На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Практика применения имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц на примере УФНС России по Челябинской области

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 28.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....
7
    1 НАЛОГ НА  ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ………………….................
9
    1.1 Место и  роль налога на доходы физических  лиц в налоговой системе Российской  Федерации…………………………………………
 
9
    1.2 Действующий  механизм исчисления налога на доходы физических лиц…………………………………………………………...
 
16
    1.3 Налоговые  вычеты по налогу на доходы  физических лиц………...
24
    2 ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ  ИМУЩЕСТВЕННОГО ВЫЧЕТА……….
39
    2.1 Практика  применения имущественного вычета  при покупке имущества………………………………………………………………...
 
39
      2.2 Практика  применения имущественного вычета  при продаже имущества.............................................................................................
 
66
    3 АНАЛИЗ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ  ИМУЩЕСТВЕННЫХ ВЫЧЕТОВ ПО ДАННЫМ  УФНС РОССИИ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ…………...
 
70
      3.1 Анализ  предоставления имущественных вычетов  по данным УФНС России по  Челябинской области…………………………….
 
70
      3.2 Судебная  практика по вопросам предоставления  имущественного налогового вычета……………………………………………………
 
76
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…..
86
    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….
89
    ОГЛАВЛЕНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ
   Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является одним из самых собираемых налогов  как в России, так и во многих промышленно-развитых странах. Он формирует  значительную часть федерального, регионального и местного бюджетов.
   Актуальность  темы. Многие российские налогоплательщики знают, что в современных условиях изменчивого законодательства заплатить налоги, соблюдая все правила – это нелегкая задача, но вернуть однажды уплаченное гораздо сложнее.
   Налоговый вычет – это один из видов налоговой  льготы, а именно установленная законодательством  сумма, на которую уменьшается в  целях налогообложения полученный налогоплательщиком доход.
   Проблема  получения имущественных налоговых вычетов по НДФЛ на сегодняшний день актуальна практически для каждого третьего налогоплательщика, подающего налоговую декларацию.
   Предметом работы предоставление имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц.
   Объект  работы – УФНС России по Челябинской области.
   Цель  работы – исследовать практические аспекты применения имущественного налогового вычета по НДФЛ при продаже и покупке имущества.
   Для достижения данной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
    определить место и роль налога на доходы физических лиц в налоговой системе Российской Федерации;
    рассмотреть действующий механизм исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц;
    рассмотреть виды налоговых вычетов по налогу на доходы физтческих лиц;
    рассмотреть практику предоставления имущественного вычета при продаже и при покупке имущества;
    рассмотреть порядок разрешения спорных ситуаций, связанных с применением имущественного вычета;
    рассмотреть судебную практику по вопросам предоставления имущественного вычета;
    проанализировать предоставление имущественных вычетов УФНС России по Челябинской области;
    разработать рекомендации налогоплательщикам по получению имущественных вычетов.
   При написании дипломной работы были использованы законодательные акты, нормативные документы, определяющие порядок предоставления имущественного налогового вычета, периодические издания и учебная литература по данному вопросу, а также данные УФНС России по Челябинской области. 
 
 

 

    НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

    1.1 Место и  роль налога на доходы физических лиц в налоговой системе Российской Федерации

   Налог на доходы физических лиц является прямым, федеральным, регулирующим налогом. Он действует на территории всей страны, взимается государством непосредственно с доходов налогоплательщика по единым ставкам, используется для регулирования доходов нижестоящих бюджетов в виде процентных отчислений по нормативам, утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год.
   Цели  взимания и основные черты НДФЛ в  России во многом схожи с принятыми во многих промышленно развитых странах аналогичными налогами. Его место в налоговой системе определяется следующими факторами:
    НДФЛ является личным налогом, т. е. его объектом является не предполагаемый усредненный доход, а доход, полученный конкретным плательщиком;
    НДФЛ в большей степени отвечает основным принципам налогообложения –  всеобщности, равномерности и эффективности;
    налог относительно регулярно поступает в доходы бюджета, что немаловажно с точки зрения пополнения бюджетных средств;
    основной способ взимания НДФЛ – у источника выплаты дохода – является достаточно простым и эффективным механизмом контроля за своевременностью перечисления средств в бюджет.
   Широкое распространение этого налога во всех странах мировой системы  вызвано рядом факторов, определяющих особую роль НДФЛ с населения в общей системе налогообложения. Важнейшим определяющим моментом является, прежде всего то, что объектом обложения данным налогом служит именно доход, реально полученный налогоплательщиком.
     Преимущество этого налога заключается также в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное население страны.
   НДФЛ – один из важнейших источников государственных доходов. Так, поступления от налога на доходы физических лиц занимают наибольший удельный вес в структуре доходов федерального бюджета США (около 40%), Великобритании (35%), Дании (примерно 50%), в то время как  в России налог на доходы физических лиц в структуре консолидированного бюджета составляет около 26%. Кроме того, налог на доходы физических лиц с граждан имеет приоритетное значение в доходах бюджетов таких экономически развитых стран, как Канада, Германия, Австрия, Япония, Норвегия.
   Во  зарубежных странах НДФЛ взимается по прогрессивной шкале. Диапазон ставок налога широк: от 0 до 56,8% во Франции, от 19 до 53% в Германии, от 10 до 50% в Италии. Предельная ставка налога на доходы физических лиц в Дании в 1996 году составляла 61%. Казалось бы, ставки налога очень высоки, но следует учесть, что во всех странах установлены довольно значительные налогооблагаемые минимумы и представлены льготы по различным основаниям. Во многих странах в результате проведенных реформ произошло резкое сокращение максимальных ставок налога и их количества.
   До 1 января 1999 г. суммы этого налога полностью поступали в бюджеты субъектов РФ, из которых до 90% поступлений от него шло в местные бюджеты. Этот порядок зачисления суммы НДФЛ вполне обоснован, ввиду недостаточности средств в местных бюджетах и на том основании, что в соответствии с Федеральным Законом «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» № 126 – ФЗ от 25.09.1997 к собственным доходам местных бюджетов относится не менее 50% НДФЛ. В 1999 году НДФЛ зачислялся в федеральный бюджет по ставке 3% и в бюджеты субъектов РФ – по ставке 9%. В настоящее время поступление налога на доходы физических лиц в региональный бюджет РФ составляет 70%,  в местный бюджет РФ – 30% [24].
   Как и любой другой налог, НДФЛ является одним из экономических рычагов государства, с помощью которого оно пытается решить различные трудно совместимые задачи обеспечения достаточных денежных поступлений в бюджеты всех уровней, регулирования уровня доходов населения и соответственно структуры личного потребления и сбережений граждан, стимулирования наиболее рационального использования получаемых доходов, помощи наименее защищенным категориям населения.
   По  оперативным данным Федеральной  налоговой службы, в консолидированный  бюджет Российской Федерации в 2009г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога) на сумму 6288,3 млрд.рублей, что на 20,9% меньше, чем за 2008 год. В декабре 2009г. поступления в консолидированный бюджет составили 635,9 млрд.рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 33,4% (таблица 1) [26].
 

