На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Мировой рынок РН ТК

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ
(государственный  технический университет)
Филиал  «Восход» 
 
 

Кафедра СЭиГН                                                                   «УТВЕРЖДАЮ»
Преподаватель _______ Шикина А.А.
«____» ___________ 2011г.
                                      
 
 
 

Курсовая  работа
на тему: «Коммерческие запуски ракетоносителей тяжелого класса»
    по  дисциплине: «Коммерциализация космической деятельности» 
     

                                                  
 

  Выполнил  ст. гр. ВЭ3-07______Садыкова М.А.
                                                                             «_____» ____________ 2011г. 
 
 
 
 

г. Байконур 2011г.
 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..4
1 История создания РН ТК «Протон»…………………………………………...5
2 Мировой рынок РН ТК………………………………………………………....9
2.1 Отечественный  рынок РН ТК.………………………………………………10
2.2 Зарубежные  рынки РН ТК…………………………………………………..13
2.3 Сравнительный  анализ РН тяжелого класса…………………………...…..20
Заключение  ………………………………………………………………………24
Список  литературы ...…………………………………………………………... 25 
 

 

      Условные сокращения  

     ГКНПЦ имени М.В.Хруничева – Государственный Космический Научно – Производственный Центр имени М.В. Хруничева
     ГСО - геостационарная орбита
     ЖРД – жидкостный ракетный двигатель
     ИСЗ – искусственный спутник Земли
     КА  – космические аппараты
     КБ  – конструкторское бюро
     МБР – межконтинентальная баллистическая ракета
     НДМГ (гептил) - несимметричный диметилгидразин
     РН  – ракета – носитель
     РБ  – разгонный блок
     РД – ракетный двигатель
     ТК  – тяжелый класс
     ТРУ – Твердотопливные Ракетные Ускорители
     EELV - Evolved Expendable Launch Vehicle
     ЕCA - Европейское Космическое Агентство
     ILS - International Launch Service 
 
 
 
 

 

      Введение 

     Актуальность  темы заключается в том, что с  развитием новых технологий появилось необходимость снижения экономических затрат на тот или иной вид эксплуатации  ракетно-космического комплекса, а также повышать эффективность предоставляемых услуг, для сохранения лидерства на мировом рынке космических услуг.
     Цель  курсовой работы – рассмотреть экономические оценки эффективного использования средств полученных от запусков РН ТК не только отечественных производителей, но и зарубежных.
     Исходя  из цели, формируются задачи курсовой работы:
1. проанализировать  рынок космических услуг;
2. оценить экономическую эффективность с точки зрения коммерческих запусков;
3. сравнительный  анализ различных вариантов.
      Методологической  основой для написания курсовой работы послужили сборники аналитических исследований, периодическая литература, сайты.     
       
 

      1 История создания РН ТК «Протон» 

