На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Несовершеннолетние правонарушители в городской среде

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования 
«Уральский федеральный университет имени первого Президента России  Б. Н. Ельцина »
Физико-технического факультета
Кафедра социальной безопасности 
 
 

    Оценка_____ 
 
 
 
 
 
 

    КУРСОВАЯ  РАБОТА 

    по  Методике исследований в социальной работе 

    ТемаНесовершеннолетние правонарушители в городской среде.                   ----------------------------------------------------------------------------------------------------------
    проблема социальной реабилитации
    ----------------------------------------------------------------------------- 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил                                                                                             студент гр. Фт-56092к
                                                                                                                            Кортелев А.С.
Научный руководитель                                                                                    Якурнова Л.С.                                                                                                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Екатеринбург  2011
    Содержание 

Введение……………………………………………………………………………...3
    Несовершеннолетние правонарушения – острая социальная проблема российского общества…………………………………………………………...7
1.1 Особенности  несовершеннолетних преступников…………………………….7
1.2 Проблема  несовершеннолетних правонарушителей  на современном этапе.12
1.3. Реабилитация  несовершеннолетних правонарушителей……………………19
      2. Социологический анализ проблемы детских правонарушений ………….22
2.1. Анализ  результатов интервью воспитанников детского дома на тему «Несовершеннолетние правонарушители в городской среде»………………….22
2.2. Анализ  результатов метода контент-анализа периодической печати и научной литературы на тему «проблема несовершеннолетних правонарушителей» …………………………..………….………………..……....31
    Заключение……………………………………………………………...…….39
    Список  литературы…………………………………………………………...41
    Приложения:
    Бланк интервью………………………………………….………………..…43
    Карточки………………………………………………….………………….46
 4.      Контент–анализ материала, литературы, исследовательских           журналов и прессы по теме «Детская беспризорность»…………………………52 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение
В городской  среде проблема связанная с несовершеннолетними правонарушителями в настоящее время достаточно актуальна.
Безработица, пьянство родителей, материальная необеспеченность, жестокое обращение с детьми и  нет нравственных устоев у многих семей. Это влияет в значительной степени на происходящие в процессе социальной дезадаптации подростков.
Воспитание  детей, в сложившейся ситуаций  усугубляется серьезными недостатками, унижением их человеческого достоинства и насилием в семьях, где проживают  дети.
    За  рубежом эта социальная проблема получило название «дети улицы» (ЮНИСЭФ - Мехико) и существует она в крупных городах мира и эти проблемы присутствуют не только в России. Само понятие в определенной степени является признаком неразвитости экономики и соответствующих государственных и общественных структур, которые осуществляют поддержку детей и подростков. Хотя в городах с развитой экономикой и хорошо проработанными службами социального обеспечения эти проблемы есть и это феномен.
    Заостряя  свое внимание на степени освещенности вопросов детской беспризорности и бродяжничества в литературе выделяют следующих учёных.
    Вопросы бродяжничества и детской беспризорности эти проблемы выделяют в литературе следующие ученные.
    В работах С.Т. Шацкого, Л.С. Выгодского, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, рассказывают об организации детского коллектива и воспитательной работе с детьми.
    Авторы пытались выявить с разных позиций пытались выявить все многообразие причин, закономерность и условия, понять действия вызывающих несовершеннолетних нарушать закон, и построить профилактической систему работы.
    В работах С.Моложавого, А.Б.Залкинда, Н.Н.Иорданского, П.И.Люблинского др. содержится анализ несовершеннолетних правонарушений и их последствий для общества. С.Бахрушин, М.Н.Гернет и др. в своих исследованиях выявляли взаимосвязь беспризорности, бродяжничества детей с ростом правонарушений. В.И.Куфаев в своей работе выделял два направления предупреждений детских правонарушений: обеспечение несовершеннолетних средствами к существованию и воспитательная работа с ними.
      Разработка вопросов диагностики отклонений в поведении несовершеннолетних отражается в работах А.С.Белкин, Г.П.Давыдов, А.И.Качетов, а психологические особенности отклоняющегося поведения несовершеннолетних в роботах  С.А.Алексеев, С.А.Беличева, Л.С.Славина и др.
 Проблемная  ситуация заключается в ухудшении  жилищно-материальных условий средних  слоёв населения. Отсюда вытекает  проблема, что детей стало убегать из семей значительно больше чем  раньше, так как им стало уделяться меньше внимания.
    Цель работы: исследовать проблемы детских правонарушений. Найти причины образовавшихся правонарушений и  выработать предложения по улучшению ситуации в этой области.
    Предмет исследования : проблемы детских правонарушений в городской среде.
      Задачи курсовой работы.
    (основные)
    1.Выявить, влияние семьи и сверстников на детей.
    2.Проанализировать причины возникновения и роста детских правонарушений.   
     
