На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Маркетинговое исследование ожиданий и проблем субъектов предпринимательской деятельности г.Мариуполя

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 43. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                               Министерство образования и науки Украины
                   Приазовский государственный технический университет
                                     Кафедра менеджмента и маркетинга
                              Дисциплина – маркетинговые исследования 
 
 
 
 
 
 
 
 

                        

                    Курсовая работа
 
на тему: «Маркетинговое исследование ожиданий и проблем субъектов предпринимательской деятельности г.Мариуполя»
  
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                    
 
 

                                                                                                    Выполнили:
                                                                                                    студентки группы МК-07
                                                                                                    Гавриленко М.А.
                                                                                                    Ермолова Н.В.
                                                                                                    Онищенко А.А.
                                                                                               
                                                                                                   Проверила:
                                                                                                    Деревянко Т.А. 
 
 
 
 
 
 
 

                                                              г. Мариуполь 2010 

Содержание 

Аннотация…………………………………………………………………………………3
Введение…………………………………………………………………………………..4
Часть 1.  Теоретический  материал……………………………………………………....5
      Понятие субъекта предпринимательской деятельности……………………5
      1.2 Регистрация субъекта предпринимательской  деятельности………………..6
      1.3 Выбор системы налогообложения  для СПД-физлица………………………9
      1.4 Закрытие физического лица-предпринимателя……………………………..11
      1.5 Структура малых и средних  предприятий г.Мариуполя…………………...12
      1.6 Тенденции развитие частного  предпринимательства в г. Мариуполе…….14
Часть 2.  Разработка проекта исследования……………………………………………20
      2.1 Формирование проблем, требующих  исследования………………………..20
    2.2 Выбор метода исследования и формирование выборочной совокупности.21
Часть 3.  Анализ частотных характеристик выборки  и зависимостей……………….26
      3.1 Анализ частотных характеристик выборки и зависимостей……………….26
      3.2 Деятельность СПД по новому Налоговому Кодексу……………………….67
Заключение ………………………………………………………………………………71
Перечень  используемой литературы…………………………………………………...73
Приложение А………………………………………………………..………………….74
Приложение  Б…………………………………………………………………………..107 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Аннотация 

    Тема  курсовой работы: «Маркетинговое исследование ожиданий и проблем субъектов предпринимательской деятельности г.Мариуполя».
    Курсовая работа содержит 38 рисунков, 49 таблиц и 2 приложения
    Общей целью данной работы является осуществление  маркетингового исследования ожиданий и проблем малого предпринимательства  г.Мариуполя. Авторами использовались результаты анкетирования в соответствии с темой курсовой работы. Курсовая работа содержит 3 части.
    В части 1 курсовой работы определяется понятие субъекта предпринимательской  деятельности, организация и прекращение его хозяйственной деятельности, тенденции развития и структура малого бизнеса в г.Мариуполе.
    Часть 2 курсовой работы посвящена формированиию  проблем, которые являются наиболее затруднительными для деятельности малого предпринимательства, выбор  наиболее подходящего метода исследования и формирование выборочной совокупности.
    В части 3 курсовой работы осуществляется выявление факторов, влияющих на малый  бизнес; перспектив развития частного предпринимательства; проведение анализа  проблем, одной из которых является введение нового Налогового Кодекса.
    Объем работы 110 страниц. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

    Малое предпринимательство представляет собой наиболее гибкую, динамичную и массовую форму организации предприятий. Именно в этом секторе создается и находится в обороте основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой развития экономики любой страны.
    Современное малое предпринимательство —  это крупнейший и ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, а также структуру и качество валового национального продукта.
    Успешное  функционирование предпринимательства  создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкуренция, создаются дополнительные рабочие места, повышается экспортный потенциал, лучше используются местные сырьевые ресурсы. Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но и прежде всего для расширения предпринимательской деятельности населения, развертывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.
    В Украине использование подобных возможностей предпринимательства пока еще не является реальным приоритетом государственной политики.
    Развитие  малого бизнеса в г.Мариуполе осложняется макроэкономической нестабильностью, непостоянством и высоким уровнем налогообложения, неспособностью банковской системы в условиях действующего налогового и банковского законодательства оказывать реальную финансово-кредитную поддержку предпринимателям.
    Курсовая  работа является актуальной, так как необходимо изучение проблем предпринимательства в городе  Мариуполе.
    Целью работы является исследование состояния  предпринимательской бизнес-среды, ожиданий и мнений предпринимателей г.Мариуполя по вопросам:
      определение понятия субъекта предпринимательской деятельности;
      анализ проблем субъектов предпринимательства г.Мариуполя;
      определение факторов, влияющих на бизнес.
Информационной  базой послужили результаты анкетирования  представителей бизнес-среды г.Мариуполя с 17.09.2010 по 17.10.2010г.
    Учитывая, что финансовая составляющая малого предпринимательства остается наиболее сложным вопросом, но не единственной его проблемой, нуждаются в исследовании и другие проблемы и ожидания малого предпринимательства г.Мариуполя. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Часть 1.  Теоретический  материал 

Целями данной части являются определение понятия субъекта предпринимательской  деятельности, организация и прекращение его хозяйственной деятельности, тенденции развития и структура малого бизнеса в г.Мариуполе. 

