На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Моделирование как метод обучения детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Государственное образовательное  учреждение
высшего профессионального  образования
«ХАКАССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ   им. Н.Ф. КАТАНОВА» 
 

КОЛЛЕДЖ педагогического образования, информатики и права 
 
 

Специальность 050704-Дошкольное образование 
 
 
 
 

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          ВЫПОЛНИЛА:
          Студентка: Бурмакина А.А.                                (ФИО)
          Научный руководитель: Кузнецова Ю.А.
                 (ФИО)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Абакан, 2011
    Оглавление 

Введение………………………………………………………………......................3
Глава 1. Теоретические  основы обучения детей  дошкольного возраста декоративному рисованию…………………………………………………………..7
      Проблемы обучения детей дошкольного возраста декоративному рисованию в психолого-педагогической литературе………………………..7
    1.2. Методические основы обучения детей дошкольного возраста декоративному рисованию…………………………………………………………..12
    1.3. Моделирование как метод обучения детей дошкольного возраста декоративному рисованию………………………………………………………...18
Глава 2. Использование  моделирования в  обучении детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию……………………………..23
    2.1. Анализ исходного уровня обученности детей дошкольного возраста декоративному рисованию…………………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………………...30
Библиографический список……………………………………………………..32
Приложение………………………………………………………………………..35
    Приложение  А. ………………………………………………………………43
    Приложение  Б. ………………………………………………………………48 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение 

    Актуальность представленной темы обусловлена рядом причин социального, научно-теоретического и практического характера. На современном этапе заметно усилился интерес к использованию в творческой работе с детьми произведений народного декоративно-прикладного искусства. Это и керамика, и резьба, и аппликация из меха, и чеканка, и расписывание деревянных изделий в стиле хохломской, городецкой и других росписей. Изучая близкое и родное творчество своего народа, дети легче понимают и творчество других народов, получая первоначальное эстетическое воспитание.
    В практике работы ДОУ недостаточно раскрыты условия формирования творческого воображения у детей с использованием моделирования в декоративном рисовании. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием моделирования в декоративном рисовании. Истоки творческих сил человека восходят к детству – той поре, когда творческие проявления во многом непроизвольны и жизненно необходимы. Первостепенное значение имеет сама потребность в художественном творчестве. Она возникает при особом, эмоциональном отношении к окружающему, когда за формой предметов и явлений дети открывают вызывающее у них отклик внутреннее содержание. При достаточном богатстве таких впечатлений для ребенка становятся возможной и желанной потребность выразить свое личное переживание в создаваемых им самих образах.
    Декоративное  рисование дает необходимый эмоциональный  настрой для творческой активности детей. Глядя на узоры хохломских трав, цветов, ягод, еще раз убеждаешься  в том, что красота нужна и  дорога всем, но прежде всего она  необходима детям; поэтому актуальным является поиск путей, оптимизирующих процесс формирования творческой активности у старших дошкольников при использовании моделирования в декоративном рисовании.
    Декоративное  рисование — это создание узоров и других украшений для книг, предметов  быта, одежды и т. д. Основой декоративного  рисования, как и других видов, являются изучение натуры, использование её форм, цвета в процессе творчества [29]. Однако реальные формы для узоров не берут в готовом виде, а творчески перерабатывают — стилизуют. Стилизация — это намеренно обобщённое изображение того или иного предмета, придание ему какого-либо стиля [29]. Сочетание стилизованных изображений (элементов) в определённой ритмической последовательности и создаёт узор [29].
    Важную  роль декоративно-прикладного творчества в воспитании отмечали многие исскуствоведы, исследователи детского изобразительного творчества например В. Я. Езикеева, А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова, Н. С. Карпинская, Е. Г. Ковальская, В. М. Федяевская, Н. Б. Халезова, В. Н. Чуракова, З. А. Богатеева, Т. Н. Доронова, А. А. Грибовская и другие. Они убедительно показали, что ознакомление с произведениями декоративно-прикладного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду. Т. Я. Шпикалова, В. М. Василенко, В. С. Воронов, М. А. Некрасова, Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, и другие исследователи отмечают, что декоративно-прикладное творчество имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью. Эти особенности процесса обучения детей дошкольного возраста рисованию определил выбор темы исследования.
    Тема  исследования: «Моделирование как метод обучения детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию».
    Цель  исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования моделирования в обучении детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию.
    Объект  исследования: обучение детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию.
    Предмет исследования: использование моделирования в обучении детей дошкольного возраста декоративному рисованию.
    Гипотеза  исследования: моделирование будет эффективным в обучении детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию если оно:
    -предусматривает использование разных видов моделий;
    -направлено на создание целостного изображения из отдельных частей;
    Задачи  исследования:
    Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.
    Теоретически обосновать использование моделирования, как метода в обучении детей дошкольного возраста декоративному рисованию.
    Выявить исходный уровень обученности детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию.
    Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использование моделирования в обучении детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию.
    Методологическая  основа исследования включает: теоретические исследования Н. Н. Поддьякова о том, что представления тесно связаны с формированием начальных форм общего подхода к познанию окружающих явлений, своеобразию методов познавательной деятельности; теоретическое положение Д. Б. Лихачева о том, что ребенок не должен потерять народные корни своего происхождения; теоретические исследования А. П. Усовой о целенаправленном использовании народного исскуства в детском саду; научно-практические исследования Н. П. Сакулиной и Т. С. Комаровой об организации декоративного творчества в детском саду.   

