Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Понятие и принципы гражданства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Федеральное агентство по образованию

      Российский государственный университет
      Нефти и газа им. И.М.Губкина 

      ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
      Кафедра теории и истории  государства и  права   
 

      КУРСОВАЯ РАБОТА
      на  тему:
      «Понятие и принципы гражданства»   
 
 

      Студент: Лемехова Евгения Андреевна
                                                            Группа: ЮР-09-3
                                                             Руководитель: К.ю.н., доцент
                                                             Утяшов Эдуард Климентьевич.                                                           
 
 

      «Допустить к защите»
      «______» __________ 2010 г.
      Дата  представления работы: «______» __________ 2010 г.
      Дата  защиты:                         «______» __________ 2010 г.
      Оценка: _________________   
 
 

      Москва, 2010 год 
 

      ПЛАН 

      Введение………………………………………………………..с.3
      Глава I.Понятие гражданства……………………………….с.5
      Глава II. Принципы гражданства………………………… с.10
      Глава III. Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства…………………………………….с.24
      §1. Порядок приобретения гражданства……………..с.24
      §2. Прекращение гражданства…………………………с.28
      §3.Порядок  изменения гражданства детей………….с.29
      §4.Порядок  решения дел о гражданстве……………..с.30
      Заключение…………………………………………………….с.32
      Использованная  литература……………………………….с.33 
 
 
 

 

       Введение 

      Важной  составной часть института, закрепляющего  основы правового статуса личности, является совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные  с гражданством. 
Обладание гражданством - предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами. 
В настоящее время все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией РФ и Законом "О гражданстве Российской Федерации" (от 1 июля 2002 г.). 
Отношения, связанные с гражданством республик Российской Федерации, регламентируются в их конституциях и соответствующих законодательных актах. 
В действующей Конституции Российской Федерации наиболее важные нормы, регулирующие гражданство, отнесены к основам конституционного строя.

      Понятие гражданства сформулировано следующим  образом в Законе "О гражданстве  Российской Федерации": это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (ст. 3 Закона). 
В этой дефиниции выделены главные, сущностные черты, характеризующие гражданство. 
Правовой характер связи лица с государством, образующий отношение гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи. Гражданство - правовое, а не просто фактическое состояние. 
Отношения гражданства не зависят напрямую от факта проживания человека в стране. Немало граждан России постоянно проживает за границей, а население России включает не только граждан, но и постоянно проживающих на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демократическое. 
Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Они основаны на юридическом оформлении отношений гражданства.

      Государство в законе устанавливает принципы гражданства Российской Федерации, правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и порядок гражданства Российской Федерации. 
Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Ими являются паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указания на гражданство. 
Значимость гражданства для определения правового положения индивида заключается в том, что только граждане обладают полным объемом прав и свобод и более высоким уровнем их защиты государством, включая право на дипломатическую защиту. Взамен государство вправе потребовать от граждан выполнения некоторых обязанностей. Гражданство дает возможность личности принимать активное участие в политической жизни государства, поскольку именно институт гражданства наделяет ее избирательными и другими политическими правами, давая возможность участвовать в формировании органов государственной власти.

      Необходимость углубленной разработки взаимоотношений  личности и государства вытекает из провозглашения Российской Федерации в ст. 1 Конституции Российской Федерации демократическим правовым государством. Гражданство как одно из основополагающих прав человека нашло отражение и в международном праве. А сущность, характер и содержание института гражданства выражаются в его принципах. 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава I. 

