На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Культура умственного труда

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 29.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

На тему: «Культура умственного труда» 

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

Введение
     Формирование  знаний лишь тогда оказывается плодотворным, когда оно осуществляется вместе с развитием мышления.
     Одной из важнейших составных частей воспитания Личности является умственное воспитание. В истории Русской педагогики были две точки зрения на умственное воспитание и развитие: теория формального образования и теория материального образования.
     Представители первой теории утверждали, что главное  и наиболее существенное в умственном воспитании – это развитие самих  форм мышления, познавательных способностей учащихся, развитие памяти, воображения, сообразительности, находчивости. При этом само обучение в школе рассматривалось как своеобразный курс умственной гимнастики. Представители теории материального образования, напротив считали самым главным и существенным в умственном развитии и воспитании конкретные, реальные знания, которые в необходимой степени сами собой определяют и формы мышления.
     Актуальность  темы обусловлена тем, что современная  педагогика исходит из признания  единства материального и формального  образования, поэтому в задачи умственного воспитания входит: вооружение учащихся математическими знаниями основ наук о природе, человеческом обществе и мышлении; развитие познавательных потребностей, интересов и способностей; формирование социально значимых мотивов учения; воспитание у учащихся самостоятельности в учебной работе; а также формирование умений и навыков умственной деятельности (наблюдения, сравнения, выработка понятий, понимание причинно-следственных связей, прочное запоминание материала и т.п.), т.е. интеллектуального компонента культуры умственного труда.
 

Педагогические  основы воспитания культуры умственного труда
     Культура  умственного труда - это синтез качеств  личности, которые в совокупности характеризуют личностное отношение  к учебной деятельности, уровень  её интеллектуальных, организационно-технических, гигиенических сторон, дающих возможность ученику качественно, рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять любую умственную работу.
     Таким образом, в понятие «культура  умственного труда» Входят четыре взаимосвязанных компонента1:
      Личностный;
      Интеллектуальный;
      Организационно-технический;
      Гигиенический.
       Культура умственного труда представляет  собой своеобразный сплав интеллектуальной, организационно-технической, гигиенической  культур личности, опосредуемых личностным отношением субъекта к данной деятельности.
       Воспитание культуры умственного  труда представляет собой сложную  многоуровневую модель, включающую  в себя учебно-организационные,  учебно-информационные и учебно-коммуникативные  умения и навыки.
       Культура умственного труда школьников  предполагает воспитание каждого  учащегося в индивидуальном режиме.
       Личностное отношение (отношение  учащегося к учению, направленность, интересы, мировоззрение, духовный  мир личности) выступает главным  компонентом, оказывающим воздействие на все остальные компоненты, составляющие культуру умственного труда.
     При воспитании культуры умственного труда  особое место отводится формирования положительного отношения к учению.
     Для развития мотивации используется особая группа приёмов: «пробуждение положительного отношения к учёбе; раскрытие новизны и актуальности изучаемого материала; организация познавательной дискуссии; приучение школьников к выполнению соответствующих требований; создание ситуации успеха и поощрение учащихся».
     Центральное место в понятии «культура  умственного труда» занимает интеллектуальный компонент. Интеллектуальные умения и  навыки при работе с книгой обслуживают  операционную сторону процесса познания, обеспечивая качественное овладение  содержательной стороны исследуемого материала. Интеллектуальный компонент является решающим при работе школьника с другими источниками учебной информации: устным словом, наблюдением, познавательными задачами, в процессе выполнения домашних заданий.
     Элементы  личностного и интеллектуального компонентов выстукают своеобразным «фундаментом», на основе которого строится весь процесс обучения. Организационно-технический и гигиенический компоненты обеспечивают наиболее экономичное и интенсивное овладение учебным материалом.
       Отметим, что в предисловии «Рекомендаций о развитии общих учебных умений и навыков школьников» отдельно упоминается раздел: организация учебного труда.
