На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ формы №1 бухгалтерского баланса и формы №2 отчета о прибылях и убытках

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ  ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ 
 

     Кафедра финансов и кредита 
 
 
 
 

     Дисциплина: Финансовый менеджмент 
 
 

     Тема  курсовой работы: Анализ формы №1 бухгалтерского баланса и формы №2 отчета о прибылях и убытках. 
 
 
 
 
 

       Выполнила: 
                                                                                     
 

              
     Научный руководитель курсовой работы «_____»__________________200__г. 
 
 

     Оценка  курсовой работы__________________ 
 
 
 

     Сокол, 2008
      
 

     
     Содержание. 

     Введение. 

     
    Нормативно  правовое регулирование анализа  финансового состояния предприятия.
 
     
      Структура и состав показателей, отражаемых в  форме №1 и №2.
 
     
      Характеристика  методик анализа в целях управления банкротством предприятия (Российский и зарубежный опыт).
 
     
    Применение  коэффициентного метода при анализе  финансового состояния.
 
     
      Расчет  показателей ликвидности и платежеспособности.
 
     
      Расчет  показателей финансовой устойчивости.
 
     
      Расчет  показателей деловой активности и оборачиваемости.
 
     
      Расчет  показателей инвестиционной активности предприятия.
 
     
     Предложения по обеспечению стабильности и улучшения финансовой устойчивости предприятия.
 
     Заключение. 

     Список  использованной литературы.
 

      «Возможно, вы не обретете богатства,
     используя всю доступную полезную информацию,
     однако  несомненно то, что вы потеряете все, если
     не  будете этого делать».                     Дж. Трейнор. 

     Введение. 

   Задачи  устойчивого развития предприятия  и его способности противостоять  неблагоприятным ситуациям являются приоритетными в условиях конкурентной среды.
   Целью курсовой работы является изучение анализа формы №1 бухгалтерского баланса и формы №2 отчета о прибылях и убытках.
   Поставленная  цель обусловила необходимость решения  следующих задач:
– изучение структуры и состава показателей, отражаемых в форме №1 и №2
– выявить  факторы, определяющие устойчивое развитие организации,
– раскрыть роль показателей, рассчитываемых с помощью использования форм № 1 и №2 бухгалтерской отчетности, при анализе финансового состояния в устойчивом развитии предприятий.
   Объектом  исследования выступает ОАО «Сокольский ДОК».
   Предмет исследования – комплекс теоретических  и методических вопросов обеспечения  устойчивого развития предприятий.
   При разработке методических положений, обосновании выводов и предложений использовались официальные статистические материалы, законодательные и нормативно-правовые документы Российской Федерации, публикации периодических изданий, отчетные данные ОАО «Сокольский ДОК».
   Основные  аспекты курсовой работы нашли отражение в Приказе Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности», ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 43н), ПБУ 9/99 «Доходы организации» (утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 32н), ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н)
   Проблемы  курсовой работы ранее отражались в книгах Ефимовой О.В. «Финансовый анализ», ВВ. Ковалев, О.Н. Волкова «Анализ хозяйственной деятельности предприятия», с помощью которых можно изучить логику, методические приемы и способы анализа финансового положения предприятия.
   Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка, включающего 7 наименований, 3 приложений. Содержание работы изложено на 33 страницах машинописного текста.
   Во  введении обосновывается актуальность темы исследовании, степень ее изученности, формулируются цель и задачи исследования, определяются его предмет, объект и  методы.
   В первой главе «Нормативно правовое регулирование анализа финансового состояния предприятия» описано современное состояние исследований в области устойчивого развития предприятий и сформирована авторская точка зрения на сущность данной категории, систематизированы факторы, оказывающие влияние на устойчивое развитие предприятий, и дана их классификация.
   Во  второй главе «Применение коэффициентного метода при анализе финансового состояния предприятия» рассмотрена роль показателей, рассчитываемых с применением форм №1 и №2 бухгалтерской отчетности в обеспечении устойчивого развития предприятий, приводятся результаты анализа данных показателей для предприятия ОАО «Сокольский ДОК».
   В третьей главе « Предложения по обеспечению стабильности и улучшения финансовой устойчивости предприятия» предложены программа мотивации реализации эффективных инвестиционных проектов в среде рядовых сотрудников предприятия, система защиты экономической информации организаций, универсальная методика оценки уровня потенциала предприятия как основного критерия обеспечения устойчивого развития экономических субъектов.
   В заключении обобщены основные результаты проведенного исследования и сформулированы выводы и предложения. 
 

 

      I. Нормативно правовое регулирование анализа финансового состояния предприятия. 

     
      Структура и состав показателей, отражаемых в  форме №1 и №2.
 
