываются в ходе переговоров между ними и членами ВТО. Продолжительность таких переговоров не регламентирована. В практике ВТО были переговоры, которые длились 2-3 года, а также самые продолжительные переговоры о присоединении КНР к ВТО, продолжавшиеся почти 15 лет. Условия присоединения каждой страны носят индивидуальный характер. Они содержатся в докладах Рабочей группы и прилагаемых к ним протоколах о присоединении, включающих обязательства о доступе на рынки товаров и услуг.
Вслед за учреждением Рабочей группы Секретариат информирует заявителя о процедуре работы Рабочей группы и предлагает представить Меморандум о внешнеторговом режиме. Как правило, Меморандум содержит информацию об экономике, экономической политике страны, ее государственном и правовом устройстве, внешней торговле, внешнеторговой политике, информацию о режиме прав интеллектуальной собственности, статистику внешней торговли товарами и услугами.
Кроме того, заявитель передает Секретариату ВТО таможенный тариф, законы и распоряжения, регулирующие торговлю товарами и услугами, и другие имеющие отношение к внешнеторговому режиму материалы. Материалы предоставляются на одном из трех официальных языков ВТО (английский, французский, испанский).
Рабочая группа изучает внешнеторговый режим страны, ее законодательство и практику его применения. Члены группы в устной и письменной форме задают вопросы. Значительная часть работы в группе переносится на неофициальные встречи и консультации, в ходе которых постепенно вырабатываются условия присоединения страны к ВТО. Одновременно ведутся двусторонние переговоры с заинтересованными членами ВТО о снижении торговых барьеров, результатом которых должны стать протоколы, содержащие перечень уступок и обязательств по доступу на рынки товаров и услуг.
Итогом заседаний Рабочей группы становится доклад группы Генеральному совету ВТО. Одновременно готовятся проект решения Генерального совета ВТО и протокол о присоединении к ВТО. Доклад Рабочей группы, протокол о присоединении и проект решения о присоединении передаются Генеральному совету. Эти документы принимаются двумя третями голосов. Протокол о присоединении вступает в силу через 30 дней после его принятия (ратификации) вступающей страной.
Механизм принятия решений в органах ВТО продолжает существовавшую в рамках ГАТТ практику принятия решений на основе общего согласия участников без проведения формального голосования. Однако в тех случаях, когда на основе согласия решение принять не удается, оно принимается путем голосования. По вопросам толкования любого из соглашений, входящих в сферу действия ВТО, решения принимаются большинством в 3/4 голосов. Решение Генерального совета в тех случаях, когда он действует в качестве Органа по разрешению споров, принимается исключительно путем консенсуса.
По условиям Соглашения об учреждении ВТО ее Секретариат и сама Организация должны руководствоваться решениями, процедурами и обычной практикой, которой следовали страны-участницы ГАТТ-1947 и органы, действовавшие в рамках ГАТТ-1947. Однако уже первые годы функционирования ВТО дали основание полагать, что реализовать это положение будет непросто. Это связано, прежде всего, с тем, что Соглашение об учреждении ВТО предполагает, что Всемирная торговая организация (как межгосударственное образование) должна выполнять роль организационного механизма. Она должна осуществлять приложенные к ней соглашения, служить форумом для переговоров по вопросам торговли товарами и услугами, управлять работой Органа по урегулированию споров, Органа по обсуждению торговой политики участников ВТО, принимать новых членов ВТО [19, с. 52]. Однако участники ВТО вкладывают далеко не одинаковый смысл в созданные правовые документы, по-разному трактуют их положения и возможности выполнения принятых обязательств. Как показал опыт ГАТТ, многие положения наполняются конкретным содержанием только в процессе их реализации, когда появляются прецеденты.
Так, основные положения Соглашения об учреждении ВТО определяют структуру, функции, порядок и механизм принятия решений этой организацией, а также порядок присоединения к ВТО. Однако необходимо заметить, что вопросы существа ее деятельности в само Соглашение не вошли, они сконцентрированы в отдельных документах и отнесены в приложения. При этом в Соглашении подчеркивается, что соглашения и договоренности составляют неотъемлемую часть Соглашения об учреждении ВТО. Такая правовая конструкция ВТО сложилась в силу нерешенности многих правовых вопросов. Вместе с тем, эта особенность правовой конструкции Всемирной торговой организации придает ей достаточно гибкий характер и открывает возможность для дальнейшего развития.
