На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа А. С. Макаренко о методике педагогического воздействия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     «А. С. Макаренко о  методике педагогического  воздействия» 

     Содержание
     Введение
     §1.Основные этапы жизнедеятельности А. С. Макаренко.
     §2. Система педагогических взглядов А. С. Макаренко.
     2.1. Личностный подход в  педагогической  теории А.С. Макаренко.
     2.2. Педагогическое мастерство в понимании А. С. Макаренко.
     2.3. А. С. Макаренко о семейном воспитании.
     2.4. Закон  параллельного  педагогического  воздействия.
     §3. Методика коллективного воспитания как центральная проблема педагогической деятельности  А. С. Макаренко.
     Заключение
     Литература 
 
 
 

 

     ВВЕДЕНИЕ
     Сейчас, пожалуй, одной из важнейших задач  педагогической науки является объективная  оценка нашего прошлого педагогического  опыта, самым значительным явлением которого является педагогическая система  А. С. Макаренко.
     Сегодня А. С. Макаренко принадлежит не только нам – всему миру. Это подтвердилось  в 1988 году, когда отмечалось столетие со дня рождения «великого советского педагога и писателя, чья деятельность оказала значительное влияние на становление педагогики как науки, формирование методов образования, нравственного развития и творческого воспитания подрастающего поколения», - такова оценка Генеральной конференции ЮНЕСКО, принявшей резолюцию о международном году Макаренко.
     Выдающийся  советский педагог Антон Семенович Макаренко принадлежит к числу подлинных революционеров науки. С каждым годом мы все более убеждаемся в этом. Педагогический опыт и идеи Макаренко явились мощным стимулом развития советской педагогики во всех ее основных разделах: в методологии, в теории и методике воспитания и обучения, в постановке актуальных проблем педагогического мастерства и подготовке учителей и воспитателей. Опыт и идеи Макаренко питают передовой педагогический опыт. Они оказали благотворное влияние на возникновение и развитие движения трудовых объединений школьников и других форм соединения обучения с производительным трудом, на расширение форм разнообразной клубной работы в школах и внешкольных учреждениях, на весь учебно-воспитательный процесс в целом.
     Диапазон содержания педагогического наследия А.С. Макаренко достаточно велик. Все наиболее актуальные проблемы работы школы и педагогов затронуты в нем. Им выдвинуты ряд принципиально новых идей: программа воспитания, педагогическое проектирование, соединение научного образования с производительным трудом, формирование характера, воспитание на лучших традициях советского народа, воспитательный коллектив, педагогический коллектив и его центр, дисциплина и самоуправление, развитие личных отношений детей и воспитателей, авторитет педагога, педагогическое мастерство и техника – этот перечень проблем можно было бы продолжать, так и не раскрыв его в полном объеме.
     Цель курсовой работы: изучение и анализ педагогического наследия А. С. Макаренко.
     Задачи: 1) изучить основные этапы становления А.С. Макаренко как педагога;
     2) проанализировать деятельность А. С. Макаренко и особо значимых положений в его педагогической теории;
     3) ознакомиться с основами теории создания коллектива.
     Объект исследования: идея развития коллектива А. С. Макаренко.
     Предмет исследования: теория и практика воспитания в коллективе.
     Методы  исследования: историко-педагогический анализ литературы, педагогических сочинений А. С. Макаренко, научных статей. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     §1. Основные этапы жизнедеятельности А. С. Макаренко.
     Самой яркой личностью в советской педагогике стал Антон Семенович Макаренко — воспитатель, ученый, писатель.
     Антон Семенович Макаренко (1888—1939) родился 13 марта в городе Белополье Харьковской губернии в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских.
     Окончил городское училище  в  г. Кременчуге, а затем одногодичные педагогические курсы и в 17 лет стал учителем двухклассного железнодорожного училища в г. Крюкове. Уже с первых лет своей учительской деятельности А. С. Макаренко стремился расширить поле своей педагогической работы. Кроме уроков, в школе проводилась разнообразная внеурочная культурная работа, устраивались праздники с приглашением на них родителей, экскурсии и походы учеников — всего этого тогда не было в школах. Инициатива, сила воли, настойчивость ярко проявлялись в творческой работе А. С. Макаренко с самых первых лет его педагогической практики. Казалось, он всюду поспевает, этот неугомонный, веселый человек. Удивительно, как у него на все хватало времени. «Он неутомимо носился из одной классной комнаты в другую с журналом под мышкой, -  вспоминает один из сослуживцев А. С. Макаренко по Крюковскому железнодорожному училищу, М. Г. Компанцев, - а на переменах между уроками в большом коридоре или во дворе можно было слышать его смех среди ребят или окрики команды для игр». 