   
      Понятие субъекта предпринимательской  деятельности
 
   Простейшей  формой осуществления предпринимательской  деятельности для физического лица – это форма частного предпринимательства, т.е. без создания предприятий или  других юридических лиц. Государство  даёт возможность человеку, который имеет знание, желание, имущество или средства и на которого не распространяются законодательные запреты, начать бизнес и воплотить в жизнь свое представление о прибыльной, эффективной деятельности и, как следствие, достичь материального благосостояния.
   Специального  нормативного акта, который устанавливал бы правовой статус гражданина-предпринимателя, на сегодня не существует. Соответствующие  положения относительно права физический лица на занятие предпринимательской  деятельностью содержатся в гл. 13 ГК Украины, гл. 5 ЦК Украины и в соответствующих отраслевых документах, которые регулируют соответствующий вид деятельности. 19 октября 2000 г. Верховная Рада Украины приняла Закон № 2063-Ш "О государственной поддержке малого предпринимательства", ст. 1 которого отнесла физических лиц - частных предпринимателей к субъектам малого бизнеса.
   Субъект предпринимательской деятельности – физическое лицо, регистрация  которого значительно дешевле, чем  регистрация юридического лица, и  осуществляется она естественно значительно быстрее и проще. Регистрация субъекта предпринимательской деятельности удобна и подходит тем, кто не имеет большого опыта ведения предпринимательской деятельности и обладает незначительными финансовыми ресурсами.
   СПД – сокращенное обозначение субъекта предпринимательской деятельности. До 2004 года действовал Закон «О предпринимательстве», который регулировал процессы предпринимательства. Им и было введено понятие субъект предпринимательской деятельности, которое обозначало как гражданина – предпринимателя, так и юридическое лицо. С 2004 года вопросы, связанные с ведением предпринимательской деятельности начали регулироваться Гражданским и Хозяйственным Кодексами Украины.
   Сейчас  существует разделение субъектов хозяйственной деятельности на физических лиц – предпринимателей и юридических лиц. Но на практике до сих пор под СПД подразумевается физическое лицо – предприниматель, в широких кругах регистрация СПД ассоциируется с регистрацией предпринимателя. Даже в Свидетельстве об уплате единого налога осталась формулировка «субъект предпринимательской деятельности – физическое лицо».
   У СПД нет наименования, в качестве такового выступают фамилия, имя  и отчество предпринимателя. В качестве физического лица может выступать  гражданин Украины или иностранный гражданин, имеющий место постоянной прописки на Украине, и имеющий свой идентификационный код.
   1.2 Регистрация субъекта предпринимательской деятельности 

