Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Совершенствования Финансовой политики Республики Беларусь в инновационной экономике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 39. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   1 Финансовая политика  как инструмент  регулирования экономики
   1.1 Сущность финансовой  политики и её  место в механизме  регулирования экономики
   Современная система государственного регулирования  социально-экономических процессов  представляет собой сложный механизм, каждый из компонентов которого имеет  конкретное действие, направленное на достижение государством поставленных целей, и в то же время работающий как целостная система, служащая инструментом реализации государственной  экономической и социальной политики.
   Все перераспределительные рынки и  отрасли  имеют две стороны  взаимодействия с системой государственного регулирования. С одной стороны, как и любые другие участники  социально-экономических отношений, они сами являются объектом государственного регулирования. Государством определяются условия их деятельности, устанавливаются  правовые рамки и единые для всех участников правила, ведётся надзор за их соблюдением в целях соблюдения прав потребителей в процессе оказания финансовых услуг.
   Однако, с другой стороны, роль финансовых институтов не исчерпывается простым предоставлением  услуг населению, предприятию, государству. Не производя сами общественного  продукта, они тем не менее, косвенно участвуют в его создании, обеспечивая  воспроизводственный процесс денежными  ресурсами, гарантируя его непрерывность  и слаженность и обладают способностью определенным образом воздействовать на воспроизводственный процесс, корректировать его пропорции, темпы, масштабы. Поэтому  все составляющие финансово-кредитной  системы страны по праву считаются  стратегическими секторами экономики  и используются как инструмент государственного регулирования.
   Государственное регулирование в развитых странах  не исключает действия механизмов саморегулирования, а напротив, призвано дополнить и  скорректировать их действие так, чтобы  в экономике соблюдался баланс интересов государства, субъектов хозяйства, населения. И саморегулирование, и государственное регулирование производится прямыми (административными) и косвенными (экономическими) методами. Прямое регулирование реализуется через нормативно-правовые акты (различного уровня), а экономическое – через все сферы и звенья финансово-кредитной системы.
   Методы  прямого влияния непосредственно  действуют на функционирование субъектов  рынка. К ним относятся:
    определение стратегических целей развития экономики и их отображение в индикативных и других планах, целевых программах;
    государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнения работ и услуг;
    государственная поддержка программ, заказов и контрактов;
    нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;
    правовые и административные ограничения и запрещение производства определенных видов продукции;
    лицензирование операций экспорта и импорта товаров, т.е. внешнеторговых операций.
   Основными инструментами прямого государственного регулирования являются: нормативно-правовые акты, макроэкономические планы и  целевые комплексные программы, государственные заказы, централизованно  установленные цены, нормативы, лицензии, квоты, государственные бюджетные  затраты, лимиты и т. д.
   Методы  косвенного регулирования – предполагают воздействие государства на экономические  интересы товаропроизводителей, создание таких рамок их деятельности, в  которых она может быть выгодной или невыгодной, т.е. косвенное регулирование  – это влияние на экономические  интересы.
   К ним относятся:
    налогообложение, уровень налогообложения и система налоговых льгот;
    регулирование цен, процентные ставки по кредиту и кредитные льготы;
    таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.
   К методам косвенного регулирования  относятся инструменты фискальной, бюджетной, денежно-кредитной, инвестиционной, амортизационной, инновационной и  других направлений экономической  политики, а также методы морального убеждения.
   Любые финансовые отношения объективны, но в то же время они складываются не стихийно, а организуются государством. Для того чтобы организация финансовых отношений носила научный характер, способствовала положительному воздействию  на результаты хозяйствования, обществу необходимо выработать стратегию и  тактику использования финансов для достижения поставленных целей  и задач в экономическом и  социальном развитии. Выработанная государством стратегия и тактика организации  финансов на данном этапе развития общества представляет собой финансовую программу, или финансовую политику.
   Финансово-кредитный  энциклопедический словарь рассматривает  понятие «финансовая политика» как совокупность мероприятий государства по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач. [11, с. 1012]
   Финансовая  политика – это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством его функций. Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. Через финансовую политику осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества.[2, с. 63]
   Главным субъектом финансовой политики является государство. Оно разрабатывает  стратегию и тактику финансовой политики.
   Финансовая  политика как составная часть  экономической политики государства  является одной из приоритетных сфер государственного регулирования экономики. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования социально-экономических процессов финансовыми методами.
   Финансовая  политика активно влияет на экономическое  развитие общества. Посредством финансовой политики определяются: условия формирования и использования прибыли; условия  кредитования; налогообложение; регулирование  цен; таможенные пошлины; порядок регулирования  уровня заработной платы и др.
   Проведение  финансовой политики базируется на определённых принципах. К ним можно отнести:
    научный подход к выработке финансовой политики, учёт действия объективных экономических законов, выводов финансовой и экономической науки;
    изучение и учёт опыта финансовой политики других стран, изучение и обобщение новых тенденций и явлений экономического развития;
    учёт конкретных исторических условий, особенностей внутренней и международной обстановки, реальных возможностей государства в выполнении своих функций в области финансов;
    определение источников мобилизации финансовых ресурсов и рациональных форм изъятия доходов юридических лиц, доли участия населения в формировании финансовых ресурсов государства;
    обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов между отраслями, регионами;
    на основе учёта достоверной финансовой информации о состоянии дел в экономике и объективных возможностях государства, осуществление комплексного подхода при выработке и проведении финансовой политики. [2, с. 67]
   Финансовая  политика должна быть направлена на обеспечение устойчивого экономического роста, социального развития и значимости государства в мировом сообществе. Она способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира, создавая условия для осуществления совместных мероприятий, в том числе по привлечению иностранного капитала в экономику.
   Содержание  финансовой политики определяется единством трёх основных звеньев:
   