         Антон Семенович много времени уделял родителям своих учеников. Он приходил к ним, интересовался их делами, их взглядами на воспитание детей, давал практические советы. И хотя А. С. Макаренко чаще всего оказывался моложе своих собеседников, к его словам прислушивались, старались их запомнить.
           В 1914 году в Полтаве открылся  учительский институт. К этому  времени Антон Семенович был  уже учителем, имевшим стаж педагогической  работы. Однако А. С. Макаренко, человек чрезвычайно требовательной к себе, остро чувствовал все пробелы в своем действительно  очень скудном педагогическом образовании. И хотя работа в училище удавалась Антону Семеновичу, было это результатом способностей, таланта молодого учителя, а не итогом специального педагогического образования. Поэтому поступление во вновь  открывшийся институт стало для него ближайшей целью. Блестяще   сдав вступительные экзамены, Антон Семенович Макаренко был зачислен студентом Полтавского учительского института, а в 1917 году заканчивает его с золотой медалью.
     В 1917  году А. С. Макаренко становится заведующим высшим начальным училищем. А вскоре произошло событие, в корне переменившее всю его жизнь. В 1920 году А. С. Макаренко принял предложение возглавить колонию для беспризорных и малолетних правонарушителей, располагавшуюся под Полтавой. В первое время кроме А. С. Макаренко в колонии были еще два педагога и завхоз. Этот период педагогической деятельности описан самим А. С. Макаренко в «Педагогической поэме». Первые месяцы для Антона Семеновича и его товарищей были не только временем отчаянья и бессилия, но и месяцами поисков истины в педагогической литературе. Результатом этого чтения стало убеждение А. С. Макаренко, что приемлемой теории нет и что нужно извлечь ее из всей суммы реально происходивших событий.
     Вскоре  появилось пополнение — новые  педагоги и воспитанники, но оставалась «умопомрачительная бедность», одинаково  бедны были все — воспитатели  и воспитанники.
     Первые  ростки «хорошего коллективного  тона» дали не столько моральные поучения, сколько совместная работа, интересное и настоящее дело. Работа Антона Семеновича в Долинской и Крюковской школах убедила его в том, какое огромное значение для создания коллектива имеет труд, объединяющий людей общностью цели. Случайно обнаруженное А. С. Макаренко неподалеку от колонии брошенное хозяевами имение власти разрешили передать колонии. Здесь были хотя и разграбленные, но хорошие помещения, хозяйственные постройки, большой сельскохозяйственный участок. Получив небольшие деньги на ремонт имения, все взялись за дело: заработала столярная мастерская и кузница, колония даже начала зарабатывать деньги на услугах крестьянам. Постепенно все — воспитанники и воспитатели — включились в сельскохозяйственные работы.
     В  первые годы пришло много организационных находок, в том числе отряды и командиры. Словом «отряд» решили называть свое объединение сами колонисты. Это шло от романтики недавней партизанской войны, когда она велась отрядами. А. С. Макаренко не стал возражать и переубеждать колонистов. А во главе отряда по общей договоренности должен стоять командир — как в Красной Армии. Вначале сложился один отряд, но другие колонисты тоже пожелали объединиться. А дальше развертывание отрядов пошло очень быстро.
     «Система  отрядов окончательно выработалась к весне. Отряды заключали в себе идею распределения колонистов по мастерским. Я помню, что сапожники всегда носили номер первый, кузнецы — шестой, конюхи — второй, свинари — десятый... Командиры назначались мною, но к весне все чаще я стал собирать совещание командиров, которому скоро ребята присвоили новое и более красивое название «совет командиров». Я быстро привык ничего важного не предпринимать без совета командиров» (1).
         Антон Семенович Макаренко очень  четко сформулировал тот принцип, которым руководствовался он в отношениях со своими воспитанниками: «Как можно больше уважения к человеку, как можно больше требовательности к нему ».
     Читая длинными осенними вечерами вместе с  Антоном Семеновичем книги А. М. Горького, колонисты были поражены схожестью своих судеб с судьбой писателя. Написали ему письмо, на которое тут же получили ответ, и завязалась переписка. По ходатайству колонии ей было присвоено имя Горького, и она стала называться так: «Трудовая колония им. А. М. Горького».
