На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ сущности и роли Федерального Собрания в системе органов государственной власти РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

      Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

 
    Данная  курсовая работа посвящена такому важному  органу государственной власти РФ, как парламент. Проблемы становления и развития  российского парламента очень актуальны. От того, каким он будет, зависит укрепление демократии в нашей стране.
    В соответствии со статьей 94 Конституции  РФ Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
    Конституционное закрепление основ организации  и деятельности парламента РФ имеет  большое значение для развития российского  парламентаризма. Достаточно высокий статус парламента и имеющиеся у него "сдержки и противовесы" по отношению к Президенту, исполнительной и судебной властям, позволяют ему обеспечивать стабильное функционирование демократических институтов власти в Российской Федерации.
    В качестве одной из основ конституционного строя ст. 3 Конституции закрепляет народовластие, выражающееся в том числе и в представительной демократии. Эффективное функционирование парламента как проводника воли народа в законодательной деятельности и осуществлении иных полномочий способствует становлению демократического правового государства в России.
    Развитие  народного представительства - одно из важных средств обеспечения народовластия. Порядок формирования этого органа обеспечивает представительство всего  многонационального народа страны, всех ее субъектов.
    Конституция именует Федеральное Собрание законодательным  органом, определяя в качестве его  основной функции законотворчество. Это единственный законодательный  орган на федеральном уровне. Никто, кроме Федерального Собрания, не имеет права издать федеральные законы. Они имеют высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории РФ.
    Федеральное Собрание — сложный, многофункциональный механизм, имеющий разнообразные связи и отношения с другими государственными и общественными институтами. Отсюда его специфические особенности в формировании, функционировании и внутреннем устройстве.
    Вопросы, связанные с организацией и деятельностью  Федерального Собрания, а также проблемы становления и дальнейшего развития данного органа государственной власти РФ освещены в литературе достаточно полно, что говорит об изученности данной темы.
    Предметом рассмотрения  данной курсовой работы является Федеральное Собрание (Парламент РФ - состоящий из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы), как высший законодательный и представительный орган государственной власти.
    Цели  курсовой работы – Анализ сущности и роли Федерального Собрания в системе органов государственной власти РФ на основе действующего законодательства, раскрыть характерные признаки и черты Федерального Собрания РФ как парламента демократического государства.
    Для достижения этих целей ставятся следующие  задачи: проследить эволюцию представительных органов в Российском государстве, перечислить основные принципы деятельности Федерального Собрания, выявить основные черты Федерального Собрания как постоянно действующего представительного и законодательного органа государственной власти РФ, рассмотреть основные полномочия Федерального собрания и порядок его формирования, осветить проблемы парламента РФ с точки зрения его структуры и принципов построения.  Кроме того, необходимо проанализировать  источники литературы по данной теме и  отразить точки зрения разных авторов по некоторым вопросам.
 

Глава 1. Федеральное Собрание – парламент РФ

      1.1. Конституционные гарантии и основные принципы деятельности Федерального Собрания