     Представление об эффективности работы любой фирмы даёт финансовая отчётность. Финансовая отчётность - это совокупность форм отчётности, составленных на основе данных бухгалтерского (финансового) учёта. Финансовая отчётность содержит информацию, позволяющую удовлетворить требованиям различных пользователей. В России объемы и формы бухгалтерской отчетности устанавливает Министерство финансов РФ.
     Бухгалтерская отчетность отражает имущественное и финансовое положение организации и результаты ее хозяйственной деятельности. Она составляется на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
     Отчетный  период - период, за который организация  должна составлять отчетность. Отчетная дата - дата, по состоянию на которую составляется бухгалтерская отчетность.
     Пользователь - юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации.
     Отчетным  годом является календарный год  с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года.
     Бухгалтерская отчетность состоит из:
     1. Бухгалтерского баланса.
     2. Отчета о прибылях и убытках,  приложений к ним и пояснительной  записки.
     3. Аудиторского заключения, подтверждающего  достоверность отчетности, если организация в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
    Бухгалтерский баланс - документ бухгалтерского учета, представляющий совокупность показателей, характеризующих финансовое и хозяйственное состояние фирмы на определенную дату, чаще всего на конец или начало календарного периода.
    По  своему строению бухгалтерский баланс - двухсторонняя таблица, где левая сторона (актив) отражает состав и размещение хозяйственных средств, а правая - (пассив) отражает источники образования хозяйственных средств и их целевое назначение. В бухгалтерском балансе должно присутствовать бязательное равенство актива и пассива. Поскольку пассивы представляют собой капитал и обязательства организации данное равенство можно представить в следующем виде: АКТИВЫ=КАПИТАЛ+ОБЯЗАТЕЛЬСТВА.
     В бухгалтерском балансе активы и пассивы приводятся только в стоимостных показателях. Каждый элемент актива и пассива баланса называется статьей баланса. Любая статья актива баланса позволяет получить следующую характеристику экономических ресурсов: в чем воплощена данная часть активов, где используются, их величина. Любая статья пассива баланса позволяет получить следующую характеристику источников образования экономических ресурсов: за счет какого источника данная часть активов создана, для какой цели предназначены, их величина.
     Все статьи актива и пассива баланса исходя из их экономической однородности сведены в определенные разделы баланса.
     Актив баланса содержит два раздела:
     I Внеоборотные активы;
     II Оборотные активы.
     Пассив баланса состоит из трех разделов:
     III Капитал и резервы;
     IV Долгосрочные обязательства;
     V Краткосрочные обязательства.
     Разделы в активе баланса расположены по возрастанию ликвидности, а в пассиве -по степени закрепления источников.
     Состав разделов баланса и порядок группировки в них статей регламентируются нормативными актами.
     В бухгалтерском балансе содержится совокупность моментных показателей, характеризующих активы хозяйства и источники их формирования на определенную дату.
     Таким образом, бухгалтерский баланс - это способ группировки активов хозяйства по видам и источникам их образования в стоимостном выражении по состоянию на определенную дату.
     В разделе I актива баланса "Внеоборотные активы" представлены все долгосрочные активы хозяйствующего субъекта: нематериальные активы, основные средства, долгосрочные финансовые вложения, капитальные вложения.
     Статьи группы "Нематериальные активы" оцениваются в балансе по остаточной стоимости. Остаточная стоимость данной группы активов определяется как разность между первоначальной (восстановительной) стоимостью и величиной начисленного износа.
     Также оцениваются статьи группы "Основные средства" за исключением статьи "Земельные участки". Износ по этому виду активов не начисляется. В балансе все основные средства и нематериальные активы представлены в одном разделе, независимо от сферы эксплуатации.
     По статьям группы "Финансовые вложения" отражаются вложения денежных средств и другого имущества в другие хозяйственные органы на срок более одного года; по статье "Капитальные вложения" - фактические затраты в незавершенном строительстве.
     В разделе II актива баланса "Оборотные активы" отражаются не текущие активы несколькими группами. В группе "Запасы" отдельными статьями представлены оборотные активы сферы производства. Сырье и материалы оцениваются в балансе по фактической заготовительной себестоимости. Затраты в незавершенном производстве могут быть оценены по нормативной себестоимости, по сумме прямых затрат или по фактической производственной себестоимости. В этом же разделе отражаются и предметы обращения: готовая продукция и товары отгруженные, расходы будущих периодов, которые должны оцениваться по фактической себестоимости.
     Вторую группу текущих активов представляют краткосрочные финансовые вложения в другие организации. Группа "Денежные средства" представлена статьями "Касса", "Расчетные счета", "Валютные счета", "Прочие денежные средства". В этом же разделе актива отражается и дебиторская задолженность как других организаций и лиц, так и работников данного хозяйствующего субъекта.
     Пассив баланса состоит из трех разделов (табл.1.2.). Раздел III баланса представлен собственным капиталом, а в разделах IV и V отражается привлеченный капитал.
     В разделе III баланса "Капитал и резервы" самостоятельными статьями отражены собственные источники образования имущества - уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал. В этом же разделе приведена нераспределенная прибыль предприятия прошлых лет и отчетного года. Самостоятельными статьями представлен непокрытый убыток.
     Статьи раздела IV баланса "Долгосрочные обязательства" характеризуют задолженность перед банками по кредитам и займам, полученным от других организаций на срок более одного года.
     Раздел V баланса "Краткосрочные обязательства" объединяет несколько групп краткосрочной задолженности: заемные средства, кредиторскую задолженность, резервы предстоящих расходов, доходы будущих периодов.
     По группе "Заемные средства" самостоятельными статьями отражается задолженность перед банками по краткосрочным ссудам и займам перед другими предприятиями.
