На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Контрольная работа по "Истории государства и права "

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 29.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Вопрос  №2

    ПЕРИОДИЗАЦИЯ  РИМСКОГО ПРАВА 

    Периодизация  римского права – выделение в развитии римского права определенных этапов, имеющих соответствующий временной промежуток и характерные черты. Ниже перечислены периоды развития римского права.
    1. VIII-HI в. до н. э. период древнего, или квиритского права – период начального формирования римского права. Право существовало только в рамках патриархальной римской общины, для членов общины и ради сохранения ее ценностей и привилегий, оно неразрывно с юридической практикой жрецов-понтификов, пронизано сакральным, и потому формально-консервативным началом. В этот период отмечается становление главных видов источников римского права, переход от обычного права к государственному законодательству и основанной на нем постоянной судебной практике. В V в. до н. э. была осуществлена первая кодификация – Законы XII Таблиц, которые закрепили основные институты правовой системы Рима (деление вещей, способы их передачи, деликты и т. д.). Систематизация правовых норм была примитивна, и не всегда четко выделялись правовые институты. В этот период зародились способы осуществления права. Сначала это было понтификальное производство, осуществлявшееся жрецами. В конце периода появилась должность претора и зародился легисакционный процесс. Римское право в этот период представляло привилегированное право – цивильное (или квиритское) право.
    2. III–I в. до н. э. предклассический период, характеризующийся социальной унификацией римской общины, стиранием принципиальных |граней между патрицианством и плебеями. В этот период складывалась деятельность всех институтов римской государственности и судебной системы; источник права наряду с общенародным государственным законодательством – судейское и магистратское правотворчество. Издавались законы, развивающие отдельные институты римского права и создающие новые. Развивались институты наследственного права, сервитуты, деликты. Легисак-ционный процесс преобразовался в формулярный. На требования права оказывали влияние греческая философия и греческие правовые доктрины. Зарождались традиции римской юриспруденции и связанной с ней частной практики, судебного красноречия.
    3. I в. до н. э.-IH в. н. э. классический период. Происходило формирование принципов публичного права. Складывалось уголовное право с самостоятельными объектами правовой охраны и принципами применения. Сформировался общий правовой статус свободного гражданина. Законченный вид приобрели институты собственности, владения, видов дозволенных и охраняемых правом сделок, правовых требований и т. д. Основные источники права – сенатусконсульты, конституции и ответы юристов. Появился экстраординарный процесс. К этому времени относится расцвет римской юридической науки и судебной юриспруденции (деятельность Цицерона).
    4. IV–V в. н. э. постклассический период. характеризующийся развитием императорского законодательства. Преобладающая форма права и источник норм – закон. Судебный процесс стал неразделим с государственным администрированием. Предпринимались попытки кодификации права. В конце периода была создана кодификация императора Юстиниана. Правовые институты изменились незначительно.