1.3 Механизм вступления России в ВТО: особенности переговорного процесса
Вопрос о присоединении России к ВТО имеет довольно сложную историю. Известно, что с середины 40-х годов прошлого столетия СССР начал активно участвовать в формировании политических и экономических основ мира. Представители СССР участвовали в разработке Бреттон-Вудских соглашений, в Гаванской конференции ООН по торговле и занятости, из документов которой родилось ГАТТ. Однако обстановка, сложившаяся в мире, не позволила Советскому Союзу стать участником ГАТТ.
В середине 80-х годов со стороны Советского Союза была предпринята попытка стать участником Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, которая была заблокирована США. Тем не менее, в мае 1990 г. СССР получил статус наблюдателя в ГАТТ. РФ унаследовала этот статус в 1992 г. В этот период был начат процесс присоединения России к ГАТТ в качестве полноправного члена в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1992 г. № 328 «О развитии отношений между Российской Федерацией и Генеральным соглашением по тарифам и торговле».
В июне 1993 г. российская сторона вручила Генеральному директору ГАТТ официальное заявление Правительства России о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного участника. Этот шаг явился отправной точкой начала процесса присоединения России к этой влиятельной международной торговой организации.
Передача в Секретариат ГАТТ в феврале 1994 г. Меморандума о внешнеторговом режиме Российской Федерации стала первым практическим шагом в процессе присоединения России к ГАТТ.
В связи с образованием 1 января 1995 г. ВТО, включающей ГАТТ в качестве своей составной части, в декабре 1994 г. было подано официальное заявление Правительства РФ о присоединении России к ВТО.
В целях координации деятельности по присоединению в 1993 г. была образована Межведомственная комиссия по ГАТТ. Но позже, в связи с изменением институционального статуса ГАТТ и возникновением ВТО, необходимостью выработки консолидированной переговорной позиции этот орган был преобразован в Комиссию Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО.
В соответствии с установленной процедурой присоединения, которая сформировалась в ГАТТ / ВТО за полвека существования, Россия начала сложный и относительно долгий путь по оформлению членства в этой международной организации.
По установленному правилу первый, т.е. «информационный», этап процесса присоединения проходит в рамках рабочей группы, состоящей из стран-членов ВТО (в нашей группе их около 60, включая всех ведущих торговых партнеров), поэтому переговоры носят многосторонний характер. В соответствия с установленной процедурой, Рабочая группа по России была создана Советом представителей ГАТТ в июне 1993 г.
Информационный этап переговоров завершился к началу 1998 г. Он заключался в ознакомлении стран-членов ВТО с системой внешнеторгового режима России и другими сторонами экономической системы страны, имеющих значение для присоединения к ВТО. В феврале 1998 г. начался собственно переговорный этап, в ходе которого Россия должна была определить конкретные условия своего участия в ВТО.
За прошедший период проделана значительная работа: в течение нескольких лет с особой тщательностью изучалось российское законодательство, регулирующее внешнюю торговлю и сопряженные отрасли хозяйства, и было достигнуто согласие участников ВТО перейти к следующему этапу переговорного процесса - выработке условий присоединения России к ВТО.
В настоящее время появляется возможность представить общий баланс условий присоединения России к ВТО, который, как неоднократно отмечали официальные лица, должен быть сведен в пользу России. Кроме того, становится все более очевидным, что преимущества участия России в ВТО - это сумма плюсов не только от согласованных условий присоединения, как часто ранее представлялось, но и от усилий, направленных на реализацию заложенных в них потенциальных возможностей. Следовательно, необходима комплексная программа действий для получения максимальных выгод от присоединения. Сегодня это видится более отчетливо, чем на начальной стадии переговоров.
Начало завершающей стадии переговоров еще не свидетельствует об их скором окончании. Следует исходить из объективных реальностей. Необходимо решить, по крайней мере, три сложные, или, как говорят, «системные», проблемы, по которым пока не удается найти решение: о предельно допустимом масштабе субсидирования сельского хозяйства России, о допуске на российский рынок иностранных поставщиков услуг (прежде всего - банковских, страховых и телекоммуникационных) и о сближении внутренних и экспортных цен на энергоносители. Их нерешенность ухудшает атмосферу завершающей стадии переговоров, несмотря на заверения ведущих политических лидеров Запада о поддержке присоединения России к ВТО Необходимым условием членства в ВТО является также приведение делового законодательства России в соответствие с положениями документов этой организации, что записано в статье XVI соглашения об ее учреждении. Эта сложная работа, в результатах которой, кстати, заинтересованы российские предприниматели независимо от участия страны в ВТО, успешно ведется нарастающими темпами уже не первый год. Правительство и парламент уделяют ей должное внимание, но большой объем (речь идет, по некоторым оценкам, о 100 законах и примерно тысяче ведомственных инструкций) не позволяет быстро справиться с поставленной задачей.
