Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Церковь в годы Великой Отечественной войны

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 28.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию РФ
государственное образовательное учреждение
высшего профессионального  образования
Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой 
 

Кафедра истории  Отечества и МПИ 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Церковь в годы Великой Отечественной войны
(1941-1945гг.) 
 

                                               
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ЦЕРКОВЬ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
      Деятельность Церкви на оккупированных территориях………15
      Деятельность Церкви на территории СССР
в военное время………………………………………………………………...24
ГЛАВА II. ОТНОШЕНИЯ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА
2.1. Сталин и Русская Православная Церковь…………………………..30
2.2. «Патриарх всея  Руси» …………………………………………………...32
2.3. На параде Победы………………………………………………………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Актуальность. Советское государство и церковь... История нашего века поставила рядом эти явления. Драматизм государственно-церковных отношений после октября 1917 года, качественно новый характер этих отношений в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., вызывают непреходящий научный, исторический интерес к ним сегодня.
    Современная российская действительность позволяет по-новому осмыслить многие аспекты всей нашей непростой истории, помогает понять драматизм и диалектику общественной практики, отвергнуть многие исторические догмы и стереотипы. В современных условиях происходит становление и формирование нового отношения и к изучению такой сложной проблемы, как государственно-церковные отношения в период советского строя, особенно и в частности в годы Великой Отечественной войны. Этому во многом способствует развернувшийся в настоящее время процесс перестройки в сфере общественного сознания, что находит свое выражение в расширении плюрализма мнений по самым острым вопросам нашего прошлого, в том числе по вопросам отношений Советского государства и Русской Православной Церкви /РПЦ/ в период Великой Отечественной войны. Важность данного исследования определяется, прежде всего, необходимостью всесторонней и критической оценки всего комплекса государственно-церковных отношений в военный период, использования данного опыта для решения новых задач, извлечения из истории уроков, необходимых для осмысления настоящего и предвидения будущего.
    Актуальность  рассматриваемой проблемы, на мой взгляд, заключается в следующем:
    во-первых, в ней критически анализируется  история отношений государства  и церкви, ее патриотической деятельности в один из самых сложных и исторически важных периодов нашего Отечества.
    Период  Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. занял особое место в истории  Отечества и его Вооруженных  Сил, в истории государства, общественных организаций страны, Русской Православной Церкви. В эти годы в результате многогранной деятельности Советского государства, общественных организаций, Русской Православной Церкви по мобилизации сил и средств на борьбу против германского фашизма, патриотического служения Отечеству советского народа, воинов армии и флота, в том числе и верующих - церкви удалось защитить честь и независимость нашего Отечества, разгромить германский фашизм, освободить народы многих стран от фашистского порабощения. 1
    Именно  на данном этапе коренным образом  изменилась сущность отношения Советского государства к Русской Православной Церкви, другим религиозным организациям страны, что имело важное значение для нормализации государственно-церковных отношений, способствовало применению духовного, материального потенциала церкви для достижения победы над врагами Отечества. "В военное время, - отмечалось в докладе главы Российского государства, - громко зазвучал патриотический голос церкви. Она сумела немало сделать для отпора агрессору." Русская Православная Церковь, как и другие религиозные организации страны, внесла важный вклад в дело мобилизации верующих на борьбу с захватчиками, оказала посильную материальную помощь фронту и населению своей международной деятельностью, способствовала оказанию нашему Отечеству моральной и материальной помощи со стороны различных религиозных организаций за рубежом.
    Патриотическое  служение РПЦ в военные годы было продиктовано тем, что "война, которая  ведется ради защиты ближнего, народа, Родины от посягательств на их жизнь, свободу и достоинство, - всегда считалось в Православной Церкви нравственно оправданной", - отмечал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II .
    Вместе  с тем в рассматриваемый период в отношениях государства и церкви проявлялся и сугубо прагматический подход, выразившийся в стремлении Советского государства подчинить церковь своему руководству, установить государственный контроль над всеми сферами жизни и деятельности церкви, что не способствовало развертыванию патриотической деятельности церкви в полном объеме.