     
     

    Гипотезы исследования:
    1.Чем тяжелее условия жизни детей в семье, тем больше возможностей у ребят стать правонарушителями.
    2.Преступных деяний, среди беспризорных, становится больше среди молодых детей.
       3.Чем больше будет финансовой помощи оказываться от  государства и больше внимания будут оказывать  политические деятели детским домам, тем самым количество беспризорных детей будет снижаться.
 В исследовании, которое я провожу, генеральной совокупностью является дети проживаюшие в детском  доме-школы № 3 города Екатеринбурга. Выборочной совокупностью является воспитанники детского  дома-школы № 3 г. Екатеринбурга в возрасте от 5до 15 лет. Количество интервьюируемых 15 человек.
 методы сбора информации:
 (Основные)
    анализ  вторичной информации по изучаемой  теме;
      анализ статей периодических изданий (газеты «Верх-исетское обозрение», «Социс», «Комсомольская правда» «Аргументы и факты» и т.д.);
      анализ научной литературы;
      анализ сайтов Интернета;
      внутренняя документация специализированного дома ребенка №3 города Екатеринбурга.
    сбор  первичной социологической информации при помощи интервью воспитанников  детского  дома-школы № 3 города Екатеринбурга, в возрасте от 5 до 15 лет и «контент-анализа» материала, газет, статей  периодических изданий, журналов по данной теме.
 
 
 
 
 
    Несовершеннолетние  правонарушения – острая социальная проблема российского общества
   1.1. Особенности несовершеннолетних преступников 

      Особенности интересов, потребностей, отношений  в сфере ведущей деятельности, характерные для несовершеннолетних преступников, включают стойкую утрату связей с учебным или трудовым коллективом, полное игнорирование их правовых и нравственных оценок. Несмотря на то, что по уровню образования, определяемому по формальным показателям прохождения школьного обучения, отстают от сверстников 10-12 % несовершеннолетних преступников, среди них в семь-восемь раз больше доля лиц, не успевающих из-за отсутствия прилежания. Будучи выражением и следствием соответствующих ценностных ориентацией, негативного отношения, складывающегося в этом виде деятельности, такое отношение существенно затрудняет как социализацию, так  и ресоциализацию подростков в процессе их исправления и перевоспитания.
Почти для всех несовершеннолетних, вставших на путь совершения преступлений, выбор  такого варианта поведения непосредственно  или, в конечном счете, связан с личностными  деформациями.
      В производственной сфере этих подростков характеризуют отсутствие заинтересованости к выполняемой трудовой деятельности, утилитарное отношение к профессии (как к возможности извлечь из нее только материальную и иную потребительскую выгоды), отсутствие связанных с ней планов, отчужденность от задач производственного коллектива, его нужд. Такие подростки не чувствуют страха перед отчислением, так как полагают, и не без основания, что всегда смогут без труда устроиться в другое учебное заведение, на другое предприятие и даже, более того, обеспечить себе высокий денежный и другой потребительский доходы, используя условия рыночного беспредела, сложившиеся в последние годы в стране.
      Стремление  к достижению успехов в учебной  и производственной деятельности, общественной работе у правонарушителей замещено, как правило, досуговыми потребностями и интересами. Сама система оценок и предпочтений у  таких людей все больше ориентируется на эту сферу. Именно здесь фиксируются и гипертрофированные потребности, и интересы, связанные с погоней за модной одеждой, информацией, значимой для данной микросреды, и т.д.
      В отличие от личности с позитивными, одобряемыми обществом интересами и потребностями, развитие их у правонарушителей часто идет как бы в обратном направлении. Фактическое, в основном бесцельное, времяпрепровождение формирует соответствующий негативный интерес. Он закрепляется в привычках, которые, в свою очередь, ведут к формированию социально-негативных потребностей. Соответственно искаженному развитию потребностей на поведенческом уровне вырабатываются привычки к общественно опасным, противоправным способам их удовлетворения.
      В среде несовершеннолетних правонарушителей признается допустимым
нарушение уголовно-правового или любого другого  правового запрета, если очень нужно, в том числе, если этого требуют интересы группы. Необходимость соблюдения требований закона соотносится главным образом со степенью вероятности наказания за допущенные нарушения.
      Эмоциональная неуравновешенность, тщеславие, упрямство, нечувствительность к страданиям другим, агрессивность также можно отнести к наиболее распространенным характерологическим чертам несовершеннолетних преступников. При этом речь идет не о возрастных особенностях, которые были бы присущи основной массе подростков вообще, а именно о криминогенных сдвигах, деформациях в морально-эмоциональной, нравственной сферах, характерных именно для лиц, совершающих преступления.
      Основной  причиной более интенсивного возникновения  и развития, психогенно обусловленных  аномалий у несовершеннолетних правонарушителей являются неблагополучные условия их семейного воспитания, выражающиеся, в том числе и в наличии различных нервно-психических заболеваний у родителей, в их алкоголизме и пьянстве, противоправном и аморальном образе жизни, жестокости в семьях.
      В качестве социально отягощенных  дефектов психофизического и интеллектуального  развития и состояния, имеющих более  высокую степень распространенности среди несовершеннолетних преступников по сравнению с подростками, правонарушений не совершавшими, исследователями зафиксированы:
               а) пониженный уровень интеллектуального развития, создающий                
                      трудности в общении со сверстниками, затрудняющий  
                      приобретение необходимой    информации и социального опыта.
      б) различные нарушения психофизического развития, происшедшие в период внутриутробного развития, родов, в младенческом и раннем детском возрастах;
      в) заболевание алкоголизмом;
      г) явление физического инфантилизма (вялость, быстрая утомляемость, пониженная работоспособность и т.д.) либо выраженное отставание в физическом развитии, включая дефекты внешнего вида;
       
