На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Библиотечное дело в Томске в XIX веке

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1) Культурное развитие города Томска в XIX веке………………………….....5
2) Библиотечное дело в Томске  (XIX век)…………………………………….17
3) Петр Иванович Макушин и его вклад в развитие библиотечного дела в Томске…………………………………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………….36
Список  литературы………………………………………………………………40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Данная  курсовая работа посвящена истории  возникновения библиотечного дела в Томске в XIX веке. На сегодняшний  день эта тема не перестает быть актуальной. Историки продолжают узнавать все новые факты о библиотеках, всплывают новые имена выдающихся людей, чья деятельность как-то связана с библиотечного дела в Томске. Вместе с тем меняются точки зрения историков на те или иные вопросы. И, наконец, история библиотечного дела напрямую связанна с историей культуры нашего родного города, что делает изучение данной темы еще интересней и актуальней.
     Изучением этой темы и темы общекультурного  развития города уже много лет  занимается немало томских историков, исследователей и библиотековедов. Одним из них является Н.И. Сазонова написавшая книгу “История Томска: курс лекций”1 в которой она рассматривает уровень культуры города Томска на протяжении всей истории его существования. Она довольно подробно рассматривает XIX век. Развернутое описание состояния культура в городе есть и в “Очерки истории города Томска (1604 – 1954)”2. Так же эта тема широко раскрывается в работе “Томск. История города от основания до наших дней”3. В ней содержится общая характеристика всех аспектов культуры города XIX века. Тема открытия библиотек показана в работе “Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока”4. Здесь библиотеки рассматриваются как учреждения распространения сибирской книжной культуры. Открытие библиотек сыграло большую роль в развитии науки и культуры. Информацию о библиотечном деле в Томске XIX века можно найти в “Библиотечной энциклопедии”5 и энциклопедии “Томск от А до Я”6. В них можно найти краткую информацию о библиотеках города и о деятелях причастных к развитию библиотечного дела в Томске.
     Объектом  исследования стало библиотечное дело в Томске в XIX веке. Предметом же является культурное развитие Томска, уровень  грамотности и науки, просветительская деятельность отдельных граждан, их влияние на развитие библиотечного и издательского дела, а также влияние культурного уровня развития города на открытие и создание городских бесплатный и научных библиотек в Томске.
     Целью данной курсовой работы является изучение XIX века как важнейшей ступени развития библиотечного дела города Томска. Для ее осуществления автором был поставлен ряд задач. Во-первых, изучить культурный уровень развития Томска в XIX веке и его влияние на строительство библиотек; во-вторых, рассмотреть библиотечное дело в Томске, открытие библиотек разный типов; в-третьих, рассказать о том какой вклад в развитие библиотечного дела сделал Петр Иванович Макушин – видный сибирский просветительский деятель.
     В данной курсовой рабате использован  исторический метод исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава I. Культурное развитие города Томска в XIX веке
      Говоря  о томском обществе и его интересах первых десятилетий XIX века, нельзя не сказать о школах, библиотеках, искусстве. Эта сфера жизни Томска, правда очень медленно, стала складываться с конца восемнадцатого столетия.
     В первой половине XIX века Томск получает новый статус – центра губернии, что дает городу дополнительные перспективы  развития. Продолжается рост территории (образование новых районов) и  населения города. Подъем в экономике с новой силой ускоряется после начала в 1828 году “золотой лихорадки”, определившей облик Томска – торгового и транспортного центра, центра экономической жизни Западной Сибири – на следующие десятилетия.7
     На  протяжении всего девятнадцатого века отсталая Сибирь остается излюбленным для правительства местом ссылки политических и уголовных преступников из Европейской России.
      Ссылая  сюда преступников, царское правительство преследует двоякую цель. Во-первых, заселить и освоить колоссальные свободные пространства Сибири в интересах государственной казны, а также обеспечить даровой рабочей силой заводы и рудники Алтайского и Нерчинского округов.
      “Уголовные”, среди которых большинство составляли ссыльные помещичьи крестьяне, в  Сибири распахивали новые земли, распространяя более высокую земледельческую культуру Центральной России, основывали новые села и деревни, поставляли кадры рабочих на сибирские предприятия и в города. Политические ссыльные способствовали росту культуры Сибири, они давали кадры учителей, врачей, научных исследователей и т. д. Социальный состав политических ссыльных исторически отражал в себе сменявшие друг друга в революционном движении социальные слои и классы.
