На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Игровые технологии на мотивацию учения младших школьников в процессе изучения математики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 87. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Оглавление 

с.
Введение....................................................................................................................3
Глава 1. Психолого – педагогические основы игровой деятельности
      младших школьников в процессе обучения................................................7
      1.1. Теоретические основы использования  игры........................................7
      1.2. Роль игры на уроках математики  в младших классах........................13
      1.3. Психологические особенности младшего  школьника........................18
      1.4. Основные функции и принципы  организации игры...........................25
Глава 2. Методические подходы к использованию  игровых
        технологий в начальном курсе математики...............................................39
      2.1. Методика использования дидактической  игры на уроке 
      математики....................................................................................................39
      2.2. Система заданий, развивающая  мыслительную деятельность 
      младших школьников в процессе изучения математики..........................48
Глава 3. Анализ и проведение опытно экспериментальной  работы
            по проблеме исследования..........................................................................56
      3.1. Подготовка и проведение педагогического эксперимента...............56
      3.2. Анализ результатов исследования......................................................60
Заключение……………………………………………………………………….67
Библиография…………………………………………………………………….69
Приложения............................................................................................................74 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Игра - наиболее доступный для детей  вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
     Интересная  игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.
     Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.
     Игра  занимает большое место в системе  физического, нравственного, трудового  и эстетического воспитания. Ребенку  нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.
     Игра  имеет большое образовательное  значение, она тесно связана с  обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.
     Нередко игра служит поводом для сообщения  новых знаний, для расширения кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей  у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремлении подрожать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности ребенка, который начинает складываться еще в дошкольном детстве. Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения.
     Разные  подходы к детской игре отражены в работах Н. П. Аникеевой [1], Т.К. Авдеевой [16], Л.И. Божович [4], Л.С. Выготского [5], П.Я. Гальперина [28], В.В. Давыдова [8], Е.С. Ермаковой [10], А.В. Запорожец [12], И.Г. Зенкевич [13], Ю.М. Колягина [16], Б.А. Кордемского [17], А.Н. Леонтьева [28], З.В. Манулейко [23] , В.С. Мухина [27], П.И. Пидкасистого [32], Ж.С. Хайдарова [33], С. Хут [55], Д.Б. Эльконина [59] и др.
     Несмотря  на то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и у детей младшего школьного возраста.
     Л.С. Выготский отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьников. Л.С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития» [5].
     В.А. Сухомлинский считал, что ребенок только тогда искренне полюбит школу, класс, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше. Одним из средств сохранения этой радости является игра, которая не перестает влиять на развитие ребенка и в учебном процессе школы [47].
     Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к познанию, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка [57].
     Игра - наиболее доступный для детей  вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. В играх развиваются и укрепляются чувства товарищества, солидарности, честности, правдивости и другие качества, необходимые для коллективной работы и воспитания сознательной дисциплины. Игра является хорошей союзницей не только в воспитании детей, но и в обучении их, поэтому учителю математики необходимо периодически пользоваться играми или вводить элементы игры и на уроках, и во внеурочное время. Познание же математики через игры прививает к ней любовь, переходящую иногда в дальнейшем в потребность заниматься этой наукой серьезно [3].
     Использование игровых приемов и методов на уроках математики, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать развитию творческих способностей младших школьников и их личностных качеств.
     Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения.
     Цель  работы – рассмотреть влияние игровых технологий на мотивацию учения младших школьников в процессе изучения математики.
     Объект  – познавательная деятельность младших школьников на уроках математики.
     Предмет - игровые методы обучения как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.
     Гипотеза  заключается в следующем: развитие учебной и познавательной мотивации, формирование психики, мышления и самосознания младших школьников средствами игры на уроках математики будет эффективно при условии:
            - учета возрастных  и психологических особенностей  детей младшего школьного возраста;
            - систематического  использования игровых приемов  и способов в образовательном процессе;
      - сочетания и синтеза игры  с обучением.
     Задачи:
     1.Изучение  специальной литературы по данной  проблеме;
     2.Характеристика  современного состояния применения  игровой деятельности в развитии детей младшего школьного возраста;
     3. Разработка комплекса обучающих  игровых средств для уроков  математики.
     В исследовании использовались следующие  методы:
     - теоретический анализ литературных  источников по исследуемой проблеме;
     - наблюдение, сравнение, беседа;
     - статистическая обработка данных.
     Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что изучено значение игры как основы развития творческого начала детей младшего школьного возраста, разработана вариативная форма использования игр на уроках естествознания в начальной школе.
     Апробация работы осуществлялась в сош № 7 г. Владикавказа.
     Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения. 
 
 
 

     Глава 1. Психолого –  педагогические основы игровой деятельности младших школьников в процессе обучения 

     1.1. Теоретические основы использования игры 

     Значение  игры в развитии и воспитании ребенка уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность.
     Сущность  игры заключается в том, что в  ней важен не результат, а сам  процесс, процесс переживаний, связанных  с игровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. «В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают». Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определенные положительные чувства играющих детей. «В игре совершенствуются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть» [14].
     В.Л. Сухомлинский писал: «Игра – это  искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Он так же отмечал, что «…духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества» [47].