   Перед началом регистрации СПД следует  решить несколько вопросов, которые  в значительной степени повлияют на сам процесс регистрации. Они включают в себя: выбор организационно-правовой формы, налога и вида деятельности.
   Естественно к моменту регистрации СПД  у будущего предпринимателя уже  должно быть представление о виде деятельности, которым он собирается заняться. Но во время регистрации СПД необходимо будет выбрать именно то, что отвечает государственной классификации видов экономической деятельности (КВЭД). Как правило, выбирается один основной и пять дополнительных видов.
   Первоначально регистрация СПД (ФЛП) в соответствии с Законом «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей» осуществляется в отделе государственных регистраторов при районной администрации. Государственный регистратор выдает Свидетельство о государственной регистрации физического лица – предпринимателя.
   После государственной регистрации необходимо произвести постановку на учет в налоговой  инспекции и пенсионном фонде. В  случае, если предприниматель планирует  использовать наемный труд, необходимо так же зарегистрироваться в фондах социального страхования (безработица, несчастный случай, временная потеря работоспособности).
   Для физических лиц – предпринимателей и юридических лиц существует классификация видов экономической  деятельности (КВЕД). Регистрация СПД подразумевает выбор до 6 видов деятельности из этого перечня.
   Большинство СПДшников выбирают упрощенную систему  налогообложения, учета и отчетности – единый налог.
   В соответствии с Указом Президента Украины  № 727/98 ставки единого налога устанавливают соответствующие местные советы по месту государственной регистрации СПД. Поэтому необходимо сверяться с решением своего местного совета, чтобы избежать отсутствия данного КВЕДа для единого налога. В случае, если выбирается несколько видов деятельности, то единый налог платиться в размере наибольшей ставки для данных видов деятельности.
   Зарегистрироваться  в качестве предпринимателя могут  как граждане Украины, так и нерезиденты, обладающие гражданской дееспособностью.
   При регистрации СПД нет требований к начальному капиталу, нет Устава и других учредительных документов. Поэтому для быстрого старта бизнеса чаще всего выбирается СПД. К деятельности физлиц – предпринимателей  применяются нормативно – правовые акты, регулирующие и деятельность юридических лиц. Следовательно, у СПД могут быть наемные работники, расчетный счет, предприниматель может осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Отчетность перед контролирующими органами проще, чем для юридических лиц, более лояльное отношение налоговых органов.
   По  обязательствам, возникающим в ходе хозяйствования,  предприниматель  отвечает всем своим имуществом.
   Выступать лишь в качестве физического лица удобно и выгодно для тех, кто  только начинает заниматься предпринимательской  деятельностью, имея небольшой начальный капитал и опыт. Преимущество регистрации СПД еще и в том, что выбирая единый налог частный предприниматель выплачивает фиксированную ставку в количестве 200 грн в месяц, на изменение которой не влияет получаемая прибыль. Есть только одно условие - максимальный годовой оборот не должен превышать 500 тысяч грн. Частный предприниматель должен сдавать отчетность каждый три месяца. По желанию частный предприниматель имеет право открывать банковский счет при регистрации и иметь собственную печать.
   Предприниматели принимают решение о том, будут  они работать с печатью или  без печати, исходя из специфики  ведения бизнеса. Приведем случаи, когда  существует необходимость в печати ФЛП:
    Розничная торговля непродовольственными товарами. Для покупателя более весомым аргументом будет заверение товарного чека печатью, особенно если торговля будет проводиться через интернет – магазин.
    Заключение договоров на поставку товаров, работ, услуг
    Ведение расчетов с поставщиками по безналичному расчету, когда необходимо оформление бухгалтерских доверенностей.
    Наличие наемных работников в штате СПД.
   Согласно  ст. 42 Закон Украины “О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей” (N 755-IV от 15.05.2003 г.) госрегистратору для регистрации в качестве физического лица – предпринимателя представляются следующие документы:
    заполненная регистрационная карточка на проведение государственной регистрации физического лица – предпринимателя по форме № 10, которая заполняется с помощью пишущей машинки или же печатными буквами от руки;
    копия справки о включении заявителя в Госреестр физических лиц – плательщиков налогов и других обязательных платежей (о присвоении идентификационного номера);
    документ, подтверждающий внесение регистрационного сбора за проведение госрегистрации физического лица – предпринимателя (это может быть копия квитанции, выданной банком, или копия платежного поручения с отметкой банка). Сумма регистрационного сбора составляет два ннмдг (34 грн.).
   Если  зарегистрироваться предпринимателем хочет физическое лицо, достигшее шестнадцати лет, то дополнительно необходимо представить еще нотариально удостоверенное согласие родителей (усыновителей) или попечителей или органа опеки и попечительства.
   Если  физическое лицо по своим религиозным или другим убеждениям отказалось от получения идентификационного номера, официально известило об этом соответствующие государственные органы и имеет отметку в паспорте, то копию справки о включении в Госреестр физических лиц – плательщиков налогов и других обязательных платежей (идентификационный номер) при регистрации оно не представляет. В этом случае документы для регистрации в качестве физического лица – предпринимателя должны быть представлены исключительно этим лицом. Такой гражданин должен лично предъявить госрегистратору паспорт с отметкой о том, что он по своим религиозным или другим убеждениям отказался от получения идентификационного номера.
   Все документы, представляемые госрегистратору, заполняются только на государственном  языке (на украинском).
   Госрегистратор  не имеет права требовать другие документы, не предусмотренные Законом.
   При заполнении регистрационной карточки необходимо указать основные виды деятельности, которыми планирует в дальнейшем заниматься предприниматель. Правильное название и код вида деятельности берут из КВЭД.
   Полученные  документы госрегистратор принимает  по описи, копия которой затем  выдается заявителю с отметкой о  дате поступления документов или  же высылается заказным письмом по почте (если документы пришли по почте). Дата поступления документов заносится в регистрационный журнал.
   При несоответствии документов предъявляемым  требованиям или же их представлении  не в полном объеме госрегистратор имеет право отказать в регистрации. При этом согласно ст. 44 Закона № 755 основаниями для отказа также могут быть:
    представление документов по ненадлежащему месту проведения госрегистрации (не по местожительству);
    несоответствие сведений, отраженных в регистрационной карточке, сведениям, указанным в поданных заявителем документах для регистрации;
    наличие ограничений по осуществлению предпринимательской деятельности, установленных законом для физического лица, которое хочет стать предпринимателем;
    наличие записи в Едином госреестре о том, что данное лицо уже является предпринимателем.
   В случае отказа заявителю не позднее  следующего рабочего дня с даты получения  документов выдаются: соответствующее  уведомление с указанием обстоятельств, послуживших причиной для отказа, и документы, которые представлялись для регистрации. После устранения данных причин возможно повторное обращение с просьбой о регистрации. Необоснованный отказ или нарушение госрегистратором срока выдачи Свидетельства о госрегистрации заявитель может обжаловать в суде.
   Согласно  п. 3 ст. 44 Закона № 755 при отказе в проведении госрегистрации физического лица – предпринимателя регистрационный сбор не возвращается.
   Если  причин для отказа в регистрации  нет, то госрегистратор на основании  данных регистрационной карточки вносит запись о проведении регистрации в Единый госреестр, после чего заводит на предпринимателя отдельное регистрационное дело.
   Дата  внесения в Единый госреестр записи о проведении госрегистрации физического  лица – предпринимателя и является датой его государственной регистрации.
   Срок  госрегистрации не может превышать двух рабочих дней с даты поступления документов для регистрации.
   Свидетельство о госрегистрации должно быть оформлено  госрегистратором и выдано (отправлено заказным письмом) заявителю не позднее  следующего рабочего дня с даты госрегистрации физического лица – предпринимателя.
   В Свидетельстве о госрегистрации указываются: фамилия, имя и отчество предпринимателя, его идентификационный  номер, адрес местожительства, дата и место регистрации, а также  фамилия и инициалы госрегистратора. Свидетельство о госрегистрации подписывается госрегистратором и заверяется его личной печатью. У физического лица, которое в установленном порядке отказалось от идентификационного номера, вместо него в Едином госреестре и Свидетельстве о госрегистрации указываются серия и номер его паспорта.
   Согласно  ст. 43 Закона № 755 госрегистратор не позднее  следующего рабочего дня с даты госрегистрации физического лица – предпринимателя  обязан передать органам статистики, налоговой службы, Пенсионного фонда  Украины, фондам социального страхования уведомление о проведении госрегистрации и сведения из регистрационной карточки для постановке физического лица – предпринимателя на учет.  