      Лицо, обладающее привычками склонностями, устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения - это в абсолютном большинстве несовершеннолетний преступник Случайно совершают преступления из них единицы. Для остальных характерны:
      а) бродяжничество, систематические побеги из дома; 

      б) постоянная демонстрация пренебрежения к нормам общепринятого поведения (сквернословие, появление в нетрезвом виде, приставание к гражданам, порча общественного имущества и т.д.);
        в) привычка к присвоению всего, что плохо лежит, что можно безнаказанно отнять у слабого.
      г) пристрастие к спиртным напиткам, к наркотикам, к азартным играм;
      д) ранние половые связи, половая распущенность;
      е) виновное создание конфликтных ситуаций, постоянные ссоры в семье, терроризирование родителей и других членов семьи;
   Критерии  диссоциального расстройства личности
   I. Возраст к моменту диагностики  не менее 18 лет.
               В современной психиатрии, как в России, так и за рубежом, принята концепция, согласно которой расстройства личности представляют собой стойкие изменения зрелой личности, которая формируется к совершеннолетию. Таким образом, клиницисты, наблюдающие формирование у подростков расстройств личности, включая диссоциальное, должны диагностировать другие формы психических расстройств. В многочисленных работах, посвященных детской психиатрии, авторы практически единодушно отмечают, что расстройства зрелой личности формируются к 18-20 годам, однако имеют начало развития в подростковом возрасте. В России для этой цели многие врачи диагностируют «патологические формы пубертатна», «патологический пубертатный криз», которые лишены реального клинического базиса. В то же время позволяет диагностировать диссоциальное расстройство личности у детей и подростков, указывая, что «в детском и подростковом возрасте подтверждением диагноза диссоциального расстройства личности может служить расстройство поведения, хотя оно и необязательно».
               II. Факты, свидетельствующие о  расстройстве поведения, с началом  в возрасте младше 15 лет, как  указывает наличие не менее  трех критериев:
      частые непосишения в школе
      побеги из дома ночью, но крайней мере, дважды, или однажды надолго
      часто первым выступает инициатором драк
      применение в драке оружия
      вступлению в сексуальную связь с принуждением кого либо.
      Жестокое обращение с животными
      Разгром, чей - то собственности (не путем поджога)
      поджоги
      частое вранье без причин и не для того, чтобы избежать наказания
      воровство, подделка документов
      воровство, при взаимодействие с жертвой, включая карточные игры
   Если  проанализировать данные критерии, можно  легко убедиться, что они носят  неспецифический характер. Подобное поведение свойственно всему контингенту подростков с формирующимися расстройствами личности, независимо от типа, а также ряду здоровых подростков в силу присущей им конфликтности, оппозиционности, соответствующей возрасту. Данные признаки могут сопутствовать и другим формам психической патологии, в частности, шизофрении. В любом случае, складывается представление о лживом, брутальном, жестоком, не желающем учиться, ориентированном на криминальные формы поведения подростке.
   Ряд авторов  указывают, что данные критерии диагностики возникли из данных статистического анализа анамнестических данных пациентов, поэтому носят рекомендательный характер. Международная классификация болезней не использует указанных диагностических критериев, обходясь более мягкими формулировками, допускающими дифференцированный подход к оценке состояния подростка. С другой стороны, подобная детализация становится понятной, поскольку изначально предполагает ретроспективную оценку жизни пациента в подростковом возрасте. Таким образом, необходимо исходить из формулы: «наличие данных критериев в детстве позволяет предполагать развитие диссоциального расстройства личности в будущем», «лицам с диссоциальным расстройством личности в детстве были свойственны данные поведенческие паттерны».
   Алкоголизм и наркомания являются типичными проявлениями диссоциального расстройства, без уточнения, следует ли их рассматривать как самостоятельную патологию, включать в состав диссоциального расстройства, либо считать коморбидными заболеваниями.
   В качестве критериев расстройств  личности, которыми до сих пор руководствуются американские врачи, выступают «плохая школьная характеристика с прогулами уроков, плохая характеристика трудовой деятельности, неблагоприятная история семейной жизни, злоупотребление наркотиками, алкогольными напитками, неоднократные аресты, агрессивность или драчливость, половая распущенность или половые извращения, попытки к самоубийству, импульсивное поведение, жизнь за чужой счет, бродяжничество, патологическая лживость, отсутствие сознания вины при преступлениях, безрассудные поступки».
   Ведущими признаками диссоциальной личности являются: высокая агрессивность, обусловленная как внешними предпосылками, индивидуальный порог которых очень низок, что прямо указывает на снижение адаптационных возможностей, склонность к брутальному поведению, бесчувственность к окружающим в сочетании с повышенной самооценкой, эгоистичностью, отсутствие чувства вины и трудности в осознании общественных требований, внешнеобвиняющая позиция. 
 