     РН  «Протон-К»  была разработана на базе межконтинентальной баллистической ракеты УР- 500 в КБ «Салют».  Оно долгое время было известно как Первый филиал  ОКБ - 52,  которое в те годы возглавлял    Генеральный конструктор академик Владимир  Николаевич  Челомей. Ныне КБ «Салют» входит в состав ГКНПЦ имени М.В.Хруничева. С 1961 года  КБ приступило к проработке тяжелой МБР,  получившей наименование УР-500.   Поскольку в то время в СССР  были созданы ядерные боеприпасы с мощностью свыше 100 мегатонн,  то предназначение новой МБР  не вызывало сомнений.  Она должна была стать очередным  «ежом»  Никиты Сергеевича Хрущева для американцев.
     Главным конструктором УР - 500  был  назначен Павел  Альбертович Ивенсен. В  1962  году  эту должность занял  Юрий Николаевич Труфанов,  а  затем - Дмитрий  Алексеевич  Полухин,  ставший впоследствии  Генеральным   конструктором КБ «Салют».  Ведущим конструктором (ответственным исполнителем) проекта  все это время оставался Виталий Андреевич Выродов.
     Постановление Совета Министров СССР о создании МБР  УР-500 вышло  29.04.1962 года. На разработку отводилось три года.  В мае 1962  года  приняли окончательную конструктивно-компоновочную схему,  которая предусматривала блочную компоновку первой ступени  с параллельным расположением топливных баков. Такая схема обеспечивала поблочную транспортировку ракеты с завода-изготовителя на стартовый комплекс по железной дороге. А сама ракета предполагалась двухступенчатой, тандемной схемы.
     Основные  проектно-технологические задачи  создания  ракеты были решены к концу 1964 года. В начале осени, во время визита на космодром Байконур политического руководства страны, В.Н. Челомей продемонстрировал Н.С. Хрущеву полноразмерный  макет УР-500,  установленный на пусковом столе вновь созданного стартового комплекса. Председатель Совмина остался доволен мощной ракетой.
     Казалось  бы,  для «пятисотки» все складывалось как нельзя лучше.  Однако к исходу октября, после отставки Хрущева,  отношение руководства страны к фирме  В.Н. Челомея  резко  изменилось. Было принято решение о прекращении работ по ракете УР-200. Такая же участь ожидала УР-500. 
     Только  благодаря твердой и настойчивой  позиции академика М.В.Келдыша  эту ракету удалось отстоять,  но теперь уже не как боевую, а как носитель для космических аппаратов.
     ОКБ-52 под одну из программ - пилотируемого  облета Луны  -  были выделены средства, позволяющие разработать трехступенчатый вариант носителя, получивший название УР-500К. Решающее слово в пользу  носителя на базе тяжелой МБР должен был сказать первый пуск  УР-500 и В.Н.Челомей начал его подготовку. КБ Н.А. Пилюгина в кратчайшие сроки разработало для системы управления УР-500 новую программу полета, обеспечивающую запуск в качестве полезного груза тяжелого КА, также разработанного в ОКБ-52.
     Старт данного научно-исследовательского спутника, известного как «Протон-1», состоялся 16 июля 1965 года. Летные испытания двухступенчатого варианта РН, также названного «Протоном», закончились через год.  В результате четырех пусков были выведены три тяжелых ИСЗ серии «Протон»  (массой до 12,2 т).
     Спутник «Протон-4» массой 17 т был запущен в 1968 году уже трехступенчатым вариантом носителя – «Протоном-К». Переход от двухступенчатой РН «Протон» к трехступенчатому варианту «Протон-К» был выполнен быстро и сравнительно легко. Он заключался в следующем. На второй ступени были увеличены объемы топливных баков и изменена конструкция ферменного переходного отсека, соединяющего ее с первой ступенью. Третья ступень была образована укорочение исходного варианта второй ступени  и  на ней был установлен один такой же маршевый ЖРД вместо четырех.
     Таким образом, РН «Протон-К», созданная для выполнения первого этапа лунной программы,   была успешно разработана в  очень сжатые сроки.   Проблемы у  В. Н.  Челомея возникли  лишь с  разработкой лунного  корабля,   поэтому  руководством отрасли предпочтение было отдано его альтернативному варианту, представленному ОКБ-1 С.П.Королева. Проект получил название УР-500К-Л1.
     В нем использовались уже дошедшие до стадии изготовления опытных образцов лунный орбитальный корабль и разгонный блок «Д», созданные в рамках программы Н1-Л3.
     В рамках данного проекта с 10 марта 1967 года (начало летных испытаний) по 20 октября 1970-го было произведено 11 пусков РН  «Протон-К»  с разгонным блоком «Д» и кораблем «Л1» в беспилотном варианте Успехом завершились полеты кораблей под названиями «Зонд-4»... «Зонд-8» целом, по результатам летных испытаний, на программу было выдано отрицательное заключение из-за недостаточной  надежности  как  РН с блоком «Д», так и корабля «Л1». Программу прекратили, тем более, что в июле 1969 года американцы на «Аполлоне-11» уже высадились на Луне.
     Однако,  отработанный при этом  четырехступенчатый  вариант  РН «Протон-К» оказался  настолько удачным  для  запусков КА на межпланетные траектории, что стал широко использоваться для выведения автоматической станций нового поколения  к  Луне  («Луна – 15»... «-24»,  1969-1976 гг.), Венере («Венера-9»... «-16»,1975-1983гг.) и Марсу («Марс-2»... «-7»,1971-1973гг.). Использование разгонного  блока  «Д», двигатель которого мог многократно включается в космосе,  позволило «Протону-К» к тому же стать единственным национальным средством выведения КА на геостационарную орбиту. Первый такой запуск был  осуществлен  25 марта 1974 года («Космос-637»). С тех пор большинство пусков данной РН производится именно с этой целью. Причем, блок «Д» был модернизирован за счет установки на нем специального приборного отсека, и с 1976 года РН «Протон-К» с РБ постоянно осуществляет запуски КА «Радуга», «Экран», «Горизонт», а также иностранных КА. Масса этих спутников составляет более 2300 кг. Трехступенчатый вариант носителя «Протон-К» обеспечил вывод на орбиту тяжелых долговременных орбитальных станций «Салют-1»... «-7» (1971 - 1982 гг.), «Алмаз» (1987г. и 1991 г.) и транспортных кораблей снабжения «Космос-929», «-1267»,  «-1443», «-1686» (1977 - 1986 гг.). Запуски осуществляются только с космодрома Байконур.
     7 апреля 2001 состоялся первый пуск  модернизированной ракеты 8К82КМ  «Протон-М» с цифровой системой управления и новым РБ 14С43 Бриз-М. Это позволило заметно увеличить полезную нагрузку при выведении на ГСО. В запуске 11 февраля 2009 года на ГСО была выведена рекордная для ракет-носителей СССР/России полезная нагрузка весом около 3700 кг (спутники «Экспресс АМ-44» и «Экспресс МД-1»).
     В качестве топлива во всех ступенях ракеты используются НДМГ (CH3)2N2H2 и тетраоксид азота N2O4. Самовоспламеняющаяся топливная смесь позволила упростить двигательную установку и увеличить её надёжность. В то же время компоненты топлива являются весьма токсичными и требуют крайней осторожности в обращении.
     Маркетингом «Протонов» на рынке космических услуг занимается компания ILS, контрольный пакет акций в которой принадлежит ГКНПЦ им. Хруничева.
 