К настоящему времени в Государственную Думу внесены и находятся на разных стадиях рассмотрения практически все законопроекты, необходимые для выполнения Россией обязательств по присоединению к ВТО. Наиболее важными среди них являются федеральные законы «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О валютном регулировании», «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» и Таможенный кодекс.
Стоит отметить, что по заявлению главы российской делегации по присоединению к ВТО программа по приведению законодательства страны в соответствие с требованиями торговой организации российской стороной выполнена уже практически на 99%.
Присоединение состоится, когда все проблемы будут урегулированы без нанесения ущерба интересам России. Желательно, однако, чтобы это произошло до окончания ведущихся в рамках ВТО многосторонних торговых переговоров. В ином случае, России придется корректировать ранее согласованные условия и, кроме того, договариваться по новым вопросам, которые будут достигнуты в итоге этих переговоров.
Членство России в ВТО не является самоцелью и не может быть достигнуто любой ценой. Оно должно отвечать задачам экономического развития страны, содействовать успешному продвижению реформ и более глубокой интеграции России в ВТО, и оно возможно лишь при том, что:
ь условия членства обеспечат более благоприятные, чем в настоящее время, условия для доступа российских товаров и услуг на внешние рынки;
ь позволят устранить их дискриминацию на этих рынках, приведут к безусловному наделению России всеми правами, которыми обладают другие члены ВТО;
ь Россия должна иметь равные со странами ВТО возможности по защите своих торгово-экономических интересов в рамках многостороннего механизма разрешения торговых споров.
Правительство РФ предпринимает конкретные меры по интенсификации переговоров о присоединении России к ВТО. В тоже время это не означает, что Россия готова присоединиться к ВТО на любых условиях. Условия присоединения по всем параметрам (тарифы, доступ на рынок услуг, обязательства в области сельского хозяйства, системные вопросы и др.) будут основываться на реальном положении российской экономики, обеспечивать необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды.
В долгосрочной перспективе присоединение России к ВТО должно оказать положительное воздействие на ход экономических реформ, будет способствовать структурной перестройке экономики, ориентированной на более активное включение в международное разделение труда.
Подробностей о содержании достигнутых двусторонних договорённостей по всем направлениям переговоров в России публикуется немного. Материалы, которые публикуются, носят общий характер и не годятся для содержательного анализа. Однако важно отметить следующие результаты:
1. Обязательства по товарам. Предполагается снижение импортных тарифов на промышленную продукцию в течение переходного периода (5-7 лет) с момента вступления в ВТО. Средний импортный тариф должен уменьшиться с 10,5% до 7,5-8,0%.
2. Обязательства по сельскому хозяйству. Уровень таможенной защиты не уменьшится ни по одному из сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия имеет право увеличить на переходный период ставки таможенных пошлин. На период до 2009 г. включительно Россия может использовать тарифные квоты на говядину, свинину, мясо птицы в нынешних объёмах плюс 2,0-2,5% годового роста и при достаточном уровне тарифной защиты. Самым драматичным на переговорах по сельскохозяйственной проблематике остаётся вопрос о внутренней государственной поддержке аграрного сектора и уровне экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. На протяжении всего периода переговоров Россия была вынуждена периодически снижать заявленный уровень.
3. Обязательства по услугам определяют условия доступа иностранных услуг и поставщиков на российский рынок. Цельного представления о результатах переговоров по этому направлению нет. Основные противоречия на переговорах касаются энергоресурсов, финансов, транспорта.
Как ранее уже было отмечено, результатом многосторонних переговоров (переговоров по системным вопросам) должен стать Доклад Рабочей группы, содержащий описание торгового режима и законодательства, а также обязательства, которые страна будет выполнять после присоединения.