   1.3 Выбор системы налогообложения для СПД-физлица 

     На сегодняшний момент существуют три системы налогообложения для СПД-физлица:
    общая;
    уплата единого налога;
    фиксированный патент.
   Уплата  единого налога. Главными нормативными документами, регулирующие налогообложение единщиков, являются: Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727/98 (далее — Указ № 727); Порядок выдачи Свидетельства об уплате единого налога, утвержденный приказом ГНАУ от 29.10.99 г. № 599 (далее — Порядок № 599).
   «Плюсы»:
     Согласно Указу № 727, предприниматель  — плательщик единого налога имеет право не применять электронный контрольно-кассовый аппарат при проведении расчетов с потребителями. А это не только освобождает его от головной боли, связанной с проверками работниками ГНИ, сдачей отчетности, контролем за проведением всех операций через ЭККА, но и от затрат на его приобретение и обслуживание. Исключение составляют случаи, когда единщик осуществляет продажу подакцизных товаров (кроме пива на разлив). В частности, предприниматели — плательщики единого налога:
    не платят сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг (но должны получить разрешение на бесплатной основе);
    не начисляют «безработный» и «нетрудоспособный» взносы за наемных работников;
    не платят НДС (хотя на добровольных началах можно зарегистрироваться плательщиком НДС);
   не  платят за торговый патент и т. д.
   На  едином налоге меньше отчетности, которая  сдается в госорганы, что экономит время на ее заполнении и сдаче.
   Контролирующим  органам сложнее найти ошибки у единщиков, нежели у обычных  предпринимателей. Отсюда СПД получает реальную экономию средств на уплате всевозможных штрафов и времени на проведении проверок контролирующими органами.
   Он  может вернуться на общую систему  налогообложения по собственному желанию. Для этого, не позднее чем за 15 дней до окончания текущего отчетного квартала, необходимо подать в налоговую соответствующее заявление. И тогда со следующего квартала предприниматель уже будет на другой системе налогообложения (общей или фиксированном налоге).
   «Минусы»:
    В течение года количество наемных работников СПД не должно превышать 10 человек (ст. 1 Указа № 727).
    Размер годовой выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) не может превышать 500 тыс. грн. (ст. 1 Указа № 727).
    Существуют ограничения по осуществлению некоторых видов предпринимательской деятельности.
   Единщик не имеет право торговать:
    ликеро-водочными и табачными изделиями;
    горюче-смазочными материалами (ст. 7 Указа № 727). Существуют ограничения, установленные Законом Украины «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 19.10.2000 г. № 2063-ІII (далее — Закон № 2063).
   Единщиками  не могут быть:
    предприниматели, которые занимаются деятельностью в сфере игорного бизнеса и осуществляют обмен иностранной валюты;
    производители и импортеры подакцизных товаров.
   Предприниматель не может в течение отчетного  квартала перейти с уплаты единого  налога на обычную систему налогообложения. Например, если он хочет временно приостановить  деятельность (отпуск, болезнь), то ему  все равно придется платить единый налог за этот квартал. И еще: решение о переходе на упрощенную систему налогообложения может быть принято не более одного раза в календарный год.
   Фиксированный налог. Основными документами, регулирующие налогообложение плательщиков фиксированного налога, являются: Закон № 889; раздел IV Декрета № 13-92; Инструкция № 12.
   «Плюсы»:
    Фикспатентщики освобождены от обязательного ведения учета доходов и расходов, в результате чего контролирующие органы практически не могут найти у них ошибки как у обычных предпринимателей. Отсюда СПД получает реальную экономию средств на уплате всевозможных штрафов и времени на проведении проверок контролирующими органами;
    Плательщик фиксированного налога имеет право не применять электронный контрольно-кассовый аппарат при проведении расчетов с потребителями, за исключением продажи подакцизных товаров (кроме пива на разлив);
    Предприниматель уплачивает фиксированный размер налога независимо от объемов продаж. То есть, имея даже очень большие доходы, предприниматель платит фиксналог, ставки которого, кстати, ниже ставок единого налога.
   «Минусы»:
   Законодательством предусмотрено множество условий  для работы на фикспатенте, а именно:
    по фиксированному налогу работают только предприниматели, которые торгуют товарами и предоставляют сопутствующие такой продаже услуги на рынках с уплатой рыночного сбора;
    количество наемных работников не должно превышать 5 человек;- валовой доход за последние 12 календарных месяцев до приобретения патента не должен превышать 119 000грн.;
    фикспатентщики не могут осуществлять торговлю ликеро-водочными и табачными изделиями.
   Валовой доход за последние 12 календарных  месяцев до приобретения патента  не должен превышать 7 000 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (то есть 119 000 грн)
   Общая система налогообложения. Основными документами, регулирующие налогообложение обычных предпринимателей, являются:
    Закон № 889; ст. 5, 8 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР;
    Раздел IV Декрета № 13-92;
    Инструкция о налогообложении доходов физических лиц от занятия предпринимательской деятельностью, утвержденная приказом ГГНИУ от 21.04.97 г. № 12.
   «Плюсы»:
    отсутствие ограничения относительно размера выручки и количества работников;
    практически нет ограничений по видам деятельности.
   «Минусы»:
    необходимо вести четкий и довольно сложный учет;
    надо обязательно иметь все первичные документы, иначе налоговики могут не принять расходы;
    налоговики более тщательно проверяют обычных предпринимателей, нежели единщиков, поскольку у первых легче обнаружить ошибки;
   нет никаких послаблений в налогообложении, сдаче отчетности. Предоставление отчетности производится в следующие сроки: 10 мая (за I квартал). 9 августа (за I полугодие). 9 ноября (за 9 месяцев). 9 февраля года, следующего за отчетным (за отчетный год). 

   1.4 Закрытие физического лица-предпринимателя 

   В связи с нестабильной экономической  ситуацией в стране, повышением налогов  и иных общеобязательных сборов, многие юридические лица и физические лица-предприниматели принимают решения о прекращении своей предпринимательской деятельности. Чтобы закрыть СПД, требуется:
   1. Подать заявление о прекращении  деятельности СПД по месту  регистрации
   2. Опубликовать в СМИ объявление  о закрытии СПД
   3. Сдать в налоговую свидетельство о том, что СПД работает на едином налоге
   4. Закрыть счета СПД в банках
   5. Получить акт о налоговой проверке, сняться с учета в налоговой
   6. Сняться с учета в Пенсионном  фонде и фондах социального  страхования
   7. Отдать по месту регистрации  все собранные справки из налоговой, ПФ и соцфондов и аннулировать свидетельство о госрегистрации. 

 

    

   1.5 Структура малых и средних предприятий г.Мариуполя 

   Экономика города Мариуполя характерна многоотраслевой  структурой. Основную долю объема продукции  дают отрасли металлургии, машиностроения и транспорта. Удельный вес Мариуполя в областном объеме реализованной продукции составляет около 34,0 %. Несомненную перспективу для Мариуполя представляет сектор малого бизнеса. По состоянию на 01.10.08. количество субъектов малого предпринимательства на учете в органах налоговых служб города – 3245. Общее количество предприятий малого и среднего бизнеса в г. Мариуполе – 3823.
     Количество плательщиков среднего  и малого предпринимательства  по состоянию на 01.10.2008 распределилось следующим образом: плательщики единого налога по ставке 10 % – 1434; плательщики единого налога по ставке 6 % – 278; плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога – 11; плательщики, находящиеся на общей системе налогообложения – 1522.
   