    Вопрос  № 3

    ВАРНЫ, КАСТЫ И ВЗАИМОООТНОШЕНИЯ ВНТУРИ ИХ СИСТЕМЫ
    Класс - варна - каста -одна из нерешенных проблем  востоковедения. В исследовании этих проблем не последнее место должно быть отведено и юридическим категориям, без учета которых нельзя понять и объяснить возникновения классов и форм зависимости в Древней Индии.
    Самой «высокой», «чистой» варной были брахманы. Их называли авадхья - неприкосновенные. Формированию варны жреческой верхушки брахманов способствовала монополизация ими на определенном этапе исторического развития отправления религиозных церемоний, знание ведических гимнов. При этом, брахманы, выполнявшие жреческие функции и знающие священное учение занимали наиболее почетное место в обществе. По официальным представлениям, брахман - высший из людей. Его занятие - изучение священных книг, участие в суде и управлении, выработка законов и предписаний. Ему принадлежит все, что он видит, он может «потребовать все, что захочет» (по крайней мере, в рамках закона). Наблюдение за сменой времен года, разливами рек и прочими явлениями, наблюдение, столь необходимое для руководства общественно-экономической жизнью, являлось ещё одной функцией выходцев данной варны.
    На  фоне общей социальной мобильности, вызванной развитием феодальных отношений, позиция высшей варны  брахманов подверглась сравнительно небольшим изменениям. Положение  брахманов определялось усилившейся  в связи с феодализацией общества ролью индуизма, открыто освящающего социальное неравенство, власть и привилегии немногих и бесправие большинства людей.
    Вторая  варна - это варна кшатриев, воинов, военной и светской аристократии, из её среды выходили цари, военачальники, сановники. Согласно системе варн, кшатрии должны были взимать налоги с крестьян и пошлины с купцов, торговцев и ремесленников.
    Особая  воинская верхушка, - кшатрии начала складываться в процессе завоевания ариями речных долин Северной Индии. В эту категорию первоначально  входили только арии, но в процессе ассимиляции завоеванных племен эта варна иногда пополнялась местными вождями и главами родовых групп, на что, в частности, указывает существование в  Древней Индии особой категории «вратья - кшатриев» -, т. е. кшатриев по обету, а не по рождению. Здесь, таким образом, тесно взаимодействовали как внешние, так внутренние процессы начавшегося разложения родового общества у завоеванных и завоевателей.
    Вместе  с тем племенные вожди и  некоторые чужестранные правители  были ассимилированы в брахманское общество как второразрядные кшатрии, а в послегуптскую эпоху их стали звать раджпутами, причем место раджпута в их иерархии зависело от того, из какого племени он происходил.
    В маурийский период к кшатриям, сосредоточившим  в своих руках военную, политическую и экономическую власть, стали относить в основном тех, кто принадлежал непосредственно к царскому роду и к категории привилегированных наемных воинов.
    Обособлению кшатриев среди своих соплеменников - вайшьев-простолюдинов способствовали представления, что кшатрии - полновластные распорядители богатства, приобретаемого войной, в том числе и рабов-военнопленных.
    Название  третьей варны - вайшьи произошло от слова виш - народ, племя, поселение. Это основная масса трудового люда, земледельцев, крестьян, ремесленников и торговцев - подлинный демос. В хозяйствах богатых общинников трудились безземельные наемные работники, представители «неприкасаемых» каст, которые в основном и создавали прибавочный продукт, присваиваемый различными категориями эксплуататоров, рабы. Вайшья чаще всего как полноправный общинник-землевладелец сам мог быть эксплуататором
    Четвертую варну составляли шудры. В их среде - обнищавшие, оставившие общину крестьяне, чужаки, отпущенные на волю рабы, но рабский труд в решающих отраслях экономики Древней Индии значительной роли не играл. Шудра мог иметь семью, его дети наследовали имущество, путь к обогащению не был ему закрыт каким-либо запрещением. И тем не менее он не свободен.
    Шудру можно продавать и покупать. Даже отпущенный своим господином, он не освобождается от обязанности услужения, «ибо они рождены для него». Он тот, «чье имущество может быть отобрано хозяином». В глазах закона шудра нечестив, общения с ним надо избегать, его наказывают строже, ему запрещены религиозные обряды. Так, в дхармасутрах шудры устраняются от участия в жертвоприношениях, которые становятся прерогативой высших варн, они не проходили обряда посвящения - «второго рождения», на которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся «дважды рожденными» - двиджати.
    В дхармашастрах в отдельных случаях  проводятся различия между рабами и  шудрами, между рабами и лицами, находящимися в услужении, в других - эти различия отсутствуют. Слово даса (дасья) в «Законах Ману» одновременно обозначает и раба, и лицо, находящееся в услужении. Связано это было с тем, что рабство в Древней Индии было одной из форм зависимости, но далеко не единственной. Здесь широко были представлены многочисленные переходные социальные формы, промежуточные социальные состояния (от свободных, но неполноправных беднейших слоев населения - к рабам). 