   Рисунок 1.1 – Звенья финансовой политики
   Источник: собственная разработка на основе [2]
   Методологическим  условием и предпосылкой выявления  сущности финансовой политики являются финансовые отношения, а их основой – отношения между государством и хозяйствующими субъектами по поводу формирования финансовых ресурсов и их использования. Своё практическое воплощение финансовая политика в лице государства реализует через финансовый механизм, его рычаги и стимулы.
   Финансовая  политика активно влияет на экономическое  развитие общества. Посредством финансовой политики определяются:
    условия формирования и использования прибыли;
    условия кредитования;
    налогообложение;
    регулирование цен;
    таможенные пошлины;
    порядок регулирования уровня заработной платы и др.
   Финансовая  политика Республики Беларусь регламентирована такими документами, как Программа социально-экономического развития РБ на 2001-2010 гг., Законом РБ «О бюджете РБ на 2009 год», Концепцией развития банковской системы РБ на 2001-2010 гг. и другими.
1.2 Цели и задачи финансовой политики Республики Беларусь
   Основными целями финансовой политики являются наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов и соответствующее наращивание государственных финансов, необходимых для удовлетворения потребностей общества. Ради их достижения средствами финансовой политики изыскиваются резервы и создаются условия, благоприятствующие развитию малого бизнеса и предпринимательской деятельности. Одновременно определяются рациональные формы изъятия доходов предприятий и населения в пользу государства, а также доля участия населения в формировании финансовых ресурсов.
   К целям финансовой политики также  относятся увеличение бюджетной  обеспеченности жителей, повышение  уровня доходов на душу населения  и обеспечение социальных нормативов уровня жизни.
   Денежные  доходы в расчете на душу населения в I квартале 2011г. в целом по республике составили 1079,8 тыс. рублей в месяц и превысили минимальный потребительский бюджет в 2,1 раза, бюджет прожиточного минимума – в 3,4 раза.
   
  Рисунок 1.2 – Среднедушевые денежные доходы населения в I квартале 2011 г. по областям (тысяч рублей в месяц)              Источник: собственная разработка на основе [13]
  Финансовая  политика государства призвана обеспечивать нормальное функционирование финансовой системы общества и на этой основе эффективнее осуществлять свои функции – социальные, экономические, экологические, оборонные и др.
   Основными задачами, решаемыми финансовой системой в процессе реализации финансовой политики на нынешнем этапе развития государства, являются: [5, с. 83]
   - соответствие объективным экономическим  законам;
   - финансовая поддержка мероприятий,  направленных на ускорение рыночных  реформ и макроэкономическую  стабилизацию;
   - отбор источников мобилизации  финансовых ресурсов, определение  их состава, структуры, возможных  резервов увеличения (при этом  устанавливаются объём финансовых ресурсов, оптимальное и сбалансированное соотношение между доходами государства и хозяйствующих субъектов, доля участия физических лиц в формировании государственных доходов);
   - рациональное распределение и  использование финансовых ресурсов (устанавливаются основные пропорции  распределения средств между  отраслями и сферами народного  хозяйства, определяются приоритетные  отрасли и направления, а также  степень социальной защиты населения);
   - концентрация финансовых ресурсов  на важнейших направлениях экономического  и социального развития посредством  рационального построения налоговой  системы;
   - обеспечение сбалансированности  бюджетно-налоговой и денежно-кредитной  политики;
   - уменьшение дефицита государственного  бюджета и расширение его покрытия  на основе государственных ценных  бумаг;
   - либерализация внешнеэкономической  деятельности;
   - выработка финансового механизма  реализации финансовой политики  государства в форме соответствующих  нормативных актов.
   Результативность  финансовой политики повышается, если она соответствует потребностям общественного развития, интересам  всех слоёв общества и учитывает  конкретные исторические условия. Не в  меньшей мере успех зависит от того, насколько проработан механизм согласования и реализации интересов  различных субъектов экономической  деятельности и имеющихся у государства  объективных возможностей. Чтобы  оценить финансовую политику правительства, в первую очередь следует определить, какие цели общественного развития намечены им в качестве приоритетных, какие задачи (перспективные и более близкие) и в какие сроки оно предполагает решить. Только при таких условиях можно дать объективную оценку финансовой политике.
   