     В колонии велась и большая культурная работа: был организован оркестр, традиционными стали кинопоказы. Часто приезжали гости: студенты вузов, рабочие экскурсии, педагоги, журналисты, иностранные гости.
     В прессе появились статьи о жизни  колонии; о ней с большой теплотой писал и М. Горький.
     Годы  становления и развития колонии  им. А. М. Горького были временем осмысления А. С. Макаренко своего практического опыта, разработки педагогической системы, определения основных целей и принципов воспитания. Идея демократизма и гуманизма, требовательности и дисциплины, на которых строилась его система, встречала не только единомышленников, но и большое сопротивление. Общепринятыми были утверждения о том, что «наказания воспитывают раба», что нужны самоорганизация и самодисциплина. Осуждали и производство как фактор воспитания, которое признали полезным лишь для материального обогащения колонии; в целом же его считали вульгаризацией идеи трудового воспитания.
     В 1928 году А. С. Макаренко вынужден был уйти из колонии. Заведование передал одному из воспитателей.
     Педагогическая  деятельность А. С. Макаренко продолжалась в детской трудовой коммуне им. Ф.Э. Дзержинского, которую он возглавил в 1928 году и над которой шефствовали чекисты.
     Антон Семенович продолжал работать так же напряженно, как и прежде, используя опыт, полученный  в период работы в колонии. Только теперь у него было гораздо больше друзей, потому что никакие злобные статьи и выступления не могли скрыть настоящих успехов.
     Вскоре на средства, заработанные самими коммунарами, было организовано настоящее промышленное производство — открыт завод. Здесь впервые в СССР начали изготавливать фотоаппараты марки «ФЭД» (в честь Феликса Эдмундовича Дзержинского) и электросверла.
     Коммунары работали на предприятии 4 часа в день, учились в средней школе, многие после школы поступали учиться в вузы.
     Воспитание  в коммуне основывалось на принципах, выработанных А. С. Макаренко в прежние годы: хорошо организованный производственный труд он считал одним из основных звеньев воспитательной системы.
     С детства полюбив природу, полюбив  дальние походы,  ночевки у  костра, Антон Семёнович хотел, чтобы  радости походной жизни не прошли мимо его ребят. Он знал, как крепнет  дружба в этих походах, как расширяется  кругозор, определяются интересы.
     В день пятилетия коммуны, 29 декабря 1932 года, А. С. Макаренко был торжественно премирован коллегией Государственного политического управления УССР грамотой и именными золотыми часами.
     В 1935 году Макаренко оставил работу в коммуне им. Дзержинского и, переехав в Москву, занялся по совету М. Горького литературной деятельностью.
     В 1933—1935 гг. была издана «Педагогическая  поэма», затем — «Книга для родителей», «Флаги на башнях», напечатаны литературоведческие, педагогические статьи. Он за два месяца 1930 года написал книгу «Марш 30 года», в которой рассказывал о жизни коллектива дзержинцев в течение первых трёх лет существования коммуны. Через 2 года – опять в течение двух отпускных месяцев – написал повесть «ФД-1».
     В начале Антон Семёнович задумал  «ФД-1» как продолжение «Педагогической поэмы» и даже послал в редакцию рукопись, озаглавив её «3-я часть «Педагогической поэмы». Но совету А. М. Горького отказался от этого замысла. «Фд-1» стало самостоятельным произведением, правда, близко примыкающим по стилю к «Педагогической поэме». В это же время А. С. Макаренко пишет пьесу «Мажор», подписанную псевдонимом Андрей Гальченко. Во всех этих книгах говорилось о дзержинцах, об их труде, учении, характерах, их праздниках и буднях.
       Произведения Антона Семеновича издавались в СССР около 250 раз и были переведены на многие языки мира.
     В золотой фонд мировой литературы вошла «Педагогическая поэма». Она была издана уже в 1936 году в Англии, а также в Голландии, Италии, Дании, Финляндии, Японии и переиздавалась не раз, инсценировки по ней прошли в разных театрах мира.
     К 1980 году в Западной Германии было опубликовано более 800 работ по Макаренко. В Москве несколько раз издавались его собрания сочинений, последнее вышло в восьми томах. Все это — свидетельства востребованности педагогической теории А. С. Макаренко.
