На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Работа над речевой моторикой при псевдобульбарной дизартрии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 3
1. Общее представление о  дизартрии 5
1.1 Определение и  классификация форм дизартрии 5
1.2 Особенности нарушения  артикуляционной моторики при дизартрии
9
1.3. Артикуляционные нарушения при псевдобульбарной дизартрии
13
2. Работа  над речевой моторикой  при псевдобульбарной дизартрии
18
2.1. Формирование  артикулярной моторики 18
2.2. Формирование  артикуляции при псевдобульбарной дизартрией
26
2.3. Формирование  мелкой моторики 31
Заключение 34
Список  литературы 36
Приложение 38
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
     Наша  речь — это деятельность, которая  осуществляется при согласованном  функционировании всего головного  мозга и других отделов нервной  системы. Нормальная деятельность нервных  речевых зон, расположенных в  коре головного мозга, обеспечивает управление речевой системой, правильный подбор слов и восприятие обращенной к нам речи.
     Клинический опыт показывает, что поражение разных участков коры головного мозга приводит к качественно отличным нарушениям речи. В связи с этим, выделяются различные области, поражение которых  вызывает те или иные расстройства речи.
     Дизартрия относится к группе сенсомоторных  расстройств, затрагивающих артикуляторный уровень речеобразования. При дизартрии  расстройства произношения звуков вызваны, прежде всего, нарушениями фонетических (моторных) операций.
     Для дошкольников с нарушениями речи и недоразвитием моторных функций  решение вопроса ранней социальной адаптации имеет особое значение в связи с тем, что с определённого  момента они неизбежно начинают замечать своё отставание от сверстников  в той или иной сфере жизни. Их не придуманные затруднения в  осуществлении физических или умственных действий, в общении со сверстниками или с «чужими» взрослыми ещё  более осложняются этими невольными безрадостными «открытиями». В результате увеличивается вероятность развития пессимистических настроений, депрессивных состояний.
     У детей с дизартрией вследствие органического  поражения центральной нервной  системы нарушаются двигательные механизмы, страдает общая и мелкая моторика, что усугубляет нарушения речи при  данной патологии. Нарушенное звукопроизношение  с трудом поддаётся коррекции, отрицательно влияет на формирование фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи.
     Несмотря  на то, что у детей с лёгкой формой дизартрии не наблюдается  выраженных параличей и парезов, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они отстают от сверстников в  ловкости и точности движений, задерживается  развитие готовности руки к письму.
     Актуальность  проблемы, ее социальная значимость и  недостаточная разработанность  определили тему работы: «Формирование  артикулярной моторики у детей раннего  возраста псевдобульбарной дизартрии».
     Объект  исследования – процесс формирования артикулярной моторики у детей раннего  возраста с псевдобульбарной дизартрией.
     Предмет исследования – система логопедической и педагогической коррекции, направленная на формирование артикулярной моторики у детей раннего возраста с  псевдобульбарной дизартрией.
     Цель  исследования – выявление и проверка эффективности педагогических условий  организации процесса формирования артикулярной моторики у детей раннего  возраста с псевдобульбарной дизартрией.
     В соответствии с поставленной целью, выделенными объектом и предметом  исследования были определены задачи:
     Изучить теоретическую основу исследования особенностей формирования артикулярной моторики у детей раннего возраста с псевдобульбарной дизартрией.
     Разработать и апробировать систему логопедической и педагогической коррекции, направленную на формирование артикулярной моторики у детей раннего возраста с  псевдобульбарной дизартрией.
     Разработать научно-методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков  дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
     Структура работы. Курсовая работа изложена на 44 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 24 наименования и приложения.  

1. Общее представление  о дизартрии.
1.1. Определение, классификация  и формы дизартрии. 
     Дизартрия — нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражений заднелобных и подкорковых  отделов мозга.
     Термин "дизартрия" образован от греческих  слов arthson - сочленение и dys - частица, означающая расстройство. Это неврологический  термин, т.к. возникает дизартрия  при нарушении функции черепно-мозговых нервов нижнего отдела ствола, ответственных  за артикуляцию1.
     Черепно-мозговые нервы нижнего отдела ствола (продолговатого мозга) примыкают к шейному отделу спинного мозга, имеют сходное с  ним анатомическое строение и  снабжаются кровью из того же вертебробазилярного  бассейна2.
