На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Лидерство в малых группах

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 28.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ВВЕДЕНИЕ

     Многие  люди нуждаются в том, чтобы их кто-то возглавил. Ослепленные жадностью и эгоизмом, они в каждом ищут соперника. Они мечтают о предводителе, который срубит высокие деревья, чтобы солнце дошло и до них. Они уверены, что ни одно дерево не должно быть выше куста, чтобы всем доставалось света поровну. Они скорее согласятся следовать за огнем, пожирающим все на своем пути, нежели зажгут свечу сами.

Лидер – это не тот, кто впереди на лихом коне, это тот, кто направит каждого в нужную сторону и сумет вовремя остановиться сам.

     Лидерство имманентно природе человека, присуще  всем человеческим общностям и является древнейшей формой организации жизни  людей, действенным средством решения  насущных вопросов.

     Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые  ее участники начинают играть более  активную роль, чем другие, и в  итоге приобретают доминирующее положение.

     Вся жизнь человека протекает в социальном контексте, он живет и действует  в составе разнообразных групп  и, следовательно, всю жизнь испытывает влияние всевозможных неформальных и формальных лидеров; ими могут  быть люди, обладающие разными личностными  качествами и общественным положением; старший в семье, учитель, тренер, главарь преступной группы и т.д.

     Заметно усилившийся в наши дни коллективный характер человеческой деятельности определил  важность решения актуальной проблемы повышения эффективности организации  и управления людьми. Проблема лидерства и руководства сложна и многогранна, и уделять ей как можно больше внимания необходимо, так как факт зависимости эффективности деятельности группы от свойств личности лидера и ее подготовленности установлен самой жизнью. Именно поэтому в настоящее время интерес к социальной психологии управления огромен. Большое количество исследователей, таких как Ю.Н. Емельянов, А.В. Петровский, К. Левин, Б.Д. Парыгин, А.Л. Свеницкий, Н.С. Жеребова, Т.М. Андреева и многие другие посвятили свои труды проблеме лидерства. В их исследованиях достаточно глубоко и подробно описаны теоретические аспекты социально-психологического анализа процессов формирования и развития малых групп.

 


    Понятие «лидерство». Признаки лидерства.

     Феномен лидерства привлекает внимание исследователей, прежде всего, исключительной практической значимостью проблемы с точки зрения повышения эффективности управления в различных сферах общественной жизни. Лидерство в малой группе — это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов. Лидерство основано на личных качествах лидера и социально-психологических отношениях, складывающихся в группе. Поэтому лидерство как явление, основанное на социально-психологических механизмах, следует отличать от руководства, в основе которого лежит использование экономических, организационных и командно-административных методов воздействия

     Если  у человека задача организовать свое влияние на партнера или команду - это лидер. Если у человека задача организовать дело, процесс - это руководитель.
     Иногда "лидер" рассматривается как одна из функций или компетенция руководителя, наряду с его функцией организатора и контролера.

     Лидерство- первенство, главенствующее положение  в чем-либо.