     4-го  июня 1934 года Антон Семёнович  Макаренко был принят в члены  Союза советских писателей СССР. В июле 1935-го года он был назначен на должность помощника Отдела трудовых колоний Народного комиссариата внутренних дел УССР.
     В жизни  А. С. Макаренко особую роль сыграл М. Горький. Он был его советчиком, его руководителем, его большим другом. М. Горький первый поверил в правоту его дел, поддержал в трудную минуту.
     1 февраля 1939 года Антон Семёнович Макаренко был награждён Трудового Красного Знамени «За выдающиеся заслуги в области литературы». Народ подтвердил свою искреннюю любовь к писателю А.С. Макаренко.
     1 апреля 1939 года Антон Семенович Макаренко скоропостижно скончался — не выдержало сердце. Похоронен он на Новодевичьем кладбище в Москве.
     Судьбы  более трех тысяч воспитанников  А.С. Макаренко — лучшее свидетельство  его педагогического успеха и  лучший ему памятник. Из бывших колонистов и коммунаров вышли квалифицированные  рабочие и инженеры, крупные руководители производства, выдающиеся учителя и воспитатели, военные врачи, художники, артисты, юристы и журналисты. Немало бывших воспитанников героически погибло в годы Великой Отечественной войны. Честность, самоотверженность в труде, прекрасное чувство коллективизма, чуткость и готовность прийти на помощь другому пронесли многие из них через всю жизнь. А в сердце — светлый образ своего учителя Антона Семеновича. «Удивительный Вы человечище и как раз из таких, в каких Русь нуждается», — так мудро охарактеризовал Макаренко в одном из писем к нему А. М. Горький.
 

     §2. Система педагогических взглядов А. С. Макаренко.
     А. С. Макаренко подверг острой критике буржуазную и мелкобуржуазную педагогику. Он писал, что буржуазная и мелкобуржуазная педагогика металась от муштры детей и подавления их личности к абсолютной свободе детей от обязанностей, от авторитарной педагогики слепого повиновения детей к анархической теории «свободного воспитания».
     В те годы, когда А. С. Макаренко начинал свою работу в колонии имени М. Горького, многие педагоги не освободились еще от идеалистического отношения к детям в духе «свободного воспитания», А.С. Макаренко предостерегал от сентиментального любования детьми. «Дети — цветы жизни»,— любили повторять педагоги и многие родители, однако многие из них не дали себе труда задуматься над этими прекрасными словами, из которых вовсе не следует, что «нужно цветами любоваться, ахать, носиться, нюхать, вздыхать». Надо подумать, какие плоды могут развиваться из этих цветов. Следование мелкобуржуазной теории «свободного воспитания» развивает у детей эгоизм, лень, барство, избалованность и расхлябанность. В обращении с детьми не нужно сентиментального заласкивания, поцелуев, объятий и т. п., но необходимо «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости». В отношении к детям нужна «требовательная любовь»: чем больше уважения к человеку, тем больше требований к нему. Сторонники «свободного воспитания» возражали против каких бы то ни было наказаний детей, заявляя, что “наказание воспитывает раба”. А. С.  Макаренко справедливо возражал им, говоря, что “безнаказанность воспитывает хулигана”, а разумно выбранные, умело и редко применяемые наказания, кроме телесных, вполне допустимы.
     Социалистический  гуманизм, выраженный в этих словах и красной нитью проходящий через  всю педагогическую систему А. С. Макаренко, является одним из ее основных принципов. А. С. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в большие его возможности.
     С социалистическим гуманизмом у Макаренко  тесно сочетается оптимизм — умение видеть в каждом воспитаннике положительные  силы, «проектировать» в человеке лучшее, более сильное, более интересное. Он был убежден, что правильно поставленным воспитанием можно пробудить и развить эти силы.
     Макаренко требовал, чтобы педагогическая теория строилась на обобщении практического  опыта воспитания (такова и была вся педагогическая теория самого А. С. Макаренко).
     Макаренко возражал против заимствованного некоторыми педагогами того времени из американской прагматической педагогики неправильного  лозунга «труд как центр всей школьной работы», когда в школьной жизни главное внимание уделялось трудовым навыкам в ущерб приобретению систематических общеобразовательных знаний.
     А. С. Макаренко высоко ценил педагогику, считал ее самой диалектической и сложной наукой. Он с уважением относился к педагогическим идеям виднейших прогрессивных педагогов прошлого и боролся за подлинную марксистско-ленинскую педагогическую науку.