   Рисунок 1.3 – Финансовая политика в зависимости от длительности периода и характера решаемых задач
   Источник: собственная разработка на основе [2, с. 64]
   Финансовая  стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, поставленных экономической и социальной стратегией. В процессе её разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ финансовой политики необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных векторах экономического и социального развития.
   Финансовая  тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития государства и связана с оперативным изменением форм и методов организации финансовых отношений, перегруппировкой финансовых ресурсов исходя из текущих потребностей страны.
   Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии. Если государство не добивается результатов тактически, приходится вносить коррективы в стратегический курс. [2, с. 64]
   Национальная  стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020) разрабатывается в  соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании  и программах социально-экономического развития Республики Беларусь». Основные показатели социально-экономического развития РБ на 2011 – 2015гг. представлены в Прил.1, табл.1.1.
   Переход к устойчивому развитию – это  смена стратегии развития цивилизации, переход к построению постиндустриального (ноосферного) общества. Переход к  устойчивому развитию – длительный эволюционный процесс, требующий целенаправленной, осознанной деятельности всего человечества. Главным механизмом его реализации могут и должны быть национальные стратегии устойчивого развития, использующие высоконравственный гуманный разум объединенного человечества, всевозможные мировые и национальные социально-экономические, политические, технические и др. средства. Поэтому  устойчивое развитие нашей страны может  рассматриваться лишь как элемент  устойчивого развития мирового сообщества, а национальные цели как реализация общих целей и задач, принципов  и направлений развития в конкретных условиях Беларуси.
   Сложившиеся тенденции, глобальный и национальный императивы определяют стратегическую цель устойчивого развития РБ как  динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и  духовной сфер, сохранение окружающей среды для нынешних и будущих  поколений.
   Важнейшими  задачами обеспечения устойчивого  развития Беларуси является переход  на инновационный путь развития, реализация общесистемных преобразований экономики  и общества:
    в области совершенствования государственности – формирование сильного эффективного правового государства, обеспечивающего создание необходимых условий и активную государственную поддержку крупномасштабных мер по достижению долгосрочных ориентиров социально-экономического развития;
    в области общественного развития – постепенный переход к новому постиндустриальному обществу с экологически чистыми производствами, развитыми отношениями демократии и гражданского общества, социального партнерства между государством, профсоюзами, союзами предпринимателей и общественными организациями, с системой формирования всесторонне развитого человека – физически здорового, духовно богатого, восприимчивого к научно-техническим нововведениям;
    в области экономики – построение высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики с развитыми институтами предпринимательства и рыночной инфраструктурой, действенными механизмами государственного и рыночного регулирования;
    в области экологии – снижение негативного воздействия на окружающую среду и улучшение ее качественного состояния, восстановление нарушенного экологического равновесия;
    в области развития культуры и нравственности – воспитание высокообразованного, творческого человека и создание здорового нравственного климата в обществе.
   Целью устойчивого развития является гармонизация взаимоотношений общества и природы  на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных  возможностей биосферы и перенесения  акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные. На этом этапе  будут формироваться основы нового постиндустриального информационного  общества с новым технологическим  базисом, обеспечивающим переход к  ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие должно обеспечиваться за счет создания зрелых институтов рыночной экономики, активизации структурных  преобразований, расширение частного бизнеса, широкого внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, ускорения интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов. Совершенствование социальных процессов будет базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.
   Неопределенность  влияния внешних и внутренних факторов на устойчивое развитие в  длительной перспективе определили необходимость проработки нескольких вариантов, их оценки и выбора для  НСУР-2020 наилучшего (целевого) варианта, параметры которого в наибольшей степени отвечают стратегическим целям  и задачам, основным принципам и  критериям устойчивого развития страны, учитывают императивы и ограничения  в социальной, экономической и  экологической сферах деятельности.[15] 
 

      Виды  финансовой политики и механизм её реализации (отечественный и зарубежный опыт)
  Для того чтобы лучше уяснить содержание, задачи и требования к финансовой политике и разделить сферы финансовых отношений исходя из их сущности и  содержания, следует рассмотреть  виды финансовой политики – бюджетную, налоговую, инвестиционную,  денежно-кредитную (монетарную), ценовую, социальную и таможенную политику.
   
