На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Асимметрия головного мозга

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 29.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Содержание 
 

    Введение…………………………………………………………….2-3
    Левое и правое полушария мозга………………………………….3-4
    Что показали исследования………………………………………….4
    Новые взгляды на творческие способности………………………..5
    Сферы специализации левого полушария………………………….6
    Сферы специализации правого полушария……………………….6-7
    Идеальное партнерство………………………………………………8
    Когда полушария враждуют……………………………………….8-10
    Древние знания…………………………………………………….10-11
    Заключение……………………………………………………………….12
    Литература………………………………………………………………..13 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение
 
Известный польский ученый Я. Рейковский считает, что у человека существует готовность к научению определенным способам эмоционального поведения. Оно направляется социальными  нормами. Благодаря научению выражение  эмоций становится организованным, а вместе с тем и относительно однородным у всех членов данной культуры. Кроме того, оно создает возможность намеренного выражения эмоций, а также контроля над этим выражением. В результате звучание голоса и выразительные движения приобретают характер специфического «языка», при помощи которого люди раскрывают друг другу свои позиции и отношения, сообщают то, что они переживают.
Этим  языком в совершенстве должны овладеть актеры и вообще все представители  исполнительских искусств, тем самым  они вырабатывают в себе навыки контролируемой передачи эмоций пластически или голосом (тогда как в жизни эмоции выражаются спонтанно, непроизвольно). Академик Б. Асафьев писал, что любой профессиональный певец должен «…уметь петь гнев, сострадание, боль, шутку, насмешку, ласку, поцелуй, лукавство, смелость — словом, всю гамму чувствований».
Левое и правое ходят в жизни парою  НЕЗАВИСИМОСТЬ восприятия эмоционального смысла речи от ее логического содержания имеет любопытную физиологическую  основу. Как уже говорилось, эмоциональная окрашенность речи и смысл самих слов не всегда совпадают. Логический смысл речи человек воспринимает левым полушарием головного мозга, а эмоциональный — правым.
Известно, что наш мозг состоит из двух половин  — правой и левой, казалось бы, вполне симметричных. Исследования, однако, показали, что половины эти наделены природой совершенно разными функциями. Причины эмоциональности и художественной одаренности таятся в свойствах и строении нашего мозга. Он асимметричен: левое полушарие рациональное, абстрактно-логическое и речевое, а правое — эмоциональное, образное, музыкальное. Это проявляется, в частности, в том, что слова человек лучше понимает и запоминает правым ухом, а эмоциональную интонацию — левым. Поэтому в зависимости от того, активность какого полушария преобладает, можно определить склонность его к эмоционально-образному (художники, музыканты) или рационально-логическому (математики, программисты) мышлению.
Левое полушарие мозга, называемое речевым, или доминантным речевым полушарием, отвечает за способность человека как логически, связно говорить (центр Брока), так и правильно воспринимать логику слов (центр Вернике). Нарушения этих мозговых центров (травма, опухоль и т. п.) приводят к утрате человеком соответствующих способностей (связно, логически говорить и понимать логику речи). Считается, что своими музыкальными способностями человек обязан развитию соответствующих центров правой половины мозга: нарушения их приводят к амузии, т. е. неспособности понимать музыку и эмоционально-образную интонацию речи.
Правое  полушарие — это эмоциональный  мозг, но было бы большой ошибкой  считать, что все художники, писатели, артисты, композиторы, т. е. люди искусства, совершенно лишены рационально-логической формы мышления, так же как ученые не могут мыслить эмоционально-образно. Для гармонического развития человека обе функции его мозга должны быть достаточно «загружены». 