     Через творчество и игрушки ребенок  может успешно освоить многие элементы и виды человеческой деятельности. Ребенок, мало играющий, теряет в своем развитии, так как в игре «ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя» [21].
     Большое внимание игре как средству развития ребенка уделял А.С. Макаренко. По его мнению, игра - это важный воспитательный фактор в процессе становления личности. Игра - не только забава, веселое времяпрепровождение. Она всегда требует деятельности ребенка, а потому является своеобразной подготовкой к труду, школой, вырабатывающей навыки общения, находчивость, выдержку, смекалку. Игры только кажутся чем-то необязательным в жизни будущего гражданина, на самом же деле требуют максимальной энергии, ума, самостоятельности, становясь, порой подлинно напряженным трудом, ведущим через усилие к удовлетворению. «Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…» [22]. А.С. Макаренко считал, что «детский коллектив, не играющий, не будет настоящим детским коллективом. Игра должна заключаться не только в том, что мальчик бегает по площадке и играет в футбол, а в том, что каждую минуту своей жизни он немного играет, он приближается к какой-то ступеньке воображения, фантазии, он что-то из себя немного воображает, он чем-то более высоким себя чувствует, играя. Воображение развивается только в коллективе, обязательно играющем» [22].
     Исходя  из слов великого педагога, можно сделать вывод о том, что игра для ребенка необходима, потому что именно в ней получают свое становление и развитие, основные жизненно необходимые психические процессы и свойства. В то же время игра - есть очень близкая и привычная для ребенка деятельность, в которой малыш чувствует себя комфортно и раскованно. И это дает огромное преимущество педагогам. По утверждению А.С. Макаренко игру необходимо включать в педагогический процесс, игра является одним из путей развития личности ребенка [22].
     В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д.Ушинский [51], П.П. Блонский [28], С.Л. Рубинштейн [37] др.
     Различные исследователи и мыслители зарубежья  нагромождают одну теорию игры на другую – К. Гросс [28], Ф. Шиллер [33], Г. Спенсер [49], К. Бюлер [28], З. Фрейд [53], Ж. Пиаже [27] и др. Каждая из них как будто отражает одно из проявлений многогранного явления игры, и ни одно, по-видимому, не охватывает подлинной ее сущности.
     Особой  известностью пользуется теория К. Гросса. Он усматривает сущность игры в том, что она служит подготовкой к серьезной дальнейшей деятельности; в игре человек, упражняясь, совершенствует свои способности. Основное достоинство этой теории, завоевавшей особую популярность, заключается в том, что она связывает игру с развитием и ищет смысл ее в той роли, которую она в развитии выполняет. Основной недостаток – эта теория указывает лишь «смысл» игры, а не ее источник, не вскрывает причин, вызывающих игру, мотивов, побуждающих играть. Объяснение игры, исходящее из результата, к которому она приводит, превращаемого в цель, на которую она направлена, принимает у Гросса сугубо телеологический характер, телеология в ней устраняет причинность. А поскольку Гросс пытается указать источники игры, он, объясняя игры человека так же, как игры животных, ошибочно сводит их целиком к биологическому фактору, к инстинкту. Раскрывая значение игры для развития, теория Гросса по существу своему антиисторична [28].
     В теории игры, сформулированной Г. Спенсером, который в свою очередь развил мысль Ф. Шиллера, источник игры усматривается в избытке сил: избыточные силы, не израсходованные в жизни, в труде, находят себе выход в игре [49]. Но наличие запаса неизрасходованных сил не может объяснить направления, в котором они расходуются, того, почему они выливаются именно в игру, а не в какую-нибудь другую деятельность; к тому же играет и утомленный человек, переходя к игре как к отдыху.
     Трактовка игры как расходования или реализации накопившихся сил, по мнению С.Л. Рубинштейна, является формалистской, поскольку берет динамический аспект игры в отрыве от ее содержания. Именно поэтому подобная теория не в состоянии объяснить игру [37].
     Стремясь  раскрыть мотивы игры, К. Бюлер выдвинул теорию функционального удовольствия (т.е. удовольствия от самого действия, независимо от результата) как основного мотива игры. Теория игры как деятельности, порождаемой удовольствием, является частным выражением гедонистической теории деятельности, т.е. теории, которая считает, что деятельность человека генерируется принципом удовольствия или наслаждения. Мотивы человеческой деятельности так же многообразны, как и она сама; та или иная эмоциональная окраска является лишь отражением и производной стороной реальной подлинной мотивации [49]. Как и динамическая теория Шиллера-Спенсера, гедонистическая теория упускает из виду реальное содержание действия, в котором заключен его подлинный мотив, отражающийся в той или иной эмоционально эффективной окраске. Такое понимание игры фактически неудовлетворительно, потому что оно могло бы быть применимо лишь к самым ранним «функциональным» играм и неизбежно исключает более высокие ее формы.
     Наконец, фрейдистские теории игры видят в  ней реализацию вытесненных из жизни желаний, поскольку в игре часто разыгрывается и переживается то, что не удается реализовать в жизни. Адлеровское понимание игры исходит из того, что в игре проявляется неполноценность субъекта, бегущего от жизни, с которой он не в силах совладать. Таким образом, круг замыкается: из проявления творческой активности, воплощающей красоту и очарование жизни, игра превращается в свалку для того, что из жизни вытеснено; из продукта и фактора развития она становится выражением недостаточности и неполноценности, из подготовки к жизни она превращается в бегство от нее.
