На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Отечественная история 20 век

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 28.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Страна  в период правления  Н.С. Хрущева 5 марта 1953 г. умер И.В.Сталин. Сразу же после его смерти состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором были распределены портфели в управлении государством и партией. Председателем Совета Министров стал Г.М.Маленков. Его первым заместителем был назначен Л.П.Берия. Партийный аппарат, сохранявший главенствующее положение в обществе, возглавил Н.С.Хрущев, который в сентябре 1953 г., уже после ареста Берии, стал первым секретарем ЦК КПСС. Новое руководство предприняло ряд мер по восстановлению норм элементарной законности. Был прекращен ряд политических процессов. Многие, кто при Сталине являлись узниками лагерей, были освобождены.
В печати все чаще стали появляться публикации о вреде  культа личности, было пересмотрено «ленинградское дело», расстрел ленинградских партийных  и хозяйственных руководителей  в 1949 г., приговор по которому был окончательно отменен в апреле 1954 г. Было разрешено  свободно посещать территорию Кремля. Таким образом, наметился курс на отказ от наиболее одиозных проявлений тоталитаризма и демократизацию советского общества. Важной вехой  советской истории, стал XX съезд  КПСС. Съезд проходил в феврале 1956 г. На нем с докладом «О культе личности и его последствиях» выступил Н.С.Хрущев. Однако в его докладе критика касалась лишь личных недостатков Сталина. Причины неудач и недостатков объяснялись наличием капиталистического окружения и трудностями построения социализма в одной отдельно взятой стране.
Однако анализ истоков  сталинских преступлений не был затронут. Партийное руководство, таким образом, не отказываясь от коммунистической идеологии, всю ответственность за репрессии в стране возложила на Сталина, Берию и Ежова. И вместе с тем следует признать, что решения съезда благотворно повлияли на процесс демократизации в стране. Недаром эпоху правления Хрущева сравнивали с «оттепелью». Однако отношение к тем, кто выражал несогласие с линией партии, Хрущев не исключал жестких, а подчас и карательных мер. Именно в эти годы в СССР зарождалось движение инакомыслящих (дисидентов). В эти же годы была возведена бетонная стена, разделившая Берлин на две части. В плане развития международных отношений было сформулировано важное положение о необходимости мирного сосуществования государств с различными социально-политическими системами, и переходом к экономическому соревнованию между Востоком и Западом.
Однако в эти  же годы противоборство между СССР и США достигали такой остроты, что ставили мир на грань ядерной  войны. И здесь стоит указать  на Карибский кризис осени 1962 г. По инициативе Н.С.Хрущева партийное руководство сформулировало задачу - догнать и перегнать ведущие капиталистические страны по экономическим показателям. С этой целью была проведена реформа управления экономикой. Вместо существовавших министерств были созданы советы народного хозяйства (совнархозы): централизованная система управления промышленностью, основанная на отраслевом принципе, ликвидировалась и заменялась территориальным (местным) управлением. Однако на практике это привело лишь к увеличению управленческого аппарата.
В годы хрущевского  правления происходило дальнейший рост экономики СССР, однако этот процесс  развивался на экстенсивной основе, втягивая в процесс материального производства все большее количество природного вещества, энергии и человеческих ресурсов. Особое внимание в эти  годы уделялось жилищному строительству, страна превратилась в гигантскую стройплощадку. В годы хрущевской «оттепели» была проведена реформа образования. Срок обучения в средней школе  был увеличен до 11 лет. Тяжелые последствия  войны и волюнтаристские эксперименты привели к тяжелейшим последствиям в аграрном секторе экономики. На проходившем в сентябре 1953 г. Пленуме ЦК КПСС отмечалось плачевное положение дел в деревне. Не случайно в марте 1954 г. было принято решение об освоении целинных и залежных земель, осуществление этой задачи, по мысли партийного руководства, должно было решить острую проблему обеспечения страны продовольствием.
Однако в период правления Хрущева было допущено много серьезных ошибок в руководстве  сельским хозяйством, в основе которых  был субъективизм и волюнтаризм. Увы, благие намерения, далеко не всегда вели к достижению поставленных целей. Очень часто они приводили  к противоположным результатам. В целом положение дел в  сельском хозяйстве все более  ухудшалось. Дело дошло до того, что  в 1963 г. страна, из острой нехватки продовольствия вынуждена была начать закупки зерна  за рубежом. С этого времени советская  экономика, можно сказать, подсела  на «иностранную продовольственную  помощь». Эта зависимость от иностранных  поставок, к сожалению, сохраняется и по сей день. В результате внутрипартийного заговора, участниками которого были Л.И.Брежнев, А.Н.Шелепин, М.А.Суслов и др., Хрущев был отстранен от власти осенью 1964 года. 

Развитие отечественной науки и техники
Проблемы научно-технического прогресса в послевоенный период решались в стране с жестким учетом международной обстановки и обострением  отношений между двумя военно-политическими  блоками в рамках разворачивавшейся  «холодной войны». Включившись в  соревнование с США за стратегическое превосходство, СССР был вынужден тратить  огромные средства на реализацию атомного проекта, а несколько позже –  на освоение космоса. На гонку вооружений шли колоссальные средства. В 1952 г. прямые военные расходы СССР составил почти  четверть всего годового бюджета  страны.
 В этой связи  военно-промышленный комплекс был  поставлен в исключительное положение.  Отрасли ВПК постоянно модифицировались  в зависимости от новых политических  и научно- технических задач. В  первые послевоенные годы наша  страна в предельно короткий  срок сумела ликвидировать монополию  США на ядерное оружие. Летом  1949 г. на семипалатинском полигоне  была испытана атомная бомба.  В 1953 г. на Новой земле была  испытана новая мощная термоядерная  бомба, одним из создателей  которой был академик А.Д.Сахаров. Научным руководителем всего атомного проекта был академик И.В.Курчатов. В эти же годы советские ученые работали над проблемами использования атомной энергии в мирных целях. Еще в годы четвертой пятилетки был разработан проект первой в мире атомной электростанции, которая вошла в строй в 1954 г. в городе Обнинске Калужской области.
Разработка атомных  проектов как мирного, так и военного, стимулировали развитие целого ряда научных направлений, а также  новых отраслей производства. Ядерные  установки стали использовать в  качестве энергетических установок  на кораблях (атомный ледокол «Ленин») и на подводных лодках. Приоритетными  направлениями научно-технической  политики были проблемы ядерной физики, ракетной и авиационной техники. Начиная с 1946 г. в советской авиации  стал осуществляться переход от поршневой, винтомоторной авиации – к реактивной и турбореактивной. Интенсивно шел процесс разработки и создания ракетной техники. Выдающимся конструктором в этой области был создатель первых советских ракет С.П.Королев, под руководством которого, в апреле 1961 г., был осуществлен полет человека в космосе. Первым в мире космонавтом стал наш соотечественник Ю.А.Гагарин.