      Гражданство — устойчивая политико-правовая связь человека и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях. Долгое время в монархических странах связь лица с государством выражалась в виде подданства, то есть в связи непосредственно с монархом, а не с государством в целом. В настоящее время в большинстве монархических стран отказались от подобной концепции и институт подданства был заменён на институт гражданства, хотя зачастую, понятие подданство нередко употребляется для придания речи большей высокопарности и художественности, хотя фактически это неверно.
      До 1917 года в Российской империи не существовало даже понятия - гражданин
      России. Жители России были подданными. При этом поданные делились на
      несколько разрядов с особым правом статусом. Законодательство признавало:
      1.природных  подданных, которые в свою очередь  делились на дворянство, духовенство,  городских обывателей и сельских  обывателей;
      2. инородцев (евреи и восточные народы), финляндских обывателей.
      Кроме того, законодательство делило четыре группы природных подданных на два
      сословия - лица податного состояния и лица неподатного состояния. С принадлежностью  к той или иной категории подданных  законодательство связывало
      весьма  значительное различие в правах и  обязанностях.
      Все это шло из глубины веков, носило яркий отпечаток феодальных начал  и не
      основывалось  на юридическом равенстве граждан, как уже было в значительном
      количестве  развитых европейских стран.
      Крушение  царской России повлекло за собой  крупные изменения и в правовом
      регулирования отношений гражданства. Декрет об уничтожении  сословий и
      гражданских чинов от 11(24) ноября 1917 года не только отменил ранее
      существовавшее  деление жителей России на сословия и связанные с этим делением
      сословные привилегии и ограничения, но и ввел общее для всех наименование -
      гражданин Российской Федерации.
      Декрет  ВЦИК от 1 апреля 1918 года "О приобретении прав российского гражданства" установил право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих на территории РСФСР местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам лишь регистрировал принятых в российское гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения. Но уже Конституция РСФСР 1918 года за местными Советами оставила право принимать в российское гражданство лишь тех иностранцев, которые, проживая в РСФСР и работая, принадлежали к рабочему классу или трудовому крестьянству. Эта тенденция повышения уровня органов правомочных принимать в российское, а с1924 года, в гражданство СССР, получила свое закрепление в дальнейшем развитии законодательства о гражданстве. Очевидно, это было связано с политической
      линией  на дальнейшую централизацию власти. Политическими мотивами следует объяснить также появление в законодательстве возможности лишить человека гражданства, в том числе решением суда. Положение о гражданстве Союза ССР от 1931 года установило, что каждое лицо, находящееся на территории СССР, признается гражданином СССР, если не была доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Это Положение также закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, на территории которой он постоянно проживает. Если он по национальности или по происхождению считает себя связанным с другой союзной республикой, то может избрать гражданство этой республики. Конституция СССР 1936 года вновь подтвердила принцип единства союзного гражданства и сохранила отнесение к ведению Союза ССР решение вопросов о союзном гражданстве и о правах иностранцев. Принятый на основе новой Конституции Закон о гражданстве Союза ССР от 19 августа 1938 года закрепил
      ряд новых положений. Теперь гражданами СССР являлись все лица, состоявшие к 7 ноября в подданстве Российской империи и не утративши советского гражданства, а также лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке. Все лица, не отвечающие данным условиям и проживающие на территории СССР, признавались лицами без гражданства. В дальнейшем, изменения в положении СССР  повлекли за собой принятие ряда нормативных актов регулирующих отдельные вопросы приобретения советского гражданства.
      Конституция СССР 1977 года выразила важный принцип  гражданства: граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства. Принятый на основе новой Конституции Закон о гражданстве СССР 1978 года по новому сформулировал условия принадлежности к гражданству СССР. Теперь основным принципом, по которому определялось принадлежность к советскому гражданству, становилось наличие советского гражданства на день вступления в силу настоящего закона, а не подданство Российской империи. Этот же закон впервые закреплял законодательные права республик в вопросах гражданства.