     Л.С. Выготский и его ученики считают исходным, определяющим в игре то, что человек, играя, создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем переносимым значениям, которые он при этом придает окружающим предметам [5].
     Переход действия в воображаемую ситуацию действительно  характерен для развития специфических форм игры. Однако создание мнимой ситуации и перенос значений не могут быть положены в основу понимания игры.
     Основные  недостатки этой трактовки таковы:
    Она сосредотачивается на структуре игровой ситуации, не вскрывая источников игры. Перенос значений, переход в мнимую ситуацию не является источником игры. Попытка истолковать переход от реальной ситуации к мнимой как источник игры могла бы быть понята лишь как отзвук психоаналитической теории игры.
    Интерпретация игровой ситуации как возникающей в результате переноса значения и тем более попытка вывести игру из потребности играть значениями является сугубо интеллектуалистической.
    Превращая хотя и существенный для высоких форм игры, но производный факт действования в мнимой (воображаемой) ситуации в исходный и потому обязательный для всякой игры, теория Л.С.Выготского произвольно исключает из нее те ранние формы игры, в которых ребенок не создает никакой мнимой ситуации. Исключая такие ранние формы игры, эта теория не позволяет описать игру в ее развитии.
     Д.Н. Узнадзе видит в игре результат тенденции уже воззревших и не получивших еще применения в реальной жизни функций действования [32]. Снова, как в теории игры от избытка сил, игра выступает как плюс, а не как минус. Она представляется как продукт развития, притом опережающего потребности практической жизни. Это прекрасно, но серьезный дефект теории состоит в том, что она рассматривает игру как действия изнутри созревших функций, как отправление организма, а не деятельность, рождающуюся во взаимоотношениях с окружающим миром. Игра превращается, таким образом, в формальную активность, не связанную с тем реальным содержанием, которым она как-то внешне наполняется. Такое объяснение «сущности» игры не может объяснить реальной игры в ее конкретных проявлениях.
     В настоящее время для российского образования актуальна идея обучения, обеспечивающая свободное развитие учащегося, которое утвердилось как развивающее.
     Огромную роль в становлении и утверждении принципов развивающего обучения сыграли В.В. Давыдов [8], Л.В. Занков [8], М.Н. Скаткин [34], Д.Б. Эльконин [58], К.П. Ягодовский [28]. По их мнению, цель развивающего обучения и воспитания определяется тем, чтобы обеспечить каждому ребенку условия для развития как самоизменяющегося субъекта учения. Быть таким субъектом - значит иметь потребность в самоизменениии и быть способным удовлетворять ее посредством учения, другими словами хотеть, любить и уметь учиться. Развитие таких потребностей и стремлений у младшего школьника протекает довольно эффективно в процессе игровой деятельности.
     Авторы  концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконин [58] и В.В. Давыдов [8] теоретически обосновали и практически продемонстрировали возможность раскрытия общих принципов построения тех или иных действий на разных этапах жизни ребенка.
     В первые годы обучения младшие школьники  особенно эмоционально относятся к  требованиям и правилам школы. Следовательно, уже на начальных этапах школьной жизни необходимо создать такую ситуацию и такие условия, при которых ребенку станет понятно, что количество и качество приобретенных им знаний зависят от его собственной активности. Сориентировать ребенка в этом направлении лучше всего в рамках ролевой игры.
     В конце второго - начале третьего года жизни ребенок впервые заявляет о себе как субъекте стремлением к самостоятельности («Я сам!»). К концу дошкольного возраста он становится субъектом разнообразных видов и форм деятельности. Кроме того, у него формируется потребность в реализации себя как субъекта и в расширении сферы этой реализации, что находит свое отражение в ролевой игре. Потребность к самоизменению и способность к нему могут сложиться лишь в процессе школьного обучения и воспитания. Сегодня и теоретики и практики оценили уникальные возможности игры в роли активного участника как учебного, так и воспитательного процесса. Ш.А. Амонашвили определяет исключительную роль игры для «… усиления познавательного интереса детей, облегчения сложного процесса учения, ускорения развития» [34].
     Таким образом, в ходе становления и  развития процесса обучения игра прошла своеобразную эволюцию. Возникнув из необходимости реализации занимательности  в обучении, она привлекла внимание психологов, дидактов, методистов. К настоящему времени раскрыта ее значимость в обучении, она получила серьезное психологическое обоснование и дидактическое подтверждение. Разработано большое количество учебных игр. Уделено им внимание и в методике начального курса математики. Однако они недостаточно систематизированы. Переориентация приоритетов целей образования потребовала разработки новых игр, обновления подходов их применения в учебном процессе. 
 

     1.2. Роль игры на уроках математики в младших классах 

     Значение  игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
     Игру  как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
    в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
    как элемент более общей технологии;
    в качестве урока или его части (введение, контроль);
    как технология внеклассной работы.
     Понятие «игровые педагогические технологии»  включает достаточно обширную группу методов и приемов организации  педагогического процесса в форме  различных педагогических игр. В  отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности [39].