  1.2. Проблема несовершеннолетних правонарушителей на современном этапе
  Большинство подростков-правонарушителей были привлечены к уголовной ответственности  до 14 лет.
  Очень мало детей беспризорников, которые бы не нарушали закон.
   Печальное последствие войн, революций, социальных катастроф и экономических кризисов - беспризорные дети. Беспризорные - это дети, покинувшие семью (родную, приемную) или детский дом, и длительное время живущие «на улице» в своем или другом городе.
   Несмотря  на призыв Президента РФ к скорейшей  социальной реабилитации беспризорных, их число в России по сей день неизвестно. По мнению вице-премьера по социальным вопросам В. Матвиенко, число беспризорных в России равно примерно 1 млн. человек + 100-130 тысяч безнадзорных. Нет точных сведений и о том, сколько среди детей и подростков неграмотных и безработных1.
   Какова  их доля в общем числе беспризорных и безнадзорных - точных данных у  компетентных государственных органов нет. Известно лишь, что в стране сегодня 720 тысяч детей числятся оставшимися без попечения родителей2. По мнению председателя Российского детского фонда писателя Альберта Лиханова, эта цифра также занижена, поскольку выявить точное число детей-сирот невозможно3.
   Проблема  беспризорных и безнадзорных детей - свидетельство слабости не только государства, но и моральных устоев общества.
Бесспорно, дети - сама незащищенная, уязвимая социальная группа. По вине взрослых они оказываются в зонах стихийных и природных катастроф, военных действий, становятся жертвами физического, сексуального, эмоционального насилия. По данным ООН от произвола родителей ежегодно страдают около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а 2 тыс. кончают жизнь самоубийством
        На сегодняшний день в России нет ни одной государственной структуры, ответственной за социально-психологическое состояние семьи.
  Можно назвать несколько причин детских  правонарушений. Из-за того что существенно сократилось число, выросла платность и снизилась доступность для семей детских дошкольных учреждений, образовательных заведений, домов детского творчества, детских санаториев, домов культуры, спортивных учреждений, музеев, учреждений семейного отдыха и досуга и летнего отдыха детей, музыкальных и художественных школ. Прекратили существование пионерская организация и комсомол, многочисленные бесплатные школьные кружки и секции.  Негативную роль сыграла отмена обязательного среднего общего образования и коммерциализация профессионального образования. После окончания 9-го класса многие 15-летние подростки не работают и не учатся. Общеобразовательная школа перестала отвечать за всеобщность образования. Увеличивается число никогда не учившихся детей. Дети вытесняются на улицу. А улица чаще всего толкает на правонарушения.
  Другой  причиной этой проблемы является кризис семей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей.
  В 2000 году реальные доходы населения  составили только 35,8% от уровня 1990 года, а коэффициент дифференциации доходов увеличился с 4,5 до 14 раз4.  Наряду с традиционными бедными - неполными семьями, семьями пенсионеров и инвалидов, многодетными семьями, студенческими семьями, семьями с малолетними детьми, в России появились так называемые «новые бедные» - полные семьи с работающими родителями и 1-2 детьми, составляющие половину бедных семей. Это  семьи работников бюджетных отраслей, предприятий, задерживающих выплату заработной платы, а также семьи безработных.
  В результате роста смертности мужчин в молодых возрастах, разводов и внебрачной рождаемости увеличивается число неполных семей, имеющих меньшие возможности для содержания и воспитания детей.  
В неполной семье воспитывается сегодня каждый седьмой российский ребенок.

