На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономические ограничения: граница производственных возможностей. Технологический выбор в экономике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Содержание 

I. Экономические ограничения:  граница производственных  возможностей. Технологический  выбор в экономике.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Основные  экономические проблемы общества. Принцип ограниченности ресурсов. ………………………………………………………………………..5
2. Технологический  выбор в экономике. Граница  производственных возможностей  …………………………………………………...…..............11
Заключение………………………………………………………………………19
Библиография……………………………………………………………………21 

II. Задачи………………………………………………………………………...22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Вопрос  ограниченности ресурсов и благ в  современном мире является одним  из самых актуальных. Известно, что  запасы многих природных ресурсов уже  находятся в дефиците, а то, что  некоторые  сохранились в достаточно больших количествах,  не означает их нескончаемость. Удовлетворение потребностей общества напрямую зависит от создания благ, а блага в свою очередь требую всё большее количество ресурсов для их производства. Понятно, что при постоянном увеличении населения земли, блага и ресурсы будут ограничиваться, их не будет хватать для удовлетворения всех потребностей. В настоящее время уже можно заметить, что на производство благ тратиться огромное количество ресурсов. Необходимо ограничить использование ресурсов, потому что в будущем проблема их ограниченности может оказаться неразрешимой и привести к фатальным последствиям.
     В научной литературы затрагивается  данная тема,  потому что она непосредственно  влияет на дальнейшее развитие общества. Одни авторы делают упор на то, что ограниченность ресурсов и благ является относительной, а не абсолютной, то есть,  как долго не исчерпается тот или иной ресурс, определяется тем, насколько эффективно он будет использоваться обществом. Другие считают, что ресурсы есть и абсолютно ограниченные, и относительно ограниченные. По поводу относительно ограниченных они соглашаются с мнением первых, а на счет абсолютно ограниченных они говорят, что существуют такие ресурсы, которые нельзя заменить другими и они рано или поздно исчерпаются.
      В итоге, ограниченность ресурсов диктует необходимость выбора 
оптимума производственных ценностей и самого процесса про- 
изводства, базируясь на принципах комбинации, замещения 
факторов с учетом эффекта масштаба производства и закона па- 
дающей производительности
 

      Проблема выбора хозяйственных решений в условиях ограниченности ресурсов – центральная проблема экономики. Простейшая модель функционирования экономики - граница производственных возможностей - позволяет проиллюстрировать решение основных задач выбора: что, как и для кого производить, а также ввести ряд фундаментальных экономических понятий. Границу производственных возможностей можно проиллюстрировать на примере так называемой кривой производственных возможностей, которая отражает техническое соотношение, взаимосвязь между полностью и эффективно используемыми экономическими ресурсами, например между трудом и капиталом.
    В данной работе представлен ретроспективный  анализ, позволяющий создать представление  об ограниченности ресурсов, проблеме технологического выбора и границе производственных возможностей.
 


  ?. Основные экономические проблемы общества.
  Принцип ограниченности ресурсов 

   В любой экономической системе (будь это рыночное хозяйство или командно-административная система и т. д.) в процессе рациональной хозяйственной деятельности участники экономических отношений (т. е. экономические агенты) решают базовые проблемы: что, как и для кого производить.
Основные проблемы экономики 
 
 

     

     
 
 
 

     