    Методы  исследования:
    Теоретические методы: изучение и анализ литературы по проблеме исследования.
    Эмпирические  методы: анализ педагогической документации диагностические задания Т. С. Комаровой; педагогический эксперимент.
    Интерпретационно-описательные методы: методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных исследования.
    Практическая  значимость состоит в том, что составленные методические рекомендации могут быть использованы воспитателями в ДОУ.
    База  практики: МДОУ Центр развития - детский сад «Гнездышко» г. Черногорска.
    Структура исследования представлена введением, двумя главами, заключением, библиографическим списком и приложением. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Теоретические  основы обучения детей  дошкольного возраста декоративному рисованию 

    1.1. Проблемы обучения детей дошкольного возраста декоративному рисованию в психолого-педагогической литературе 

    В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. Развитие творчества - одна из главных задач дошкольного возраста. В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, понимание ее как развития творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к миру природы, предметов, миру людей в отношении к себе [10]. Общепризнанна возможность творческого развития детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольника. Одним из действенных средств развития творчества признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры.
    Народное  искусство - это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса [1]. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые: А.В.Бакушинский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, А.П.Усова, Р.Н.Смирнов и др. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей. Формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях формирования личности.
    Известный ученый, педагог А.П.Усова, высоко оценивая воспитательное значение народного  искусства, писала, что маленьким  детям еще не доступно понятие  о Родине. Воспитание в этом возрасте состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны [39].
    Рисование популярно среди детей дошкольников 5 - 6,5 лет. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки [37].
    В изобразительной деятельности 6-летних детей находят отражение такие  специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия. В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. В наибольшей степени этому способствуют занятия, на которых дети создают изображения не по частям, а из целого куска пластилина, одной линией контура в рисовании. Ребенок успешно овладевает письмом, если но умеет производить рукой ритмичные, равномерные, плавные движения. Формированию такого рода движений способствует рисование растений, декоративное рисование по мотивам вышивок, росписей и др. В процессе рисования предметов различной формы, величины и пропорций формируются умения удерживать определенное направление[6].
    Развитие  творчества в обществе, отвергающем  «духовную монополию» становится одной  из первоочередных задач воспитания подрастающего поколения. В наши дни подчеркивается необходимость формирования нового человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Задачи перестройки системы народного образования в стране, поставленные в документах реформы общеобразовательной и профессиональной школы, включая первое ее звено — дошкольные учреждения, требуют развития самостоятельности, инициативы и творчества детей во всех областях их деятельности. Работа эта должна начинаться с раннего детства и осуществляться разными средствами, среди которых особое место принадлежит художественно-творческим деятельностям. Одной из таких деятельностей является декоративно-прикладное искусство. Оно рано начинает привлекать внимание. На занятиях по декоративно-прикладной росписи развиваются эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства. Накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. В последнее время подчеркивается важность занятий по декоративно-прикладной росписи в детском саду для формирования коллективных форм работы, умения работать вместе, действовать согласованно, сообща, оказывать помощь товарищам. Развивается способность радоваться успехам каждого воспитанника, достижениям всего коллектива группы. Все это создает основу для воспитания, а дальнейшем подлинного коллективизма, взаимной требовательности и вместе с тем товарищеской взаимопомощи [14].
    Обучение  декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные  возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями, и будут получать удовлетворение от нее. Если же дети не почувствуют радости от созданного ими, если у них процесс творчества не вызовет хорошего настроения, а наоборот, дети будут испытывать неудовлетворенность, огорчение от того, что не получается задуманное, то постепенно это приведет к потере интереса к росписи, и тогда их влияние на всестороннее развитие личности окажется не со знаком плюс, а со знаком минус. В связи с этим перед нами стояла задача найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения ее влияния на всестороннее воспитание личности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала [3].