      Таблица 1 – Поступление налогов и сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2009 году
Налоги Бюджеты
2009 г.,млрд.руб. в % к 2008 г.
консо-лиди- рован-ный
бюджет
в том числе консо-лиди- рован-ный
бюджет
в том  числе
федера- льный бюджет
консо-лиди- рован-ные
бюджеты
субъектов РФ
феде-раль- ный бюд-жет
консо-лиди- рован-ные
бюджеты
субъектов РФ
Всего 6 288,3 2 502,6 3 785,7 79,1 70,1 86,5
из  них: налог на прибыль  организаций
1 264,4 195,4 1 069,0 50,3 25,7 61,0
НДФЛ 1 665,0 - 1 665,0 100,0 - 100,0
НДС 1 176,6 1 176,6 - 117,9 117,9 -
акцизы  по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации
327,4 81,7 245,7 104,0 65,2 129,7
налоги  на имущество 569,7 - 569,7 115,5 - 115,5
налоги, сборы и регулярные платежи  за пользование  природными ресурсами
1 080,9 1 006,3 74,7 62,0 61,5 71,1
из  них НДПИ 1 053,8 981,5 72,3 61,7 61,2 70,0
 
   Основную  часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2009г. обеспечили поступления налога на доходы физических лиц – 26,5%, налога на прибыль организаций – 20,1%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации – 18,7%, налога на добычу полезных ископаемых – 16,8%. Данные представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Структура поступивших налогов  и сборов и иных платежей в консолидированный  бюджет РФ в 2009 году
   В 2009 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 5543,5 млрд.рублей (88,2% от общей суммы налоговых доходов), региональных – 459,4 млрд.рублей (7,3%), местных налогов и сборов – 111,2 млрд.рублей (1,8%), налогов в виде УСН и ЕНВД – 169,8 млрд.рублей (2,7%).
   В 2009 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации (консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации) поступило 1665,0 млрд. рублей налога на доходы физических лиц, что на 0,03% меньше, чем в 2008 году. В декабре 2009г. поступление налога на доходы физических лиц составило 228,0 млрд.рублей, что в 1,7 раза больше, чем в предыдущем месяце [24].
   Поступления налогов и сборов в областной  и местный бюджеты Челябинской  области представлены в таблице 2, 3, а также изображены на рисунке 2,3.
 

      Таблица 2 – Поступление налогов и сборов в областной бюджет в 2009 году по Челябинской области (млн. руб.)
Период Всего в том  числе
налог на прибыль НДФЛ акци- зы
налоги на имущес-тво НДПИ налоги на сово-купный доход оста-льные нало-ги и сборы
январь 1 865,8 518,7 1 082,4 126,3 62,6 15,0 60,8 0,0
февраль 1 507,3 -115,0 1 329,8 105,9 133,7 10,5 42,3 0,0
март 2 330,3 223,7 1 470,3 97,7 404,8 16,2 117,5 0,1
апрель 3 801,9 293,0 1 454,1 106,2 1 699,8 13,7 234,8 0,3
май 3 035,0 320,6 1 310,8 111,7 1 244,7 11,1 36,1 0,0
июнь 388,5 -1 651,5 1 449,6 123,3 437,6 13,0 16,4 0,1
июль 3 238,4 536,2 1 628,2 137,1 728,4 19,6 188,7 0,2
август 3 079,7 636,2 1 313,2 135,1 950,4 20,4 24,3 0,1
сентябрь 3 126,5 1 238,4 1 507,6 123,7 216,3 25,9 14,5 0,1
октябрь 3 591,5 1 280,9 1 435,2 109,5 550,7 21,1 194,2 0,0
ноябрь 2 718,7 79,8 1 449,7 112,5 1 032,1 22,2 22,4 0,0
декабрь 4 292,8 1 574,5 2 377,2 121,9 175,6 18,5 25,0 0,1
 
      Таблица 3 –  Поступление налогов и сборов в местные бюджеты в 2009 году по Челябинской области (млн.руб)
Период  Всего в том  числе
налог на прибыль НДФЛ налоги на имущество налоги на совокупный доход остальные налоги и сборы
январь 1 130,6 -0,3 710,2 117,2 278,7 24,8
февраль 1 350,8 0,4 892,2 364,7 69,5 24,0
март 1 337,5 -0,7 986,2 175,9 141,4 34,7
апрель 1 692,6 -1,3 980,3 234,7 446,2 32,7
май 1 333,7 -2,2 880,3 366,5 61,9 27,2
июнь 1 268,6 1,0 972,4 232,5 32,1 30,6
июль 1 984,9 -0,7 1 090,3 443,7 407,6 44,0
август 1 178,4 -0,1 879,3 217,2 50,7 31,3
сентябрь 1 386,6 -2,4 1 006,1 307,4 31,0 44,5
октябрь 1 792,0 0,1 962,0 381,7 409,1 39,1
ноябрь 1 388,0 -0,05 975,0 324,9 47,8 40,4
декабрь 1 823,0 0,9 1 618,3 119,7 46,8 37,3
 

Рисунок 2 – Поступление НДФЛ в областной бюджет в 2008 и  2009 году по Челябинской области
   
