На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ и сравнительная характеристика основных теорий власти в менеджменте

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

 

Введение

 
      Актуальность  данной темы как теоретическая, так и практическая весьма велика. В настоящее время наблюдается определенный дефицит теоретических исследований в области исследования властных отношений, теорий власти.
      С практической точки зрения актуальность работы не менее значительна. В настоящее время руководителям многих уровней не хватает элементарных представлений об основных формах власти и влияния в трудовом коллективе, не хватает знаний о ситуационном лидерстве, его влиянии на конечные результаты деятельности предприятия.
      Власть  есть присущее обществу волевое отношение  между людьми.  Понятие власти, её сущности и характера дает ключ к пониманию природы политики и государства. Власть – необходимое  условие существования общества и его динамичного развития.
      Властные  отношения порождают целый ряд специфических особенностей процесса управления торговой организацией. Специфика управления в торговле обусловлена  организацией торговой деятельности, процессом управления кадрами.
      Объектом  данного исследования выступает  власть и влияние в менеджменте. Предмет исследования – особенности разработки ситуационных аспектов применения отдельных форм власти и влияния в торговых организациях.
      Цель  данной работы – проанализировать типичные компоненты теории власти и влияния, возникающие в процессе деятельности работников торговой организации и на основе рассмотренных теоретических положений современной научной литературы по менеджменту.
      Цель  работы определяет постановку и последовательное решение следующего круга задач:
    выявить специфические особенности, формы, основания классификации форм власти в менеджменте;
    определить виды основных форм власти и влияния в менеджменте, указав  их преимущества и недостатки, известные науке управления;
    дать содержательную характеристику основным формам власти и влияния в менеджменте,
    указать особенности разработки ситуационных моделей власти и влияния применительно к персоналу торговой организации.
      Базой написания работы выступают учебные  пособия российских и зарубежных исследователей по изучаемой в работе проблематике, статьи периодической печати, позволяющие наиболее полно оценить изучаемую категорию науки управления. 
 
 

 

1. сущность и классификация форм власти в менеджменте
      Понятие власти в менеджменте
 
 
      Понятие власти, её сущности и характера  дает ключ к пониманию природы политики и государства. Даже то, что древнегреческое "архе", обозначавшее "власть" или "главенство", имело и другое значение – первоначало или первопричина, по-видимому, было не случайным совпадением, возможно смутной догадкой о природе власти.
      Власть  есть присущее обществу волевое отношение  между людьми. Власть необходима, подчеркивал  Аристотель, прежде всего, для организации  общества, которое немыслимо без  подчинения всех участников единой воле, для поддержания его целостности  и единства4.
      Известно, что в истории ведущую роль играют не отдельные личности, а  народные массы. В жизни общества и, следовательно, в истории нет  ничего, кроме действующих людей  со своим стремлением реализовать  свои интересы. И когда часть из них взглянут на мир по – особенному и начнут задумываться о совпадении и различии своих интересов с интересами других современников.
      Но  эти индивидуальные прорывы сквозь обыденность оставались бы частным  проявлением, если бы не появлялись люди, взваливающие на себя бремя объединения тысяч и тысяч своих современников, чье место в обществе совпадает, а интересы схожи. В этом, пожалуй, и заложены истоки лидерства2.  
 