В 50-60е годы бурно  развивалась радиотехника и электроника. Именно тогда в дома многих советских  людей пришло телевидение. В этот же период советские ученые Прохоров и Басов создали первый в мире лазер. Для рассматриваемого периода  было характерно пристальное внимание государства к проблемам развития отечественной науки и прежде всего к естественным и техническим  наукам. Для этого из бюджета государства  выделялись значительные суммы на сооружение и новых и реконструкцию существующих учреждений и их оборудования. Создавались  новый академические и отраслевые научные центры. Академия наук СССР взяла на себя функцию координатора работ научных учреждений. Большой научный потенциал был сосредоточен в академических институтах. Среди них стоит особо выделить физический институт им. П.Н.Лебедева, Институт физических проблем имени С.И.Вавилова, Институт физической химии и др. Уже в конце четвертой пятилетки начались работы по созданию электронно- вычислительных машин.
В эти годы советские  ученые создали лазер. Это открытие и сделанное на его базе изобретение  сыграло огромную роль в дальнейшем развитии научно-технического прогресса  во всем мире. Значительные результаты были достигнуты в области сварки и создании электросварочного оборудования. Вал достижений в области науки  техники был таков, что, начиная  с середины 50-х годов, СССР, вместе с другими передовыми государствами, вступил в эпоху научно- технической  революции. Между тем положение  в области гуманитарных наук дела обстояли совсем иначе. Гуманитарное знание все больше превращалось в служанку политики и идеологии. Развитие гуманитарных наук проходило под неусыпным  партийным контролем. Дискуссии  по философии, языкознанию, политической экономии, проходившие в конце 40-х  – начале 50-х годов, внешне были призваны поднять роль обществознания, а в действительности преследовали цель – установить над ним жесткий идеологический контроль и развернуть борьбу против «безродного космополитизма, «буржуазного низкопоклонства» и «преклонения перед буржуазными авторитетами».
Велась жесткая  борьба с теми, кто выступал за развитие научного знания в области генетики и кибернетики. Последние годы жизни  Сталина и период хрущевского  правления можно оценить как  время деградации и профанации гуманитарного  знания. Глоссарий: Волюнтаризм –  характеристика деятельности человека, не считающегося с объективными законами, с реальными возможностями и  руководствующегося субъективными  желаниями и произвольными решениями.
Космополитизм –  идеология т.н. мирового гражданства. Космополит – человек мира. Восстановлен пост Генерального секретаря ЦК КПСС, который был сразу же занят  Брежневым В этот же период был проведен ряд важных преобразований, которые дали определенный импульс в развитие советской экономики. Эти экономические реформы 60-х годов были связаны с именем А.Н.Косыгина, занимавшего в то время пост Председателя Совета Министров СССР. Будучи сторонником радикальных мер в экономике, он стремился развивать некоторые элементы рыночного механизма.
Прежде всего, он считал необходимым совершенствовать мотивационный механизм, в котором  результаты труда были бы теснее увязаны  с заработной платой. Стержнем косыгинской реформы стал хозяйственный расчет, на который переводились предприятия промышленности. Согласно нововведению, они имели право часть своих доходов оставлять у себя, а затем распределять их внутри коллектива на материальное поощрение, социокультурные и бытовые нужды работников. Эта была попытка осуществления ленинской идеи, что «социализм – это работа на себя». Подлежали ликвидации совнархозы, введенные при Хрущеве, и была восстановлена отраслевая система управления в виде министерств.
Хозяйственная реформа  началась с января 1966 г. В первые годы восьмой пятилетки были достигнуты положительные результаты. Объем  промышленного производства вырос  за этот период в полтора раза. К  концу 60-х годов экономическая  реформа пошла на убыль. Главным  препятствием на ее пути стояла командно-административная система, тотальное планирование и  отраслевой монополизм. Реформы середины 60-х годов затронули и сельское хозяйство. Сельским жителям были возвращены приусадебные подсобные хозяйства, отобранные или сильно урезанные  в хрущевский период. С колхозов были списаны долги, повышены закупочные цены, установлены надбавки за сдачу  сверхплановой продукции государству. Однако гигантские суммы денег, вложенные  в сельское хозяйство, и неэффективно расходовавшиеся, дали, в конечном счете, весьма невысокий прирост производительности труда в аграрном секторе советской  экономики.
И СССР был вынужден, как и раньше, закупать значительную часть продовольственной продукции  за рубежом. Если говорить о приросте продукции во всех сферах народного  хозяйства, то он имел, прежде всего, экстенсивную природу. В брежневский период страна столкнулась с непреодолимыми трудностями. Почти во всех отраслях экономики  показатели прироста производительности труда, продукции приближались к  нулевой отметке. Советский Союз резко отставал от ведущих стран  мира по внедрению в производство научно-технических достижений. Не обновлялся производственный фонд предприятий. Нарастали затраты на ремонт. Даже в оборонных отраслях можно было наблюдать тенденцию старения и  износа оборудования. Как пример, - даже в авиационной промышленности, на многих предприятий отрасли до сих  пор не обновлено оборудование и  до сих пор используются станки и  агрегаты, которые были поставлены из Германии после войны по репарациям.
Страна все больше превращалась в сырьевой придаток Запада. При этом весьма обыденным явлением стал тотальный дефицит товаров  и услуг. Очередь стала привычным  пейзажем советского социума. В период 70 –х - начала 80-х годов в стране сложился механизм торможения, стали  резко нарастать застойные явления, которые при этом все шире сопровождались застольными мероприятиями. Страна объективно нуждалась в серьезных  и кардинальных реформах. В годы брежневского правления советская  внешняя политика была довольно активной. Несмотря на продолжавшуюся гонку вооружений и усиление международной напряженности  в 70-х годах СССР выступил с рядом  миротворческих инициатив. В 1970 г. между  СССР и ФРГ был подписан договор, в котором обе стороны отказывались от применения силы и подтверждали послевоенные границы. В 1972 г. СССР и  США подписали Договор гонку  об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), а в 1978 г. заключили Договор  по ограничению ракет средней дальности.
Был подписан еще  ряд важных соглашений с ведущими мировыми державами. Кульминацией разрядки стало общеевропейское совещание  по безопасности и сотрудничеству в  Европе (СБСЕ) с участием США и  Канады. Оно начало работу в 1972 г. в  городе Хельсинки (Финляндия), затем  два года работало в Женеве (Швейцария) и завершилось вновь в Хельсинки  в 1975 г., где и был подписан Заключительный акт. И в заключение необходимо отметить наиболее серьезный внешнеполитический просчет брежневского руководства  – введение советских войск в  Афганистан в декабре 1979 г.