   Рис 1.1. Структура плательщиков налога среди среднего и малого предпринимательства 

     На 01.10.2008 количество работающих  на данных предприятиях составило  15548 чел. Средний уровень заработной  платы составляет почти 1,5 тысячи  гривен и является одним из  самых высоких в малом бизнесе среди городов Донецкой области. Вклад предпринимателей в городской бюджет каждый год увеличивается, он вышел на уровень 65 миллионов гривен -это почти 10 % всей доходной части городского бюджета.
     Наиболее привлекательной для  малых предприятий остаются сферы торговли, общественного питания, транспортных, бытовых, юридических и других услуг. Доля малых предприятий в этих сферах деятельности составляет более 60 % от их общего количества.
     По организационно-правовой форме  предприятия г. Мариуполя распределились следующим образом: 45,9 % – частные предприниматели; 6,9 % – акционерные общества; 36,9 % – общества с ограниченной ответственностью; 8,9 % – малые частные предприятия и фермерские хозяйства; 1,4 % – филиалы областных предприятий, из них по количеству сотрудников: один работник – 15,8 %; 2–10 работников – 43,8 %; 11–50 работников – 29,5 %; 51 и более – 10,9 %. По продолжительности работы предприятия/предпринимателя: менее года - 10,3 %; от 1 до3 лет –15,8 %; от 3 до 5 лет – 17,8 %; от 5 до 10 лет – 23,9 %; более 10 лет – 32,2 %. Членами бизнес-ассоциаций и общественных организаций предпринимателей являются 39,1 %, в том числе: общенационального уровня – 11,0 %; отраслевого – 13,1 %; местного уровня – 3,4 %; торгово-промышленной палаты – 11,6 %.
   
 

   Рис.1.2. Структура малых и средних предприятий г. Мариуполя по организационно-правовой форме, 2008 г. 

   
 

   Рис. 1.3. Структура малых и средних предприятий г.Мариуполя в зависимости от времени работы, 2008 г. 
 

   
 

   Рис. 1.4. Структура спроса на товары/услуги предприятий г. Мариуполя 

     Уровень спроса на свои товары/услуги  товаропроизводителей г. Мариуполя:  низкий – 11,0 %; средний – 54,8 %; высокий – 31,5 %; очень высокий  (торговля, оказание социально-бытовых  услуг, консалтинг и сфера недвижимости) в совокупности – 2,7 %. 

   
 

   Рис.   1.5.   Структура   малых   и   средних   предприятий   г.   Мариуполя   по   уровню рентабельности 

   Уровень рентабельности: очень низкий (2–5 %) – у 3,4 % (торговля, оказание консультационных услуг, сельское хозяйство); низкий – 10,9 %; средний – 68,5 %; высокий – 16,5 %; очень высокий – 0,7% (торговля). [10.] 

   1.6 Тенденции развитие частного предпринимательства в г. Мариуполе 

   Для Мариуполя как для крупного промышленного центра, зависимого от предприятий черной металлургии, очень важным остается развитие малого бизнеса. По количеству малых предприятий город занимает второе место в области. Вместе с тем, предприятиям малого бизнеса сложно занять ведущее место в экономике города, конкурировать с крупными предприятиями на рынке труда и в вопросах обеспеченности материальными и финансовыми ресурсами. В структуре малого бизнеса по видам экономической деятельности преобладают сферы непроизводственного характера, особенно те, которые имеют относительно быстрый оборот средств: торговля, продукты питания, сфера услуг.
   В последнее время отмечалась стабильная тенденция к росту количества СПД - физических лиц, которые осуществляют деятельность на рынках г. Мариуполя. Основной категорией СПД, осуществляющих торговлю на рынках города, являются физические лица-плательщики фиксированного и единого налога. Количество физических лиц, которые зарегистрированы как СПД, постоянно увеличивается. Проведенный анализ свидетельствует об увеличении количества СПД-физических лиц - плательщиков фиксированного налога на 6,3%, плательщиков единого налога - на 29,5%. Это привело к уменьшению количества физических лиц, которые в течении 2007 года приобрели одноразовые патенты.
   Количество действующих предприятий малого бизнеса в 2006 году составило 3507 единиц или 13,5% от количества субъектов хозяйственной деятельнсти Донецкой области, а также 11000 СПД-физических лиц. В Мариуполе на каждые 10 тыс. человек населения приходится 70 предприятий малого бизнеса, что на 25% больше среднего показателя по Донецкой области. Сфера малого бизнеса является также основным резервом трудоустройства.
   Городскому бюджету малый бизнес приносит около 25,0 млн грн поступлений в год по всем налогами и сборам.  На протяжении последних лет усилились позитивные изменения в структурном количестве малых предприятий по видам экономической деятельности: наряду с уменьшением доли малых предприятий в оптовой и розничной торговле происходит рост их доли в промышленности,  транспорте и строительстве.
   Данную тенденцию можно считать позитивной, поскольку она свидетельствует о структурных изменениях в развитии малого и среднего бизнеса (МСБ). [11.] 

                               Таблица 1.1
   Основные показатели развития малого и среднего бизнеса в г. Мариуполе за 2003–2007 гг. 

