На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Оценка конкурентоспособности сока яблочного

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки РФ 
ГОУ ВПО «Нижегородский Коммерческий Институт»

Факультет менеджмента и коммерции
Кафедра Коммерческой деятельности в торговле и общественном питании 
 
 

Курсовая  работа
по дисциплине « Товароведение и экспертиза товаров »
на тему: «Оценка конкурентоспособности сока яблочного» 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 3 курса,
Группы  З – П Морозова Т.Н.
Проверила: Кундина Лариса Юрьевна
к.э.н., доцент кафедры коммерческой
деятельности  в торговле
 и  общественном питании. 
 
 
 
 
 

Нижний  Новгород
2010
     Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические основы конкурентоспособности……………………..6
1.1 Понятие  и определение конкурентоспособности………………………….6
1.2 Показатели  конкурентоспособности……………………………………….12
Глава 2 Исследование оцениваемого образца………………………………...21
2.1 Характеристика исследуемого объекта ………………………………….21
2.2 Методы определения конкурентоспособности…………………………..23
2.3 Оценка конкурентоспособности сока…………………………………….27
2.4 Результаты оценки конкурентоспособности………………………………32
Заключение………………………………………………………………………34
Литература………………………..…………………………………..………….36
 

     
     Введение 

     Товар - основа предпринимательской деятельности предприятия, если предприятие не имеет  товар, то ему нечего продавать, следовательно, ему не с чем выйти на рынок. Однако не каждый продукт труда может  стать товаром, он, прежде всего, должен иметь ценность для общества, то есть потребители должны проявить интерес  к этому продукту труда. Продукт  труда становится товаром также  в случае полной его коммерциализации, то есть доведение продукта до такого состояния, когда он полностью соответствует  уже существующим требованиям рынка. Например, опытный образец не может  являться товаром до тех пор, пока он не будет соответствовать установленным  требованиям ГОСТов, не будут устранены все недостатки и т.д.
     На  рынке товар определяет судьбу рыночной и всей хозяйственной политики предприятия-производителя. В силу этого обстоятельства вся совокупность мер, связанных с товаром, то есть его создание, производство и совершенствование, продвижение и реализация на рынках, сервис, а также снятие товара с производства, бесспорно, занимает центральное место во всей деятельности товаропроизводителя.
     Предприятие не сможет добиться коммерческого успеха на рынке, удержать свои позиции и  преимущества в конкурентной среде, если не определит для себя, что  составляет его конкурентоспособность  и не определит круг задач по повышению  конкурентоспособности.
     Изучение  конкурентоспособности товара сегодня  очень актуально, оно должно вестись  непрерывно и систематически. Это  дает возможность уловить момент, когда данный показатель начнет снижаться. В итоге можно вовремя принять  то или иное оптимальное решение: снять изделие с производства или модернизировать его, перевести  на другой рынок и т.д. Выпуск на рынок  нового изделия прежде, чем старое исчерпало все возможности своей конкурентоспособности, нецелесообразен с экономической точки зрения.
     Конкурентоспособность организации (производителя товаров  и услуг) – это ее способность  осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и получать при  этом прибыль, достаточную для научно – технического совершенствования  производства, стимулирования работников и поддержания готовой продукции  на высоком качественном уровне.
     Конкурентоспособность товара (или услуги) – это его  способность быть выгодно проданным  в условиях конкретного рынка. Она  является важнейшей характеристикой  товара (услуги) и обуславливается  следующими факторами:
    качеством;
    ценой;
    затратами в сфере потребления;
    качеством продукции;
    качеством сервиса и т. д.
     Эти факторы формируют у потребителя  покупательские предпочтения для однотипных товаров (услуг) разных производителей. Эти предпочтения влияют на подход конкурентной борьбы: если конкуренция  свободная и честная, то она заставляет производителей под угрозой разорения  напрягать все усилия в поисках  все новых способов совершенствования  производства, сервиса, повышения качества продукции, снижения ее себестоимости  и цен, создания прочной предпринимательской  репутации у потребителей. Свободная  и честная конкуренция в экономике  представляет собой такой экономико-правовой порядок, который обеспечивает максимум свободы личности и предпринимательства, права частной собственности  и независимости от государства  и государственных органов (в  лице их чиновников), равноправие с  другими производителями товаров  и услуг.
     Такой порядок существует в цивилизованных странах с установившейся рыночной экономикой, он создает благоприятные  условия для потребителей влиять своими предпочтениями путем свободного выбора товаров на сочетание их цен и качества, а для товаропроизводителей – служит потребительной силой к постоянному совершенствованию в своем деле.
     Некачественная, недобросовестная конкуренция, в которой  победитель добивается своего успеха нарушением принятых на рынке норм и правил, опорочиванием своих конкурентов, совершением других аморальных и криминальных действий, побудительной силой для совершенствования производства не является, а потребитель остается в проигрыше.
     Целью данной курсовой работы в соответствии с темой и заданием является анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности товаров. На основании изложенного теоретического материала оценивается конкурентоспособность яблочного сока. Методами для определения конкурентоспособности товара послужили дифференцированный, комплексный и интегральный метод.
     Задачами  данной курсовой работы являются обобщение  теоретического и практического  опыта определения конкурентоспособности  товара, разработка и экономическое  обоснование путей повышения  конкурентоспособности товара. 