     Реализация  игровых приемов и ситуаций при  урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
    дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
    ученая деятельность подчиняется правилам игры;
    учебный материал используется в качестве ее средства;
    в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
    успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
     Игра  – школа профессиональной и семейно  жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что  чему-то учится. В обычной школе нетрудно указать источник знаний. Это учитель – лицо обучающее. Процесс обучения может вестись в форме монолога (учитель объясняет, ученик слушает) и в форме диалога (либо ученик задает вопрос учителю, если он чего-то не понял и в состоянии свое понимание зафиксировать, либо учитель опрашивает учеников с целью контроля). В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольная и желанна [40].
     Активное  включение учащихся в творческую деятельность требует постоянного вооружения умениями вторить, создавать новое, предполагает пробуждение к жизни потенциальных творческих талантов. Многие педагоги справедливо связывают такой процесс с активизацией учебно-познавательной деятельности учащихся, с поисками условий, способствующих развитию познавательной активности и поиском дидактических средств, формирующих активную творческую деятельность школьников в учении.
     Увеличение  умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учителем работа.
     Надо  позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.
     Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируется, а иногда и только определяется постоянные интересы и склонности к тому или иному  предмету. Именно в этот период нужно  стремиться раскрыть притягательные стороны математики.
     Немаловажная  роль здесь отводится дидактическим  играм на уроках математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающими образовательной, развивающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
     Исследования  свидетельствуют, что в ситуации дидактической игры ребенок усваивает программу значительно успешнее, нежели в ситуации учебного занятия. И это не вызывает особого удивления, ведь в дидактической игре учебная задача – часть игровой ситуации с выполнением определенных правил. Здесь усвоение нового происходит без особого напряжения, как бы само собой. От мастерства учителя, его умения управлять процессом формирования знаний учащихся, развитием их мышления во многом зависит, сможет ли он сохранить этот интерес к предмету на всю жизнь, сможет ли знания, полученные в школе, применять потом в необходимых ситуациях.
     В младшем школьном возрасте у детей  быстро всей последующей учебы и  жизни школьника психические  процессы, как рефлексия (умение объективно анализировать свои действия и поступки с точки знания их соответствия цели и условия деятельности), внутренний план действия (умение планировать и осуществлять в уме, про себя, разные действия в соответствии с поставленной задачей). В это же время у детей быстро развиваются познавательные способности и умения наблюдения, произвольного внимания, памяти, воображения.
     Однако  надо иметь в виду, что развитие всех этих способностей и умений, играющих важную роль в становлении личности учащихся, в формировании их познавательных способностей не происходит автоматически. Нужна кропотливая, настойчивая и целенаправленная работа по формированию и развитию у всех детей этих важнейших психических качеств. Следует помнить, что младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития указанных психических процессов, способностей и умений. Если это время будет упущено, если у ребенка вовремя не будут развиты рефлексия, внутренний план действий, память, наблюдательность, произвольное внимание и т.д., то в более старшем возрасте эти качества развить значительно труднее, а иногда невозможно.
     Как показывает педпрактика и анализ педагогической литературы, до недавнего  времени игру использовали лишь на занятиях математического кружка, при  проведении тематических вечеров, предметных сборов и т.д., а возможности использования дидактической игры в учебном процессе в известной мере недооценивались.
     Современная дидактика, обращаясь к игровым  формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования. Идея соревнования по балльной системе заложена во многих играх, которые мы смотрим по телевизору с большим удовлетворением. Это и «КВН», и «Что? Где? Когда?» и др.  Игра – творчество, игра – труд.
     В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить  самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру, с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Игра хорошо уживается с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр, игровых моментов делает процесс обучения интересным, создает у детей бодрое настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживает и усиливает интерес детей к учебному предмету. Игра должна рассматриваться, как могущественный и незаменимый рычаг умственного развития ребенка [13].
     Использование игровых ситуаций на уроке дает возможность учащимся овладеть математикой «легко и счастливо». Легких путей в науку нет. Но считается необходимым использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство учащихся испытали и осознали притягательность стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей. 
 
 
 

     1.3. Психологические особенности младшего школьника 

     Младший школьный возраст (от 6 до 10 лет) соответствует  годам обучения в начальных классах. Ко времени поступления в школу ребенок, как правило, и физически, и психологически подготовлен к обучению, к новому важному периоду своей жизни, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа [42].
     Динамика  развития отношений к овладению знаниями и мотивов учения обычно носит закономерный характер, хотя здесь и наблюдаются значительные индивидуальные вариации. К началу обучения дети положительно воспринимают ближайшую перспективу школьных занятий. Можно даже говорить о наличии у детей своеобразной потребности, которая отличается характерными особенностями. Это, собственно, еще не потребность в учении, овладении знаниями, умениями и навыками, не потребность узнать новое, познать явления окружающей действительности, а потребность стать школьником, что сводится к желанию изменить свое положение маленького ребенка, подняться на ступень самостоятельности, занять положение старшего и занятого члена семьи. Большую роль играют при этом внешние атрибуты учения – желание иметь форму, портфель, свой стол, книги, ходить в школу, как родители на работу. Привлекает приятная перспектива возвыситься тем самым в глазах «маленьких» [50].