      2 Мировой рынок РН ТК. 

      Мировой рынок космических запусков в  его современном виде сформировался  относительно недавно, но развивается  очень быстро и активно. Все больше стран, в силу потенциально высокой  коммерческой выгоды, подключаются к полю космических держав, ведут свои собственные разработки в области РН, изготовления спутников, осуществления стартов. На данный момент число стран, предлагающих космические запуски, достаточно ограничено - основные центры оказания услуг по космическим запускам на сегодняшний день сконцентрированы в России, США и Европе. Однако все больше стран стремится к созданию собственных РН и некоторые из них (Индия, Япония, Китай и ряд других) уже вышли на рынок коммерческих запусков и рассчитывают отвоевать на нем свою долю.
      Рыночный цикл космических запусков составляет около 10-15 лет (это средний срок действия одного спутника). Очередной пик данного цикла ожидается в 2010-2012 гг.
      Влияние глобализации на мировой рынок космических  запусков происходит по двум основным направлением:
   - обеспечение спроса (глобальные системы связи, навигации и т.д. порождают спрос на запуски спутников, обслуживающих эти системы);
  - изменение структуры участников — по мере углубления глобализации все больше стран мира могут участвовать в космических программах и разработках, поскольку их компании смогут стать субподрядчиками в выполнении космических заказов.
      Основными чертами данного рынка являются:
  - «игроками» на рынке являются не столько фирмы, сколько государства в силу «двойного» назначения практически любой продукции комплекса;
     - возможность прямого политического давления на участников рынка и высокая зависимость от политической конъюнктуры;
     - высокий порог входа на рынок,  а следовательно – стабильное и предсказуемое число участников.
      Сегментация данного рынка может быть произведена по кратности использования РН, по ТК, по параметрам орбит выводимых КА. На ближайшую будущность будет развиваться спрос на рынке на одноразовые РН всех классов, выводящие КА на ГСО, однако на более отдаленную перспективу следует ожидать повышения спроса на многоразовые РН, как позволяющие снизить стоимость одного запуска (лишь в случае, если технические испытания продемонстрируют необходимую надежность этих аппаратов). Особое внимание следует обратить на сегмент тяжелых РН, т.к. с развитием технологий спутники сверхмалого объема становятся способны выполнять чрезвычайно широкий класс задач.
       При оценке конкурентоспособности РН на мировом рынке космических услуг  необходимо учитывать, прежде всего, стоимость услуги по запуску РН, надежность выполнения программы, которая зависит от надежности РН и соблюдения графика запуска, и опыт компании, предоставляющей услуги. Наиболее надежными на мировом рынке сегодня, являются системы «Протон» и «Atlas-5» (производство Россия и США соответственно). 
 