     Марксистско-ленинская  педагогика определяет цель коммунистического воспитания как подготовку всесторонне развитых людей, строителей коммунистического общества. А. С. Макаренко конкретизировал эту цель, перечисляя те качества, которые должно развивать в подрастающем поколении коммунистическое воспитание.
     «Мы должны воспитать преданных социалистической Родине патриотов, образованных людей, квалифицированных работников; людей, обладающих чувством долга и чести, сознающих свое достоинство, имеющих организационные навыки, дисциплинированных, стойких, бодрых и жизнерадостных».
     Умея  видеть в каждом человеке его особенности, индивидуальность, А. С. Макаренко вместе с тем считал, что личность человека нельзя мыслить вне общества, отдельно от общества. Он рассматривал личность и общество в их диалектическом единстве. Только в нашем, социалистическом обществе, писал А. С. Макаренко, созданы все условия для расцвета творческих сил личности.
     2.1. Личностный подход в педагогической теории А.С. Макаренко.
     Рассмотрим основную проблематику теоретического наследия педагога-новатора.
     На  первом месте — проблема воспитания и развития личности. Из истории  педагогики хорошо известно, что от того, как понималось воспитание тем или иным педагогом, во многом зависели его успехи в педагогической практике и теории. Так, исходя из понимания воспитания как упражнения естественных сил ребенка в процессе его жизни, Песталоцци создал прогрессивную для своего времени теорию элементарного образования. Понимая воспитание в широком смысле как многостороннее влияние среды на становление человека, К. Д. Ушинский предпринял опыт создания педагогической антропологии и заложил основы теории развития личности — основного фундамента педагогического знания. И все же, несмотря на эти достижения, до А. С. Макаренко воспитание традиционно понималось как воздействие на личность ребенка, как деятельность воспитателя. Правды ради следует отметить, что К. Н. Вентцель, а вслед за ним П. П. Блонский подвергали критике такой взгляд на воспитание. Но только А. С. Макаренко с определенностью не противопоставляет воспитание и развитие детей, рассматривает их в единстве, а главной задачей педагога считает не воздействие на ребенка, а содействие его развитию, стимулирование верного направления этого развития с целью раскрытия сил и способностей каждой личности. Это тонко подметил один из исследователей педагогического опыта А. С. Макаренко И. Ф. Козлов. В одном из первых исследований педагогического творчества Антона Семеновича он пишет: «В своей практической работе и теоретических обобщениях А. С. Макаренко исходил из того непреложного закона, что только в процессе деятельности детей, и обязательно всякой деятельности — учебной, трудовой, бытовой, игровой и т.п., в результате упражнения вовлеченных в нее естественных сил детей происходит развитие этих сил, а вместе с тем и образование соответствующих содержанию и характеру деятельности знаний, умений, навыков, привычек, взглядов, формирование личности в целом»
     Развитие  личности, по А. С. Макаренко, составляет содержательную основу воспитания. Не поняв этого, мы не поймем главного в системе выдающегося педагога. Продолжая лучшую традицию гуманистической педагогики А. С. Макаренко утверждает: жизнь — главный воспитатель ребенка, и задача воспитателя состоит, прежде всего, в организации этой жизни, в насыщении ее всем богатством человеческой культуры и подлинно гуманных отношений людей. В этом Антон Семенович видит стратегию организации воспитательного процесса.
     Но  формула «жизнь воспитывает» у А. С. Макаренко имеет еще одно значение. Он поясняет его так: бессмысленна всякая попытка отгородить ребенка от могучего влияния жизни общества, народа и подменить этот естественный процесс домашней дрессировкой. Воспитатель, если он хочет счастья ребенку, если он хочет воспитать полноценного человека, не имеет права создавать ему тепличные условия, пряча его от реальной действительности. Подлинный гуманизм не в этом. Сверхзадача каждого воспитателя — родителя, педагога и взрослых людей вообще — заключается в том, чтобы разумно вести детей по дороге жизни, ставя их в позицию борцов за лучшую жизнь на земле. И так во всем, в большом и в малом, никогда не забывая истины: «в воспитательной работе нет пустяков». Такова макаренковская философия воспитания. Осмыслить ее — значит понять главное в педагогическом новаторстве Антона Семеновича.