     Критический момент наступает очень быстро, обычно через 2-3 недели. Праздничная обстановка сменяется деловой, будничной, ощущение новизны проходит. И оказывается, что учение – это труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребенок к этому не привык, то наступает разочарование.
     Очень важно, чтобы учитель, не дожидаясь наступления такого критического момента, внушал ребенку мысль, что учение не игра, а серьезная и напряженная работа, однако она очень интересна, т.к. позволяет узнать много нового и нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.
     Психолог  Л.С. Савина показала, что в начальных классах могут встречаться дети с отсутствием достаточной познавательной активности, интеллектуальное развитие, которое проявляется в играх, в практической деятельности. Но они еще не привыкли и не умеют думать, для них характерно стремление избежать активной мыслительной деятельности, всячески поощрять их успехи, связывать на первых порах решение учебных задач с игровой и практической деятельностью. Сначала у первоклассника формируется интерес к самому процессу учебной деятельности. В произношении звуков, написанию букв еще очень много от игры [45].
     Только  после возникновения интереса к  результатам своего труда формируется у первоклассника интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретать знания. На этой основе и могут сформироваться у младшего школьника мотивы учения высокого общественного порядка, связанные с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям.  Учитель должен воспитывать у детей именно такие мотивы учения, добиваться осознания детьми общественного значения учебного труда.  Но форсировать этот процесс не следует, пока для него созданы соответствующие предпосылки.
     Формирование  интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А стимулирует это чувство одобрение учителя, подчеркивание даже самого небольшого успеха, продвижения вперед. Младшие школьники, особенно перво- и второклассники, испытывают, например, чувство гордости, особый подъем сил, когда учитель, поощряя их и стимулируя у них желание работать лучше говорит: «Вы работаете теперь не как маленькие дети, а как настоящие ученики!» Психологически это есть подкрепление формирующихся у школьников умений и навыков. Важно, чтобы ученик переживал радость успеха. Даже относительную неудачу полезно комментировать примерно так: «Ты гораздо лучше стал(а) писать. Сравни, как ты написал сегодня и как писал неделю назад». Разумеется, это поощрение полезно, когда ученик добросовестно трудится. Явная нерадивость, лень, небрежность должны вызывать порицание в тактичной форме.
     Авторитет учителя – прекрасная предпосылка  для обучения и воспитания в младших классах. Правильно пользуясь им, опытный учитель успешно формирует у своих школьников организованность, трудолюбие, положительное отношение к учебным занятиям, умение управлять своим поведением, вниманием. И подрывать этот авторитет, развенчивать учителя в глазах учеников, критиковать его в их присутствии недопустимо.
     Вся учебная деятельность младших школьников строго целенаправленна. Во-первых, ученики должны овладеть навыками чтения, письма, счета, приобрести весьма значительный объем знаний по математике, родному языку, природоведению. Во-вторых, расширяется кругозор, расширяются и развиваются познавательные интересы ребенка. В-третьих, происходит развитие познавательных процессов, умственное развитие, формируются способности к активной, самостоятельной, творческой деятельности. И, наконец, должна формироваться учебная направленность, ответственное отношение к учебе.
     Учебная деятельность в начальных классах  стимулирует прежде всего развитие психических процессов непосредственного  познания окружающего мира – ощущений и восприятий.
     Восприятие  учащихся в начале младшего школьного  возраста тесно связано с действиями, с практической деятельностью ребенка. Воспринимать предмет – значит что-то делать с ним, взять, потрогать его.
     Для восприятия учащихся перво- и второклассников  характерна ярко выраженная эмоциональность. В первую очередь воспринимаются те объекты или их свойства, признаки, особенности, которые вызывают у детей непосредственную эмоциональную реакцию. «Эмоционально нейтральное» восприятие детям этого возраста малодоступно. Отсюда и еще одна особенность восприятия младшего школьника – наглядное, яркое, живое воспринимается лучше, отчетливее, эмоциональнее, чем, например, символические и схематические изображения. В период первоначального обучения яркие, цветные иллюстрации в книге оказывают отрицательное влияние на формирование навыка чтения, замедляет темы чтения, увеличивают количество ошибок, т.к. подсказывают отдельные детали, побуждают к догадкам, угадыванию слов. Все это делает чтение неточным и субъективным. Когда элементарный навык чтения уже приобретен, тогда иллюстрации начинают положительно влиять на развитие речи, на формирование интереса к чтению.
     В процессе обучения происходит перестройка  восприятия, оно поднимается на более высокую степень развития. Прежде всего, в процессе обучения восприятие младшего школьника принимает характер целенаправленной и управляемой специфической деятельности. В процессе обучения восприятие, становясь особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения. В связи с этим изменяется роль слова в восприятии. У учащихся перво- и второклассников слово выполняет функцию называния (словесное обозначение после узнавания предмета), этим и завершается анализ, восприятие.
     Восприятие  и оценка времени и пространства у младших школьников имеют свои особенности, что необходимо учитывать, знакомя учащихся со сведениями из природоведения, истории, географии.
