На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Активизация усвоения подростками темы «Музыкальный образ» на уроках музыки

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОУ ВПО  ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Л. Н. Толстого 
 
 
 
 
 
 

Кафедра молодёжной политики 

Курсовая  работа
на  тему: 

«Активизация усвоения подростками темы «Музыкальный образ» на уроках музыки» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:
студентка 3 курса
факультета  ИСиГН
группы  К
                    специальности Художественное образование
                    профиль Музыкальное  искусство 
             
             
             
             
             
             
             

Тула, 2011 г. 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические исследования проблемы усвоения
подростками темы «Музыкальный образ» на уроках музыки
1.1.Изучение основных  понятий темы «Музыкальный образ», «Активизация»…………………………………………………………….......5
1.2.Уроки  музыки в общеобразовательной  школе………………………….11
1.3.Психолого-педагогические особенности изучения подростками
темы  «Музыкальный образ»……………………………………………….....17
Глава 2. Эксперетментальное освоение подростками  темы
«музыкальный  образ» на уроках музыки
2.1. Определение  первоначального уровня усвоения  темы
«Музыкальный  образ»………………………………………………………..22
2.2. Активное  освоение подростками темы  «Музыкальный образ» на уроках музыки…………………………………………………………...……26
Заключение…………………………………………………………………….31
Литература…………………………………………………………………….32
Приложение…………………………………………………………………...34 

 

Введение
     Предмет "Музыка" в общеобразовательной школе одной из своих целей имеет воспитание слушателя, способного воспринимать музыку, проникать в ее содержание.
     Музыка  как живое искусство рождается  и живет в результате единения всех видов деятельности. Общение  между ними происходит через музыкальные образы. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении. Слушание музыкального образа, - т.е. жизненного содержания, воплощенного в музыкальных звуках, обусловливает все остальные грани музыкального восприятия.
     Другими словами музыкальный образ –  это воплощенный в музыке образ (чувства, переживания, мысли, размышления, действие одного или нескольких людей; какое – либо проявление природы, событие из жизни человека, народа, человечества...и т.д.)
      Природа фантазирования под музыку, по-видимому, коренится в противоречии между естественным стремлением человека услышать в музыке ее жизненное содержание и неумением этого делать. Поэтому развитие восприятия музыкального образа должно опираться  на все более полное раскрытие жизненного содержания музыки в единстве с активизацией ассоциативного мышления учащихся. Чем шире, многограннее на уроке будет выявляться связь музыки с жизнью, тем глубже будут проникать учащиеся в авторский замысле, тем больше становится вероятность возникновения у них прав омерных личностных жизненных ассоциаций. В результате процесс взаимодействия авторского замысла и слушательского восприятия будет более полнокровным, действенным.
          С музыкой надо жить, а не изучать ее. Звучащая, музыцирующая среда сама начинает воспитывать и обучать. И человек в конце концов не сможет согласиться с тем, что он «музыкальный».
    Как известно, в сравнении с другими видами искусств музыка в наибольшей степени воздействует на эмоциональную сферу человека и во многом может содействовать его интеллектуальному развитию, поскольку слушая, воспринимая, исполняя музыкальное произведение человек в тоже время учится мыслить, сравнивает музыкальные явления, обобщает их, что в целом стимулирует художественное и творческое начало, внутренний духовный подъем.
    Музыка  и различные виды музыкальной  деятельности обладают специфическими возможностями и воздействия  на формирование личности человека. В силу того, что музыка воспринимается эмоционально, я считаю, что она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка.
    Актуальность  данной проблемы определяет выбор темы курсовой работы : « Активизация  усвоения подростками темы музыкальный образ на уроках музыки»
    Цель  работы – исследовать активизацию усвоения подростками темы «Музыкальный образ» на уроках музыки.
    Объект  исследования: формирование общеучебных  умений у учащихся на уроках музыки.
    Предмет исследования: комплекс упражнений направленный на активизацию усвоения подростками темы «Музыкальный образ»
    Основными задачами, поставленными перед работой, являются следующие:
    1. Рассмотреть задачи и принципы  музыкального образования детей;
    2. Проследить влияние процесса  слушания музыки восприятия «музыкального образа» на становление нравственно-эстетической стороны личности подростка;
    3. Проанализировать особенности активизации  усвоения  темы «Музыкальный образ»  на занятиях музыки 
 

 

Глава 1. Теоретические исследования проблемы усвоения подростками темы «Музыкальный образ» на уроках музыки.
1.1.Изучение основных  понятий темы «Музыкальный образ», «Активизация». 