Важно также заметить, что на конференции в Гонконге вокруг переговоров по поводу вступления России в ВТО выявились проблемы, которые могут осложнить этот процесс и затянуть его сроки. В ВТО существуют правила, опираясь на которые, ряд стран (Молдавия, Грузия и ЕС, протоколы с которыми уже были подписаны) предъявили к России претензии. Грузия обвиняет Россию в том, что она открыла два незаконных таможенных пункта на границе с Абхазией и Южной Осетией, через которые ввозятся безакцизные сигареты и идёт контрабанда. Пока на эти пункты не будут допущены грузинские таможенники, Грузия останется не согласной на вступление России в ВТО. Россия признала, что проблема отчасти существует и её надо решать путём переговоров МИДа России с грузинскими коллегами.
При подписании протокола же с ЕС в мае 2004 г. Россия взяла на себя обязательство постепенно к 2013 г. отметить высокую плату - 330 млн. евро в год - за пролёт европейских лайнеров над Сибирью. Поскольку график изменения цены не был своевременно представлен, европейцы подняли этот вопрос на конференции, объявив Россию ненадёжным партнёром. Тем не менее, они не намерены блокировать российское вступление в ВТО.
Однако по последним данным «Российской газеты» от 11.06.2008 Россия имеет все шансы вступить в ВТО в 2009 году [47].
Таким образом, анализ предлагаемых России условий присоединения к ВТО позволяют утверждать, что реальные преимущества вступления страны в эту организацию сводятся к следующему:
1. Присоединение к ВТО станет мощным фактором стабилизации российского внешнеторгового и общеэкономического законодательства, превращения «правил игры» в постоянные и предсказуемые, что будет способствовать развитию внешней торговли и конкурентной среды. Кроме того, будет радикально решена задача приведения законодательств субъектов Федерации в соответствие с федеральным законодательством.
2. Россия станет полноправным участником нового раунда переговоров и сможет самостоятельно или в коалиции с другими государствами отстаивать приемлемые для себя позиции.
3. Жесткое временное ограничение переходного периода заставит отрасли промышленности и отдельные предприятия активнее заниматься развитием производства и повышением конкурентоспособности.
Перечень же вероятных негативных последствий присоединения России к ВТО на предлагаемых условиях представляется таким:
1. Удовлетворение Россией требования отменить с момента присоединения и не применять впредь все федеральные и региональные субсидии повлечет за собой полный пересмотр нынешних правил и порядка господдержки отечественных товаропроизводителей путем прямого и косвенного субсидирования из федерального бюджета и из бюджетов субъектов Федерации.
2. Принятие Россией обязательства, позволяющего подходить к ней как к стране с нерыночной экономикой, означает наше согласие на продолжение задействования против РФ односторонних санкций при невозможности использования для защиты российских интересов существующего в ВТО механизма разрешения торговых споров. Присоединение к ВТО не приведет к автоматической отмене уже действующих в отношении нашей страны торговых санкций, в том числе введенных с нарушением норм этой организации, что ставит под вопрос значительные выгоды, которые рассчитывают получить от членства в ней России производители ряда отраслей промышленности, в том числе черной металлургия, химической и текстильной индустрии.
Итак, на сегодняшний день необходимо провести тщательный анализ соответствия мер поддержки развития отечественных отраслей экономики нормам и правилам ВТО, заблаговременно подготовиться к обсуждению и отстаиванию этих мер на переговорах, наладить мониторинг достигнутых договоренностей в отношении доступа на рынки товаров и услуг с целью гибких корректировок переговорной линии, динамичного согласования спорных моментов с представителями бизнеса, уточнения прогнозов последствий присоединения для отраслей и секторов экономики Российской Федерации.
ГЛАВА 2. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ И ОЦЕНКА ВОЗМОЖНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО
2.1 Перспективы отечественной промышленности при вступлении России в ВТО
Итак, как было уже отмечено ранее, последствия присоединения России к ВТО коснуться не только внешнеэкономической и торговой сфер, они отразятся на дальнейшем развитии всех отраслей промышленности и экономики в целом. Одни отрасли, способные успешно развиваться без государственной поддержки и нуждающиеся в защите от иностранных конкурентов, могут столкнуться с ухудшением условий функционирования вследствие снижения государственной поддержки и защищённости внутреннего рынка. Из этого следует, что оценку баланса отрицательных и положительных последствий присоединения России к ВТО следует проводить дифференцировано по каждой отрасли в зависимости от соотношения выгод и уступок, приобретаемых отечественными товаропроизводителями по планируемым условиям присоединения.