    Процессы  ассимиляции ариями многочисленных аборигенных племен, видимо, играли немалую роль в формировании социального  слоя шудр. На эти процессы бесспорно  влияла и социальная дифференциация, усиление имущественного неравенства внутри самого арийского общества. В разряд шудр попадала и беднейшая часть населения арийской общины, те ее члены, которые отрабатывали долги, находились в услужении. В дхармасутрах шудры часто противопоставляются ариям. Так, например, Апастамба в одном из своих предписаний говорит как о недостойном поведении ария, если он сожительствует с шудрянкой, в другом - если он сожительствует с неарийкой, или с женщиной черной расы. Вместе с тем в некоторых самхитах еще упоминаются богатые шудры (эти упоминания исчезают в сутрах), говорится о грехе против шудры и ария, встречаются восхваления в адрес шудр, так же как в адрес брахманов, кшатриев и вайшьев. Противоречивость свидетельств дхармашастр относительно положения шудр и их социально-правового статуса - следствие неоднородности варны шудр. В процессе ее становления богатым шудрой мог быть представитель покоренного племени, шудра же, приобщенный к религиозным ритуалам ариев, это - обедневший арий. Дальнейшее поступательное развитие древнеиндийского общества, усиление имущественной дифференциации, приводит к определенной нивелировке положения шудр - к обеднению одних и потере другими религиозно-правовых отличий, свойственных ариям. Оба указанных пути формирования варны шудр приводили в древности и к возникновению рабской зависимости.
    Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое, тем не менее, в праве отсутствует  отчетливое противопоставление свободных  и рабов. Касты заслоняют собой  классы. Это выражается в том, что сборники законов гораздо определеннее говорят об отношениях между кастами, чем между классами, т. к. именно деление общества на касты провозглашается древнеиндийским законодательством основным делением людей, существующим извечно, и именно изложение прав и обязанностей каст является основным содержанием древнеиндийских сборников законов.
    Шудра не должен накапливать богатство, даже имея возможность сделать это, так  как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов - об этом можно прочесть в «Законах Ману». Гостю шудре разрешалось давать еду только в том случае, если он делал в доме хозяина какую-либо работу.
    О неоднородности варны шудр свидетельствует  то, что к шудрам по мере усиления кастового деления стали относить отверженные, «неприкасаемые» касты, выполняющие самую унизительную работу. В «Законах Ману» упоминаются лица, «презренные даже для отверженных». «Неприкасаемые» касты, дискриминировались и как шудры, и как «неприкасаемые». «Неприкасаемым» запрещалось посещать индусские храмы, общие водоемы, места кремации, магазины, которые посещались членами других каст.
    Кшатрии и брахманы стали выделять себя из общей массы населения на том  основании, что они владеют скотом, зерном, деньгами, а также рабами, но имелись также бедные брахманы и кшатрии, не отличавшиеся по положению от бедных вайшьев. По мере консолидации высших варн - брахманов и кшатриев складывался особый порядок регулярных отчислений от сельскохозяйственного продукта. Налог шел на содержание брахманов и кшатриев. Люди, входившие в три высшие варны, были ритуально отделены от тех, кто входил в четвертую варну.
    Ограничивалась  возможность смешанных браков. Дхармашастры закрепляют четкие религиозно-правовые границы между брахманами, кшатриями, вайшьями и шудрами, основанные на многочисленных религиозно-ритуальных ограничениях, запретах, предписаниях. Для каждой варны была сформулирована своя дхарма,  закон образа жизни. Государственное управление оставалось в ведении двух первых варн. Целые главы дхармашастр посвящены жесткой регламентации поведения людей, их общения друг с другом, с представителями так называемых «неприкасаемых» каст, стоящих вне варн индийского общества, ритуалам «очищения» от «загрязнения» при таком общении. Тяжесть наказания за совершение тех или иных преступлений определяется в дхармашастрах в строгом соответствии с принадлежностью к той или иной варне.
    Дваждырожденные получили право изучать веды, в  то время как четвертое сословие, шудры, этого права были лишены. Уделом, этих последних стало служение трем высшим варнам, в качестве рабов или наемных работников.
    Усиление  имущественной дифференциации во второй половине I тысячелетия до н.э. все  чаще стало проявляться в расхождении  варнового статуса и фактически занимаемого человеком места  в обществе. В Законах Ману можно  найти упоминание о брахманах, пасущих скот, брахманах-ремесленниках, актерах, слугах, к которым предписывается относиться «как к шудрам».
    Люди  низших варн не могут свидетельствовать  против людей высших варн. Показания  «рабов, родственников и детей» «ненадежны», и потому лучше к ним не прибегать. При разногласии между отличным и хорошим свидетелем предпочтение должно быть отдано показаниям отличного и т. д.
    Позднее, вследствие падения роли свободных  общинников в общественной жизни  вайшьи стали мало отличаться от шудр и линия раздела стала проходить уже между знатью - брахманами и кшатриями, с одной стороны, и простонародьем - вайшьями и шудрами - с другой.
    По  «Законам Ману» вайшьям и шудрам, не должно было позволять отклоняться  от предписанных им функций, так как  в противном случае в мире воцарился бы хаос. Отсюда в древних текстах делался естественный вывод о том, что кшатрии не могут благоденствовать без поддержки брахманов, а брахманы - без поддержки кшатриев. Только в союзе друг с другом могут они преуспевать и править миром.
    Таким образом, внутри каждой варны развивалось  социальное неравенство, деление на эксплуатируемых и эксплуататоров, но кастовые, общинные, большесемейные границы, скрепленные правом, религией, сдерживали их слияние в единую классовую  общность. Это и создавало особую пестроту сословно-классовой социальной структуры Древней Индии.
    Ослабление  варновой замкнутости в целом  всей системы и попытки укрепить варновые перегородки в поздних  дхармашастрах были следствием перестройки  сословно-классового деления раннесредневекового общества в Индии. В этой перестройке не последнее место заняла новая развивающаяся социальная форма - каста. В одной из поздних глав «Законов Ману» упоминается 61 каста, а в «Брахмавайварта -пуране» - более ста. По мнению некоторых авторов все это были главным образом племена, превращенные в касты.
    Проблема  возникновения каст также одна из дискуссионных проблем востоковедения. В настоящее время можно считать  установленным, что варна как  социальный институт значительно более  раннего происхождения, чем каста.
    Неоднородность  каст в значительной мере затрудняет выяснение вопроса об их происхождении. Касты - это и этнические группы (например, отсталые племена, зачисляемые в  состав «неприкасаемых»), и кланы  воинов-завоевателей (раджпутские племена), и профессиональные группы, и религиозные секты, общины. Вне зависимости от их первоначального происхождения касты по мере развития феодальных отношений «выстраивались» в иерархии индусского общества в соответствии со своим положением в социально-экономической структуре феодального общества. Последняя, самая низшая группа «неприкасаемых» каст, включала земледельцев и слуг общины, лишенных каких-либо владельческих прав, находящихся в полурабской, полукрепостной зависимости от полноправных общинников. «Неприкасаемый», скорее всего внеобщинник, и становится главным объектом эксплуатации. В отечественной литературе Л. Б. Алаевым было убедительно доказано, что рентоплательщик- общинник сам часто являлся мелким феодальным эксплуататором, что земельные наделы обрабатывались «неприкасаемыми», неполноправными членами общины и внеобщинным крестьянством. Неприкасаемость возникает вместе с кастовым делением общества, по мере расширения отношений эксплуатации в результате насильственного подавления восстаний шудр - рабов, покорения отсталых племен и пр. Здесь же содержатся многочисленные предписания о самых унизительных религиозных, ритуальных, бытовых ограничениях, применяемых к ним.
    Эта двойная иерархия находит отражение  в индусском праве. Принадлежность к варне по-прежнему определяет сумму прав и обязанностей индивида в обществе и государстве. Кастовая иерархия была связана главным образом с нормами брачно-семейного права. Касты «неприкасаемых» фактически находились вне сферы действия индусского права. Нормы этого права затрагивали их лишь в той мере, в какой ограничивали их правоспособность.
    Для Древней Индии с ее экономической  и национальной раздробленностью, с  ее замкнутыми, изолированными друг от друга общинами характерна социальная аморфность, обезличенность, «непроявленность» рядовой личности, безусловная власть общины, касты над личностью, которая была так глубока и постоянна, что входила в привычную психологию человека, а потому не всегда даже осознавалась им.