Нарастание  застойных явлений  и горбачевская «перестройка» 
 Ярким проявлением  системного кризиса, охватившего  советское общества, стала частая смена стареющих и больных партийных лидеров, которые на протяжении трех лет сменяли друг друга. В 1982 г., после смерти Брежнева, пост Генерального секретаря 86 занял бывший глава КГБ Ю.В.Андропов, который первым поставил перед партией и страной сакраментальный вопрос: «Какое общество построено в СССР». После его смерти в 1984 г. пост Генерального секретаря занял престарелый и больной К.У.Черненко. После его смерти в марте 1985 г. на политический олимп советской партийной номенклатуры взошел молодой и энергичный М.С.Горбачев. Однако новый лидер явно не мог представить всю глубину и сложность, тех проблем, которые стояли перед обществом и руководством страны. Заранее подготовленной программы реформ у него не было.
Причем сами преобразования, которые начались в стране с марта 1985 г., их направленность и характер, не выходили из рамок привычной парадигмы. Сами качественные преобразования мыслились как социалистические и направлены были на совершенствование социализма, устранение негативных факторов в развитии общества и создании механизма ускорения, который способствовал бы быстрому продвижению страны по путям дальнейшего развития социализма. В этой связи характерны решения апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС. На нем был намечен курс на ускорение социально- экономического развития СССР, который предполагал при этом активное использование достижений науки и техники, осуществление децентрализации в управлении народных хозяйством, расширение прав предприятий, введение хозяйственного расчета, укрепление порядка и дисциплины на предприятиях и учреждениях. Особый акцент был сделан на усилении роли человеческого фактора. Это означало создание условий для повышения творческой активности людей в производственном процессе и ее использования в целях ускорения общественного развития и преодоления застоя. Однако пойти на серьезное совершенствование всего мотивационного механизма партийное руководство не решилось. Как и раньше ведущая роль в обновлении общества отводилась партии. На XXVII съезде КПСС, проходившем в 1986 г., был подтвержден курс на ускорение общественного развития, на съезде был поставлен вопрос о расширении гласности и более глубоком изучении опыта КПСС и извлечении из него уроков.
Главное значение съезда состояло в том, что Горбачев объявил  о новых подходах во внешней и  внутренней политике – и о новом  политическом мышлении. Когда стало  ясно, что курс на ускорение сам  по себе еще недостаточен, и что  ускорение можно осуществить лишь произведя кардинальные перемены в общественном строе. С этого момента была принята концепция перестройки, выдвинутая Горбачевым на январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС. Под перестройкой понималось коренное реформирование всех сторон тоталитарного советского общества с сохранением главных параметров системы и ее идеологии. Однако введя в стране гласность, плюрализм мнений, элементы демократии, партийное руководство, не желая того, открыло «ящик пандоры». Процесс преобразований, при нерешительности и запаздывании принимаемых решений, пошел совсем не в том направлении, как того желали сами «архитекторы перестройки». Вместо нарастания тенденций созидательного, с точки зрения реформаторов, стремительно выкристаллизовывались оппозиционные течения и настроения. Шел тотальный пересмотр прошлого, всей истории XX века, менялось его содержание, оценки и выводы. Новым этапом столкновения мнений о прошлом и будущем страны стала XIX партийная конференция КПСС в 1988 г. Здесь впервые была затронута стержневая проблема перестройки – необходимость политической реформы в стране.
На конференции  был утвержден курс на создание социалистического  правового государства, что подразумевало  разделение властей и создание «советского  парламентаризма». По инициативе Горбачева  было выдвинуто предложение о  создании нового высшего органа власти Съезда народных депутатов, а Верховный  Совет СССР должен был стать парламентов  – постоянно действующим органом  законодательной власти. Менялась практика выборов, они должны были проводиться  на альтернативной основе. Решения  конференции были выполнены. В политический лексикон вошел термин «демократизация». После проведения на новой демократической  основе выборов был создан Съезд  народных депутатов СССР. На съезде из числа его депутатов был  избран Верховный Совет СССР –  постоянно действовавший законодательный  орган власти. Всего состоялось пять Съездов народных депутатов. На первом съезде (май-июнь 1989 г.) Председателем  Верховного Совета СССР был избран М.С.Горбачев. На этом же съезде выявился ряд разногласий и оформилась оппозиция.
Ею стала Межрегиональная  депутатская группа, которую возглавил  академик А.Д.Сахаров и Б.Н.Ельцин. В эту группу вошло 256 депутатов. На третьем (внеочередном) съезде в марте 1990 г. Горбачев был избран Президентом СССР. Самым важным решением этого съезда стала отмена статьи 6 Конституции СССР о «руководящей и направляющей роли КПСС». Это означало ликвидацию однопартийной системы в стране. Именно с этого времени можно говорить о начале процесса зарождения новых политических групп, партий и течений. Попытки преобразований не вели к улучшению социально- экономической обстановки в стране. Наоборот, по мере углубления перестройки, в стране нарастал хаос, резко снизилась производительность труда, стремительно нарастал дефицит самых необходимых товаров и услуг. В целях преодоления этих негативных тенденций советскими экономистами был предложен проект реформы, предполагавший расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета, возрождение частного сектора в экономике, сокращение числа отраслевых министерств, отказ от монополии внешней торговли, признание в аграрном секторе кооперативов и фермерских хозяйств наряду с колхозами и совхозами.
Проект реформы  было одобрен и реализован на практике. С этого момента в стране заговорили о необходимости развития т.н. «социалистического рынка». Одной из таких программ перехода к рынку была программа  «500 дней», разработанная С.С.Шаталиным и Г.А.Явлинским. Однако эта программа не была поддержана руководством. Тем не менее, многие ее положения, например, приватизация предприятий и либерализация цен, нашли применение на практике, в частности в ходе реформ Е.Т.Гайдара и А.Б.Чубайса. С этого периода в стране свободно стала продаваться иностранная валюта. С этого периода в стране начинает развиваться предпринимательство. В период горбачевской перестройки были сформулированы принципы нового политического мышления, в основе которого был приоритет общечеловеческих ценностей. На его основе стала строиться новая внешняя политика страны. Стали оформляться новые отношения между СССР и США, странами Европы и Азии.
Была подписана  декларация между США и СССР о  прекращении «холодной войны». Состоялись многочисленные встречи М.С.Горбачева с лидерами западных стран. Все эти процессы привели к необратимым переменам в сфере международных отношений. Курс на обновление социализма, на деле привел к усилению конфронтации оппозиционных сил в странах социализма с местным руководством и осенью 1989 г. в этих странах прошли массовые выступления против существующих режимов. Власть перешла в руки оппозиции. Благодаря новому политическому мышлению в 1988 г. начался вывод советских войск из Афганистана, который был завершен в феврале 1989 г.
В целом новое  политическое мышление ознаменовало переход  от конфронтации к сотрудничеству между  государствами и отказ от идеи мировой социалистической революции.