     По статьям группы "Кредиторская задолженность" отражается задолженность поставщикам и подрядчикам за поступившие от них товарно-материальные ценности, дочерним и зависимым предприятиям, работникам организации, бюджету, социальным фондам.
     В зависимости от назначения, содержания и порядка составления различают несколько видов балансов.
      Сальдовый баланс характеризует в денежной оценке активы хозяйства и источники их образования по состоянию на определенную дату. Баланс составляется бухгалтерией организаций путем подсчета остатков (сальдо) по счетам.
      Оборотный баланс помимо остатков активов и источников их образования на начало и конец периода содержит данные об их движении (дебетовые и кредитовые обороты) за отчетный период.
      Вступительный баланс (начальный) это первый баланс, составляемый на дату регистрации организации. Актив такого баланса характеризует состав имущества хозяйствующего субъекта, с которым начинается его деятельность, а в пассиве - источники его возникновения. Вступительный баланс содержит меньше статей, чем последующие балансы, отражающие результаты хозяйственной деятельности за определенный период времени. Перед составлением вступительного баланса, как правило, проводится инвентаризация и оценка имеющихся ресурсов у организации.
     Заключительный баланс - отчетный документ о производственно-финансовой деятельности организации за определенный период времени. Он составляется на основе проверенных бухгалтерских записей (выверка оборотов и остатков по счетам, проверка инвентаризацией активов).
     Ликвидационный баланс предназначен для характеристики имущественного состояния организации на дату прекращения ее деятельности как юридического лица.
     Предварительный баланс разрабатывается заранее на конец отчетного периода с учетом ожидаемых изменений в составе имущества организации. Основой для составления такого баланса служат фактические бухгалтерские данные о состоянии активов и пассивов на момент его составления и ожидаемые данные о хозяйственных операциях, которые будут совершены до окончания отчетного периода. Предварительный баланс позволяет заранее установить финансовое положение организации в конце отчетного периода.
     Баланс-брутто включает в себя регулирующие статьи; используется для научных исследований, совершенствования информационных функций баланса и др.
     Баланс-нетто - баланс, из которого исключены регулирующие статьи: "Амортизация основных средств", "Амортизация нематериальных активов" и др. в современных условиях возросло значение баланса-нетто, так как он позволяет определить реальную величину активов организации. В настоящее время баланс-нетто является действующей отчетной формой.
     Отражая состояние экономических ресурсов на определенный момент времени, баланс раскрывает структуру активов и источников их образования в разрезе видов и групп, позволяет определить удельный вес каждой группы, взаимосвязь и взаимозависимость их между собой, служит источником информации, необходимой для выявления важнейших показателей, характеризующих его финансовое состояние.
     По данным баланса определяется обеспеченность активами, правильность их использования, размеры материальных запасов, соблюдение финансовой дисциплины, рентабельность работы и др. сигнализируя о недостатках в работе и финансовом состоянии, он служит основой выявления их причин.
     На основе данных баланса разрабатываются мероприятия по их устранению, контролируется правильность использования активов по целевому назначению. Он дает законченное и цельное представление не только о финансовом состоянии предприятия на каждый момент, но и о тех изменениях, которые произошли за тот или иной период времени. Последнее достигается сравнением балансов за ряд отчетных периодов.
     Отчёт о прибылях и убытках.
    Заполнение Отчета о прибылях и убытках регламентировано: ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 43н), ПБУ 9/99 «Доходы организации» (утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 32н), ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н)
    Отчет о прибылях и убытках составляется нарастающим итогом с начала года и характеризует достигнутые за отчетный период финансовые результаты.
    В Отчете о прибылях и убытках отрицательные  величины и те показатели, что бухгалтер должен вычесть, записывают в круглых скобках.
    Отчет о прибылях и убытках (форма N 2) содержит следующие сведения за отчетный и предыдущий периоды:
    раздел I - о прибыли (убытках) от продажи  товаров, продукции, работ, услуг (из выручки  нетто вычитают себестоимость продажи  товаров, продукции, работ, услуг, расходы на продажу и управленческие расходы, если они по учетной политике выделяются из производственной себестоимости и списываются на счета реализаций);
    раздел II - об операционных доходах и расходах с выделением процентов к получению и уплате (сумм процентов по ценным бумагам и сумм, причитающихся от банков за пользование ими остатками средств на счетах организации), доходах от участия в других организациях и прочих операционных доходах и расходах;
    раздел III - о внереализационных доходах и расходах, прибыли (убытках) до налогообложения, налоге на прибыль и иных аналогичных платежах, о прибыли (убытках) от обычной деятельности;
    раздел IV - о чрезвычайных доходах и расходах и чистой (нераспределенной) прибыли (убытках) отчетного периода, которую получают прибавлением к прибыли от обычной деятельности чрезвычайных доходов и вычитанием из полученной суммы чрезвычайных расходов.
    Справочно в отчете приводятся данные за отчетный и предшествующий периоды о дивидендах, приходящихся на одну привилегированную и обычную акции, и о предполагаемых в следующем году доходах на одну привилегированную и обычную акции.
    В расшифровке отдельных прибылей и убытков приводятся данные за отчетный и предшествующий периоды об отдельных  видах прибылей и убытков (штрафах, пени, неустойках; прибыли (убытках) прошлых лет; курсовых разницах по операциям в иностранной валюте и др.). Пунктом 23 ПБУ 4/99 установлен состав показателей, включаемых в отчет о прибылях и убытках:
    -выручка  от продажи товаров, продукции, работ, услуг за вычетом НДС, акцизов и т.п. налогов и обязательных платежей (нетто-выручка);