     Р.С. Немов выделяет 4 основных вида деятельности, характерных для ребенка младшего школьного возраста, - учение, общение, труд и игра - выполняют специфические функции в его развитии. Учение способствует приобретению знаний, умений и навыков. Общение улучшает обмен информаций, совершенствует коммуникативную структуру интеллекта, учит правильно воспринимать, понимать и оценивать других людей. Труд улучшает ручные движения, укрепляет практическое, пространственное и образное мышление. Игра совершенствует предметную деятельность, логику и приемы мышления, формирует и развивает умения и навыки делового взаимодействия с людьми. Без активного участия ребенка в любом из этих видов деятельности его психическое развитие было бы односторонним и неполным [25].
     Игра  есть средство познания ребенком действительности. Известный детский психолог Д.Б. Эльконин подчеркивал социальную природу игры. Он проанализировал структуру развернутой сюжетно-ролевой игры, выделил единицу игры - роль, которую берет на себя ребенок. С ролью связаны игровые действия. Это - действия со значениями, они носят изобразительный характер. Другой компонент игры - правила. Благодаря им, возникает новая форма удовольствия ребенка - радость от того, что он действует так, как требуют правила. Содержанием развитой формы ролевой игры является не предмет и его употребление, а отношения между людьми; содержанием игр старших дошкольников является подчинением правилам в соответствии с поставленной целью. Результатом игры являются более глубокие представления о жизни и деятельности взрослых людей [33].
     Таким образом, игра - это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. В целом игра рассматривается как: особое отношение личности к окружающему миру; особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность; социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру); особое содержание усвоения; деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка; социально-педагогическая форма организации детской жизни и «детского общества».
     Игра - это сложное социально-психологическое явление. Она обеспечивает существенные новообразования в физической, психической и личностной сферах, дает эффект общего психического развития. В игре ребенок учится управлять собой.
     К началу младшего школьного возраста игровая деятельность не теряет своей роли, но содержание и направленность игры меняется. В это время большое место начинают занимать игры с правилами и дидактическими играми. В них ребенок учится подчинять свое поведение правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.
     Играя, младшие школьники стремятся  брать на себя роли, которые привлекают их в реальной жизни; как правило, связанные с проявлением смелости, мужества и т.д. По сравнению с дошкольниками, младшие школьники больше времени затрачивают на обсуждение сюжета, распределение ролей. В конфликтных ситуациях у детей появляется умение анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности.
     В первом классе большое место в игре отводится школе - дети учат кукол, друг друга. В 9-10 лет игры со школьной тематикой исчезают. У детей 7-8 лет продолжаются игры, связанные с жизнью семьи (бытовые). В игру вводится импровизация. У младших школьников широко представлены индивидуальные и групповые игры. Но последние преимущественно небольшими группами - по 2-3 человека. Распространены ритмические игры, игры в театр. Большое место в третьем классе начинают занимать игры с правилами без сюжетов и спортивные игры. Чем старше дети, тем все большее место занимает в игре соревнование. Оно развивает у детей умение действовать в коллективе, бороться за честь класса. В младшем школьном возрасте происходит также переход от игр в плане внешних действий - к играм в плане воображения, в уме. Так, дети могут совершать космические путешествия, не производя при этом внешних действий. То есть складывается уже идеальная игра, игра воображения. В игровой деятельности ребенок познает мир через его восприятие. Именно игра включает в этот процесс все органы чувств. Правильное представление о действительности обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новых видов деятельности, адаптацию в любой новой обстановке, уверенность ребенка в себе и высокий уровень активности, ускоренное физическое и психическое развитие. Восприятие помогает отличить один предмет от других, выделить какие-то предметы или явления из ряда других, похожих или не похожих на него.
     Таким образом, игра в младшем школьном возрасте продолжает занимать значительное место. Она способствует освоению учебной деятельности, которая складывается постепенно и в наиболее полном виде формируется лишь к концу обучения в начальной школе. Применение игр и игровых ситуаций в процессе обучения вообще и в преподавании природоведения в частности обосновано психофизиологическими особенностями ребенка 6-10 лет и доказано в психологических и дидактических исследованиях.
     При изучении развития детей, видно, что  в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Запорожец и др.) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность в дошкольный период, а также не исчезающую деятельность в младший школьный период.
     А.Н. Леонтьев отмечал, что в игре развиваются  новые, прогрессивные образования  и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе [36].
     Л.С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но наоборот, она пропитывает собою всю деятельность ученика. «В школьном возрасте, - отмечал он- игра не умирает, а проникает в отношении действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде…» [6].
     Ш.А. Амонашвили пишет: «самое интенсивное  развитие многих функций происходит до 7-9 лет ребенка, и поэтому потребность в игре в этом возрасте особенно сильна, а игра превращается в вид деятельности, управляющий развитием. В ней формируются личностные качества ребенка, его отношение к действительности, к людям» [32].
     Таким образом, проблеме использования игры в учебном процессе уделяется определенное внимание, обращено внимание на их роль в развитии познавательной активности ребенка. Ретроспективный анализ литературы о применении игр в учебном процессе показал, что игра как средство занимательности обучения получила широкое признание. К настоящему времени достаточно серьезно обоснована дидактическая и психологическая значимость игр. Исследование возрастных и психических особенностей ребенка показало, что применение игр в учебном процессе соответствует психологии восприятия ребенком окружающего мира. Однако проблема по-прежнему сохраняется, так как отсутствуют пособия с системным описанием содержания игр и подробная методика их использования в учебном процессе.  