     В первой половине XIX века значительно  повысился уровень общекультурного  развития, что во многом определялось культурно-просветительной деятельностью политических ссыльных. Декабристы, петрашевцы составляли большую культурную силу. Ссыльные (в частности, Гавриил Степанович Батеньков) занимались распространением грамотности, научной деятельностью и журналистикой. Они оказали глубокое влияние на местную интеллигенцию, способствуя ее пробуждению к общественной работе.8
     В 1804 году возникла томская дирекция училищ, призванная надзирать за школами. В Сибири появились гимназии, уездные приходские училища. Однако число их было весьма ограничено. В городе действовало только малое народное училище, открытое в конце XVIII века. Первое в Томске учебное заведение – духовная школа, преобразованная в 1807 году в духовно-уездное училище, - находилось в другом ведомстве и дирекции училищ не подчинялось.9 Нельзя, чтобы все предложение было в скобках.
     Учитель малого народного училища С. Иконников  ежемесячно подавал рапорты об успехах  и способностях своих учеников в  дирекцию. Из этого документа за 1804 год видно, что в училище было три класса – первейший, первый и второй, в них обучалось около 60 ребят – от шестилеток до пятнадцатилетних подростков. Единая для всех дата начала обучения отсутствовала, каждый из учеников начинал ходить в класс в удобное для него время: одни поступили в обучение в марте, другие в апреле. Соответственно, каждый ученик учился как бы по индивидуальной программе, остается, правда, не совсем ясным, как один учитель справлялся со всеми ними.10
     Дети  в училище собирались самые разные – из крестьянских, мещанских, чиновничьих семей, здесь же отпрыски именитых тогдашних купцов, например Дмитрий Шутов, Николай Мыльников, Александр Коломыльцев. В 1804-м году учился в первом классе и девятилетний Иван Асташев, сын титулярного советника, будущая томская знаменитость. В примечаниях учителя о нем сказано: “Прилежен, поведение не худо, занятий не пропускает, успевает понять”.11
     В 1811-м малое народное училище было преобразовано в уездное с  более углубленной программой. Дети обучались в нем чтению, письму, Закону Божию, чистописанию, латыни, арифметике и геометрии, российской и всеобщей географии, российской истории. Тогда в каждом из трех классов преподавал уже отдельный учитель, был назначен и директор. Одно время в училище действовал класс с ланкастерской системой обучения (система взаимного обучения в начальной школе, при которой более успешные ученики под руководством учителя вели занятия с остальными учащимися), имелись библиотеки и минералогический  кабинет. Интересно, что окончившие уездное училище обладали довольно большим объемом знаний. В частности, выпускник 1831 года Егор Завьялов вскоре после окончания учебы стал учителем первого в Томске приходского начального училища (открывшего в 1829 году). Поработав несколько лет, он выдержал экзамен на звание учителя и указом Правительствующего Сената был исключен из податного сословия, получил чин 14-го класса.
     Начальство  было довольно молодым учителем, Штатный  смотритель уездного училища Ф. Вячеславов сообщал о нем: “Обозревая в течение года вверенное мне приходское училище, каждый час замечал я особенную ревность учителя оного училища Егора Завьялова в преподавании детям, под его руководством находящимся, первоначального образования. Таковые замечания мои оправдались, ибо в уездное училище, в сравнении с прошлым годом, поступило и большее количество учеников, и с лучшими познаниями”.12
     Настало время, когда ни уездное, ни тем более  начальное приходское училище уже  не могли удовлетворить потребности Томска в образованных людях. Мысли государственных мужей в городе все чаще обращались к указу российского императора, данному еще в 1828 году, чтобы «… иметь в каждой из сибирских губерний по одной гимназии». Сам император обратил особое внимание на недостаток учителей в Томской губернии. Однако инициативу образованных томичей в открытии в городе среднего учебного заведения сдерживала не только вполне понятная робость перед большим новым делом, а и материальные трудности. Беден был город подходящими домами, не очень-то охотно отзывалась городская дума на нужды образования. Ведь то же приходское училище, для которого дума приобрела все же у купца Квасникова каменный дом, страдало годами: крыша протекала, печи разваливались, столы и лавки учеников требовали ремонта.