   Три главных вопроса  экономики
   
ЧТО?
Что производить?
Выбор благ, которые должны быть произведены в данном экономическом пространстве в данное время
КАК?  Как производить?
Выбор комбинации ресурсов, технологии для производства определенных благ
КТО? Кто будет потреблять произведённое? Выбор способа и  структуры распределения валового дохода общества
Рис. 1.  Основная проблема экономики
При решении, что производить, выявляется спрос, исследуются предпочтения потребителей и устанавливается, какие блага имеет смысл производить, какого они должны быть качества, в каком количестве и ассортименте.
   После выбора, что производить, не менее  важен вопрос, как производить: Следует определить, какие ресурсы, в каком количестве сочетании необходимо использовать, т. е. выбрать технологию производства, причем так, чтобы она была наименее затратной или максимально продуктивной, производительной.
   Вопрос, дя кого производить, связан с распределением уже созданных благ — с решением, кому и в каком количестве они достанутся.
   Эти базовые вопросы решаются в каждом обществе по-разному. Например, в командно-административной экономике такие вопросы решали центральные планирующие органы (Госплан и Госснаб). Сверху централизованно определялась и назначалась структура спроса и структура предложения, устанавливался их объем. Затем планирующий центр распределял ресурсы в соответствии с потребностями предприятий, которые он сам и планировал с учетом им же утвержденных технологий производства.
   Таким образом, в командно-административной системе централизованного планирования предприятия были лишены возможности выбирать, что и как производить, кому поставлять свою продукцию.
   В рыночной системе вопросы что, как и для кого производить решают сами производители на основе информации, которая заключена в рыночных ценах исходя из рыночной конъюнктуры.
   Поэтому спрос, предложение и их взаимодействие в условиях рынка следует изучать для того, чтобы найти ответ на эти базовые и на многие другие вопросы, которые возникают в ходе хозяйственных отношений между людьми.
      Главная задача экономики состоит в использовании экономических ресурсов (земля, труд, капитал, знания) в целях получения экономического продукта (продукция, товары, работы, услуги). Экономический продукт необходим человеку, семье, социальным группам, народу, обществу, государству для удовлетворения их многочисленных потребностей, нужд, интересов.
      Нужды людей, принявшие форму конкретной необходимости в определенных благах, товарах, услугах, называют потребностями. Потребности обладают печальной особенностью: в целом они не ограничены, не насыщаемы и к тому же непрерывно возрастают в количественном и в качественном отношении. Конечно, некоторые потребности отдельного потребителя вполне можно удовлетворить полностью, насытить.
      Итак, люди, население, страны нуждаются, желали бы потреблять весьма значительное, практически неограниченное количество конечного экономического продукта в виде потребительских товаров и услуг. Для их производства необходимо еще большее количество и разнообразие промежуточных продуктов (факторов, производства), получение которых требует изначального использования экономических ресурсов: природных, трудовых, основных и оборотных средств, информации. И вот здесь-то возникает неизбежное противоречие между желаемым и возможным, между потребностями и ресурсами.
      Дело  в том, что все виды экономических ресурсов, находящихся в распоряжении человечества в целом, отдельных стран, предприятий, семей, ограниченны и в количественном и в качественном отношении. Их заведомо недостаточно для удовлетворения всей гаммы человеческих потребностей. В этом и заключается принцип ограниченности, редкости ресурсов.
      Пахотные  земли и земельные массивы  для размещения экономических объектов, водные ресурсы, воздушный бассейн, полезные ископаемые, животный и растительный мир — все это имеет конечные пределы использования, во многом относится к невозобновляемым природным ресурсам.
      Труд  людей ограничен их количеством, возможностью и способностью трудиться, трудовой отдачей, количеством рабочего времени.
      Средства  производства в виде зданий, сооружений, машин, оборудования, материалов обладают явно заданными пределами, обусловленными возможностями их создания, характером и эффективностью применения, выбытием по мере износа, использования. Возникновение вторичных ресурсов в виде отходов производства и потребления лишь частично позволяет восстановить затрачиваемые ресурсы.
      Хотя  возможности познания беспредельны, но реальный объем накопленных знаний, сведений, данных, то есть информационных ресурсов, практически всегда оказывается количественно недостаточным и качественно несовершенным для решения экономических проблем, возникающих перед людьми.
      Если  же рассматривать денежные ресурсы  как средство приобретения других видов ресурсов, то и они, будучи денежным эквивалентом натуральных ресурсов, также обладают ограниченностью.
      Таким образом, принцип ограниченности экономических  ресурсов носит всеобъемлющий характер, в связи с чем в экономической литературе его именуют фундаментальным, а проблему ограниченности ресурсов относят к числу определяющих. Некоторые экономисты определяют экономику (науку) как предмет, изучающий, каким образом общество, обладающее ограниченными, дефицитными ресурсами, решает, что, как и для кого производить. Главную задачу и проблему экономической науки они видят в нахождении способов максимизации потребительского эффекта, полезности с учетом ограниченности ресурсов, которые могут быть использованы для получения желаемого результата.
      При всей важности, значимости принципа ограниченности ресурсов его не следует абсолютизировать. По отношению к ряду ресурсов во многих ситуациях условие ограниченности не является жестким, возможна взаимозаменяемость ресурсов. В подобных ситуациях задача заключается в том, как лучше, эффективнее использовать имеющиеся, в принципе достаточные, ресурсы. К примеру, в российской экономике многие природные ресурсы становятся недостаточными не вследствие их естественной ограниченности, а в связи с удручающе неэффективным использованием.
      В научной экономической литературе изложенные выше положения повсеместно именуются принципом ограниченности ресурсов. Однако если понимать этот принцип как превышение запросов людей по отношению к их реальным ресурсным возможностям, то его вполне можно считать законом. Люди практически всегда хотят иметь больше, чем могут реально дать им располагаемые ресурсы экономики.
      Многообразие  потребностей при ограниченности средств их удовлетворения приводит к тому, что в действительности будут удовлетворены далеко не все из них и скорее всего не в полной мере. Следовательно, любое экономическое действие фактически означает выбор подлежащей удовлетворению в данный момент потребности — одной или нескольких изо всех возможных. В то же время удовлетворение возрастающих потребностей ограничено имеющимися ресурсами и технологиями. Из этого следует, что проблема принятия экономических решений, в сущности, является проблемой выбора одного из альтернативных вариантов экономических действий. Она возникает только в том случае, если для данного экономического субъекта существует не только реальная возможность, но и необходимость выбирать между альтернативными вариантами.
      Одновременно  это же действие означает отказ от удовлетворения всех остальных потребностей в данной ситуации. Вместе с тем любое экономическое действие означает расходование определенной доли запасов ограниченных ресурсов, а следовательно, сокращение возможностей удовлетворения остальных потребностей. Следовательно, выделение определенных количеств ресурсов на удовлетворение определенных потребностей всегда связано с отказом от использования этих ресурсов для удовлетворения других потребностей, а вместе с тем — и с некоторым ограничением удовлетворения данных потребностей. Таким образом оборотной стороной проблемы выбора является проблема экономии — ограниченного и продуманного выделения средств на удовлетворение данной потребности при обеспечении возможности удовлетворения других потребностей данного экономического субъекта
Рисунок 2. показывает факторы от которых  зависит экономический выбор.
     