    Лит-ра:

    1. Васильев Л.С. История религий  Востока.

    Вопрос  № 4

    Агнаты  и их отличие от когнатов

    У римлян родство распадалось на два  вида: когнатство — натуральное, или кровное, родство и агнатство — родство искусственное, или гражданское. Исключительною основою второго была отеческая власть, общность семьи (familia). Агнатами называются лица, соединенные воедино под покровом родительской власти или считавшиеся бы членами одного и того же союза, если б общий родоначальник находился еще в живых. К агнатам принадлежал не только отец семейства (pater familias) и дети, прижитые им в законном браке, но и дети сыновей этой семьи, жена отца семейства, невестка его, равно посторонние лица, принятые в семейство через усыновление.
    По  древнему римскому праву на агнатстве  основывались все права, вытекавшие из семейного союза, и в частности — право наследства. В том случае, когда сын или дочь известной семьи переходили в чужой дом, первый по усыновлению, а вторая через замужество, они лишались покровительства старого (прежнего) главы семейства (pater familias) и всяких прав на участие в наследстве. Те же последствия влекла за собой потеря римского гражданства и утрата свободы. Существовала также связь агнатства с древними римскими родами. Gentes (роды) были отдельные семейные группы, соединенные между собой родством через агнатство. У этих gentes велось общее жертвоприношение, право же наследства, за неимением агнатов, переходило к более отдаленным потомкам древних родов.
    По  мере возрастания римского могущества прежние родовые установления стали  терять свое существенное значение. В царствование императоров и агнатство более и более вытеснялось естественным родством, и прежнее право участия агнатов в наследстве по закону (hereditas ab intestato) перенесено было императором Юстинианом на когнатов.
    В европейских правах А. имеют другое значение: агнатами называются родственники, связанные родством через лицо мужского пола, а когнатами — родственники, делающиеся таковыми через посредство лица женского пола.

    АГНАТЫ

    1) Все члены семьи, происходящие  по мужской линии от одного родоначальника, а также вошедшие в семью в результате брака или усыновления (в праве древних римлян).

    2) Кровные родственники-мужчины, связанные  происхождением по мужской линии  (в праве древних германских  народов).