    - себестоимость проданных товаров,  продукции, работ, услуг (кроме  коммерческих и управленческих  расходов);
    - валовая прибыль; 
    -коммерческие  расходы;
    -управленческие  расходы; 
    -прибыль/убыток  от продаж;
    - проценты к получению; 
     - проценты к уплате;
     В соответствии с п.87 МСФО 1, следует  учитывать обстоятельства, которые  приводят к отдельному раскрытию  в отчете о прибылях и убытках  статей доходов и расходов:
     - списание стоимости запасов до чистой продажной цены или основных средств до возмещаемой суммы, а также их полное или частичное восстановление после списаний;
     - реструктуризацию компании и полное или частичное восстановление резервов в связи с затратами на реструктуризации;
     - выбытие основных средств;
     - выбытие инвестиций;
     - прекращающуюся деятельность;
     - урегулирование судебных споров; и
     - другие основания для полного или частичного восстановления сумм резервов.
     В соответствии с п.85 МСФО 1, организация обязана исключить представление каких-либо статей доходов и расходов в качестве чрезвычайных статей как непосредственно в отчете о прибылях и убытках, так и в примечаниях к финансовой отчетности.
     В МСФО установлен запрет на представление  в финансовой отчетности или примечаниях к ней каких-либо статей доходов или расходов в качестве чрезвычайных.
     В ПБУ 4/99 в отличие от Приказа Минфина  России от 22.07.2003 № 67н упоминаются  чрезвычайные доходы и расходы.
     В отчете о прибылях и убытках информация о расходах представляется в группировки по их функциональному назначению Компания должна представлять в отчете о прибылях и убытках или в примечаниях к нему анализ расходов, используя классификацию, основанную на характере доходов и расходов, или их назначения в рамках компании, в зависимости от того, какое представление является более надежным и дает более относимую информацию (п.88 МСФО 1). Компании поощряются в предоставлении анализа расходов в самом отчете о прибылях и убытках (п. 89 МСФО 1).
     Организации, классифицирующие расходы по назначению, обязаны раскрывать дополнительную информацию о характере расходов, включая расходы на амортизацию и расходы на вознаграждения работникам (п. 93 МСФО 1). Форма российского отчета о прибылях и убытках не предусматривает возможность включения классификации расходов по экономическому содержанию (они подлежат раскрытию в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности в соответствии с п.22 ПБУ 10/99).
     В Приказе Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности» в рекомендованном образце формы №5 содержится раскрытие расходов по обычным видам деятельности в разрезе экономических элементов.
      Отчет о прибылях и убытках составляется в основном по данным счетов 90 "Продажи" и 91 "Прочие доходы и расходы".
     В соответствии с ПБУ 9/99 выручка, операционные и внереализационные доходы, составляющие 5% и более от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются по каждому виду в отдельности.
     Операционные  и внереализационные доходы могут  отражаться в отчете о прибылях и  убытках за вычетом расходов, относящихся  к этим доходам, когда:
     - соответствующие правила бухгалтерского учета предусматривают или не запрещают такое отражение доходов;
     - доходы и связанные с ними расходы, возникающие в результате одного и того же или аналогичного по характеру факта хозяйственной деятельности, не являются существенными для характеристики финансового положения организации.
     Следует обратить внимание на то, что в России объем реализации может определяться кассовым методом и методом начислений.
     Предприятия-поставщики предпочитают кассовый метод, поскольку  и объем реализации и связанные с ним платежи и отчисления определяются по поступлению так называемых «живых» денег на банковские счета или в кассу предприятия. До поступления денег на банковские счета или в кассу предприятия отгруженная продукция остается собственностью предприятия-поставщика. При методе начислений стоимость отгруженной продукции показывается как выручка от реализации.
     Отметим, что метод начислений рекомендуется  Системой национальных счетов и международными стандартами финансовой отчетности.
     Показатели  объема реализации, исчисленные методом начислений и кассовым методом, отличаются на сумму отгруженной, но не оплаченной продукции.
     Выручка от реализации является основной статьей  доходов фирмы. Вместе с тем нельзя смешивать доходы с прибылью. Для определения прибыли из доходов надо вычесть расходы.
     Рентабельность фирмы и ее инвестиционная привлекательность зависят от доходов и расходов. В отчете о прибылях и убытках приведены следующие расходы: себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг; коммерческие расходы; управленческие расходы.
     В отчете о прибылях и убытках приведены фактические затраты, что не исключает анализа показателей плановой и нормативной себестоимости. В сочетании с балансом «Отчет о прибылях и убытках» позволяет определить и проанализировать показатели рентабельности фирмы.
     Оценка  финансовых результатов производится на основе данных Отчета о прибылях и убытках и начинается с преобразования его в более удобный для исследования вид:
    во-первых, если интервал исследования меньше года, необходимо произвести соответствующие пересчеты, так как отчет о прибылях и убытках в течение одного года выполняется нарастающим итогом;
     во-вторых, принятая форма отчета о прибылях и убытках создана по принципу одноступенчатой модели, в частности, себестоимость реализованной продукции  показана одной позицией, что крайне обедняет возможный анализ. Поэтому для построения полноценного отчета необходимо, как минимум, разделить затраты на реализованную продукцию, на переменные и постоянные затраты, используя для этого данные соответствующих рабочих форм бухгалтерского учета.
     Отчет о прибылях и убытках дает возможность  выполнить анализ финансовых результатов  фирмы за отчетный год и их динамику по сравнению с предыдущим периодом. Этот отчет содержит информацию о  формировании финансовых результатов. Характерно, что в отчете приведена выручка от реализации, очищенная от налога на добавленную стоимость, акцизов и других обязательных платежей. Эти суммы перечисляются в обязательном порядке в бюджет и в дальнейшем не участвуют в хозяйственном обороте фирмы и не оказывают влияния на формирование конечных финансовых результатов. 