     2.1 Отечественный рынок РН ТК 

     Российская  Федерация, располагая широкими возможностями  по запуску спутников с 1992 в рамках Федеральной космической программы, международных и коммерческих проектов были выполнены работы, которые существенно расширили область применения РН. Модернизация  РН «Протон-К»  позволила довести массу полезного груза, запускаемого на низкую околоземную орбиту РН «Протон-М» свыше 20 т.
     РН «Протон» используется для коммерческих запусков компанией ILS, в которую входят кроме ГКНПЦ им. М.В.Хруничева, также НПО «Энергия» и корпорация Lockheed Martin.
       «Протон» - основа транспортной космической  системы РФ, она активно используется  в коммерческой деятельности  по выведению спутников как  иностранного, так и российского  производства.
     Существуют 2 модификации данной ракеты – «Протон-К» и ее усовершенствованный вариант - «Протон-М». «Протон-М» обладает улучшенными  энергомассовыми, эксплуатационными характеристиками.
     Так как с 2009г. запуски «Протон-К» были прекращены будем рассматривать только РН «Протон – М»:
     

     Рис.1 «Протон-М»
     Полезный  груз: 22 000 кг
     Стартовая масса: 700 т
     Доля  полезного груза: 3,1%
     Длина (макс): 58,1м
     Топливо: НДМГ / Тетраоксид азота
     Стартовый двигатель:
     Ступени: I (х6 РД-253) — 900т тяги при старте,
            II (х3 РД-0210 и х1 РД-0211),
            III (х1 РД-0213 и РД-0214),
            IV (х1 14Д30, х4 11Д458 и х12 17Д58E) – РБ.
     Эффективность: 97 % (323/333)
     Цена  одного пуска на 2009 год: 75 млн. $
     Разработчик: КБ им. В.Н. Челомея/ ГКНПЦ им. М. В. Хруничева.
     Существуют трёх- и четырёхступенчатый варианты носителя, ступени собраны по тандемной схеме. Самовоспламеняющаяся топливная смесь позволила упростить двигательную установку и увеличить её надёжность. В то же время компоненты топлива являются токсичными и требуют осторожности в обращении.
     Стартовые площадки: Запуски осуществляются только с космодрома Байконур (Республика Казахстан).
     Знаменитые  «пассажиры»: «Луна-16», «…-20» и «…-24» (доставка лунного грунта на Землю), «Луна-17» и «…-21» (Луноход 1 и 2), все КА программы «Марс» (первая посадка на Марс), экспедиции на Венеру начиная с «Венеры-9» (первые посадки на Венеру и снимки поверхности), программа «Вега-1» и «Вега-2» (исследование Венеры с аэростатов, первое в истории сближение и снимки кометного ядра), все орбитальные станции серии «Салют» (первые долговременные орбитальные станции), все блоки Космической Станции «Мир», 6 из 11 блоков МКС «Альфа» включая базовый блок «Заря».
     В связи тем, что «Протон-М» использует не экологически – чистое топливо с 2009 года на российском рынке космических услуг появляется еще более прогрессивная разработка РН ТК - РН «Ангара-5».
     Следует учитывать что РН «Ангара -5» находится в стадии разработки и испытания. 
      Для более четкого представления  картины возможного использования в дальнейшем нового РН «Ангара-5» на рынок космических услуг, взамен РН «Протон-М», рассмотрим предлагаемый аналитический график.
     Планы и прогнозы по выпуску РН «Ангара-5» и «Протон» до 2014г. показаны на рис.2.
     
     Рис.2 Планы и прогнозы по выпуску РН «Ангара-5» и «Протон» до 2014г.
     РН  «Ангара-5» будет универсальным (выводить КА на любые орбиты) и использующим экологически чистое топливо. Кроме  того, он даст начало эре многоразовых кораблей, которая уже сейчас признана будущим мировой космонавтики. Смена  РН - лидера никак не отразится на деятельности предприятий, участвующих в создании «Протона», так как все существующие технологии подвергнутся только модернизации.
     Например, ракетный двигатель кардинально  не изменится – он по-прежнему будет  поставляться с ОАО «Протон-ПМ», только в более производительной версии. Полный переход на «Ангара-5» запланирован к 2014 году, коммерческие запуски будут осуществляться то же через ILS.
     Таким образом, мы наблюдаем «второе рождение»  российской космонавтики, которое выведет российские ракетно-космические предприятия из затяжного кризиса и даст им устойчивые объемы заказов на последующие годы. 
 