    Лит-ра:

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

    Вопрос  № 5

    Право собственности по законам Хаммурапи 

    При царе Хаммурапи частная собственность  на землю достигла наивысшего уровня развития. В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности:
    - царские; 
    - храмовые;
    - общинные;
    - частные. 
    Царским и храмовым хозяйством управлял царь.
    С развитием частной собственности  на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому  земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не существовало.
    Группа  статей, касающихся собственности, - едва ли не самая большая в судебнике. Признавая собственность как  институт (воры и укрыватели либо покупатели краденого наказывались), законы вместе с тем основную свою цель видели в ее регулировании и ограничении. Прежде всего, они строго запрещали отчуждение в любой форме пожалованных царем наделов, особенно наделов воинов. Статьи обстоятельно регламентировали условия найма и размер платы за наемный труд; скрупулезно рассматривались все случаи аренды и норма арендной платы, условия залога имущества.
    Самым распространенным видом хозяйствования было мелкое землевладение. Крупные  землевладельцы прибегали к использованию труда низшей категории царских служилых людей (мушкенов) либо сдавали землю мелкими участками в аренду за фиксированную долю в треть или половину урожая, а также за фиксированную плату, вносимую заранее. Крестьянин-общинник мог менять, закладывать и сдавать в аренду свой участок, а кроме того, передавать его по наследству вместе с другой недвижимой собственностью. Все эти правомочия утрачивались, если он выходил из общины. Жена беглеца из общины могла отказаться от него. Отчуждение земли воспринималось как несчастье, покупка земли -- как несправедливость.
    Каждый  земледелец обязан был поддерживать в исправности оросительные сооружения и нести ответственность за нерадивое  или неумелое с ними обращение  перед соседями, которые понесли  вследствие такой нерадивости ущерб.
    Арендатор земли должен вносить плату в 2/3 урожая и возвращать землю обработанной. Наемные сельские работники получали плату серебром или хлебом. За невыращенный хлеб полагался штраф, равно как  за кражу семян или изнурение  скота. Штраф выплачивался зерном. Неуплата штрафа влекла за собой наказание смертью: неплательщика разрывали на части при помощи тяглового скота (быков).
    Должник вынужден был отдавать свою землю  в обеспечение долга либо отдавать в кабалу детей, других членов семьи. В заслугу Хаммурапи ставится ограничение ростовщического процента по займам и возможность в некоторых случаях отсрочить уплату долга; Так, торговый агент (тамкар), выдавший кредит, не мог брать больше 20% при займе серебром и свыше 33,5% при займе зерном. В случае завышения этого процента тамкар рисковал не получить всю долговую сумму. Устанавливался запрет забирать в покрытие долга поле или сад.
    Работа  по найму практиковалась очень широко, и свободные люди участвовали  в этом наряду с рабами. Нанимали, как правило, на короткий срок -- на время посевных работ или жатвы. Оплата в основном была поденной, но в таком размере, чтобы наемный работник был в состоянии прокормить свою семью в течение всего периода работы по найму.
    Особое  регулирование получила работа профессионалов (людей, высокой квалификации) -- врачей, строителей, корабельщиков. Услуги были дифференцированы в оплате в зависимости от категорий потребителей услуг, например, хирург получал разную кратном отношении плату за операцию для авилума, для мушкенума и раба.
    Договоры  поручения (что-либо вывезти и продать) оформлялось письменно. Нарушение  этого ритуала и формы было сопряжено с ответственностью для  обеих сторон.
    Характерными  были отношения между крупными и  мелкими торговыми агентами -- между тамкарами и шаммалумами соответственно. Последние были партнерами-помощниками тамкаров и несли определенную ответственность за недополучение торговой прибыли. Если прибыль не получена, шаммалум возмещал ее тамкаpy в трехкратном размере. Если продажа была удачной и прибыль получена, шаммалум обязан был передать прибыль с надлежащими документами тамкару. В случае непредставления документа сделка считалась недействительной, прибыль утаенной и шаммалум обязывался возмещать прибыль в трехкратном размере. В случае несправедливости обвинения в утаивании прибыли шаммалумом, тамкар обязывался компенсировать несправедливое общение в размере, превышающем размер прибыли в 6 раз.

    Лит-ра:

    1. Черниловский З.М. Всеобщая история  государства и права. - М., Юрист, 1996 г.
    2. Графский В.Г. Всеобщая история  права и государства. - М., Норма, 2000 г.

    Вопрос  № 6

 Обязательное  право в гражданском  кодексе Франции 1804 г.

 
    Гражданский кодекс Франции 1804 г., именуемый с 1807 г. также Кодексом Наполеона, в качестве субъектов гражданского права признает только физических лиц.
    При определении объема прав кодекс исходит  из принципа юридического равенства.  

    На  содержание статей, посвященных праву  собственности, наибольшее влияние  оказали революционное законодательство и римское право. Гражданский кодекс не дает определения права собственности, а только перечисляет основные правомочия собственника - пользование и распоряжение вещами. При этом провозглашается абсолютный характер собственности. Кодекс в зависимости от субъекта права подразделял собственность на:
    индивидуальную (частную);
    государственную (общественное обладание);
    общинно-коммунальную.
    В кодексе детально регламентированы права собственника земельного участка, сервитут, порядок раздела недвижимого  имущества между наследниками, залог земли и т. п.
    Помимо  права собственности Кодекс Наполеона  знает и другие вещные права: право  на чужие вещи (узуфрукт, проживание в чужом доме, сервитут, право  залога), владение, держание.
    Кодекс  Наполеона уничтожил различие между  родовым и благоприобретенным имуществом, запретил субституции, разрешил мену недвижимых имуществ.  