      Характеристика  методик анализа в целях управления банкротством предприятия (Российский и зарубежный опыт).
 
     Управление  несостоятельными предприятиями является одной из главных проблем экономики  и законодательства не только экономически развитых стран, но и стран с переходной экономикой, к которым в настоящее время относится и Россия. В федеральном законодательстве введены некоторые понятия для однозначного определения участников процедуры банкротства.
     Кризисное предприятие – предприятие, имеющее  неисполненные финансовые обязательства  перед кредиторами, но не признанное банкротом в судебном порядке.
     Несостоятельное предприятие (банкрот) – предприятие, находящееся в состоянии банкротства.
     Банкротство предприятия (юридического лица) – признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
     Должник – предприятие, неспособное удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного Федеральным законом №6-ФЗ от 01.01.1998 г. "О несостоятельности (банкротстве)".
     Механизм  несостоятельности – судебная процедура  признания должника банкротом.
     Конкурсное  производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному  банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
    Современная экономическая наука использует большое количество приемов и методов прогнозирования финансовых показателей, в том числе в плане оценки возможного банкротства предприятия:
    -расчет  индекса кредитоспособности,
    -использование  системы формализованных и неформализованных критериев,
    -оценка  и прогнозирование показателей  удовлетворительности структуры  баланса.
    Одной из первых попыток использовать аналитические  коэффициенты для прогнозирования  банкротства считается работа У. Бивера, который проанализировал 30 коэффициентов за пятилетний период по группе компаний, половина из которых обанкротилась. Он сгруппировал все коэффициенты в 6 групп, при этом исследование показало, что наибольшую значимость для прогнозирования имел показатель, характеризовавший соотношение притока денежных средств и заемного капитала.
    Наибольшую  известность в этой области получила работа западного экономиста Э. Альтмана, разработавшего с помощью аппарата множественного дискриминантного анализа  методику расчета индекса кредитоспособности, позволяющего разделить организации на потенциальных банкротов и небанкротов.
    Индекс  Альтмана представляет собой функцию  от некоторых показателей, характеризующих  экономический потенциал предприятия  и результаты его работы за истекший период, и имеет вид:
    Z=3.3*K1+1.0*K2+0.6*R3+1.4*R4+1.2*R5,
    Где К1=прибыль до выплаты процентов  и налогов/всего активов,
    К2=выручка  от реализации/всего активов,
    К3=сбственный капитал (рыночная оценка) / привлеченный капитал (балансовая оценка),
    К4=нераспределенная прибыль/всего активов,
    К5=чистый оборотный капитал (собственные  оборотные средства)/ всего активов.
    Критическое значение индекса Z по Альтману составило 2,675. Также Альтман выделил интервал 1,81-2,99: если Z<1,81, то компания может быть отнесена к потенциальным банкротам, если>2,99, то наоборот.
    Для российских компаний применение данного  индекса не совсем приемлемо. Модель построена по данным американских компаний, а любая страна имеет свою специфику  организации бизнеса. Критерий Z построен по данным 50-х годов, когда за истекшие годы экономическая ситуация изменилась во всем мире. Суть модели Альтмана может быть реализована лишь в отношении крупных компаний, котирующих свои акции на биржах.
    Одно  из интересных предложений метода МДА  – оценка платежеспособности фирмы. Французы Ж. Конан и М. Голдер на основе изучения 95 малых и средних предприятий Франции разработали модель, позволяющую оценить вероятность задержки платежей фирмой в зависимости от значения дискриминантного показателя:
    Q=-0,16*Y1-0,22*Y2+0,87*Y3+0,10*Y4-0,24*Y5,
    Где Y1=(денежные средства +дебиторская задолженность)/итог баланса,
    Y2=(собственный капитал+долгосрочные пассивы)/итог баланса,
    Y3=финансовые расходы(расходы по обслуживанию займов)/выручка от реализации,
    Y4=расходы на персонал/добавленная стоимость(после налогообложения),
    Y5=прибыльдо выплаты процентов и налогов/заемный капитал
     Вероятность задержки платежей фирмами, имеющими различные  значения показателя при Q=0.210 = 100%, при Q=-0.164 =10%.
     За  последние 30 лет зарубежными бухгалтерами и экономистами было разработано множество модификаций таких моделей, так как с помощью МДА можно оценивать целые регионы и отрасли.
     В России возможность признания предприятия несостоятельным появилась с середины 1992 г., когда вышел первый Указ Президента, который впервые ввел процедуру банкротства. Чуть позже, 19 ноября 1992г., был принят Закон Российской Федерации №3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", который стал основой для последующего регулирования в этой области. Однако в связи с изменившейся экономико-политической ситуацией был принят новый Федеральный закон от 8 января 1998 г. №6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Таким образом, данный закон и его подзаконные акты являются, по существу, правовой основой для применения мероприятий по реорганизации в настоящее время.
     Необходимо  отметить, что закон не делает различий в отношении того, является ли предприятие  государственным или частным, он ко всем применяет одинаковые критерии, процедуры и требования. Другая важная черта этого закона состоит в  том, что судьбу предприятия, в конечном счете, решает арбитражный суд. Только он правомочен принимать решение о проведении реорганизационных мероприятий или об их отмене. Никакие решения других органов (как, например, собрания кредиторов или учредителей) по этому вопросу не имеют юридической силы и не порождают юридических последствий.
     Помимо  вводимых федеральным законодательством  основных понятий, связанных непосредственно  с банкротством, законодательством  определяются и основные признаки банкротства, определяющие условия начала процедуры банкротства. Так, юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. То есть, в основу определения признаков банкротства юридических лиц положен принцип "неплатежеспособности". Существо этого принципа заключается в следующем: если должник длительное время (свыше трех месяцев) не расплачивается с кредиторами по обязательствам и не вносит обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, предполагается, что он не в состоянии этого сделать, т. е. является неплатежеспособным.