Суверенная  Россия: становление  новой российской государственности, переход к рыночной экономике. Распад СССР
 Одним из самых  важных нерешенных вопросов в СССР был национальный вопрос. В Конституции СССР было провозглашено право национальных республик на выход из состава СССР, но механизм выхода не был разработан. Главенство России в национальных окраинах поддерживалось путем усиления экономической зависимости и силой оружия. После ослабления тоталитарного режима в республиках резко усилилось стремление к отделению.
В марте 1990 года парламент  Литвы принял решение о выходе из СССР. Москва угрожала применить  силу, но сделал это только в январе 1991 года, чем резко подорвала свой авторитет. Следуя примеру Литвы другие союзные и автономные республики объявили о выходе из состава СССР. Парад суверенитетов поддержал председатель Верховного совета РСФСР Борис Николаевич Ельцин, чем резко повысил свой авторитет. 12 июня 1991 года он объявил о незавесимости России.
Горбачеву стало  понятно, что силовыми методами СССР сохранить не удастся. Тогда он стал готовить новый союзный договор. Подписание нового союзного договора было назначено на 20 августа 1991 года. Но 19 августа консерваторы из союзного правительства (Янаев, Пуго, Павлов) отстранили Горбачева от власти и создали Государственный Комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). ГКЧП высказалось за прекращение реформ и полное восстановление СССР. Против ГКЧП выступил Верховный Совет РСФСР во главе с президентом Б.Н. Ельциным. Это выступление было поддержано народом. 21 августа ГКЧП арестовано, запрещена деятельность КПСС, возвращение Горбачева к власти. Однако авторитет Горбачева был настолько слаб, что он уже правил фактически несуществующей страной. В декабре 1991 года в Беловежской пуще Б. Ельцин (Россия), Л. Кравчук (Украина) и С. Шушкевич (Белоруссия) подписали документ о выходе из СССР и создании Союза Независимых Государств (СНГ). СССР юридически прекратило свое существование. 25 декабря 1991 года Горбачев сложил с себя обязанности Президента СССР. Вся полнота власти перешла к Ельцину и главам бывших республик.
Распад  СССР и крах перестройки 
 Перестройка оказала  неоднозначное воздействие на  общественные процессы внутри  СССР. Вопреки партийным выводам,  о том, что в СССР национальный  вопрос решен полностью и окончательно, в СССР начал стремительно  набирать процесс обострения  межнациональных отношений, перераставших  в отдельных регионах в этнические  войны. В основе этих процессов  лежали как политические, так  и экономические причины. Резкий  спад в экономике, ослабление  роли КПСС, переход власти на  местах в руки местных национальных  элит, межконфессиональные и этнокультурные  противоречия – все это способствовало  обострению межнациональных конфликтов  на территории СССР. Одним из  острейших конфликта такого характера  стал конфликт в Нагорно-Карабахской  автономной области (НКАО), входившей  в состав Азербайджана. На почве  этого конфликта начались военные  действия между Арменией и  Азербайджаном. Кульминацией межнациональных  конфликтов стал «парад суверенитетов». Его инициаторами стали прибалтийские  республики. 12 июня 1990 г. к нему  присоединилась РСФСР. Декларация  о суверенитете поставила под  вопрос дальнейшее существование  СССР. Летом и осенью 1990 г. стали провозглашать себя суверенными республики, края и области России. Развернулся «парад суверенитетов».
Объявлялось верховенство собственных законов на своей  территории и приостановка действия союзных, что получило название «войны законов». В марте 1991 г. на территории СССР был проведен референдум, который  показал что большинство населения желает жить в едином государстве. Однако мнение народа демократы на местах и в регионах проигнорировали. Распад единого хозяйственного комплекса, стремление разорвать единое государственное пространства вынудило руководство Союза искать пути реформирования и разрабатывать новый союзный договор. Эта работа началась в мае 1991 г. в Ново-Огарево. Подписание договора намечалось на 20 августа 1991 г. Предполагалось создать Союз суверенных государств, в которых вошли бы девять бывших республик СССР. Намечсались также перемены в структуре органов власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной системы. Однако противники подписания такого договора – представители старого партийного аппарата, - решили воспрепятствовать его подписанию.
В августе 1991 г. они  предприняли попытку переворота. В историю нашей страны эти  события вошли под названием  «Августовского путча». События 19-22 августа 1991 г. ускорили распад СССР. В декабре 1991 г., собравшиеся в Беловежской  Пуще лидеры трех суверенных государств – России (Б.Н.Ельцин), Белоруссии (С.С.Шушкевич) и Украины (Л.М.Кравчук) - подписали соглашение, по которому СССР, как субъект международного права, прекратил свое существование. Было также заявлено о создании Содружества независимых государств (СНГ). Распад СССР и заключение Беловежских соглашений не получили единодушного одобрения в России. С распадом СССР и образованием СССР перестройка потерпела крах. Глоссарий: Интенсификация – получение определенных результатов с помощью предельно малого использования ресурсов, рабочей силы или площадей.
Экстенсификация – получение результатов при игнорировании затрат. Результаты любой ценой. Застой – характеристика общественной системы, в которой отсутствует социальная эволюция. Гласность – под этим термином понимается открытость, доступность информации, отсутствие цензуры и т.п. Плюрализм – разнообразие мнений, свобода суждений и выражений мысли. 

СССР  в середине 60-х  — середине 80-х  гг.: проблемы общественно-политического  и социально-экономического развития.
Отставка с руководящих партийных и государственных постов Н. С. Хрущева в октябре 1964 г. была, как показало последующее двадцатилетие, важной вехой в советской истории. Эпоха «оттепели», энергичного, хотя зачастую и непродуманного реформирования, сменилась временем, отмеченным печатью консерватизма, стабильности, отступления к прежним порядкам (частичного, не по всем направлениям). Полного возврата к сталинизму не произошло: партийно-государственное руководство, не скрывавшее симпатий к сталинским временам, не хотело повторения репрессий и чисток, угрожавших его собственному благополучию. Да и объективно ситуация в середине 60-х гг. была совершенно не похожа на ситуацию 30-х гг. Простая мобилизация ресурсов, сверхцентрализация управления, внеэкономическое принуждение были бесполезны при решении задач, которые ставила перед обществом научно-техническая, а позднее и технологическая революция. Эти обстоятельства учитывала начатая в 1965 г. экономическая реформа, разработка и реализация которой была связана с именем председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина. Замысел состоял в том, чтобы обновить хозяйственный механизм, расширить самостоятельность предприятий, ввести в действие материальные стимулы, административное регулирование дополнить экономическим. Уже замысел реформы был противоречив.
