На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социализация русских и американских подростков в условиях крупного индустриального города

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 28.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МОУ «Гимназия №50»
Канавинского  района 
 
 
 
 
 

Исследовательская работа по психологии
на  тему:
«Социализация русских и американских подростков в условиях крупного индустриального города» 
 
 

                                        Выполнила:
            ученица 10«Б» класса
                                              Ашихмина Инна 

                                             Руководитель:
                                                 педагог-психолог
                                                  высшей категории
                                            Романова А.Н. 
             
             
             
             

 г. Нижний Новгород
 2010-2011 год
План 
 
 

  Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Мегаполисы, дающие необыкновенные перспективы молодёжи
  I.1. Нью-Йорк: «столица мира»………………………………………………...5
       I.2. Москва: мегаполис, дающий перспективы получения работы и         образования………………………………………………………………..8
       I.3. Нижний Новгород…………………………………………………………10 

 Глава II. Воспитание и социализация подростка в условиях большого города
   II.1. Социализация личности. Общее понятие……………………………….11
   II.2. Психологические аспекты социализации и самосознания подростка...15 
   II.3. Инициации………………………………………………………………...25
   II.4. Межнациональные конфликты на фоне личностного взросления….....27 

Глава III. Экспериментальная часть
Исследование  личностных особенностей по типу ценностей подростков      
Москвы и Нью-Йорка
   III.1. Цели, задачи и гипотеза исследования…………………………………30
   III.2. Описание методов исследования……………………………………….31
   III.3. Описание, анализ результатов исследования и выводы………………33 

  Заключение..........................................................................................................36
Список  литературы.............................................................................................37 

Приложение
1. «Осознание подростком необходимости соблюдения социальных норм»
2. Мини-сочинения на тему: «Жизнь в мегаполисе – это…»
3. Протоколы  тестирования подростков по методике  Штерна 
 
 
 

   Введение 

    Город – особое, ни с чем не сравнимое  творение ума и рук человеческих. Это среда жизни, которой присуща  концентрация различных, все более разнообразных видов деятельности. За городом закреплено название – двигатель прогресса. В них, городах, рождается и распространяется новое. Это творческие лаборатории, духовные мастерские человечества.
    Заряженность города, энергия людей всего мира определяют силу, его характер, активность и даже агрессивность новшеств, нацеленность на великие достижения и способность покорить мир. Возможно, именно в этом кроется феномен его невероятного делового чутья и жесткой хватки.
    Понятие «большой город» воспринимается мной как нечто безграничное, перспективное, свободное, одинокое.…Конечно, большой город полон возможностей для каждого человека, динамичная жизнь которого увлекает и сопровождается чередой событий и впечатлений. Но по сути каждый, затерявшийся в огромной толпе, одинок и вынужден сам искать средства на существование этих новых перспектив и возможностей. Не каждый может вписаться в бесконечный ритм «большой жизни». Соответственно, необходимо дать волю своему потенциалу, почувствовать настоящую свободу большого города, не потеряв при этом своё «Я».
    Теперь  необходимо представить главный  вопрос моего исследования – что  представляет в нынешнем индустриальном мире социализация подростка. Есть ли какие-нибудь системные факторы, влияющие на развитие личности, самосознание подростка во временных инициациях под названием «субкультура», выявление личностного роста в условиях «большой жизни». Этот и другие вопросы будут рассмотрены в моей исследовательской работе «Социализация русских и американских подростков в условиях крупного индустриального города», основанной на сравнении мегаполисов Москвы и Нью-Йорка, а также Нижнего Новгорода.
    Актуальность  данного исследования явно выражена и обусловлена проблемами современности. Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть ее социализация. Особенно актуальной для общества является социализация подрастающего поколения. Именно в период детства, отрочества и юности складываются основные структуры личности, качественные характеристики которой, в существенной степени зависят от степени педагогизации окружающей среды. Социальное самоопределение человека одинаково актуально и для прошлого, и для настоящего столетия, но оно существенно зависит от социально-политической и экономической системы общества. Объектом исследования данной работы является непосредственно процесс социализации подростков, а предметом – влияние крупных городов на процесс социализации подростков. Личностное взросление подростка представляет собой очень сложный процесс, действие которого может почувствовать каждый современный человек. Самосознание подростка происходит не только в определенном городе, районе, области, стране, а по всему миру. Значит, оно требует определенного рассмотрения. Общество почти утратило интерес к поиску новых способов организации условий, содействующих развитию чувства личности, социализации. Именно поэтому я выбрала данную тему исследовательской работы, цель которой заключается в определении характера влияния мегаполисов на нравственное развитие подростка и выявление трудностей, возникающих у подростков в процессе социализации. Также поставила такие задачи: 