    Исключительно важное значение в духовном развитии дошкольников, в их трудовом и эстетическом воспитании, в подготовке их к труду в народном хозяйстве имеет декоративно-прикладное искусство. Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, активно влияет на формирование художественней вкусов. Высокая духовно-идейная значимость народного декоративно-прикладного искусства оказывает мощное влияние на формирование внутреннего мира детей. Систематические занятия различными видами художественной обработки материалов благотворно сказываются на развитии эстетического вкуса детей и, в то же время, связаны с приобретением ими навыков, необходимых для дальнейшей трудовой деятельности. Технологический процесс обработки материалов базируется на промышленном оборудовании и вместе с тем невозможен без использования ручных инструментов, умения владеть приемами работ столяря, токаря, фрезеровщика, штамповщика, сварщика, паяльщика, формовщика, электрика, кузнеца м многих других. Занимаясь художественной обработкой материалов, дошкольники осваивают навыки этих конкретных профессий, приобретая умения творческого подхода к выполнению трудовых операций [24].
    Различные виды художественной обработки материалов заставляют детей невольно соприкасаться  с техническими и технологическими задачами. Благодаря интересу к этим занятиям, увлеченности ими, воспитываются трудолюбие и настойчивость в работе. Через процесс создания красивых, эстетически оправданных изделий декоративно-прикладного искусства исподволь, ненавязчиво, но весьма продуктивно прививается детям любовь к различным профессиям. Занятия декоративно-прикладным искусством сочетает в себе основы многих наук, имеющих главное значение в политехническом развитии детей [6].
    Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид учебно-творческой работы дошкольников, позволяет одновременно с вооружением  их техническими знаниями, развитием  у них трудовых умений и навыков, психологической и практической подготовкой к труду, к выбору профессии раскрывать красоту, огромную духовную ценность изделий народных мастеров, их высокое мастерство и искусство, формировать эстетический вкус и эстетический идеал. Таким образом, специфика декоративно-прикладного искусства, выражающаяся в единстве формы и практического назначения декоративной вещи, в единстве трудовых умений, навыков и художественно-эстетического вкуса позволяет осуществлять комплексный подход к постановке занятий декоративно-прикладным искусством в детском саду, определяет органическое единство трудового и эстетического воспитания дошкольников. Это единство обусловлено и современным требованием международных стандартов в промышленных изделиях, которое выражается не только в высокоэффективном уровне рабочего процесса, но и в требованиях технической эстетики [8].
    Наибольший  воспитательный эффект дает знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством народных художественных промыслов. Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством утилитарности (практической направленности) вещи с ее декором, национальным колоритом, высокими нравственно-эстетическими достоинствами. В народном искусстве заложено столько воспитывающего заряда (не только в готовых изделиях, радующих глаз, но и в самом процессе, в технологии их создания), что естественно возникает вопрос о самом активном его использовании в работе с дошкольниками [27].
    Задача  воспитателя - направлять творческий процесс  дошкольников, ориентируя их на изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства. Принцип ориентации на народное искусство должен быть заложен в основе содержания занятий с дошкольниками различными вицами декоративно-прикладного искусства [15].
    Проблема  способностей является одной из наиболее сложных и наименее разработанных в психологии. Рассматривая её, прежде всего следует учесть, что реальным предметом психологического исследования является деятельность и поведение человека. Нет сомнений, что источником понятия о способностях является бесспорный факт различия людей по количеству и качеству продуктивности их деятельности. Многообразие видов деятельности человека и количественно-качественная разница продуктивности позволяет различать виды и степени способностей. О человеке, делающем что-либо хорошо и быстро, говорят как о способном к этому делу. Суждение о способностях имеет всегда сравнительный характер, то есть основывается на сопоставлении продуктивности, умении одного человека с умением других [10]. 

    
      Методические  основы обучения детей  дошкольного возраста декоративному рисованию
 