С одной стороны, предлагалось опереться на товарно-денежные отношения и экономические методы управления. Предприятия самостоятельно планировали темпы роста производительности труда, среднюю заработную плату, снижение себестоимости. В их распоряжении оставалась большая доля прибыли, которую можно было направлять на повышение заработной платы рабочим. Количество планируемых показателей, по которым оценивалась деятельность предприятий, снижалось, среди них появлялись такие, как прибыль, рентабельность, фонд заработной платы, объем реализованной продукции.
С другой стороны, базовые  конструкции командной системы  реформа не демонтировала. Восстанавливался отраслевой принцип управления экономикой через министерства. Директивное  планирование оставалось в силе, а  оценивалась работа предприятий в конечном счете по показателям выполнения плановых заданий. Механизм ценообразования, несколько подкорректированный, по существу не изменился: цены устанавливались в административном порядке. Сохранилась старая система снабжения предприятий сырьем, машинами, оборудованием и пр.
Реформа дала неплохие результаты. Приостановилось снижение темпов роста экономики, повысилась заработная плата рабочих и служащих. Но уже к концу 60-х гг. реформирование промышленности фактически прекратилось. В 70—80-е гг. экономика развивалась  экстенсивно: строились новые предприятия (но лишь немногие технически и технологически соответствовали мировому уровню —  ВАЗ, КамАЗ), росла добыча невосполнимых  природных ресурсов (нефть, газ, руда и пр.), увеличивалось число лиц, занятых ручным и малоквалифицированным  трудом. Несмотря на все усилия, экономика  отвергала новейшие технические  разработки. Достижения научно-технического прогресса внедрялись крайне слабо. Между тем возможности такой  — затратной — модели роста  неуклонно сокращались: добыча топливно-сырьевых ресурсов, перемещаясь в труднодоступные  районы Сибири и Крайнего Севера, дорожала; темпы роста населения снижались, возникла проблема трудовых ресурсов; оборудование изнашивалось и морально устаревало. Тяжким бременем для экономики  были огромные затраты на военно-промышленный комплекс, которые позволяли поддерживать военно-стратегический паритет (равенство) с США. Качественные показатели (производительность труда, прибыль, отношение прибыли  к затратам) ухудшались.
Это был тупик: командная  экономика не могла эффективно работать в условиях научно-технической революции, но все проблемы руководство страны по-прежнему пыталось решить преимущественно  административными способами. Тупик  опасный, ибо отрыв развитой экономики  мира от экономики СССР неуклонно  увеличивался.
Положение в сельском хозяйстве также не внушало оптимизма. Затраты государственных средств  непрерывно росли (в 70-е гг. они достигли более 30% всех бюджетных расходов), но отдача была крайне мала. Колхозно-совхозная  экономика, охотно принимая огромные капиталовложения, сколько-нибудь заметного роста  производства не демонстрировала.
Отсюда весьма серьезные  деформации в социальной сфере. Заработная плата, доходы населения постоянно  росли, и это было бесспорным достижением. Но ни промышленность, ни сельское хозяйство не могли предложить обществу достаточное количество товаров, продовольствия, услуг. Дефицит, очереди, «блат» (когда необходимые товары приобретали по знакомству) были непременным явлением повседневной жизни в эти годы. В конце 70-х гг. в отдельных регионах страны вновь появилось нормированное распределение некоторых продуктов по карточкам. Возникновение и рост так называемой «теневой экономики» (подпольные мастерские, «спекуляция» и пр.) в этих условиях были естественным и даже неизбежным явлением.
В общественно-политической жизни страны консервативные тенденции  властвовали безраздельно. Их идеологическим обоснованием стала концепция развитого  социализма, согласно которой медленное, планомерное, постепенное совершенствование  реального социализма, построенного в СССР «полностью и окончательно», займет целую историческую эпоху. В 1977 г. эта концепция была законодательно закреплена в преамбуле новой  Конституции СССР. Впервые получил  статус конституционной нормы тезис  о руководящей и направляющей роли КПСС. Конституция объявляла  СССР общенародным государством, провозглашала  полный набор демократических прав и свобод граждан.
Реальная жизнь  предписаниям Конституции соответствовала  не вполне. Советы народных депутатов  всех уровней оставались декорацией, власть принадлежала партийному аппарату, готовившему и принимавшему все  крупные решения. Его контроль над  обществом, как и в прежние  годы, имел всеобъемлющий характер. Другое дело, что аппарат и составлявшая его номенклатура (партийно-государственные  чиновники определенного уровня), употребляя термин тех лет, «перерождались». Л. И. Брежнев, в течение 18 лет занимавший пост Первого (с 1966 г. — Генерального) секретаря ЦК КПСС, считал необходимым  поддерживать кадровую стабильность аппарата, укреплять его привилегии, воздерживаться от резких действий в отношении номенклатуры.
Партийная элита, чутко  уловив перемены, тяготилась тем, что  ее всевластие не подкреплено собственностью. Чем дальше, тем больше она стремилась к закреплению за собой той  доли общественной собственности, которой  она управляла. Сращивание партийно-государственного аппарата с «теневой экономикой», коррупция  стали в 70—80-е гг. важным фактором общественно-политической жизни. Официально их существование было признано уже  после смерти Брежнева новым Генеральным  секретарем ЦК КПСС Ю. В. Андроповым (1982—1984). Расследование уголовных дел, обвиняемыми  по которым проходили высокопоставленные руководители и чиновники, показало масштабы и опасность кризисных  явлений.
О кризисе свидетельствовало  и возяикновение диссидентского движения (см. билет № 23). Право-защитные, религиозные, национальные, экологические организации, несмотря на репрессии властей (аресты, лагеря, ссылка, высылка из страны и др.), выступали против неосталинизма, за реформы, соблюдение прав человека, отказ от монополии партии на власть и др. Диссидентское движение не было массовым, но оно говорило о нарастании оппозиционных настроений, о недовольстве сложившимся положением. Апатия, равнодушие, цинизм, поразившие общество, по-своему, но столь же ясно подтверждали этот вывод. Самая стабильная эпоха в советской истории завершалась собственным отрицанием: общество требовало перемен. Стабильность обернулась застоем, консерватизм — неподвижностью, преемственность — кризисом. 

Внешняя политика СССР с середины 60-х  до середины 80-х гг.: доктрины и практика.
 Внешняя политика  СССР в середине 60-х — середине 80-х гг. была направлена на достижение  трех главных целей: укрепить  свое влияние в социалистическом  содружестве, сплотить мировую  систему социализма, не допустить  отпадения от нее каких-либо  стран; улучшить отношения с  развитыми странами Запада, прежде  всего с США, ФРГ, Францией, обеспечить мирное сосуществование  с ними; расширить сферу своего  влияния в «третьем мире», активизировать  военно-техническое и экономическое  сотрудничество с развивающимися  странами.