 
    Левое и правое полушария головного мозга
Одно  из главных открытий последних лет  связано с деятельностью полушарий  головного мозга. Доктор Роджер Сперри, удостоенный Нобелевской премией, первый дал объяснение специфики функционирования двух долей мозга.
Наши  полушария "работают" по-разному. Левая половина мозга отвечает за логические операции, счет, установление последовательностей, тогда как правое полушарие контролирует инициативу и творчество.
Правое  полушарие делает все сразу, целостно, ищет и устанавливает связи инстинктивно, интуитивно, предпочитает образы, помогает нам в понимании метафор и  в восприятии юмора. А на чем же основана интуиция правого полушария? Часто на фактах, проанализированных левым полушарием. Левая доля предпочитает последовательности, выделяет детали, стремиться к классификации информации, делает конкретные выводы, устанавливает причинно-следственные связи, любит грамматику и слова.
Правая  доля мозга существенно превосходит  левое в способности ориентироваться  в пространстве, в восприятии музыки, в опознавании сложных образов, которые нельзя разложить на простые  составные части: в частности, в  опознавании человеческих лиц и эмоциональных выражениях на этих лицах.
Оба полушария  выполняют равно важные функции. Левое упрощает мир, чтобы его  можно было легко проанализировать и соответственно повлиять на него. Правое полушарие схватывает мир  таким, какой он есть и тем самым преодолевает ограничения, накладываемые левым.
Без правой (творческой) доли мозга мы бы превратились в высокоразвитые компьютеры, в счетные  машинки, тщетно пытающиеся приспособить многозадачный мир к своим  ограниченным программам. Поэтому все попытки ученых создать искусственный интеллект увенчались провалом, так как моделировалось только левое (логическое) полушарие головного мозга.
Мозг  и тело связаны следующим образом: правое полушарие контролирует левую  половину тела, а левое - правую половину. Тренирую левую часть тела, мы тренирует творческую долю, а правую - логическую долю мозга.
У большинства  людей доминирует определенное полушарие. Это связано с особенностью образовательных  систем: тренировать какое-то из полушарий  в большей мере. С рождения ребенок почти в равной степени (гармонично) пользуется возможностями, заложенными в разных долях мозга. Затем, из-за однонаправленности современных учебных заведений, одно полушарие берет вверх. Например, в математических школах мало развивают творческое мышление, хотя математика - самая творческая наука. А в музыкальных школах или в консерваториях редко тренируют логическое мышление. В результате у многих людей развито только одно полушарие.
Это ущемление  можно легко убрать, ведь наши умения тренируются практикой. Например, Леонардо да Винчи научился управлять в равной степени обеими руками (то есть он был левшой и правшой одновременно).
Есть  более простые упражнения по оптимизации  двух полушарий с тем, чтобы сделать  себя более гармоничной личностью. Следующее упражнение можно выполнять в любое время: встаньте, выпрямите спину, поднимите левое колено и дотроньтесь до него правой рукой. Опустите левую ногу, поднимите правое колено и дотроньтесь до него левой рукой. И так несколько раз в удобном для вас темпе. В начале у людей, у которых развито только одно полушарие, это упражнение может не получиться в быстром темпе. Поэтому начинайте делать его медленно, постепенно увеличивая темп.
Попеременно дотрагиваясь руками до противоположных  колен, вы одновременно включаете в работу оба полушария и тем самым тренируете их к более гармоничной работе.  

3. Что показали исследования
В ходе проведенных исследований было установлено, что через согриs callosum информация поступает из одного полушария мозга в другое. Когда же согрus сallosum разрезали, полушария мозга потеряли возможность сообщаться друг с другом. Можно сказать, что у каждого человека функционируют два мозга, и без помощи соrрus сallosum один из них не может знать, что происходит в другом. Изучая полушария в отдельности, исследователи получили возможность определить, за что отвечает каждое из них. В ходе тщательного изучения ученые установили, какие задачи решает право-полушарие, а какие — левое. В приложении рассказывается о процедурах, с помощью которых проводилось изучение функций головного мозга. Итак, исследователи установили, что каждое полушарие головного мозга имеет свою область специализации и обрабатывает информацию своим собственным способом. Проведенные исследования помогли выяснить, что согриs сallosum позволяет обоим полушариям работать вместе, однако при выполнении определенных задач одно из полушарий доминирует над другим в зависимости от характера решаемой задачи.
4. Новые взгляды на творческие способности
Из трех ученых, работавших над хирургическим разделением полушарий мозга и совершивших революцию в области знаний о головном мозге и выполняемых им функциях, только Джозеф Боуген посвятил себя работе по изучению творческих способностей и самого процесса, творчества. В настоящее время еще примерно дюжина учёных работает над изучением процесса творчества.
У девяноста  пяти процентов людей левое полушарие  отвечает за запоминание имен, арифметические операции, фиксирование времени и  выполняет многие другие функции; оно  работает логично и прямолинейно. Правое же полушарие более загадочно. В нем рождаются метафоры и чувства. Мечты и фантазии, работа воображения в целом — это также одна из функций правого полушария.
Когда художник инстинктивно чувствует цветовую гамму, необходимую для создания именно этой его картины, когда музыкант импровизирует на концерте, отклоняясь от основной темы, когда писатель буквально слышит, что говорят его герои, — это работает правое полушарие мозга. Зародыш страсти и творчества таится именно в правом полушарии.
Мы живем  в обществе, в котором больше ценится  логическое мышление, а люди с доминированием левого полушария добиваются большего успеха. Ребенок с доминирующим левым  полушарием, который успешно выполняет  арифметические действия, старательно  учит уроки и отличается прилежностью, получает в школе отличные оценки. А ребенок с доминирующим правым полушарием, который предпочитает мечтать, глядя на облака, или сочинять разные истории вместо того, чтобы учить уроки, считается плохим учеником, потому что его стремления не поощряются нашим обществом.
Дети  с раннего детства замечают, что  следование общепринятым нормам поощряется больше, чем творчество.
Как известно, мышцы атрофируются, если им в течение  длительного времени не давать нагрузки. Точно так же ослабевают и способности правого полушария, если их не использовать. Однако ослабление способностей не означает, что их невозможно восстановить, и первый шаг на пути к восстановлению способностей правого творческого полушария — ознакомиться с тем, чего следует ожидать от каждого из двух полушарий. 
 