    
    сравнить  особенности крупных мегаполисов (Москва, Нижний Новгород, Нью-Йорк).
    раскрыть основное понятие: социализация и охарактеризовать его;
    изучить особенности подросткового возраста;
    изучить психологические аспекты самосознания подростка в условиях социализации большого города.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Глава I. Мегаполисы, дающие необыкновенные перспективы молодёжи
    I.1. Нью-Йорк: «столица мира» 

    Нью-Йорк – потрясающе свободный город. Ему  безразличны культурные стереотипы иностранцев. Какие бы катаклизмы ни пришлось ему пережить, этот фантастический мегаполис сохраняет имидж вселенского магнита. Он неудержимо влечёт к себе туристов, деловых людей, свободных художников.
    Нью-Йорк очень жесток. И речь идёт не о  бандитских кварталах в тёмное время  суток. Стоит вам лишь появиться  на пресловутых берегах Атлантики, как вас захватит оглушительный шквал впечатлений. По глазам наотмашь ударит резкая смена пейзажей, контрастные волны звуков обескуражат ваш слух, манящие запахи этнических блюд будут регулярно сменяться стойким «ароматом» хайвэев. Вам придётся заново учиться планировать время, даже если вы гений большого бизнеса. Г. Вы найдёте кратчайший путь к объектам желаний, пройдётесь по роскошным авеню Бродвея и заглянете в Гарлем, посетите музей Метрополитен и расслабитесь в бутиках и ночных клубах. Никакой продажи киношных иллюзий! Мы демонстрируем не только «парадный» фасад Нью-Йорка, но и тихие душевные окраины.
    Урбанистический монстр порой превращается в небрежного и скромного провинциала. В пределах городской черты мирно соседствуют  фешенебельный Рокфеллер – Центр  и задумчивый Стейтен-Айленд. Здесь вы осуществите прекрасную мечту детства – увидите все народы земли, собранные в Большом яблоке. Добро пожаловать в Нью-Йорк!
    Как и всё, связанное с этим странным городом, они крайне противоречивы. С одной стороны, несложная «топография» улиц обеспечивает лёгкость ориентирования. В то же время огромная территория Нью-Йорка не даёт возможности увидеть его целиком.
    Для Нью-Йорка уличные парады – часть  образа жизни. Периодически та или иная молодёжная организация с помпой заявляет о себе на Пятой авеню или в каком-то другом месте...
    Я с раннего детства мечтала побывать в Нью-Йорке. Я хотела бы рассказать некоторые интересные факты Нью-Йорка для всех кто желает немного узнать об этом великолепном месте.
    Почему  Нью-Йорк называют «Большим Яблоком»?
       Есть различные гипотезы, которые объясняют происхождению названия Большое Яблоко. Но верная из них только одна! Один ансамбль джазовых музыкантов любил называть место своего выступления «яблоко». Так вот, во время своего выступления в Манхеттене у этих ребят назвать город Нью-Йорк просто яблоком не хватило смелости, и они место своего выступления назвали «Большое Яблоко». Однако такая кличка быстро распространилась на весь Нью-Йорк, а в последствии и обросла различными легендами и домыслами. Нужно же чем-то завлекать и развлекать приезжих туристов и отдыхающих!
    15 интересных фактов Нью-Йорка [8]:
    Голландский исследователь Питер Минуит купил остров Манхэттен (его южный мыс) у племени индейцев приблизительно за 24 доллара для безделья и развлечений.