 
 

     1.4. Основные функции  и принципы организации игры 

     Место и роль игровой технологии в учебном  процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Функция игры – ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность [26].
     В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:
    развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
    коммуникативную (освоение диалектики общения);
    самореализации в игре как полигоне человеческой практике;
    игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
    диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
    функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
    межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
    социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
     Большинству игр присущи 4 черты (по С.А. Шмакову):
    свободная развивающая деятельность, предпринимая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
    творческий, в значительной степени импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
    эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.п. (чувственная природа игры «эмоциональное напряжение»);
    наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
     В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых деятельность полностью реализует себя субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностью выбора и элементами соревновательности, удовлетворение потребности в самоутверждении, самореализации.
     В структуру игры как процесса входят:
     а) роли, взятые на себя играющими;
     б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
     в) игровые употребления предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
     г) реальные отношения между играющими;
     д) сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
     Выделим наиболее важные функции игры как  педагогического феномена культуры.
     Социокультурное назначение игры. Игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.
     Функция самореализации человека в игре. Это  одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры – это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся проблемы у человека и моделировать их снятие.
     Коммуникативная игра. Игра – деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и  конкретная. Она вводит учащегося  в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество – коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей. Если игра есть форма общения людей, то вне контактов взаимодействия, взаимопонимания, взаимоуступок никакой игры между ними быть не может.
     Диагностическая функция игры. Диагностика – способность  распознавать, процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе – это особое «поле самовыражения».
     Игротерапевтическая функция игры.  Игра может и  должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. Оценивая терапевтическое  значение игровых приемов, Д.Б. Эльконин писал, это эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту [59].
     Функция коррекции в игре. Психологическая  коррекция в игре происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.
     Развлекательная функция игры. Развлечение – это  влечение к разному, разнообразному. Развлекательная функция игры связана  созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т.е. стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний. Развлечение в играх – поиск. Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии, выводящей на развлекательность.
     Игра  наряду с трудом и ученьем –  один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
     По  определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
     Значение  игры невозможно исчерпать и оценить  развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
     Игру  как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
    в качестве самостоятельных технологий, для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
    как элемента (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
    в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
    как технологии внеклассной работы.
     Понятие «игровые педагогические технологии»  включает достаточно обширную группу методов и приемов организации  педагогического процесса в форме  различных педагогических игр.
     В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком  – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатам, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
     Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
     Реализация  игровых приемов и ситуаций при  урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи: учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
     Место и роль игровой технологии в учебном  процессе, сочетание игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функции и классификации педагогических игр.
     По  характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
     а) обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
     б) познавательные, воспитательные, развивающие;
     в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
     г) коммуникативные, диагностические, профориентационные и т.д.
     Обширна технология педагогических игр по характеру  игровой методики.
     Остановимся на дидактической игре и об ее роли в обучении младших школьников.
     Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствует использованию различных способов мотивации:
    Мотивы общения:
      Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.
      При решении коллективных задач используются разные возможности учащихся; дети в практической деятельности на опыте осознает полезность и быстро соображающих, и критически оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.
      Совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений.
    Моральные мотивы.
     В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, своей отношение  к деятельности, к людям.
    Познавательные мотивы:
      Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).
      В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера.
      Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса.
      Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).
      Состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательная для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет.
      В игре всегда есть некое таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа.
      В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решение познавательных задач.
     Управление  многими играми необходимо для активации  процесса самовоспитания ребенка. К педагогическим подходам организации детских игр, с нашей точки зрения, необходимо отнести ряд следующих моментов.
     Выбор игры. Выбор игры, в первую очередь, зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т.п.  Выбор игры зависит от времени ее проведения, природно-климатических условий, протяженности времени, светового дня и месяца ее проведения, от наличия игровых аксессуаров, от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе. Цель игры находится за пределами игровой ситуации, и результат игры может выражаться в виде внешних предметов и всевозможных изделий (модели, макеты, игрушки, конструкторы, куклы и др.), «продуктов» художественного творчества, новых знаний. В игре подмена мотивов естественна; дети действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным. Игра способна выступать средством получения чего-то, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой [61].
     Первая  цель – удовольствие от самого процесса игры. В этой цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.
     Цель  второго уровня – функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.
     Цель  третьего уровня отражает творческие задачи игры – разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т.п.
     Предложение игры детям. Главная задача в предложении  игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитания и желания ребенка. Игровые приемы предложения могут быть устного и письменного характера. Интерес вызывают игрушки или предметы для игры, возбуждающие желание поиграть, игровые афиши, игровые радиобъявления и т.п. В предложение игры входит объяснение ее правил и техники действий. Объяснение игры является моментом очень ответственным. Игру следует объяснять кратко и точно, непосредственно перед ее началом. В объяснение входит название игры, рассказ о ее содержании и объяснение основных и второстепенных правил, в том числе различение играющих, объяснение значения игровых аксессуаров.