5. Сферы специализации левого полушария
Основной  сферой специализации левого полушария  является логическое мышление, и до недавнего времени врачи считали  это полушарие доминирующим. Однако фактически оно доминирует только при выполнении следующих функций.
Обработка вербальной информации: Левое полушарие мозга отвечает за ваши языковые способности. Это полушарие контролирует речь, а также способности к чтению и письму. Оно также запоминает факты, имена, даты и их написание.
Аналитическое мышление: Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты.
Буквальное  понимание слов: Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.
Последовательностное  мышление: Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.
Математические  способности: Числа и символы также распознаются левым полушарием. Логический аналитический подходы, которые необходимы для решения математических, проблем, тоже являются продуктом работы левого полушария.
Контроль  за движениями правой половины тела. Когда вы поднимаете правую руку, это означает, что команда ее поднять поступила из левого полушария. 

6. Сферы специализации правого полушария
Основной  сферой специализации правого полушария  является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за выполнение следующих функций.
Обработка невербальной информации: Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.
Параллельная обработка информации: В отличие от левого полушария, которое обрабатывает информацию только в четкой последовательности, правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа. Правое полушарие также распознает лица, и благодаря ему мы можем воспринимать совокупность черт как единое целое.
Пространственная  ориентация: Правое полушарие отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки.
Музыкальность: Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие.
Метафоры: С помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения. Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. К примеру, если кто-то скажет: "Он висит у меня на хвосте", то как раз правое полушарие поймет, что именно хотел сказать этот человек.
Воображение: Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Кстати говоря, вопрос "А что, если..." также задает правое полушарие. Художественные способности: Правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству.
Эмоции: Хотя эмоции и не являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними более тесно, чем левое.
Секс: За секс отвечает правое полушарие, если вы, конечно, не слишком озабочены самой техникой этого процесса.
Мистика: За мистику и религиозность отвечает правое полушарие.
Мечты: Правое полушарие отвечает также и за мечты.
Контролирует  движения левой половины тела: Когда вы поднимаете левую руку, это означает, что команда поднять ее поступила из правого полушария. 
 
 
 

7. Идеальное партнерство
Когда полушария функционируют правильно, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве. Таким образом, устанавливается гармония целей, и ни одно полушарие не вмешивается в работу своего партнера. Каждое из них поддерживает другое и делает то, что у него лучше всего получается. Иными словами, каждое занимается своим делом и не мешает работать партнеру. Полушария помогают друг другу практически во всех наших действиях.
• Для  создания метафор поэт использует правое полушарие, полет фантазии также  обеспечивает правое полушарие, однако процесс перевода его чувств в  словесную форму или, иными словами, подбор слов осуществляет левое полушарие.
• Правое полушарие помогает архитектору  привести в соответствие пространственные взаимосвязи и эстетический образ, который он стремится создать. Тем  не менее, все расчеты и измерения  производит левое полушарие.
• Ученому  левое полушарие помогает анализировать  рассматриваемую проблему, но правое полушарие часто интуитивно подсказывает такие ходы, с помощью которых  разрешаются самые сложные загадки.
Наиболее  эффективная творческая работа становится возможной тогда, когда работают и правое, и левое полушария, когда логическое мышление сочетается с интуицией.
Однако  ни в каком случае нельзя забывать, что, хотя при выполнении практически  любой работы правое и левое полушария  действуют вместе, они обрабатывают информацию по-разному, и степень активизации полушарий зависит от специфики выполняемой задачи. 