   Рис.1.4 – Виды финансовой политики
   Источник: собственная разработка на основе [1]
   Бюджетно-финансовая политика как составная часть финансовой политики связана с распределением фонда денежных средств государства и дальнейшим использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Она ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.
   Чаще  всего задача государственной бюджетной  политики состоит в преодолении  бюджетных дефицитов, порой достигающих  критического уровня. Крупный бюджетный  дефицит стимулирует рост внутреннего  и внешнего государственного долга, дестабилизирует денежную систему  государства, провоцирует инфляцию. Чтобы добиться сбалансированности государственного бюджета, бюджетная  политика должна теснейшим образом  сопрягаться с политикой доходов  и расходов государства.
   Бюджетно-налоговая (фискальная) политика заключается в воздействии государства на величину и структуру государственных расходов и систему налогообложения для достижения общеэкономических целей – увеличения реального ВВП и уровня занятости. При этом необходимыми условиями являются отсутствие инфляции и устойчивый рост экономики.
   Налоговая политика, наряду с бюджетной политикой, является важнейшим инструментом государственного регулирования экономики.
   Налоговая политика представляет собой разработку, принятие и реализацию решений законодательного уровня относительно налоговой системы и её элементов в целях достижения необходимых обществу экономических и социальных результатов. Как неотъемлемая часть финансовой политики, она реализует интересы государства. Её главное назначение состоит в изъятии части валового общественного продукта на общегосударственные нужды, мобилизации этих средств и последующем перераспределении через бюджет.
   Своё назначение и функции налоги осуществляют в едином бюджетном процессе, выполняя фискальную и стимулирующую функции. Фискальная функция реализуется посредством изъятия доходов населения и хозяйствующих субъектов для формирования бюджетного фонда. Стимулирующая функция выражается через экономические рычаги воздействия (усиление мотивов к труду, экономное расходование финансовых ресурсов, финансовую поддержку рыночных реформ) и влияет на воспроизводственный процесс, стимулируя или сдерживая его развитие. [16]
   Финансовое  оздоровление экономики невозможно без стабилизации денежно-кредитных  отношений, представляющих основу финансовой политики государства.
   Под денежно-кредитной (монетарной) политикой понимают совокупность мероприятий в денежно-кредитной сфере, направленных на изменение денежного предложения для достижения ряда общеэкономических задач. Проводит её Национальный банк Республики Беларусь. Он обязан осуществлять надзор и контроль за деятельностью денежной и банковской систем. Именно Национальный банк формирует основные правила политики. Он действует не ради прибыли, хотя и может получать её от своих операций, а ради реализации тех мер, которые избрало руководство страны в рамках государственной политики, в том числе и финансовой.
   Главная цель денежно-кредитной политики – создание условий для достижения и поддержания высокого уровня производства, стабилизации цен, укрепления национальной денежной единицы (при полной занятости и отсутствии инфляции). Обычно ключевые её параметры определяются в государственных программах развития на различные периоды (3, 5 и более лет).
   На  практике такие части финансовой политики, как денежно-кредитная  и бюджетно-налоговая, действуют  не автономно, а в тесной взаимосвязи. Политика, в которой используются формы фискального и монетарного  регулирования, называется стабилизационной. Каждая из её составляющих может сдерживать либо стимулировать экономику, соответственно этому различают четыре варианта стабилизационной политики:
   · «дорогие» деньги и сдерживающая фискальная политика;
   · «дорогие» деньги и стимулирующая  фискальная политика;
   · «дешёвые» деньги и сдерживающая фискальная политика;
   · «дешёвые» деньги и стимулирующая фискальная политика.
   Первый  вариант характеризует жёсткую фискальную и жёсткую монетарную политику, в результате которой сокращается совокупный спрос. Она оказывает противодействие инфляции, но может обернуться экономическим спадом. И тогда целесообразно использовать второй вариант, т.е. изменить только бюджетно-налоговую политику, чтобы оживить производство. Однако и здесь возможно проявление отрицательного эффекта – вытеснение частных инвестиций.
   Третий  вариант смягчает обстановку, сложившуюся  после вытеснения инвестиций, и меняет структуру спроса, создавая условия  для быстрого роста экономики.
   При использовании четвёртого варианта увеличиваются и другие составляющие совокупного спроса. [2]
   В Беларуси сегодня созданы благоприятные  условия для привлечения в  страну иностранных инвестиций. Во многом они обусловлены государственной  инвестиционной политикой, в основу которой Правительство республики закладывает несколько основных принципов:
    Многовекторность инвестиционного сотрудничества: 
    Сегодня основные инвесторы в республике – это Россия, на долю которой приходится около четверти привлекаемых инвестиций от общего объема, и ряд европейских стран (Швейцария, Австрия, Германия, Нидерланды). Однако большой интерес для нас представляют также инвестиции из ближневосточного и азиатского регионов, в том числе сотрудничество с Китаем, Ливаном, Ираном, Сирией, Саудовской Аравией, Израилем, с которыми в настоящее время активизируются инвестиционные связи.

    Обеспечение производственной и инновационной направленности привлекаемых инвестиций связанной со структурной перестройкой и модернизацией реального сектора экономики, обеспечением конкурентных преимуществ республики: 
    Приветствуются капиталообразующие инвестиции в виде создания
    совместных производств, реинвестирования прибылей, поставок оборудования в рамках кредитных линий. Инновационную направленность инвестиций призвана обеспечить реализация проекта по созданию Парка высоких технологий. В настоящее время государством взят курс на развитие перспективных, с точки зрения мировой науки, направлений исследований: информационные технологии, биотехнологии, оптико-электронные технологии и приборы, микроэлектроника, лазерные и плазменные технологии, приборостроение, машиностроение, лекарственные препараты.
    Установление равных условий деятельности для иностранных и национальных инвесторов: 
    Акценты в инвестиционной политике постепенно смещаются от преференциального режима к созданию универсальных общеэкономических условий, определяющих привлекательность инвестиционной среды, что обеспечит стабильные и предсказуемые правила игры всех инвесторов.

  В  I  квартале  2011  г.  использовано  12,1  трлн.  рублей  инвестиций  в основной  капитал,  что  в  сопоставимых  ценах  составляет  125,4%  к  уровню  I  квартала  2010  г.  при  прогнозе  на  2011  год,  утвержденном  Указом  Президента Республики Беларусь от 19 ноября 2010 г. № 596, – 116-117%.
  Затраты  на  приобретение  машин,  оборудования,  транспортных  средств  в   I   квартале   2011 г.   составили   4,6   трлн.   рублей,   или   140,2%   к   уровню  I квартала 2010 г. 
  В I квартале 2011 г. организациями государственной  формы собственности использовано  6,4  трлн.  рублей  инвестиций  в  основной  капитал,  или  131%  к уровню   I   квартала 2010 г.,   в   том   числе   организациями   республиканской  собственности  –  2,9 трлн.  рублей  (147,5%),  коммунальной  собственности  –  3,5 трлн. рублей инвестиций (119,6%). 
  Данные  об использовании инвестиций в основной капитал по областям и г. Минску приводятся в таблице. [13] 
 
 

  Таблица 1.1 – Инвестиции в основной капитал
      I квартал  2011 г.  
    (в текущих  
    ценах),   
    млрд. руб.
    В сопоставимых ценах 
      I квартал  2011 г. в % к  I кварталу 2010 г.  март 2011 г. в % к  справочно 
    I квартал 2010 г.   
    в % к  I кварталу  
    2009 г. 
      марту   
    2010 г.
    февралю   
    2011 г.  
     