     С принятием Конституции РФ 12 декабря 1993 года  в развитии и применении теории разделения властей в нашей стране начался новый период, который продолжается вплоть до настоящего времени.
 Конституция РФ 1993 года не только декларировала принцип разделения властей, но и довольно четко закрепила за каждой из ветвей власти круг относящихся к их ведению вопросов, их компетенцию.
     Согласно  Конституции РФ парламент Российской Федерации отвечает основным требованиям парламента демократического государства. Порядок его формирования и деятельности показывает, что он является парламентом федеративного государства. Это и предопределило его наименование — Федеральное Собрание. Он состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 94, 95).
     Конституция РФ учреждает Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную  Думу) как один из органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ч.1 ст.11). Поскольку эта статья помещена в гл.1 «Основы конституционного строя», изменить положение Федерального  Собрания в системе органов государственной власти можно только через сложный порядок пересмотра самой Конституции РФ.
           Другая важная гарантия, закреплённая в «Основах конституционного строя», состоит в том, что орган законодательной власти как часть системы разделения властей самостоятелен по отношению к другим органам государственной власти.1
     В процессе своей деятельности парламент РФ не зависит от Президента и судебной власти, хотя и тесно с ними взаимодействует. Взаимная сбалансированность полномочий помогает поддерживать конституционный правопорядок и реально обеспечивает Федеральному Собранию его высокий конституционно-правовой статус.
      Независимость – важнейшее условие успешного  выполнения парламентом своих функций. Федеральное Собрание не подчиняется  какому бы то ни было контролю со стороны  исполнительной власти. Оно самостоятельно определяет потребность в своих расходах, которые фиксируются в государственном бюджете, что обеспечивает ему финансовую независимость. Обе палаты создают себе вспомогательный аппарат, в деятельность которого исполнительная власть не вмешивается. Парламент сам определяет свою внутреннюю организацию и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности, руководствуясь только Конституцией РФ. И самое главное: никто не может вмешиваться в прерогативу Федерального Собрания по принятию законов.
         Вместе с тем законотворческая  независимость не является абсолютной. Она ограничивается через такие институты конституционного права, как референдум, поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без парламента; чрезвычайное и военное положение, которые приостанавливают действие законов; право Конституционного Суда РФ объявлять законы неконституционными; право Президента РФ распускать Государственную Думу при определённых обстоятельствах и другие институты. Эти ограничения вытекают из принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. 
           Федеральное Собрание не обладает  никакими юридическими полномочиями  для вмешательства в компетенцию  и деятельность других федеральных  органов государственной власти. Принцип сдержек и противовесов в организации системы высших федеральных органов проведен достаточно последовательно.
     Федеральное Собрание основывается на принципиально новом понимании народного представительства по сравнению с тем, которое определяло положение представительных органов прежде. Законодательные органы теперь не образуют единую вертикаль подчиняющихся снизу вверх всех Советов, хотя Федеральное Собрание занимает высшее положение как орган федеральной законодательной власти. Федеральное Собрание отражает реальный федерализм, построенный на строгом разделении предметов ведения и полномочий органов государственной власти Федерации и ее субъектов.
     Как представительный орган Федеральное  Собрание выступает выразителем интересов и воли всего многонационального народа, т. е. граждан Российской Федерации. Народное представительство обеспечивается демократической избирательной системой,  открывающей возможность избрания в парламент для каждого гражданина в соответствии с законом, в Федеральном Собрании представлены профессиональные политики безотносительно к их национальности или социальному положению.
   В Конституции РФ определена структура  Федерального Собрания как двухпалатного органа. В основу порядка образования Федерального Собрания положены принципы федерализма и многопартийности. 2
   Принцип федерализма призван обеспечивать интересы многонационального народа Российской Федерации, являющегося носителем суверенитета и единственным источником власти. На практике этот принцип реализуется в двухпалатной структуре Федерального Собрания. Одна из палат — Государственная Дума — представляет весь народ страны в целом. Другая - Совет Федерации - состоит из представителей каждого субъекта Российской Федерации. Из этого следует, что при формировании Совета Федерации проводится принцип равенства субъектов Федерации. При существенных различиях и в территориальном отношении и по численности населения, субъекты Российской Федерации равно имеют по два представителя в Совете Федерации.
 Конституция не называет палаты Федерального Собрания верхней и нижней, однако сложившееся в мировой практике различие между верхними и нижними палатами парламентов наблюдается и в Федеральном Собрании. Это дает основание характеризовать Совет Федерации как верхнюю, а Государственную Думу - как нижнюю палату Федерального Собрания.
 Двухпалатная  структура российского парламента принадлежит к тому типу, который  определяется сравнительной слабостью  верхней палаты. Это выражается в возможности для Государственной Думы преодолевать возражения Совета Федерации в случае разногласий между палатами по большинству законов, хотя Совет Федерации и имеет некоторые важные специальные полномочия.3
     Многопартийная система — это один из институтов современного общества, без которого невозможна представительная демократия. Парламент, как главный элемент представительной демократии, не может считаться демократически избранным без соперничества партий в политической борьбе за депутатские мандаты. На принципе многопартийности основываются формирование и деятельность Государственной Думы.
     Участие политических партий в деятельности парламента разнообразно. Это создание партийных фракций, участие в прениях, отстаивание своих позиций и взглядов, принятие решений в соответствии с установками своих партийных органов и так далее.

 Двухпалатная  структура Федерального Собрания предполагает значительную самостоятельность палат, что проявилось в их компетенции и в том, что они заседают раздельно (ч.1 ст. 100).

1.2 Порядок формирования палат Федерального Собрания

1.2.1 Порядок формирования Совета Федерации

 
 Совет Федерации основывается на равном представительстве  субъектов Федерации, каждый из которых представлен в палате двумя членами - по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти. Исходя из того что, согласно ч. 1 ст. 65 Конституции, Российская Федерация имеет 83 субъекта, Совет Федерации должен состоять из 166 членов. Именно это общее число служит основой для определения долей, необходимых для принятия Советом Федерации решений или реализации групповых инициатив его членов.
 Данное  положение Конституции само по себе допускает различные способы формирования "верхней" палаты. В настоящее время Совет Федерации формируется на основании ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ"4
 Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин России не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.
 Член  Совета Федерации - представитель от законодательного органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного органа субъекта РФ путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.
 Представитель в Совете Федерации от исполнительного  органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий. Под исполнительным органом понимается исполнительный орган общей компетенции - президент, губернатор, глава исполнительной власти, или правительство субъекта Федерации.
 Полномочия  члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения об его избрании (назначении) и прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании (назначении) члена Совета Федерации вновь избранным соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ или высшим должностным лицом субъекта РФ.
 Ни  Конституция, ни ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ" не определяют долю состава палаты, которая должна быть укомплектована, чтобы палата считалась правомочной. Однако так как основная часть решений палаты принимается большинством голосов ее членов5 можно полагать, что она правомочна, если избрано (назначено) большинство ее членов.
 Совет Федерации не подлежит роспуску, однако без Государственной Думы он может  осуществлять лишь полномочия, перечисленные в ст. 102 Конституции РФ.