      Последним законом советских времен, регулирующим отношения гражданства был Закон о гражданстве СССР от 23 мая 1990 года. Распад Советского Союза, провозглашение государственного суверенитета России, появление новых независимых и суверенных государств, взамен союзных республик потребовал в корне иного законодательства о гражданстве. Вопрос этот чрезвычайно важен и в практическом смысле для миллионов граждан бывшего Советского Союза волей судеб оказавшихся за пределами Российской Федерации. Закон Российской Федерации о гражданстве Российской Федерации определяет гражданство как устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Из этого определения исходят главные черты, характеризующие гражданство:
      Гражданство является правовым состоянием, ибо  совокупность лиц, проживающих на территории государства образует демографическую категорию - население и включает в себя также граждан иностранного государства и лиц без гражданства. Гражданином государства лицо является вследствие существования особых связей между ним и государством, а не в силу факта проживания в этом государстве. Эти особые связи основаны на юридическом оформлении отношений гражданства. Конституция Российской Федерации и Закон о гражданстве Российской Федерации
      установили  общие основы отношений гражданства:
      1. Гражданство РФ является единым, т.е. граждане России, постоянно проживающие на территории республики составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики. Этот принцип очень важен для федеративного государства, для сохранения его целостности.
      2. Гражданство РФ является равным  независимо от оснований и  время его приобретения.
      3. Гражданство РФ имеет открытый и свободный характер. Каждый человек вправе приобрести российское гражданство или изменить его.
      4. Гражданин России не может  быть лишен своего гражданства.  Это совершенно новый для нашей страны принцип, т.к. ранее законодательство прежних,
      советских времен закрепляло такую форму утраты гражданства.
      5. Гражданство России не препятствует  возможности иметь гражданство иностранного государства. Это тоже совершенно новый для нашего законодательства принцип. Понятно, что признание двойного гражданства основывается на определенных условиях: ходатайство лица, разрешение
      государства, наличие соответствующего договора между РФ и этим государством.
      6. Гражданство РФ не может автоматически  изменяться при заключении или расторжении брака с лицом, не являющимся российским гражданином.
      7. Граждане России, находящиеся за  пределами РФ находятся под  защитой и покровительством российского государства.
      8. Впервые вводится такой институт  как почетное гражданство, которое  может быть предоставлено лицу не являющемуся гражданином России, но имеющего выдающиеся заслуги перед Россией или мировыми сообществом. Почетное гражданство предоставляется Президентом России с согласия этого лица.
      Обладание гражданством - предпосылка полного  распространения на данное лицо всех прав, свобод и обязанностей, признаваемых законом, защиты этого лица
      государством  внутри страны, но и за её пределами.
      В настоящее время все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией Российской Федерации и Законом о гражданстве Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. с изменениями, внесенными Законом от 17 июня 1993 г. На основе данного Закона Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 г. в редакции Указа от 27 декабря 1993 г. утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Действует Положение об Управлении по вопросам гражданства Администрации Президента Российской Федерации.
      Отношения, связанные с гражданством республик  Российской Федерации, регламентируются в их Конституциях и соответствующих законодательных актах. Действующая Конституция расширила число норм, регулирующих гражданство Российской Федерации. Причем наиболее важные нормы в этой области отнесены к основам конституционного строя (ст. 6).
      Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации». Оно определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
      Устойчивый  характер отношений гражданства заключается в их постоянном характере, длящемся обычно от рождения до смерти гражданина, в установлении особого порядка их прекращения, не допускающего расторжения гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на это органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты. Новый подход к содержанию отношений, связанных с гражданством, исходит из признания примата общечеловеческих ценностей, означает признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью. 
 