 

      1 Теоретические основы  конкурентоспособности
     1.1 Понятия и определения  конкурентоспособности
     Конкуренция и конкурентоспособность являются экономическими категориями, относящимися к экономике с рыночными отношениями. С их помощью выражаются взаимосвязи  и взаимодействия между производителями  товаров и услуг и потребителями. Без конкуренции или при нечестной, недобросовестной конкуренции не существует даже теоретическая возможность защиты интересов потребителей.
     Конкуренция (от лат. сoncurrentia; concurrere – сталкиваться) – это соперничество или борьба между частными товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.
     Конкурентоспособность товара - совокупность потребительских свойств товара, определяющая его отличие от других аналогичных товаров по степени и уровню удовлетворения потребности покупателя и затратам на его приобретение и эксплуатацию.
     Гурков И.Б. определил конкурентоспособность товара как способность продукции быть более привлекательной для потребителя (покупателя) по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам. [ 7, стр.4]
     В условиях рынка постоянно существует конкуренция, обеспечивает наилучшие возможности удовлетворить разнообразные потребности покупателей товаров (услуг), стимулирует товаропроизводителей к поискам новых способов совершенствования их производства, повышения качества товаров (услуг), снижения затрат и цен на продукцию, на создание и укрепление прочной предпринимательской репутации у потребителей.
       Товар - главный объект на рынке.  Он имеет стоимость и потребительную  стоимость (или ценность), обладает  определенным качеством, техническим  уровнем и надежностью, задаваемой  потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия развития рыночных отношений в экономике. Товар - точный индикатор экономической силы и активности производителя. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью.
     Конкурентоспособность товара - это такой уровень его  экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать  соперничество (конкуренцию) с другими  аналогичными товарами на рынке. Кроме  того, конкурентоспособность - сравнительная  характеристика товара, содержащая комплексную  оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и  экономических показателей относительно она определяется совокупностью  потребительских свойств данного  товара-конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, цен, условий  поставки и эксплуатации в процессе производительного и (или) личного потребления. Рассмотрим отдельно все составляющие показатели конкурентоспособности товара.
     Технические показатели товара определяются оценкой  соответствия его технического уровня, качества и надежности современным  требованиям, которые выдвигаются  потребителями на рынке. Эти требования наиболее полно отражают их общественные и индивидуальные потребности при  достигнутом (прогнозируемом) уровне социально-экономического развития и научно-технического прогресса  как у нас в стране, так и  за рубежом. Основные требования потребителей к техническим показателям находят  отражение в национальных и международных  стандартах.
     Под стандартизацией понимают разработку и установление технических показателей (норм) для принятой к выпуску  продукции, способов ее маркировки, упаковки, транспортировки и хранения. Документ, которым определяется (нормируется) стандартизируемый предмет, называется стандартом. Он является не только техническим, но и государственным документом. Стандарты включают в себя полную характеристику товара и содержат технические условия на его изготовление, правила приемки, сортировки, упаковки, маркировки, транспортировки и хранения. При оценке качества товара, прежде всего, определяется его соответствие стандартам. Соответствие стандартам - регламентируемый потребительский параметр, нарушение которого сводит конкурентоспособность товара к нулю. [6, стр.143]
     В каждой стране существует своя система  стандартизации товаров, соответствующая  степени развития национальной экономики, науки, техники и технологии. Вместе с тем по мере углубления интеграции национальной экономики в мировую  экономику и расширения внешнеэкономического сотрудничества товаропроизводителей все большее значение приобретают  развитие международной стандартизации товаров и достижение соответствия национальных стандартов международным  требованиям качества товаров.
     Международные стандарты устраняют ограниченность, разнородность, противоречивость национальных норм и правил различных стран. В  этих целях функционирует специально созданная Международная организация  стандартизации (ISO - lintel-national Organization for Standardization).
     Международный координационный центр по стандартизации - постоянно действующее Совещание  правительственных должностных  лиц при Европейской Экономической  Комиссии ООН. Совещание разрабатывает рекомендации правительствам стран-членов относительно стандартизации товаров, наиболее важных для международной торговли.
     Качество  товара - это степень достижения установленного технического уровня при  производстве каждой единицы товарной продукции. Оно определяется либо органолептическим методом (при помощи органов чувств), либо лабораторными исследованиями с использованием приборов, аппаратов, реактивов и других технических средств.
     Техническая конкурентоспособность товаров - показатель весьма гибкий и динамичный. Он перманентно  меняется в соответствии с темпами  научно-технического прогресса, происходящего  как внутри страны, так и у ведущих  мировых производителей той или  иной продукции.
     Коммерческие  условия. К основным показателям, определяющим коммерческие условия конкурентоспособности  товаров, относятся:
     •ценовые  показатели;
     •показатели, характеризующие условия поставок и платежей за поставляемые товары;
     •показатели, характеризующие особенности действующей  на рынке производителей и потребителей налоговой и таможенной системы;
     •показатели, отражающие степень ответственности  продавцов за выполнение обязательств и гарантий.
     Уровень цены производства непосредственным образом  определяет ценовую конкурентоспособность  товара. Понятно, что чем ниже этот уровень, тем при прочих равных условиях выше конкурентоспособность производимой продукции на рынке и, значит, предпочтительнее позиции ее изготовителя в соперничестве  с другими производителями аналогичной  продукции. И наоборот, более высокий  уровень цены снижает ценовую конкурентоспособность товаров, сводя ее нередко к нулю. С учетом данных условий и формируется ценовая политика в борьбе за повышение конкурентоспособности производимых товаров.
     Такая же картина просматривается и  с выполнением условий поставок и платежей. Чем эти условия  более гибкие, чем более они  соответствуют интересам покупателей, тем предпочтительнее товар в  конкурентном соперничестве с другими  аналогичными товарами на рынке. В первую очередь это касается сроков и форм поставок товаров и предлагаемого продавцом разнообразия форм расчетов и платежей за осуществляемые поставки.
     Также напрямую влияют на конкурентоспособность принимаемые на себя изготовителем товара гарантии и ответственность за выполнение обязательств по поставкам в установленные сроки товаров высокого качества и надежности. [7, стр.15]
     Организационные условия приобретения и использования  товара потребителями обеспечивают реальное выполнение коммерческих показателей  его конкурентоспособности. К ним  относятся:
     •обеспечение  максимально возможного приближения  продавцов товара к покупателям, влияющего на снижение издержек обращения  и, значит, на уровень его цены;
     •доставка товара до мест потребления не только крупным оптом-транзитом, но и мелкими  партиями через складские предприятия. В основе экономичной доставки товаров  лежит умение грамотно пользоваться транспортными уставами, кодексами, правилами перевозок, транспортными  тарифами и другими основополагающими  документами в этой области;
     •расширение послепродажного сервиса, оказываемого потребителям с гарантийным и  послегарантийным обслуживанием. В  настоящее время покупатель предъявляет  продавцу товара обязательное требование: сервис должен обеспечить работоспособность  товара в течение всего срока  службы. Продавец со своей стороны всемерно способствует тому, чтобы ожидания покупателя оправдались, и поэтому организация сильной сервисной службы и ее эффективное функционирование является первоочередной заботой любой промышленной фирмы, желающей успешно выступить на рынке.
     Организация сервиса должна следовать основным правилам эффективного обслуживания потребителей. Для этого необходимы:
     1) хорошо подготовленная стратегия,  определяющая наиболее оптимальный  уровень сервиса для каждого  сегмента рынка; 
     2) умелое использование рекламы,  доносящей до покупателя все  преимущества сервиса и гарантирующей  прочную связь клиента с покупателем;
     3) четкая система поставки запчастей; 
     4) система правил вызова сотрудников  сервисной службы к клиенту; 
     5) обучение персонала, связанное  с доведением до каждого исполнителя  стандартов обслуживания.
     Сервис  подразделяется на предпродажный и послепродажный, а последний - на гарантийный и послегарантийный.
     Предпродажный сервис заключается в устранении неполадок, вызванных транспортировкой продукции, в приведении ее в рабочее  состояние, опробовании, демонстрации покупателю изделия в работе и  т.д. В период послегарантийного  сервиса фирма-продавец ведет планово-предупредительные ремонты и капитальный ремонт, снабжает запасными частями, дает консультации по эффективному использованию техники. По желанию покупателя производятся модернизация проданной продукции и дополнительное обучение персонала. Задача послегарантийного ремонта - сократить простои оборудования, увеличить межремонтные сроки, повысить безопасность эксплуатации и в конечном счете завоевать устойчивое положение на рынке, добиться конкурентоспособности производимой продукции;
     •развитие рекламы и технической информации на высоком качественном и организационном  уровнях. Необходимо помнить, что главным  элементом рекламы, определяющим ее эффективность для товара производственного  назначения, является прежде всего содержательность рекламного текста, его информативность и доказательность, безусловная достоверность в отличие от рекламы для товаров индивидуального потребления. В ней рекламный текст более эмоциональный, несложный для восприятия, зачастую приукрашенный, а "имидж" товара, его образ нередко не связан в общем с его потребительскими свойствами. Главная цель рекламной работы - привлечь к товару максимум деловых людей и повысить его конкурентоспособность;
     •формирование спроса и стимулирование сбыта - ФОССТИС  как ключевое направление в конкурентной борьбе за прочное место на рынке  сбыта товара. Формирование спроса (ФОС) заключается в том, чтобы  сообщить потенциальному покупателю о  существовании товара, осведомить его  о потребностях, которые удовлетворяются  этим товаром, максимально снизить  недоверие к товару со стороны  покупателей и довести до них  гарантии защиты интересов покупателей  в случае, если они не будут удовлетворены  покупкой. Главная задача организации  ФОС - введение на рынок нового товара, обеспечение его конкурентоспособности  и намеченного объема продаж.  