Отношения с социалистическими  странами. В 1964—1985гг. в отношениях с  социалистическими странами СССР придерживался  так называемой «доктрины Брежнева»: всеми силами сохранять социалистический лагерь, максимально укрепляя в нем  руководящую роль СССР и фактически ограничивая суверенитет союзников. Впервые «доктрина Брежнева»  была применена при вводе войск  пяти стран Варшавского Договора в Чехословакию в августе 1968 г. для  подавления признанных антисоциалистическими  процессов («пражская весна»). Но реализовать  эту доктрину в полной мере не удалось. Особую позицию занимали Китай, Югославия, Албания, Румыния.
В начале 80-х гг. выступления профсоюза «Солидарность» в Польше едва не заставили советское руководство воспользоваться пражским опытом. К счастью, этого удалось избежать, но нарастание кризисных явлений в социалистическом мире было очевидно для всех.
Особенно напряженно складывались отношения с Китаем. Китайская коммунистическая партия, как и КПСС, претендовала на лидерство  в мировом коммунистическом движении. Конфликт зашел так далеко, что  Китай выдвинул к СССР территориальные претензии, а в 1969 г. спровоцировал военные столкновения в районе острова Даманский. В 70-е гг. китайское руководство резко критиковало «советский гегемонизм», сведя на нет экономическое и политическое сотрудничество с СССР.
Отношения со странами Запада. Вторая половина 60-х — 70-е  гг. — время разрядки в отношениях СССР с капиталистическими странами. Ее инициатором выступил французский  президент Ш. де Голль. В 1970 г. Л. И. Брежнев  и канцлер ФРГ В. Брандт подписали  договор, признавший послевоенные границы  в Европе. В 1972 г. аналогичные договоры ФРГ подписала с Польшей и  Чехословакией.
В первой половине 70-х  гг. СССР и США заключили ряд  соглашений об ограничении гонки  вооружений. Состоялись официальные  встречи советского и американского  руководства на высшем уровне (1972, 1973, 1974, 1978).
В 1975 г. в Хельсинки 33 государства Европы, а также  США и Канада подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и  сотрудничеству в Европе о принципах  межгосударственных отношений: уважение суверенитета и целостности, невмешательство  во внутренние дела, уважение прав человека и др. Итоги Хельсинкского совещания  Восток и Запад понимали по-разному. США и их европейские союзники подчеркивали гуманитарные аспекты  достигнутых договоренностей (права  человека, неприкосновенность личности и др.). СССР придавал основное значение принципам невмешательства во внутренние дела, нерушимости послевоенных границ в Европе; суверенного равенства  и уважения прав, присущих суверенитету, включая право свободно выбирать и развивать свои политические, экономические  и культурные системы.
Разрядка вообще была противоречивым явлением. Она  стала возможной не в последнюю  очередь потому, что к 1969 г. СССР добился  военно-стратегического паритета (равенства) с США. Сверхдержавы продолжали вооружаться. Гонка вооружений стремительно усиливалась. СССР и США противостояли друг другу в региональных конфликтах, в которых они поддерживали воюющие друг против друга силы (на Ближнем Востоке, во Вьетнаме, в Эфиопии, в Анголе и др.). В 1979 г. СССР ввел в Афганистан ограниченный военный контингент. Разрядка этого испытания не выдержала. Наступили новые заморозки. «Холодная война» возобновилась. Взаимные обвинения, ноты протеста, споры и дипломатические скандалы стали неотъемлемыми элементами системы международных отношений в первой половине 80-х гг. Отношения между СССР и США, ОВД и НАТО заходили в тупик.
СССР и страны «третьего мира». Как было сказано, отношения со странами «третьего  мира» в значительнои степени подчинялись логике стратегического противостояния СССР и США. На
Ближнем Востоке СССР занимал однозначно проарабскую позицию, поддерживая дружественные отношения с Сирией и Египтом, лидерами арабского мира. Когда в 1979 г. президент Египта А. Садат заключил мирный договор с Израилем, контакты с ним были фактически заморожены. В период американской агрессии во Вьетнаме (1964—1975) СССР оказал значительную военно-техническую помощь Демократической Республике Вьетнам. Поддерживал СССР и антиамериканских повстанцев в Никарагуа. Активная политика проводилась в Африке, где под советским влиянием находились Мозамбик, Ангола, Гвинея-Бисау, Эфиопия. Введение советских войск в Афганистан (декабрь 1979) положило начало длительному военному конфликту, в котором СССР понес большие человеческие, материальные, моральные потери. Это была грубейшая ошибка, трагические последствия которой напоминают о себе до сих пор. 

Перестройка в СССР: попытки  реформирования экономики  и обновления политической системы (1985–1991)
В марте 1985 года главой СССР был избран Михаил Сергеевич  Горбачев. К этому времени страна находилась в тяжелом экономическом  кризисе: упали мировые цены на нефть, большие затраты шли на холодную войну, войну в Афганистане и  финансовую поддержку системы мирового социализма. Горбачев был убежден, что  все проблемы возникли от искажения  ленинского понимания социализма. Поэтому  целью начатых им реформ стало  реставрация ленинского социализма.
Основными задачами перестройки были:
1) реформирование  экономики с целью преодоления  экономической отсталости;
2) прекращение холодной  войны и уменьшение затрат  на ВПК;
3) демократизация  общества путем реального предоставления  населению записанных в Конституции  СССР политических прав и свобод.
Перестройка была начата в апреле 1985 года. Однако с самого начала перестройка вышла из под контроля и приобрела стихийный характер.
Причины:
1) руководство не  имело четкой программы;
2) борьба в партии  консерваторов (партийной бюрократии) и реформаторов;
3) кризис был значительно  глубже, чем это представлялось  Горбачеву.
Важным элементом  перестройки стала гласность. СМИ  освободились от цензуры и подвергли  резкой критике деятельность всех лидеров  СССР, что значительно подорвало  доверие населения к КПСС. В  экономике была разрешена деятельность частных кооперативов. Однако кооператоры  мало интересовались сферой производства и активно действовали в области  торговли. Для свой деятельности они скупали продукты в розничной сети, чем увеличивали дефицит товаров и экономическую анархию.
В результате уменьшения военного давления на страны СЭВ начался  распад соцлагеря. В странах бывшего социализма начались перевороты, в результате которых к власти приходили демократы западной ориентации.
В результате демократически проведенных выборов у Горбачева  образовалась оппозиция (Сахаров, Собчак, Попов, Ельцин). Оппозиция требовала  ускорения и углубления реформ, отказа от социалистической модели развития. В этих условиях Горбачев начал искать опоры в рядах бюрократии, чем  еще сильнее настраивал оппозицию  против себя.
В республиках СССР резко обострился национальный вопрос. Большое влияние приобрели национальные фронты, которые требовали отделения  от России. В этих условиях был проведен референдум по вопросу сохранения СССР как государства. Большинство населения  высказалось положительно. Администрация  Горбачева начала работу над составлением нового союзного договора, подписание которого планировалось на 20 августа 1991 года.