     Музыка  как живое искусство рождается  и живет в результате единения всех видов деятельности. Общение  между ними происходит через музыкальные образы, т.к. вне образов музыка (как вид искусства) не существует. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении.
       Слушание музыкального образа, - т.е. жизненного содержания, воплощенного  в музыкальных звуках, обусловливает  все остальные грани музыкального  восприятия.
       Восприятие - субъективный образ  предмета, явления или процесса  непосредственно воздействующего  на анализатор или систему анализаторов.
       Иногда термином восприятия обозначается  также система действий, направленных  на ознакомление с предметом,  воздействующим на органы чувств, т.е. чувственно-исследовательская  деятельность наблюдения. Как образ  восприятие есть непосредственное отражение предмета в совокупности его свойств, в объективной целостности. Это отличает восприятие от ощущения, которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов и явлений воздействующих на анализаторы.
       Образ - субъективный феномен,  возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной, мыслительной  деятельности, представляющий собой  целостное интегральное отражение  действительности, в котором одновременно  представлены основные категории (пространство, движение, цвет, форма, фактура и т. д.). В информационном отношении образ представляет собой необычно емкую форму репрезентации окружающей действительности.
       Образное мышление - один из основных  видов мышления, выделяемый наряду с наглядно-действенным и словесно-логическим мышлением. Образы-представления выступают, как важный продукт образного мышления и как одно его функционирования.
       Образное мышление носит как  непроизвольный, так и произвольный  характер. Приемом 1-го являются сновидения, грезы. «-2-ое широко представлено в творческой деятельности человека.
       Функции образного мышления связаны  с представлением ситуаций и  изменений в них, которые человек  хочет вызвать в результате  своей деятельности, преобразующий  ситуацию, с конкретизацией общих положений.
       С помощью образного мышления  более полно воссоздается все  многообразие различных фактических  характеристик предмета. В образе  может быть зафиксировано одновременное  видение предмета с несколькими  точек зрения. Очень важная особенность образного мышления - установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств.
       В образном мышлении используются  различные приемы. К их числу  относятся: увеличение или уменьшение  объекта или его частей, аглютинации  (создание новых представлений путем присоединения в образном плане частей или свойств одного объекта и др.), включение имеющихся образов в новый конспект, обобщение.
       Образное мышление является не  только генетически ранним этапом  в развитии по отношению к словесно-логическому мышлению, но и составляет у взрослого человека самостоятельный вид мышления, получая особое развитие в техническом и художественном творчестве.
       Индивидуальные различия в образном  мышлении связаны с доминирующим  типом представлений и степенью развития приемов представления ситуаций и их преобразований.
       В психологии образное мышление  иногда описывается в качестве  специальной функции - воображения. 
       Воображение - психологический процесс,  заключающийся в создании новых  образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение присуще только человеку. Воображение необходимо в любом виде деятельности человека, тем более при восприятии музыки и «музыкального образа».
       Различают воображение произвольное (активное) т непроизвольное (пассивное), а также воссоздающее и творческое воображение. Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа в соответствии с собственным замыслом.
       Особая форма воображения - мечта.  Это также самостоятельное создание  образов, но мечта есть создание  образа желаемого и более или менее отдаленного, т.е. не дает непосредственно и немедленно объективного продукта.