Роль промышленного сектора в последние годы значительно усилилась валовая добавленная стоимость промышленных отраслей в ВВП заметно возросла. В то же время послекризисное развитие российской экономики впервые после начала экономических реформ сопровождалось ростом доли обрабатывающей промышленности. Несмотря на позитивные тенденции последних нескольких лет, основные проблемы российской промышленности с точки зрения ее конкурентоспособности остаются прежними. Для отраслей обрабатывающей промышленности среди факторов конкурентоспособности следует выделить фактор низкого качества спроса и условий факторов производства, в то время как для отраслей добывающей промышленности все более острой проблемой является оскудение ресурсной базы.
В самом деле, ресурсная база России динамично сокращается за счет экстенсивной эксплуатации земных недр, приостановления геологоразведочных работ и сокращения расходов предприятий и бюджетов различных уровней на восстановление минерально-ресурсной базы российской экономики. На этом фоне основным ключом к повышению конкурентоспособности как добывающей, так и обрабатывающей промышленности является интенсификация инновационной активности российских предприятий. Но, к сожалению, следует признать, что ее общий уровень в российской экономике остается крайне низким.
Для повышения конкурентоспособности российских отраслей необходима, прежде всего, долгосрочная стратегия их развития. При этом в наибольшей степени структурная перестройка должна коснуться тех отраслей, которые могут столкнуться с интенсификацией иностранной конкуренции после присоединения России к ВТО.
Стратегия развития отраслей, чувствительных к проникновению импортных товаров на отечественный рынок, как и в случае с экспортно-ориентированными отраслями, определяется соответствующей градацией отраслей по уровню стратегической важности и конкурентоспособности.
Особое внимание надо уделить российской нефтегазовой промышленности. Как известно, нефтяная промышленность - основной сектор топливно-энергетического комплекса РФ. От его успешного функционирования зависят эффективное удовлетворение внутреннего и внешнего спроса на нефть и продукты её переработки, обеспечение валютных и налоговых поступлений в государственный бюджет. Не менее важна эта отрасль и для энергетической безопасности страны и её политических интересов в мире.
Несмотря на огромную роль нефтяной промышленности в экономике страны, в последнее время усиливаются негативные явления, связанные, прежде всего, с нарушением пропорций между приростом промышленных запасов нефти и объемами её добычи. За 2003-2007 гг. добыча нефти выросла на 157,3 млн. т при среднегодовом приросте более 5,8% (динамика добычи и переработки нефти в России за 2003-2007 гг. представлена в Приложении 3).
Среднегодовые же темпы прироста переработки нефти составили всего 3,4%, увеличившись со 179,4 до 219,6 млн. т. Такой разрыв в объемах добычи и переработки фактически ограничивает возможности использования нефти внутри страны и все большие её объемы будут направляться на экспорт. И связано это с низким наращиванием объемов разведочного бурения и неиспользованием современных технологий повышения коэффициентов извлечения нефти.
При установившихся высоких ценах на нефть нефтяные компании, за редким исключением, с целью поддержания высокого уровня добычи нефти и обеспечения всевозрастающих объемов ее экспорта широко используют форсированный отбор нефти из ограниченного количества эксплуатационных скважин. Необходимо изменить сложившийся подход к разработке месторождений - надо обеспечить поддержание оптимального отбора нефти из продуктивных пластов, обеспечивающий максимальный объем её извлечения.
Что касается газовой промышленности, то общеизвестно, что по запасам газа Россия занимает первое место в мире. Суммарные разведанные запасы газа составляют 47,8 трлн. куб. м, из них «Газпрому» принадлежит 29,8 трлн. куб. м. Остальное находится в ведении нефтяных компаний, независимых производителей и нераспределенном фонде.
Несмотря на огромные запасы газа, в последние годы наметились серьёзные проблемы с наращиванием его добычи. Прежде всего, это относится к «Газпрому»: за 2004 г. прирост добычи составил 4,8%, а за 2007 всего 0,1%. Как и в добычи нефти, такое резкое снижение темпов связано с отставанием прироста запасов от объемов добычи. Но основной причиной является то, что до последнего времени почти 80% добычи газа обеспечивали 4 гигантских месторождения в Западной Сибири - Уренгойское, Медвежье, Ямбургское и Вынгапурское. А они ныне находятся в стадии падающей добычи - ежегодное её сокращение составляет более 20 млрд. куб. м.