    Обязательное  право. В соответствии с Кодексом Наполеона "договор есть соглашение, посредством которого одно или несколько лиц обязываются перед другим лицом или перед несколькими другими лицами дать что-либо, сделать что-либо или не делать чего-либо".
    Понятие предмета договора совпадает с понятием предмета обязательства. Принципы, на которых строятся договорные отношения, таковы:
    принцип согласия обязываемой стороны. Под согласием сторон французская доктрина понимает согласие воль (внутреннего психического акта). Кодекс называет случаи возможного искажения воли: если согласие дано вследствие заблуждения или получено путем насилия или обмана;
    принцип незыблемости договора: "Соглашения, законно заключенные, занимают место закона для тех, кто их заключил. Они могут быть отменены лишь по взаимному согласию сторон или по причинам, в силу которых закон разрешает отмену. Они должны быть выполнены добросовестно".
    В кодексе рассматриваются различные виды договоров: дарения, мены, купли-продажи, найма. Наибольшее внимание уделяется договору купли-продажи. Договор считается заключенным, когда достигается соглашение по поводу вещи и цены. Одновременно происходит переход права собственности на покупателя. Цена вещи определяется по усмотрению сторон.
    Помимо  договора к основаниям возникновения  обязательств кодекс относит причинение вреда.

Лит-ра:

1. Арисов Н.Н.  Французский гражданский кодекс 1804 г. - М., 1972г.
2. Батыр К.И.  Хрестоматия по всеобщей  истории  государства  и  права Т.2М. 1996г.
3. Жидков С.А.  История буржуазного права. - М., 1971г.
4. Ливанцев К.С.  История  буржуазного  государства   и  права.  -  Л.,1986г.
5. Савельев В.А.  Германское гражданское уложение. - М., 1983г.
6. Черниловский  З.М.  Всеобщая  история  государства   и  права.  -М.,1996г.
7. Хрестоматия  по всеобщей истории государства  и права. - М., 1973г.

    Вопрос  № 7

    Основные  черты англосаксонской  и континентальной  правовых систем 

    В отличии от континентальных  государств,  влияние  рецепции  римского права  на  формирование  англосаксонской  системы  права  было   ограничено. Характерные черты этой  правовой  системы  не  связаны  с  нормами  римского права.
    Причин  этого было несколько:
    - островное  положение  Англии,  ее  относительная  ограниченность  от континента, изолированность;
    - развитие буржуазной революции   по  пути  постоянного  компромисса   со старыми   формами   государства   и   права,   ее   непоследовательность   и незавершенность, сохранение  пережитков в правовой системе.
    Эти причины привели к тому,  что  в  Англии  соблюдались  исторические традиции,  обычаи,  не  была  проведена  коренная   реорганизация   правовой системы, как это происходило  в странах континентальной Европы.
    Формирование  англосаксонской системы права  происходило  по  следующей схеме:
    1. До норманского завоевания основой  правовой системы  в  Англии  было местное обычное право.  Влияние римского права незначительно.
    2. В XII-XIII веках формируется сильная  королевская  власть.  Создание сильной  центральной  власти  требует  расширение  компетенции   королевских судов, и создание общей для государства правовой системы.  Возникает  "общее право" (common law). После реформ  Генриха  II  создан  институт  разъездных судей, которые объезжали  графства  и  применяли  в  судопроизводстве  нормы местных обычаев, или их толкование. При возврате в  Вестминстер  (резиденцию королевских  судов)   происходит   обобщение   судебной   практики,   отчеты записываются. Затем стали издаваться "ежегодники" и "свитки  тяжб",  которые уже использовались в качестве прецендента для последующих судебных решений.
    3. В XIV-XV веках происходят крупные   изменения  в  экономике   Англии. Общее  право,  основанное  на  обычаях,   вследствии   своей   неразвитости, ограниченности и формализма мало пригодно для регулирования новых отношений товарного производства. Лицо, не получившее удовлетворение  своих исков по общему праву, могло в качестве исключения обратиться к королю  (на  практике - к лорду-канцлеру) для решения своих проблем.  Руководствуясь  принципом "справедливости для данного случая" канцлер может отступать от  предписаний существующего судебного прецендента. С середины  XIV  века  -  эта практика переходит в правило. Так возникает "право справедливости"  (equity  law). Нормы права справедливости закрепляют  новые  отношения  торгового  оборота. Решения суда канцлера принимают силу прецендента  и  регулярно  публикуются. Вскоре суды справедливости уже имеют право рассматривать все вопросы, что и суды общего права. А в 1877 году актом парламента о реорганизации судебной системы происходит слияние судов общего права и судов справедливости.
    4.  Дальнейшее  развитие  права,  наполнение  его  новым  содержанием  происходит в  результате  принятия  парламентом  статутов.  Важное  значение приобретает "статутное право"  (statute  law).  Но  оно  играет  значительно меньшую роль, чем законы в континентальном праве.  Статуты  не  представляют собой  систему  и  регулируют  узкий  круг  общественных  отношений,  иногда формулируются недостаточно конкретно, содержат  нечеткие  формулировки,  что дает дополнительную возможность к судебному толкованию статутов и  появлению прецендентов. В начале XIX века  издаются  сборники  статутов  и  появляются попытки создания первых кодифицированных актов. 