     По  мнению западных юристов для того, чтобы федеральный закон о банкротстве соответствовал требованиям рыночно ориентированного законодательства, он должен, как и другие современные нормативно-правовые акты, содержать возможности реорганизации и ликвидации предприятий-должников в рамках процедуры банкротства. Процедура ликвидации должна быть ясно структурирована и соответствовать современным представлениям. Возложение ответственности за процедуру банкротства на суды и обучение (лицензирование) внешних управляющих Государственным органом по банкротству должно позволить в сравнительно короткое время ознакомить специализирующихся на этих вопросах людей, управляющих и юристов с новым законодательством о банкротстве. Единообразные процедуры банкротства служат тому, чтобы избежать возможных нарушений интересов участников процесса при применении различных процедур, как например, мирового соглашения или ликвидации. Кроме того, это единообразие позволяет продать бизнес предприятия.
     Как считают западные эксперты, принятый Федеральный закон "О банкротстве (несостоятельности)" соответствует основополагающим моментам законодательства о банкротстве Канады, США, Великобритании и других стран и действующим международным правовым нормам в области банкротства и несостоятельности. Как принято в этих странах, процедуры проходят под общим наблюдением суда и под постоянным руководством и наблюдением арбитражного управляющего на каждой отдельной стадии. Вместе с тем, основной проблемой дел о банкротстве, слушающихся в России, является недостаточное количество арбитражных судей.
     Процесс управления кризисными (несостоятельными) предприятиями должен быть эффективным, то есть, должен осуществляться таким  образом, чтобы затраты на проведение процедуры банкротства не превышали  доходов, полученных от процесса управления. Для этого в процессе управления необходимо применять некий набор приемов управления, которые в совокупности составляют методологию управления несостоятельными предприятиями в переходной экономике.
     Таким образом, методология управления несостоятельными предприятиями представляет собой систему общих правил (принципов), а также специальных приемов и методов антикризисного управления. Общие правила антикризисного управления исходят из положений социально-экономической теории и принципа диалектического метода познания. Они составляют теоретическую базу управления как науки.
     Теоретический (качественный) анализ объекта управления, основанный на социально-экономических  науках, всегда предшествует его детальному изучению и является необходимым  условием правильной организации процесса управления и безошибочного толкования его финансовых результатов. Необходимым условием успешного управления несостоятельным предприятием является понимание сущности объекта управления или технологического процесса, знание причин развития и особенностей конкретной обстановки. Так, прежде чем выработать управляющее воздействие и оценить насколько эффективны последствия принимаемых решений, необходимо выявить влияние отдельных факторов на изменение финансовых результатов объекта управления – несостоятельного предприятия, необходимо обосновать метод расчета эффективности мероприятий по выводу из кризиса либо отдельного предприятия, либо совокупности предприятий, то есть определить состав влияющих факторов и характер их воздействия. Решение этих вопросов требует соответствующих знаний экономики той отрасли, в которой функционирует предприятие.
     Методы стабилизации деятельности кризисного предприятия:
    методика мониторинга: позволяет выявить основные и второстепенные параметры, на основе измерения которых может быть диагностирован уровень кризиса и предприняты меры по недопущению несостоятельности;
    методика анализа причин кризисного состояния: предполагает использование иерархической системы, включающей экспертные оценки, ретроспективный анализ показателей, а также решение задачи оптимизации для поиска оптимальных путей вывода предприятия из кризиса;
    методика стабилизации и создания предпосылок к выходу предприятия из кризиса: заключается в определении степени несостоятельности и последовательном улучшении качества финансового состояния, позволяющего вывести предприятие из состояния кризиса.
    Механизм вывода предприятия из кризиса, включает:
    методику оценки возможностей финансового оздоровления: суть которой заключается в том, что анализ возможностей финансового оздоровления кризисного предприятия необходимо проводить вместе с составлением прогноза внутренней и внешней среды по ряду признаков, таких как:
      внешняя: анализ внешнего окружения, как по конкурентам, так и поставщикам и потребителям,
      внутренняя: анализ возможностей изменения продуктового ряда, как по ассортиментной, так и по технологической составляющей;
    методику разработки инвестиционных проектов и программ, суть которой заключается в предварительном ранжировании задач и выработке приоритетов для обоснования плана реализации инвестиционных проектов и программ;
    методику привлечения финансирования на реструктуризацию: состоящую в том, что в процессе разработки плана привлечения финансирования должна быть выбрана наиболее эффективная из возможных альтернатив привлечения финансирования, соответствующая избранной стратегии предприятия и утвержденным инвестиционным проектам и программам.
    Также следует отметить, что признание предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса не означает признание предприятия банкротом и не меняет его юридического статуса. Расчет и оценка критериев носят профилактический характер, позволяя констатировать собственником имущества факт неустойчивости финансового состояния предприятия. Согласно постановлению показателями для оценки удовлетворительности структуры баланса являются: коэффициент текущий ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, рассмотренные далее. 