    Во-вторых, в условиях прекращения деятельности в армии и на флоте политических партий и политических движений, упразднения военно-политических органов, ликвидации монопольного воздействия на личный состав марксистско-ленинской идеологии важно организовать эффективную воспитательную работу с воинами, органически сопряженную с боевой подготовкой войск.
    В связи с этим актуальным является необходимость обобщения и использования  опыта Русской Православной Церкви в деле воспитания русского воинства. В досоветский период истории Отечества накоплен значительный опыт использования РПЦ в деле воспитания у российских воинов чувства святости воинского долга по защите Родины. В тот период, как справедливо замечает военный исследователь В.С.Новиков, патриотическим воспитанием народа занималась лишь Церковь. Это способствовало поднятию воинского духа и служило своеобразной поддержкой солдат и офицеров на поле боя, помогало одерживать победы.2
    В-третьих, актуальность избранной проблемы усиливается  в связи с недостаточностью ее разработки, отсутствием по ней специальных крупных обобщающих исследований, раскрывающих не только положительный опыт, но и негативные явления и процессы в истории Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны, связанных с влиянием культа личности И.В.Сталина на социально-политические процессы исследуемого периода.
    Историография проблемы. Первыми к рассмотрению проблемы государственно-церковных отношений в указанный период обратились Г.Г. Карпов и В.A. Куроедов, возглавлявшие в разное время Совет по делам РПЦ. В книге Г.Г. Карпова, изданной в расчете на благоприятное общественное мнение в странах Восточной Европы, приукрашено положение РПЦ в СССР, завышено количество зарегистрированных православных приходов.3 В.А. Куроедов, обличая антигуманную сущность фашизма, подвергшего уничтожению исторические и культурные памятники, ни слова не сказал4 о действиях советских властей в годы "безбожной пятилетки", умолчал о насильственном характере воссоединения униатов с РПЦ. Оба автора отмечали лояльность и патриотизм церкви в годы войны, подчеркивали ведущую роль государства в нормализации отношений. Причину успешного взаимодействия власти и церкви в послевоенный период З.А. Куроедов объяснял участием патриарха Алексия в работе международных организаций по защите мира.
    В первой половине 1950-х гг. под руководством В. Д. Бонч-Бруевича началось издание "Научно-атеистической библиотеки". В 1954г. в сборнике "Вопросы истории религии и атеизма" этот видный антирелигиозный деятель писал о религии как о реакционной силе, тормозящей развитие советского общества. По его убеждению, оживление религиозных настроений в годы войны не смогло остановить процесса отхода широких масс от религии.5
    Некоторые исследователи отвергали какое-либо влияние религии на укрепление патриотических чувств населения. "Не советский народ, не массы верующих следовали за церковью и духовенством, а наоборот", - утверждал К.А. Паюсов.6 С этим нельзя согласиться, так как в обществе, особенно среди верующих, не было однозначно положительного отношения к мероприятиям советской власти. Развернув активную патриотическую деятельность, РПЦ дала понять всем гражданам, что война несет гибель их родной земле, детям и близким.
    Взаимосвязь между войной и распространением религиозных настроений убедительно показала Н. И. Кондакова.7 Вместе с тем она подчеркнула использование религиозного фактора немецкими оккупационными властями с целью разжечь религиозную рознь и не допустить объединения населения в борьбе с захватчиками.
    B 1970-е гг. в советской историографии были предприняты попытки дать критический анализ работ о положении религии и церкви в СССР, изданных за рубежом.8 Безусловно, на них отразилась приверженность советских историков установкам о научной несостоятельности и ошибочности немарксистского подхода к изучению истории. Тем не менее, одной из серьёзных работ стала монография Э.И. Лисавцева. Исследователь справедливо отметил, что в годы Великой Отечественной войны православная церковь выступила хранительницей национальных традиций. Патриотическая деятельность священнослужителей в комплексе с другими причинами, порожденными условиями военного времени, способствовала росту влияния церкви в обществе и усиливала проявления религиозности. Характеризуя развитие государственно-церковных отношений в послевоенный период, Э.И. Лисавцев опроверг утверждения зарубежных авторов о "пособничестве" РПЦ "советскому империализму", объяснив активизацию её внешнеполитической жизни восстановлением традиционных исторических связей с единоверческими церквами и епархиями за рубежом.