1.2.2 Порядок формирования и основания роспуска Государственной Думы

 
В соответствии с Конституцией Российской Федерации  в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации избирается 450 депутатов. Согласно закону, принятому думой четвертого созыва, для формирования фракции в Думе избираемой партии требовалось набрать не менее 7 % (против действовавшего ранее порога в 5 %), при этом были убраны нижний порог явки и возможность голосовать против всех, отменена мажоритарная система и голосование по одномандатным округам, членам одной партии запрещено проходить по спискам другой, а партиям запрещено объединяться в выборные блоки.
Таким образом депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы. 6
Федеральный избирательный округ, по которому избираются депутаты Государственной Думы, включает в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.7
     Ранее депутаты избирались по различным системам: половина палаты избиралась по одномандатным  округам (один депутат от каждого округа — так называемая мажоритарная система), а другая половина — по единому федеральному избирательному округу, когда депутаты определялись пропорционально количеству голосов, поданных за то или иное избирательное объединение (так называемая пропорциональная система).
     Изменение закона исходит из того, что новый  порядок выборов даст значительный стимул становлению в стране прочной партийной системы, приведет к сокращению числа мелких политических партий, улучшит распределение мандатов и представительство региональных групп кандидатов. 8
    Распределение депутатских мандатов начинается с  того, что сумма голосов избирателей, поданных по федеральному округу за федеральные  списки, делится на 450, т. е. число  распределяемых мандатов. Полученный результат есть первое избирательное частное. Затем число голосов, полученных каждым федеральным списком, делится на это избирательное частное. Целая часть полученного в результате деления числа есть число депутатских мандатов, которое получает соответствующий федеральный список кандидатов.
    Если  же после указанных действий остаются нераспределенные мандаты, то производится их вторичное распределение. Нераспределенные мандаты передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть (остаток) числа, полученного в результате первого деления. При равенстве дробных частей преимущество отдается тому федеральному списку кандидатов, за который подано больше голосов избирателей.
     Поскольку федеральный список разбит на региональные группы, то после определения депутатов по определенной части списка производится распределение мандатов внутри федерального списка, т. е. между региональными группами.
    Если  в результате всех этих действий Дума останется в неправомочном составе, нераспределенные мандаты передаются спискам кандидатов, не допущенных к их распределению. Эти мандаты распределяются пропорционально полученному числу голосов избирателей. Далее Центральная избирательная комиссия регистрирует депутатов и выдает им удостоверения.
    Одно  и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и  депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
На выборы в ныне действующую думу 5 созыва было выдвинуто 11 партий. Согласно итогам выборов, в Думу прошло 4 партии — Единая Россия (70 % мест), КПРФ (12,7 %), ЛДПР (8,9 %) и Справедливая Россия (8,4 %). Никакие остальные партии, набравшие в совокупности около 8,3 % голосов, не набрали по отдельности необходимых 7 % голосов избирателей, и в Думе не представлены.

1.3. Характерные признаки и черты  Федерального Собрания как парламента

     Впервые в Конституции нашего государства  закрепляется статус одного из органов государственной власти (Федерального Собрания) как парламента. Какие же признаки и черты характеризуют Федеральное Собрание как парламент?
     Во-первых, Федеральное Собрание РФ является представительным органом государственной власти РФ. Как представительный орган Федеральное Собрание выступает выразителем интересов и воли всего многонационального народа, т.е. граждан России. Народное представительство обеспечивается демократической избирательной системой.
     Во-вторых, Федеральное Собрание является парламентом РФ потому, что именно этот орган (и только он) наделён правом осуществлять законодательную власть на федеральном уровне, то есть принимать федеральные законы.
     В-третьих, российский парламент обладает такой  типичной для парламентов демократических государств функцией как контрольная. Например, Федеральное Собрание принимает (утверждает) федеральный бюджет и осуществляет парламентский контроль за его исполнением, утверждает указы Президента РФ о введении военного положения, чрезвычайного положения, назначает на соответствующие должности кандидатуры, предлагаемые Президентом РФ.
     В-четвёртых, Федеральное Собрание является постоянно  действующим органом. Конституционное  закрепление Федерального Собрания как постоянно действующего органа означает, что оно является парламентом Российской Федерации, поскольку только парламенту демократического государства свойственно такое качество, как постоянная деятельность в пленарном составе.
         И, наконец, признаком, характеризующим  Федеральное Собрание РФ как парламент, является его внутренняя структура, то есть наличие двух палат с разным правовым статусом, разветвлённой системой постоянных и временных комитетов, комиссий и других рабочих органов палат Федерального Собрания. Именно подобное структурирование характерно для учреждений, именуемых парламентом.