   Рисунок 3 – Поступление НДФЛ в областной бюджет в 2009 году по Челябинской области 

   На  сегодняшний день существует массовое укрывательство от налогообложения лиц с высокими доходами, в связи с чем в бюджет поступает не более половины от всех положенных сумм налога.
   Вместе с тем, основную долю этого налога обеспечивают в бюджете Российской Федерации поступления от доходов низко обеспеченной части населения, поскольку здесь наиболее низкий процент укрывательства от налогов. С группы беднейших были собраны все 100% налоговых сумм, тогда как с богатых – лишь 17%.
   Таким образом, исходя из изложенного, следует  признать, что НДФЛ занимает достаточно прочное место в налоговой системе Российской Федерации и является средством регулирования доходов бюджетов субъектов РФ и достаточно стабильным источником пополнения государственной казны.
   При этом необходимо отметить, что, учитывая характеристику и особенности указанного налога, изложенные в данной главе, он является универсальным инструментом государства в области проведения налоговой политики. В связи с этим, органами государственной власти предпринимаются реальные поступательные шаги по реформированию и увеличению роли НДФЛ в формировании доходной части российского бюджета.

    1.2 Действующий механизм исчисления налога на доходы физических лиц

   Важнейшим принципом ныне действующей системы  НДФЛ является равенство налогоплательщиков вне зависимости от социальной или иной другой принадлежности. Это означает, что все они равны перед законом, отсутствуют категории налогоплательщиков, которые были бы освобождены от налогообложения по получаемым ими доходам. Ставки налога едины для всех налогоплательщиков, получивших доход определенного уровня. Только лишь размер совокупного дохода, фактически полученного за год, определяет уровень обложения любого налогоплательщика.
   Иными словами, налог должен исчисляться  только с личного дохода граждан и в отличие от действовавшего в Советском Союзе принципа обложения месячных доходов вне зависимости от дохода, российское налоговое законодательство установило обложение совокупного годового дохода. Это положение сохранено и в НК РФ, несмотря на введение единой ставки налога для соответствующих видов доходов. При этом сохранился действовавший ранее принцип возложения на работодателя обязанности взимать и перечислять в бюджет налоги с доходов, выплачиваемых им своим или привлеченным работникам.
   В соответствии со ст. 207 НК РФ налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее 6 месяцев) лечения или обучения. Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ.
   Объектом  налогообложения НДФЛ у налоговых  резидентов выступает доход, полученный ими в налоговом периоде от источников как в России, так и за ее пределами. В отличие от них для налоговых нерезидентов объектом обложения является доход, полученный исключительно из источников, расположенных в Российской Федерации.
   При этом положения НК РФ устанавливают  перечень доходов, подлежащих налогообложению, как полученных на территории Российской Федерации, так и полученных за ее пределами (ст.208 НК РФ).
   Отнесение перечисленных в ст.208 НК РФ доходов  к доходам, полученным от источников в Российской Федерации, либо к доходам от источников за пределами РФ зависит от места нахождения организаций, имущества или источника получения дохода.
   При определении налоговой базы должны учитываться не только все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, но также и доходы в виде материальной выгоды. При этом важно подчеркнуть, что если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или же других органов производятся какие-либо удержания, то такие удержания не могут и не должны уменьшать налоговую базу данного конкретного налогоплательщика [13].
   Основным  видом дохода, включаемого в налоговую  базу, являются доходы, полученные плательщиками налога в российской национальной валюте в различных формах, а также в иностранной валюте. При определении налоговой базы по отдельным видам доходов российское налоговое законодательство установило ряд особенностей.
   Согласно  статье 211 НК РФ, к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится оплата организациями или индивидуальными предпринимателями товаров, работ, услуг или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика. Стоимость этих товаров, работ и услуг исчисляется исходя из их рыночных цен или тарифов, действовавших на день получения такого дохода, указанных сторонами сделки.
   В ст. 212 НК РФ указаны доходы в виде материальной выгоды, которые включаются в налоговую базу. К таким доходам относится материальная выгода, полученная от:
    экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей;
    приобретения товаров (работ, услуг) у взаимозависимых организаций и физических лиц по ценам более низким по сравнению с ценами, по которым обычно реализуются эти товары, работы, услуги (в налоговую базу включается разница в ценах);
    приобретения ценных бумаг по ценам (фактические расходы на приобретение ценных бумаг), которые ниже рыночной стоимости этих ценных бумаг (в налоговую базу включается разница в ценах).
   Выгода  от экономии на процентах включается в налоговую базу в том случае, если процент за пользование заемными средствами меньше ? ставки рефинансирования (по займам, полученным в рублях) или  меньше 9% годовых (по займам, полученным в иностранной валюте). Налогом облагается положительная разница между суммой, исчисленной исходя из ? ставки рефинансирования (по валютным займам – исходя из 9% годовых), и суммой фактически уплаченных процентов. Эта разница включается в налоговую базу в момент уплаты процентов, но не реже одного раза в год.
   При получении налогоплательщиком материальной выгоды при приобретении товаров, работ или услуг у взаимозависимых лиц или организаций налоговая база представляет собой превышение цены идентичных или однородных товаров, работ или услуг, реализуемых этими лицами в обычных условиях над ценами реализации идентичных или однородных товаров, работ или услуг.
   Если  же налогоплательщик получает доход  в виде материальной выгоды от приобретения ценных бумаг, то налоговая база определяется как превышение их рыночной стоимости над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение.
   Виды  доходов, не подлежащих налогообложению, такие например, как государственные  пособия и пенсии, компенсационные выплаты, установленные федеральным законодательством, законодательством субъектов Федерации или решениями органов местного самоуправления, подробно перечислены в ст. 217 НК РФ.
   Основной  налоговой ставкой, которая применяется  к большинству видов доходов, является ставка в размере 13%. Вместе с тем, для отдельных видов доходов действуют две другие ставки налога.
   Налоговая ставка в размере 35% установлена  в отношении следующих видов  доходов:
    стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг в части, превышающей 4000 рублей;
    процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной по рублевым вкладам исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной на 5 %, действующей в течение периода, за которой начислены указанные проценты, а по вкладам в иностранной валюте исходя из 9% годовых.