     Лидерство - социальные отношения доминирования  и подчинения в группе, организации, обществе, основанные на способности  лидеров принимать решения и  оказывать влияние.
     Лидерство - это обозначение осуществления  власти и влияния внутри группы.
     Б.Д. Парыгин, например, трактует лидерство  как один из процессов организации  и управления малой социальной группой, который способствует достижению групповых  целей в оптимальные сроки  и с оптимальным эффектом. Он считает, что феномен лидерства возникает  в результате одновременного взаимодействия двух факторов: объективного и субъективного.
     С.А. Багрецов определил лидерство как  степень ведущего влияния личности члена группы на группу в целом  в направлении оптимизации решения  общегрупповой задачи.
     Лидер - тот, кто способен вести за собой  других.
     Лидер - авторитетный член группы, организации, общества, выполняющий роль организатора, инициатора группового взаимодействия
     Н.С. Жеребова отмечает, что лидер - это  такой член группы, который выдвигается  в результате взаимодействия ее членов или организует их вокруг себя при  соответствии его норм и ценностных ориентаций с групповыми и способствует организации и управлению этой группой  при достижении групповых целей.
     Иначе интерпретирует данное понятие А.А. Ершов, подразумевая под лидером  члена группы, который обладает необходимыми организаторскими способностями, занимает центральное положение в структуре  межличностных отношений и способствует своим примером, организацией и управлением группой достижению групповых целей наилучшим образом.
     С.А. Багрецов определил лидера как члена  группы, за которым все остальные  члены признают право принимать  наиболее ответственные рещения, затрагивающие  интерес всей группы и определяющие направленность ее деятельности.
     Во  всех вышеперечисленных определениях акцент делается на том, что лидер  оказывает влияние на других членов группы, ведет их за собой, то есть феномен  лидерства пытаются объяснить через  функцию лидера в группе.
     Основными референтами (признаками) лидерства являются:
    более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач;
    большая информированность о решаемой задаче, членах группы и ситуации в целом, более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы;
    большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;
    большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.
     Лидерство не существует в отрыве от людей. Лидерство подразумевает не только управление системами, объемами продаж, оборудованием и показателями. Лидерство не существует в отрыве от людей. Все прочие вещи являются инструментами и средствами достижения прогресса.
     Быть  лидером — значит управлять собой. Поставьте перед собой цель, достигните ее — и вы сразу же станете лидером для других. Живите собственной жизнью. Не равняйтесь на других. Живите по собственному плану.
     Лидерство неразрывно связано с внутренней мотивацией. У многих из нас лидер ассоциируется с суровым армейским офицером, кричащим громовым голосом: «Вам придется привыкнуть, иначе вылетите вон!» Многие владельцы компаний обращаются со своими сотрудниками точно так же. Это вполне понятно, поскольку структура компаний формировалась на основе военной модели. Она до сих пор действует в некоторых странах и областях промышленности.
     Я глубоко уверен, что данная форма  лидерства быстро устареет и уйдет  в небытие. Командно-контрольный  подход мы заменяем подходом, который  учит и обогащает. Рано или поздно люди начинают сопротивляться и противостоять  внешнему контролю. Когда это происходит, удовлетворение от работы утрачивается и производительность падает.
     Лидер стремится к совершенству, признавая недостатки. Ни вы, ни я не совершенны. Мы хотим достичь своих целей и реализовать свои мечты. Но так случается не всегда. Мы терпим фиаско. В такие моменты быть лидером означает принять тот факт, что все мы — люди.
     В поражении нет ничего предосудительного  — если вы вновь поднимаетесь на ноги.