1.4 Полномочия палат Федерального Собрания

 
 Закрепляя полномочия палат российского парламента, Конституция РФ исходит из того, что Совет Федерации призван представлять интересы всех регионов страны, а Государственная Дума  -  различных групп населения страны.
 Существуют  три основные группы  полномочий  Федерального собрания,  которые установлены  Конституцией: относящиеся к исключительному ведению палаты (ст. 102, 103);  законотворчество (ст. 105); организация деятельности палаты (ст. 101).
 Статья 102 Конституции РФ к исключительному  ведению Совета Федерации относит:
    Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
 Совет Федерации как палата Федерального Собрания осуществляет представительство интересов субъектов РФ.  В соответствии с ч. 3 ст. 67 Конституции решение по этому вопросу Совет Федерации вправе принимать только при наличии взаимного согласия субъектов Федерации об изменении их границ. Поэтому для реализации Советом Федерации рассматриваемого полномочия требуется принятие органами власти субъектов, границы которых изменяются, соответствующего решения. Функция же Совета Федерации состоит в одобрении решения, принятого субъектами РФ, путем принятия собственного акта об утверждении изменения границ между ними.
    Утверждение указа Президента РФ о введении военного положения.
 Это положение обязывает Президента незамедлительно сообщить о введении военного положения на территории России или в отдельных ее местностях палатам Федерального Собрания. Это может рассматриваться как особая гарантия обеспечения интересов субъектов РФ, поскольку военное и чрезвычайное положения означают особый правовой режим деятельности государственных органов в субъектах Федерации.
    Утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
    Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ.
    Назначение выборов Президента РФ.
 Это могут быть как, очередные выборы, которые назначаются по истечении  срока полномочий Президента, так  и внеочередные - при досрочном прекращении его полномочий. Согласно ч. 2 ст. 92 Конституции РФ досрочно прекращаются полномочия Президента в случаях его отставки, неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. Ни Конституция, ни законодательство не урегулировали вопроса о назначении президентских выборов в случае смерти Президента РФ.
    Отрешение Президента РФ от должности.
 В процедуре  отрешения Президента от должности  Совет Федерации выступает в качестве верхней палаты парламента - на основании решения Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента он принимает окончательное решение по этому вопросу.9
    Назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.
    Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.
 Генеральный прокурор РФ считается назначенным  на должность, если за представленную кандидатуру проголосовало большинство общего числа членов Совета Федерации. Если кандидатура, представленная Президентом для назначения на должность Генерального прокурора, при голосовании не наберет требуемого количества голосов, Президент в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру. Генеральный прокурор РФ считается освобожденным от должности, если в результате тайного голосования за его освобождение от должности проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации.
    Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
 Счетной палаты образуется Советом Федерации  и Государственной Думой для  контроля за исполнением федерального бюджета. Состав аудиторов этого контрольного органа формируется палатами на паритетных началах, т. е. Совет Федерации назначает на должность и освобождает от должности половину состава Счетной палаты и заместителя Председателя Счетной палаты.10
 Решения по вопросам своего исключительного  ведения Совет Федерации принимает в форме постановлений.
 К исключительному  ведению Государственной Думы относятся:11
    Дача  согласия  Президенту РФ на назначение Председателя  Правительства  Российской  Федерации.
 Согласно  Регламенту ГД, в случае внесения в  Государственную Думу Президентом РФ предложения о кандидатуре Председателя Правительства РФ Председатель Государственной Думы незамедлительно извещает об этом депутатов. Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. Согласие Государственной Думы на назначение Председателя Правительства считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство общего числа депутатов.12 Если Дума отклонит кандидатуру на должность Председателя Правительства, Президент в течение недели со дня ее отклонения вносит предложение о новой кандидатуре.