     Ни  современники А. С. Макаренко, ни более поздние его последователи не сумели понять и в должной мере оценить того, что составляло саму душу его воспитательной системы — педагогическую логику. С начала 30-х годов в художественных произведениях и других работах Антона Семеновича все чаще появляется непривычная для педагогики лексика: «педагогическое производство», «материал», «проектирование», «продукт», «педагогическое мастерство», «педагогическая техника». Проще всего предположить: работая в те годы в коммуне имени Ф. Э. Дзержинского, Макаренко лично возглавлял завод по производству электроинструментов и фотоаппаратов, где трудились его воспитанники, и поэтому использовал техническую терминологию в своих трудах в качестве своеобразных синонимов и художественной символики.
     Величайшая  заслуга Антона Семеновича в том, что он одним из первых сумел разглядеть рождение педагогических технологий и сформулировал основные постулаты технологической педагогической логики.
     Вот эти принципиальные положения:
     —  ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей;
     —  никакое педагогическое средство не может быть объявлено раз и навсегда полезным либо вредным; отдельное средство может быть и положительным, и отрицательным; решающим является действие всей системы средств;
     —  никакая система воспитательных средств не может быть установлена раз и навсегда: она изменяется и совершенствуется в точном соответствии с развитием ребенка и поступательным движением общества;
     —  всякое средство должно быть педагогически целесообразным, что проверяется опытным путем.
     Надо  сказать, что мы еще только приступили к осмыслению этих постулатов и пока не научились использовать их при анализе конкретных педагогических фактов. Нам предстоит еще учиться мыслить по-макаренковски.
     Антон Семенович ввел в педагогику целый ряд принципиально новых терминов. Среди них — «педагогическая техника», «мастерство», «проектировка или программа личности», «воспитательный коллектив», «тон и стиль жизни коллектива», «педагогический коллектив», «длительность педагогического коллектива» «педагогический центр», «ближняя, средняя и дальняя перспективы» и ряд других. Часть этих понятий уже прочно вошли в педагогику. Другие находятся в стадии осмысления. Но заметим — эти понятия не просто новые наименования для старых вещей, они — отражение новых педагогических явлений, новых действий педагогов, направлений воспитательной работы.
     А. С. Макаренко углубил значение, а во многих случаях дал новую трактовку большей части традиционных понятий теории воспитания, прежде всего таких, как «требование» «наказание» «поощрение», «дисциплина», «режим» и др. За этим переосмыслением также стоят принципиально новые педагогические решения, новые подходы к воспитанию.
     Переосмысление  и переработка понятийного аппарата педагогической науки, несомненно, составляет основу педагогической логики А. С. Макаренко.
     Главный признак любой технологии можно определить достаточно просто: что задумал в начале работы, то и получил после ее окончания. И весь опыт А. С. Макаренко является прекрасным примером того, как поставленные им воспитательные цели, замыслы материализовывались в результате воспитательной работы в живые судьбы его воспитанников.
     Использование новейших достижений педагогических наук, высокий профессионализм педагогов, что составляет самую суть педагогической технологии, обеспечивают наиболее благоприятные условия для развития личности каждого ребенка, его способностей и задатков, создают оптимальный психологический климат во взаимоотношениях воспитателей и воспитанников и на деле реализуют подлинную заботу о подрастающем поколении, подлинный гуманизм педагогики.
     Сейчас, когда мы наблюдаем настоящий  бум в процессе творчества и пропаганды «новых» и «новейших» педагогических технологий обучения и воспитания, особенно важно вооружить молодых учителей и воспитателей технологической логикой педагогического мышления. И знакомство с трудами А. С. Макаренко поможет решить эту задачу.
     Не  усвоив концепцию технологической педагогической логики, трудно правильно оценить и другие идеи Макаренко. Так произошло с его концепцией педагогического проектирования.
     Справедливости ради следует отметить, что впервые идею программы воспитания выдвинул в отечественной педагогике еще К. Д. Ушинский. В предисловии к главному труду своей жизни «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» он писал: «Что сказали бы вы об архитекторе, который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить вам на вопрос, что он хочет строить — храм ли, посвященный богу истины, любви и правды, просто ли дом, в котором жилось бы уютно, красивые ли, но бесполезные торжественные ворота, на которые заглядывались бы проезжающие, раззолоченную гостиницу для обирания нерасчетливых путешественников, кухню ли для переварки съестных припасов, музей ли для хранения редкостей или, наконец, сарай для складки туда всякого, никому уже в жизни не нужного хлама? То же самое должны вы сказать и о воспитателе, который не сумеет ясно и точно определить вам цели своей воспитательной деятельности».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.