    Таким  образом,  в  развитии  права  континентальной  Европы  огромное значение сыграли следующие факторы:
    1. Основой правовой системы   стало  римское  право,  характеризующееся  высокой степенью разработанности,  точностью и законченностью.
    2. Большую роль в правотворчестве   играли  университеты,  деятельность  ученых-юристов, теоретическая   разработка  правовых  институтов.  Профессора университетов имели  компетенцию толковать правовые  нормы, а ,  кроме  этого,  их влияние на правовую  систему  сказывалось  через  подготовку  кадров  для судебных  учреждений,  они  формулировали  общие   принципы,   разрабатывали теоретические вопросы права и его использования.
    Все  это  придало  континентальной  системе  права  ее   системность, теоретическую проработанность, четкость и  определенность.  Была  преодолена тенденция развития права только через собирание  казуальных  норм,  судебной практики. Теоретические  работы  ученых-юристов  систематизировали  правовые знания, сделав судебные решения нормой права через выражение из в законах.
    Наиболее  законченным  выражением  континентальной  формы  буржуазного права  стал  Французский  гражданский  кодекс  1804  года.   Его   основными  особенностями стали: небольшой  объем, четкость и лаконичность  формулировок, простота языка изложения. Он  полностью  перенял  из  Конституций  Юстиниана структуру, деление на  три  основных  раздела:  лица,  вещи,  обязательства. Также,  в  большой  мере  была  скопирована   система   договоров   римского классического периода.
    Стендаль  говорил,  что  он,  чтобы  избежать  в  своих  произведениях слащавости и излишней красивости стиля, ежедневно  читал страницы из  кодекса Наполеона1.
    Французский гражданский кодекс не только внешней  структурой,  но  и  в формулировках подобен нормам  римского  права.  Кодекс  закрепляет  основные принципы римского права: равной правоспособности граждан (статья  8  гласит: "Всякий француз пользуется  гражданскими  правами"2),  абсолютный  характер права частной собственности (в статье  554  говорится:  "Собственность  есть право пользоваться и распоряжаться наиболее абсолютным образом, с тем  чтобы пользование   не   являлось   таким,   которое   запрещено   законами    или регламентом."3).
    Континентальная   правовая   система   четко   разграничивает   право материальное и право  процессуальное.  Основным  источником  права  является закон.   Широко   используется   кодификация   отраслей   материального    и процессуального  права.  Судебный  прецендент  создает  не  общие,  а   лишь казуистические нормы, то есть правила для решения конкретного дела.
    Англосаксонское право, напротив, сформировалось без  сильного  влияния римского   права,   путем   постепенного   приспособления   к    возникающим  экономическим  отношениям  с  сохранением  пережитков  в  правовой  системе. Правовая   система   Англии   характерна   своей   непоследовательность    и незавершенность, соблюдением исторических традиций,  обычаев.  В  Англии  не была проведена коренная реорганизация правовой системы, как это  происходило в странах континентальной Европы после буржуазных революций.
    Взяв  за основу местное обычное право, а не римское право,  как  страны континентальной Европы, Англосаксонское  право вынуждено было пройти в  своем развитии те этапы, которые прошло римское право.  Английское  "общее  право" со своим формализмом, консерватизмом, ограниченностью имеет много  общего  с квиритским правом Рима. Основой и того и  другого  стало  обычное  право.  В результате развития товарного производства в Англии  стали  необходимы  суды лорда-канцлера, который  руководствовался  в  своих  решениях  не  судебными решениями предыдущих времен, не отвечающих новым  экономическим  отношениям, а принципом "справедливости  для  данного  случая"  с  правом  отступать  от предписаний существующего судебного прецендента. Это аналогично  преторскому суду  Древнего  Рима,  на  котором решение связывалось принципом equitas (справедливости) самого претора.
    Английское  право так  и не прошло этап в  своем  развитии,  аналогичный этапу развития римского права в период принципата,  когда  огромную  роль  в формировании права стали играть римские юристы, когда центр  правотворческой деятельности переходит от преторов к юристам.  Наиболее  выдающимся  юристам предоставляется  jus   publici   respondenti   (право   давать   официальные консультации),  юристы  имели право консультировать судей по   возникшим судебным  проблемам от  имени принцепса,  а   судьи   принимали   их   как обязательные и основывали на них свои решения. В  426  году  после  принятия закона "О  цитировании  юристов"  за  основу  судебных  решений  можна  было использовать труды пяти основных юристов Рима. Римские  юристы-ученые  имели возможность теоретически определить  основные  правовые  институты, создать четкую правовую систему.
    Главенствующее  место  в  англосаксонской  системе  занимают  судебные преценденты. Существует выражение "Английский судья раб  прошлого  и  деспот для будущих  поколений"1.
    Правовая  система не имеет четкой структуры, не систематизирована и  не кодифицирована.
    Основными доктринами английского буржуазного  права являются:
    1. Доктрина "обязательности судебного   прецендента",  заключающаяся   в том, что решения палаты  лордов, апелляционного суда, высшего   суда  являются обязательными,   составляют   прецендент,    которому    должны    следовать перечисленные суды и все нижестоящие судебные органы.  В  судебной  практике Англии считается, что принцип обязательности прецендента применяется лишь  к той части судебного мнения, которая непосредственно обосновывает решение  по делу, тогда как за прочими рассуждениями судьи  не  признается  обязательная сила.
    2.  Доктрина  "верховенства   права",   которая   противопоставляется  принципу "верховенства закона"  и  делает  основой  правовой  базы  судебный прецендент. В  Анлийской  практике  сложилось  положение  о  том,  что  если существует право - то  его  можна  найти  в  судебных  отчетах,  из  которых выводятся преценденты, если же оно там не найдено - это не право.
    Важные  различия англосаксонского и континентального права заметны и  в государственном праве. Английская  правовая  система  вообще  не  восприняла деления права на частное и общественное (основанное на римском праве). В  то время, как во Франции конституционные изменения следовали за каждым  крупным вооруженным столкновением или переворотом: в 1793, 1794, 1799,  1844,  1830, 1848, 1852, 1970 годах, политическое развитие в Англии вообще не  привело  к появлению  конституции,  как  единого  писанного  закона.  Важные   принципы государственного права до сих пор регулируются не  законом,  а  сложившимися неписанными правилами. Так, например, именно по  этой  причине  королева  не присутствует на заседаниях кабинета министров.
    Лит-ра: 