    Нью-Йорк был столицей США с 1789 г. до 1790 г.
    Жители Нью-Йорка в среднем тратят каждый день около 40 минут, чтобы добраться до места свой работы.
    Больше чем 47 процентов жителей Нью-Йорка в возрасте от 5 лет разговаривают на языках отличных от государственного (английского).
    Центральный Парк Нью-Йорка по своим размерам превосходит княжество Монако.
    Сенат Нью-Йорка состоит из 51 членов и является законодательной властью города.
    Согласно Нью-Йоркскому Бизнес изданию Crain's, средняя стоимость квартиры в Манхэттене в 4-ом квартале 2007 года составляла полтора миллиона долларов.
    Желтые такси Нью-Йорка являются желтыми, потому что Джон Хирц, основатель транспортной компании, проведя исследования, пришел к выводу, что желтый цвет является самый приятным для глаз. И он оказался прав.
    В 2007 году 46 миллионов международных туристов и жителей США побывали в Нью-Йорке. Они потратили приблизительно 28 миллиардов долларов за это время.
    Среднесуточная цена номера в Нью-йоркских гостиницах в 2006 году составляла 267 долларов.
    Ежегодно больше чем 250 фильмов снимаются в Нью-Йорке.
    В среднем 5 миллионов человек ездят на метро в Нью-Йорке каждый будний день.
    Система метро Нью-Йорка имеет 26 маршрутов и 6 200 составов метро, которые останавливаются на 468 различных станциях.
    Больше чем 12 700 желтых такси работают на улицах Нью-Йорка.
    На 2000 год согласно переписи населения в Нью-Йорке проживают 8 008 278 человек.
    Именно  поэтому Нью-Йорк в настоящее  время занимает лидирующее место  в мире среди мегаполисов. Он сочетает в себе не только мощное индустриальное развитие, но и является культурным центром, обеспечивающим хорошее будущее молодым поколениям.
    По  данным обследования «Настроения американской молодежи», самой важной целью в  жизни, которой стремятся достигнуть школьники, является успешная карьера, за которой следует счастье, брак и семья [8].
    Молодежь  в Америке интересуется также  и глобальными проблемами. Молодежь также обеспокоена голодом в  мире. Она заботится о других людях в других странах, что видно из таких акций, как осуществление проекта «Дети для детей», в ходе которого группе детей из Нью-Йорка удалось собрать в 1985 году 250000 долларов в помощь голодающим детям Эфиопии. Что представляет собой сегодняшняя американская молодежь? Вот как характеризует ее обследование «Настроение американской молодежи»: они (молодые люди) «настроены весьма решительно; в их планы входит получение образования после окончания средней школы, успешная карьера, брак и воспитание детей в атмосфере уважения и любви. У них мало высоких мыслей об «изменении мира», зато вместо этого они решили внести свой посильный вклад в улучшение жизни своей семьи, друзей и общества, в котором они живут».
    Нью-йоркская молодежь имеет большие возможности  в реализации накопившегося потенциала. Город обеспечивает хороший пакет услуг, способствующий благополучной социализации подростков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    I.2. Москва: мегаполис, дающий перспективы получения работы и образования 