     Лидерство связано с изменениями. Мир, в котором мы живем, бросает нам тысячи вызовов. Финансовых. Эмоциональных. Физических. Многие приносят боль, страдания и разочарования. Вы можете идти по жизни, проклиная все на свете, жалуясь на судьбу и моля, чтобы все вернулось на свои места. А можете измениться сами.
     Всем  нам свойственны недостатки и  пагубные привычки. Иметь их — не ошибка. Ошибка — не менять их. Лидерство  невозможно без сознательного выбора позитивных перемен:
    Внимательно взгляните на свою жизнь. Так ли вы хотели жить? Довольны ли вы своей судьбой? Достигли ли вы всего, к чему стремились? Какие люди вас окружают?
    К каким ощущениям вы стремитесь? Готовы ли вы внести в свою жизнь что-то новое?
     Подумайте о том, как изменить те аспекты  вашей жизни, которые не приносят результатов. Готовы ли вы к этому?
     Лидер обладает уверенностью. Для сознательного стремления к переменам нужно верить в то, что все в жизни может измениться к лучшему. Однако сегодня мы живем в очень нестабильное время — и так будет продолжаться еще долго. Нам всем не хватает уверенности. Многие страшатся становиться во главе, открыто выражать свои взгляды и идеи, выделяться из толпы. Поэтому работайте над укреплением уверенности в себе.
     Лидер обладает запасом  энергии. Ее источником служат мысли и чувства. Если вы ожидаете положительных перемен или верите в светлое будущее, энергия будет бить в вас ключом. Посмотрите на это следующим образом. Вы приезжаете домой после тяжелой рабочей недели. Вы совершенно вымотаны, и тут вам звонит близкий друг, которого вы не видели несколько лет. Этот звонок в одно мгновение возвращает вас к жизни. Откуда только взялась энергия?
     Помните: энергичность заразительна. Ваше обращение  со своими сотрудниками перекинется  на их обращение с клиентами и  коллегами. Именно так и формируется  дух компании — либо позитивный, либо негативный. Это относится к  отношениям любого рода: родители —  дети, преподаватели — студенты, мужья, жены, народ — политики (поразмыслите над этим).
     Лидер создает положительный  опыт. Мы хотим хорошо к себе относиться. Мы хотим контролировать события своей жизни, чувствовать себя сильными и с трепетом смотреть в будущее. Помните ощущение, которое охватывало вас с приходом новой любви? Или с устройством на новую работу? Вас переполняло счастье, возбуждение и предвкушение чего-то хорошего. Эти ощущения были непродолжительными, но классными.
     Делайте то, что побуждает вас делать еще  больше. В конце концов, вы можете решить скучать — а можете решить жить.
     Лидерство — это создание результатов. Люди много говорят о том, что они хотели бы сделать.
     Видение будущего имеет исключительно важное значение. Но его недостаточно. Истинный лидер умеет превратить видение  в практические результаты: погашение  долгов, создание новых рабочих мест и улучшение жизни сотрудников, основание нового бизнеса, путешествие, которое так долго откладывалось, занятие тем, что вы всегда хотели делать. Достигайте своих целей так, чтобы от этого могли выиграть не только вы, но и другие. Занимайтесь  этим с уважением и увлечением. С любовью. Удовлетворение приходит, когда реализуются и ваши потребности, и ваши ценности. Иначе в вашей  душе все равно будет пустота.
     Лидер борется со страхом  и укрепляет надежду. Во времена перемен никто из нас не уверен в своем будущем. А с неуверенностью приходит страх — страх лишиться работы, экономической стабильности, корпоративных и социальных льгот, статуса, дружбы и прочих аспектов жизни, которые мы так ценим. Этот страх ослабляет мотивацию, уменьшает доверие и повышает сопротивление.
     Если  вам нужно помочь людям адаптироваться к переменам и преодолеть трудности, отыщите способ укрепить их надежду. Вдохновите их и покажите, что они  важны для вас. Повысьте качество результатов и помогите людям  обрести уверенность в себе. То, как вы внедряете перемены, не менее  важно, чем получаемые результаты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Функции лидера, типы  лидеров.  