8. Когда полушария враждуют
Когда один из партнеров в бизнесе ведет  себя агрессивно по отношению к другому  и пытается ущемить его интересы, это приводит к нежеланию сотрудничать. То же самое можно сказать и про взаимодействие полушарий головного мозга. Левое полушарие зачастую стремится захватить лидирующее положение, и в результате этого рассмотрение проблем происходит только с точки зрения логики и анализа, а это не всегда дает желаемый эффект, потому что интуиция, за которую отвечает правое полушарие, часто необходима для решения Определенного круга задач. Итак, левое полушарие иногда становится настолько "агрессивным", что это не идет на пользу общей работе. Вот пример того, когда полушария враждуют.
Если  человек слитком полагается на левое  полушарие, то он рискует утратить силу интуиции правого полушария. Это  может зайти настолько далеко, что человек вовсе перестанет использовать интуицию или даже уверится в том, что она не существует в принципе. У такого человека, как правило, возникают проблемы в общении с другими людьми, потому что общий язык с окружающими помогает нам находить чувствительное правое полушарие.
Многие  используют для решения проблем не то полушарие, какое следовало бы использовать. Некоторые задачи, очевидно, требуют применения возможностей правого или левого полушария, но существует достаточно большое количество задач, при рассмотрении которых трудно определить, какое из полушарий необходимо при их решении. Наибольшее число конфликтов возникает именно в таких вот "пограничных" случаях. Большинство из нас при этом полагается на сложившиеся стереотипы и не задумывается всерьез о том, какое полушарие лучше использовать. Только в последние несколько лет некоторые исследователи определили, что сознательная стимуляция какого-либо из полушарий может изменить способ решения задач.
До осуществления  операции по разделению полушарий головного  мозга и дальнейших исследований ученые не располагали достоверной информацией о специализации каждого из полушарий. В среде ученых часто возникали споры по этому поводу; каждый исследователь предлагал свою точку зрения на этот вопрос и свои аргументы, подкреплявшие его мнение.
Я попыталась найти в этом море информации островки самых ценных и точных сведений. С последними исследованиями в этой области меня познакомил Джей Майерс — он как раз обследует людей, перенесших операцию по разделению полушарий головного мозга. А так как меня особенно интересует творческий процесс и творческие способности, то я нашла психиатра, который работал с первыми пациентами, перенесшими эту сложную операцию. Клаус Хоппе, психоаналитик из Лос-Анджелеса, любезно согласился быть моим консультантом в интересующих меня вопросах.
Зная, что  за работу фантазии, мечты и сны  отвечает правое полушарие, я была очень  удивлена, когда доктор Хоппе рассказал  мне, что он наблюдал пациентку с  удаленным полностью правым полушарием мозга, и она могла видеть сны. Но потом доктор Хоппе объяснил мне, что ее сны очень мало напоминали то, что мы обычно называем снами.
Хоппе называл свою пациентку "Миссис Джи". Он сообщил, что ей тридцать два года, что она была певицей и актрисой. Сначала она говорила доктору, что  вообще не может мечтать и фантазировать. Но потом она рассказала, что ей снилось, как "доктор Боуген и психолог везут ее на стареньком Фольксвагене в ресторан и угощают лобстером и мартини". Следует отметить, что все описанное происходило на самом деле незадолго до этого. Сон "Миссис Джи" чрезвычайно привязан к реальности, он также лишен выразительных деталей и характеристик, которые обычно свойственны снам. 
 