     
     
    Брестская область 1752,6 110,5 98,4 138,8 111
    Витебская область 1130,3 114,2 102,5 141,3 99,2
    Гомельская  область 1857,2 123,8 126,5 159 100,8
    Гродненская область  1239 125,1 119,2 123,7 77,8
    г. Минск 2433,9 120,3 112,8 168,3 93,1
    Минская область  2379,4 142,2 144,4 174 96,1
    Могилевская область 1263,2 144 145,4 165,8 111
   Источник: собственная разработка на основе [13]
   В то же время белорусское Правительство  обеспечивает разработку и осуществление  комплекса мер, направленных на создание ещё более благоприятных условий для зарубежных инвесторов. В стране проведена значительная работа по совершенствованию инвестиционного законодательства. Внесены изменения и дополнения в Инвестиционный кодекс, которые расширяют правовое поле деятельности для иностранных инвесторов.[2]
   В условиях реформирования экономики  и перехода к рыночным отношениям ценовая политика, принципы формирования и регулирования ценообразования становятся важными областями преобразований. Являясь составной частью общей государственной экономической политики, ценовая политика строится на тех же принципах и реализуется в рамках единой методологической концепции.
   В последние годы с принятием ряда законодательных и нормативных  актов в республике сложилась  целостная законодательная база в области ценообразования, позволяющая управлять процессами регулирования и контроля за ценообразованием.
   Закон «О ценообразовании» устанавливает  правовые основы государственной политики в области ценообразования, сферу  применения свободного и регулируемого  ценообразования, полномочия государственных  органов, осуществляющих регулирование  ценообразования и контроль за ним, права, обязанности и ответственность  субъектов ценообразования.
   Под социальной политикой понимают совокупность мер, направленных на удовлетворение государством социальных потребностей населения, поддержание приемлемого для страны уровня жизни, корректировку резких различий в доходах и потреблении населения, предоставление населению социальных услуг, обеспечение закреплённых в Конституции и иных законодательных актах страны социальных гарантий.
   Социальная  политика по своей сути является долгосрочной, ориентированной на длительную перспективу  и должна содержать стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей. [2]
   В Республике  Беларусь  осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики Республики Беларусь.
   Целями  таможенной политики РБ являются обеспечение  наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля, участие в реализации торгово-политических задач по защите белорусского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию в проведении структурной перестройки и других задач экономической политики РБ, а также иные цели, определяемые Президентом РБ, Парламентом РБ и Правительством РБ. [2]
   Современное понимание финансовой политики зарубежными и отечественными учёными отличается. Понимание финансовой политики зарубежными учёными сводится к тому, что финансовая политика представляет собой решения, принимаемые государством относительно своих расходов и доходов. Финансовая политика в её отечественном понимании может быть как бюджетно-финансовой, так и бюджетно-налоговой, и денежно-кредитной. Таким образом, содержание отечественной финансовой политики значительно шире.
   В зарубежной науке финансовая политика ограничивается бюджетной и налоговой  с дополнением политики по управлению государственным долгом. ДКП, в свою очередь, входит вместе с валютной политикой  в структуру монетарного регулирования. [9]
   Правильно разработанная финансовая политика сможет не только держать экономику  страны в стабильном состоянии, но и  вывести её на интенсивный путь развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2 особенности Государственной  финансовой политики  Республики Беларусь  на современном  этапе
   2.1 Налоговая политика  и пути её реформирования
   Налоговая политика в Республике Беларусь на современном этапе и непосредственно  работа по совершенствованию действующей  системы налогообложения в Республике Беларусь проводится в соответствии с целями и приоритетами, определенными  Стратегией устойчивого социально–экономического развития Республики Беларусь до 2020г.
  Участие государства в регулировании  экономики при проведении налоговой  политики осуществляется с помощью  таких налоговых инструментов, как:
    налоговая ставка;
    налоговая льгота;
    налоговая база;
    и некоторые другие. [12]
  Благодаря налоговым ставкам централизованная единая налоговая система является достаточно гибкой, что обеспечивается систематическим уточнением ставок налогов и приведением налоговой политики в соответствие с имеющейся экономической конъюктурой.
  Наряду  с налоговой ставкой эффективным  средством реализации налоговой политики являются также налоговые льготы. Это связано с тем, что каждому физическому и юридическому лицу, отвечающему установленным требованиям, может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения.
  Формирование  налоговой базы также является серьезным инструментом налоговой политики государства, поскольку от этого зависит увеличение или уменьшение налоговых обязательств различных категорий налогоплательщиков. Это создает дополнительные стимулы или, наоборот, ограничения для расширения производства и инвестиционных проектов и соответствующего роста (снижения) экономического развития. [6]
   Основными целями налоговой политики являются обеспечение финансовой и социальной стабильности, создание макроэкономических условий для устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения с учетом решения экологических проблем. Для их достижения необходимо продолжить налоговую реформу, одной из приоритетных задач которой является:
    создание налоговой системы, благоприятной для экономической деятельности;
    повысить эффективность бюджетных расходов при общем сокращении объемов перераспределяемых государством ресурсов;
    добиться сбалансированности и бездефицитности бюджета;
    создать эффективную систему управления государственными финансами. [17]
   Важно обеспечить единое правовое поле и  создание равных условий налогообложения  для субъектов хозяйствования на территории Республики Беларусь и Российской Федерации. 
На первом этапе (до 2010 г.) должны быть полностью отменены сборы, взимаемые с выручки от реализации товаров (работ, услуг) для формирования на республиканском и местных уровнях целевых бюджетных фондов, значительно снижена налоговая нагрузка на фонд оплаты труда, оптимизированы ставки подоходного налога с одновременным увеличением необлагаемого налогом минимума доходов. Требуется максимально упростить налоговую систему, сократив общее количество республиканских налогов, сборов и пошлин. Дальнейшее развитие получит правовая основа налогообложения на базе практического применения Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, что будет способствовать укреплению экономической интеграции в рамках Союзного государства и СНГ, а также привлечению внешних капиталов и обеспечению конкурентоспособности отечественной экономики на мировых рынках.