    суммы экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств в части превышения размеров сумм процентов за пользование заемными (кредитными) средствами в рублях, исходя из ? действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ, над суммой процентов по договору, а за пользование заемными (кредитными) средствами в иностранной валюте – исчисленной исходя из 9% годовых, над суммой процентов, исчисленной по договору.
   Налоговая ставка в размере 30% действует в  отношении всех доходов, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, за исключением доходов, полученных в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15%.
   Налоговая ставка от долевого участия в деятельности организаций, полученных резидентами РФ в виде дивидендов, составляет 9%.
   Налоговая база должна определяться отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
   Определенные  с учетом сумм, не подлежащих налогообложению, совокупные доходы налогоплательщика дополнительно уменьшаются на предусмотренные действующим законодательством вычеты, которые Налоговый кодекс подразделяет на четыре группы: стандартные (ст. 218), социальные (ст. 219), имущественные (ст. 220), профессиональные (ст. 221). Суммы каждой группы вычетов играют для налогоплательщика немаловажную роль в законной минимизации их доходов и уплачиваемых налогов, поэтому законодательство установило определенные порядок и условия их предоставления.
   Если  сумма предусмотренных законом  налоговых вычетов за год окажется больше суммы доходов, подлежащих налогообложению, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13%, то налоговая база должна приниматься равной нулю. При этом на следующий налоговый период эта разница между суммой налоговых вычетов и суммой доходов не может быть перенесена.
   Для доходов, в отношении которых  предусмотрены налоговые ставки в размере 30% и 35%, налоговые вычеты вообще не применяются.
   Государство возложило функции по удержанию  налогов на предприятия, организации и учреждения, а также на индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, и на постоянные представительства иностранных организаций в России. В связи с этим предприятия, организации и лица, выплачивающие любой доход в любой форме, подлежащий налогообложению, обязаны удерживать налоги по установленной шкале, то есть они являются налоговыми агентами. Налогоплательщик не несет ответственности за неправильно удержанный или несвоевременно перечисленный налог. Вся ответственность за это лежит на налоговом агенте. Положенные в соответствии с законом вычеты из совокупного дохода должен осуществлять также налоговый агент. В то же время предоставление при необходимости справок (например, об иждивенцах, об инвалидности и т.д.) – обязанность налогоплательщика.
   Предприятия, учреждения и организации обязаны  перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного с физических лиц  налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на оплату труда, или же не позднее дня перечисления со счетов указанных организаций в банке по поручениям работников причитающихся им сумм. Предприятия, учреждения, организации, выплачивающие суммы на оплату труда из выручки от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, перечисляют исчисленные суммы налога в банки не позднее дня, следующего за днем выплаты денежных средств на оплату труда. При этом налоговый агент обязан вести раздельный учет выплачиваемых налогоплательщикам доходов, облагаемых по раздельным ставкам.
   Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиками от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.
   Налоги  взимаются только путем удержания  из дохода налогоплательщика. Российское налоговое законодательство не допускает уплаты налога за счет средств предприятия, организации, учреждения. При нарушении этого положения к предприятиям, организациям и учреждениям должны применяться соответствующие санкции.
   Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 % суммы выплаты.
   НК  РФ установлены определенные особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц. К ним относятся:
    физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
    нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой.
     Указанные налогоплательщики обязаны самостоятельно исчислить суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет. При этом они должны определить подлежащую уплате в бюджет общую сумму налога с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате им дохода, а также с учетом сумм авансовых платежей по налогу, фактически уже уплаченных ими в соответствующий бюджет. Также они обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом налогоплательщики, являющиеся российскими налоговыми резидентами, в случае получения доходов от источников, расположенных за пределами Российской Федерации, одновременно с налоговой декларацией обязаны представить в налоговый орган справку от источника, выплатившего доходы, о таких доходах с переводом на русский язык.
   Общая сумма налога, подлежащая уплате в  соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией должна быть уплачена по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
   Кроме того, налогоплательщики этой категории  обязаны указать в налоговой декларации суммы предполагаемого дохода от предпринимательской деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода должна быть определена самим налогоплательщиком.
   На  основании суммы предполагаемого  дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного  дохода от указанных видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом предусмотренных налоговых вычетов, налоговым органом производится расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период.
   Авансовые платежи должны быть уплачены этой категорией налогоплательщиков на основании налоговых уведомлений в следующие сроки:
    за январь – июнь – не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
    за июль – сентябрь – не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
    за октябрь – декабрь – не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
     В случае увеличения или уменьшения по сравнению с ранее предполагаемой суммой дохода (более чем на 50%) налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления предпринимательской деятельности на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по не наступившим срокам уплаты. Перерасчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом не позднее пяти дней с момента получения новой налоговой декларации.
   Налогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых  налоговыми агентами не была удержана сумма налога, уплачивают налог равными долями в два платежа: первый – не позднее 30 дней с момента вручения налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, второй – не позднее 30 дней после первого срока уплаты.
   Излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления. Суммы налога, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу.