    Москва  – большой мегаполис, дающий необыкновенные перспективы получения работы и образования. В этот город стремится огромное количество молодежи, которое желает найти свое место в жизни. Мегаполис, в свою очередь,  не отказывает в данной возможности, но при этом ставит все новые условия. Каждый подросток, находящийся на пути своей социализации в обществе, стремится  получить образование для дальнейшей работы и жизни в мегаполисе.
    Москва  является одним из важнейших образовательных  центров России, с момента образования  первого высшего учебного заведения  страны — Славяно-греко-латинской академии — в городе сосредоточилось значительное число объектов просвещения. В наше время в городе действует 103 учреждения высшего профессионального образования, среди которых старейший и самый известный в России МГУ, основанный по инициативе Шувалова и Ломоносова в 1755 году. В числе наиболее известных московских вузов — МГТУ имени Баумана, РЭУ имени Плеханова, Государственный университет управления, Московский государственный институт международных отношений, Российский государственный гуманитарный университет, Московская государственная юридическая академия, Московский государственный лингвистический университет, Всероссийский государственный университет кинематографии и многие другие [9].
       Закончив то или иное образовательное учреждение, молодой человек выходит во взрослую, реальную жизнь.
    Давайте посмотрим, какие вакансии Москвы предлагает рынок труда для вчерашних  школьников. В первую очередь, это: курьеры, распространители рекламной продукции, расклейщики объявлений, торговые агенты, промоутеры и экспедиторы. Привлекают молодежи к проведению различных социологических опросов. В большом количестве вакансии Москвы содержат такие позиции, как работник раздачи в ресторанах и точках быстрого питания (Макдоналдс, Ростик'с, Сбарро). Молодые люди могут работать в строительных бригадах. Власти столицы активно привлекают их к работам по озеленению и уборке территорий.
    Сулят вакансии Москвы за такой малоквалифицированный  и часто не постоянный труд от 2000 до 7000 рублей в месяц. А при постоянной занятости зарплата вчерашнего выпускника школы может доходить до 10-12 тысяч рублей. Прекрасная возможность для молодежи наконец-то слезть с родительской шеи и позволить себе потратить деньги так, как хочется. А то и помочь родителям, внеся свои заработанные деньги в семейный бюджет.
    Где же нужно искать вакансии Москвы для  студентов? В первую очередь - в самом  ВУЗе: на досках объявлений или в  студенческих центрах занятости, которые  с недавних пор работают во многих столичных институтах и университетах.
    Найдутся вакансии Москвы для молодежи и в специализированных изданиях по трудоустройству. В некоторых из них все предложения для молодых людей выделены в отдельную рубрику, учитывая потребность студентов в работе по гибкому графику.
    Есть  студенческие вакансии Москвы и на биржах труда. Узнать о них можно так же, придя на окружную ярмарку вакансий.
    Для активных пользователей Интернет вакансии Москвы вообще не должны составлять какой-то проблемы. В сети вакансий для студентов - множество. В том числе и по таким специальностям, как веб-дизайн, копирайтинг, программирование, журналистика. Если есть талант к творческим профессиям, молодой человек может работать удаленно. То есть стать фрилансером.
    Мир, ранее наполненный мечтами из детства, перестаёт быть таким сказочным и «взрослый подросток» окунается в бытовую суету. Каждый вынужден адаптироваться к окружающей среде, то есть проходить этап социализации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    I.3. Нижний Новгород 

    Нижний  Новгород также как и Москва обладает достаточными перспективами и возможностями для нынешней молодёжи, в этом плане практически не уступая главному мегаполису России.
    В городе сохранилось немало уникальных памятников истории, архитектуры и  культуры, что дало основание ЮНЕСКО включить Нижний Новгород в список 100 городов мира, представляющих мировую историческую и культурную ценность.
    Нижегородский регион и его областной центр - это территория с преобладанием  русского населения, по последней переписи составившего 95% всех жителей. Однако в  Нижнем Новгороде живет около 100 различных национальностей. В настоящее время в городе официально зарегистрировано 28 национально-культурных обществ [11]. 
  Необходимо представить молодежные организации Нижнего Новгорода:

       «Верас» - региональная общественная организация поддержки детей и молодежи
    «Дети и подростки против наркотиков» - детский центр
    «Российский союз молодёжи» - Нижегородский филиал
    «Росток» - общественная организация инвалидов детства и детей   инвалидов
    «Русский союз скаутов» - детская общественная организация
    «Факел» - детский клуб, МОУ
    «Юный гагаринец» - детский клуб, МОУ
    «Детский клуб им. Сергея Акимова»
    «Клуб юных техников»
    «Молодёжный центр дополнительного образования детей»
    «Нижегородская служба добровольцев»
    «Центр эстетического воспитания детей»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Глава II. Воспитание и социализация подростка в условиях большого города
    II.1. Социализация личности. Общее понятие 

    В гуманитарные науки термин «социализация» пришел из политэкономии, где его  первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т. п. Автором термина «социализация» применительно к человеку, очевидно, является американский социолог Ф. Г. Гиддингс, который в 1887 г. в книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современному, - «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни» [4].
    К середине XX в. социализация превратилась в самостоятельную междисциплинарную  область исследований. Сегодня проблему социализации или ее отдельные аспекты изучают философы, этнографы, социологи, психологи, криминологи, представители других наук.
    Социализация  человека в современном мире, имея более или менее явные особенности  в том или ином обществе, в каждом из них обладает рядом общих или сходных характеристик. О них и пойдет речь дальше.
    В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных  этапах. В самом общем виде этапы  социализации можно соотнести с  возрастной периодизацией жизни  человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепризнанной. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения [4].
    Социализация  протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не все они даже выявлены, а из известных далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма неравномерны: об одних известно довольно много, о других - мало, о третьих - совсем чуть-чуть. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы [2].
    Первая - мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
    Вторая - макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые  влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).
    Третья - мезофакторы (мезо - средний, промежуточный), условия социализации больших групп  людей, выделяемых: по местности и  типу поселения, в которых они  живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам. Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу - микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.
    Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление  играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.
    Надо  иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко подметил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т.д.
    К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие[4].
    Традиционный  механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые  характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: «...Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.
    Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.
    Надо  иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко подметил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т.д.
    Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.
    Межличностный механизм социализации функционирует  в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для  него лицами. В его основе лежит  психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять межличностный механизм социализации как специфический.
    Социализация  человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно. Так, в условиях села, малого города, поселка, а также в малообразованных семьях в больших городах существенную роль может играть традиционный механизм.
    В условиях крупного города особо явно действуют институциональный и стилизованный механизмы. Для людей явно интровертированного типа (т. е. обращенных внутрь себя, повышенно тревожных, самокритичных) важнейшим может стать рефлексивный механизм. Те или иные механизмы играют различную роль в тех или иных аспектах социализации [4].  
 
 
 
 
 
 

    II.2. Психологические аспекты социализации и самосознания подростка 

    Из  всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем пяти миллиарда людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга.
    В социологии – личность – совокупность статусно-ролевых характеристик, а также автономная система, которая может быть не зависима от общества. Эта независимость проявляется в собственном мировоззрении личности, в её самосознании [5].
    Становление и развитие личности происходит на протяжении всей жизни человека, но особенно чётко этот процесс прослеживается в детском и подростковом возрастах. Именно в это время закладываются  многие факторы, которые будут служить  ориентиром дальнейшего развития личности человека. На становление и развитие личности особое влияние оказывают факторы внешнего воздействия, воздействия окружающей среды общества.
    Важнейшей психологической характеристикой  подросткового возраста является интенсивное нравственное формирование личности, формирование нравственного сознания, овладение морально-этическими нормами поведения. В подростковом возрасте происходит не только физическое созревание, но и заметное созревание личности, которое осуществляется под влиянием окружающей действительности, в процессе учебно-воспитательной работы школы, под идейным руководством воспитателей и коллектива.  
  Подростковый возраст — это возраст начала интенсивного формирования мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в своем поведении [3]. Если, будучи младшим школьником, он чаще действовал по непосредственному указанию старших — учителей и родителей,— либо под влиянием своих случайных и импульсивных побуждений, то теперь для него основное значение приобретают собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения.