    В 1980-е гг. появились исследования различной; направленности исторической9, философской10, юридической11, атеистической.12 По мнению М.С. Корзуна, в основе патриотизма церкви лежало не христианское вероучение, а осознание верующими своего гражданского долга. Патриотическую деятельность РПЦ и её участие в защите мира философы Н.С. Гордиенко и П.К. Курочкин обусловили переходом церкви на позиции лояльности государству. По мнению исследователей, церковь, оказывая поддержку советской власти, в военные и послевоенные годы приобрела более стабильное положение в обществе и стала восприниматься верующими как учреждение, "выражающее" интересы народа. Г. В. Воронцов, утверждая о подрыве социальных корней религии и её уничтожении в ходе социалистического строительства, привёл несколько противоречащее его выводам высказывание видного антирелигиозного деятеля Е.М. Ярославского о том, что к 1937г. на селе 2/3, а в городе 1/3 трудящихся продолжали сохранять связь с религией. Это не так уж и мало, если учесть накал антирелигиозной борьбы в 1920-30-е гг. и преобладание сельского населения над городским. Характеристика отношения населения к религии и церкви в предвоенный период во многом проясняет истоки "религиозного возрождения" в годы войны.
    Начавшиеся  во второй половине 1980-х гг. процессы демократизации общественно-политической жизни, подготовка к празднованию 1000-летия Крещения Руси оживили интерес к истории РПЦ. Последовали первые попытки переосмыслить её положение и деятельность в военный и послевоенный периоды.
    Прагматизм  сталинской политики в "религиозном" вопросе впервые был отмечен А.И. Клибановым.13 Решения по восстановлению церковной организации и создание Совета по делам РПЦ он оценил как несомненный шаг на пути нормализации отношений между государством и церковью. Вместе с тем исследователь подчеркнул директивный, а значит временный и условный, характер изменений. Впервые в работе был оценен вклад религиозных объединений в утверждение общечеловеческих норм нравственности, идеалов труда и мира. Возвращение в конце 1940-х гг. к административным и репрессивным методам "диалога" с церковью, по мнению автора, усилило в обществе процессы отчуждения, в том числе религиозного. Совет по делам РПЦ с конца 1940-х гг. был вынужден все более сосредотачиваться на функциях надзора. Несмотря на свои неоднократные попытки и стремление отсрочить новый "антирелигиозный натиск", он не смог предотвратить политику стеснения свободы совести и репрессии.
    Вопросу об отношении И.В. Сталина к религии посвятил отдельную статью Д.А. Волкогонов.14 Он пришел к выводу, что религия, как впрочем, и атеизм имели для вождя лишь функциональное значение.
    В 1989г. В.А. Алексеевым и М.И. Одинцовым была опубликована записка председателя Совета по делам РПЦ Г.Г. Карпова о встрече И. В. Сталина с руководством Московской Патриархии в сентябре 1943г.15 Оба историка придавали важное значение указанной встрече как поворотному моменту в развитии государственно-церковных отношений.
    В работах, отнесенных мной к первому периоду историографии, несмотря на преобладающее негативное отношение авторов к церкви как социальному институту, отмечены конструктивные элементы государственно-церковной политики, обусловленные лояльностью РПЦ и её активной патриотической деятельностью. Ведущая роль в нормализации отношений с религиозными организациями отводилась государству, учрежденному им Совету по делам РПЦ. Исследователи явно недооценивали позицию церковного руководства в первые годы войны, его инициативы по сближению с государством. Патриотизм церкви они связывали лишь с её приспособлением к советской действительности, а также с ростом политической сознательности верующих.
    В современной отечественной историографии  усилился интерес к патриотической деятельности РПЦ. Анализ её представлен в работах В.Н. Якунина, М.В. Шкаровского, А.Н. Кашеварова и др.16 Рассмотрена патриотическая деятельность духовенства и верующих на оккупированной территории, а также в Московской, Ленинградской и других областях. Все это позволило признать проявленную церковным руководством инициативу в сближении с государством и высоко  оценить усилия РПЦ по укреплению авторитета государственной власти в критический для неё момент.