    1.3 Налоговые  вычеты по налогу на доходы физических лиц

   1.3.1 Стандартные налоговые вычеты
   Налоговый вычет – это денежная сумма, уменьшающая  доход работника при исчислении НДФЛ. Виды и размер налоговых вычетов  определены в статьях 218-221 НК РФ.
   При расчете заработной платы работодатель, удерживая НДФЛ, предоставляет работнику стандартные налоговые вычеты. Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику за каждый месяц налогового периода (календарного года), в течение которого отношения между работником и работодателем определялись трудовым договором. Таким образом, налоговая база по НДФЛ ежемесячно уменьшается на сумму положенного работнику стандартного налогового вычета.
   Стандартный налоговый вычет может предоставить не только работодатель, но и любой  другой налоговый агент, который выплачивает физическому лицу доходы, облагаемые налогом по ставке 13 %. Право выбора такого налогового агента Налоговый кодекс РФ оставляет за налогоплательщиком. Однако получить стандартные налоговые вычеты за один и тот же налоговый период налогоплательщик может только у одного налогового агента.
   Стандартные налоговые вычеты можно разделить  на две группы:
    Необлагаемый минимум дохода.
    Расходы на содержание детей.
   Необлагаемый  минимум дохода состоит из трех видов  налоговых вычетов:
    налоговый вычет в размере 3000 рублей – предоставляется ежемесячно в течение налогового периода;
    налоговый вычет в размере 500 рублей – предоставляется ежемесячно в течение налогового периода;
    налоговый вычет в размере 400 рублей (предоставляется ежемесячно до того месяца, в котором доход работника с начала календарного года превысит 40000 рублей).
   Если  налогоплательщик имеет право более  чем на один из вышеперечисленных  вычетов, то ему предоставляется  максимальный из них.
   Перечень  лиц, имеющих право на стандартный  налоговый вычет, приведен в статье 218 НК РФ.
   Налоговый вычет в размере 3000 рублей предоставляется:
    лицам, получившим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
    лицам, непосредственно участвовавшим в подземных испытаниях ядерного оружия;
    инвалидам Великой Отечественной войны;
    инвалидам из числа военнослужащих, ставшие инвалидами I,II,III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации, и др.
   Налоговый вычет в размере 500 рублей предоставляется:
    Героям Советского Союза, героям РФ, лицам, награжденным орденом Славы трех степеней;
    инвалидам с детства, инвалидам I и II групп;
    рабочим и служащим, получившим профессиональные заболевания, связанные с радиационным воздействиям на работах в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС;
    родителям и супругам военнослужащих и госслужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;
    гражданам, выполнявшим интернациональный долг в Афганистане и других странах, где велись боевые действия.
   Если  работники не имеют права на налоговые  вычеты в размере 3000 руб. и 500 руб., то их доход должен ежемесячно уменьшаться на стандартный налоговый вычет в размере 400 руб.
   Сумма вычета 1000 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется:
    на каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок и которые являются его родителями (при этом в соответствующих случаях вычет предоставляется и супругу родителя ребенка);
      на каждого ребенка у налогоплательщиков, которые являются его опекунами, попечителями или приемными родителями.
   Налоговый вычет на детей действует до месяца, в котором доход налогоплательщиков (облагаемый по ставке 13%), исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысит 280000 рублей. При этом учитывается только тот доход, который налогоплательщик получил от того налогового агента, который представляет данный налоговый вычет. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысит 280000 рублей, налоговый вычет на содержание детей не применяется.
   Указанный налоговый вычет удваивается  и составляет 2000 руб. за каждый месяц налогового периода, если ребенок в возрасте до 18 лет является инвалидом, а также если учащийся очной формы обучения, аспирант, ординатор, студент в возрасте до 24 лет является инвалидом I или II группы. Единственному родителю, опекуну или попечителю, приемному родителю налоговый вычет на содержание детей предоставляется в двойном размере. Предоставление этого налогового вычета одиноким родителям прекращается с месяца, следующего за месяцем их вступления в брак. Также налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета.
   1.3.2 Социальные налоговые вычеты
   В соответствии со ст. 219 НК РФ социальные налоговые вычеты предоставляются:
      В сумме расходов, перечисленных налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд – но не более 25 % от дохода, полученного в налоговом периоде.
      В сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение, а также в сумме, уплаченной за обучение своих детей в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей. При этом у образовательного учреждения должна быть соответствующая лицензия или иной документ, подтверждающий статус учебного заведения. Также налогоплательщик должен предоставить документы, подтверждающие его фактические расходы за обучение. Вычет производится за период обучения лиц в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения. Социальный налоговый вычет не применяется в случае, если оплата расходов на обучение производится за счет средств материнского (семейного) капитала, направляемых для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей.
      В сумме, уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению в медицинских учреждениях РФ, а также за лечение супруга (супруги), родителей и (или) детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях РФ (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством РФ), а также в размере стоимости медикаментов (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утверждаемым Правительством РФ), назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.
      В сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе в пользу вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), и (или) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством).
      В сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
   Социальные  налоговые вычеты, указанные в  пунктах 2 – 5 (за исключением расходов на обучение детей налогоплательщика, указанных в пункте 2), предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 рублей в налоговом периоде.
   С 2010 года налогоплательщик вправе обратиться к своему работодателю за получением социального вычета по договорам  негосударственного пенсионного обеспечения  или добровольного пенсионного  страхования.
   Социальные  налоговые вычеты предоставляются при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода.
   1.3.3 Профессиональные налоговые вычеты
   При исчислении налоговой базы по НДФЛ некоторые категории налогоплательщиков имеют право на профессиональные налоговые вычеты. К таким категориям относятся:
    Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, и другие лица, занимающиеся частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности.
   Вычет предоставляется в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
   Если  налогоплательщики не в состоянии  документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью  в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20%  общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности. Настоящее положение не применяется в отношении физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей;
    Налогоплательщики, получающие доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера – в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением этих работ (оказанием услуг).
    Налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов, в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.
   Расходы, не подтвержденные документально, принимаются к вычету в размерах, указанных в таблице 4.
 

      Таблица 4 –  Нормативы документально неподтвержденных расходов по профессиональным вычетам
   Расходы    Нормативы затрат (в % к сумме начисленного дохода)
Создание  литературных произведений, в том  числе для театра, кино, эстрады и цирка    20
Создание  художественно-графических произведений, фоторабот для печати, произведений архитектуры и дизайна   
   30
Создание  произведений скульптуры, монументально-декоративной живописи, декоративно-прикладного  и оформительского искусства, станковой живописи, театрально - и кинодекорационного искусства и графики, выполненных в различной технике  
   40
Создание  аудиовизуальных произведений (видео-, теле- и кинофильмов)    30
Создание  музыкальных произведений: музыкально-сценических  произведений (опер, балетов, музыкальных комедий), симфонических, хоровых, камерных произведений, произведений для духового оркестра, оригинальной музыки для кино-, теле- и видеофильмов и театральных постановок  
   40
других  музыкальных произведений, в том  числе подготовленных к опубликованию    25
Исполнение  произведений литературы и искусства     20
Создание  научных трудов и разработок    20
Открытия, изобретения и создание промышленных образцов (к сумме дохода, полученного  за первые два года использования)  
   30
 
   Налогоплательщики реализуют право на получение  профессиональных налоговых вычетов  путем подачи письменного заявления  налоговому агенту.
   При отсутствии налогового агента профессиональные налоговые вычеты предоставляются  налогоплательщикам при подаче налоговой декларации по окончании налогового периода. 