В планах «Газпрома» - ввод в разработку газовых месторождений Ямала, Баренцева моря, а также освоение газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Однако потребуются годы и огромные капиталовложения на обустройство и ввод в разработку этих месторождений, расположенных в труднодоступных регионах.
Перед отраслями ТЭК России стоит стратегическая задача - воспользоваться в предстоящее десятилетие установившимися ценами на нефть и газ и притоком дополнительной валюты. Поэтому основные капиталовложения необходимо направлять на ускоренное развитие перерабатывающих отраслей ТЭК (нефте-газопереработка и нефтехимия), а также нефтехимической промышленности. Только развитие перерабатывающих отраслей будет способствовать повышению эффективности развития экономики РФ в целом и соответственно наращиванию экспорта готовой продукции с высокой добавленной стоимостью.
Естественно, что отечественная нефтегазовая промышленность, т.е. сырьевой рынок, в силу сложившихся условий после вступления России в ВТО будет её главным козырем, которым страна сможет манипулировать в подписании различных договоренностей со странами-участницами ВТО. Поэтому правительство России должно учитывать этот факт и определять все плюсы и минусы для этих отраслей после вступления.
Российские компании-экспортёры энергетического сырья после вступления в ВТО продолжат действовать на основе имеющихся двусторонних торговых соглашений с основными импортёрами. По имеющимся данным, в соответствии с обязательствами, взятыми Россией на переговорах о присоединении к ВТО, экспортные пошлины на нефть и газ будут заморожены после вступления в ВТО, по истечении определённого срока часть пошлин будет снижена, часть - ликвидирована. Положениями Энергетической стратегии России до 2020 года предусматривается, что цена на газ для промышленных потребителей должна покрывать издержки, прибыль и инвестиции, необходимые для эксплуатации новых месторождений. В результате чего планируется, что уже к 2010 году реальные отпускные цены на газ будут удвоены. Удорожание энергоресурсов послужит компенсацией отрасли от возможных убытков.
Еще одной отраслью, требующей детального рассмотрения в связи с присоединением России к ВТО, является металлургия. Она традиционно относится к так называемым проблемным секторам, вокруг которых зачастую разгораются торговые споры. Такого рода внимание со стороны государства к данной отрасли обусловлено отчасти соображениями национальной безопасности, поскольку в России производство стали традиционно считается стратегическим для оборонного комплекса.
Несмотря на проводимую реконструкцию производства, основной проблемой отрасли остается износ основных фондов. В силу макроэкономических сложностей в финансовой сфере замена основных фондов производится очень медленно.
Рыночная конкуренция в российской металлургии все больше подрывается тенденцией слияний предприятий отрасли, которые ограничивают конкуренцию на региональном уровне. На этом фоне наблюдается рост конкуренции со стороны продукции черной металлургии из ближнего зарубежья, прежде всего с Украины, которая активно использует более чем двукратное преимущество по сравнению с российскими предприятиями в стоимости рабочей силы.
Значительным препятствием для повышения конкурентоспособности российских производителей является отсутствие современной системы реализации продукции, а также зависимость российской черной металлургии от естественных монополистов в области газоснабжения, энергетики и транспорта, имеющих ключевое значение для развития отрасли.
Следует также отметить ключевую роль государственного регулирования в перспективах отрасли. Внешнеторговая стратегия России в области черной металлургии определяется, с одной стороны, стимулированием экспорта, а с другой - защитой внутреннего рынка от активного демпинга стальной продукции из ближнего зарубежья. Именно такое сочетание защитных и наступательных средств внешнеэкономической политики является оптимальным с точки зрения обеспечения защиты российских металлургов от дискриминации и недобросовестной конкуренции.
Определенную роль в стимулировании отечественного производства должны сыграть государственные субсидии, которые необходимо рационализировать с целью приведения режима субсидирования в соответствие с требованиями ВТО. Стоит отметить, что прогресс в области реструктуризации производства и повышении конкурентоспособности российской продукции все равно будет упираться в препятствия, пока Россия лишена статуса страны с рыночной экономикой и не является членом ВТО. Получение равноправия российскими производителями на мировой арене за счет доступа к Органу урегулирования споров может стать залогом последовательного преобразования российской черной металлургии в составную часть авангарда мировой экономики.