     Продолговатый ствол мозга, так же, как и шейный отдел спинного мозга, зачастую испытывает в родах гипоксию. Это приводит к резкому уменьшению двигательных единиц в ядрах нервов, ответственных  за артикуляцию. При неврологическом  обследовании ребенок адекватно  выполняет все пробы, но не может  справиться должным образом с  артикуляцией, потому что здесь необходимо выполнять сложные и быстрые  движения, которые не под силу ослабленным  мышцам3.
     Основные  проявления дизартрии4:
    расстройство артикуляции звуков
    нарушение голосообразования
    изменение темпа и ритма речи
    изменение интонации.
     Названные нарушения проявляются в разной степени и в различных комбинациях  в зависимости от локализации  поражения в центральной или  периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от времени возникновения  дефекта. Нарушения артикуляции  и фонации, затрудняющие, а иногда и полностью препятствующие членораздельной  звучной речи, составляют так называемый первичный дефект, который может  привести к возникновению вторичных  проявлений, осложняющих его структуру. Клиническое, психологическое и  логопедическое изучение детей с  дизартрией показывает, что эта категория  детей очень неоднородна с  точки зрения двигательных, психических  и речевых нарушений5.
Классификация форм дизартрии.
     Классификация клинических форм дизартрии основывается на выделении различной локализации  поражения мозга. Дети с различными формами дизартрии отличаются друг от друга специфическими дефектами  звукопроизношения, голоса, артикуляционной  моторики, нуждаются в различных приемах логопедического воздействия и в разной степени поддаются коррекции6.
     Формы дизартрии7:
    Дизартрия бульбарная — дизартрия, обусловленная периферическим парезом или параличом мышц, принимающих участие в артикуляции, вследствие поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов и их ядер. Часто сочетается с расстройствами глотания.
    Дизартрия корковая — обусловленная поражением отделов коры головного мозга, связанных с функцией мышц, принимающих участие в артикуляции; отличается расстройством произнесения слогов при сохранении правильной структуры слова.
    Дизартрия мозжечковая — дизартрия, обусловленная поражением мозжечка или его проводящих путей; характеризуется растянутой, скандированной речью с нарушением модуляции и меняющейся громкостью.
    Дизартрия экстрапирамидная (гиперкинетическая, подкорковая) — дизартрия, возникающая при поражении подкорковых узлов и их нервных связей. Речь смазанная, невнятная с носовым оттенком, резко нарушена просодика, интонационно-мелодическая структура речи, её темп.
    Дизартрия паркинсоническая — вид экстрапирамидной дизартрия, наблюдаемой при паркинсонизме, характеризующийся замедленной невыразительной речью, нарушениями модуляции голоса. Требует лечения основного заболевания.
    Дизартрия псевдобульбарная — дизартрия, обусловленная центральным параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения двигательных корково-ядерных путей; проявляется монотонностью речи.
    Дизартрия экстрапирамидная — дизартрия, обусловленная поражением стриапаллидарной системы.
    Дизартрия стертая форма — нарушение произношения свистящих и шипящих звуков по типу бокового сигматизма, впервые выделена чешским врачом М.Зееманом;. часто бывает единственным симптомом, свидетельствующим о наличии у ребенка недиагностированной дизартрия.
    Дизартрия холодовая — симптом при миастении и миастеническом синдроме, проявляющийся в затруднениях артикуляции при понижении температуры в помещении и говорении на холоде. Требует лечения основного заболевания. Часто служит единственным симптомом, свидетельствующим о скрытой или не диагностированной врожденной миопатии8.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.2. Особенности нарушения  артикуляционной  моторики при дизартрии.
     Основные  проявления дизартрии состоят в  расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, а также в  изменениях темпа речи, ритма и  интонации. При дизартрии может  нарушаться звукопроизношение как  согласных, так и гласных звуков. Нарушение гласных классифицируется по рядам и подъемам, нарушения  согласных – по их четырем основным признакам: наличию и отсутствию вибрации голосовых связок, способу  и месту артикуляции, наличию  или отсутствию дополнительного  подъема спинки языка к твердому небу9.
     Для всех форм дизартрии характерны нарушения  артикуляционной моторики, которые, сочетаясь между собой, составляют первый важный синдром артикуляционных  расстройств10.