     Основные  функции лидера – организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах, выработка и поддержание групповых норм, внешнее представительство группы в взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственности за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.
     Как отмечает Ю.Н. Емельянов, специфика функций лидера обусловлена особенностями группы, которой он руководит: в демократичных группах решающее значение имеют совершенно иные функции, нежели в "авторитарных". Эти функции качественно различны.
    Лидер как администратор
     В круг его ответственности неизменно  входит функция наблюдения за исполнением. Сущность административной функции  заключается в предписании работы другим членам группы.
    Лидер как планировщик
     Эта функция включает в себя как определение  непосредственных шагов, так и разработку долгосрочных планов деятельности.
    Лидер как политик
     Установление  целей и основной линии поведения  группы. Групповые цели и методы их достижения имеют три источника: указания сверху, получаемые группой от руководителя в соответствии с субординацией; указание снизу, т.е. решение самой группы; указания самого лидера.
    Лидер как представитель группы во внешней среде.
     Лидер является официальным лицом группы, выступающим во внешней среде  от имени всех. Лидер отождествляет  собой всех членов группы, их коллективный разум, волю и т.д.
    Лидер как источник поощрений и наказаний
     Эту функцию лидер применяет для  контроля за деятельностью участников группы.
    Лидер как пример
     Лидер может служить моделью поведения  для остальных членов группы, т.е. обеспечивает их наглядным указанием  того, кем они должны быть и что  они должны делать.
    Лидер как символ группы
     Группы  с высокой степенью сплоченности стремятся не только к внутренним, но и внешним отличиям от остальных  индивидуумов. Лидеры таких групп  начинают выполнять функцию символов: их имена присваивают всему движению.
    Лидер как проводник мировоззрения.
     Лидер служит источником ценностей и норм, составляющих групповое мировоззрение. Он отражает идеологию того общества, к которому принадлежит группа.
    Лидер как фактор, отменяющий индивидуальную ответственность.
     Лидер играет важную роль для членов группы в освобождении их от ответственности  за личные решения и действия, которой  они хотели бы избежать. Таким образом  в ответ на преданность последователя  лидер берет на себя труд принимать  за него решения.
    Лидер как ''отец".
     Многочисленные  функции лидера получают интеграцию во всеобъемлющей роли "отца'' для  членов группы. Истинный лидер - это  фокус всех положительных эмоций членов группы, идеальный объект идентификации  и чувства преданности.
     11.Лидер "как козел отпущения".
     Лидер может служить мишенью для  агрессии со стороны членов группы в случае неудачи.
     Две функции лидера: устранение индивидуальной ответственности и символизация отца - предполагают, что в лидеры будет выбран тот, кто способен удовлетворить  такие потребности индивида, как  потребность на кого-то положиться, с кем-то сродниться и т.д.
     Выделяются  два типа лидеров:
     1. функциональный лидер: сосредоточен на поставленной задаче; неустанно борется за достижение группой поставленных целей;
     2. аффективный лидер: всеми любим, сосредоточен на взаимоотношениях между членами группы.
     Как показали исследования, функциональный лидер легче добивается лидирующего  положения в очень благоприятных  или очень неблагоприятных ситуациях, а аффективный лидер - в промежуточных  случаях. Кроме того, если в группе примерно равное соотношение полов, то функциональным лидером чаще всего  является мужчина, а аффективным - женщина.
     Пример - террористические группы в западных странах. Как ни странно, там идеологическую и объединяющую роль чаще всего выполняет  женщина, а организацию действий - мужчина, который благодаря этому  реализует свою склонность к насилию.
     В соответствии с выделением двух основных сфер жизнедеятельности малой группы - деловой, связанной с осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и эмоциональной, связанной с процессом общения и развития психологических отношений между членами группы, - выделяют два основных вида лидерства - лидерство в деловой сфере ( «инструментальное лидерство») и лидерство в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»).
     В зависимости от степени выраженности направленности на ту или иную сферу  жизнедеятельности группы можно  выделить типы лидеров, ориентированных:
     1. на решение групповых задач;
     2. на общение и взаимоотношения в группе;
     3. универсальных лидеров.
3. Личностные качества  лидера, стили лидерства.  