    II. Применение коэффициентного метода при анализе финансового состояния. 

      Расчет  показателей ликвидности и платежеспособности.
 
     Ликвидность — это понятие, характеризующее подвижность активов предприятий, предполагающую возможность бесперебойной оплаты в срок кредитно-финансовых обязательств и законных денежных требований, когда они будут предъявлены. Следовательно, ликвидность предприятий проявляется в ее способности своевременно погашать свои долговые обязательства.
     Ликвидность баланса определяется при помощи ряда коэффициентов. Эти коэффициенты представляют собой соотношение различных статей актива баланса с определенными статьями пассива. Коэффициенты ликвидности показывают связь между величиной задолженности организаций и ее ликвидными средствами, которые могут быть использованы для погашения долга. Превышение суммы обязательств юридического лица над стоимостью принадлежащего ему имущества является признаком банкротства.
     Ликвидные средства — это активы организаций, которые могут быть довольно быстро реализованы. Необходимо производить группировку статей баланса по срокам возможной реализация активов организации.
     По  этому признаку активы баланса группируются на:
     • быстрореализуемые денежные средства; ценные бумаги, имеющие устойчивый спрос, например государственные ценные бумаги;
     • средне реализуемые денежные  средства: средства в расчетах и прочие активы;
     • медленно реализуемые средства: производственные запасы, включая незавершенное производство и готовую продукцию;
     • трудно реализуемые средства: основные средства и внеоборотные активы.
     В России для оценки платежеспособности предприятий обычно применяются коэффициенты текущей и срочной ликвидности.
     Коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия) характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия и рассчитывается как отношение оборотных средств к краткосрочным пассивам.
     На примере ОАО «Сокольский ДОК» (Стр.290-стр216-стр.244)/(Стр.690-стр.640-стр.650) на 31.12.2006г. =223194/180197=1,24
     На 31.12.2007г. 309705/244259=1,27
      Коэффициент текущей ликвидности позволяет  оценить, насколько краткосрочные обязательства покрываются ликвидными активами, т.е. в нашем примере на 1 руб. краткосрочных обязательств приходится 1руб27коп всех ликвидных средств. За 2007год коэффициент текущей ликвидности практически не изменился, составляет менее 2, это означает, что организация утрачивает способность к выполнению краткосрочных обязательств из текущих активов, что в условиях России является основанием для признания организации неплатежеспособной.
    Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует долю собственных  оборотных средств в общей их сумме
    Нг= 10000/115445=0,09      Кг=10644/209305=0,05
    Данный  коэффициент составляет менее 0,1, что  является основанием для признания  структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия – неплатежеспособным.
    Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности рассчитывается как отношение наиболее ликвидных активов к наиболее срочным обязательствам организации. =(Стр.240+стр.260+стр.250)/(Стр690-стр.640-стр.650)
    Нг=99793/180197 =0,55   Кг=89321/244259=0,37
     В состав наиболее ликвидных активов входят денежные средства, краткосрочные ценные бумаги и легкореализуемые требования, т.е. чистая дебиторская задолженность (задолженность за вычетом потенциальных сомнительных долгов). Наиболее срочные обязательства берутся такими же, как и для расчета коэффициента текущей ликвидности. Значение коэффициента срочной ликвидности неблагоприятно, так как оно не превышает 0,7—0,8%.
     Коэффициенты  текущей и срочной ликвидности — это моментные показатели, исчисляемые по состоянию на какую-то конкретную дату. Рассматриваемые в отдельности, эти показатели не обеспечивают приемлемой вероятности выделения неплатежеспособных предприятий. Выйти из положения можно за счет совместного использования коэффициентов ликвидности и показателей, характеризующих финансовую устойчивость предприятий.
     Коэффициент промежуточной ликвидности - это способность предприятия выполнять краткосрочные обязательства за счет денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, дебиторской задолженности и готовой продукции на складе:
     (Стр.260+стр.250+стр.240+стр.214)/(Стр690-стр.640-стр.650)
     Нг = (10000+1699+88094+34591)/180197=134384/180197=0,78
     Кг = (10644+78677+76720)/244259=0,68
     Рекомендуемое значение: 0,8 – 0,9.
     Коэффициент промежуточной платежеспособности и ликвидности позволяет лучше, чем коэффициент текущей ликвидности оценить платежеспособность, так как включает при расчете в состав активов их наиболее ликвидную часть.
     Коэффициент абсолютной ликвидности это способность предприятия выполнять краткосрочные обязательства только за счет свободных денежных средств и краткосрочных финансовых вложений:
     (Стр.260 + стр.250)/ (Стр.690 - стр.640 --стр.650)
     Нг=11699/180197=0,06
     Кг=10644/244259=0,04
     Показывает, какая часть срочных обязательств может быть погашена наиболее мобильными оборотными средствами.
     Рекомендуемое значение: 0,2 – 0,3.
     В течение анализируемого периода  перечисленные коэффициенты у ОАО "Сокольский ДОК" были в несколько раз ниже нормативов, что свидетельствует о дефиците наличных ресурсов. Повысить ликвидность можно за счет погашения обязательств, оплату которых предлагается производить за счет реализации некоторых основных фондов.
     Структура активов ОАО "Сокольский ДОК"
       01.01.2007 01.01.2008
     СТРУКТУРА ПОСТОЯННЫХ АКТИВОВ
             