     Артикуляционные расстройства при дизартрии проявляются  следующими признаками:
    нарушения мышечного тонуса;
    ограничение подвижности мышц органов артикуляционного аппарата (языка, губ, мягкого неба), а также лицевой мускулатуры;
    патология реципрокной иннервации;
    наличие насильственных движений и оральных синкенезий в артикуляционной мускулатуре;
    нарушения четкости кинестетических ощущений11.
     1. Характер нарушения мышечного  тонуса зависит, прежде всего,  от локализации поражения мозга  и может быть следующим:
     - спастичность артикуляционных мышц  – постоянное повышение тонуса  в мускулатуре языка, губ, в  лицевой и шейной мускулатуре;
     - гипотония – понижение мышечного  тонуса;
     - дистония – меняющийся характер  мышечного тонуса12.
     Повышение мышечного тонуса в круговой мышце  рта приводит к спастическому  напряжению губ, плотному смыканию рта. Активные движения при этом ограничены. Повышенье мышечного тонуса в  мышцах лица еще более ограничивает произвольные движения в артикуляционном  аппарате.
     При гипотонии язык тонкий, распластанный  в полости рта, губы вялые, отсутствует  возможность их полного смыкания. В силу этого рот обычно полуоткрыт выражена гиперсоцивация13.
     При гипотонии мышц мягкого неба движения небной занавесочки вверх недостаточно, то проявляется в назализации  звуков.
     При дистонии в состоянии покоя отмечается низкий мышечный тонус в артикуляционном  аппарате при попытках речи – тонус  резко нарастает. Характерным для  этих нарушений является их динамичность, непостоянство искажений, замен  и пропусков звука14.
     2. Недостаточность подвижности артикуляционных  мышц также нарушает артикуляционную  моторику и звукопроизношение  при дизартрии.
     При нарушении иннервации губ страдает произношение и гласных и согласных  звуков. Ребенок затрудняется вытянуть губы вперед, округлить их, растянуть  углы рта в стороны, поднять вверх  верхнюю губу и опустить. Ограничения  подвижности губ нередко нарушают артикуляцию в целом, так как  эти движения меняют размер и форму преддверия рта, оказывая влияние на резонирование всей ротовой полости15.
     Ограниченная  подвижность мышц языка при дизартрии  проявляется:
    в недостаточности подъема кончика языка вверх в полости рта, что связано с нарушением иннервации шилоязычной и некоторых других мышц;
    в ограничении движения языка вниз, что связано с нарушением иннервации ключично-подъязычной, щитовидно-подъязычной, челюстно-подъязычной, подбородочно-язычной и двубрюшной мышц;
    в ограничении движения языка назад, причиной чего является нарушение иннервации подъязычно-глоточной, лопаточно-подъязычной, шилоподъязычной, двубрюшной (заднее брюшко) и др.;
    в порезах мышц языка, что препятствует возможности изменять его конфигурацию, его удлинению, укорочению, выдвижению оттягиванию назад16.
     Ограниченная  подвижность мышц мягкого неба утяжеляет  нарушения звукопроизношения. Причина: нарушение иннервации веточками  тройничного, лицевого блуждающего  нервов мышц мягкого неба, поднимающих  и натягивающих его. При нарезах  небно-глоточных и небно-язычных  мышц подъем небной занавески в момент речи затрудняется, происходит утечка воздуха через нос, голос приобретает  носовой оттенок, искажая тембр  речи, недостаточно выражены шумовые  признаки речевых звуков17.
     3. Дискоординационные расстройства18 – еще один характерный признак артикуляционных нарушений при дизартрии. Проявление этих расстройств наблюдается при нарушении точности и соразмерности артикуляционных движений, особенно при этом страдает выполнение тонких дифференцированных движений, т.к. они выполняются часто с гиперметрией (чрезмерной двигательной амплитудой). Эти нарушения обычно сочетаются с трудностями в чередовании движений, и сохранении отдельных артикуляционных поз из-за присутствия тремора (мелкого дрожания кончика языка).
     Дискоординационные  расстройства вызывают запаздывание включения  артикуляционных движений, необходимых  для произнесения отдельных звуков и слов, что делает речь замедленной  и скандированной19. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Артикуляционные  нарушения при  псевдобульбарной  дизартрии.
     В педагогической практике наиболее часто  встречается псевдобульбарная дизартрия.
     Псевдобульбарная  дизартрия возникает при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных  путей, идущих от коры головного мозга  к ядрам черепных нервов ствола20. Язык при псевдобульбарной дизартрии напряжён, оттянут кзади, спинка его закруглена и закрывает вход в глотку, кончик языка не выражен.