   На  втором этапе (2011–2020 гг.) общее количество налогов должно быть сведено к 7–8 основным, построенным таким образом, чтобы не допускать их искажающего воздействия на экономику и обеспечивать достаточные поступления в бюджет. Реформирование налоговой системы будет направлено на снижение налоговой нагрузки на экономику на 7,5–8,5 процентных пунктов к ВВП, в том числе в 2011–2020 гг. – на 2–4 процентных пункта, а также на достижение следующих целей:
    повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков путем отказа от необоснованных льгот и исключений;
    совершенствования моделей построения налогов и сборов; улучшения налогового администрирования и повышения уровня собираемости налогов за счет создания в стране самостоятельной отрасли законодательства – налогового права, имеющей свой собственный предмет, принципы, методы и способы регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов;
    упрощение налоговой системы за счет установления закрытого перечня налогов и сборов; сокращения их количества; максимальной унификации налоговых баз и правил их исчисления по отдельным налогам, а также порядка уплаты;
    обеспечение стабильности и предсказуемости налоговой системы. [15]
   В ходе проведения налоговых реформ должно повыситься фискальное значение налогов, связанных с использованием природных  ресурсов и защитой экологической  среды, а также имущественных  налогов, которые станут основой  формирования местных бюджетов. В  общем объеме налоговых поступлений  при значительной доле НДС и акцизов  должно возрасти значение прямых налогов  на доходы и прибыль юридических  и физических лиц. [8]
   Одновременно  с уменьшением налоговой нагрузки на экономику предусматривается  осуществлять сокращение объемов перераспределяемых государством финансовых ресурсов с 47,4% к ВВП в 2002 г. до 44% к ВВП в 2010 г. и 42–43% к 2020 г. Доходы консолидированного бюджета (без учета Фонда социальной защиты населения) составят соответственно 33,8, 30–31 и 29–30% к ВВП. [16]
   
   Рисунок 2.1 – Доходы консолидированного бюджета  к ВВП(%)
   Источник: собственная разработка на основе [15]
   Реализованные за май – октябрь 2010 года мероприятия  в области налоговой политики направлены на радикальное упрощение  налоговой системы Республики Беларусь.
   С целью ликвидации «перекосов» в  исчислении земельного налога в 2010 году принят Указ Президента Республики Беларусь от 13 августа 2010 г. № 420 «Об отдельных  вопросах взимания земельного налога и арендной платы за земельные  участки, находящиеся в государственной  собственности» (далее – Указ).
   Указом  предусмотрено применение на всей территории республики комбинированных ставок земельного налога. Такой порядок  предполагает порог размера кадастровой  стоимости земельного участка, ниже которого плательщик уплачивает земельный  налог по фиксированной ставке. В  случае, если кадастровая стоимость  земельного участка выше установленного порога, применяются ставки земельного налога, предусмотренные в процентах  от кадастровой стоимости в размерах согласно приложению к Указу.
   