 Президент вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата. При этом должны реализовываться конституционные требования о согласованном функционировании и взаимодействии участников этого процесса, т.е. Президент и Государственная Дума должны стараться договориться о взаимоприемлемых кандидатурах. Независимо от числа представлявшихся кандидатов после третьего отклонения представленной кандидатуры Государственная Дума подлежит роспуску.13
    Решение вопроса о доверии   Правительству  РФ.
 Вотум недоверия Правительству означает правительственный кризис, который может быть разрешен отставкой Правительства и созданием нового, которое пользовалось бы доверием Государственной Думы или роспуском Думы и избранием новой, с которой Президент нашел бы понимание в вопросе о правительственной политике. Мотивированное предложение о выражении недоверия Правительству РФ может вносить группа численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов "нижней" палаты. Государственная Дума рассматривает вопрос о выражении недоверия Правительству РФ в недельный срок после его внесения. Постановление о недоверии Правительству РФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Обсуждение вопроса о доверии Правительству РФ, поставленного Председателем Правительства РФ, проводится в аналогичном порядке
    Назначение на должность и освобождение от должности  Председателя Центрального банка   РФ.
 Президент РФ представляет на рассмотрение Государственной  Думы кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ не позднее, чем за три месяца до истечения срока полномочий Председателя Центрального банка РФ, который считается назначенным, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. В случае отклонения Государственной Думой кандидатуры, Президент РФ в течение двух недель вновь представляет кандидатуру для назначения на должность. Одна кандидатура не может быть представлена более двух раз.14
    Назначение  на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и  половины  состава  ее аудиторов.
 Государственная Дума назначает шесть аудиторов  Счетной палаты на 6-летний. срок, однако, наряду с этим, в отличие от Совета Федерации, назначает не заместителя Председателя, а Председателя Палаты. Согласно Регламенту ГД15, кандидатуры на должности Председателя и аудиторов Счетной палаты представляются Комитетом по бюджету и налогам. Назначение производится на сессии, ближайшей к моменту истечения полномочий назначенных в Счетную палату лиц. Для назначения Председателя и каждого из аудиторов требуется большинство голосов общего числа депутатов, т.е. не менее 226 голосов.
    Назначение на должность и освобождение от должности  Уполномоченного  по  правам  человека, действующего   в   соответствии   с  федеральным  конституционным законом.
 Уполномоченный  по правам человека в РФ  назначается  на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов тайным голосованием. Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека.
    Объявление амнистии.
 Амнистия - есть однократное освобождение от уголовной ответственности или  ее смягчение для лиц, совершивших  определенные актом об амнистии преступления до установленной в этом акте даты. Круг таких лиц может быть различным и определяться: видом совершенных преступлений, размером назначенных наказаний, возрастом, полом, наличием детей, прежними заслугами и иными обстоятельствами. Амнистия может быть общей или частной. Общая амнистия распространяется на всех лиц, подпадающих под общие условия акта, частная - на конкретных лиц, совершивших определенные преступления в определенном месте и в определенное время. Объявление амнистии осуществляется Государственной Думой путем принятия постановлений об объявлении амнистии и о порядке применения амнистии.
    Выдвижение обвинения против  Президента РФ для отрешения его от должности.
 По  вопросу об отрешении Президента РФ от должности никакого законодательного регулирования нет. Общая характеристика этого института содержится в Конституции16. Порядок выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента урегулирован также в главе 22 Регламента ГД. Отрешение возможно только на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Инициатива об этом должна исходить не менее чем от 1/3 депутатов Государственной Думы, причем при наличии заключения специальной комиссии, образованной Думой. Государственная Дума выдвигает обвинение 2/3 голосов от общего числа депутатов, которое должно быть подтверждено заключением Верховного Суда. Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