     Наблюдаются синкинезии. Произвольные движения языка  ограничены, ребёнок обычно может  высунуть его из полости рта, однако амплитуда этого движения ограничена, он с трудом удерживает высунутый  язык по средней линии: язык отклоняется  в сторону или опускается на нижнюю губу, загибаясь к подбородку. Боковые  движения высунутого языка отличаются малой амплитудой, замедленным темпом, диффузным перемещением всей его  массы, кончик при всех его движениях  остаётся пассивным и обычно напряжённым. Особенно трудным при псевдобульбарной дизартрии является движение высунутого языка вверх с загибанием его  кончика к носу. При выполнении движения видно повышение мышечного  тонуса, пассивность кончика языка, а так же истощаемость движения.
     Особенности звукопроизношения при псевдобульбарной дизартрии в значительной степени  определяются смещением спастически  напряжённого языка в задний отдел  полости рта, что искажает звучание гласных, особенно передних (и, э). При  диффузной спастичности мышц речевого аппарата отмечается озвончение глухих согласных звуков. При паретической псевдобульбарной дизартрии страдает произношение смычных губных звуков, требующих достаточных мышечных усилий, особенно двугубных (п, б, м) язычно-альвеолярных, а также нередко и ряда гласных  звуков, особенно тех, которые требуют  подъёма спинки языка вверх (и, ы, у). Отмечается носовой оттенок голоса. Мягкое нёбо провисает, подвижность  его при произношении звуков ограничена.
     При дизартрии за счёт нарушения иннервации дыхательной мускулатуры нарушается речевое дыхание. Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, в момент речи оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слогов или слов ребёнок делает поверхностные судорожные вдохи, активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот. Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к тому, что у ребёнка появляется тенденция говорить на вдохе. Это ещё больше нарушает произвольный контроль над дыхательными движениями, а так же координацию между дыханием, фонацией и артикуляцией21.
     Речь  при паретической форме псевдобульбарной дизартрии медленная, афоничная, затухающая, плохо модулированная, выражены слюнотечение, гипомимия и амимия лица. Часто  имеет место сочетание спастической и паретической форм, т.е. наличие  спастико-паретического синдрома.
     Нарушения артикуляционной моторики, сочетаясь  между собой, составляют первый важный синдром дизартрии – синдром  артикуляционных расстройств, который  видоизменяется в зависимости от тяжести и локализации поражения  мозга и имеет свои специфические  особенности при различных формах дизартрии.
     Во  всех случаях при псевдобульбарной дизартрии нарушаются в первую очередь  наиболее сложные и дифференцированные произвольные артикуляционные движения. Непроизвольные, рефлекторные движения обычно сохранены22.
     Диссоциацией  в выполнении произвольных и непроизвольных движений при псевдобульбарной дизартрии  определяются характерные нарушения  звукопроизношения - избирательные  трудности в произношении наиболее сложных и дифференцированных по артикуляционным укладам звуков (р, л, ш, ж, ч, ц). Звук «р» утрачивает вибрирующий характер, звонкость, часто  заменяется щелевым звуком. Для звука  «л» характерно отсутствие определённого  фокуса образования, активного прогибания спинки языка вниз, недостаточная  приподнятость краёв языка и  отсутствие или слабость смычки кончика с твёрдым нёбом. Всё это определяет звучание «л» как плоскощелевого звука23.
     Таким образом, при псевдобульбарной дизартрии  нарушается произношение наиболее сложных  по артикуляции переднеязычных звуков. Нарушение носит распространённый характер, сочетается и искажением произношения и других групп звуков, нарушениями дыхания, голоса, интонационно-мелодической стороны речи, часто – слюнотечением. Для псевдобульбарной дизартрии  характерно повышение мышечного  тонуса в артикуляционной мускулатуре  по типу спастичности – спастическая форма псевдобульбарной дизартрии. Повышение мышечного тонуса может  распространяться только на отдельные  мышцы языка. Реже на фоне ограничения  объёма произвольных движений наблюдается  незначительное повышение мышечного  тонуса в отдельных мышечных группах  или понижение мышечного тонуса – паретическая форма псевдобульбарной дизартрии. При обеих формах отмечается ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата, в тяжёлых  случаях – почти полное их отсутствие24.
     Эта форма дизартрии дифференцируется по степени нарушения артикуляционной или речевой моторики на 3 степени25.