 

   
   
   
   
     

     
   
   
     
 


   Рис. 2  Факторы экономического выбора
 

   
      2. Технологический  выбор в экономике.  Граница производственных  возможностей и  закон.
      Ограниченность  ресурсов порождает ограничение  производственных возможностей. Каждая ресурсная единица обладает некоторой отдачей, характеризующей эффективность ее производственного использования. Отдача имеет свои пределы. Даже при самой лучшей, материалосберегающей технологии из тонны руды не получить больше тонны металла. Производительность людей, машин, оборудования также имеет верхний предел. В итоге при данном количестве ресурсов существует предельный объем выпуска продукции.
      Максимально возможный объем производства определенного  продукта (товаров, услуг) при заданных объемах и структуре располагаемых ресурсов, имеющихся либо выделенных для производства этого продукта, называют пределом производственных возможностей. Предел производственных возможностей устанавливает границу производственных возможностей. Выйти за ее пределы, т. е. производить больше своего производственного потенциала, экономика страны не может, не изменив технологии производства в отраслях.
   Таким образом, граница производственных возможностей страны, зависит:
    1) от наличия и качества ресурсов;
    2) от уровня ресурсосберегающих  технологий, которыми данная страна располагает. Чем выше производительность технологий, тем больше можно произвести товаров из имеющегося количества ресурсов. Соответственно, чем выше уровень технического (или технологического) развития страны, тем шире граница ее производственных возможностей.
   Все сразу произвести невозможно. Наличие  границы производственных возможностей предполагает необходимость выбора в экономике между производством тех или иных товаров. Такой выбор называется технологическим. Он осуществим только в пределах производственного потенциала страны.
      Для того чтобы рассмотреть, как осуществляется технологический выбор, необходимо представить себе границу производственных возможностей. Рассмотрение полной картины возможных выпусков всей гаммы производимых в стране товаров чрезвычайно затруднено, поэтому в экономической теории прибегают к рассмотрению двухпродуктовой модели экономики.
      Следуя  этой модели, можно предположить, что  выпускаются только два вида товаров: продовольственные и непродовольственные, и все имеющиеся ресурсы распределяются между этими товарами. Пусть общее количество ресурсов составляет 90 единиц (для придания примеру большей образности можно свести все ресурсы к денежным и считать, что 90 единиц — это 90 миллиардов долларов или рублей). На выпуск единицы продовольственных товаров (предположим, миллиона тонн продовольствия) затрачивается 2 единицы ресурса, а на выпуск единицы непродовольственных товаров (скажем, миллиона штук товара) затрачивается 3 единицы ресурса. Кроме того, при совместном выпуске экономится количество единиц ресурса, равное 5% произведения количества производимых единиц того и другого товара. Уменьшение суммарного расхода ресурсов при совместном выпуске двух товаров есть следствие системного (синергического) эффекта, согласно которому соединение элементов в систему дает дополнительное приращение результата. Поэтому при совместном производстве товаров на единицу каждого товара расходуется меньше ресурсов, чем при раздельном их производстве, в связи с возможностью лучшего, более полного использования ресурсов.
      Количество  единиц производимых продовольственных  товаров можно обозначить символом «X», а количество единиц непродовольственных товаров — символом «У». Тогда величины Х и У связаны равенством, отражающим баланс расходуемых и располагаемых ресурсов в предположении, что все имеющиеся ресурсы целиком затрачиваются на производство этих двух товаров:
      2X+3Y– 0,05XY=90
     Можно построить график этой зависимости, воспользовавшись таблицей значений величины Y, вычисленных при определенных значениях величины X.
X 0 10 20 30 40 45
Y 30 28 25 20 10 0
 