       Таким образом, активное восприятие музыкального образа предлагает единство двух начал - объективного и субъективного, т.е. того, что заложено в самом художественном произведении, и тех толкований, представлений, ассоциаций, которые рождаются в сознании слушателя в связи с ним. Очевидно, чем шире круг таких субъективных представлений - тем богаче и полнее восприятие.
       На практике, особенно у подростков, не имеющих достаточного опыта общения с музыкой, субъективные представления не всегда адекватны самой музыке. Поэтому так важно научить учащихся-подростков разбираться в том, что объективно содержится в музыке, а что привносится ими самими; что в этом «своем» обусловлено музыкальным произведением, а что произвольно, надумано. Если в замирающем инструментальном заключении «Захода солнца» Э.Грига подростки не только услышат, но и увидят картину захода солнца, то только зрительную ассоциацию следует приветствовать, т.к. она вытекает из самой музыки. Но если Третьей песне Леля из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова ученик заметил «капельки дождя», то в этом и в подобных случаях важно не просто сказать, что этот ответ неправильный, необоснованно придуманный, но и вместе со всем классом разобраться в том, почему он неправильный, почему необоснованный, подтвердив свои мысли доказательствами, доступными ребятам на данной ступени развития их восприятия.
       Природа фантазирования под музыку, по-видимому, коренится в противоречии между естественным стремлением человека услышать в музыке ее жизненное содержание и неумением этого делать. Поэтому развитие восприятия музыкального образа должно опираться на все более полное раскрытие жизненного содержания музыки в единстве с активизацией ассоциативного мышления подростков. Чем шире, многограннее на уроке будет выявляться связь музыки с жизнью, тем глубже будут проникать учащиеся в авторский замысле, тем больше становится вероятность возникновения у них правомерных личностных жизненных ассоциаций. В результате процесс взаимодействия авторского замысла и слушательского восприятия будет более полнокровным, действенным.
     Образ - субъективный феномен, возникающий  в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной, мыслительной деятельности, представляющий собой целостное интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные категории (пространство, движение, цвет, форма, фактура и т. д.). В информационном отношении образ представляет собой необычно емкую форму репрезентации окружающей действительности.
          Образное мышление - один из основных видов мышления, выделяемый наряду с наглядно-действенным и  словесно-логическим мышлением. Образы-представления  выступают, как важный продукт образного мышления и как одно его функционирования1.
В основе развития музыкального восприятия лежит  выразительное исполнение музыкального произведения и умелое использование  педагогом разнообразных методов  и приемов, помогающих понять содержание музыкального образа. Сила воздействия музыки зависит от личности подростка, от его подготовленности к восприятию.
     Музыкальное восприятие — сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный  глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные  ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них. Одновременно это и процесс познания, переживания и оценки музыкального произведения, его художественного образа, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Адекватные мысли и чувства, понимание идеи произведения возникают у слушателя благодаря активизации его музыкального мышления, которое зависит от уровня общего и музыкального развития.
     Отношение учащихся к учению преподавателя  обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.
     В структуре активности выделяются следующие  компоненты:
     готовность  выполнять учебные задания;
     стремление  к самостоятельной деятельности;
     сознательность  выполнения заданий;
     систематичность обучения;
  стремление повысить свой личный уровень и другие.
Повышение активности детей в процессе учебной  деятельности называется в психолого-педагогическоё теории активизацией деятельности [8, 6].
 