1.4.1. Федеральное Собрание как законодательный орган власти

 
         Главнейшим полномочием палат Федерального Собрания является законотворчество. Правовыми формами реализации компетенции Федерального Собрания Российской Федерации являются принимаемые им акты.
    В прерогативы законодательной власти входит разработка и принятие законов, на которых строится организация и деятельность всего государства. Закрепленные в законах правила обязаны соблюдать органы исполнительной власти, на их основе функционирует судебная система.17
    Федеральное Собрание принимает все виды федеральных законов, которые не могут противоречить Конституции РФ.
   Конституция РФ и Регламенты палат детально регламентируют законодательный процесс. В Российской Федерации законодательный процесс состоит из следующих основных стадий:
    законодательная инициатива и предварительное рассмотрение;
    рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой;
    рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой;
    рассмотрение законов в согласительной комиссии при возникновении разногласий;
    повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Советом Федерации;
    повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Президентом РФ;
    повторное рассмотрение Советом Федерации законов, отклоненных Президентом РФ;
    подписание и обнародование законов Президентом РФ.
     Некоторые из этих стадий являются только возможными, а не обязательными. Так, повторное рассмотрение закона в Государственной Думе возможно только в случае неодобрения этого закона Советом Федерации или отклонения Президентом РФ, то же самое — в отношении повторного рассмотрения закона в Совете Федерации и создания двухпалатной согласительной комиссии. 
     Внесение  законопроекта в парламент, порождающее  обязанность парламента начать рассмотрение данного законопроекта в соответствии с принятой процедурой, называется законодательной инициативой.
   Согласно  ч. 1 ст. 104 Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения.
   Законопроекты, согласно Конституции РФ, вносятся только в Государственную Думу. Этим закрепляется привилегия Думы начинать рассмотрение любого законопроекта, что исключает аналогичную возможность для Совета Федерации.
   Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу законопроектов и поправок к законопроектам, законопроектов о внесении изменений в действующие законы либо признании этих законов утратившими силу.
   Необходимым условием внесения законопроекта является представление вместе с ним ряда разработок и материалов, в том числе пояснительной записки с изложением концепции законопроекта, текста законопроекта, перечня актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данного законопроекта, финансово-экономического обоснования, заключения Правительства.
   Законопроект  направляется Председателем Государственной Думы в профильный комитет, который определяет соответствие законопроекта требованиям Регламента. Если все требования соблюдены, Совет Думы назначает один из комитетов ответственным по законопроекту, направляет законопроект в комитеты, комиссии, депутатские объединения, Президенту РФ, Правительству РФ, в Совет Федерации и в высшие суды (по вопросам их ведения) для подготовки отзывов, предложений и замечаний. Для работы над законопроектами комитеты создают рабочие группы.
   Законопроекты по предметам совместного ведения  Российской Федерации и субъектов РФ направляются субъектам РФ для подготовки отзывов. Обсуждение законопроекта в комитетах Государственной Думы происходит открыто. Подготовленный к рассмотрению законопроект направляется в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение палаты.
   Рассмотрение  законопроектов в Государственной Думе осуществляется в трех чтениях, если иной порядок не предусмотрен законодательством или Регламентом.
   В первом чтении обсуждается концепция  законопроекта, дается оценка соответствия основных его положений Конституции РФ, актуальности и практической значимости. По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний, отклонить законопроект или принять закон. В случае принятия законопроекта Дума устанавливает сроки подачи поправок к законопроекту и внесения его на второе чтение. Дума может также принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении.
   Решение по законопроекту, рассмотренному в  первом чтении, считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.
   В начале второго чтения законопроекта  с докладом выступает представитель ответственного комитета, который сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в комитете, поступивших поправках и результатах их рассмотрения. Затем выступают полномочный представитель Президента РФ, представители инициатора законопроекта, Правительства РФ. Председательствующий выясняет, имеются ли возражения фракций и депутатских групп или депутатов против поправок, включенных ответственным комитетом в законопроект при его доработке. Если такие возражения имеются, то предоставляется слово для их краткого обоснования, после чего проводится голосование об одобрении или отклонении поправки.
   По  окончании голосования по поправкам  председательствующий ставит на голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет. После повторного рассмотрения во втором чтении доработанного законопроекта председательствующий ставит на голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения. Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения возможных внутренних противоречии, установления правильных взаимосвязей статей и редакционной правки ввиду изменения текста законопроекта при втором чтении.
   При третьем чтении не допускаются внесение в законопроект поправок и возвращение  к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам.
   Федеральный закон принимается Государственной  Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Одобренный проект закона передается на рассмотрение Совета Федерации. Решение об этом оформляется постановлением.
   При любой численности избранных  депутатов и при любом количестве депутатов, участвующих в заседании, федеральный закон не может быть принят числом депутатов меньше, чем 226 человек, — это и есть конституционное большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.
   В соответствии с ч. 3 ст. 105 Конституции РФ принятые Государственной Думой федеральные законы передаются на рассмотрение Совета Федерации. Если в документах и материалах, сопровождающих поступившие из Государственной Думы федеральные законы по вопросам введения или отмены налогов, освобождения от уплаты налогов, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, другие федеральные законы, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, отсутствует заключение Правительства РФ, Совет Федерации вправе сразу же отклонить такие федеральные законы.
   Комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона, определяется Председателем Совета Федерации или по его поручению заместителем Председателя Совета Федерации.
   Установленный ч. 4 ст. 105 Конституции РФ 14-дневный  срок, в течение которого Совет Федерации рассматривает поступивший из Государственной Думы федеральный закон, исчисляется со дня, следующего за днем регистрации этого закона в Совете Федерации. В соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты Государственной границы Российской Федерации; войны и мира.
   Следовательно, конституционный срок в 14 дней предусматривает не завершение рассмотрения закона Советом Федерации, а только его начало. Начав рассмотрение закона в 14-дневныи срок, предусмотренный ч. 4 ст. 101 РФ, Совет Федерации обязан путем голосования принять решение об одобрении либо отклонении закона. При этом истечение указанного срока не освобождает Совет Федерации от данной обязанности. Закон, принятый по любому из вопросов перечисленных в ст. 106, не может считаться одобренным, если Совет Федерации не завершил его рассмотрение.