      В результате построения на основе этой таблицы получается график, изображенный на рис 3 в виде кривой 1. 


Рис. 3. Кривые производственных возможностей
      В итоге получается кривая производственных возможностей двухсекторной экономики. Точки на кривой характеризуют предельные возможности совместного производства двух товаров. Если производится только товар У (при Х= 0), то предельное количество его единиц равно 30, а если производится только товар при Х (при Y=0), то предельное количество производимых единиц равно 45. Между этими крайними значениями находятся комбинации предельных возможностей совместного производства. Так, при выпуске товара Х в количестве 20 единиц ограниченные ресурсы не позволяют произвести более 25 единиц товара
У (точка С на кривой производственных возможностей).
      Кривая  производственных возможностей определяет границу таких возможностей. Действительно, кривая разграничивает две области. Заштрихованная область — это зона возможных объемов производства, обеспеченного ресурсами. Остальная, незаштрихованная область — это зона недоступных объемов производства по причине недостаточной обеспеченности ресурсами. Например, в точке А (Х=20, У=15), находящейся внутри зоны, потребность в ресурсах составляет:
      2X+3Y– 0,05XY=40+90–15=70,
что меньше имеющихся 90 единиц ресурсов. В точке  B (X=20, Y=30), находящейся вне такой зоны, потребность в ресурсах составляет:
2X+3Y– 0,05XY=40+90–30=100,
что превышает  имеющиеся 90 единиц ресурсов.
      Построив  и рассмотрев кривую производственных возможностей, по сути осуществляется весьма упрощенный макроэкономический анализ, позволяющий установить, что и сколько способна производить экономика в пределах имеющихся ресурсных возможностей. Можно отметить, что если точка, характеризующая объемы производства, находится на кривой производственных возможностей (например, точка С), то ресурсы экономики используются целиком, на пределе. Если же точка находится внутри зоны производственных возможностей (точка А), то ресурсы недоиспользуются.
      Кривая  производственных возможностей может  перемещаться, расширяя или сужая зону возможностей. Это происходит в случае, когда увеличивается или уменьшается общее количество располагаемых ресурсов либо увеличиваются или уменьшаются удельные затраты ресурсов на производство единицы товара (что практически адекватно уменьшению или увеличению ресурсных возможностей). Так, благодаря усовершенствованию технологии удалось, например, при том же общем объеме ресурсов 90 единиц затрачивать на единицу товара Х не 2, а 1,8 единицы ресурса, а на единицу товара Y не 3, а 2,5 единицы ресурса. Тогда кривая производственных возможностей, уравнение которой получит вид:
      1,8X+2,5Y– 0,05XY=90,
переместится  вверх вправо (см. кривую 2) и зона возможностей расширится. Если же, скажем, общее количество ресурсов уменьшилось с 90 до 70 единиц при исходных удельных расходах ресурсов на единицу товара, то уравнение кривой получит вид:
      2X+3Y– 0,05XY=70
и кривая переместится вниз влево (см. кривую 3). В общем случае увеличение ресурсов и применение ресурсосберегающих технологий увеличивает зону производственных возможностей, а уменьшение ресурсов и применение ресурсорасходных технологий снижает производственные возможности.
     Как видно из рассмотренного примера, если ресурсы ограничены определенным заданным пределом, то возможность увеличения производства одного товара достигается ценой снижения производства другого. На этом факте основывается понятие альтернативной стоимости. Альтернативная стоимость прироста какого-либо товара определяется сокращением выпуска другого товара. Так что цена, которую мы вынуждены заплатить за увеличение количества одного товара, есть уменьшение количества другого, которым мы пожертвовали во имя первого. Таким образом, альтернативная стоимость товара определяется количеством другого товара, от которого приходится отказаться, чтобы приобрести, получить дополнительную единицу данного. Это цена отброшенной, упущенной альтернативы, которую пришлось заменить более предпочтительной, то есть цена потери, упущенной возможности.
      Затраты, связанные с производством товаров, в экономике принято именовать  издержками. Переключая ресурсы с производства одного товара на другой, скажем, с продовольственных товаров на непродовольственные,  вынуждены, как уже отмечалось, терять определенное количество этого товара, нести издержки в виде альтернативной стоимости. Издержки, обусловленные отказом от одного товара в пользу другого, называют вмененными. Это издержки, обусловленные упущенными возможностями. Иногда их именуют дополнительными затратами.  
Как видно  из кривой производственных возможностей, чтобы увеличить производство непродовольственных товаров на определенную величину, например на 10 единиц, приходится жертвовать все большим количеством продовольственных товаров, идти на рост вмененных издержек. Это видно из следующей таблицы:
Рост  производства непродовольственных  товаров  
10 (от 0 до 10)
 