    Задачи  обучения декоративному рисованию в детском саду. Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции.
    Знакомя детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народностей нашей страны, педагог должен воспитывать в ребятах любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту [11]. Перед педагогом, обучающим детей декоративному рисованию, стоят следующие задачи: развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах; развивать чувство цвета; развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве; совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом [17].
    Обучая  детей декоративному рисованию, педагог должен развивать у них умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы. Ребенок должен почувствовать и понять, как в зависимости от назначения и формы предмета изменяется украшающий его орнамент. Отсюда он познает значение, целесообразность оформления, связь формы и содержания. Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать.
    В декоративном рисовании развитие чувства цвета выделяется как важная задача. Цвет в расписном орнаменте тесно связан с композицией, в узоре они неотделимы друг от друга. Овладеть всеми возможностями цветовых сочетаний дети дошкольного возраста, естественно, не могут, хотя чувство цвета начинает развиваться еще в преддошкольном возрасте. Задача использования цвета в декоративном рисовании усложняется в каждой группе, начиная с наиболее ярких, контрастных сочетаний и кончая оттенками теплых и холодных цветов в разных сочетаниях [9].
    Осуществление этих задач можно начать тогда, когда  дети овладеют рисованием простейших изобразительных форм, так как потом потребуется концентрация внимания ребят на новой задаче - расположении этих форм в определенном порядке для получения узора.
    Первоначальные  изобразительные навыки дети приобретают  в первой и второй младших группах, причем некоторые задания во второй младшей группе носят декоративный характер (например, украсить края платочка полосками). Но основная цель такого занятия - не создание узора, а закрепление умений проводить прямые линии в разных направлениях [15].
    Непосредственное  обучение декоративному рисованию  начинается с детьми четырех лет. Задачи обучения декоративному рисованию в средней группе следующие: развивать композиционные умения в ритмичном расположении форм в узоре на полосе, квадрате, круге; развивать чувство цвета - умение красиво сочетать контрастные цвета; развивать умения в рисовании различных крупных и мелких форм - простых элементов узора; развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки).
    Задания по декоративному рисованию в  средней группе по композиционным задачам сходны с наклеиванием готовых форм. Вначале дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется [27].
    Мазок - самый легкий для исполнения декоративный элемент, так как он не требует  особо точных движений и получается легким прикладыванием кисти к бумаге. Поэтому сначала в узор включаются мазки, а потом уже точки. Точка  требует овладения новым приемом  работы кистью (кисть при этом держится вертикально) и достаточно развитой координации движений, чтобы только касаться бумаги концом кисти.
    Композиция  первых рисунков также самая простая: ритмичное повторение одного и того же элемента. Ритм движения руки, присущий человеку, облегчает этот повтор и  помогает передаче ритма в изобразительных  формах.
    Чередование - более сложный композиционный прием, так как основан на сочетании  нескольких форм. Детям средней группы доступно чередование двух элементов  по форме или по цвету.
    Усложнение  программного материала идет за счет более сложной композиции и введения новых изобразительных элементов в узор. Кроме точек и мазков, дети учатся использовать в узоре круги и кольца, с приемами, рисования которых они знакомились еще в младшей группе [15].
    В декоративном рисовании изображение  этих форм несколько меняется: они  меньшего размера, при рисовании  должны все соответствовать друг другу по величине и, кроме того, они не связаны с образом предмета, что также делает их изображение более трудным для ребенка [9].
    Кроме полоски, дети учатся располагать узор на других формах - квадрате, круге. Эти  формы требуют другой композиции в узоре. Естественно, что использовать простой линейный повтор здесь нельзя, так как у квадрата есть стороны, углы, центр; у круга - край и центр.
    Детям пятого года жизни можно поставить  более сложные задачи декоративного рисования, так как уровень развития эстетических чувств в этом возрасте гораздо выше [28].
    Детей необходимо научить: симметрично располагать  узор в зависимости от формы листа  бумаги или объемного предмета; использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии и формы, растительные элементы, находить красивые сочетания красок в зависимости от фона; умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать ее в разных направлениях).
    Вначале закрепляются умения, приобретенные  в средней группе, в составлении узоров, состоящих из прямых линий, мазков, точек на разных формах. Но это не простое повторение материала средней группы. Детям предоставляется на выбор уже большее количество цветов; элементы, сочетаемые в узорах, могут быть разных размеров.