   Рассмотрение  закона на заседании Совета Федерации  начинается с оглашения заключения комитета и проекта постановления, внесенного комитетом. Затем палата большинством голосов от общего числа членов принимает решение одобрить или отклонить закон без обсуждения либо обсудить его на заседании палаты. По результатам обсуждения закона Совет Федерации может одобрить или отклонить его. Постановление Совета Федерации об одобрении федерального закона принимается большинством голосов от общего числа членов палаты.
   Если  закон, не подлежащий обязательному  рассмотрению в Совете Федерации, не был рассмотрен в течение 14-дневного срока, он направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Федеральный закон считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации. Решение об отклонении закона оформляется постановлением палаты. В постановлении об отклонении закона может содержаться перечень разделов, глав, статей, а также частей и пунктов статей данного закона, по которым необходимо преодолеть разногласия между Советом Федерации и Государственной, а также может содержаться предложение о создании согласительной комиссии.
   Для преодоления возникших разногласий  по федеральному закону, принятому  Государственной Думой и отклоненному Советом Федерации, создается согласительная комиссия.
   Согласительная  комиссия рассматривает лишь те положения закона, по которым возникли разногласия между Советом Федерации и Государственной Думой, стремясь выработать согласованные предложения в виде единого текста соответствующих положений, разделов, глав, статей, а также частей и пунктов статей рассматриваемого закона. Решения согласительной комиссии принимаются путем раздельного голосования представителей Совета Федерации и Государственной Думы. Решение считается принятым, если за его принятие проголосовали обе депутации. Если согласительная комиссия приходит к выводу о невозможности преодоления возникших разногласий данным составом согласительной комиссии, вопрос передается на рассмотрение Совета Федерации и Государственной Думы. В таких случаях Совет Федерации вправе изменить предложения по редакции отдельных положений закона, изменить состав депутации в согласительной комиссии, отказаться от участия в работе согласительной комиссии.
   В случае, если федеральный закон отклонен Советом Федерации, он передается Советом Государственной Думы на заключение ответственного комитета. По итогам рассмотрения закона этот комитет вносит на рассмотрение Думы проект постановления, в котором может предложить одно из следующих решений:
    снять федеральный закон с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой в связи с отклонением его Советом Федерации;                                                                      
    создать по предложению либо с предварительного согласия Совета Федерации согласительную комиссию на паритетных началах для преодоления возникших между Государственной Думой и Советом Федерации разногласий по отклоненному Советом Федерации закону;                            
    принять федеральный закон в ранее принятой Государственной Думой редакции.
   Если  Государственная Дума не приняла  предложения согласительной комиссии и выразила свое несогласие с мнением Совета Федерации об отклонении закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции. В этом случае закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов.
   Согласно  Конституции РФ, если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления  федерального закона отклонит его, то Государственная Дума вновь рассматривает  данный закон. Закон, отклоненный Президентом РФ, направляется Советом Государственной Думы на заключение ответственного комитета Государственной Думы или специально созданной комиссии палаты, которые рассматривают его в течение 10 дней. По итогам рассмотрения комитет или комиссия могут рекомендовать Государственной Думе одобрить закон в редакции, предложенной Президентом РФ, согласиться с предложением Президента РФ об отклонении данного закона, создать специальную комиссию для выработки согласованного текста или одобрить закон в ранее принятой редакции.
   После одобрения Государственной Думой отдельных предложений Президента РФ комитету или комиссии, готовившим заключение, поручается подготовить текст закона с включением в него одобренных Думой согласованных предложений Президента РФ; такой текст представляется Государственной Думе для одобрения в целом; закон считается одобренным, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Решение об одобрении федерального закона в ранее принятой Думой редакции, принимается большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Одобренный в ранее принятой Думой редакции Федеральный закон в течение пяти дней направляется Председателем Государственной Думы в Совет Федерации. Если же предложение об одобрении закона в ранее принятой редакции не набрало необходимого для принятия числа голосов, то федеральный закон считается отклоненным и дальнейшему рассмотрению не подлежит.
   Если  при повторном рассмотрении Государственной Думой закона, отклоненного Президентом РФ, он принят в новой редакции, то такой закон будет рассматриваться Советом Федерации как вновь принятый. Если же этот закон одобрен Государственной Думой в ранее принятой редакции, Совет Федерации вправе не открывать обсуждение и поставить на голосование вопрос об одобрении закона в ранее принятой редакции без обсуждения или открыть обсуждение. По окончании обсуждения вопрос об одобрении закона в ранее принятой редакции ставится на голосование. Закон считается одобренным, если решение об этом было принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации. Если же за его одобрение проголосовало менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации, закон считается отклоненным палатой.
  Согласно  Конституции РФ (ч. 2 ст. 108) федеральный  конституционный закон считается  принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Однако в остальном прохождение законопроекта в палатах в основном производится в порядке, установленном их Регламентами для федеральных законов.
  Федеральные конституционные законы принимаются по конкретным вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Это — чрезвычайное положение (ст.ст. 56, 88),  порядок принятия в Российскую Федерацию новых субъектов (ч. 2 ст. 65, ч. 1 ст. 137), порядок изменения статуса субъектов Российской Федерации (ч. 5 ст. 66), описание и порядок официального использования государственных символов — государственного флага, герба, гимна (ч.1 ст.70), порядок назначения референдума (п. "в" ст.84), военное положение (ч.3 ст.87), статус Уполномоченного по правам человека (п. "д" ч.1 ст.103), порядок деятельности Правительства РФ (ч. 2 ст. 114), судебная система (ч. 3 ст. 118, ч.3 ст. 128), порядок созыва Конституционного Собрания (ч. 2 ст. 135), образование новых субъектов Федерации (ч. 1 ст. 137).
      Принятый  федеральный конституционный закон Президент РФ не может отклонить.
   Порядок обнародования и вступления в  силу законов, принятых Федеральным  Собранием, регулируется Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». В соответствии с этим Законом на территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.
   Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».
   Закон устанавливает порядок вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов палат Федерального Собрания. Они вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