     В конце концов, в 1837 году в Томске началась подготовка к открытию гимназии, сняли для нее двухэтажный каменный с деревянным флигелем дом купчихи Е. Хлебниковой, озаботились приглашением учителей. Первым директором и организатором гимназии стал Иван Григорьевич Новотроицкий,  выпускник главного педагогического института в Петербурге по физико-математическим наукам, бывший директор уездного училища. Оттуда же перевели и первых учеников.
     Торжество открытия Томской губернской мужской  гимназии состоялось 10 декабря 1838 года. В гимназии собралось все губернское начальство во главе с губернатором, а одновременно и попечителем учебных заведений губернии, горным инженером, генерал-майором Ф. Ф. Бегером После прочтения высочайшего указа об открытии гимназии совершено было богослужение. На следующий  день начались занятия.13
     Учились в гимназии дети дворян, купцов и мещан. Но это учебное заведение оканчивали единицы. С 1844 по 1859 год его окончило всего 112 человек, то есть 7 человек в год. Основная масса населения – крестьяне – была лишена возможности учиться. В 1860 году на всей территории Западной Сибири в школах всех ступеней училось лишь 64 мальчика из крестьян и казаков. В Сибири были целые волости, в которых население не умело ни читать, ни писать.14
     Окончившие  гимназию получали право на 14-й класс  по Табели о рангах и преимущества в поступлении на службу. Часть их сразу же уезжала в ближайший тогда к Томску Казанский университет за тем, чтобы, получив высшее образование, вернуться в Сибирь. Так поступил, например, Филолог Рудаков, окончивший гимназию в первом выпуске. После обучения в Казанском университете он преподавал в родной Томской гимназии, позже был директором гимназии и училищ Тобольской губернии, затем – главным инспектором училищ Восточной Сибири. Выпускник Томской гимназии и Казанского университета Михаил Берестов впоследствии служил председателем Томского губернского правления.
     Конечно, жизнь Томской гимназии не была безоблачной, не все ее преподаватели отличались преданностью делу, не все ученики – прилежанием и одаренностью. О темных сторонах гимназического существования середины XIX–го столетия с болью писали бывшие ученики Николай Наумов и Николай Ядринцев. Последнего особенно угнетало то, что гимназические учителя «постепенно теряли свои знания, забывали, обленивались, усваивали жизнь и привычки невежественной среды, пускались до мещанской жизни или спивались и сходили с ума… Всякая интеллигентность стерлась, науки как будто и не существовало. Педагоги потеряли до того уже всякий образ образованных людей, что перепугались, когда приехал в Томск известный литератор C. В. Максимов описывать Сибирь и каторгу…»15
     Первое  женское учебное заведение в  Томске (частное) открылось только в 1844 году, в нем училось 21 человек.
     Ко  второй половине XIX столетия в Томске создана система образовательных  учреждений. Здесь работают мужская и женская гимназии, духовное училище, начальные школы.16
     До  половины XIX века Томск не имел понятия  о театре, и только в 1848 году сюда заехала странствующая труппа актеров. О труппе известно, что руководил ею некто Маркевич, и артистов было немного. Первый спектакль был дан в помещении манежа гарнизонных казарм (сейчас здесь стадион “Труд”) и прошел при полном аншлаге. Вскоре после отъезда   труппы Маркевича в городе появились самодеятельные любители театра, за небольшую плату ставившие спектакли для солдат местного гарнизона, так как играть спектакли можно было только в гарнизонном манеже, здания для театра в городе не было.
     Лишь  в конце первой половины XIX века (в 1850 году) в Томске в городской роще (на месте нынешнего главного корпуса медицинского университета) было построено деревянное здание первого театра. Городской глава, золотопромышленник Николай Филимонов добавил собственные средства на его строительство. С этого времени Томск получил возможность постоянно принимать у себя артистов. Постоянной труппы в городе не было, и в ожидании странствующих актеров театр порой пустовал несколько лет подряд.17
     Поначалу  помещение театра производило приятное впечатление: с обеих сторон зала было устроено по шесть лож, в центре его – десять рядов диванов, имелась и галерея. Диваны, борта лож и галереи были обиты красным сукном. В центре зала висела большая люстра, а на колоннах между ложами – канделябры. Все это, по мнению очевидцев, “признавалось очень порядочным”, театр привлекал артистов и зрителей. На спектакли приходили даже зрители Заисточья – татары и бухарцы с женами, традиционно отдаленные от других горожан особенностями своей национальной культуры и религии.