  Ослаб воспитательный потенциал семей, разрушаются  ее нравственные устои, утрачиваются фундаментальные  человеческие ценности. Из-за пьянства, наркомании, аморального образа жизни, отказа от содержания и воспитания детей государство вынуждено  лишать родителей  родительских прав.
  Сформировалась  новая система коммерческой и  криминальной эксплуатации детской  безпризорности. Растет детская наркомания и алкоголизация, дети вовлекаются в криминальные сообщества.
  Дети  и подростки могут свободно приобрести алкоголь и наркотики на дискотеках, в учебных заведениях, в том числе в школах. Негативному воздействию подвержены сегодня все российские дети, в т.ч. из благополучных семей.
  Неблагоприятное влияние на социализацию детей зачастую оказывают средства массовой информации, ведущие открытую и скрытую пропаганду сексуальной вседозволенности, порнографии, насилия, преступности, наркомании.
  Изменились  репертуар детских театров и  кино, политика книгоиздания для детей.
  Таким образом:
     1. Среди подростков-правонарушителей в одной трети случаев встречаются подростки, подпадающие под диагностические критерии диссоциального расстройства личности. Большинство этих подростков воспитываются в неблагополучных семьях (неполные семьи, семьи, где родители злоупотребляют алкоголем, с низким достатком, семьи, где родственники, чаще всего – отцы и старшие братья – находятся в местах лишения свободы, либо неоднократно судимы), систематически прогуливают школу, либо вовсе не обучаются, находятся в конфликтных отношениях с родителями, другими родственниками, сверстниками из благополучных семей, участвуют в подростковых криминальных группировках, бродяжничают, добывая средства к существованию попрошайничеством, воровством, проституцией, случайными заработками. Эта категория подростков систематически совершает противоправные деяния, большинство употребляют токсические вещества (клей, ацетон, бензин) и алкоголь. Для всех несовершеннолетних данной группы характерны эксплозивные, эгоистические личностные черты, высокая агрессивность, волевые и аффективные нарушения.
     2. Около трети подростков-правонарушителей  обнаруживают признаки органического  поражения головного мозга. От  предыдущей группы их отличает  спонтанность правонарушений, совершаемых,  как правило, на высоте дисфорического  аффекта, либо в группе сверстников, в силу подчиняемости.  Они часто пропускают школу, поскольку не справляются с программой, теряют интерес к учебе и стараются избежать насмешек со стороны сверстников и наказаний. Многие подростки данной группы становятся членами молодежных криминальных группировок, но никогда не занимают в них лидерских позиций. Для них более характерны астенические черты личности, истинное снижение интеллекта, они легко попадают в зависимость от асоциальных подростков. Фактически такие же характеристики имеет группа подростков, обнаруживающих пограничные формы умственной отсталости. Она составляет около 10% от числа обследованных подростков.
     3. Треть подростков-правонарушителей  составляют несовершеннолетние  с формирующимися расстройствами  личности, прежде всего – истерического круга. Обращает на себя внимание факт, что в данном случае, в отличие от первой группы, расстройство личности носит черты несформированности, мозаичности, с преобладанием отдельных личностных черт, без «тотальности», о которой говорили классические авторы. Правонарушения в этой группе подростков также совершаются спонтанно, ведущим мотивом является психопатическая актуализация, практически нет корыстных мотивов. Данная категория подростков по отношениям в семье, учебе, интересам мало отличима от контрольной группы несовершеннолетних сопоставимого возраста.
     4. Интересные закономерности прослеживаются  при наблюдении за подростками,  находящимися с специализированном  учебном заведении. Там также  можно выделить три группы  несовершеннолетних, аналогичные указанным выше. Динамика состояния подростков по группам существенно различается. Подростки, относящиеся к первой группе, составляют здесь меньшую долю – около 20%. Вероятно, часть подростков данной группы совершает тяжкие преступления и осуждается к лишению свободы, направляется в ВТК. Возможно также иное объяснение подобной закономерности: в условиях специализированного учебного заведения имеются факторы (воспитательного, коррекционного характера), способствующие снижению социального компонента, влияющего на развитие расстройства личности, в результате чего риск формирования расстройства личности существенно снижается.
     5. Среди подростков, совершивших правонарушение  и осужденных условно, доля  несовершеннолетних, которые подпадают  под критерии диссоциального расстройства личности – около 40%. Большинство подростков в этой группе совершают повторные правонарушения в течение 6 месяцев после вынесения приговора. В то же время среди оставшихся 60% подростков процент рецидива значительно ниже и составляет около 20%. Таким образом, можно сделать вывод, что в более старшей группе (среди неблагополучных подростков 15-16 лет) частота диссоциального расстройства выше, чем среди подростков младшего возраста, диссоциальное расстройство личности является фактором, значительно повышающим риск криминальной активности.
     6. В контрольной группе около  20% подростков совершали правонарушения, они состоят на учете в КДН.  Характер правонарушений (кражи,  хулиганство) имеет ряд отличий  от совершенных подростками первой группы. Большинство правонарушений носят в контрольной группе административный характер, совершены спонтанно, без предварительного планирования, часто в группе, при ее непосредственном давлении, корыстные мотивы встречаются здесь редко, в основном правонарушения совершаются вследствие психопатической самоактуализации. Все подростки, совершавшие правонарушения в контрольной группе, совершили одно правонарушение, рецидивов среди них не наблюдалось.
  Обобщая признаки, характеризующие криминальную активность в различных группах, можно нарисовать следующие групповые портреты несовершеннолетних правонарушителей.
        Группа 1. Несовершеннолетние правонарушители с диссоциальным  расстройством личности. Им свойственно: совершение большого количества правонарушений, неоднократность привлечения к ответственности,  склонность к совершению однородных правонарушений, совершение преступлений преимущественно против незнакомых людей или не физических лиц, совершение преступлений в группе сверстников, в которой правонарушителю с диссоциальным расстройством принадлежит роль лидера, преобладание корыстных мотивов и мотивов психопатической актуализации, предварительное планирование преступлений, носящих в целом продуманный характер.
        Группа 2. Несовершеннолетние правонарушители с другими формами расстройств личности. Их криминальная активность отличается преобладанием корыстных и аффектогенных мотивов, они часто не доводят правонарушений до конца (как и взрослые правонарушители с расстройствами личности, у них преобладают короткие, длящиеся не более 1 часа криминальные эпизоды. Они реже других совершают правонарушения в состоянии опьянения.
        Группа 3. Несовершеннолетние правонарушители с умственной отсталостью. Они совершают большое количество правонарушений, привлекаются в среднем 2-3 раза к ответственности, склонны к совершению однородных правонарушений, совершают правонарушения против незнакомых людей или не физических лиц, что роднит их с подростками группы 1. Однако, имея склонность к групповым деликтам, они выполняют роль подчиненных, пассивных исполнителей чужой воли, среди мотивов правонарушений у них также доминируют подчиняемость и корыстные мотивы, они редко планируют правонарушения.
        Группа 4. Несовершеннолетние правонарушители с органическим поражением головного мозга. Их отличают высокое число правонарушений, направленных против людей, составляющих близкое окружение самих подростков (знакомые, родные) и преобладание корыстных мотивов и личной неприязни к потерпевшим.
        Группа 5. Здоровые несовершеннолетние правонарушители. Им свойственны правонарушения против лиц, входящих в ближайшее окружение. Они реже других совершают преступления в состоянии опьянения. 