      1.2 Виды и формы власти

 
      В современной науке управления выделяют следующие виды власти:
      1. Власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом, который помешает удовлетворению какой-то насущной потребности, или вообще может сделать какие-то другие неприятности.
      Власти, основанной на принуждении, соответствует влияние чрез страх. Рабочее место дает богатые возможности развивать власть, используя страх и принуждение, потому что множество наших потребностей удовлетворяются именно там. Например, страх потерять работу свойствен, кажется, всем. В определенных обстоятельствах можно так легко и эффективно использовать страх, что некоторые руководители часто прибегают к нему: даже намек на увольнение, лишение каких-либо полномочий или понижение в должности обычно дает немедленные результаты. Когда подчиненные надежно защищены от такого рода угроз, грубых и прямых, руководитель может использовать более тонкие способы вселения страха. Исследования показывают, что обращение к страху может стать эффективным методом влияния, если предлагаются конкретные меры7.
      Слабые  стороны метода влияния через страх. Даже если представляется возможность создать эффективную систему контроля при умеренных затратах, лучшее, чего можно добиться посредством страха — минимально адекватная производительность труда. Исследования показывают, что организации, где используется власть, основанная на принуждении, скорее всего характеризуются менее высокой производительностью труда и более низким качеством продукции.
      Хотя  принуждение и может привести к временной покорности подчиненного, оно производит нежелательные побочные эффекты — скованность, страх, месть и отчуждение. Это, в свою очередь, может привести к более низкой производительности труда, неудовлетворенности работой и большой текучести кадров. 
      2. Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие. Власть, основанная на вознаграждении — один из самых старых и часто самых эффективных способов оказывать влияние на других людей.
      Власть, основанная на вознаграждении,  оказывает влияние через положительное подкрепление подчиненного с целью добиться от него желаемого положительное поведения. Исполнитель не сопротивляется этому влиянию, потому что он или она в обмен на выполнение того, что хочет руководитель, ждет получения вознаграждения в той или иной форме. В контексте мотивационной теории ожидания исполнитель представляет, что имеется большая вероятность получения прямого или косвенного вознаграждения, которое удовлетворит активную потребность, и что он или она способны сделать то, чего желает руководитель11.
      Поскольку все — личности, и их потребности  имеют уникальный характер, то, что  одному представляется ценным вознаграждением, может не показаться таковым другому  или тому же первому, но в иной ситуации. Чтобы влиять на поведение, вознаграждение должно восприниматься как достаточно ценное. Другими словами, исполнителю должно предоставляться такое вознаграждение, чтобы оно было адекватно согласию на влияние. Эта воображаемая адекватность является главным преимуществом власти, основанной на вознаграждении, по сравнению со слабыми сторонами власти, основанной на принуждении.
      Недостатки  положительного подкрепления. В некотором смысле власть, основанная на вознаграждении, будет действенна всегда при условии, что руководитель сможет правильно определить то, что в глазах исполнителя является вознаграждением, и фактически предложить ему это вознаграждение. Однако на практике у руководителя масса ограничений в возможности выдавать вознаграждения. У каждой организации ресурсы ограничены, и она может выделить на поощрение персонала строго определенное количество ресурсов.
      Полномочия  руководителя предлагать материальные стимулы также регламентируется политикой фирмы и всякими  методиками. В некоторых случаях  ограничения могут быть поставлены извне, как, например, в трудовом договоре с профсоюзом, где оговаривается, какие вознаграждения могут быть предложены за те или иные виды работ. Трудность использования власти, основанной на вознаграждении, увеличивается еще и тем, что часто бывает не просто определить, что же сочтут вознаграждением. Деньги и более престижная должность не всегда способны произвести впечатление на человека и повлиять на его поведение. Поэтому хороший руководитель должен научиться использовать и другие способы влияния4.
      3. Законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его или ее долг — подчиняться им. Он или она исполняют приказания влияющего, так как традиция учит, что подчинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя. Поэтому законную власть очень часто называют традиционной властью. Законная власть бывает действенна тогда, когда подчиненный повинуется указанию руководителя только потому, что он или она стоит на более высокой ступеньке организационной иерархии. Все руководители пользуются законной властью, поскольку они наделены полномочиями управлять другими людьми10.
      Законной  власти соответствует влияние через  традицию. Если оглянуться на историю, традиция окажется самым распространенным инструментом влияния. Руководитель пользуется традицией, чтобы удовлетворить потребность исполнителя в защищенности и принадлежности. Однако, этот метод станет действенным только при условии, что исполнитель уже усвоил ценности, которые дадут ему возможность поверить, что руководитель способен удовлетворить эти потребности. Поэтому влияние с помощью традиции возможно лишь тогда, когда нормы культуры, внешние по отношению к организации, поддерживают точку зрения, что подчинение начальству является желаемым поведением.
      Традиция  — привлекательный инструмент как  для организации, так и для  руководителя. Она обладает огромным преимуществом — безличностью. Исполнитель  реагирует не на человека, а на должность. Это обстоятельство повышает стабильность, так как организация не зависит от жизни или способностей какой-то одной личности. Предоставление самых больших вознаграждений в первую очередь тем, кто лучше всего подчиняется системе, чем по-настоящему компетентным ее членам, подкрепляет способность организации использовать традицию с целью добиться покорности своих членов. Другим свойством является быстрота и предсказуемость влияния с помощью традиции.