   Показатели 2007 2006 2005 2004 2003
   Общее количество предприятий малого бизнеса    Н.д 3507 3774 3529 3443
   Количество предпринимателей на едином налоге 8193 6927 5347 4696 4010
   Оценочная доля МСБ в общем объеме  
производства в городе, %   
   Н.д.    2,0    2,0    2,0    1,8
   Общий объем торговых площадей,  
задействованных в розничной торговле, тыс. кв. м  
   158,3 129,5 109,8 106,0 94,3
   Количество официально зарегистрированных рынков, ед.    33    33    30    30    27
 
 
 
 
 
 
                                          Таблица 1.2
   Темпы прироста основных показателей развития малого и среднего бизнеса в г. Мариуполе за 2003-2007 гг.* 

   Показатели Темп прироста 2003-2007 Темп прироста 2003-2006 Темп прироста 2003-2005 Темп прироста 2003-2004 2003 (базовый период)
   Общее количество предприятий малого бизнеса - 1,86 % 9,61 % 2,50 % -
   Количество предпринимателей на едином налоге 104,31 % 72,74 % 33,34 % 17,1 % -
   Оценочная доля МСБ в общем объеме  
производства в городе, %   
     - 11,11 % 11,11 % 11,11 %      -
   Общий объем торговых площадей,  
задействованных в розничной торговле, тыс. кв. м  
67,87 % 37,33 % 16,44 % 12,4 % -
   Количество официально зарегистрированных  
рынков, ед.   
22,22 % 22,22 % 11,11 % 11,11 %      -
   * сформулировано авторами 
 

   
   Рис. 1.6. Темп прироста общего количества предприятий малого бизнеса в г.Мариуполе 
 

   
   Рис. 1.7. Темп прироста количества предпринимателей на едином налоге в г.Мариуполе 
 
 
 

   
   Рис. 1.8. Темп прироста оценочной доли МСБ в общем объеме производства в г.Мариуполе 
 
 
 
 
 
 
 

   
   Рис. 1.9. Темп прироста общего объема торговых площадей, задействованных в розничной торговле в г. Мариуполе 
 

     

   Рис. 1.10. Темп прироста количества официально зарегистрированных рынков в г.Мариуполе 

   Выводы:  

   Субъект предпринимательской деятельности – физическое лицо, регистрация которого значительно дешевле, чем регистрация юридического лица, и осуществляется она естественно значительно быстрее и проще. Регистрация субъекта предпринимательской деятельности удобна и подходит тем, кто не имеет большого опыта ведения предпринимательской деятельности и обладает незначительными финансовыми ресурсами. Перед началом регистрации СПД следует решить несколько вопросов, которые в значительной степени повлияют на сам процесс регистрации. Они включают в себя: выбор организационно-правовой формы, налога и вида деятельности. На сегодняшний момент существуют три системы налогообложения для СПД-физлица:
    общая;
    уплата единого налога;
    фиксированный патент.
   В связи с нестабильной экономической  ситуацией в стране, повышением налогов и иных общеобязательных сборов, многие юридические лица и физические лица-предприниматели принимают решения о прекращении своей предпринимательской деятельности.
   Экономика города Мариуполя характерна многоотраслевой  структурой.  Наиболее привлекательной для малых предприятий остаются сферы торговли, общественного питания, транспортных, бытовых, юридических и других услуг. Доля малых предприятий в этих сферах деятельности составляет более 60 % от их общего количества.
   В последнее время отмечалась тенденция к росту количества СПД - физических лиц, которые осуществляют деятельность на рынках г. Мариуполя.  На протяжении последних лет усилились позитивные изменения в структурном количестве малых предприятий по видам экономической деятельности: наряду с уменьшением доли малых предприятий в оптовой и розничной торговле происходит рост их доли в промышленности,  транспорте и строительстве.
   Данную тенденцию можно считать позитивной, поскольку она свидетельствует о структурных изменениях в развитии малого и среднего бизнеса (МСБ).
 

   
Часть 2.  Разработка проекта исследования 

Целями данной части являются формирование проблем, которые являются наиболее затруднительными для деятельности малого предпринимательства, выбор наиболее подходящего метода исследования и формирование выборочной совокупности. 

   2.1 Формирование проблем, требующих исследования 

     В ходе проведения исследования проблем малого бизнеса для Торгово-промышленной палаты г.Мариуполя были выявлены следующие проблемы: сложность действующей системы налогообложения для предприятий малого предпринимательства; отсутствие механизмов микрокредитования малого предпринимательства; неадекватный современным условиям уровень профессиональной подготовки предпринимателей и др.
    В рыночной экономике место и роль предпринимательства определяются его функциями и реальным вкладом в общественное развитие. В экономике развитых стран предпринимательство сегодня играет заметную роль. Успешное функционирование предпринимательства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкуренция, создаются дополнительные рабочие места, повышается экспортный потенциал, лучше используются местные сырьевые ресурсы. Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но и прежде всего для расширения предпринимательской деятельности населения, развертывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.
    В Украине использование подобных возможностей предпринимательства пока еще не является реальным приоритетом государственной политики. С большим сожалением приходится констатировать, что в ходе развернувшихся в Украине экономических преобразований малому бизнесу уделяется недостаточно внимания. Декларируется, но практически не решается задача наращивания предпринимательского ресурса и его целевого использования для ускорения экономического роста и улучшения социального климата в стране.
    Отсутствует действенная система стимулирования создания малых предприятий, а также хозяйственный и государственный механизмы их поддержки.
    Несмотря  на достигнутые в последние годы положительные результаты, Украина отстает от экономически развитых государств, где, как правило, большая часть работающего населения занята в сфере малого предпринимательства, а вклад малого бизнеса в ВВП страны составляет около 70%.
    Торгово-промышленная палата г.Мариуполя важнейшей стратегической целью своей деятельности определила развитие и комплексную поддержку сферы малого и среднего предпринимательства. Для разработки стратегического плана развития малого и среднего предпринимательства Торгово-промышленной палатой г. Мариуполя авторами данной работы было проведено данное исследование. 
 