  1.3. Реабилитация несовершеннолетних правонарушителей
  В 90-е годы государством создана новая система реабилитации детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. В ней участвуют все  министерства и ведомства социальной направленности. При этом основная роль принадлежит Минтруду России и его системе социальных учреждений.
  В то же время общая стратегия государственной деятельности выстроена недостаточно эффективно, не обеспечена профилактическая направленность и должная координация работы.
  1300 специализированных учреждений  для несовершеннолетних системы  Минтруда России не в состоянии  охватить поддержкой всех российских беспризорных детей5.
  Но  только наращивание числа специализированных учреждений для беспризорных детей  не решает проблемы. Необходимо бороться с причинами, а не с последствиями  негативных процессов, порождающих  попадание детей в трудную  жизненную ситуацию.
  Требуется полный учет и оздоровление всех неблагополучных  семей: трудоустройство родителей, лечение их от алкоголизма, оказание помощи по нормализации внутрисемейных отношений, в решении правовых, медицинских, жилищных и иных проблем, обеспечение постоянного патронажа проблемных и кризисных семей. Для выявления кризисных семей и работы с ними нужна совместная деятельность всех органов власти и управления и всех учреждений и отраслей социальной сферы на территории (комиссий по делам несовершеннолетних, инспекций по делам несовершеннолетних, учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, занятости населения, жилищно-коммунального хозяйства, органов внутренних дел, прокуратуры, органов опеки и попечительства и др.).
  Не  все семьи поддаются реабилитации. Важно развивать альтернативные формы семейного воспитания детей: усыновления, опеки и попечительства, приемные семьи, семейные группы.
 Профилактику  можно подразделить на первичную,  вторичную и третичную. 
Первичная профилактика:
    изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания;
    изучение и коррекция нарушения  материнско –детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.
Вторичная профилактика:
    раннее вмешательство в коррекцию клинико-биологических нарушений у ребенка;
    исследование генографии семьи;
    коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей, определение детско-родительских границ;
    наличие четких семейных ролей.
Третичная профилактика проводится в отношении  подростков, совершивших правонарушение, и ее целью  является коррекция  поведения подростка и его  развитие, а не само преступление. Предполагается создание ювенильных судов, оценивающих антропосоциоцентрический подход к личности подростка с учетом его социальной уязвимости в обществе, отрицательным социальным опытом и низкими социальными перспективами.
     Состояние такой сложной социальной системы, какой является человеческое общество, обуславливается многими процессами, происходящими в нем на том или ином этапе его развития. Направленность и содержание этих процессов в значительной мере определяются поведением самих людей, которое формируется, как правило, под воздействием этих процессов, условий и обстоятельств. Однако поведение личности, представляющее комплекс “взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определенной функции и требующих его взаимодействия со средой”, может проявляться по-разному и не всегда согласовываться с целями и образом действий всего общества. Такое отклонение  в поведении человека побуждает общество осуществлять специальные меры по предупреждению, устранению или, в крайнем случае, смягчению отрицательных социальных последствий этого рассогласования как для самой личности, так и для общества в целом. В социальной работе  “под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:
    предотвращение  возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;
    сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей;
  содействие  им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов
  Однако  главной задачей является обеспечение  полноценного физического, психического и духовного развития, профессионального  образования и здорового досуга всех детей на каждой территории.
  Эту задачу невозможно решить без участия самих семей, общественных организаций, религиозных конфессий, научных учреждений, волонтеров, промышленников и предпринимателей.  
 
 
 
 
 
 

2. Социологический анализ проблемы детских правонарушений
2.1. Анализ метода интервью воспитанников детского дома на тему «Несовершеннолетние правонарушители в городской среде»
В ходе исследования было опрошено 15 воспитанников детского дома – школы № 3
     Отметим, что  из всего численного состава детей, в нем содержатся дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей и дети, которые сбежали из своих семей.
                       