10 (от 10 до 20)
 
10 (от 20 до 30)
 
10 (от 30 до 40)
 
10 (от 40 до 45)
Снижение  производства продовольственных товаров (временные издержки)  
2 (30-28)
 
3 (28-25)
 
5 (25-20)
 
10 (20-10)
 
10 (10-0)
 
      Легко заметить, что каждое последующее  увеличение производства непродовольственных товаров на определенное число единиц требует все большего снижения производства продовольственных товаров, то есть вмененных издержек. То же самое наблюдается и при увеличении производства продовольственных товаров за счет снижения выпуска непродовольственных. Отсюда и вытекает закон возрастания вмененных издержек (упущенных возможностей, дополнительных затрат), отражающий свойство рыночной экономики, согласно которому для получения каждой дополнительной единицы одного товара приходится расплачиваться потерей все возрастающего количества других товаров, то есть увеличением упущенных возможностей
      Чем можно объяснить закономерность, находящую свое проявление в росте  вмененных издержек, упущенных возможностей при увеличении производства одного из продуктов за счет другого? Найти очевидное, доходчивое объяснение непросто. Первопричина наблюдаемого эффекта заключена в том, что при совместном производстве товаров удается рациональнее использовать ресурсы, расходовать их более экономно, так как один и тот же ресурс может применяться в производстве и того и другого товара. Существует, следовательно, оптимальное сочетание величин их выпусков. Если ранее производился только один товар, то, увеличивая производство второго, мы вначале мало теряем на производстве первого, так как увеличение достигается частично за счет лучшего использования ресурсов при совместном производстве. Однако по мере приближения к оптимальному соотношению выпусков эффект более экономного использования ресурсов за счет совместного выпуска уменьшается, и приходится увеличивать производство второго продукта за счет все большего уменьшения выпуска первого. После прохождения точки оптимального сочетания выпусков дальнейшее возрастание выпуска второго товара требует еще большего уменьшения выпуска первого, что обусловлено увеличивающимся отклонением, отходом от оптимального соотношения.
      Несколько иное объяснение состоит в том, что  когда мы производим в основном только один товар, то используются преимущественно  ресурсы, предназначенные для  производства именно этого товара, на другой товар они практически не расходуются, так как он производится в небольшом количестве. Но по мере увеличения производства другого товара приходится отвлекать, отторгать ресурсы, используемые при производстве первого товара. Это и приводит к росту интенсивности спада его производства.
      Математически все объясняется гораздо проще. Кривая производственных возможностей имеет выпуклость, ориентированную во внешнюю сторону, от начала координат. Отсюда автоматически вытекает, что по мере смешения от начала координат по любой оси (что означает увеличение выпуска продукта X или У), приращение одной из координат (?X или ) на определенную величину потребует возрастающего приращения другой координаты, так как увеличивается производная от У по Х или от X по У.
      Закон возрастания вмененных издержек правомерно называть также законом  возрастания стоимости замены одного товара другим по мере увеличения объема замены
 

Заключение 

     Итак, все экономические ресурсы, факторы  производства обладают одним свойством, они имеются в ограниченном количестве. Эта ограниченность относительна и она означает, что ресурсов, как правило, меньше, чем необходимо для удовлетворения всех потребностей при данном уровне экономического развития.
     Поскольку потребности людей безграничны, а  ресурсы ограничены, то население страны не в состоянии удовлетворить все свои потребности. Приходится решать какие товары и услуги необходимо производить, а от каких в определенных условиях следует отказаться. Из этого следует, что проблема принятия экономических решений, в сущности, является проблемой выбора
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.