     Вскоре  Н. Е. Филимонов, как известно, разорился и передал театр городскому обществу, которое не особо о нем заботилось: театр обветшал. В губернской газете так описывался этот театр:  «Надо признаться, что только отчаянный любитель решится идти в наш театр, где он рискует быть пронизанным холодом, сыростью и сквозным ветром, рискует задохнуться в коридоре от угара, чада и табачного дыма, рискует отсидеть себе ноги, вскарабкавшись на немилосердные табуретки…».18 Тем не менее, театр в городе был очень популярным развлечением. Цены на билеты устанавливались очень высокие и посещали его в основном верхушки томского общества, галерка же обычно оставалась незаполненной. И все же едва ли не каждую зиму ставились в нем по десять-двадцать спектаклей. Иногда – благотворительных, как это случилось 4 февраля 1855 года “в пользу раненых и семейств убитых воинов Томского егерского полка”.19 Шла Крымская война.
     Большим успехом у купцов пользовались душераздирающие  бытовые драмы с непременными убийствами. Ложи театра напоминали собой  стойла конюшни. Купцы покрывали  эти ложи коврами, а посреди ставили стол с самоваром и чайным прибором, с во время представления купечество наслаждалось любимым чаепитием, попеременно с более “существенными” напитками.
     В 1880 году томский театр представлял  собой нечто среднее между  обширным сараем и деревянным бараком, крытым полусгнившим тесом. В 1882 году он был продан на слом за 200 рублей.
     На  Московском тракте купцом Е.И. Королевым  было выстроено первое в Сибири каменное здание театра. Оно было не только красивым, но и более вместительным и  удобным. Здесь проводились не только спектакли, но и маскарады, быстро завоевавшие популярность в городе. К концу XIX веке в томском театре, по-прежнему не имевшем постоянной труппы и принимавшем заезжих гастролеров, начинают ставиться серьезные спектакли: “Горе от ума” А.С. Грибоедова, пьесы Шекспира, Островского, Гоголя. Были и оперные постановки: “Травиата”, “Евгений Онегин”, “Иоланта”… Театр постепенно превращается в средоточие культурной жизни города.20
     В первой половине XIX века в Томске жили крупные деятели русской науки  и среди них – выдающиеся инженеры и изобретатели, начальники Алтайских горных заводов П. К. Фролов (1822-1830 гг.) и П. П. Аносов (1847-1851 гг.). П. Фролов был создателем огромной вододействуюшей машины на горных заводах Алтая и проложил первую в России железную дорогу для доставки руды из Змеиногорского рудника на завод, облегчив тем самым тяжелый труд алтайских рабочих и приписных крестьян.
     П. П. Аносов был передовым человеком  своего времени. Основоположник науки  о строении стали и ее тепловой обработки, он раскрыл секрет изготовления “ булата”. Цель своей работы он видел в том, чтобы сделать сильней и могучей свою родину. Он искал сближения с декабристом Гавриилом Степановичем Батеньковым, «радушно принимал его и бывал у него запросто».21 Через П. Аносова Батеньков сумел вызволить с каторги петрашевца Толля.
     Любимым развлечением трудового населения  Томска издавна служили кулачные бои, когда “стенка на стенку”  ходили друг на друга жители Заисточья  и Воскресенской горы. Вообще, показать свою удаль, померяться силой, похвастаться сноровкой Томичи любили, может быть, храня генетическую память о подвигах своих предков предшествовавших столетий. Рассказывали, что некоторые Томичи были настоящими богатырями. “Завидным телосложением и здоровьем” славился купец-откупщик и золотопромышленник Степан Сосулин. Легендами обросла личность томского мещанина Якова Белынина. А про купцов Серебренникова и Коломыльцев рассказывали, что они любили потешиться, перекидывая друг другу через забор двухпудовую гирю.
     Общественная  жизнь второй половины XIX веке определяется общей либерализацией в стране, связанной с отменой крепостного права и началом буржуазной реформы.
     Некоторое оживление в общественную жизнь  Томска внесли публичные лекции известного публициста С. С. Шашкова в 1865 году по истории Сибири. В них он подробно описывал злоупотребления сибирской администрации, кабалу и гнет купечества и кулаков. Лекции его вызывали негодование местных чиновников и купцов, но зато были восторженно приняты передовой молодежью, бурно поддерживавшей призыв лектора: “Нам нужен университет”. Только поспешный отъезд С. С. Шашкова в Красноярск спас его от расправы местных властей.22
     Большим событием в культурной жизни Сибири явилось открытие в 1888 году университета в городе Томске. Этому событию  предшествовала долгая и довольно напряженная борьба. Развивающемуся капитализму нужны были квалифицированные специалисты для промышленности, торговли, сельского хозяйства. Удовлетворяя эти запросы, царизм вынужден был открывать университеты и другие высшие учебные заведения.