    Рассчитаем средний возраст опрашиваемых детей.
Возраст Частота Середина интервала Воспроизведение
5 - 7 5 6 30
8 - 10      4 9 36
11 - 15 6 13 78
Всего 15 56 144
Исходя  из данных таблице (144/15=9,6), средний возраст опрашиваемых равен 9,6.
 Исследование беспризорных детей детского дома - школы показало, что все они происходят из неблагополучных семей. Показателем неблагополучия являются нарушения в структуре семьи. Из числа обследованных беспризорных детей не имеют родителей 53,3% опрошенных (См. рис. 3). Дети, не имеющие родителей, лишились их по причине смерти, лишения родительских прав или оказались ими брошенными (См. Рис.4). Иногда родители просто уклоняются от своих родительских прав.
     Ежегодно увеличивается  число детей, родители которых лишены и ограничены в родительских правах либо лишены их (См. Рис.5.). Основной причиной лишения родительских прав является физическое насилие над детьми 20%. Физическое насилие выражается в форме ударов по лицу, тряски, толчков, затрещин, удушений, пинков, заключений в запертом помещении, избиений ремнем, веревками, причинения увечий тяжелыми предметами.
     По результатам  исследования, 26,7% беспризорных детей  имеют полные семьи; 33,3% -проживает с одной матерью. Эти дети пережили типичные для неполных семей психотравмирующие обстоятельства: жизнь в конфликтной семье, распад родительской семьи, иногда без формального развода, проживание с отчимом или мачехой. Из числа обследованных детей в настоящее время проживают в семье, возникшей в результате повторного брака, с отчимом или мачехой 40% детей (См. Рис.6.) .
     Одной из причин ухода ребенка из семьи является физическое насилие, при котором  ребенка жестоко наказывают, избивают, не кормят, насилуют, принуждают. Среди причин, по которым подросток оказался на улице, большая часть беспризорных детей отметила семейные конфликты. Так, 33,3% детей ответили, что родители их пьют, а 13,4% называют причиной ухода: «родители выгнали», «не кормят»
     Стрессовая ситуация социально-экономического кризиса в семье, в совокупности с личными неудачами, становятся причиной крушения жизненных планов, пьянства и наркомании. Чувства обиды, разочарования и бессилия изменить положение в семье переносятся на детей. Как правило, они становятся для родителей объектом для негативной эмоциональной разрядки. Из за этого большинство опрошенных  46,7% не желают возвращаться домой.
     Условия жизни  в семье, естественно, влияют на характер детей, их отношения с окружающими, образ жизни. Многих детей не устраивает сложившаяся с ними ситуация. Они завидуют тем детям, у которых обеспеченные родители.  Некоторые всё же согласны со своим положением, мотивируя это тем, что «Могло бы сложиться ещё хуже».
    Таблица 1
Возраст Удовлетворённость сложившейся ситуации Всего
Да Скорее да, чем  нет Нет Скорее нет, чем да Затрудняюсь ответить
от 6 до 10 0 2 4 3 1 10
% по строке 0 20 40 30 10 66,7
% по столбцу 0 40 100 75 100 -
от 11 до 15 1 3 0 1 0 5
% по строке 20 60 0 20 0 33,3
% по столбцу 100 60 0 25 0 -
от 16 до 20 0 0 0 0 0 0
% по строке 0 0 0 0 0 0
% по столбцу 0 0 0 0 0 0
Всего 1 5 4 4 1 15
     
    Высчитаем индекс удовлетворенности.
    Таблица 2
    
Возраст Индекс удовлетворённости
6-10 0,3
11-15 4
    По  данным таблицы можно сделать  вывод, что чем старше становится воспитанник детского дома – школы, тем больше он удовлетворён ситуацией в которой он находится. Это прямая зависимость. 
В свободное время беспризорники предпочитают встречаться с друзьями 73,3%, смотреть телевизор 33,3% , читать книги 20% (См. Рис.9.). Интерес к саморазвитию через книгу всё же присутствует у ребят и дефицит знаний компенсируется через неё. Чрезмерное общение с друзьями приводит к тому, что если возникает серьёзная проблема, то к первым к кому обратится ребёнок будут друзья 33,3% и лишь 6,7% к родителям (См. Рис.10.).
 

    
    Так как эти дети лишены семейного  и материального благополучия, то естественно наиболее важными жизненным  ценностями будут выступать они  – 53,3%. Именно этот вариант ответа является «модой». Так как в опросе участвовали 15 человек. Делим пополам получается 7,5. Это значет, что медиана – ответ «счастье в семье» и «материальная обеспеченность» 8.
    Таблица 3
№ п/п Жизненные ценности Абсолютные  частоты Относительные частоты
1 счастье в семье 8 53,3%
2 материальная обеспеченность 8 53,3%
3 здоровье 4 26,7%
4 любовь 2 13,3%
5 карьера 0 0,0%
6 нравственность 0 0,0%
7 образование 3 20,0%
     
Как правило  сопутствующим явлением бродяжничества и беспризорности является пристрастие к вредным привычкам. На вопрос «Что значит здоровый образ жизни?», 53,3% ребят ответили, что надо заниматься  спортом, а 40%, что не следует пить и курить.
      