   1.3.4 Имущественные  налоговые вычеты
   В целях стимулирования граждан к  улучшению своих жилищных условий  федеральный законодатель закрепил в ст. 220 НК РФ право плательщиков налога на доходы физических лиц на получение имущественного налогового вычета при совершении сделок купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них и определил основания, порядок его предоставления и размеры.
   Налогоплательщики имеют право на получение имущественного налогового вычета двух видов:
    в части сумм, полученных от продажи имущества, в том числе домов, квартир, комнат и долей в указанном имуществе (имущественный вычет при продаже имущества);
    в части сумм, израсходованных на новое строительство, приобретение жилья либо доли в нем (имущественный вычет при покупке жилья).
   Вычеты  предоставляются только по доходам, облагаемым НДФЛ по ставке 13%.
   Имущественный вычет при продаже имущества
   Имущественный налоговый вычет может быть предоставлен в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в вышеуказанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 1 000 000 рублей, а также в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих 250 000 рублей (ранее цифра необлагаемой базы составляла 125 000 рублей).
   При продаже указанного выше имущества, находившегося в собственности 3 года и более, имущественный налоговый  вычет предоставляется в полной сумме, полученной налогоплательщиком при продаже этого имущества.
   Вышеуказанные особенности исчисления размера имущественного налогового вычета при продаже имущества также представлены в таблице 5.
      Таблица 5 – Особенности исчисления размера имущественного налогового вычета при продаже имущества
Вид проданного имущества 
(в том числе доли в  
указанном имуществе)
Жилой дом, квартира    
(включая         
приватизированные жилые  
помещения), дача, садовый 
домик, земельные участки
Иное  имущество
Срок, в течение которого 
имущество принадлежало   
налогоплательщику до     
продажи                
менее 3 лет 3 года и  
более
3 года и 
более
менее 3 лет
Максимальный  размер      
имущественного           
налогового вычета при    
продаже имущества в      
течение одного           
налогового периода     
1 000 000 рублей вне  
зависимости от  
количества      
проданных       
объектов
в сумме, равной    
полученной         
налогоплательщиком 
при продаже
250 000 рублей 
для каждого   
проданного    
объекта
 
   Вместо  использования права на получение  имущественного налогового вычета, налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых НДФЛ доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов, за исключением реализации налогоплательщиком принадлежащих ему ценных бумаг.
   В случае продажи имущества, находящегося в общей долевой собственности, соответствующий размер имущественного налогового вычета, исчисленного в общем или альтернативном порядке, распределяется между совладельцами этого имущества пропорционально их доле. А если реализованное имущество являлось общей совместной собственностью, вычет распределяется между совладельцами по договоренности.
   Замена  имущественного вычета на фактически подтвержденные документальные расходы  применяется по каждой группе имущества  в целом, а не выборочно. Так, например, если налогоплательщик продал квартиру и дачу, то замена производится в отношении обоих объектов, если же налогоплательщик продал квартиру и машину, то по любому из этих объектов может быть использован как имущественный вычет, так и фактические расходы.
   Определить  причитающуюся льготу при продаже  имущества легко, если воспользоваться рисунком 4.
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 4 – Алгоритм определения размера имущественного налогового
вычета  при продаже имущества 

 

    Для получения имущественных налоговых  вычетов к доходам от продажи имущества (кроме ценных бумаг) налогоплательщиком представляются следующие документы:
    копия договора купли-продажи имущества;
    копия квитанции или расписка в получении денег;
    копия паспорта налогоплательщика;
    копия свидетельства о регистрации права собственности на продаваемое имущество;
    справка по форме 2-НДФЛ.
    Имущественный вычет при покупке имущества
   При определении размера налоговой  базы по НДФЛ налогоплательщик имеет  право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной им на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, а с 2010 года еще и земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них, в размере фактически произведенных расходов, но не более 2 000 000 рублей (до 20008 года предельный размер вычета составлял 1 000 000 рублей), а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций РФ и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.
   Право налогоплательщика на получение вышеуказанного имущественного налогового вычета не обусловлено статусом продавца приобретаемого жилья и может быть реализовано независимо от того, у кого такое жилье покупается - у инвестиционной или строительной компании по договору участия в долевом строительстве (договору инвестирования долевого строительства или по другому договору, связанному с долевым строительством), у другого физического лица по договору уступки прав требования по договору участия в долевом строительстве либо на вторичном рынке.
   Налогоплательщики имеют право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной  на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома или квартиры, в размере фактически произведенных  расходов. В фактические расходы на приобретение квартиры, комнаты или доли (долей) в них могут включаются:
    расходы на приобретение квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, комнату в строящемся доме;
    расходы на приобретение отделочных материалов;
    расходы на работы, связанные с отделкой квартиры, комнаты.
   В фактические расходы на новое  строительство либо приобретение жилого дома или доли (долей) в нем могут  включаться:
    расходы на разработку проектно-сметной документации;
    расходы на приобретение строительных и отделочных материалов;
    расходы на приобретение жилого дома, в том числе не оконченного строительством;
    расходы, связанные с работами или услугами по строительству (достройке дома, не оконченного строительством) и отделке;
    расходы на подключение к сетям электро-, водо-, газоснабжения и канализации или создание автономных источников электро-, водо-, газоснабжения и канализации.
   Расходы на достройку и отделку приобретенного дома или расходы на отделку приобретенной  квартиры (комнаты) включаются в затраты  на новое строительство только при условии, что в договоре имеется указание на то, что приобретаются не завершенные строительством жилой дом или квартира, комната (права на квартиру, комнату) без отделки.
   Общий размер имущественного налогового вычета не может превышать 2 000 000 рублей без учета сумм, направленных на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций РФ и фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.
   Имущественный налоговый вычет при покупке  жилья может быть предоставлен налогоплательщику  либо налоговым органом по окончании  календарного года, либо работодателем – налоговым агентом до окончания налогового периода при условии подтверждения права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет налоговым органом. Такое подтверждение выдается налоговым органом в течение 30 календарных дней со дня подачи письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих право на получение имущественного налогового вычета. Налогоплательщик вправе получить имущественный налоговый вычет у одного налогового агента по своему выбору.
   Если  по итогам налогового периода сумма  дохода налогоплательщика, полученная у налогового агента, оказалась меньше суммы имущественного налогового вычета, то налогоплательщик имеет право обратиться за получением вычета в налоговый орган.
   Для получения имущественного налогового вычета при покупке имущества  налогоплательщиком предоставляет  следующие документы:
    договор купли-продажи имущества;
    справка по форме 2-НДФЛ, полученные у источников выплаты доходов (налоговых агентов) за отчетный год о суммах начисленных доходов и удержанных налогов (подлинник);
    документы, подтверждающие расходы по приобретению жилья;
    паспорт гражданина Российской Федерации;
    свидетельство о государственной регистрации права на жилой дом или долю – при строительстве или приобретении жилого дома или доли в нем.
   При приобретении жилья в общую долевую  либо общую совместную собственность размер имущественного налогового вычета распределяется между совладельцами в соответствии с их долей собственности либо по их письменному заявлению (в случае приобретения жилого дома, квартиры, комнаты в общую совместную собственность).
   Имущественные налоговые вычеты предоставляются при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода. Обязанность подавать налоговую декларацию в соответствии с НК РФ возникает при получении дохода от продажи имущества, принадлежащего на праве собственности. С 2010 года при продаже имущества, находящегося в собственности более трех лет, декларацию подавать не нужно.
   Подача  налоговой декларации при покупке  жилья является правом налогоплательщика. Поэтому, если налогоплательщик хочет получить имущественный вычет при покупке жилья, то он должен предоставить декларацию в налоговый орган.
   До 2010 года налогоплательщики были обязаны  предоставлять отдельные заявления  на получение налоговых вычетов. С января 2010 года этого не требуется.
 