     В 1885 году университет был готов  к приему студентов, но правительство  медлило с его открытием. Известный  реакционер Катков на страницах “Московских  ведомостей” пугал правительство  ужасными перспективами: «В Томске образовался целый штат социалистов, собранных со всех концов Сибири… Революционные кадры уже готовы. Ожидается только прибытие новобранцев в виде томских студентов, а может быть и профессоров».23
     Университет был открыт только в 1888 году, да и  то лишь в составе единственного  медицинского факультета, с набором в 72 человека, из них 42 выпускника духовных семинарий. Только в 1898 году был открыт второй факультет – юридический.
     В 1900 году был открыт в Томке технологический  институт, а в 1902 году – учительский  институт.
     Если  до открытия вузов Томск был типичным провинциальным городом, то с появлением их он становится культурным центром края. В томские вузы поступали учиться не только сибиряки, а и значительная часть молодежи из европейской части России, которая приносила сюда культурное и научное наследие, а также опыт русского освободительного движения и активизировала революционную деятельность местных кружков.
     Во  второй половине XIX века Сибирь продолжала оставаться местом каторги и ссылки, ежегодно 18-20 тысяч ссыльных направлялось в Сибирь. В Томской губернии один ссыльный приходился на 12 жителей.
     В Томске создался кружок ссыльных вокруг “Сибирской газеты”. Этот кружок прозвали “штабом социалистов”, собранных  со всех концов Сибири.
     Редакционное  ядро “Сибирской газеты” составляли народники. Очень близко сошелся с редакцией “Сибирской газеты” писатель К. М. Станюкович, бывший издатель демократического журнала “Дело”, высланный в Томск в 1885 году. Сида он прибыл со своей семьей. Он поселился в глухом Затеевском переулке и на первых порах держался особняком, сотрудничая в либеральных столичных журналах. Вскоре он близко сошелся с местной колонией ссыльных и поместил на страницах газеты роман-фельетон из местной жизни “Не столь отдаленные места”. Здесь же в Томке, Станюкович написал лучшее свое произведении “Морские рассказы”, которое переиздавалось несколько раз. По мотивам их создан советский кинофильм “Максимка”.
     К редакции “Сибирской газеты” примыкал обширный контингент сотрудников, главным  образом из политических ссыльных, разбросанных по всей Сибирь. «Сибирка» составляла предмет глубокого уважения сотен изгнанников, разоблачавших на ее страницах злоупотребления и насилия местных помпадуров, хищничество и изощренную эксплуатацию сибирских кулаков. Конечно, дальше местных вопросов эта критика не шла. Но даже такое направление «Сибирской газеты» привело к закрытию ее в 1888 году.24
     Политические  ссыльные в Томске принимали активное участие в деятельности Томского “Общества попечения о начальном  образовании”, лозунгом которого было: “ни одного неграмотного”, но жандармское начальство вскоре запретило ссыльным состоять в этом безобидном филантропическом обществе.
     Под влиянием революционного движения в  Европейской России и политических ссыльных в Томске сравнительно рано возникли первые социал-демократические кружки среди рабочих и студентов.
     Первый  в Сибири марксистский кружок был  образован в Томске студентами университета в 1894 году. Его организовал студент  Владимирский М. Ф. (впоследствии видный партийный работник, председатель Центральной ревизионной комиссии КПСС, умер в 1951 году), прибывший сюда из Нижнего Новгорода, где он получил политическое воспитание в марксистских кружках.
     В начале XX века Томск становится одним  из центров революционного движения в Сибири.25
     Томск можно назвать одним из лучших культурно-исторических и православных центров России. До Октябрьской революции 1917 года в городе было несколько соборов, более 30 православных церквей, часовни и монастыри. Столь интенсивное культурное и научное развитие способствовало созданию библиотек и развитию библиотечного дела в Томске. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Библиотечное дело в Томске  (XIX век)
     В первой половине XIX века библиотечное дело в Томске развивалось интенсивно. В связи с реформой народного просвещения и созданием сети гражданских учебных заведений на востоке страны значительно выросло количество учебных заведений и учащихся в них. Увеличилось и число библиотек  при учебных заведениях. Они создавались на основе уставов учебных заведений и состояли из фундаментальных, способствовавших образованию преподавателей и повышению их профессиональных знаний, и ученических, обеспечивавших учащихся учебниками и книгами для внеклассного чтения.