 
 
 
 
 
 
 

    Но  на последующий вопрос касающиёся ведения здорового образа жизни, подавляющее большинство ответила «нет» – 73,4%.  

    
    Усвоение  подростками отрицательного образа жизни своих родителей происходит с самого раннего возраста. Почти все дети детского дома - школы впервые попробовали спиртное за семейным застольем, начали курить по примеру родителей. Большинство из них переняли от своих родителей их ценностные ориентации, мотивы поведения, негативные привычки.
      

     
 
Поведение беспризорных девушек мало отличается от поведения юношей. Но потребление табакокурение и алкоголя более активное у юношей и менее - у девушек.
    
      
 Рассчитаем средний возраст с которого детей начинают курить.

    Таблица 4
Возраст Частота Середина интервала Воспроизведение
5 3 2,5 7,5
6-8 5 7 35
9-12 1 10,5 10,5
13-15 0 14 0
Всего 9 34 53
Исходя  из данных таблице (53/9=5,8), средний возраст  употребления сигарет равен 5,8.
Беспризорные  девушки совершают меньше противоправных действий, чем юноши.
      
 

Из всех нарушений дети совершали – кражу 26,7%.
 Проективные  ответы безнадзорных и беспризорных  детей свидетельствуют о том,  что большинство опрошенных детей назвали желания, связанные с семьей: «Вернуться домой», «Чтобы родители не бросали своих детей», «Чтобы мама и папа не пили», «Чтобы мама была со мной», «Чтобы ко мне хорошо относились близкие», «Чтобы усыновили». Следовательно, ребенок сохраняет доверие к родителям и родственникам и надежду получить помощь в трудных ситуациях.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Анализ результатов  метода контент-анализа  периодической печати  и научной литературы  на тему «проблема  несовершеннолетних  правонарушителей»
      Проблема  детских правонарушений заслуживает серьезного и глубокого внимания: представителей органов исполнительной власти, социальных работников, деятелей науки и культуры, профсоюзного и общественного движения. Это необычайно острые, сверхактуальные проблемы вызывают огромный интерес и обеспокоенность в обществе.
   Беспризорные  дети, являясь так называемой группой  риска, не имея средств к существованию, изыскивают их доступным для себя способом. И не всегда законным путем.
      Цель  конкент-анализа заключается в исследование проблемы детской преступности.
      Объектом исследования являются беспризорные дети, находящиеся в России.
    Предметом исследования является изучение проблемы детской беспризорности в России.
   Задачи:
      Рассмотрение газет, журналов, книг, которые посвящены проблеме детской беспризорности в России.
      Посмотреть, как данная проблема освещена в литературе.
      Проанализировать полученные результаты.
 
 
   На  основе полученных данных можно сделать  вывод о том, что изучаемая  тема хорошо и подробно освещена в литературе.
     Подробно рассказывается о проблемах,  причинах и профилактики детской  безнадзорности. Во всех затронутых изданиях рассказывалось об этих проблемах. 

 

  Основной причиной возникновения и роста беспризорности  является кризис семей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей.
  В результате роста смертности мужчин в молодых возрастах, разводов и  внебрачной рождаемости увеличивается  число неполных семей, имеющих меньшие возможности для содержания и воспитания детей.  
В неполной семье воспитывается сегодня каждый седьмой российский ребенок.

 Другой причиной беспризорности является разрушение государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений.
 Существенно сократилось число, выросла платность  и снизилась доступность для  семей детских дошкольных учреждений, образовательных заведений, домов детского творчества, детских санаториев, домов культуры, спортивных учреждений, музеев, учреждений семейного отдыха и досуга и летнего отдыха детей, музыкальных и художественных школ. 

   

    
    Сформировалась новая  система коммерческой и криминальной  эксплуатации детской беспризорности. Растет детская наркомания и  алкоголизация, дети вовлекаются  в криминальные сообщества.

  Дети  и подростки могут свободно приобрести алкоголь и наркотики на дискотеках, в учебных заведениях, в том числе в школах. Негативному воздействию подвержены сегодня все российские дети, в т.ч. из благополучных семей.
   
  Большие надежды возлагаются на правовое обеспечения. Но не смотря на большое количество существующих и действий, предпринимаемых чиновниками, ситуация в этой области не улучшается. Изменения коснулись в основном структуры организации надзора за несовершеннолетними бродягами.  

Рассматривают четыре вида семьи: 

 

 Меньше  всего рассматривается благоприятная  ситуация в семье. Другим трём видам  семье уделяется больше внимания так как именно в этих семьях ребёнок  может вести аморальный образ  жизни и стать беспризорником. 
 По  данным источников количество беспризорных по России растягивается от 2 до 6 миллионов. Во многих источниках неуказанно, так как, их число в России по сей день точно неизвестно.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.