    Детей учат в первом квартале новому приему построения узора на круге - заполнению всей формы узором, построенным из центра, путем симметричного наращивания  элементов по концентрическим кругам. Кроме квадрата и круга, детям  даются овал, треугольник, розетта и шестиугольник - формы, более сложные для построения узора.
    В старшей группе в качестве композиционного  приема чаще применяют принцип чередования  элементов, что делает узор более  декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента, различных по форме или цвету [28].
    В качестве элементов узора дети учатся использовать разнообразные линейные формы (толстые и тонкие линии, мазки, точки, круги) и более сложные формы - растительные (листья, ягоды, цветы), которые труднее повторять несколько раз. Ребятам показывают новый прием рисования кистью, прикладывание к бумаге кисти плашмя. Полученные отпечатки в форме лепестка хороши в узоре из листьев, цветов.
    В старшей группе дети учатся использовать различные цвета спектра в  сочетании с цветным фоном. В декоративном рисовании цветной фон может быть более разнообразным, чем в тематическом рисовании. Кроме контрастных сочетаний, дети учатся видеть красоту цвета в определенной гамме: синий, голубой, белый, красный, оранжевый, желтый и др. Дети способны почувствовать красоту одноцветного узора, например тонких кружевных узоров снежинок, кружева [17].
    В старшей группе детей учат составлять узоры на объемных формах. Сложность  нанесения такого рисунка в том, что трудно соблюдать композицию узора, так как видишь его только частично, элементы узора иногда несколько  меняют свою форму из-за выпуклой поверхности. Поэтому объемные предметы, предлагаемые детям для зарисовки, должны иметь простые формы. Это могут быть вылепленные из глины игрушки по образцу дымковской - птички, лошадки. Узор дымковской игрушки прост и ритмичен - сочетание прямых и волнообразных линий разной толщины и точек, кругов, колец. По цвету эти орнаменты дают простейшие контрастные сочетания белого фона с несколькими яркими основными цветами [28].
    Задачи  обучения детей седьмого года жизни  декоративному рисованию следующие: развивать чувство композиции: учить  составлять узоры на плоских и  объемных формах в зависимости от их особенностей и назначения предмета; развивать чувство цвета: учить  использовать разнообразные цвета  с их оттенками в различных сочетаниях; учить видеть особенности разных видов народной декоративной росписи, использовать в рисунках отдельные элементы народных орнаментов; совершенствовать технические навыки рисования красками и карандашами.
    В подготовительную группу приходят дети, знакомые с основными принципами построения узора на округлых и прямоугольных формах. Им предлагаются новые формы - прямоугольник и многоугольник и различные плоскостные формы предметов - вазы, кувшины, чашки, рукавички, шапки и т. п. Эти предметы не имеют правильной геометрической формы, и узор на них требует применения разных принципов (например, на кувшине по краю горлышка - линейный орнамент, на округлой части - узор из центра) [28].
    Усложняется и понятие о симметрии. Кроме  расположения одинаковых форм направо  и налево, дети знакомятся с зеркальным отражением, где части узора соответственно меняют свое положение. Затем дети осваивают еще один прием заполнения всей формы однородным узором по принципу сетчатого орнамента - повторение и чередование элементов в шахматном порядке. Дети рисуют различные узоры для тканей, кукольных платьев. Узор на треугольнике строится не только по краю и в углах, а может начинаться из одного угла и распространяться на весь треугольник. В этом случае используется форма не равностороннего треугольника, а равнобедренного с прямым или тупым углом. Ребята рисуют на них всевозможные узоры косынок. Для создания узора они учатся использовать элементы природных форм (растений, животных). Дети подготовительной к школе группы могут применять в своем узоре элементы народных декоративных росписей, сохраняя основной стиль. Педагог должен учить детей по образцам народного искусства рисовать завитки, сочетать крупные и мелкие формы, украшать их мелким травчатым узором, использовать цвета в определенном сочетании, свойственном данной росписи (хохломская, дымковская, украинская и другие росписи). Кроме росписи глиняных игрушек по образцу дымковских, дети могут раскрашивать блюдца, тарелочки, стаканчики из папье-маше по мотивам хохломской или жестовской росписи [28].
    В подготовительной группе ребята учатся использовать не только краски, но и  цветные карандаши. В младших группах карандаши применялись только в тематическом рисовании, так как дети не могут достигнуть в рисунке карандашом нужного цветового эффекта, который так важен в декоративном узоре. Технические трудности в аккуратной равномерной яркой штриховке отняли бы слишком много внимания и сил детей.
    В подготовительной группе у детей  уже есть определенные навыки, и  они могут использовать карандаш для получения разных оттенков, создавая узор одним цветом. Например, каждый ряд лепестков цветка от центра заштриховывается карандашом с разным нажимом. Дети приучаются видеть красоту не только ярких сочетаний, но и более нежных, спокойных и в то же время приятных для глаза. Эта задача решается в подготовительной группе как при рисовании карандашами, так и красками [28].
    В декоративном рисовании во всех группах  используется только гуашь, которая  позволяет наносить цвет на цвет, а  это часто требуется в декоративных рисунках и невыполнимо при работе акварелью. 