 
 
 

   2.2 Выбор метода исследования и формирование выборочной совокупности 

   
   Рис. 2.1. – Классификация основных методов маркетинговых исследований 

   Методы маркетинговых исследований в первую очередь делятся на методы сбора первичных и методы сбора вторичных данных.
   Вторичные данные — информация, собранная когда-либо для каких-либо целей, не связанных с текущей задачей.
   Первичные данные — информация, собранная исследователем специально для решения конкретной проблемы.
   Чаще  всего под проведением маркетингового исследования понимают именно сбор первичной  информации. Методы сбора первичных  данных, в свою очередь, делятся на методы сбора качественных данных, методы сбора количественных данных и так называемые mix-методики.
   Качественное  исследование отвечает на вопросы «как» и «почему».
   Данный  тип исследований позволяет получить очень подробные данные о поведении, мнении, взглядах, отношениях очень небольшой группы лиц. Полученные данные не могут быть выражены количественно (за редким исключением), однако дают хорошее представление об образе мыслей потребителей. Качественные исследования незаменимы при разработке новых товаров, рекламных кампаний, изучении имиджа фирм, торговых марок и решении других сходных задач. 
Основные методы качественных исследований: фокус-группы, глубинные интервью, анализ протокола.

    Фокус-группа представляет собой групповое интервью, проводимое модератором в форме групповой дискуссии по заранее разработанному сценарию с небольшой группой «типичных» представителей изучаемой части населения, сходных по основным социальным характеристикам.
    Глубинное интервью — слабоструктурированная личная беседа интервьюера с респондентом в форме, побуждающей последнего к подробным ответам на задаваемые вопросы.
    Анализ протокола заключается в помещении респондента в ситуацию принятия решения о покупке, в процессе которого он должен подробно описать все факторы, которыми он руководствовался при принятии этого решения.
   Количественное  исследование отвечает на вопросы «кто» и «сколько».
   Данный  тип исследований, в отличие от качественного, позволяет получить выраженную количественно информацию по ограниченному кругу проблем, но от большого числа людей, что позволяет обрабатывать ее статистическими методами и распространять результаты на всех потребителей. Количественные исследования помогают оценить уровень известности фирмы или марки, выявить основные группы потребителей, объемы рынка и т. п. 
Основные методы количественных исследований — это различные виды опросов и аудит розничной торговли (retail audit).

    Опрос предполагает выяснение мнения респондента по определенному кругу включенных в анкету вопросов путем личного либо опосредованного контакта интервьюера с респондентом (анкетирование).
    Аудит розничной торговли включает в себя анализ ассортимента, цен, дистрибуции, рекламных материалов в розничных точках по исследуемой товарной группе.
   Mix-методики — смешанные методы исследований, довольно удачно сочетающие в себе достоинства качественных и количественных методов.
   Основные  виды mix-методик: hall-тесты, home-тесты и mystery shopping.
    Hall-test — метод исследования, в ходе которого довольно большая группа людей (до 100-400 человек) в специальном помещении тестирует определенный товар и/или его элементы (упаковку, рекламный ролик и т. п.), а затем отвечает на вопросы (заполняет анкету), касающиеся данного товара.
    Home-test — аналогичен hall-тесту, с той лишь разницей, что тестирование товара происходит в домашних условиях (дома у респондента). Используется этот метод при необходимости длительного тестирования товара.
    Mystery Shopping — метод исследований, предполагающий оценку уровня обслуживания с помощью специалистов, выступающих в роли подставных покупателей (заказчиков, клиентов и т. п.).
   В качестве методологической основы проведения исследования был использован метод  выборочного наблюдения в форме  анкетирования (опроса). При проведении выборочного наблюдения обследуются не все единицы изучаемого объекта, совокупности, а лишь некоторая отобранная часть. Однако наблюдение организовано таким образом, что эта часть отобранных единиц в уменьшенном масштабе представляет всю совокупность. Часть единиц всей совокупности, подлежащей непосредственному наблюдению, называют выборочной совокупностью. Существует шестиступенчатая последовательность составления выборки. На рис. 6 приведена схема последовательности действий при проектировании выборки маркетингового исследования: 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Применение  выборочного наблюдения дает возможность  лучше организовать наблюдение, обеспечивает быстроту проведения наблюдения, приводит к экономии средств и затрат труда  на получение и обработку информации. Преимущество выборочного наблюдения заключается в том, что по результатам этого наблюдения можно оценить искомые параметры всей (генеральной) совокупности. Выборочное наблюдение в данном исследовании проводилось с помощью анкетирования, поскольку анкетирование проводится в случаях, когда необходимо выяснить мнение людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок, что соответствует поставленным задачам исследования. При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность, поскольку личность респондента не фиксируется, а фиксируются лишь его ответы.
     Выборочное анкетное исследование  было проведено в 3 этапа:
   1. Приготовление: составление ТПП текста анкеты, выбор лиц и объекта исследования
   2. Непосредственно сбор данных 
   3. Обработка результатов и проверка  данных 
   На  1 этапе приготовления был составлен текст анкеты по вопросам определения состояния и проблем на малых предприятиях г. Мариуполя. Текст анкеты был сформулирован понятным и ясным способом, не вызывающий сомнений у респондентов, вопросы были сформулированы в определенном логическом порядке. Также на 1 этапе была определена генеральная и выборочная совокупность наблюдения в ходе исследования.
     В качестве генеральной совокупности были выбраны все малые предприятия г. Мариуполя. В г. Мариуполе по состоянию на 01.10.09 количество субъектов малого предпринимательства – 3245. Выборочная совокупность была сформирована с помощью районированного метода отбора. Данный метод отбора сначала предполагает разделение генеральной совокупности на группы, которые полностью ее охватывают, а затем из этих групп выбираются единицы выборочной совокупности.
     В проведенном исследовании все малые предприятия г. Мариуполя были разделены на группы по сферам деятельности (торговля непродовольственными товарами, продажа продуктов питания, оказание различных услуг).
  Из  выделенных групп были выбраны  единицы выборочной совокупности, которые составили 33 малых предприятий (2 % от генеральной совокупности).
     На 2 этапе проводилось непосредственно анкетирование, т. е. сбор данных. Число респондентов составило 33 руководителя малых предприятий г. Мариуполя. Анкетирование проводилось в очной форме (т.е. в присутствии исследователя и респондента). В анкетировании участвовали собственники бизнеса, руководители и заместители руководителей предприятий г. Мариуполя, различных направлений хозяйственной деятельности: торговли, строительства, товаров народного потребления, оказания социально-бытовых услуг населению.
   На  3 этапе проведена обработка результатов исследования.
     Были опрошены руководители 33 предприятий города Мариуполя. Помимо них отказались принимать участие в анкетировании – 10 предприятий.
     Проанализировав результаты анкетирования, можно сделать следующие выводы о  состоянии деятельности малых предприятий г.Мариуполя:
   1. произошло снижение объема производства (реализации продукции, предоставляемых услуг).
   2. необходимо повышение эффективности работы персонала.
   3. существуют проблемы с банковским обслуживанием.
   Мониторинг  состояния на предприятиях города Мариуполя показал, что большинством респондентов были предложены следующие меры для преодоления проблем предпринимательства:
     1. снижение налогов
     2. стабилизация политико-экономической ситуации
    3. предоставление кредитов предприятиям  на более выгодных условиях 
     4. поддержка местных товаропроизводителей
     5. усовершенствование законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность
     6. не мешать
     7. борьба с коррупцией. 