    2 ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕННОГО  ВЫЧЕТА

    2.1 Практика  применения имущественного вычета  при покупке имущества

   2.1.1 Получение имущественного вычета  при строительстве жилого дома
   По  статистике, каждый третий российский налогоплательщик, подающий налоговую декларацию по  налогу на доходы физических лиц, претендует на получение одного из имущественных налоговых вычетов. Однако в правилах предоставления таких вычетов немало «подводных камней». В результате до 20% всех обращений граждан в налоговые органы сегодня посвящены проблемам получения и оформления вычетов. Рассмотрим особенности применения имущественного налогового вычета при приобретении различных видов жилья и продаже имущества.
   Нормативные предписания ст. 220 Налогового кодекса  в сочетании с иными нормами действующего законодательства позволяют сделать вывод, что правом на получение имущественного налогового вычета обладает только налогоплательщик, несущий расходы по строительству нового жилого дома.
   Жилым домом, согласно п. 2 ст. 16 Жилищного  кодекса РФ, признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
   Статья 1 Градостроительного кодекса РФ разделяет понятия строительства и реконструкции.
   Реконструкция - изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
   Строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
   Несение расходов, не имеющих целью строительство  нового объекта жилой недвижимости, права на получение вычета по данному основанию не дает. Соответственно, не будут считаться достаточным основанием для получения вычета строительные расходы налогоплательщика, направленные на увеличение полезной площади объекта, его модернизацию или реконструкцию. По этой причине реконструкция жилого дома не может быть приравнена к строительству. Нет оснований считать реконструкцию дома способом отделки находящихся в нем квартир. Это дает налоговым органам основание для отказа в предоставлении имущественного налогового вычета лицам, производившим реконструкцию жилых домов.
   Однако  в случае, если в результате реконструкции  объекта нежилой недвижимости этот объект был переведен в разряд жилищного фонда (а значит, появился новый жилой объект), его собственник  или приобретатель получит право на вычет.
   В фактические расходы на новое  строительство жилого дома или доли (долей) в нем могут также включаться расходы:
    расходы на разработку проектно-сметной документации;
    расходы на приобретение строительных и отделочных материалов;
    расходы на приобретение жилого дома, в том числе не оконченного строительством;
    расходы, связанные с работами или услугами по строительству (достройке дома, не оконченного строительством) и отделке;
    расходы на подключение к сетям электро-, водо-, газоснабжения и канализации или создание автономных источников электро-, водо-, газоснабжения и канализации.
   В вопросе признания состава понесенных расходов налоговые органы нередко  занимают и достаточно странные позиции, не имеющие прямого подтверждения  их правомерности в нормах действующего законодательства.
   Так, к примеру, согласно одному из писем  УФНС России по Волгоградской области  при осуществлении физическим лицом  индивидуального строительства  жилого объекта учитываются только расходы, произведенные начиная  с даты разрешения на строительство, выданного органами местной администрации.
   Согласно  информации, распространенной УФНС России по Ярославской области, расходы  на приобретение строительных материалов, произведенные до получения разрешения на строительство, могут быть заявлены в составе имущественного вычета в случае, если строительство дома осуществляется на приобретенном ранее земельном участке.
   В свою очередь, в Разъяснениях УФНС России по Республике Татарстан было указано, что могут быть приняты только те расходы, если они понесены до момента регистрации права собственности на дом. Если право собственности на дом оформлено, а налогоплательщик до этого времени, к примеру, не успел расплатиться с рабочими-строителями, то включить эти затраты в общую сумму для получения имущественного вычета будет уже нельзя.
   НК  РФ не предусматривает права налогоплательщика  на получение имущественного налогового вычета по расходам на объект незавершенного строительства. Соответственно, до момента, пока свидетельство о праве собственности на жилой дом не получено, физическое лицо не вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом по данному основанию.
   Таким образом, при строительстве жилья  имущественный вычет предоставляется  только после ввода объекта строительства  в эксплуатацию и передачи жилья заемщику [17].
   2.1.2 Получение имущественного вычета  при приобретении квартиры
   Квартирой, согласно п. 3 ст. 16 Жилищного кодекса  РФ, признается структурно обособленное помещение в многоквартирном  доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
   При оформлении документов на получение  имущественного налогового вычета по данному основанию налогоплательщику  следует помнить, что, даже если его  расходы по приобретению квартиры окажутся меньше установленного лимита вычета (с 1 января 2008 года – 2 000 000 рублей), в дальнейшем он не сможет претендовать на получение сэкономленной разницы. В случае если в течение одного налогового периода налогоплательщик приобретает два объекта недвижимости, дающие право на вычет (например, две квартиры), он сможет получить вычет только по одной из них, даже если фактические расходы по их приобретению не превысили установленный лимит вычета.
   Рассмотрим  ситуацию, когда на основании инвестиционного  договора налогоплательщик участвует  своими денежными средствами в строительстве жилого дома с целью приобретения прав на однокомнатную квартиру. Выясним, может ли он заявить имущественный налоговый вычет, если строительство жилого дома еще не окончено и квартира не передана ему в собственность.