     Нематериальные  активы      0,0%      0,0%
          Основные средства      80,7% 89,7%
     Незавершенные капитальные вложения      15,5% 10,2%
     Долгосрочные  финансовые вложения      0%      0%
     Прочие  внеоборотные активы      3,8%      0,1%
     === Итого      100,0% 100,0%
     Доля  в общих активах      47,4% 41,9%
     СТРУКТУРА ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ              
     Сырье и материалы      23,0% 21,3%
     Незавершенное производство      12,2% 20,7%
     Авансы  поставщикам      39,2% 25,3%
     Готовая продукция и товары      15,4% 24,6%
     Налог на добавленную стоимость      4,2% 4,1%
     Расходы будущих периодов      0,7% 0,5%
     Денежные  средства      4,4%      3,5%
     Краткосрочные финансовые вложения      0,9% 0%
     === Итого      100,0% 100,0%
     Доля  в общих активах      52,6% 58,1%
     Из  оборотных активов наибольшую долю занимают производственные запасы, что свидетельствует об ошибочной политике руководства предприятия в части формирования запасов, а также в низком платежеспособном спросе на продукцию ОАО "Сокольский ДОК".
      Коэффициент общей платежеспособности определяет долю собственного капитала в имуществе предприятия:=Стр.490/Стр.700
     Нг=6718/427349=0,015
     Кг=103080/535639=0,19
     Предприятие считается устойчивым, если Коп> 0,5. ОАО "Сокольский ДОК" усилило данный показатель, что повлияло на все остальные показатели финансовой устойчивости.
     Оценка  платежеспособности требует дифференцированного  подхода, если не к каждому предприятию, то хотя бы по группам в рамках отраслей, с учетом их специфики, типа производства, этапа развития, структуры, состояния оборотных средств и их оборачиваемости. Поэтому следует помнить, что рассмотренные коэффициенты не учитывают отраслевую специфику и тип производства, хотя и обладают значительной аналитической ценностью. 

     
      Расчет  показателей финансовой устойчивости.
 
     Под финансовой устойчивостью понимают способность организации своевременно из собственных средств покрывать затраты, вложенные в основной и оборотный капитал, нематериальные активы, и расплачиваться по своим обязательствам.
     Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств у организации, необходимых для ее финансовой устойчивости, и определяется как отношение собственных оборотных средств к фактической величине находящихся в наличии у организации оборотных средств. На конец отчетного периода коэффициент обеспеченности собственными средствами в соответствии с Положением № 1 постановления Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) Предприятий» не должен иметь значение менее 0,1%.
     Для расчета показателей финансовой устойчивости используют следующие  коэффициенты.
       Коэффициент автономии (Кав), соизмеряющий собственный (СК) и заемный капитал (ЗК):
      = Стр.490/стр.700 Н=6718/427349=0,015 К=103080/535689=0,19
     Данный  показатель непосредственно связан с коэффициентом общей платежеспособности, следовательно, его величина для  устойчивого предприятия должна быть больше единицы. В нашем примере только 1,9% активов предприятия сформированы за счет собственного капитала.
     Предприятие не обладает достаточной независимостью и возможностями для проведения независимой финансовой политики.
       Коэффициент заемного капитала
     (Стр.590+стр. 690-стр.640-стр.650)/стр.700
     Н=420631/427349=0,98
     К=432609/535689=0,81
     Коэффициент финансовой зависимости (мультипликатор собственного капитала)
     Стр.300/(стр.490-стр.460)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.