   Выводы: 

     Путем опроса мнения руководителей предприятий малого бизнеса города Мариуполя для Торгово-промышленной палаты г.Мариуполя были выявлены наиболее существенные проблемы предпринимательской деятельности: сложность действующей системы налогообложения для предприятий малого предпринимательства; отсутствие механизмов микрокредитования малого предпринимательства; неадекватный современным условиям уровень профессиональной подготовки предпринимателей и др.
   В качестве методологической основы проведения исследования был использован метод выборочного наблюдения в форме анкетирования. При проведении выборочного наблюдения обследуются не все единицы изучаемого объекта, совокупности, а лишь некоторая отобранная часть. Выборочное наблюдение в данном исследовании проводилось с помощью анкетирования. При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования.
 

   
Часть 3.  Анализ частотных характеристик выборки и зависимостей 

   Целями данной части являются выявление факторов, влияющих на бизнес; перспектив развития частного предпринимательства и проведение анализа проблем, одной из которых является введение нового налогового кодекса.  

   3.1. Анализ частотных характеристик выборки и зависимостей
                      Таблица 3.1.
   Анализ  зависимости рентабельности от сферы хозяйственной  деятельности по результатам  исследования
                                                        Рентабельность
Сфера хозяйственной деятельности высокая затрудняюсь ответить низкая убыточное предприятие Общий итог
парикмахерские  услуги     1   1
розничная продажа непродовольственных товаров 1 1 14 1 17
розничная продажа продуктов питания 4 1 8   13
услуги  автосервиса       1 1
юридические услуги     1   1
Общий итог 5 2 24 2 33
             
Рентабельность  большинства частных предприятий  низкая.

   Рис. 3.1. Графическая интерпретация зависимости  рентабельности от сферы хозяйственной  деятельности 

Рентабельность  частных предприятий по розничной  продаже непродовольственных товаров  наиболее низкая.
                      Таблица 3.2.
   Анализ  зависимости рентабельности в динамике от сферы хозяйственной деятельности по результатам исследования 

                                               Рентабельность в динамике
Сфера хозяйственной деятельности постоянная растет снижается снижается в  текущем году Общий итог
парикмахерские  услуги   1     1
розничная продажа непродовольственных товаров 3 2 8 4 17
розничная продажа продуктов питания 6 2 1 4 13
услуги  автосервиса 1       1
юридические услуги       1 1
Общий итог 10 5 9 9 33
 
Рентабельность  большинства частных предприятий  в динамике  постоянная, но и наблюдается  тенденция снижения. 

 

   Рис. 3.2. Графическая интерпретация зависимости  рентабельности в динамике от сферы  хозяйственной деятельности 

Рентабельность  в динамике частных предприятий по розничной продаже непродовольственных товаров снижается наиболее значительно в сравнении с остальными сферами хозяйственной деятельности. 

                      Таблица 3.3.
   Анализ  зависимости: влияние на бизнес фактора  сезонности и сферы хозяйственной деятельности по результатам исследования 

                                    Влияние на бизнес  фактора сезонности 
Сфера хозяйственной деятельности высокое затрудняюсь ответить низкое очень высокое Общий итог
парикмахерские  услуги 1       1
розничная продажа непродовольственных товаров 9 1 6 1 17
розничная продажа продуктов питания 3 2 6 2 13
услуги  автосервиса       1 1
юридические услуги     1   1
Общий итог 13 3 13 4 33
Влияние фактора сезонности на частные предприятия  зависит от сферы хозяйственной  деятельности.
Рис. 3.3. Графическая  интерпретация влияния на бизнес фактора сезонности
Влияние фактора сезонности на розничную  продажу непродовольственных товаров  высокое, а на сферу юридических  услуг – наиболее низкое.
                      Таблица 3.4.
   Анализ  зависимости: влияние на бизнес конкуренции и сферы хозяйственной деятельности по результатам исследования 

                                             Влияние на бизнес конкуренции
Сфера хозяйственной деятельности высокое затрудняюсь ответить низкое очень высокое Общий итог
парикмахерские  услуги       1 1
розничная продажа непродовольственных товаров 4 2 1 10 17
розничная продажа продуктов питания 10     3 13
услуги  автосервиса       1 1
юридические услуги 1       1
Общий итог 15 2 1 15 33
 
 
 
 

Рис. 3.4. Графическая интерпретация влияния на бизнес конкуренции 

Влияние фактора конкуренции на розничную  продажу продуктов питание высокое, на розничную продажу непродовольственных  товаров – очень высокое. 

 

                       

                      Таблица 3.5.
   Анализ  зависимости: влияние на бизнес уровня жизни населения и сферы хозяйственной деятельности по результатам исследования
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.