    1.  Жидков  О.А.  История  буржуазного   права  (до  периода  общего  кризиса капитализма): Учеб. пособие. - М.: 1971, с.37
    2. Косарев А.И. Англосаксонская  и романо-германская формы буржуазного   права: Учеб. пособие. - Калинин, 1977, с. 16.
    3. Ливанцев К.Е. История буржуазного  государства и права: Учеб.  пособие.  - Ленинград, 1986.
    4. Подопригора А.А. Основы римского  гражданского  права:  Учеб.  пособие.  - К.: Выща шк., 1990
    5.  Хрестоматия  по  всеобщей  истории  государства  и   права  //  Под  ред. Черниловского  З.М., - М.: 1973, с. 284
    6.  Черниловский  З.М.  Всеобщая  история  государства  и   права   (история государства и права зарубежных стран): Учебник. 2-е изд., перераб и  доп.  - М.: Высш. шк., 1983

    Вопрос  № 8

    Дайте определение терминам:

    СУННА - зафиксированные в виде преданий (хадисов) поступки и высказывания пророка Мухаммеда, считающиеся образцом, которому обязан следовать мусульманин. Вместе с положениями Корана составляет содержание мусульманского религиозного закона - шариата. В сунне содержится значительная часть норм, положенных в основу выводов различных школ фикха. Шариатские суды, кади и муфтии при вынесении решений и фетв по вопросам шариата и фикха вслед за Кораном ориентируются на сунны.

    Дополнительно:

    СУННА (араб. ас-сунна) – в первоначальном смысле означает «обычай, пример, путь, направление (по которому следует идти)». Под этим понятием подразумевается жизненный путь пророка Мухаммада как пример для всех мусульман.

    Еще до Мухаммада каждое арабское племя  имело свою «сунну», то есть неписанное собрание морально-правовых предписаний, «обычное право» патриархально-общинного общества, которые унаследованы племенем от предшествующих поколений. Потребность в сунне – своде правил поведения мусульманина во всех жизненных ситуациях – возникла после смерти пророка. После его кончины оказалось, что предписаний, содержащихся в Коране, не достаточ
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.