    
      Моделирование как метод обучения детей дошкольного  возраста декоративному рисованию
 
    В конце 20-го столетия в практику работы ДОУ стали включать работу по моделированию и использованию моделий.
    Моделирование осуществляется в дошкольном возрасте в разных видах деятельности: игре, конструировании, рисовании, лепке  и др. благодаря моделированию, построению схем ребенок становится способным к опосредованному решению познавательных задач.
    Л. Ф. Обухова отмечает, что с помощью  различных моделей и схем ребенок материализует математические, логические, пространственные, временные отношения. Для моделирования этих отношений ребенок может использовать условно-символические изображения, и даже несложные графические схемы. Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности [24].
    Автор подчеркивает, что важно строить  процесс обучения так, чтобы обучение на занятиях, развивая детей, одновременно содействовало и формированию зачатков новой, чрезвычайно значимой для последующего возрастного этапа деятельности – учебной [24].
    Л. С. Выготский считал, что программа  дошкольного обучения, созданная  взрослыми, должна быть одновременно программой для самого ребенка. Поэтому обучение старших дошкольников, отвечающее этому требованию, следует понимать не как грубый нажим на ребенка или «вытеснение» детских понятий более развитыми понятиями взрослых, а как перестройку под влиянием педагогических воздействий отношения ребенка к окружающей действительности, как изменение его характера деятельности [4].
    Г.А. Урунтаева констатирует, что необходимо правильно определить наиболее уместные на занятиях с дошкольниками формы и методы обучения, учесть возрастные возможности детей. Необходимо помнить, что учебная цель, не связанная с актуальными для ребенка мотивами, не затронувшая его душу, не удерживается в его сознании, легко подменяется другими целями, более созвучными с привычными побуждениями ребенка [38].
    Венгер  и Поддьяков о модели и моделировании.
    Поскольку в старшем дошкольном возрасте внутренняя, познавательная мотивация учения только еще формируется, и воля еще недостаточно развита, целесообразно поддерживать максимальное многообразие мотивов  учения при обучении детей. Нужно  вызывать у детей самую разную мотивацию – игровую, соревновательную, престижную. Такой максимальной полимотивированности целесообразно придерживаться до конца пребывания детей в детском саду. Только к концу дошкольного возраста, к 7 годам, появляется возможность организовать учение с опорой в основном на внутреннюю, учебную мотивацию. Пока же он дошкольник – опираться следует на значимые для этого возраста мотивы, прежде всего – игровые. Это важное условие для того, чтобы программа взрослых стала программой и для самого ребенка.
    Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей  по построению (выбору и конструированию  моделей). Цель моделирования – обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию [47].
    Существует  три вида моделей:
      Предметная  воспроизводит главные части объекта (пропорции и соотношения частей);
      Предметно-схематическая, в которой существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков (схемы для рассказывания);
      Графические модели, в которой предметы замещаются схемами.
    Модели  многофункциональны. На основе моделей  можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели вместе с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:
    Модель  должна отображать обобщенный образ  и подходить к группе объектов.
    Раскрывать  существенное в объекте.
    Замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна.
    Моделирование позволяет раскрыть важные особенности  объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия о природе.
    Моделирование как новый вид работы дает простор  для творчества и фантазии детей, обеспечивая развитее их мышления.
    При помощи картинок-моделей можно организовать различные виды ориентированной деятельности детей. Наглядные материалы могут быть использованы на занятиях, в совместной с воспитателем и самостоятельной детской деятельности.
    В декоративном рисовании моделирование  используют для закрепления навыков  построения композиции узора, для различения элементов росписей.
    Эта работа проводится в виде дидактических  игр: «Выложи узор», «Выложи узор, обведи его карандашом и закрась», «Выложи узор и зарисуй его в альбом», «Из какого орнамента этот элемент?»
    Модели  орнаментов могут быть выполнены из цветных или однотонных материалов, разных на ощупь, что стимулирует зрительную и осязательную память.
    Моделирование использую для формирования знаний о свойствах, структуре объектов. Я использую модель как наглядно-практическое средство познания, которая должна соответствовать требованиям:
    Четко отражать основные свойства.
    Быть  простой и доступной для восприятия.
    Отчетливо передавать те свойства, которые должны быть освоены с ее помощью.
    Должна  облегчать познание.
    Обучение  моделированию следует осуществлять в такой последовательности.
    Воспитатель: предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими.
    Организует  сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства.
    Постепенно  увеличивает количество сравниваемых объектов до трех-четырех.
    Обучает детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков.
    Руководит созданием моделей элементарных понятий.
    С раннего возраста мы знакомим детей  с разными видами человеческой деятельности, носящими отражательный характер (в  том числе и с речевой деятельностью), подчеркивая, что с помощью этих видов деятельности человек выражает свой внутренний мир, свои чувства, переживания, отношения [14].
    Для этого сначала свой рассказ сопровождаю  графической иллюстрацией – лаконичным, упрощенным рисунком, соответствующим  основной мысли излагаемого. В результате у детей формируется наглядное представление о том, что рисунком можно рассказать о чем-либо, выразить и отношение к действующим лицам рассказа, и их основные характеристики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Использование  моделирования в  обучении детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию 

    2.1. Анализ исходного уровня обученности детей дошкольного возраста декоративному рисованию 