 
 
 

 

       Глава II
      Каждый  человек по праву носит название "гражданин", т.к. имеет право  на гражданство. Это означает, что  граждане пользуются равными правами  независимо от того, имеют ли они  гражданство по рождению или приобрели  его по иным основаниях, и что граждане Российской Федерации не могут быть разделены на какие-то группы или разряды, порождающие, различные права и обязанности. Принцип равенства в качестве права гражданина гарантирует всеобщее и равное избирательное право, обеспечивает защиту национальным меньшинствам, защиту от дискриминации, устанавливает запрет выдачи собственных граждан, запрет привилегий и соответственно равенство всех, граждан перед законом. Этот принцип прослеживается и в характерном для многих современных конституций разделение носителей прав и свобод на две основные категории: гражданам предоставляется более широкий объем прав и свобод; в отношении всех остальных, включая иностранцев, проживающих на территории данного государства, допускаются отдельные изъятия. Это главным образом касается политических прав. Только граждане Российской Федерации могут избирать и быть избранными в представительные органы. Только граждане обязаны защищать Отечество и нести определенные другие обязанности. В 80-е годы во многих европейских странах (Франция, ФРГ, Бельгия, Швейцария и т.д.) по мере усиления процессов интеграции все более четко обозначается либерализация оснований приема в гражданство, наряду с этим снимаются ограничения, и расширяется объем прав иностранцев.
      В скандинавских странах (за исключением  Финляндии) по законам о гражданстве  конца 70-х начала 80-х годов иностранцам  предоставляются некоторые политические права. В Дании, например, иностранец, проживший здесь 3 года, пользуется активным и пассивным избирательным правом при выборе коммунальных органов; пользуются иностранцы и свободой выражения мнений. Однако свободы собраний и объединений предоставляются только гражданам.
      Демократический принцип провозглашения в действующей  Конституции является своеобразной гарантией свободного использования российским гражданином его прав и свобод - "гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству" [7].
      Хотя  высылка российских граждан за пределы  России как мера уголовного наказания не предусмотрена действующим Уголовным кодексом, в практике даже в 70-е годы были случаи принудительной высылки российских граждан за пределы России. Так был выслан, например, писатель Александр Исаевич Солженицын. Отсутствие в ранее действовавшей Конституции прямого запрета высылки давало властям возможность действовать произвольно.
      Правило, прямо запрещающее высылку российских граждан за пределы России, полностью  соответствует статье 13 Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей право каждого человека покидать любую страну и возвращаться в свою страну (ч. 2 ст.27).
      Ранее действовавшая Конституция тоже запрещала выдачу российских граждан, однако допускала исключение, если они установлены законом или  международным договором. В настоящей Конституции РФ в статье 63 части 2 имеется исключение: “ #G0Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации”.
      Закона, допускающего выдачу российских граждан, о котором упоминал ранее действовавшая  конституция, не было принято, и международные  договоры, заключенные Россией выдачу другому государству российских граждан не предусматривают. Аналогичную норму содержит Конвенция стран СНГ от 22 января 1993 года о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (пока не вступила в силу).
      Правило Конституции о запрещении выдачи российских граждан направлено на защиту прав граждан РФ, что, однако, не означает освобождение от уголовной ответственности. За совершенные за границей преступления российский гражданин не будет отвечать в России по российским законам. Согласно договорам Российской Федерации о правовой помощи каждое из договаривающихся государств обязалось по требованию другого государства осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против своих граждан, подозреваемых в том, что они совершили преступления на территории затрагивающего государства. Компетентные органы России обязаны возбуждать уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в том, что они совершили преступления на территории затрагивающего государства. Компетентные органы России обязаны возбуждать уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в совершении преступления, например, в Венгрии, Греции, Польше, Румынии, Финляндии и др.
      Кроме того, в Законе “О Гражданстве РФ”  говорится о том, что "никто  не может быть лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство" [8]. Эта норма имеет для нашего общества и его граждан принципиальное значение, ибо исключает из будущего возможность использования этой меры для борьбы с инакомыслием, в целях преследования политических противников, насаждения страха в обществе, что было характерно для нашего государства на протяжении всей его 70-летней истории. Антидемократическая практика лишения гражданства сопровождалась к тому же применением и такой репрессивной меры, как высылка собственных граждан. Между тем подобная практика несовместима со многими международными нормами о правах человека.
      Отказавшись от этого антидемократичного института, российский законодатель тем самым  привел наше законодательство в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Попутно заметим, что следовало бы сделать и следующий шаг в этом направлении: определении на уровне закона запретить всякую возможность высылки своих граждан.
      Кроме вышеизложенного, гражданин Российской Федерации находится под защитой государства не только на территории самого государства, но и за его пределами. Это правило имеет особое значение в связи с остро стоящей проблемой правового положения российских граждан, проживающих за границей. Это относится и к государствам - бывшим республикам СССР. Нуждаются в защите и российские граждане, выезжающие за границу на время - в командировки, по контрактам, по частным делам и тому подобное.
      Государственные органы, дипломатические представительства  и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны: во-первых, содействовать тому, чтобы российским гражданам была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами; во-вторых, защищать их права и охраняемые законом интересы; в-третьих, при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав российских граждан.
      Функции дипломатических представительств Российской Федерации определяются Венской конвенцией о дипломатических  сношениях 1961 года, а функции консульских  учреждений - Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 года. Действует также Консульский устав 1976 года. Россией заключены и многочисленные двусторонние консульские договоры и конвенции.
      Если  меры, принятые дипломатическими представительствами  или консульскими учреждениями, не приводят к положительным результатам, для защиты интересов своих граждан Российской Федерации могут быть предприняты и иные вытекающие из международного права шаги.
      Кроме этого в международном праве  существуют тенденции, призывающие  государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства. Кроме того, заключение или расторжение брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к гражданству Российской Федерации, не влечет за собой изменения гражданства. И если один из супругов изменяет его, то это не влечет за собой изменение гражданства другого супруга.
      Статья 4 Федерального закона содержит принципы гражданства:
    Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения (п. 2)
    Проживание гражданина России за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации (п. 3)
    Гражданин России не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его (п. 4)
    Гражданин России не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству (п. 5)
    Российская Федерация поощряет приобретение гражданства России лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации (п. 7)
 