    Цель  исследования. Целью данного исследования является всестороннее изучение Русской Православной Церкви во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
    Из  вышеуказанной цели можно выделить следующие задачи исследования:
    - систематизировать научные данные  по проблеме государственно-церковных  отношений и патриотической деятельности  Русской Православной Церкви  в период Великой Отечественной войны;
    - исследовать деятельность Советского  государства по созданию новой  системы государственно-церковных  отношений в военный период, раскрыть  роль этой системы в достижении  победы над врагом;
    - проанализировать содержание и  эффективность патриотической деятельности Русской Православной Церкви в военные годы;
    - на основе нового подхода к  анализу документов Коммунистической  партии и Советского государства,  Священного Писания, церковных  материалов определить точку  зрения РПЦ на проблему государственно-церковных отношений, важнейшие принципы отношения Советского государства и Коммунистической партии к религии и церкви, показать практическое осуществление этих принципов в довоенный и военный периоды;
    - на основе исследования сделать  научно обоснованные выводы и сформулировать практические рекомендации по использованию накопленного опыта государственно-церковных отношений, патриотической деятельности Русской Православной Церкви военного периода в современных условиях.
    Хронологические рамки. Хронологические рамки исследования ограничиваются 1941-1945 гг., то есть временем продолжения войны.
    Источниковая  база. Все использованные источники целесообразно поделить на несколько групп:
    Официальные правительственные документы;
    Источники личного происхождения.
    Источники первой группы представляют собой правовые нормативные документы, которые исходили от верховной государственной власти и имели высшую юридическую силу в пределах какой-либо территории или всего государства. К первой группе можно отнести документ 27 сентября 1944 г. Когда исчезли сомнения в победе, появилось постановление ЦК ВКП (б) «Об организации научно-просветительской пропаганды»17. Оно было сформулировано очень осторожно, говорило о вреде суеверий, предрассудков, о необходимости борьбы с пережитками прошлого, но совершенно не упоминало о задачах антирелигиозной работы.
    Документы личного происхождения фиксировали  личные впечатления современников, очевидцев и участников общественно  и культурно значимых событий. Это  самые субъективные свидетельства прошлого. Среди этой группы можно выделить документ «Сергий митрополит Московский и Коломенский, патриарший местоблюститель. Послание к пастырям и верующим 22 июня 1941 г»18. В данном источнике патриарх пытается поднять дух защитников Отечества, собраться с силами и дать отпор завоевателям. Он перечисляет прошлые подвиги русского народа и призывает не посрамить честь и историю. Обращение было очень эмоциональным, и вселяла энергию в слушателей.
    Важнейшими  источниками стали интервью с  очевидцами событий Великой Отечественной войны. Каждый из них рассказывал какие-то факты, давал разную личностную оценку тем событиям, но все они помогли нам составить примерную картину отношения к религии в обществе во время войны.
    Методологическая  база. Методологическая база исследования основывается на научных принципах исторического познания - историзме и объективности.
    Применение  принципа историзма позволило уяснить  историческую несостоятельность политики Советского государства, направленную на борьбу с религией и церковью в довоенный период, сущность новой политики государства в отношении религии и церкви в экстремальных исторических условиях Великой Отечественной войны. Принцип историзма позволил уяснить также причину того, почему основы христианского православного мировоззрения, мироощущения выдержали суровую проверку временем, особенно на территории нашего Отечества в суровые 20-40-е годы, а Русская Православная Церковь, выдержав натиск государственного атеизма в СССР, сумела в военные годы развернуть патриотическую деятельность и внесла достойный вклад в общую победу народа над фашистскими захватчиками.
    Применение  принципа объективности позволило  реалистически проанализировать деятельность всех субъектов процесса государственно-церковных  отношений периода Великой Отечественной войны, преодолеть идеологизированный подход при анализе деятельности как Советского государства, так и Русской Православной Церкви.
    Применение  общенаучных методов исследования /исторического, логического и метода классификации/ позволило представить исследуемую проблему как процесс в контексте исторической обстановки рассматриваемого периода и задач, решаемых страной по защите Отечества от немецко-фашистских захватчиков, познать основные тенденции, черты исторического опыта отношений Советского государства и Русской Православной Церкви, ее патриотической деятельности в военный период; классифицировать исторические источники по их направленности, по видам, по происхождению и авторству; проследить степень научной разработки проблемы, осуществить сбор и систематизировать многочисленные архивные документы.