     1.2.Показатели  конкурентоспособности  продукции
     Конкурентоспособность товаров более полно раскрывается через систему ее показателей. Они  представляют собой совокупность критериев количественной оценки уровня конкурентоспособности изделий. Основой для построения системы показателей конкурентоспособности является анализ взаимодействия потребности и товара, в ходе которого осуществляется их сравнение и выявляется степень соответствия друг другу. Суммарный полезный эффект каждого товара по существу представляет производную нескольких факторов, важнейшим из которых является качество изделия.
     Качество - критерий оценки товара, объединяющий комплекс требований к нему. Понятие  рассматривается как совокупность свойств, обуславливающих пригодность  изделия (продукции) удовлетворять  определенные потребности в соответствии с его назначением в определенных условиях эксплуатации. Качество является первоочередным фактором при определении  цены. В зависимости от уровня качества изготовитель устанавливает стоимость  товара.
     Конкурентоспособность любого товара определяется совокупностью  только тех его свойств, которые  представляют интерес для покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности. Прочие параметры, выходящие  за указанные рамки, при оценке учитываться не должны.
     Для оценки конкурентоспособности вводится понятие интегрального показателя качества, под которым понимается отношение суммарного полезного  эффекта от эксплуатации (потребления) продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию (потребление). Однако параметры продукции, отражающие ее эффект для изготовителя, часто  не представляют интереса для потребителя. Например, если при тех же эксплуатационных характеристиках и затратах на потребление изготовителю удалось снизить энергоемкость и трудоемкость производства изделия, то его качество, с точки зрения общего эффекта для экономики, возрастет, но привлекательность с точки зрения потребителя не повысится, поскольку полезные для него параметры не изменились (если, конечно, за счет экономии производственных затрат не будет снижена продажная цена).
     Различие  в оценке качества и конкурентоспособности  связано также с тем, что с  точки зрения качества сравнению  подлежат лишь однородные товары. В этом случае группы изделий классифицируются по показателям, характеризующим не только основные, области их применения, но и ряд конструктивных и технологических особенностей, что еще больше сужает рамки классификации. С позиций же оценки конкурентоспособности, где за базу сравнения берется конкретная потребность, возможно сопоставление и неоднородных товаров, поскольку они представляют собой только различные способы удовлетворения одной и той же потребности.
     Тем не менее, между понятиями «качество» и «конкурентоспособность» существует прямая связь. Оба понятия служат для оценки результатов конкретного труда, его общественной полезности. Общим для них является и то, что они определяются через совокупность свойств товара. Оба показателя представляют собой динамические характеристики, которые изменяются с развитием общественных потребностей и научно-технического прогресса, наиболее рациональному использованию, не предоставляется необходимая техническая документация.
     Категория качества в системе маркетинга рассматривается  как одна из главных составных частей стратегии овладения рынком, повышения уровня обслуживания и обеспечения конкурентоспособности. Повышение качества - основной источник увеличения потребительной ценности, «полезности» материальных благ и услуг, а соответственно и роста прибыли.
     Высокое качество - это самое надежное средство выхода на рынок. С точки зрения маркетинга, качество включает показатели своевременного обновления продукции, выпуска ее в  ассортименте, в наиболее полной степени  удовлетворяющем запросы, вкусы  и требования потребителей. От купленного изделия люди должны получать максимальное удовлетворение, притом не только в  соответствии со своими ожиданиями, но и сверх того, ибо многие потребители  просто не знают о дополнительной пользе товара, которая часто и  определяет окончательное покупательское решение.