          1.Единство  и равенство гражданства  Российской Федерации. 

      Федеративное устройство России, наличие в ее составе республик, имеющих собственное гражданство, придают особую значимость данному принципу. В Конституции Российской Федерации [1.1.] в ч. 1 ст. 6 закреплено, что гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований приобретения. Закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г. преодолел неопределенность в вопросе единства российского гражданства, поскольку сама возможность существования гражданства республик в нем не признается. 

      2. Принцип равного  гражданства. 

      Принцип равного гражданства выражается в двух аспектах: в содержательном и в формальном. В первом он означает равенство правовых статусов граждан, во втором — равенство относительно прав в вопросах гражданства. Отечественное законодательство не устанавливает каких-либо различий в правовом статусе лиц, ставших гражданами России по рождению, усыновлению, в связи с Принятием в гражданство по рождению и другим различным основаниям. В Российской Федерации отсутствует деление граждан на «природных» и «натурализованных», т.е. принятых в гражданство. Для всех граждан установлен единый статус российского гражданина. Принцип равного гражданства подразумевает и недопустимость ограничений прав граждан относительно вопросов гражданства по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 1. ст. 4 Закона о гражданстве). 

      3. Принцип свободы  и добровольности  выбора гражданства. 

      В его основе лежит субъективное право  лица на гражданство, выступающее в  качестве предпосылки для свободной реализация каждым человеком своего естественного желания иметь гражданство и в силу этого пользоваться защитой со стороны государства, а также конституционными правами и свободами. В ч. 3 ст. 6 Конституции Российской Федерации закреплено: «Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его». Аналогичная формулировка содержится в ч. 4 ст. 4 Закона «О гражданстве Российской Федерации».  

      4. Принцип недопустимости  лишения гражданства. 

      Основания прекращения гражданства Российской Федерации, за исключением отмены решения о приеме в гражданство (глава IV Закона «О гражданстве Российской Федерации»), предусматривают добровольное волеизъявление гражданина. Нормы, касающиеся прекращения гражданства полностью соответствует Конституции Российской Федерации, Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г., ст. 15 Всеобщей декларации прав и свобод человека и другим международным соглашениям. Закон «О гражданстве Российской Федерации» от 19 апреля 2002 г., также как и предыдущий, исключает возможность произвольного лишения гражданства. Согласно ч. 4 ст. 4 Закона «О гражданстве Российской Федерации», в Российской Федерации никто не может быть лишен гражданства Российской Федерации. 

      5. Принцип недопустимости  выдачи гражданина  Российской Федерации  другому государству.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.