     Атрибуты  лидера – это внутренние, личные качества, являющиеся составными частями эффективного лидерства. Эти атрибуты включают в себя широкий спектр характеристик, таких как система ценностей, характер, мотивы, привычки, характерные черты, сферы компетентности, стиль, поведение и умения.
     Большинство атрибутов лидера можно отнести  к одной из четырех категорий, характеризующих то, каким ты должен быть, что должен знать и что  делать: 1. демонстрировать личный пример; 2. указывать направление; 3. мобилизовывать людей, делая из них соратников; 4. наращивать организационные способности.
     Три категории атрибутов лидера:
    Что лидеры представляют собой как люди: личность и характер, система ценностей, мотивы, способности, специфические черты, приверженность делу, честность, храбрость, воображение.
    Что лидеры знают: компетентность (знание себя, знание людей, теория лидерства, профессиональные знания) и умения (умение работать с людьми, лидерские навыки, профессиональное мастерство).
    Что лидеры делают: привычки, поведение, стиль, демонстрация личного примера.
     Личностные  качества лидера: знание себя/своих  ценностей; видение будущего; готовность рисковать; навыки межличностного общения; трудолюбие; отслеживание прогресса/оценивание результатов; упорство; умение ставить цели; желание достичь успеха; умение знакомиться, общаться с нужными людьми; позитивное отношение; благожелательность; уверенность; умение выполнять обещания; честность и открытость; инициативность и ответственность; способность мотивировать и вдохновлять других; заботливость и сострадательность; умение уважать чужие достижения; внимательность к деталям; умение работать под давлением и др.
     Одни  из вас преуспели в одной конкретной области. Другие сильны во многих областях. Помните: вовсе необязательно во всем быть первым. Если вы обладаете  вышеперечисленными качествами, успех  вам гарантирован.
     Стили лидерства – это совокупность характерных для лидера приемов и способов решения задач управления, то есть это система постоянно применяемых методов руководства.
     Стили лидерства делятся на три основных категории -  авторитарный, демократичный и либеральный.
     1. Авторитарный стиль лидерства подразумевает жесткие способы управления,  всякое пресечение чьей-либо инициативы и обсуждения принимаемых решений. Мнение подчиненных не учитывается, всякие попытки сделать что-либо не так моментально пресекаются. Из известного метода «Кнут и Пряник» используется только кнут. Основа данного стиля лидерства – страх наказания за невыполнение задачи.
     Авторитарному лидеру не важно, насколько его взгляды  разделяются в коллективе, он не принимает предложения подчиненных  и не объясняет им происходящих процессов. Работа персонала строится в соответствии с четко определенными инструкциями.
     2. Демократичный стиль лидерства  заключается в коллегиальности принятия решений, то есть учитывается мнение подчиненных.
     Руководитель  рекламирует свою позицию и идеи, посредством убеждения старается  превратить своих сотрудников в  союзников. Возникающие идеи могут  обсуждаться совместно с подчиненными. Идеи группы принимаются, но при этом руководитель сам контролирует и  направляет работу. Метод «Кнута и  Пряника» используется в полной мере.
     3. Либеральный стиль лидерства – можно сказать, что это семья на работе. Лидер есть, но он устранился от руководства. Подчиненные сами определяют что им делать. Отсутствие похвалы и  наказаний. Никакого сотрудничества между лидером и подчиненными. Позиция лидера - незаметно в стороне от группы. Лидер не дает указаний. Работа складывается из отдельных интересов участников группы.
     Достижение  высоких результатов невозможно без задействования всех этих стилей лидерства. При выборе конкретного  стиля руководства нужно учитывать  по меньшей мере три фактора:
     1.Ситуация  на данный момент -  спокойная, стрессовая, неопределенная.
     2. Тип проблемы. К решению сложных  проблем необходимо привлекать  экспертов, организовывать обсуждения, и здесь необходим демократический  стиль.
     3. Коллектив -  особенности по полу, возрасту, времени существования. Для сплоченного коллектива, заинтересованного в решении задачи, адекватен демократический стиль. В творческих коллективах и при решении творческих задач - либеральный стиль (ситуация типа мозгового штурма и т.д.).
     Настоящий лидер, который хочет быть максимально  эффективным сам и требует  этого от подчиненных, не может позволить  себе пользоваться одним стилем лидерства  постоянно.
     Существует  лишь один максимально эффективный стиль лидерства — адаптивный, то есть ориентированный на реальность, на ситуацию и людей. Лидер, стремящийся к успеху, должен это понимать. Либеральный стиль лидерства хорош при поиске творческого решения, но когда ситуация требует незамедлительной реакции, здесь уже необходимо применять авторитарный стиль лидерства.
     Лидеру  следует научиться пользоваться всеми стилями, методами и формами  влияния, которые наиболее подходят в той или иной ситуации.
     Именно  баланс всех трех стилей лидерства  позволит добиваться максимальных результатов. 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Воспитывать в ребенке лидера или выращивать лидерство в себе – возможно для  каждого. Естественно существует предрасположенность  к лидерству, определенные лидерские  способности, проявленные у одних  и находящиеся в зачаточном состоянии  у других. Можно даже говорить об ограничениях на лидерство, т.е. не каждый может стать лидером, как только этого пожелает. Но рано или поздно каждый способен им быть при определенных усилиях и правильной точке приложения рычага этих усилий.
     Однако  чтобы знать, что делать – необходимо осознавать, что должно получиться в итоге, т.е. видеть цель. Формируя лидерское  направление в своей жизни, нужно  учесть некоторые специфические  черты лидерства.
     И в заключение необходимо отметить, что самым большим упрощением проблемы лидерства и руководства  является представление о необходимости  обязательного совпадения при всех обстоятельствах в одном человеке и лидера, и руководителя. На эту  идею работает предлагаемое иногда деление  на «официальных» и «неофициальных»  лидеров, когда под «официальным»  лидером понимается как раз руководитель. К сожалению, такая идея имеет  некоторое распространение, и подчас проводятся исследования, имеющие целью  выявить, совпадают ли в данной группе лидер и руководитель. При обнаружении  несоответствия дается рекомендация - заменить руководителя и назначить им того человека, который (часто по социометрической методике) оказался лидером. Осуществление подобных рекомендаций зачастую приводит к дезорганизации деятельности группы, поскольку лидер оказывается совершенно негодным для выполнения функций руководителя.
     В реальной жизнедеятельности малых  групп, конечно, наряду с руководителем  могут существовать различные лидеры, выдвигающиеся из членов группы в  каких-то определенных проявлениях: то ли в качестве центров эмоционального притяжения, то ли еще в других. Психологически важно определить специфику сочетания  деятельности руководителя и деятельностей  многочисленных лидеров, так же как  и в его собственной деятельности, сочетание черт руководителя и лидера.
 


     Список  использованной литературы: 

  
    Психология: Словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и  доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
    Психология: Учебник для экономических вузов /Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000. – 672 с.
    Столяренко Л.Д. Основы психологии: Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. -672 с.
    Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ.высш.пед.учеб.заведений: в 3 кн. – 3-е изд. –М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.1. Общие основы психологии. -688 .
    Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и сред-них специальных учебных заведений. – СПб.: Издательство «Союз», 2000. – 576 с.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.