    Учителю, воспитателю надо иметь в виду, что именно в этом возрасте закладываются  основы нравственного сознания. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность. 
Но именно потому, что этот возраст является возрастом интенсивного нравственного развития, надо помнить, что порой в сознании подростка могут сформироваться (иногда совершенно неожиданно для педагога) нравственные понятия и убеждения, противоречащие тем, которые воспитателю хотелось бы внедрить в сознание школьника. 
Мы часто дискутируем, следует ли наказывать ребенка трудом.

    Поставим  эту проблему по отношению к подростку, и она станет еще более значимой. Ведь именно у подростка складывается определенная система нравственных убеждений, в том числе и отношение  к труду. Некоторые считают, что  трудом можно наказывать, и пытаются аргументировать это положение. Подросток, у которого по-настоящему начинает формироваться отношение к людям и к труду, пытается разобраться: из своего нравственного опыта он знает, что взрослые никогда не наказывают чем-то хорошим. Раз наказывают — значит чем-то неприятным! Если трудом наказывают, то в сознании подростка начинает складываться определенное представление: труд есть что-то неприятное, тягостное [6].
    Мы  считаем, что нужно вкладывать в  сознание школьника представление  о том, что труд есть дело чести, славы, доблести и геройства. Но эти слова останутся пустым звуком, а в сознании подростка будет укореняться другое убеждение. Подросток совершенно четко дифференцирует разные вещи. Если, играя на перемене, он сломал стул и должен в мастерской починить его, это не есть наказание. Если заставляют взять веник и подмести за собой, это тоже не наказание. Логика подростку ясна: это не наказание, а исправление последствий собственного проступка. Но вот другой факт. 
   В одной сельской школе ребята часто опаздывали на занятия и грубили учителям. В наказание директор обычно велел им пилить дрова для школы. Однажды, когда некого было наказывать, директор попросил старших подростков после уроков остаться пилить дрова. Все возмутились: «За что вы нас наказываете?» Никакие уговоры и разъяснения не помогли. И это понятно: едва ли подростки будут охотно пилить дрова, если они делали такую работу лишь в порядке наказания. 
   Все это хорошо знал А. С. Макаренко и умело использовал психологию ребят: если колонист провинился, его временно отстраняли от работы, лишали радости трудиться с коллективом. На первых порах наказанный был доволен, но когда он видел, как дружно, бодро, с шутками трудился коллектив, а он оставался вне коллектива, ему не доверяли трудиться вместе со всеми, это начинало на него действовать иначе. Вот при такой ситуации в сознании подростка, неизбежно будет укореняться мысль, которую мы и считаем необходимым сформировать: наказывают неприятным,— значит, лишение права трудиться в коллективе есть нечто неприятное, недостойное, следовательно, сам труд — очень привлекательная деятельность, вызывающая уважение, общественное признание. 
  Психологами была поставлена специальная задача изучить содержание нравственного сознания подростков, их нравственных понятий и представлений. Исследования показали в общем высокий уровень нравственного сознания подростков. Большая часть школьников правильно разбирается в доступных их возрасту нравственных понятиях. Приведем несколько примеров. 
  «Настойчивость — это когда человек берется за самые трудные дела, когда его не страшат неудачи и он все доводит до конца» (12 лет); «Настойчивость развивается и в хорошем человеке и в плохом, но у плохого человека она служит для плохого дела, а у хорошего — для хорошего» (12 лет). 
Степень глубины осознания, конечно, заметно повышается к концу подросткового возраста. 
   «Скромность — это умение трезво оценивать себя, критически относиться к себе и своим поступкам. Скромность и самореклама несовместимы... Скромный все время помнит, что окружающие его люди наделены достоинствами в не меньшей, а, может быть, в большей степени, чем он. Скромность — это простота и естественность во всем: в обращении, в поведении, костюме, манерах» (15 лет). 
   «Гордость — это радость именно, за успех, а не за превосходство над другими»; «Настоящей гордости не может быть, если ты работаешь хорошо, а твои товарищи плохо»; «Передовик труда гордится не тем, что он опередил других, а тем, что дал много продукции Родине» (15 лет). 
В тесной связи с формированием убеждений и мировоззрения складываются и нравственные идеалы подростков. Это связано с широкими и глубокими общественными явлениями в жизни нашей страны, с реальной героикой современности. В последние годы мечты и представления подростков о героическом все больше связываются с людьми, посвятившими себя завоеванию космоса, ракетной технике, использованию новых видов энергии, исследованиям в области химии, физики, биологии и медицины.