     Правильная  организация учебной работы включает в себя ряд взаимосвязанных моментов, касающихся внешних и внутренних условий деятельности. К внешним условиям относятся2:
      правильный режим работы;
      оборудование места для занятий;
      определение оптимального порядка приготовления уроков на каждый  на всю неделю.
     Без соблюдения этих условий не могут  быть достигнуты сколько-нибудь серьёзные успехи в учебной деятельности. Кроме того, к внутренним условиям можно отнести умение быстро включаться в работу, вести её не отвлекаясь и в хорошем темпе, привычку садиться за уроки вопреки желанию погулять или поиграть и т.д.
     Воспитание привычке к систематической работе начинается с установления твёрдого режима занятий, без которого не могут быть достигнуты серьёзные успехи в учебе. Вот почему садится за уроки надо всегда вы одно и тоже время.
     Одно  из важных правил приготовления уроков заключается в том, что бы начинать работу незамедлительно, т.к. чем дольше человек оттягивает начало работы, тем больше усилие потребуется ему для того, чтобы заставить себя приступить к ней, тем более длительным будет период «втягивания» или «вхождения».
     По  словам психологов, когда человек  выполняет работу, которая не представляет для него интереса, в его внутреннем состоянии последовательно сменяют  друг друга два этапа. Вначале  человек работает с трудом, неохотно, принуждая себя. Всё строится на сознательном волевом усилии. Человек работает недостаточно эффективно, хотя затрагивает много сил. Но по мере того, как он втягивается в работу, процесс её выполнения постепенно начинает требовать меньшего самопринуждения, меньших волевых усилий. Зачастую появляется интерес к выполняемой работе или к результату, дело идёт быстрее и эффективнее. Как говорят психологи, этап произвольности сменяется этапом постпроизвольности3.
     Таким образом, человек, оттягивающий начало работы, значительно удлиняет её первый тяжёлый этап, построенный на принуждении себя. Чем длиннее этап, тем неприятнее воспоминания о работе, тем сильнее будет у него искушение затянуть начало работы в следующий раз.
     Поэтому, обучая тому, как учиться, нельзя пренебрегать таким моментом, как выработка  привычки приступать к делу без раскачки.
     Таким образом, организационно-технический  и гигиенический аспекты являются важными составляющими культуры умственного труда, наряду с личностным и интеллектуальным компонентами. Конкретное содержание структуры взаимодействия компонентов определяется целями и задачами той или иной учебной работы.
Структура интеллектуального  компонента культуры умственного труда
     Уровень культуры умственного труда определяет все стороны и результаты обучения: качество формируемых знаний и умений; познавательную активность учащихся и развитие их мышления, творческих сил; производительность учебного труда и зависящий от неё уровень учебной нагрузки; эффективность использования воспитательных возможностей учебного процесса; подготовленность к жизни.
     Перед каждым новым поколением людей, прежде всего встаёт задача овладения накопленным  социальным опытом человечества. Для  этого необходимо усвоить определённые способы учебной деятельности. Способы  деятельности наряду со знаниями и  морально-эмоциональными отношениями составляют содержание образования и представляют собой нерасторжимую целостность: без знаний невозможно овладеть ни способами деятельности, ни опытом морально-эмоциональных отношений; в то же время формирований и знаний, и опыта этих отношений может происходить только в процессе деятельности. Именно поэтому образовательная, развивающая и воспитательная функции школы реализуются в органическом единстве.
     Усвоенные способы учебно-познавательной деятельности становятся умениями (к ним относятся также автоматизированные навыки- умения ), которые и составляют синтезированное понятие умения учиться».
       В процессе обучения взаимосвязано  формируются как общие, т.е.  межпредметные умения, применяемые  при изучении всех или многих  дисциплин, так и специальные, т.е. предметные умения, которые используются лишь в ходе какой-то одной дисциплины.
       Особенно велико значение межпредметных  умений, т.к. именно они играют  определяющую роль в развитии  общего мышления и их формирование  лежит в основе обучения именно учиться.