1.2.Уроки музыки в общеобразовательной школе
     Первое  ознакомление с музыкой предусматривает  целостное восприятие, осмысление ее общего настроения. Поэтому важно  выразительно исполнить произведение в целом, дать краткую характеристику содержания, отметить наиболее яркие  его особенности. Правильно организованное слушание музыки, разнообразные приемы активизации восприятия (например, через движение, игру на простейших музыкальных инструментах, а также вокализацию тем) способствует развитию интересов и вкусов детей, формированию их музыкальных потребностей.
     При повторном прослушивании внимание детей (особенно старшего возраста) привлекается не только к художественному воплощению общего замысла, но и к отдельным  средствам музыкальной выразительности. На каждом занятии ставятся новые  задания, активизирующие детское восприятие. Показателем развития музыкального восприятия может служить отношение ребенка к той или иной музыке. Педагог отмечает любимые детьми произведения, желание их слушать. Музыковеды утверждают, что слушание музыки, направленное на восприятие ее характера, образов, требует напряженной работы сердца, ума и особого творчества.
     На  необходимость развития разных сторон восприятия музыки неоднократно обращали внимание музыковеды-практики, непосредственно  работавшие с детьми. Так, Б.Л. Яворский отмечал, что в основе восприятия музыки лежит умение мыслить, воспринимать музыку как «членораздельную речь»2. Важным условием развития умения мыслить, по его убеждению, является непосредственное эмоциональное восприятие. Лишь после него можно переходить к детальному разбору произведений. Поэтому он рекомендовал стимулировать у детей творческий подход к освоению музыкальных форм, способов их построения, средств выразительности.
     Б.В. Асафьев резко выступал против трактовки  восприятия как «созерцательного акта». В связи с этим он сформулировал главную задачу педагога: «Уметь возбуждать и дисциплинировать внимание, направляя его на то, что служит одним из основных импульсов музыкального движения: на диалектически развивающийся ход его в сложных формах и на более простые контрастные сопоставления и периодические чередования в формах несложных... воспитать дремлющий инстинкт формы»3. В этом плане Б.В. Асафьев предлагал ряд теперь уже общепризнанных педагогических приемов: ознакомление путем «живого» исполнения (а не теоретического анализа) с понятиями «о тождестве и контрасте, о повторяемости или возвращаемости подобного». Через них — «внедрение в сознание» основных музыкальных форм. При этом он рекомендовал использовать терминологию, доступную и понятную ребенку.
     Современный музыковед М.П. Тараканов также считает, что в первую очередь важно привить старшим детям элементарные навыки восприятия музыкальных структур, так как для слушателя, лишенного чувства восприятия формы, не ощущающего ее в данном сочинении, музыка «не оканчивается, а прекращается», анализ музыкальных произведений углубляет их эмоциональное восприятие. Вместе с тем Б.М. Теплов писал, что одна из труднейших педагогических задач при развитии восприятия музыки заключается в сохранении эмоционального отношения при все возрастающей сознательности.
     Развивая  эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы подростка, мы формируем основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом. Подросткоый школьный возраст чрезвычайно  важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием эмоциональной отзывчивости и на жизненные впечатления, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
     Для закрепления образов восприятия можно использовать дидактические игры, задачи которых связаны с различением и воспроизведением средств музыкальной выразительности: высоты звуков, ритма, тембра, динамики. Обучение проходит в игровых увлекательных ситуациях. Например, в игре «Эхо» или «Догадайся, кто поет» ребята на слух определяют тембр голоса поющего: «Коля, ты сейчас в лесу, / Слышишь, я тебя зову? / Быстро, Коля, отвечай, / Кто позвал тебя, узнай. / Ау!» или «Эту песенку свою / Я тебе, дружок, спою. / Ты глаза не открывай, / Кто я — ну-ка, угадай!» и т.д.
     Продолжая работу по формированию у детей культуры слушания, педагог добивается эмоционального сопереживания, одновременно развивает  слуховую наблюдательность ребенка, эстетическое восприятие, предлагает высказываться, дать эстетическую оценку произведению искусства (музыкального, изобразительного, словесного, поэтического, народной, классической и авторской музыки).
     Подготовка  к восприятию музыки, может осуществляться в разных формах. Более подробно остановимся на подготовке восприятия музыкального образа образом другого искусства.
           Наиболее отчетливо  тенденция образной подготовки к  восприятию музыки проявляется тогда, когда эта подготовка опирается  на образ другого искусства. Такие  параллели, как рассказ К.Паустовского «Старый повар» и вторая часть симфонии «Юпитер» В.Моцарта, картина В.Васнецова «Богатыри» и «Богатырская симфония» А.Бородина, картина Перова «Тройка» и романс Мусоргского «Сиротка».