   Рис. 2.2 – Ставки земельного налога
   Источник: собственная разработка на основе [16]
   Для упрощения порядка исчисления земельного налога количество ставок по видам  земель сокращено Указом с 48 до 12.
   В рамках работы по дальнейшему реформированию налоговой системы с целью  её упрощения и сближения по составу  налогов с налоговыми системами  развитых стран принят Закон РБ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» (далее – Закон).
   Закон предусматривает с 1 января 2011 года отмену:
    местного сбора на развитие территорий (уплачивается по ставке 3 процента из прибыли);
    местного налога на услуги (уплачивается по ставке 5 процентов от выручки);
    трёх платежей в составе экологического налога: за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти; за перемещение по территории РБ нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом; за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений. «Прил.2, табл.2.1»
   В результате отмены данных налоговых  платежей в 2011 году снижение налоговой нагрузки на экономику составит 0,4 процента к ВВП, что позволит оставить в распоряжении предприятий более 700 млрд. рублей. Указанные средства будут являться потенциальным источником увеличения инвестиционных ресурсов субъектов хозяйствования. [16]
   В отношении основных налогов Закон предусматривает упрощение порядка их исчисления и уплаты.
   Ряд положений Закона касается общих  вопросов налогообложения.
   Так, в Законе урегулированы вопросы  взимания налогов при передаче и  использовании имущества в рамках договора доверительного управления имуществом.
   Законом плательщику предоставляется право  использовать налоговые льготы, не примененные ранее. Такое право  плательщик сможет реализовать в  ходе проведения налоговой проверки после представления в обязательном порядке документов, подтверждающих право на льготы. Кроме того, право  на использование льгот в таком  случае будет иметь место лишь при наличии в совокупности следующих  условий: с момента возникновения  права на льготы не прошло три года; плательщик ранее не отказался от этих льгот; налоговое обязательство  по налогам, сборам (пошлинам) возникло в период действия правовых оснований  для использования льгот по налогам, сборам (пошлинам).
   Положения Закона предусматривают исключение из Налогового кодекса требования о  ведении раздельного учета в  качестве обязательного условия  исчисления налогов и применения налоговых льгот. При этом статья 21 Общей части Налогового кодекса, определяющая права плательщиков, дополнена  положением, предоставляющим право  плательщику по своему усмотрению вести  раздельный учет объектов налогообложения  для целей применения налоговых  льгот.
   Закон предусматривает сохранение права  местных Советов депутатов повышать (понижать), но не более, чем в два  раза, ставки земельного налога и налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков. На протяжении ряда лет  такое право предоставлялось  местным Советам депутатов законами о бюджете Республики Беларусь на очередной бюджетный год.[7] 
 

   2.2 Бюджетное регулирование  и бюджетная политика  РБ
   Основным  звеном финансовой системы любой  страны является государственный бюджет, что обусловлено его содержанием  и значимостью в экономической, политической и социальной жизни  общества. Как неотъемлемая часть  общегосударственных финансов, бюджет возникает и действует там, где  существует государство и развитые товарно-денежные отношения.
   Бюджет  представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает  правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных  сил, а также для выполнения необходимых  социально-экономических функций. По сути, государственный бюджет —  это годовой план государственных  расходов и источников их финансового  покрытия. Доходы бюджета формируются  за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей и иных поступлений. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным  органом страны, а по завершении года исполнительная власть отчитывается об его исполнении.
   Бюджетная система РБ включает республиканский и местные бюджеты. Государственный бюджет РБ разрабатывается Министерством финансов и утверждается Национальным собранием в виде государственного закона. Отчеты об исполнении республиканского и местного бюджетов представляются на рассмотрение Парламента и местных Советов депутатов соответственно в определенный законодательством срок.
   Государство использует бюджет для регулирования  рыночной экономики, применяя разные методы в процессе формирования и использования  доходов и расходов. К наиболее важным из них можно отнести:
   1. Налоги, влияющие на развитие  производства, спрос и предложение  на отдельные виды услуг, товаров,  работ.
   2. Прямое бюджетное финансирование  общегосударственных программ, обеспечивающих  расширение общественного воспроизводства,  совершенствование его структуры.  К ним относятся крупные природоохранные,  инвестиционные программы, программы  приватизации, фундаментальных исследований, развития топливно-энергетического  комплекса, создания новых рабочих  мест на основе расширения  малого бизнеса.
   3. Субсидирование некоторых отраслей, предприятий для выравнивания  экономических условий их хозяйствования (например, сельского хозяйства,  транспорта, жилищно-коммунального  хозяйства).
   4. Выдача беспроцентных и льготных  кредитов, гарантий для банковских  ссуд (для фермерских хозяйств, венчурных  и других малых предприятий,  предприятий топливного комплекса  и др.).
   5. Создание за счет бюджетных  резервов особых фондов и резервов  для поддержки предпринимательства  (стабилизационный фонд и др.), предупреждения диспропорций в  развитии экономики.
   Важнейшими  регуляторами в рамках бюджетного регулирования  являются:
   - уровень централизации средств  в бюджете;
   - соотношение между республиканским  и местными бюджетами;
   - дефицит бюджета;
   - соотношение между государственным  бюджетом и внебюджетными фондами;
   - структура государственного бюджета  по источникам поступления и  направлениям использования.
   Чрезмерная  централизация финансовых ресурсов в государственном бюджете РБ является одной из основных проблем бюджетного регулирования. Если на начальной стадии проведения экономических реформ, когда государство нуждалось в значительном объеме централизованных ресурсов, высокий уровень их централизации можно было оправдать, то в дальнейшем это обусловило хронический недостаток финансовых ресурсов у предприятий и населения. Долгосрочной такая стратегия быть не может, ибо она сдерживает экономический рост и не способствует привлечению инвестиций в экономику. В развитых странах уровень централизации средств в бюджете составляет: во Франции — 45%, Великобритании — 39%, Германии — 37%, США — 30% к ВВП. В перспективе ставится задача снижения уровня централизации финансовых ресурсов государства до 43% к 2015 г. [9]
   Бюджетная политика государства в сжатом выражении  – это выработка и реализация подходов по формированию основных доходных источников, определению приоритетов  в финансировании государственных  расходов и регулированию дефицита бюджета. Данная триада направлена на активное регулирование экономических  процессов, обеспечивающих рост объемов  производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах экономики, социальную защиту населения.
   Более 70 лет бюджетная политика осуществлялась на основе общих в Советском Союзе  принципов финансового планирования. Методическая работа по формированию бюджета проводилась централизованно  Министерством финансов СССР, а значит, мало учитывала особенности республики.
   С обретением Беларуси суверенитета бюджетная  политика получает качественно иное содержание. Стратегический курс на построение социально ориентированной рыночной экономики – со всеми присущими  ей закономерностями развития – предъявляет  к бюджетной политике государства  требование служить эффективным  инструментом регулирования совокупного  спроса, проведения политики в зависимости  от текущих экономических условий  и задач. Не менее актуальна и  задача обеспечения стабилизации экономики  страны, и в первую очередь –  её финансов.
   Так как наиболее важными направлениями  бюджетной политики являются сбор бюджетных  доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом  и государственным долгом, то и  эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие  на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики. 
В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующие:

    уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
    уровень выполнения бюджетных обязательств;
    величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;
    объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;
    уровень монетизации бюджетного дефицита;
    величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;
    динамику валового внутреннего продукта;
    уровень безработицы;
    степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

   Рис. 2.3 – Республиканский бюджет на 2011г.
   Источник: [18]
   Доходы  республиканского бюджета за январь-февраль 2011 года сложились в сумме 4,4 трлн. рублей, или 13,0 процентов годового плана.
   Налога  на прибыль поступило 294,8 млрд. рублей, или 12,7 процента годового плана. За январь-февраль 2011 года в республиканский бюджет поступило НДС на сумму 1,6 трлн. рублей, или 12,3 процента годового плана. Доходы от внешнеэкономической  деятельности составили 1,1 трлн. рублей, или 15,7 процента годового плана.
   По  состоянию на 1 марта 2011 года сумма  долгов плательщиков перед бюджетом составила 56,0 млрд. рублей и увеличилась  с начала года на 24,0 млрд. рублей. [14]
   Расходы республиканского бюджета за январь-февраль 2011 года составили 4,7 трлн. рублей, или 11,8 процента годового плана.
   Из  них расходы на общегосударственную  деятельность составили 2,2 трлн. рублей (12,9 процента), национальной экономики  – 540,6 млрд. рублей (7,4 процента), на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации) направлено 1,1трлн. рублей (12,3 процента). [15]
   Дефицит республиканского бюджета за январь-февраль 2011 года составил -330,7 млрд. рублей. «Прил.3, табл.2.2»
   Таким образом, анализ бюджетной политики, являющейся одним из основных направлений  экономической политики, требует  рассмотрения деятельности государства  по определению основных задач и  количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета. 
 

   2.3 Денежно-кредитная  политика как инструмент  социально-экономического  регулирования
   Денежное  обращение представляет собой форму  движения денег, в процессе которого они выполняют свои функции. Бумажные деньги вводятся государством, оно  устанавливает их курс, но реальная стоимость, которую представляют бумажные деньги, не зависит от власти и определяется законами денежного обращения.
   Денежно-кредитная  политика заключается в государственном  воздействии на денежное обращение и денежную массу, рынок денежного капитала, цену денег. Механизм денежно-кредитного регулирования состоит в том, что, воздействуя на денежную массу, банковскую ликвидность, ссуды и инвестиции коммерческих банков, их резервные позиции, государство влияет на производство общественного продукта, занятость, уровень цен и т.д. [4]
   В регулировании денежного обращения  государство опирается на банковскую систему. В Республике Беларусь сформирована двухуровневая банковская система: на верхнем уровне находится Национальный банк Республики Беларусь, на нижнем — коммерческие банки. Согласно Конституции Республики Беларусь, Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег. Национальный банк контролирует практически все элементы системы безналичных и наличных расчетов. Он обслуживает коммерческие банки, бюджетные организации, а также представительные и исполнительные органы власти, государственные внебюджетные фонды. Главной клиентурой Национального банка являются Министерство финансов и коммерческие банки.
   Регулирование денежного обращения осуществляется на основе проводимой Национальным банком и согласованной с Правительством Республики Беларусь денежно-кредитной  политики. Основные ее направления ежегодно представляются для рассмотрения Национальному собранию.
   Основными инструментами денежно-кредитного регулирования являются:
    учетная ставка (процентная ставка или ставка рефинансирования) – процент, под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Повышение этой ставки вынуждает коммерческие банки сокращать размеры кредитов, получаемых от центрального банка, и снижает кредитные вложения в экономику;
    норма обязательных резервов (резервная норма) – минимальный процент депозитных обязательств, который банк должен держать в центральном банке. При повышении этой нормы сокращаются избыточные резервы банков, и уменьшается денежное предложение;
    операции на открытом рынке – основной инструмент регулирования денежной массы, используемый в большинстве стран мира. Через покупку или продажу казначейских ценных бумаг обеспечивается пополнение или снижение банковских резервов кредитной системы государства. Операции проводятся центральным банком совместно с группой крупных банков.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.