    Для подтверждения нашей цели нами было проведено исследование, которое проводилось на базе МДОУ Центр развития - детский сад «Гнездышко» г. Черногорска. Группа из 20 человек. Обучение в детском саду идет по программе «Радуга».
    Целью исследовательской работы является выявление исходного уровеня обученности декоративному рисованию у детей старшего дошкольного возраста.
    Для проведения исследования мы дали задание  детям один из трёх образцов узоров разной степени сложности, им были предложены краски и кисти. Выбор сделанный детьми позволит объективно оценить уровень технических умений детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию.
    Анализ  уровня обученности декоративному рисованию у детей старшего дошкольного возраста был выполнен по диагностической методике Т.С. Комаровой.
    Особенности изображения:
    1. Передача формы:
    3 балла – форма передана точно;
    2 балла – есть незначительные  искажения формы;
    1 балл – искажения значительные, форма не удалась.
    Строение  предметов:
    3 балла – части расположены  верно;
    2 балла – есть незначительные  отклонения;
    1 балл – части и предметы  расположены неверно.
    3. Передача пропорций  предмета:
    3 балла – пропорции предмета  соблюдены;
    2 балла – есть незначительные  искажения;
    1 балл – пропорции предмета  переданы неверно.
    4. Композиция:
    Расположение  на листе:
    3 балла – по всему листу;
    2 балла – на половину листа  или на одной линии;
    1 балл – расположение на листе  не продумано.
    5. Цвет:
    Цветовое  решение изображения:
    3 балла – реальный цвет предметов;
    2 балла – есть отступления от  реальной окраски;
    балл – цвет предметов передан неверно.
    6.Разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:
    3 балла - многоцветная или ограниченная  гамма – цветовое решение соответствует  замыслу и характеристике изображаемого;
    2 балла – преобладание нескольких  цветов или оттенков в большей  степени случайно;
    1 балл – безразличие к цвету,  изображение выполнено в одном  цвете.
    7. Устойчивость интереса:
    3 балла – интерес сохраняется  в течение всего процесса деятельности;
    2 балла – интерес к деятельности  периодически пропадает, возобновляется  использованием игровых приемов;
    1 балл – интерес к процессу  деятельности отсутствует.
    8. Обогащение замысла:
    3 балла – в процессе работы  появляются новые детали, дополняющие  и углубляющие содержание;
    2 балла – изображение дополняется,  но не существенно;
    1 балл – обогащение замысла  не происходит.
    Анализ  процесса деятельности:
    9. Характер линии:
    балла – слитная;
    2 балла – линия прерывистая;
    балл – дрожащая (жесткая, грубая).
    10. Нажим:
    3 балла – средний;
    балла – сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу);
    1 балл – слабый (иногда еле видный).
    11. Раскрашивание (размах):
    балла – мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
    2 балла – крупными размашистыми  движениями, иногда выходящими за  пределы контура;
    1 балл – беспорядочными линиями,  не умещающимися в переделах  контура.
    12. Регуляция силы  нажима:
    3 балла – ребенок регулирует  силу нажима, раскрашивает в пределах  контура;
    балла – ребенок не всегда регулирует силу нажима и размах;
    1 балл – ребенок не регулирует  силу нажима, выходит за пределы  контура.
      Регуляция деятельности:
    13. Отношение к оценке  взрослого:
    балла – адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности;
    2  балла – эмоционально реагирует  на оценку взрослого;
    1 балл – безразличен к оценке  взрослого (деятельность не изменяется).
    14. Оценка ребенком созданного им изображения:
    3 балла – адекватна;
    2 балла – неадекватна (завышенная, заниженная);
    1 балл – отсутствует.
    15. Эмоциональное отношение  к деятельности: на  сколько ярко(сильно, средне, безразлично) ребенок относится:
    К предложенному заданию;
    К процессу деятельности;
    К продукту собственной деятельности.
    16. Уровень самостоятельности:
    3 балла – выполняет задание  самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
    2 балла – требуется незначительная  помощь, с вопросами к взрослому  обращается редко;
    1 балл – необходима поддержка  и стимуляция деятельности со  стороны взрослого, сам с вопросами  к взрослому не обращается.
    17. Творчество:
    Самостоятельность замысла;
    Оригинальность  изображения;
    Стремление  к наиболее полному раскрытию  замысла.
    Которая включает в себя 17 критериев, каждый из них имеет от одного до трех показателей, таким образом, максимальное количество баллов, которое может набрать ребенок, составляет 51 балл, минимальное количество 17 баллов. Таким образом, уровень обученности техническим приемам работы кистью составляет: низкий уровень – 17-29 баллов, средний уровень – 30-40 баллов, высокий уровень – 41-51 балл.  
 

Таблица 1.
Исходный  уровень обученности декоративному  рисованию
у детей  старшего дошкольного возраста 

Группы 
Уровни
Высокий Средний Низкий
 
Констатирующая группа
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
4 50% 12 30% 4 20%
 