       Интеллектуальный компонент является  центральным в понятии «культура  умственного труда». Интеллектуальные  умения на эмпирическом уровне  вырабатываются лишь благодаря  многочисленным упражнениям, но  без разъяснения учителями и,  значит, без осознания школьниками используемых методов учения и познания, вследствие чего процесс происходит в основном стихийно, интуитивно.
     Педагогическая  целесообразность эмпирического пути умственного развития учащихся обусловлена  двумя факторами: возрастной ограниченностью познавательных способностей и сложностью мыслительных операций. Поэтому без эмпирического пути не обойтись. Да и нельзя считать его безрезультатным, так как он обеспечивает в определённой степени формирование умений. Но степень эта не может быть признанна достаточной.4
       Отметим, что интеллектуальные  умения основываются на специальных  мыслительных операциях. Процесс  мышления представляет собой  совокупность различных операций. Важнейшими среди них являются  анализ, синтез, обобщение, классификация,  систематизация и др.
       Как правило, учащиеся, анализируя  изучаемое явление, раскрывая  связи между ними, оценивая события  общественной жизни, не знают,  что они интуитивно применяют  научные методы, принципы познания, и не знают, как нужно их  применять.
     Исходным  приёмом логического мышления является анализ. На эмпирическом уровне умение анализировать начинает формироваться ещё в дошкольный период. Однако в процессе школьного обучения термин «анализ» не только не разъясняется, но и почти не употребляется. Даже в тех случаях, когда, казалось бы, без этого термина невозможно обойтись, вместо него обычно применяется термин «разбор» (разбор слова, предложения). В ходе дальнейшего обучения умение анализировать всё более совершенствуется: от предметно-наглядного анализа учащиеся переходят к словесно-логическому; увеличивает количество вычленяющих элементов; осуществляется многоступенчатый анализ и целого, и его частей; параллельно анализируется различные, но сопоставимые явления.
       С анализом неразрывно связан  синтез, который представляет собой противоположную мыслительную операцию.
     Синтезирование  – наиболее трудная для учащихся операция, ведь именно мыслительное соединение элементов требует раскрытия  тех внутренних связей, которые делают элементы составными частями целостного объекта. Именно благодаря раскрытию этих связей синтезированное знание об изучаемом объекте является более полным, чем сумма знаний об отдельных её частях. Что касается термина «синтез», то он в практике обучения встречается довольно редко, потому что эта логическая процедура обычно осуществляется не отдельно, а как составная часть других способов учебно-познавательной деятельности: обобщения, классификации, систематизации, формулирование вывода.
     Осознанное  оперирование данным логическим приёмом  позволяет учащимся лучше видеть в изучаемых объектах, как проявление общих закономерностей, так и неповторимые особенности каждого из них; способствует более простому запоминанию учебного материала; помогает вести самостоятельный поиск необходимых для сравнения объектов и применять аналогию.
     Усвоение  логического приёма, обобщение возможно лишь в том случае, если школьники  уже овладели такими операциями, как  анализ, синтез, сравнение. Обобщение  даёт возможность поднять знания на более высокий уровень, так  как подводит к усвоению научных понятий, законов, мировоззренческих идей. В ходе преподавания различных учебных предметов проводятся занятия, специально предназначенные для осуществления этой мыслительной операции и поэтому имеющие особенно большую образовательную ценность - обобщающие уроки.
     Есть  все основания считать, что обучение умению учиться только на эмпирическом уровне уже не может соответствовать  задачам современного обучения. Нельзя мирится с таким положением, когда  «ученик изучает и узнаёт многое о звёздных и морских глубинах, о далёких галактиках и элементарных частицах, о государственном строе Древнего Египта и Вавилонии, но ничего не изучает и ничего не знает о том, что происходит у него в голове, когда он воспринимает и познаёт окружающий мир5.
     Для повышения качества обучения необходимо развивать учебно-познавательные способности не только на эмпирическом уровне, но и на теоретическом.