9.Древние знания
Задолго до того как ученые разработали и  доказали теорию о специализации  полушарий головного мозга, древние  интуитивно догадывались о существовании такой специализации. В различных мировых культурах левая половина тела (правое полушарие мозга) ассоциировалась с загадкой и эмоциями. А правая половина тела (левое полушарие мозга) ассоциировалась с моралью и разумным отношением. Уильям Домхофф, проводя исследования символического значения правого и левого в старинных мифах, заметил, что левая рука (правое полушарие) обычно ассоциируется с табу, жертвенностью, подсознанием, женственностью, интуицией и мечтательностью. Правая же рука (левое полушарие) ассоциируется с добром, правильностью, мужественностью и логикой. Индейцы племени хопи с юго-запада США разграничивали использование рук. Правой рукой они писали, а левую руку оставляли для музицирования. Арабы едят правой рукой, а моются левой рукой. Наши предки считали, что всякая ведьма — левша. Если младенец отказывался брать левую грудь матери, это считалось первым признаком того, что он станет святым. Полагалось также, что девочка может быть зачата с помощью семени левого яичка, а мальчик — с помощью семени правого яичка.
Считается, что о различиях между правым и левым полушариями головного  мозга первым заявил Гиппократ. Различия были обнаружены им при наблюдении за ранеными воинами. У воинов, которые  получил” ранения правой половины головы, отмечался паралич левой половины тела, а у воинов, раненных в левую половину головы, — паралич правой половины тела
На основании  этого Гиппократ и сделал вывод  о том, что "мозг у человека двойной".
Прошло  почти две тысячи лет, прежде чем  это наблюдение Гиппократа привлекло внимание врачей. В 1861 году молодой французский медик Поль Брока обнаружил связь между повреждением левого полушария головного мозга и потерей речи. Это явление он назвал афазией.
После этого врачи всерьез заинтересовались мозгом и его функциями. Они стали искать различия в поведении пациентов с повреждением левого и правого полушария. Они обследовали пациентов, у которых было удалено то или иное полушарие, и поняли, насколько серьезны существующие между полушариями различия. Это произошло еще до знаменитой операции по разделению полушарий головного мозга. Как мы помним, эта операция была проведена в шестидесятых годах двадцатого века. Она позволила ученым изучать особенности обоих полушарий у одного пациента: ведь полушария были изолированы друг от друга, и благодаря этому можно было сначала наблюдать за правым полушарием, а потом — за левым. Исследования пациентов, у которых были изолированы полушария головного мозга, явились основным источником информации о специализации полушарий мозга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

10. Заключение
Новые результаты научных исследований, вступающие в противоречие с общепринятыми  догмами, всегда поначалу принимаются  скептически. Однако в защиту тех, кто  не согласен с установившимися взглядами, следует сказать, что исследования только начали приоткрывать тайну функционирования полушарий головного мозга. Мозг был великой загадкой с самых древних времен, и эта загадка не будет разгадана еще многие годы. Вряд ли я или вы доживем до того времени, когда будут раскрыты абсолютно все тайны мозга. Мы находимся в самом начале пути, и до установления неопровержимых истин мы наверняка столкнемся с большим количеством противоречивых взглядов. Поэтому при обсуждении такой сложной и тонкой темы, как функции полушарий мозга, правильнее не использовать абсолютные категории — именно поэтому я обычно употребляю выражения "в большинстве случаев", "часто", "иногда" и т.д.
В своей  речи при получении Нобелевской  премии доктор Сперри сказал: "Чем  больше мы узнаём, тем сложнее становится картина и тем больше нам нужно узнать для того, чтобы подтвердить свои убеждения".
Медицинские исследования движутся медленно. К  счастью, новая информация, получаемая учеными, позволяет исследователям сразу же применить ее для изучения творческих способностей. Если вас это заинтересовало, — потрудитесь постоянно знакомиться со специальной литературой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 

    Адрианов  О.С. О принципах организации интеграции деятельности мозга. – М.: Медицина, 1976
    Бианки В.Л. Асимметрия головного мозга. / Отв. ред. Н.Н. Трауготт. – Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1985
    Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. / Пер. с англ. – М.: Мир, 1988
    Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональная асимметрия мозга человека. – М.: Медицина, 1981
    Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональная асимметрия мозга человека. – М.: Медицина, 1988
    Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 1998
    Доброхотова Т.А. Брагина Н.Н. Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений мозга. – М.: Медицина, 1977
    Костандов Э.А.  Асимметрия зрительного восприятия и взаимодействия больших полушарий головного мозга человека // Тр. Моск. НИИ психиатрии, 1976
    Кураев Г.А. Функциональная асимметрия коры мозга и обучения. – Изд-во Ростовского университета, 1982
    Психология и педагогика: Учебное пособие. – М.: Центр, 1996
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.