Предприятия химической отрасли страдают от износа основных средств на 60-80% и отсутствия средств на технологическое перевооружение. Качество многих видов продукции гораздо ниже, чем у конкурентов. Конкурентоспособность отрасли поддерживалась главным образом за счёт дешевизны сырья и его близости к перерабатывающим мощностям. Снижение импортных тарифов в сочетании с дефицитом средств приведет к ужесточению конкуренции на внутреннем рынке и сокращению объемов национального производства. В случае если деградация производственных мощностей будет преодолена, то российские предприятия смогут упрочить свои позиции на жёстко защищенном международном рынке минеральных удобрений.
Другой отраслью, занимающей видное место в потенциале развития национальной экономики, является автомобильная промышленность, на долю которой приходится почти 60% объема гражданского машиностроения. Проблема конкурентоспособности российского автомобилестроения связана с замкнутостью, существовавшей в советский период - низкий уровень проникновения иностранной продукции на внутренний рынок привел к застою в отрасли. Прежде всего, это касалось производительности труда и технической оснащенности, которая отставала от западной на 10 лет. Но, несмотря на некоторое улучшение ситуации в отечественном автопроме в последние несколько лет, уровень конкурентоспособности российских предприятий остается достаточно низким. В настоящее время старение основных фондов, потеря рынков сбыта за рубежом привели к тому, что отставание российской автоиндустрии от западной достигло, по некоторым оценкам, 12 лет.
В области факторов производства российский автопром также имеет ряд серьезных проблем. Во-первых, низкое качество комплектующих деталей, которое в свою очередь подрывает стимулы со стороны иностранных производителей для организации производства автомобилей в России. Вместе с тем иностранные поставщики деталей отказываются от создания производства в России из-за недостатка сборочных заводов. Во-вторых, износ оборудования в отрасли, который ставит российских производителей в условиях интенсификации конкуренции перед выбором: или обновлять основные фонды, или вкладывать прибыль в подготовку новых моделей.
Также качество продукции российского автопрома не соответствует цене, по которой она реализуется на внутреннем рынке. Российские покупатели предпочитают покупать пускай и подержанные автомобили иностранного производства, нежели новые автомобили российского автопрома. Спрос поддерживается только за счёт низкого платёжного спроса той части населения, которая не в состоянии покупать новые иностранные автомобили.
Несмотря на достаточно высокий уровень импортных пошлин, следует отметить, что рынок автомобилей в России становится все более конкурентным, вынуждая отечественных производителей адекватно реагировать на рыночные сигналы. Последнее, в свою очередь, приносит прямые выгоды российским потребителям. Наряду с увеличением ассортимента, благодаря появлению зарубежной продукции, усиление конкуренции приводит к снижению цен российскими производителями.
В свете как российских, так и глобальных тенденций, а также зарубежного опыта приоритетными направлениями реструктуризации российского автопрома до вступления России в ВТО должны стать:
ь развитие качественного производства автомобильных компонентов, которое могло бы со временем интегрироваться в глобальную сеть производства и поставки комплектующих деталей;
ь совершенствование транспортной инфраструктуры. Однако, несмотря на рост инвестиций в данной сфере, проблемы с дорогами в России еще долго будут оставаться препятствием для более динамичного развития экономики в целом и отечественного автопрома в частности;
ь совершенствование торговой сети отечественного автопрома с более широким применением лизинговых и кредитных схем. Если в России доля продаж автомобилей с использованием кредитования составляет около 10%, то на Западе данный показатель равен 90%;
ь с точки зрения государственного регулирования отрасли успешная реализация стратегии «преследования» должна основываться на определенном уровне защиты отечественных производителей.
В контексте присоединения России к ВТО развитие российского автомобилестроения будет основываться на участии в сети транснациональных корпораций (ТНК), что должно отчасти обеспечиваться минимально необходимыми для этого импортными тарифами. В то же время общее направление развития данной отрасли должно ориентироваться на либерализацию, учитывая разрыв в уровне развития российского и зарубежного машиностроения.
Далее, сектор фармацевтики в мировом хозяйстве занимает особое место. Данная отрасль становится все более наукоемкой, а, следовательно, перспективной для занятия той или иной страной выгодной конкурентной ниши в мировом хозяйстве. Развитие данной отрасли гарантирует ей высокие темпы роста, рост капиталовложений, прежде всего в область НИОКР, а также тесную кооперацию с другими звеньями мирового отраслевого хозяйства.
Российская фармацевтик и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.