1.4.2. Контрольная функция Федерального Собрания РФ

 

     Когда говорят о парламентском контроле, то прежде всего имеют в виду право представительного органа участвовать в формировании исполнительных органов государственной власти, требовать от них отчета о своей деятельности и отправлять отставку министров или правительства в целом в случае признания их деятельности неудовлетворительной (вотум недоверия). Таким полномочием всегда и в полном объеме обладают парламенты в государствах с парламентской формой правления. Что же касается президентских республик то их парламенты этими полномочиями не обладают или обладают в урезанном виде, чем достигается стабильность органов исполнительной власти.18
     В Российской Федерации глава государства, избираемый населением путем прямых выборов, самостоятельно формирует Правительство, сталкиваясь только с одним конституционным ограничением: Председатель Правительства может быть назначен только при согласии Государственной Думы. Все другие члены Правительства при своем назначении согласия Государственной Думы не требуют. Палаты Федерального Собрания осуществляют назначение только на такие должности, которые не относятся к исполнительной власти (судей высших судов, Генерального прокурора РФ, Председателя, заместителя Председателя и аудиторов Счетной палаты РФ, Председателя Центрального банка РФ, Уполномоченного по правам человека РФ). Не обладают индивидуальными контрольными функциями депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, они не вправе давать должностным лицам органов исполнительной власти какие-либо указания или требовать отчета о деятельности. Конституция РФ предоставляет Думе право решать вопрос о доверии Правительству РФ, однако это не означает автоматической обязанности Правительства уйти в отставку, вопрос о его судьбе решает сам Президент. Тем более не влечет таких последствий вынесение Думой решения о недоверии отдельным членам Правительства. Дума не вправе также требовать от Председателя и членов Правительства отчетных выступлении в палате. Следовательно, Правительство РФ не ответственно перед Федеральным Собранием и не подотчетно ему.
     В соответствии с Конституцией РФ (п. «б» ст. 84) Президент РФ имеет право распустить Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ. Данный институт предусмотрен на случаи возникновения непримиримых разногласий между законодательной и исполнительной властью. Он имеет определенное устрашающее воздействие на Думу, которое может побудить ее к компромиссу. Если же роспуск все же будет осуществлен, то возникает возможность достижения согласия главы государства с новым составом палаты. Роспуск палаты как крайняя мера предусмотрен конституциями многих стран мира.
     Оснований для роспуска Государственной Думы всего три, они сформулированы в  ст. 111 и 117 Конституции РФ:
1) Дума  может быть распущена Президентом  РФ в ответ на трехкратное  отклонение представленных ей  кандидатур на должность Председателя  Правительства РФ;
2)  Дума  может быть распущена в случае, если в течение трех месяцев  она повторно выразит недоверие Правительству РФ;
3)  Дума  может быть распущена при выражении  ею недоверия Правительству, когда инициатором постановки вопроса о доверии является сам Председатель Правительства РФ.
     Роспуск Государственной Думы не может привести к бессрочному прекращению деятельности данной палаты, поскольку это могло бы парализовать Федеральное Собрание в целом. Конституция РФ (ч. 2 ст. 109) поэтому устанавливает, что в случае роспуска Думы Президент РФ назначает дату выборов, с тем чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.
     В Конституции РФ (ст. 109) есть и гарантии против произвольного употребления Президентом РФ своего права роспуска Государственной Думы. Таких гарантий четыре, они не допускают роспуска Думы в следующих случаях:
     1)  в связи с выражением ею  недоверия Правительству в течение  года после ее избрания;
     2) с момента выдвижения ею обвинения  против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации;
     3)  в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения;
     4)  в течение шести месяцев до  окончания срока полномочий Президента РФ.
     Предусмотренные Конституцией РФ гарантии против произвольного роспуска Государственной Думы способствуют ее стабильности и урегулированию разногласий законодательной и исполнительной властей без применения крайних мер.19
     Безусловным и сильным полномочием Федерального Собрания по контролю за исполнительной властью является контроль за исполнением государственного бюджета. Конституция РФ предусмотрела механизм такого контроля в Счетной палате РФ, создаваемой совместно Государственной Думой и Советом Федерации. Счетная палата ежеквартально проверяет ход исполнения бюджета и представляет об этом отчет палатам Федерального Собрания. Возможность Государственной Думы повлиять на бюджетно-финансовую политику правительства путем принятия законов несколько сдерживается конституционным требованием о том, чтобы финансовые законопроекты (о налогах, займах, изменение финансовых обязательств и др.) вносились в Думу только при наличии заключения Правительства РФ.
     Определенной  формой контроля со стороны парламента за деятельностью исполнительной власти следует считать участие обеих палат Федерального Собрания в отрешении Президента РФ от должности. Однако решение этого вопроса зависит не от одного Федерального Собрания. В какой-то мере контрольный характер носит полномочие Совета Федерации утверждать указы Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положения, а также право Федерального Собрания ратифицировать международные договоры.

1.4.3. Федеральное Собрание – постоянно действующий, профессиональный орган

 
          Федеральное Собрание является  постоянно действующим органом.  Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы осуществляют свою деятельность на постоянной и профессиональной основе. Профессиональная работа парламентариев – важный признак законодательного органа.
    Только  непрерывная работа Федерального Собрания обеспечивает правомерную работу по выполнению программы законотворчества парламента Российской Федерации.
     Постоянно действующий характер Федерального Собрания гарантируется тем, что  созыв палат не зависит от главы  государства, а обеспечивается по собственному праву, закрепленному Конституцией РФ.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.