    Мечты наших подростков говорят об их стремлении активно участвовать в жизни страны, в общественно полезной деятельности. «Я мечтаю быть учительницей. Конечно, это не очень легкая профессия. Надо воспитывать ребят, а это не легко. Учиться надо долго и хорошо. Но вот я кончу педучилище, заочный пединститут и полечу на самолете в Москву. Я приеду в совсем новый город. Как здесь прекрасно! Дома высокие, каменные, всюду прекрасные парки, сады. Вот и мой первый урок: класс большой, светлый, всюду цветы. Я расскажу ребятам о старой Москве и об изменениях в стране» (15 лет). 
   Чувство интернационализма, дружбы, желание действовать, активно помогать борющимся за свободу народам ярко проявилось в стихотворении семиклассницы Веры К. [7].

             На Кубу
    Мальчишка готов к побегу:
    Единственный  рубль в кармане,
    Котлета, кусочек хлеба,
    Записка написана маме.-
    И вдруг разрушились планы,
    Напрасно  пропали старанья,
    Ох, уж эти мне мамы —
      Все они знают заранее.
    Ох, уж эти мне мамы...
      Зря его ждут кубинцы....
      Мальчишка глядит упрямо,
      От горя заплакать боится.
    Отец  с работы вернулся
    И, развернув газету,
      Выслушал все, улыбнулся 
    И мягко жене заметил:
    «Брось, не ругай ты парня,
    Зря ты его наказала.
      Я тоже бегал в Испанию 
    С Киевского вокзала».
    В мир детских снов и видений
    Реальность  врывается грубо,
    У каждого поколения 
    Есть  своя Куба. 
  Весьма распространенная в подростковом возрасте положительная оценка упрямства связана с неправильным представлением о принципиальности, независимости и самостоятельности — качествах, очень ценимых подростками. 
  «Упрямство — это на глупых делах закалять волю» (12 лет); «Хочу быть самостоятельным и обходиться без чужих советов. В жизни не всегда будет у тебя советчик. Пусть плохо и глупо, зато делаю, как хочу» (14 лет); «Пусть упрямый часто и неправ, но сегодня он настоит на своем, хотя неправ, а завтра настоит, будучи правым. Прежде чем пробовать волю на больших делах, надо пробовать ее на пустяках» (15 лет). На замечание старшего: «Это верно, что волю надо воспитывать на малых делах, но ведь и эти дела могут быть разумными, почему не закалять волю на них?» — тот же подросток ответил: «Да, можно, но это много скучнее, да и нет сознания, что борешься и побеждаешь чужую волю». Другой подросток продолжил эту мысль: «Для меня дело не в том, кто прав, а кто настоит на своем!»