       О том, что только эмпирический  уровень формирования умений  в мыслительной деятельности  не может быть признан удовлетворительным, свидетельствует как повседневные наблюдения учителей, так и специально проведённые исследования. По данным, приведённым в книге Ю.К. Бабаинского «Рациональная организация учебной деятельности», «анализ причин неуспеваемости одной тысячи учащихся средних и старших классов показал, что 50% отстают в учёбе именно из-за слабого владения учебными приёмами. Вследствие неумения учиться оказались неспособными получить высшее образование 80% отчисленных из вузов студентов».
     Процесс разъяснения интеллектуального умения состоит из следующих элементов: а) общая характеристика и формулирование его краткого определения; б) вычленение умственных действий, из которых складывается процедура его применения (и которые могут быть отражены в соответствующей памятке); в) проведение первого обучающего упражнения.
       Переход к теоретическому уровню  формирования учебно-познавательных  умений делает их особым объектом  изучения и тем самым создаёт  условия для их более глубокого  и прочного усвоения. Это соответствует  требованиям оптимизации учебного процесса и развивающей методике обучения. Обеспечивается также более полное осуществление дидактического принципа о ведущей роли теоретических знаний.
     Теоретический уровень, позволяет достичь осознанного  усвоения методов учения, тем самым обеспечивает возможность их переноса, т.е. применение в новой учебно-познавательной обстановке. Например, формируемое на уроках литературы умение рецензировать ответы своих товарищей учащиеся смогут использовать в ходе изучения других предметов лишь в том случае, если учитель разъяснит, из каких умственных действий состоит этот общенаучный приём. Способность осуществлять подобный перенос делает приём обобщённым и служит самым убедительным доказательством его усвоения.
     Формирование  интеллектуальных приёмов на теоретическом уровне стимулирует более интенсивное развитие мышления, как общего, так и специального (математического, исторического и д.р.). Чем более свободно владеют школьники данными приёмами, тем более активно участвуют они в учебном процессе и поэтому тем шире возможности для его проблемного построения.
     Хорошо  организованный учебный труд оказывает  большое воспитательное воздействие  на учащихся: способствует выработке  трудолюбия, дисциплинированности, аккуратности, умение беречь время. В процессе учебного труда формируется не только интеллектуальный, но и нравственный облик личности.
       И, наконец, овладение учащимися  интеллектуальными умениями служит  важнейшей предпосылкой для того, чтобы после окончания школы  её выпускники могли успешно  заниматься дальнейшим образованием и – что особенно важно – самообразованием.
       Следует, однако, учитывать, что  разъяснять школьникам нужно  лишь немногие, наиболее необходимые  и доступные учебно-познавательные  методы и принципы, а также  помнить, что, в отличие от  других способов деятельности, способы мышления трудно поддаются осознанию и расчленению на составные части (чтобы на конкретном примере убедиться в этом описать процесс своего размышления над каким-либо вопросом).
     Учитываются и связи, которые существуют между способами учебно-познавательной деятельности. Например, нельзя разъяснять, что такое анализ, не объясняя при этом, что такое синтез; нельзя приём «систематизация» разъяснять раньше, чем приём «классификация».
     Более сложно обучить запоминанию и  умению использовать смысловые опорные пункты.  Когда взрослый человек вдумчиво читает какой-либо текст, то в каждом выделяемом им смысловом куске его внимание, естественно, задерживается на какой-либо фразе или отдельном слове, которое как бы концентрирует в себе смысловую нагрузку этого куска. Закрепившись в памяти, такая фраза или слово становиться опорным пунктом, вспомнив который человек затем воспроизводит всё содержание этого смыслового куска6.
       Часто в роли смыслового опорного  пункта выступают заглавия или  выделенные в тексте слова. Но это вовсе не обязательно. Причём один человек выделит по тексту одни смысловые группы, а другой другие.