      Недостатки  влияния, опирающегося на традицию. Традиция может действовать и во вред организации. Представьте, что молодому руководителю, предлагающему усовершенствовать какую-то операцию, говорят: «Мы всегда делали так, и до сих пор все было хорошо». Такое отношение может представлять гораздо большую проблему, чем это обычно кажется. Чтобы соответствовать окружению, организация должна внести изменения в свою политику стратегию, методику организации и т.д. Те организации, которые настойчиво выдвигают традицию в качестве аргумента, почему они сопротивляются переменам, могут в конечном итоге оказаться перед проблемой вымирания3.
      Кроме того, устойчивая приверженность традиционной власти может привести к недостаточному использованию потенциала человеческих ресурсов, потому что люди, обладающие информацией о проблеме или способе усовершенствования дела, не обязательно являются частью системы формальных полномочий в структуре. В результате это может привести к снижению производительности труда и растущей неудовлетворенности трудящихся . 
      4. Эталонная власть (власть примера). Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий. Эталонная власть, построена не на логике, не на давней  традиции, а на силе личных качеств или способностей лидера. Этому типу власти соответствует харизматическое влияние.
      Харизматическое влияние, происходит от отождествлением исполнителя с лидером или влечением к нему, а также от потребности исполнителя в принадлежности и уважении. В противоположность безличному «должностному» влиянию традиции, харизматическое влияние — целиком личное. Даже невзирая на то, что исполнитель и лидер никогда не встречались, в представлении исполнителя его отношения с лидером строятся почти на равных. Исполнитель может вообразить, что у него или у нее много общего с лидером10.  
      Вот некоторые характеристики харизматических личностей;
      1) Обмен энергией  :создается впечатление, что эти личности излучают энергию и заряжают ею окружающих их людей.
      2) Внушительная внешность: харизматический лидер не обязательно красив, но привлекателен, обладает хорошей осанкой и прекрасно держится.
      3) Независимость характера: в своем стремлении к благополучию и уважению (в их понимании) эти люди не полагаются на других.
      4) Хорошие риторические способности: у них есть умение говорить и способность к межличностному общению.
      5) Восприятие восхищения своей личностью: они чувствуют себя комфортно, когда другие выражают им восхищение, нисколько не впадая в надменность или себялюбие.
      6) Достойная и уверенная манера держаться: они выглядят собранными и владеющими ситуацией.
      Люди  чаще испытывают влияние тех, кто обладает восхищающими их чертами характера и кто является их идеалом, похожими на которого они хотели бы быть. Руководитель, слывущий харизматической личностью, также может иметь и использовать власть примера.
      Ограничения харизматического влияния. Далеко не все руководители обладают данными харизматических лидеров. Кроме того, для эффективной работы организации одного только этого вида влияния не достаточно1
      5. Экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность.
      Власти  эксперта соответствует влияние  через разумную веру. В этом случае исполнитель представляет, что влияющий обладает особым экспертным знанием в отношении данного проекта или проблем. Исполнитель принимает на веру ценность знаний руководителя. В этом случае влияние считается разумным потому, что решение исполнителя подчиниться является сознательным и логичным. Руководители обычно добиваются этого типа власти, благодаря своим видимым достижениям. Чем больше эти достижения и чем более они явны, тем большей власти добивается руководитель.
      Личность  может использовать экспертную власть в организации, когда он или она  имеют информацию или идеи, которые, по представлению других, помогут  организации или подразделению достигнуть цели или принять более приемлемое решение. Другие часто считают, что им нужны экспертные знания для достижения своих личных целей. Исследования показали, что если группе людей скажут, что один из них является экспертом в определенной области, группа скорее всего будет следовать рекомендациям этого человека. Это верно даже тогда, когда у данного лица отсутствует приписываемая ему компетенция.
      Возрастающая  сложность технологии ускорила использование  разумной веры как механизма влияния  в современных организациях. Сегодня руководители не способны понять многие детали всех операций, имеющих первостепенное значение для дела, которым они занимаются. Например, мало кто из них знает, как ввести в компьютер программу, чтобы иметь информацию, необходимую для планирования и контроля.
      Поэтому они должны принимать на веру мнение эксперта, что их система данных действительно обеспечивает точной информацией самым эффективным образом. Эффект масштаба аналогичен эффекту технологии. Высшее руководство крупной организации иногда стоит так далеко от фактической деятельности, что во многих случаях они должны доверять, по крайней мере, на короткое время, информации, представляемой руководителями более низкого уровня. Повсеместно наблюдаемая готовность признать влияние технологии и масштаба и есть главная причина того, что штат специалистов постоянно растет.
      Разумная  вера объясняет, почему специалисты  могут оказывать действенное  влияние в организации, даже если они не обладают формальными линейными  полномочиями. Если когда-то специалист оказался прав, линейный менеджер потом, как правило, будет прислушиваться к его мнению, не возражая ему. Он также будет употреблять власть, которую дают ему линейные полномочия, чтобы передать решения специалистов остальным членам организации. Принимая на веру (разумную) мнение специалистов, линейный менеджер таким образом высвобождает время, которое в противном случае ему потребовалось бы для тщательной проверки каждой рекомендации специалистов. Линейный менеджер может использовать это время для другой деятельности и, возможно, также получить удовлетворение более высоких потребностей благодаря вознаграждению за выполнение более сложных задач5.
      Ограниченность  метода разумной веры. Разумная вера гораздо менее устойчива, нежели слепая вера, посредством которой влияют на других харизматические личности. Она и действует медленнее. Если специалист окажется не прав, тогда руководитель больше не будет разумно следовать его совету — следовательно, его или ее влияние уменьшится.
      Кроме того, если харизматический лидер сможет заронить веру в одном-единственном выступлении, то формирование разумной веры потребует длительного времени. Специалисты, например, иногда годами пытаются завоевать авторитет у руководителей, чтобы их мнение принималось теми безоговорочно10.
      Таким образом, все формы власти, изучаемые  в науке управления имеют свою специфику, способствуют более полному понимают властного отношения.
 