    Оказывается, все дело в стремлении побеждать чужую волю. При этом не так важно, кто прав. В подростковом возрасте, когда человек складывается как личность, ему важно чувствовать себя взрослым, сознавать, что он может противостоять воле старших. Один из старших подростков в беседе с директором, который потребовал от него извиниться перед учительницей, гордо заявил: «Я человек принципиальный: я в жизни никогда и ни перед кем не извинялся!» Все это представляет своеобразное моральное кредо!      Когда психологи познакомились с характеристиками подростков, чьи высказывания приведены выше, то нашли полное совпадение с поведением, т. е. нравственное сознание «прорастает» в поведение, определяет поведение.         Одним из самых важных моментов в развитии личности подростка является формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. В младшем возрасте нет желания оценить себя: «Что я за человек? Какая от меня польза? Что у меня хорошего? Какие у меня недостатки?» У подростка же возникает интерес к себе, к своей внутренней жизни, к качествам собственной личности, потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое «я», стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. 
   Характерной чертой самосознания является проявление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, с ее специфическими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и саморазвитию. Этому способствуют и те новые обстоятельства, которые отличают образ жизни подростка от образа жизни детей младшего школьного возраста. Прежде всего это повышенные требования к подростку со стороны взрослых, товарищей, общественное мнение которых определяется не столько успехами школьника в учении, сколько многими другими чертами его личности, взглядами, способностями, характером, умением соблюдать «кодекс нравственности», принятый среди подростков, все это порождает мотивы, побуждающие подростка обратиться к анализу самого себя и к сравнению себя с другими. Так, у него постепенно формируются ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы поведения, которые, в отличие от образцов детей младшего школьного возраста, представлены уже не столько в виде образа конкретного человека, сколько в определенных требованиях, которые подростки предъявляют к людям и к самому себе. 
   Важной особенностью самосознания подростка является противоречие между потребностью познать себя и недостаточным умением правильно анализировать личностные проявления, недостаточным уровнем объективных знаний о себе. На этой основе порой возникают конфликты, порождаемые противоречием между уровнем притязаний подростка и его реальным положением в коллективе, противоречием между отношением его к самому себе, к качествам своей личности и отношением к нему и качествам его личности со стороны взрослых и сверстников. А. Г. Ковалев справедливо отмечает, как важно правильно оценивать личность подростка, чтобы не вызвать у него двух противоположных, но одинаково отрицательных переживаний — чувства превосходства над другими и чувства неполноценности. 
   Решающее значение для развития самосознания подростка имеет его жизнь в коллективе, где существуют правильные оценочные отношения, которые формируют у подростка верную самооценку. Возросшие требования к поведению и учебной деятельности подростка, стремление найти свое место в системе доступных ему общественных отношений также помогают развитию самосознания.

       Итак, на основе развития самосознания и сознательного отношения к действительности, роста требований к подростку, его нового положения в коллективе у подростка возникает стремление к самовоспитанию, к сознательному и целеустремленному развитию у себя положительных качеств и торможению отрицательных проявлений, преодолению отрицательных черт, устранению своих недостатков.
       Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте является формирование у подростка своеобразного чувства взрослости как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому, переживание готовности подростка жить в коллективе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника этой жизни. Исследования психологов (в первую очередь Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой [4]) выявили характерные черты чувства взрослости, его содержание и формы проявления.   Формирование объективной взрослости наблюдалось в социально-моральной сфере (относительная эмансипация от взрослых, наличие собственных взглядов и суждений), в интеллектуальной деятельности (самостоятельность в усвоении знаний), в интересах, в элементах романических отношений (подражание взрослым), в характере развлечений, во внешнем облике и манере поведения (также подражание взрослым). Чувство взрослости выражается в отношении подростка к себе как к взрослому и желании объективно утвердить свою взрослость. Он претендует на такое же отношение к нему окружающих, проявляет желание оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства взрослых, отстаивать свои взгляды и убеждения, несмотря на противодействие взрослых. Словом, как отмечает А. Г. Ковалев, подросток, созревший для более активного социального положения, начинает бороться за это положение, ломая прежние к нему отношения, сложившиеся в пору его детства. 
   Значительно реже в подростковом возрасте обнаруживается проти
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.