       Эти слова или фразы по своему  общеречевому значению обычно  не раскрывают полностью содержание  того отрывка, который они представляют, оно, как правило, значительно шире. Но читающий дополняет обычное значение слова каким-то подразумеваемым смыслом, который без специального разъяснения понятен только ему одному, благодаря чему в данном слове или фразе для читающего может концентрироваться содержание целого смыслового куска.
       Выделение смысловых опорных  пунктов – приём чисто психологический,  и поэтому научить ребёнка  пользоваться им гораздо сложнее,  чем, например, научить его расчленению  материала на смысловые группы, когда можно без труда дать обоснование такой группировки.
Методика  воспитания культуры умственного труда  младших классов
     Воспитание  культуры умственного труда осуществляется как в ходе учебного процесса, так  и во внеурочной деятельности учащихся. Основными направлениями в решении задач обучения учащихся умению учиться являются реализация межпредметной схемы разъяснения общих вопросов учебно-познавательной деятельности в ходе изучения всех школьных дисциплин и проведения классным руководителем тематического цикла бесед о культуре учебного труда.
       Кроме того, значительное влияние  на овладение учащимися навыками  умственного труда оказывает  применение наглядного материала:  стенды с памятками, используемыми  как при изучении только одной  учебной дисциплины или нескольких  родственных дисциплин, так и межпредметные. В кабинете истории, например, нужно иметь памятки для характеристики общественного стоя, раскрытия причин революций, изучения народных движений и войн, характеристики выдающихся личностей. В кабинете физики – типовые планы изложения учебного материала о физическом явлении, физическом законе, физической теории; в кабинете русского языка и литературы: «Как определять части речи», «Как писать изложение», «Как составлять отзыв о прочитанной книге», «Как охарактеризовать художественное произведение»; в кабинете иностранных языков: «Как работать со словарём», «Как работать на текстом» и д.р.; в вестибюле школы – «Учись учиться»7.
       В школьной библиотеке должны  быть созданы постоянно обновляемые  выставки новой литературы для учащихся и учителей о формировании умений и навыков учебного труда; составлен также тематический каталог книг и журнальных статей по данной проблеме; проводится обсуждение книг, наиболее заинтересовавших учащихся. Кроме того, в библиотеке также должны быть стенды с памятками: «Как читать общественно-политическую и научно-популярную книгу», «Как читать газету», и т.п. Школьная библиотека должна проводить библиотечно-библиографические занятия, развивающие навыки работы с книгой.
       Для развития учебно-познавательных способностей учащихся в школе могут быть созданы специальные кружки и факультативы: «Учись учиться», где наряду с теоретическими сведениями, выполняются практические задания: составить список литературы о самообразовании; написать сочинение «Каковы мои интересы и способности»; а также изучается методика скорочтения и т.д.
       Воспитанию культуры умственного  труда способствуют следующие  внеклассные мероприятия: тематические  общешкольные и классные собрания: «НОТ школьника», «Знания нужны,  как винтовка в бою», «Учиться, чтобы знать, творить и бороться», «Умей учиться, чтобы уметь трудиться», «Учиться на совесть», «Учение и труд рядом идут»; диспут «Ради чего ты учишься?»; конкурсы на звание лучшего математика, лучшего читателя; рейды-проверки «Твой режим дня», «Твоё рабочее место»; выпуск специальных бюллетеней «Умеешь ли ты учиться?», «азбука учебного труда»; конференций отличников и хорошистов по обмену опытом рациональной организации учебного труда; проведение «недель знаний» по каждому учебному предмету; анкетирование: «Учёба – тягость или радость?», куда можно включить такие вопросы: Что побуждает тебя учиться? Лёгким или тяжёлым является для тебя учебный труд? Умеешь ли ты учиться? Что следовало бы сделать учителям для улучшения учёбы школьников?
       В воспитание культуры умственного труда школьников активное участие должны принимать родители, для которых на классных и общешкольных родительских собраниях должны читаться лекции: «Роль родителей в развитии учебно-познавательных способностей своих детей», «Как надо и как не надо помогать детям учиться», «Почему некоторые дети плохо учатся?», «Каким должно быть рабочее место ученика», «Воспитание в семье любви к чтению» и д.р.