Несомненной удачей Горбачева стала внешнеполитическая деятельность, в результате которой  СССР прекратили воспринимать как источник военной угрозы. Улучшение отношений  с США позволило прекратить испытания  ядерного оружия. 

Перестройка в СССР: попытки  реформирования экономики  и обновления политической системы.
 Характер перестройки  (1985—1991) определялся стремлением  реформировать советское общество, к началу 80-х гг. вступившее в  затяжной социально-экономический  и духовно-нравственный кризис (подробнее  см. билет № 21). При этом конкретное  содержание и даже цели реформаторского  курса изменялись. В истории перестройки  выделяют три этапа: 1985—1986, 1987—1988, 1989—1991 гг.
1985—1986гг.: период  ускорения. Избранный в марте  1985 г. Генеральным секретарем  ЦК КПСС М. С. Горбачев исходил  из того, что, во-первых, реформы  необходимы и, во-вторых, они должны  реализовать огромные экономические  и политические возможности, которые  есть у построенного в СССР  социализма. Была выдвинута концепция  ускорения социально-экономического  развития. Ставилась цель уже  к 2000 г. удвоить промышленный  потенциал СССР. Методы реализации  этой стратегии оказались вполне  традиционными: активизация «человеческого  фактора» (соцсоревнование, укрепление  трудовой дисциплины, борьба с  пьянством — знаменитая антиалкогольная  кампания); использование скрытых  резервов (полная загрузка производственных  мощностей, организация многосменной  работы); резкое увеличение расходов  на техническое обновление предприятий;  ужесточение административных мер  (государственная приемка продукции). Одновременно произошло обновление  высшего партийного и государственного аппарата. Наметились сдвиги во внешней политике. СССР отказался от размещения ракет средней дальности в Европе, началась нормализация отношений с США, в предшествующий период фактически зашедших в тупик.
Итоги политики ускорения  малоутешительны. Добиться существенного  повышения темпов роста не удалось, антиалкогольная кампания привела  к гигантским потерям бюджета, увеличение затрат на техническое переоснащение  промышленности обострило ситуацию в социальной сфере. Пришло понимание  необходимости более глубоких преобразований, которые должны затронуть базовые  конструкции сложившейся экономической  и политической системы.
1987—1988гг.: «гласность»  и перестройка. Идеологической  основой нового курса стала  концепция «хозрасчетного социализма»,  прообраз которой был найден  в нэпе, а теоретическое обоснование  — в последних работах В.  И. Ленина. Закон «О государственном  предприятии» (лето 1987) значительно  расширял самостоятельность предприятий.  Министерства готовили контрольные  показатели экономического развития  на год и на их основе  устанавливали государственный  заказ предприятию. Все, что  производилось сверх госзаказа,  можно было реализовать на  выгодных условиях по свободным  ценам. Предприятия самостоятельно  устанавливали численность работников, уровень заработной плат±л. Трудовые коллективы получали право выбирать администрацию. Это была попытка изменить хозяйственный механизм, ослабить административное давление, ввести конкуренцию. Но крупных результатов она не имела: госзаказ устанавливался на пределе возможностей предприятий, система ценообразования и материально-технического снабжения не изменялась. В 1988 г. был сделан следующий Шаг: разрешено мелкое частное предпринимательство (в рамках так называемого кооперативного сектора).
Существенных сдвигов  в экономике не происходило. Сопротивление  при этом росло. Горбачев при^ нял сложное решение о подготовке реформы политической системы. Уже в январе 1987 г. акцент был сделан на политике «гласности». Случилось невероятное: тираж популярных литературно-художественных журналов перевалил за миллион экземпляров. Страна бросилась наверстывать упущенное, читать то, что было у нее отнято в прежние годы: произведения 20—30-х гг. («Мы» Е.И.Замятина, «Котлован» А. П. Платонова, «Повесть непогашенной луны» Б. А. Пильняка), книги Б. Л. Пастернака («Доктор Живаго»), А. Н. Рыбакова («Дети Арбата»), В. С. Гроссмана («Жизнь и судьба»), сочинения старых и новых эмигрантов («Окаянные дни» И. А. Бунина, «Архипелаг ГУЛАГ» А. И. Солженицына, «Маленькая повесть» В. П. Некрасова, «Верный Руслан» Г. Н. Владимова, «Семь дней творения» В. Е. Максимова), публицистические статьи И. Клямкина, О. Лациса, Г. Попова, философские опусы Н. А. Бердяева, В. С. Соловьева, П. А. Сорокина... На экраны вышли фильмы «Покаяние», «Комиссар» и др. Возник небывалый интерес к истории России: общество требовало «знать всю правду» о прошлом. С 1987г. начала работу Комиссия Политбюро по реабилитации жертв политических репрессий («комиссия А. Н. Яковлева»). Были реабилитированы Бухарин, Зиновьев, Каменев, признаны незаконными приговоры внесудебных «троек», репрессии в отношении крестьян периода коллективизации.
Общество решительно выступало за углубление реформ, голоса консерваторов в рядах КПСС тонули в требованиях ускорить преобразования. В 1988г. XIX партконференция одобрила курс на создание правового социалистического государства, проведение на альтернативных началах выборов в новый высший орган власти — Съезд народных депутатов.
В 1987г. была сформулирована концепция нового политического  мышления во внешней политике: мир  признавался целостным и неделимым, общечеловеческие ценности ставились  выше классовых и партийных, универсальным способом решения международных проблем признавался баланс интересов (в противоположность балансу сил). На этой основе успешно развивались отношения со странами Запада, был разблокирован ряд региональных конфликтов (вывод советских войск из Афганистана, 1988).
1989—1991 гг.: поздняя  перестройка. В 1989 г. состоялись  выборы Съезда народных депутатов.  Впервые они прошли на альтернативной  основе, впервые заседания парламента  транслировались по телевидению.  Интерес к этим трансляциям  был огромен: выступления депутатов  А. Д. Сахарова, А. А. Собчака,  Ю. Н. Афанасьева, Б. Н. Ельцина,  Ю. А. Власова и др. становились  фактом общественно-политической  жизни. Между тем к 1990—1991 гг. ситуация приобрела конфликтный,  взрывоопасный характер. Рушились  базовые структуры советской  системы.
Уже в 1989 г. возникло несколько политических партий разной направленности, выступавших против всевластия КПСС. В 1989 г. часть депутатов  создала Межрегиональную группу во главе с Ельциным, которая выступила  с программой радикальных реформ (рынок, демократия, отказ КПСС от монополии  на власть и др.). В 1990г. под мощным общественным давлением пленум ЦК КПСС предложил изъять из Конституции СССР статью о руководящей и направляющей роли партии. Между тем внутри КПСС наметился раскол на консервативное и реформаторское крыло. Ценой невероятных усилий раскола удалось избежать, но начался массовый отток из рядов КПСС.