      В начале XIX века расширилась сеть библиотек духовного ведомства. Этому способствовало реформирование преподавания в церковных школах и училищах, значительное увеличение числа учебных заведений, особенно низших – уездных и приходских училищ.
      Существенную  роль в культурной жизни Томска играла библиотека Томского мужского Богородице-Алексеевского монастыря, превратившегося в XIX в. в один из самых авторитетных монастырей Томского края. Богатую библиотеку имел Долматовский монастырь.26
        Обращают на себя внимание библиотеки уездных училищ, многие из которых были открыты для  читателей и служили как публичные. Одной из старейших была библиотека Томского уездного училища. Известно, что библиотека открылась в 1811 году. В это же время малое народное училище было преобразовано в уездное с более углубленной программой. Благодаря довольно обширной библиотеке, в которой также находился и минералогический кабинет, ученики окончившие уездное училище обладали довольно большим объемом знаний.
      Идея  создания сети публичных библиотек  в губернских центрах России принадлежала Вольному экономическому обществу, от лица которого известный государственный деятель адмирал Н. С. Мордвинов обратился в апреле 1830 г. к правительству Николая I с соответствующим предложением. Необходимость открытия библиотек в провинции обосновывалась, прежде всего, той пользой, которую они могли принести народному просвещению, развитию науки и промышленности.
      Во  всех губернских городах России предполагалось  открыть 52 публичные библиотеки, причем оговаривалось, что государство  не выделяет на их содержание и комплектование фонда денежные средства. В число губернских городов вошли и административные центры Сибири.
      Учреждение  библиотек и контроль за их работой  с 1831 по 1834 г. были возложены на министерство народного просвещения, которое  первое время пыталось содействовать  развитию библиотечного дела. Самая существенная его поддержка выразилась в организации пожертвований – сначала частных лиц, потом различных учреждений и обществ – в пользу создаваемых библиотек, а также бесплатной рассылки книг. В губернских городах, по циркулярному предписанию 1830 г., местные власти сами должны были изыскать средства на строительство библиотечных зданий, приобретение книг и обеспечение работы библиотек.27
      В Томске в 1830 – 1832 гг. были предприняты  подготовительные меры по устройству публичной библиотеки. Городская дума уступила под библиотеку часть занимаемого ею дома. Были привлечены общественные средства и пожертвования. 26 августа 1833 г. состоялось открытие Томской публичной библиотеки. Ее попечителями стали директор училищ Томской губернии И. Новотроицкий и начальник III отделения общего губернского правления В. Беляев. Библиотечная работа выполнялась на общественных началах.
      Первые  годы своего существования публичная  библиотека была заметным явлением в  общественной жизни Томска, пользовалась вниманием горожан. Наибольшее число читателей было  в 1836 г. – 51 человек, в основном – мелкие чиновники, канцелярские служащие, мещане и крестьяне (72,2%). Затем интерес горожан к библиотеке падает, число читателей уменьшается в 1840 и 1841 гг. до 9 и 10 читателей соответственно.  Начиная с 1838 г. библиотека лишилась и добровольной материальной поддержки горожан, что подтверждает падение интереса к ней. Это было вызвано, прежде всего, тем, что библиотека являлась платной, а большинство читателей принадлежало к демократической среде, на которой особенно ощутимо сказался рост цен в результате золотопромышленного бума в Томске, начавшегося с конца 30-х гг. Количество читателей уменьшается и за счет учащихся, которым, по-видимому, было запрещено посещать библиотеку. Свою роль в сокращении количества читателей сыграли и существенные недостатки в работе самой библиотеки: небрежное хранение книг и журналов, хищение литературы, а главное, прекращение в конце 30 – начале 40-х гг. поступления книжных новинок. В конце 50-х гг. большинство жителей не знали о существовании библиотеки. Из достаточно массовой и авторитетной она превратилась в библиотеку, почти целиком обслуживающую чиновников учебного ведомства. Библиотека практически прекратила свое существование в 1859 г., когда в доме, где она размещалась, произошел пожал. В отчете Томского гражданского губернатора за 1860 г. о ней было сказано: “Публична библиотека города Томска в весьма плохом состоянии, и никто ею не пользуется”. 28
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.