     I степень – самая тяжелая степень псевдобульбарной дизартрии – характеризуется глубоким поражением мышц и частичной, а иногда и полной бездеятельностью речевого аппарата. Речь при этой форме дизартрии напряжена из-за трудностей при воспроизведении серии последовательных движений.
     Причина возникновения тяжелой формы  псевдобульбарной дизартрии – одностороннее  поражение в нижних отделах премоторных  областей коры головного мозга26.
     II степень псевдобульбарной дизартрии (средней тяжести) характеризуется тяжелым дефектом звукопроизношения, как следствием нарушения функции артикуляционного аппарата.
     Для детей с этой степенью дизартрии  амимичность: отсутствие движений лицевых  мышц. Ребенок не может надуть щеки, вытянуть губы, плотно сомкнуть их. Движения языка ограничены: ребенок не может  поднять язык вверх, повернуть вправо, влево, удерживать в данном положении. Значительную трудность представляет переключение от одного движения к  другому. Мягкое небо бывает часто малоподвижным. Характерно обильное слюнотечение.
     Причина псевдобульбарной дизартрии средней  тяжести – одностороннее поражение  коры доминантного полушария (чаще левого) в нижних постцентральных отделах  коры головного мозга27.
     III степень псевдобульбарной дизартрии – легкая степень и характеризуется отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата.
     Трудности артикуляции заключаются в медленных, недостаточно точных движениях языка, губ28.
     Причиной  легкой степени псевдобульбарной дизартрии  является одностороннее поражение  доминантного полушария, чаще левого, нижнего отдела передней центральной  извилины.
     Во  всех случаях псевдобульбарной дизартрии  нарушаются в первую очередь наиболее сложные и дифференцированные произвольные артикуляционные движения. Непроизвольные рефлекторные движения обычно сохранены29.
     Для псевдобульбарной дизартрии в целом  характерно повышение мышечного  тонуса в артикуляционной мускулатуре  по типу спастичности – статическая  форма псевдобульбарной дизартрии30.
     Патетическая  форма наблюдается реже, проявляется  в понижении мышечного тонуса в отдельных мышечных группах. При  обеих формах отмечается ограничение  активных движений мышц артикуляционного аппарата.
     Язык  при псевдобульбарной дизартрии  напряжен, оттянут кзади, спинка его  закруглена и закрывает вход в  глотку, кончик языка не выражен.
     Произвольные  движения языка ограничены, ребенок  обычно может высунуть язык из полости  рта, однако амплитуда этого движения ограничена, он с трудом удерживает высунутый язык на средней линии; язык отклоняется в сторону или  опускается на нижнюю губу, загибаясь  к подбородку. Боковые движения высунутого языка отмечаются малой амплитудой, замедленным темпом, диффузным перемещением всей его массы, кончик при всех его  движениях остается пассивным и  обычно напряженным31.
     Особенно  трудным при псевдобульбарной дизартрии  является движение высунутого языка  вверх с загибанием его кончика  к носу. При выполнении движения видно повышение мышечного тонуса, пассивность кончика языка и  истощаемость движения. Состояние артикуляционной  моторики, отклонения в ней при  различных формах дизартрии зависят  от локализации очага поражения  ЦНС32. 

2. Работа над речевой  моторикой при  псевдобульбарной  дизартрии.
2.1. Формирование артикулярной  моторики.
     При псевдобульбарной дизартрии очень  большое внимание должно быть уделено  работе над речевой моторикой. Эта  работа складывается из следующих звеньев:
     а) дифференцированный массаж (расслабляющий/укрепляющий  с учётом состояния мышечного  тонуса в отдельных мышцах артикуляционного аппарата);
     б) пассивная гимнастика с постепенным  переходом в пассивно-активную;
     в) активная гимнастика33.
     1) Массаж служит для возбуждения  иннервации речевой и лицевой  мускулатуры. Перед массажем рекомендуется  провести упражнения на расслабление  массируемой мускулатуры. 
     Для достижения наилучшего результата добиваться от детей выполнения упражнений в  соответствии с рекомендациями по правильному  выполнению упражнений для пальцев  рук. Сначала все упражнения выполняются  медленно.
     Нужно следить, чтобы дети правильно воспроизводили и удерживали положение кисти  или пальцев и правильно переключались  с одного движения на другое. При  необходимости помочь ребёнку или  учить его помогать себе второй рукой
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.