       По проблеме «Воспитание культуры  умственного труда» в школе  ежегодно следует проводить научно-практические конференции, к работе которых привлекаются учителя, ученики, родители, а также профессора и преподаватели вузов, студенты, которые делятся своим опытом организации труда, приёмами рационализации умственно деятельности. На пленарном заседании конференции подводятся итоги работы за прошедший учебный год и намечаются задачи на новый. Затем на заседаниях методических объединений участники конференции обмениваются опытом, заслушивают сообщения руководителей объединений, обсуждают и принимают рекомендации. К научно-практическим конференциям готовятся выставки ученических работ. Главное требования к отбираемым на осмотр работам – отражение в них умения самостоятельно овладевать знаниями.
       Бесспорно, что основным плацдармом  развития умственных способностей школьников служит процесс обучения. Однако в культуру умственного труда входит множество вопросов, изучение которых невозможно включить в содержание учебного процесса. На уроках по различным дисциплинам, проводимым различными учителями, даже при наличии межпредметной преемственности трудно свести в единый комплекс формируемые знания об учебно-познавательной деятельности. Это задача классного руководителя, в помощь которому разработано множество различных материалов для занятий по воспитанию культуры умственного труда.
     Основными требованиями к методике проведения таких занятий является следующее8: 1) проведение занятий по воспитанию культуры умственного труда должно осуществлятся не от случая к случаю, а по заранее разработаной программе и календарному графику; 2) преемственная взаимосвязь с работой учителя-предметников по развитию интеллектуальных способностей учащихся; 3) доступная и интересная форма подачи материала; 4) использование примеров из жизни класса; 5) активное участие школьников в занятиях (ставятся специальные задания для подготовки к занятиям, по ходу и после их проведения); 6) применение учащимися полученных знаний на практике, чтобы эти знания трансформировались в учебно-познаательные умения; 7) темы и планы занятий, а также специальные памятки ученикам следует записывать в тетрадь “Азбука учебного труда”. 

      
 

Заключение
     При характеристике педагогических основ  воспитания культуры умственного труда  было установлено, что культура умственного  труда, включающая в себя личностные, интеллектуальные, организационно-технические и гигиенические компоненты, предполагает воспитание каждого учащегося в индивидуальном режиме. Личностный компонент, являясь приоритетным, оказывает воздействие на все остальные компоненты культуры умственного труда. Тем не менее остальные компоненты этого понятия также важны для рационального осуществления умственной работы.
       Центральное место в понятии  «культура умственного труда»  занимают интеллектуальные умения  и навыки, основанные на овладении  учащимися основными операциями мышления, - это умение выделять учебную задачу, осуществлять активную мыслительную обработку текста, приводящую к запоминанию этого текста и д.р.
       Основным плацдармом воспитания  культуры умственного труда является  процесс обучения. Однако в культуру умственного труда входит множество вопросов, изучение которых невозможно включить в содержание учебного процесса. Задача учителя – свести в единый комплекс формируемые знания об учебно-познавательной деятельности.
       В ходе исследования зависимости  успеваемости школьников от степени сформированности у них мыслительных процессов, т.е. интеллектуальных умений, мы пришли к заключению, что уровень успеваемости в огромной степени определяется уровнем овладения мыслительными операциями, т.е., в конечном итоге, умением учиться. Таким образом, интеллектуальный компонент, занимая центральное место в понятии «культура умственного труда», действительно является «фундаментом» процесса обучения.
 

Список литературы
    Бабаинский  Ю.К. Рациональная организация учебной  деятельности. – М., 2003.
    Баранов С.П. и д.р. : Педагогика. – М., 2004.
    Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов на Дону, 2006.
    Границкая А.С Научить думать и действовать. – М., 2003.
    Гролщева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. – М., 2000.
    Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М., 2005.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.