      Зарубежные  рынки РН ТК
 
     Мировой космический рынок – крупный  и быстроразвивающийся сегмент  рынка высоких технологий с мощным потенциалом развития. За сравнительно короткий период этот рынок прошел путь от монополий в условиях «холодной войны» к олигополии с элементами конкуренции, о чем явно свидетельствует резкое увеличение числа участников рынка.
     Рассмотрим  подробнее этих участников:
     1) США: «Atlas-5» 


     Рис.3 РН «Atlas-5»
     Полезный  груз: 20 000 кг до 26 000 кг (в будущем)
     Стартовая масса: 554 т.
     Доля  полезного груза: 2,9%
     Длина (макс): 62,4 м.                                       
     Топливо: 1ая ступень: Алюминиевый порошок/ перхлорат алюминия (окислитель);
     Центральный блок: Керосин/ жидкий кислород (окислитель)
     Стартовый двигатель: х5 боковых ТРУ— 694т. тяги в сумме;
     ЖРД: РД-180 — тяга у земли 390т
     Эффективность: 92,86% (13/14)
     Цена  одного пуска на 2009 год: 170 млн. $
     Разработчик: Lockheed Martin/ НПО «Энергомаш» (первый старт произведен в 2002г.)
     «Atlas-5», новая ракета фирмы Lockheed Martin, представлена как развитие носителей серии «Atlas». Номер 5 означает, что ракета перенимает эстафету у РН «Titan-4». Однако в плане архитектуры «Atlas-5» не имеет ничего общего ни с серией РН «Titan» ни с первыми «Atlas». Хотя концепция и сохранила идею использования третьей ступени «Центавр» последних «Atlas» центральный блок является результатом сотрудничества с Россией, так как он оснащен двигателем РД — 180 от НПО «Энергомаш».
     Новичок серии «Atlas» является коммерческим носителем, на данный момент он располагает правительственными контрактами на годы вперед, так что жизнь носителя вероятно будет долгой. Эта удачно разработанная ракета представлена в трех версиях, которые могут быть адаптированы под нужную задачу благодаря добавлению необходимого количества блоков ТРУ или ЖРД (по аналогии с универсальной системой «Энергия/ Зенит», или разрабатывающейся российской РН «Ангара»).
     Стартовые площадки: Мыс Канаверал (Флорида), База ВВС США «Vandenberg»;
     Знаменитые  «пассажиры»: МRО (Орбитальный Марсианский  Разведчик), PNH (Плутон, Новые Горизонты).
     Первый  успешный старт носителя Lockheed Martin – «Atlas-5» был осуществлен в августе 2003 г. вслед за успешными пусками «Atlas-3A» и «Atlas-3B» в мае 2000 г. и в феврале 2002 г. соответственно. Разработка «Atlas-5» проходила по заранее намеченному графику и без особых проблем. Создав хорошо налаженную систему управления и технической подготовки, разработчики имели полное представление о том, какой носитель они хотят получить. Это особенно важно при перенасыщенности рынка космических услуг, когда покупателям есть из чего выбирать. У компаний нет времени для выяснения причин неудачных пусков и их устранение, поскольку полезные нагрузки могут быть легко перенесены на носители конкурентов, а значит, нет права на ошибку.
     Lockheed Martin с «Atlas-5» уже сыграла на опережение в проекте EELV, когда смогла перетянуть на себя 16 пусков из 29, оставив «излишки» Boeing с проектом «Delta-4». Первоначально бизнес-портфель «Atlas-5» - проекта, в который было вложено порядка $1 млрд., оценивался в 19 пусков в год. Это казалось нереальным даже в конце 90-х, когда на рынке коммерческих пусков наблюдался настоящий бум. По-видимому, Lockheed Martin не учла наличия серьезных соперников, уже имеющих заделы или ведущих разработки средних и тяжелых носителей. В настоящее время рынок «Atlas-5» - это 5-6 пусков в год, половину из которых составляют заказы правительства США.
     2) Европейское Космическое Агентство: «Arian-5» (ЕCA)