           Подготовка восприятия музыкального образа образом другого  искусства имеет ряд неоспоримых преимуществ: настраивает подростков на живое, образное восприятие музыки, формирует художественные ассоциации, очень важное при восприятии любого искусства, в том числе и музыки. Подготовка восприятия музыкального образа образом другого искусства не должна носить характера программы последующего восприятия музыки. Рассказ, прочитанный перед  слушанием музыки, не пересказывает ее, точно также и музыка, звучащая после рассказа, не следует за перепитиями рассказа. Картина, показанная перед  слушанием музыки, не рисует музыку, точно также и музыка, звучащая после просмотра картины не изображает картинку. Вспомните гениальную «Троицу» А. Рублева. По трем сторонам престола с жертвенной трапезой сидят трое. Четвертая сторона престола пуста, она обращена к нам. «...И к сотворившему мне войду и вечерять с ним буду, а он со мною». Таковой же должна быть и природа вхождения подростка  в музыку в общеобразовательной школе: от интонации слова («Вначале было слово») в интонац строй музыки, в ее средцевину, в главный образ. И там, внутри ее, стараться раскрыть свою душу. Не профессиональное, музыковедческое изучение, не разложение музыкального произведения по полочкам на термины, строчки названия, а целостное его восприятие. Постижение музыки и осознание того, как же ты, именно ты, сможешь решить вечные проблемы человеческого бытия: добра и зла, любви и предательства. Потому что она обращена к тебе, и для тебя в ней оставлено место. «И к сотворившему мне войду».
     Достаточно серьезным культурным пробелам подростков 6 - 9 классов является отсутствие основ музыкально-исторического мышления. У старшеклассников не всегда складывается достаточно четкое представление об исторической последовательности рождения тех или иных музыкальных шедевров, отсутствует нередко чувство историзма в составлении родственных явлений в музыке, литературе, живописи, хотя современная программа позволяет учителю более глубоко, нежели в других гуманитарных дисциплинах, осуществлять межпредметные связи, показывать внутренне родство музыки и других искусств.
     На  уроках музыки в общеобразовательной  школе чаще всего практикуется активное любительское познание, когда основной задачей становится определение  «настроения» музыки, ее характера, наряду со скромной попыткой осознать выразительные средства. Как показывает практика, трафаретные высказывания о «настроении» музыки скоро надоедают школьникам, и зачастую они употребляют стандартные характеристики, даже не вслушиваясь в произведение.
      Главное же, что все указанные виды познания не способны непосредственно влиять на личность старшеклассника ни в эстетическом, ни в нравственном отношении. В само деле, о каком целенаправленном воспитывающем воздействии музыки можно говорить в том случае, когда на первый план выходит осознание формы произведения или характеристика ее настроения?
      При художественном познании музыки задача подростка (слушателя или исполнителя) заключается в другом: в познании тех эмоций и сочувствующих им мыслей, которые возникают у него самого в процессе общения с музыкой. Иначе говоря - в познании личностного смысла произведения.
      Такой подход к музыке активизирует деятельность старшеклассников и закрепляет ценностно-значительный мотив этой деятельности.
      Процесс восприятия музыкального образа способствует не только связь с другими видами искусства, но и живое поэтическое слово учителя.
      «Слово  никогда не может до конца объяснить  всю глубину музыки, - писал В.А.Сухомлинский, - но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сфере познания чувств»4.
      Не  всякое слово помогает слушателю. Одно из важнейших требований к вступительному слову можно сформулировать так: помогает художественное слово - яркое, эмоциональное, образное.
      Очень важно учителю найти верную интонацию  для каждой конкретной беседы. Нельзя с одиниковой интонацией говорить о героике Л.Бетховена и лирике П.Чайковского о танцевальной стихии музыки А.Хачатуряна и жизнерадостной маршевости И.Дунаевского. В создании определенного настроения имеют выразительная мимка, жесты, даже поза учителя. Таким образом, вступительное слово учителя должно быть именно вступительным словом, подводящим к главному восприятию музыки.
    Специфика урока музыки заключается, прежде всего, в коллективной работе всего класса. Не получится целостного представления  о прослушанном музыкальном произведении, стройного хорового ансамбля, выразительной игры на инструментах, если в классе есть хоть один ученик, эмоционально незаинтересованный происходящим на уроке, если класс не обладает достаточным запасом знаний, умений, навыков.
    Безотказным средством для поддержания интереса к учебной деятельности на уроках музыки является игра. Есть и другие методы стимулирования активизации усвоения темы «музыкальный образ»:
 

      Психолого-педагогические особенности изучения подростками  темы «Музыкальный образ»
    Каждое  новое произведение приводит нас  к тому, что МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ – это воплощённая  в музыке  жизнь,  хотя  бы  небольшая  её  частица; чувство, переживание, мысль, размышление, действие  человека, или нескольких людей, какое – либо проявление природы; какое – либо событие  из жизни человека., народа, всего человечества..
    Музыкальный образ – это всегда преломлённое через сознание  художника отражение  жизни.
      После    слушания музыки  подростками на уроке музыки, ставятся задачи осмысления прослушанного,  и конкретно составление музыкального образа, прослушанного произведения
    Задача:1 написать музыкальную  характеристику;
    2 какой воплощён образ в данном  музыкально произведении;
    3 подобрать наиболее подходящее  по образу описание (работа по  группам)
    Музыкальный  образ  всегда представляет собой единство жизненного содержания  и художественной формы, в  которой  это  содержание воплощено. 
    Восприятие  музыкального образа подростками должно быть педагогически организовано. При  этом важнейшим ориентиром для учителя является эмоционально - образная сфера музыки, с учетом своеобразия которой он должен строить вне звенья своей работы по развитию у подростков адекватного, тонкого и глубокого восприятия музыки.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.