     Выделяют  четыре уровня понятия качества:
     - соответствие товара стандартам  и нормативно - технической документации;
     - соответствие товара его функциональному  предназначению и эксплуатационным требованиям;
     - соответствие фактическим требованиям  покупателей;
     - соответствие скрытым требованиям.
     При планировании выхода на новый рынок  в первую очередь следует получить информацию по утвержденным в законодательном  порядке или принятым в торговой практике стандартам качества и учесть их в работе по совершенствованию продукта. Особенному ужесточению подлежат в настоящее время стандарты качества, обеспечивающие экологическую чистоту, высокую степень унификации продукции, меры безопасности и защиты здоровья человека.
     Именно  оно является важнейшим критерием  успеха товаров в конкурентной борьбе на рынке.
     Для оценки уровня конкурентоспособности  применяют схему единичных, групповых (сводных, обобщенных, комплексных) и  интегральных показателей.
     Единичный показатель (параметрический индекс) определяется как процентное отношение  величины параметра оцениваемого изделия  к величине параметра базового образца. Групповой показатель рассчитывается на основе единичных показателей, как сводный параметрический индекс методом средневзвешенного.
     При расчете сводный параметрического индекса сложной задачей представляется определение веса параметра. Необходимость установления веса параметра объясняется неоднозначностью для потребителя различных параметров товара. Исходя из этого определяется значимость (вес) параметра для потребителя, при условии, что вся потребность принимается за 100%. Вес параметра может устанавливаться различными методами. Наиболее часто для оценки конкурентоспособности применяются методы стоимостных регрессионных зависимостей и экспертные методы. Под интегральным показателем понимается отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на приобретение и использование этой продукции. В основе расчета единичных, комплексных и интегральных показателей - показатели (параметры), характеризующие конкурентоспособность продукции, которые подразделяются на: технические, экономические и организационно-коммерческие.
     Технические показатели характеризуют техническое  совершенствование продукции, под  которым понимается совокупность наиболее существенных свойств продукции, определяющих ее качество и характеризующих научно-технические достижения в развитии данного вида продукции.
     Технические показатели включают классификационные  и оценочные.
     Классификационные показатели характеризуют назначение и область применения данного вида продукции. Значения этих показателей позволяют отнести образцы, имеющиеся на мировом рынке, к группе аналога оцениваемой продукции. Для сопоставления оцениваемого и базового образцов они не используются.
     К классификационным относят:
     -показатели, служащие для установления параметрического  и типоразмерного ряда продукции;
     -показатели  исполнения продукции, определяющие  область и условия ее применения (тропическое исполнение или для условий Крайнего Севера, среднеевропейских районов и т.п.;
     -показатели, определяющие группу потребителей  продукции;
     Оценочные показатели количественно характеризуют  те свойства, которые образуют качество товара. Они используются для нормирования требований к качеству и сравнения  различных образцов товаров, отнесенных к одному классу по классификационным  показателям.
     По  роли, выполняемой при оценке конкурентоспособности, оценочные показатели разделяют на две группы:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.