     Рис. 4 «Arian-5»
     Полезный  груз: 21 000 кг
     Стартовая масса: 778 т.
     Доля  полезного груза: 2,5%
     Длина (макс): 57,7м
     Топливо: 1ая ступень: 68% перхлората алюминия (окислитель), 18% алюминиевого порошка и 14% полибутадиенового связующего.
     Центральный блок: Жидкий водород/ жидкий кислород (окислитель)
    Стартовый двигатель: х2 боковых ТРУ — 1032т. тяги в сумме (сред); ЖРД: Н 170/ 173 «Вулкан 2» — тяга у земли 120т.
     Эффективность: 92.7% (37/41)
     Цена  одного пуска на 2009 год: 180 млн. $
     Разработчик: «Aerospatiale»/ «Europropulsion»
     «Arian-5» полностью прерывает конструкторскую общность с семейством РН «Arian». Это практический новый носитель, а не модификация французской «Arian-4». Для улучшения технических характеристик носителя были внедрены новые инженерные решения. Уже после завершения основной стадии разработки «Arian-5», конструкторы провели работы по увеличению тяги ТРУ первой ступени, ЖРД центрального блока второй ступени (Мотор Вулкан 2) и добавлению третьей ступени EPS/ ESC для доразгона полезного груза.
     Программа использования новой третьей  ступени ESC-В (с мотором Винчи) была приостановлена, но так как продолжительность  эксплуатации рассчитана на 30 лет, носитель будут совершенствовать и в дальнейшем. На данный момент принято решение об эксплуатации новой модификации — «Arian-5ML» (Middle Life), в которой предполагается использование мотора Винчи для третьей ступени доразгона. В настоящее время РН вместе со своим прямым конкурентом, российской РН «Протон», доминируют на рынке коммерческих услуг по запуску орбитальных аппаратов.
     Стартовые площадки: Космодром «Куру» (Французская  Гвиана)
     Наиболее  успешный европейский проект «Arian-5» испытывает серьезные финансовые трудности. Компания Arianespace потеряла в 2001 г. $183 млн., из которых одна треть пошла на восстановление доверия к «Ariane-5» после неудачного пуска в июле 2001 г. Следующий неудачный старт - в декабре 2002 г. – еще больше усугубил проблему. Одна только доработка главного двигателя Vulcan-2 потребовала более $1 млрд. финансовых вливаний. Как было заявлено, с новым двигателем, обладающим на 20% большей тягой, «Arian-5» EC-A уже этим же летом сможет вывести на орбиту два больших коммерческих спутника вместо одного, что должно улучшить экономическую привлекательность проекта. Для эффективной работы данного проекта требуется не менее одного пуска в месяц. В 2002 г. Arianespace получила заказы только на пять пусков и, хотя в 2003 г. EADS Space Transportation подписала контракт на 25 коммерческих пусков модифицированной «Arian-5» EC-A, ситуация остается неопределенной. По сути, сейчас Arianespace является «черной дырой» для европейских государств, финансово поддерживающих данное предприятие. Однако стремление вернуть вложенные в него средства и европейское упорство, по-видимому, через год или два дадут положительный результат.
      3) Участники космической программы, занимающие меньшую долю       на    мировом космическом рынке:
       Китай. В последние годы китайцы все более активно действуют на космическом рынке. Как и индийцы, они вынашивают амбициозные планы по окружению Земли коммуникационными и разведывательными спутниками, почти все из которых доставляются на орбиту собственными носителями. Основные носители – семейство ЖРД ракет «Changzheng» («Великий поход») и твердотопливных «Kaitouzhe» («Первопроходец»). На свою космическую программу китайцы тратят до $2 млрд. в год, что позволило им в 2003 г. стать третьей в мире державой, осуществившей вывод на орбиту собственного пилотируемого космического корабля.
     Индия. Индийская космическая программа скромнее китайской, но стабильно прогрессирует с 1995 г. Страна ежегодно тратит на космические исследования около $450 млн., более половины из которых направляется на разработку носителей и спутников. Местные носители «PSLV» и «GSLV» постепенно будут занимать долю индийского рынка, которая сейчас принадлежит европейским и российским РН. Планы Индии послать зонд к Луне, значительное расширение программы гражданских и военных разведывательных спутников говорят о том, что потребность в собственных носителях будет только увеличиваться.
     Япония. Войдя в ряд стран, способных осуществлять вывод на орбиту космических объектов собственным носителем «H-2», японцы первоначально ужаснулись, подсчитав, что стоимость коммерческого пуска превысила $180 млн., однако уже следующая модификация «H-2A» позволила уменьшить стоимостные показатели до $70-80 млн., что приблизилось к затратам на пуск «Arian» и «Delta».
     Украина. На рынок коммерческих запусков в настоящее время Украина может выставить три типа РН производства ПО «Южмашзавод» - экологичный РН ТК  «Зенит-2» стоимостью порядка $45 млн. и два РН легкого класса:  «Днепр-1», оцениваемый в $10 млн., и «Циклон-3» стоимостью порядка $20-23 млн.. Все вышеперечисленные РН разрабатывались под военные программы Советского Союза.
     Подведем  итог. Коммерческие перспективы ракетоносителей «Arian-5» и  «Atlas-5»
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.