    Оценка  данных критериев по системе 3 баллов.
    а) высокий уровень – 3 балла (умение выполнять работу самостоятельно без  помощи педагога)
    б) средний уровень – 2 балла (умеют  выполнять работу самостоятельно с  незначительной помощью педагога)
    в) низкий уровень -1 балл (не справляются  с выполнением работы самостоятельно)
    Хотелось  бы отметить, что несколько детей (К. Сергей, Б. Вова, К. Оксана, Б. Соня) обратили на себя внимание сразу. В процессе беседы мы выяснили, что эти дети очень много занимаются дома с мамами, которые обучают их некоторым приемам рисования. По результатам диагностики мы определили, что у них высокий уровень обученности декоративному рисованию (22 - 27 баллов): они верно передали форму и строение предметов, в процессе работы сохраняли интерес к деятельности, обогатили свой замысел новым содержаниями. Замысел сформировался у них до начала рисования. Что касается самостоятельности выбора темы, то здесь мы выяснили, что нечто подобное они уже рисовали дома с мамами, поэтому мы не можем сказать, что идеи были целиком и полностью их.
    Саша  П., который в самом начале исследования рисовать не хотел, все же приступил к работе, хотя без особого энтузиазма, его работа получилась мрачной. Для рисования он выбрал не очень яркие краски, замысел оформил самостоятельно. Форму и строение предметов передал верно, хотя с нескольким искажением. Особой оригинальностью работа не отличалась, проявилась шаблонность. Обогащение замысла не происходило, техник изображения не использовал, интерес к процессу деятельности отсутствовал. Таким образом, по уровню обученности декоративному рисованию, Саша находится на среднем уровне.
    А Лену А., уровень обученности декоративному рисованию мы также отнесли к среднему уровню, так как в изображении имеются некоторые искажения формы предметов, их строения, пропорции не соблюдены. Но, хотя замысел представлял собой симбиоз идей, Лена сама без посторонней помощи придумала сюжет. Интерес к деятельности периодически пропадал, замысел дополнялся, но не существенно, нетрадиционных техник в работе она не использовала.
    Результаты  диагностики выявили также детей, находящихся на низком уровне обученности декоративному рисованию – М. Егор, В. Ксения, Д. Диана, Б. Владик . Например: Егор взял за основу замысел соседа, седящего за соседним столом, Саши П. и тоже захотел нарисовать дом с забором. Интерес к работе отсутствовал, обогащения замысла не происходило, техники не использовались, работа явилась почти точной копией друга. Форма и строение предметов передавались неточно, рисовал такими же красками, также как и сосед.
    Ксения также скопировала один элемент у соседки, особого интереса не проявляла, изображение шаблонно, которое дополнялось, но не существенно.
    Таким образом, можно сделать вывод  о том, что высокий уровень  обученности декоративному рисованию только у четырёх детей – К. Сергей, Б. Вова, К. Оксана, Б. Соня, средний уровень – у двенадцати -  это чуть больше половины группы (П. Саша, А. Лена, С. Стас, М. Захар, К. Ваня, К. Лиза, А. Артём, Л. Дарина, Л. Алёна, Л. Настя, З. Саша,Т. Даша), низкий – тоже у четырех (В. Ксения, М. Егор, Д. Диана, Б. Владик).
    Проведенный нами анализ проблемы использования  моделирования в обучении детей  старшего дошкольного возраста декоративному  рисованию в практике (беседы с  воспитателями ДОУ, родителями детей, заведующей и методистом о том, насколько  значимо это направление), показавший необходимость повышения уровня и качества обученности декоративному  рисованию детей в ДОУ.
    Таким образом, в теоретической части  нашего исследования мы даем научное обоснование эффективности  использования моделирования в обучении детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию. Исследования в практической части нашей работы показывают, что традиционная методика обучения не всегда дает высокие результаты, поэтому мы считаем необходимым использование моделирования в обучении детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Выявлено, что моделирование эффективно в  обучении детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию.
      Моделирование – это еще один  метод, использование которого  способно активизировать процесс  учения старших дошкольников, содействуя  при этом и овладению ими  важными компонентами учебной  деятельности.
    Эффективность использования наглядных моделей  в качестве средств обучения дошкольника основана на их соответствии складывающейся в этот возрастной период такой умственной способности, как способность к построению и использованию внутренних, мыслительных моделей. В обычных условиях жизнедеятельности ребенка эта особенность формируется стихийно, чему способствует моделирующий характер основных видов детской деятельности (игры, рисования, лепки, конструирования). В игре дошкольники моделируют взаимоотношения в мире взрослых, в конструировании – строение предметов. Овладение построением внешних наглядных моделей становится основой развития умственной способности к наглядному моделированию. Однако без специального обучения эта способность формируется стихийно и неравноценно у разных детей.
    Мы предполагаем, что использование моделирования в обучении декоративному рисованию может повысить качество рисования у детей старшего дошкольного возраста.
    Работа  по декоративному рисованию достигнет  нужной цели только при условии связи  с работой по развитию художественного  вкуса детей, их наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни красивые вещи, нарядные узоры, украшения зданий, сочетание цветов, как в предметах искусства, так и в природе. Для этого необходимо привлекать внимание детей к таким предметам, как расписная посуда, ткани, ковры, народные вышивки и пр.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.