   На  основании ст. 219 Гражданского кодекса РФ  право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.
   В то же время с 1 января 2005 г. налогоплательщик при приобретении прав на квартиру в строящемся доме вправе получить имущественный налоговый вычет на основании договора о приобретении прав на квартиру, доли (долей) в ней в строящемся доме и акта о передаче квартиры, доли (долей) в ней.
   Вышеуказанный имущественный налоговый вычет  предоставляется налогоплательщику  на основании налоговой декларации формы 3-НДФЛ, его письменного заявления, а также платежных документов, оформленных в установленном  порядке и подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком по произведенным расходам (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца и другие документы).
   В то же время, поскольку налогоплательщик является субъектом инвестиционной деятельности, который участвует своими денежными средствами (инвестициями) в строительстве жилого дома с целью приобретения прав на квартиру, но при этом строительство жилого дома еще не окончено и, соответственно, условия договора долевого участия в строительстве жилого дома по передаче квартиры субъекту еще не выполнены, он не вправе претендовать на получение имущественного налогового вычета по расходам на приобретение квартиры до тех пор, пока он не сможет представить в налоговый орган вместе с налоговой декларацией договор о приобретении прав на квартиру в строящемся доме, акт о передаче квартиры в собственность налогоплательщика-инвестора, а также платежные документы, оформленные в установленном порядке и подтверждающие факт уплаты налогоплательщиком денежных средств по договору.
   В случае приобретения квартиры, не оконченной строительством, фактическими расходами  признаются затраты налогоплательщика:
    расходы на приобретение квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, комнату в строящемся доме;
    расходы на приобретение отделочных материалов;
    расходы на работы, связанные с отделкой квартиры, комнаты.
   Принятие  к вычету расходов на отделку приобретенной  квартиры возможно только в том случае, если в договоре, на основании которого осуществлено такое приобретение, указано именно приобретение квартиры (прав на квартиру) без отделки.
   Известны  реальные случаи, когда представители  налоговых органов отказывали в  предоставлении имущественного налогового вычета в сумме расходов по приобретению недостающих санитарно-технического оборудования, ванны, электроплиты. Свое решение они обосновали тем, что в договоре о приобретении указано, что квартира передана "с черновой отделкой". Кроме того, поскольку в составе расходов, указанных в п.п. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, расходы, связанные с приобретением санитарно-технического и иного оборудования, не поименованы, то имущественный налоговый вычет на сумму расходов по их приобретению предоставлен быть не может.
   Расходы на достройку или на отделку налогоплательщик вправе принять к вычету и после даты получения свидетельства о регистрации права собственности. Принятие к вычету расходов на отделку приобретенной квартиры возможно в том случае, если в договоре, на основании которого осуществлено такое приобретение, указано приобретение не завершенной (не оконченной) строительством квартиры (прав на квартиру) без отделки или доли (долей) в ней. Указанное обстоятельство может быть подтверждено и в акте приема-передачи объекта.
   Достаточно  часто покупка квартиры в строящемся доме оформляется инвестиционным договором, согласно которому будущий владелец является соинвестором. Пока дом не будет сдан, строительная фирма не будет оформлять акт передачи, а налогоплательщик до этого момента, соответственно, не получит документальных оснований для получения вычета.
   Акт передачи квартиры во временное пользование  по договору коммерческого найма, составляемый до возникновения у налогоплательщика  оснований для совершения регистрационных  действий по передаче квартиры в собственность, не является документом, на основании которого налогоплательщик может получить имущественный налоговый вычет. По предварительному договору купли-продажи квартиры недвижимость не передается налогоплательщику в собственность, он только инвестирует строительство квартиры.
   Имущественный вычет при покупке квартиры в  недостроенном доме предоставляется только после того, как дом построен и налогоплательщик получит право собственности на квартиру [19].
   2.1.3 Получение имущественного вычета  при приобретении комнаты
   Комнатой, согласно п. 4 ст. 16 Жилищного кодекса  РФ, признается часть жилого дома или  квартиры, предназначенная для использования  в качестве места непосредственного  проживания граждан в жилом доме или квартире.
   Расходы на приобретение налогоплательщиками комнат могут приниматься в качестве имущественных налоговых вычетов при определении размера налоговой базы только в случае их осуществления начиная с 1 января 2007 г.. Если же комната была приобретена налогоплательщиком в период с 1 января 2005 г. до 1 января 2007 г., он может по согласованию с другими собственниками комнат в данной квартире (или жилом доме) переоформить принадлежащую ему комнату в долевую собственность и получить имущественный налоговый вычет в связи с приобретением указанной доли в собственность.
   Следует отметить, что и до 1 января 2007 г. некоторым  налогоплательщикам, приобретшим комнаты  в коммунальных квартирах, все же удавалось отстоять в суде свое право  на получение имущественного вычета.
   В фактические расходы на приобретение комнаты или доли (долей) в ней могут включаться расходы:
    расходы на приобретение комнаты или доли (долей) в ней или прав на комнату в строящемся доме;
    расходы на приобретение отделочных материалов;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.