    Среди специальных исторических методов  исследования особое значение применительно  к рассматриваемой теме имели  диахронный метод, или метод периодизации, сравнительно-исторический метод и  метод актуализации. Применение этих методов исторического исследования дало возможность автору сопоставить развитие государственно-церковных отношений в разные периоды советской истории; выявить основные тенденции и черты исторического процесса, связанного с деятельностью государства и церкви; определить связь истории и современности, повторяемость ряда черт этого исторического опыта; добиться современного звучания исследуемой проблемы. Данные методы позволили показать патриотическую деятельность Русской Православной Церкви не только как богоугодное дело, но и как традиционную линию поведения Русского Православия при защите земного Отечества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I. ЦЕРКОВЬ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 
 

      Деятельность  Церкви на оккупированных территориях
 
    Нацистская  церковная политика в оккупированных областях определялась общим отношением нацистов к славянам вообще  к русским в частности. Файерсайд в работе “Крест и свастика” насчитывает до семи взаимно исключающих друг друга подходов. Наиболее важные из них следующие:
    Гитлер считал всех славян низшей расой и рассматривал их как будущих рабов.
    Розенберг стремился привлечь на сторону Германии национальные меньшинства России, отождествляя русский народ с коммунистической идеологией и террором (этот подход предполагал дарование национальным меньшинствам особых привилегий, на что Гитлер не соглашался).
    Верховное командование рассматривало русских как потенциальных союзников в борьбе с большевизмом и было поэтому против высказываний о будущем рассечении России и выступало за создание союзных русских войсковых соединений, что привело к формированию власовской армии и казачьих войсковых соединений.
    Розенберг презирал все русское и славянское до такой степени, что Православие  считал всего лишь “красочным этнографическим  ритуалом”. Поэтому, по его мнению, немецкие администраторы могут относиться к таким обрядам терпимо и даже поощрять их как средство, обеспечивающее повиновение славянского населения”.19
    Предпринимая  нападение на СССР, нацисты рассчитывали активно использовать религию в своих целях. Они уже имели богатый опыт проведения такой политики, как в Германии, так и на захваченных ими территориях в Европе. Методы и практика нацистской церковной политики были перенесены и на религиозные организации в СССР.20
    Самый ранний циркуляр о религиозной политике нацистов на Востоке после начале агрессии относится ко 2 июля 1941 г. Он исходил от шефа РСХА Гейдриха и еще не содержал личных директив Гитлера. Указ был принят в самом начале войны с СССР, и РСХА представлялось необходимым, используя различные методы, закрепиться на занятых территориях. Поэтому внешне он вполне лоялен к Православию, хотя уже в этом документе говорится о необходимости содействия раздроблению Церкви. 16 августа Гейдрих издал новый обширный приказ на основе июльских директив Гитлера. В нем уже категорически запрещалось какое-либо содействие религиозной жизни и говорилось об особо осторожной позиции к Московской Патриархии, вплоть до ареста ее главы - митрополита Сергия (Страгородского). Новый подобный приказ от 15 октября запрещал открытие теологических факультетов и семинарий и подчеркивал необходимость предотвращать оживление церковной жизни. Массовые стихийное возрождение Русской Церкви начало вызывать тревогу у части германского руководства, и постепенно в РСХА приступили к разработке более долгосрочных планов религиозной политики на Востоке, предполагавших «замену Православия “новой религией” в нацистском духе».21
    22-23 сентября 1941г. в Берлине состоялось совещание ведавших церковными делами служащих государственной полиции. В ходе него группенляйтеры Главного управления имперской безопасности (РСХА) зачитали 10 докладов, содержащих указания о направлении дальнейшей деятельности. Среди докладов были следующие: “Мероприятия полиции безопасности по подавлению политических Церквей и сект”, “Служебно-информационные задачи в борьбе против политического католицизма в рейхе”, а также “Проблематика Восточных Церквей и служебно-информационные выводы”. В них говорилось: “В результате наступления германских войск на Балканах и Востоке для нас очень остро стала проблема Православных Церквей… Большая часть членов Православной