2. Характеристика основных  форм власти и  влияния

      2.1 Соотношение власти  и личного влияния  в менеджменте

       Руководство - существенный компонент эффективности управления. Не всегда эффективные лидеры являются и эффективными управляющими.    
      Об  эффективности лидера можно судить по тому, как он влияет на других.    
      Управление - это процесс, в результате которого подчиненные выполняют предписанные официальные поручения и решают определенные задачи.     
      Лидерство - это процесс, с помощью которого одно лицо оказывает влияние на членов группы. - Управляющий становится во главе организации в результате делегирования полномочий.    
      Лидерами  становятся не по воле организации.    
      Лучший  вариант - руководитель организации, который  одновременно является лидером и  эффективно управляет своими подчиненными.     
      В этом случае лидерство - это способность  оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации13.    
      Влияние - любое поведение индивида, которое  вносит изменения в поведение, отношения  и т.п. другого индивида.    
      Конкретные  средства влияния весьма разнообразны - от просьбы, высказанной шепотом, до приставленного к горлу ножа. Для того, чтобы сделать свое лидерство эффективным, руководитель должен развивать и применять власть.    
      Большинство людей связывает власть с силой, насилием, агрессией. Но сила - вовсе  не обязательный компонент власти. В некоторых обстоятельствах  сила может скорее уменьшить, а не увеличить власть.    
      Власть - возможность влиять на поведение  других людей.    
      В дополнение к формальным полномочиям, руководителю требуется власть, т.к. он зависит от людей, с которыми работает. Власть стоит . за каждой организацией и подпирает ее структуру. Без  власти нет организации - нет порядка. Баланс власти - не существует реальной абсолютной власти, т.к. никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях.     
      Сколько власти имеет тот или иной человек  в данной ситуации определяется не уровнем его формальных полномочий ( в соответствии с иерархией), а  степенью зависимости, от него другого лица. Чем больше эта зависимость, тем больше власть данного лица.    
      Обычно  руководитель имеет власть над подчиненными, т.к. подчиненные зависят от него в таких вопросах, как повышение  заработной платы, служебный рост, распределение  заданий и т.п.    
      Но, в некоторых ситуациях и подчиненные  имеют власть над руководителем, т.к. последний зависит от них  в таких вопросах, как информация для принятия решений, неформальные контакты, способность подчиненных  выполнять задания. Пример: миллионные контракты, которые могут получить известные артисты, спортсмены5.    
      Руководитель  должен сознавать, что его подчиненные  часто тоже обладают властью. Эффективный  руководитель старается поддерживать баланс власти: власть должна быть достаточна для достижения цели, но не должна вызывать у подчиненных ощущения насилия, иначе - неподчинение.