Резко обострились  отношения центра и союзных республик. 1990—1991 гг. были отмечены так называемым «парадом суверенитетов», когда все  союзные республики объявили себя суверенными  государствами. Горбачев пытался действовать  силой (события в Тбилиси, Баку, Вильнюсе и др.), но остановить процесс уже  не мог. В 1991 г. состоялись выборы президента России. Им стал Б. Н. Ельцин. Проведенный  в марте 1991 г. всенародный референдум показал, что большинство граждан  выступают за сохранение СССР. Летом 1991 г. был подготовлен договор  о реформе федеративного государства, расширении полномочий республик. Его  подписание давало шанс на сохранение единства.
В 1989—1990гг. фактически рухнула мировая система социализма. Революции в странах Центральной  и Юго-Восточной Европы привели  к победе демократических сил, ориентировавшихся  на страны Запада. В 1990 г. произошло  объединение Германии. В следующем  году были распущены СЭВ и ОВД.
Резко ухудшалось положение  в экономике. Реформы приводили  не к росту, а к снижению производства. Программа «500 дней», подготовленная либеральными экономистами и поддержанная руководством РСФСР, летом 1990г., по существу, была отвергнута. Трудности в снабжении  населения продовольствием и  товарами первой необходимости настолько  обострились, что правительство  пошло на введение их нормированного распределения по карточкам. Ширилось забастовочное движение.
В этих условиях консервативное крыло в КПСС и государственном  аппарате предприняло попытку отстранить Горбачева, в 1990 г. избранного Съездом  народных депутатов президентом  СССР, от власти и не допустить подписания нового союзного договора. 19 августа  было объявлено о переходе власти Государственному комитету по чрезвычайному  положению, Горбачев изолирован в Крыму, в Москву введена бронетехника. Центром сопротивления режиму ГКЧП стали президент, правительство и парламент РСФСР. У стен Дома правительства собрались десятки тысяч москвичей. 21 августа попытка государственного переворота была подавлена. Горбачев вернулся в Москву, но союзный договор так и не был подписан.
В декабре 1991 г. руководители России, Украины и Белоруссии подписали  в Беловежской Пуще заявление  о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и о создании Содружества  Независимых Государств (СНГ). 25 декабря  Горбачев заявил о своем уходе  в отставку с поста президента. Распад СССР стал фактом.
Перестройке суждено  было стать последней в XX в. попыткой реформировать социалистическую систему. Она потерпела крах. О причинах распада СССР высказываются различные мнения. Ясно лишь то, что он стал возможен в условиях экономического кризиса, резкого ослабления власти, реальным носителем которой долгие года была КПСС, стремления национальных элит к независимости. Глобальные последствия распада СССР определит история. 

Распад  СССР: причины и  последствия. Становление  новой российской государственности.
 Распад СССР, оформленный  Беловежским соглашением руководителей  России, Украины и Белоруссии  Б. Н. Ельциным, Л. М. Кравчуком  и С. С. Шушкеви-чем 8 декабря 1991 г., является одним из самых значительных событий мировой истории XX в. Это, пожалуй, единственная оценка, которая принимается большинством историков и политиков. Все остальные вопросы, связанные с анализом причин и значения распада СССР, остаются предметом острых дискуссий.
Причины распада  СССР. В марте 1990 г. на всесоюзном референдуме  большинство граждан высказались  за сохранение Союза ССР и необходимость  его реформирования. К лету 1991 г. был подготовлен новый Союзный  договор, дававший шанс на обновление федеративного государства. Но сохранить  единство не удалось. СССР распался. Почему? Приведем наиболее распространенные объяснения, которые предлагают исследователи:
— СССР создавался в 1922г. как федеративное государство. Однако с течением времени он все  более превращался в государство, по существу, унитарное, управляемое  из центра и нивелирующее различия между республиками, субъектами федеративных отношений. Проблемы межреспубликанских и межнациональных отношений  игнорировались на протяжении многих лет, трудности загонялись вглубь, не решались. В годы перестройки, когда  межнациональные конфликты приобрели  взрывной, крайне опасный характер, принятие решений откладывалось  вплоть до 1990—1991 гг. Накопление противоречий сделало распад неизбежным;
— СССР создавался на основе признания права наций  на самоопределение, федерация строилась  не по территориальному, а национально-территориальному принципу. В Конституциях 1924, 1936 и 1977 гг. содержались нормы о суверенитете республик, входивших в состав СССР. В условиях нараставшего кризиса  эти нормы стали катализатором  центробежных процессов;
— сложившийся в  СССР единый народнохозяйственный комплекс обеспечивал экономическую интеграцию республик. Однако по мере нарастания экономических трудностей хозяйственные  связи начали разрываться, республики проявляли тенденции к самоизоляции, а центр оказался не готов к  подобному развитию событий;
 — советская  политическая система базировалась  на жесткой централизации власти, реальным носителем которой было  не столько государство, сколько  Коммунистическая партия. Кризис  КПСС, утрата ею руководящей роли, ее распад с неизбежностью  вели к распаду страны;
— единство и целостность  Союза в значительной степени  обеспечивалась его идеологическим единством. Кризис коммунистической системы  ценностей создал духовный вакуум, который был заполнен националистическими  идеями;
— политический, экономический, идеологический кризис, который переживал  СССР в последние годы своего существования, привел к ослаблению центра и усилению республик, их политических элит. Национальные элиты были по экономическим, политическим, личным мотивам заинтересованы не столько  в сохранении СССР, сколько в его  распаде. «Парад суверенитетов» 1990 г. ясно показал настроения и намерения национальных партийно-государственных элит.
Значение распада  СССР. Значение столь масштабных событий  определяется временем. С момента  распада СССР прошло всего 10 лет, историки и политики, граждане государств, возникших  на месте СССР, находятся во власти эмоций и еще не готовы к взвешенным, обоснованным выводам. Отметим поэтому очевидное: распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств; коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе и во всем мире; разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах — наследниках СССР; возникли серьезные проблемы, связанные с судьбой русских, оставшихся за пределам^ России, национальных меньшинств в целом.
Становление новой  российской государственности. Процесс  становления новой российской государственности  начался принятием Верховным  Советом РСФСР Декларации о суверенитете России (1990) и выборами первого российского  президента (12 июня 1991). С распадом СССР (декабрь 1991) статус Российской Федерации  как независимого суверенного государства  стал юридической и фактической  реальностью. Период становления российской государственности завершился 12 декабря 1993 г., когда на всенародном референдуме  была принята Конституция Российской Федерации и окончательно демонтирована  советская политическая система. Рождение современного Российского государства  было драматическим, крайне болезненным  и сложным процессом. 

Социально-экономическое  и политическое развитие России в 1990-е гг.: достижения и проблемы.
  Россия в 1992—1993гг.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.