Церкви находится на территории Советского Союза. С течением времени эта Церковь была инфицирована большевизмом, так что о восстановлении Германией Церквей в завоеванном восточном пространстве не может быть и речи”. В конце доклада были поставлены две задачи: 1. “Поддержка Церквей меньшинства” в ущерб более сильным. В частности, в Хорватии, где “по побуждению Римской Церкви был убит ряд православных священников”, поддержка именно православных. Причем подчеркивалось, что “это происшествие необходимо использовать, чтобы настраивать друг против друга различные группы”; 2. “Внедрение в эти группы достаточной сети агентов, чтобы своевременно получать информацию обо всех политических течениях и не допускать слишком сильного роста влияния этих групп меньшинства”.22
    Церковными  делами в прифронтовой полосе (на практике почти на всех занятых русских  и отчасти украинских территориях) занималась военная администрация  в лице командующих тыловыми областями групп армий “Север”, “Центр” и “Юг”. Они старались не провоцировать лишних конфликтов с гражданским населением, поэтому и деятельности православного духовенства, как правило, открыто не препятствовали. В первые месяцы войны отдельные офицеры и представители военной администрации помогали открытию храмов и иногда даже приказывали это делать. И в конце июля обеспокоенный Гитлер лично издал директивы о категорическом запрете военнослужащим вермахта оказывать какое-либо содействие возрождению церковной жизни на Востоке. Четыре таких указания были дословно воспроизведены в приказе ОКВ от 6 августа 1941г. А еще 3 августа свои указания военным организациям об отношении к религиозному вопросу подготовило Министерство занятых восточных территорий (РМО), правда, широкого распространения в войсках они не получили. Основная линия актов от 3 и 6 августа совпадает, но есть и некоторые различия. В менее жестких указаниях РМО говорится о том, что религиозной деятельности местного населения не следует препятствовать, но отсутствует фраза о том, что ее не следует поощрять. Относительно запрета на участие священников вермахта в местной церковной жизни делалось исключение для немецких колоний и т.д. Указанные циркуляры далеко не сразу стали выполняться войсками, и в сентябре Гитлер дал дополнительные директивы, которые вместе с прежними были изданы 2 октября 1941 г. в виде приказов командующих тыловыми областями групп армий. Постепенно эти указы оказали свое действие, и всякая помощь со стороны германских войск Православной Церкви была прекращена. Не во всем соглашаясь с принятой генеральной линией, РМО и командование вермахта периодически пытались ее смягчить. Первые такие попытки относятся к осени 1942г. Желая документально закрепить свои представления о необходимости сделать некоторые уступки церковным обществам, работники главного отдела политики РМО подготовили обширный проект новых “Указаний военным организациям об отношении к конфессиональным вопросам”, переслав его 24 ноября 1942 г. ОКХ с просьбой опубликовать в виде приказа. Руководству РСХА проект показался слишком “либеральным” и в виде приказа издан не был, хотя представители военной администрации тоже, как правило, были сторонниками смягчения религиозной политики на Востоке, что с осени 1942г. на практике зачастую и делали. Об этом, в частности, свидетельствует проект отчетного доклада от июня 1943г. «о деятельности военной администрации в оперативной области на востоке».23
    В октябре 1941г. в Восточном министерстве началась разработка рассчитанного на большой пропагандистский эффект закона о религиозной свободе на занятой территории СССР. В первой же его статье намечалось торжественно провозгласить полную свободу религиозной веры для всех жителей в противовес советской власти, которая до начала войны преследовала Церковь. В качестве приложения к закону планировалось издать обширные разъяснительные распоряжения рейхскомиссаров. Намеченное сначала на январь, а потом на февраль и май 1942 г. утверждение проектов документов Гитлером не состоялось. Изменения, вносимые в текст закона под влиянием резкой критики руководителя Партийной канцелярии М.Бормана, не помогли. 8 мая фюрер окончательно отверг последний, восемнадцатый проект. Разъяснительные распоряжения рейхскомиссаров Остланда и Украины были сильно сокращены и в виде отдельных указов с санкции Гитлера и Бормана изданы соответственно 19 и 1 июня 1942г. Какие-либо упоминания о свободе веры в них полностью отсутствовали. Свои разъя
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.