         2.2 Формы власти и влияния

       Для того, чтобы  обладать властью, вы должны иметь возможность  держать под своим контролем  что-либо, имеющее значение для исполнителя. (Маслоу - иерархия мотивов).
      Теория  иерархического построения потребностей Маслоу не дает ответа на вопрос, какова природа тех или иных потребностей. Основная задача этой теории, похоже, состоит в стремлении показать, как те или иные потребности могут воздействовать на мотивацию человека к деятельности и как, зная об определенной динамике действия потребностей на мотивацию человека, воздействовать на человека, предоставляя ему возможности удовлетворять свои потребности определенным образом.
      Практика  показывает, что и потребность признания и самовыражения также может оказывать усиливающее воздействие на мотивацию в процессе ее удовлетворения (рис. 1).
      

      Рис. 1. - Пирамида потребностей по Маслоу
      Концепция Маслоу оказала большое влияние  на развитие теории и практики современного управления. Однако жизнь показала, что в концепции есть ряд очень уязвимых моментов.
      Во-первых, потребности по-разному проявляются  в зависимости от многих ситуационных факторов (содержание работы, положение  в организации, возраст, пол и т.д.)8.
      Во-вторых, не обязательно наблюдается жесткое  следование одной группы потребностей за другой, как это представлено в «пирамиде» Маслоу.
      В-третьих, удовлетворение верхней группы потребностей не обязательно приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию. Маслоу считал, что исключением из этого правила является потребность самовыражения, которая может не ослабевать, а даже усиливать свое действие на мотивацию по мере ее удовлетворения/3, с. 36/. 
      Власть  держиться на обращении к активным потребностям исполнителя.    
      Все формы влияния побуждают людей  исполнять желания другого человека, удовлетворяя неудовлетворенные потребности  или препятствуя их удовлетворению, или заставляют исполнителя ожидать, что потребность будет или  не будет удовлетворена в зависимости от их поведения.    
      Власть  может иметь разнообразные формы:
      1. Власть, основанная на принуждении.  Исполнитель верит, что влияющий  руководитель имеет возможность  наказывать (помешать удовлетворению  какой-либо потребности, сделать  какие-либо неприятности).
      2. Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий  имеет возможность удовлетворить  насущную потребность или доставить  удовольствие.
      3. Экспертная власть. Исполнитель  верит, что влияющий имеет возможность  удовлетворить насущную потребность, т.к. обладает специальными знаниями.
      4. Эталонная власть (власть примера).     
      Характеристики  и свойства влияющего настолько  привлекательны для исполнителя, что  он хочет быть таким же, как влияющий.
      5. Законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания и, что его долг эти приказания исполнять.     
      Часто эту власть называют традиционной властью. Законная власть бывает действенна только тогда, когда подчиненный повинуется указанию руководителя только потому, что он стоит на более высокой ступени организационной иерархии.    
      Все руководители пользуются законной властью, т.к. им делегированы полномочия управлять  другими людьми.    
      Убеждение и участие.    
      Это две формы влияния, которые могут  побудить Исполнителя к активному сотрудничеству.     
      Убеждение - эффективная форма передачи своей  точки зрения.    
      Убеждение основано на власти примера и власти эксперта. Используя убеждение руководитель признает некоторую зависимость  от исполнителя.    
      Убеждение влияет тем, что исполнитель Сознает, что сделав так, как хочет руководитель, он удовлетворяет свои собственные потребности. Для убеждения пользуются и логикой и эмоциями.    
      Пример: отношения между продавцом и  покупателем.    
      Для эффективности убеждения: - руководитель должен заслуживать доверия; - его аргументация должна учитывать интеллектуальный уровень слушателя, не должна быть слишком сложной или слишком упрощенной; - цепь, которую ставит руководитель, не должна Противоречить системе ценностей слушателей; - хорошо, если бы черты характера и поведение руководителя нравились подчиненным.    
      Слабая  сторона такого влияния - медленное  воздействие и неопределенность.     
      Кроме того, в отличие от других форм, влияние  путем убеждения имеет одноразовый  характер.    
      Как эффективно использовать влияние путем  убеждения?
      1. Точно определить потребности  слушателей и аппелировать к  их потребностям.
      2. Начинать разговор с той мысли,  которая обязательно придется  по душе слушателю. 
      3. Постарайтесь создать образ, вызывающий большое доверие и ощущение надежности.
      4. Просите немного больше, чем Вам  на самом деле нужно или  хочется (но не надо просить  слишком много, это может обернуться  против Вас).
      5.Говорите, сообразуясь с интересами» слушателей, а не со своими собственными. 6. Если высказывается несколько точек зрения, постарайтесь говорить последним: аргументы, прослушанные последними, оказывают большее влияние на аудиторию4
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.