     Оборудование  и оснащение игровой площади, ее архитектура. Место игры должно соответствовать ее сюжету, содержанию, подходить по размеру для числа играющих; быть безопасным, гигиенически нормативным, удобным для детей; не иметь отвлекающих факторов (не быть проходным местом для посторонних, местом иных занятий взрослых и детей). Любой микромир игры во дворе – в школе требует своего архитектурного и смыслового решения. Под архитектурной игровой площадью мы понимаем такую ее разработку, которая соответствует конструктивным основам детских игр, имеет игровой эстетический план, отвечающий требованию возраста детей, их стремлению к яркому, необъятному, героическому, романтическому, сказочному.
     Разбивка  на команды, группы, распределение ролей  в игре.  Игровым обычно называют коллектив детей, созданный для  проведения игр. Как известно, существуют игры, не требующие разделения на группы, и игры командные. Разбивка на коллектив требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, антипатий. Игровая практика детей накопила немало демократических игротехнических примеров разделения на микроколлективы играющих, в частности, жеребьевку, считалки.
     Один  из ответственных моментов в детских  играх – распределение ролей. Они могут быть активными и пассивными, главными и второстепенными. Распределение детей на роли в игре – дело трудное и щепетильное. Распределение не должно зависеть от пола ребенка, возраста, физических особенностей. Многие игры построены на равноправии ролей. Для некоторых игр требуются капитаны, водящие, т.е. командные роли по сюжету игры. Учитывая, какая роль особенно полезна ребенку, воспитатель использует следующие приемы:
    назначение на роль непосредственно взрослым;
    назначение на роль через старшего (капитана, водящего);
    выбор на роль по итогам игровых конкурсов (лучший проект, костюм, сценарий);
    добровольное принятие роли ребенком, по его желанию;
    очередность выполнения роли в игре.
     При распределении командных ролей  следует делать так, чтобы роль помогла  неавторитетным укрепить авторитет, неактивным – проявить активность, недисциплинированным – стать организационными, детям, чем-то себя скомпрометировавшими, - вернуть потерянный авторитет; новичкам и ребятам, сторонящимся детского коллектива, - проявить себя, сдружиться со всеми.
     В игре необходимо следить за тем, чтобы  не появлялись зазнайство, превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие; роль без действия – мертва, ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они приемлемы только в юмористических ситуациях.
     Развитие  игровой ситуации. Под развитием  понимается изменение положения играющих, усложнение правил игры, смена обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий. Участники игры социально активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре.  В этом заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры.
     Основные  принципы организации игры:
    отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру;
    принцип развития игровой динамики;
    принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей);
    принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей;
    принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам; логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил – от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания – к игровой инициативе, от локальных игр – к играм-комплексам, от возрастных игр – к безвозрастным, «вечным».
     Безусловно  одно – воспитательная, образовательная  ценность интеллектуальных игр зависит от участия в них педагогов.
     Перед учителем стоят задачи:
    опираться на достижения предыдущего возраста;
    стремиться мобилизовать потенциальные возможности конкретного возраста;
    подготовить «почву» для последующего возраста, т.е. ориентироваться не только на наличный уровень, но и на зону ближайшего развития мотивов к учебной деятельности.
     Урок, проводимый в игровой форме, требует  определенных правил.
     1. Предварительная подготовка. Надо  обсудить круг вопросов и форму  проведения. Должны быть заранее  распределены роли. Это стимулирует  познавательную деятельность.
     2. Обязательные атрибуты игры: оформление, карта города, корона для короля, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну; эффект  неожиданности и будет способствовать  повышению эмоционального фона  урока.
     3. Обязательная констатация результата игры.
     4. Компетентное жюри.
     5. Обязательны игровые моменты  необучающего характера (спеть  серенаду, проскакать на коне и т.п.)  для переключения внимания и снятия напряжения.
     Главное – уважение к личности ученика, не убить интерес к работе, а стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.
     Известно, что в младшем школьном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных  занятиях. Обучающая задача, поставлена в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способ действия.
     В современной педагогике воспитательное и обучающее значение игры в принципе признается. Но в повседневной практике на игру фактически не остается времени. Причем используется она, как правило, лишь для закрепления знаний, полученных на занятиях. Такое искусственное разделение обучения на усвоение нового и закрепление усвоенного противоречит психологическим особенностям познавательного процесса школьника. Знания, поданные в готовой форме и не связанные с жизненными интересами школьника, плохо им усваиваются и не развивают его. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет. Однако огромные возможности дидактических игр, как правило, не используются. Практически отсутствуют игры, направленные на развитие волевых, нравственных качеств личности и на формирование гуманных отношений между детьми.
     Использование дидактических игрушек или пособий  тоже нередко называют игрой – стоит дать в руки ребенку пирамиду и можно сказать «что игра состоялась». Каждая дидактическая игра имеет свою цель, т.е. для чего она направлена или создана.
     Цель  игры имеет всегда два аспекта:
    познавательный, т.е. то, чему мы должны научить ребенка, какие способы действия с предметами хотим ему передать;
    воспитательный, т.е. те способы сотрудничества, формы общении и отношения к другим людям, которые следует привить детям.
     Игровой материал также побуждает ребенка  к игре, имеет важное значение для обучения и развития и, конечно же, для осуществления игрового замысла. Важной особенностью игры являются игровые правила. Правила игры доводят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу.
     Для того чтобы игра действительно увлекла  детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой.
     Совмещение  взрослым двух разных ролей – участника  и организатора – важная отличительная  особенность дидактической игры.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.