На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Монополия, понятие и сущность

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ  УКРАИНЫ
ОДЕССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 
 

Кафедра общей экономической теории 
 
 
 
 

Курсовая  работа
На тему:
«Особенности развития монополии в украинской экономике» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:
Студентка 23группы, УЭФ
Тарица  Алина
Проверил:
Доц. Коломийчук Т. Х. 
 
 

Одесса - 2011 
 
 

Содержание: 

Введение…………………………………………………………………3-4
Раздел  I. «Монополистический капитал» как экономическая
категория……………………………………………………………….…4-12
    Причины возникновения и историческая эволюция
     монополистических объединений………………………………..4
    Сущность монополистического капитализма……………………7
    Формы и виды монополистических объединений….……………9
Раздел  II. Рынок монополистической конкуренции……………………13-20
    Сущность монополистической конкуренции……………………13
    Основной механизм монополистической конкуренции………...17
    Максимизация прибыли фирмы на рынку
     монополистической  конкуренции………………………………..18
Раздел  III. Монополистический капитализм в Украине……………….20-24
      Монополистические объединения в Украине на
    современном этапе ………………………………………………...20
      Антимонопольное законодательство Украины………………22
Выводы…………………………………………………………………….25
Список  использованной литературы………………………………..…..26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Люди  всегда стремились и стремятся к  собственничеству. Монополия предлагает свой самый щедрый приз – неограниченную власть.  К сожалению, ситуация в современной мировой экономике показывает крайнюю невыгодность монополистов для всеобщего мирского счастья. Многие выдающиеся умы уже высказали свое мнение по поводу монополий. Арнольд Харбергер, известный экономист и основатель Чикагской школы экономики, вывел, что образование монополий на рынке ведет к необратимым потерям благосостояния всего общества. Харви Лейбенстайн, входящий, по мнению М. Блауга, в сотню великих экономистов после Кейнса, так же поддерживает суждение о том, что у монополии нет стимулов поддерживать эффективное производство, а значит, рынок, где правят монополисты, будет быстро увядать. По мнению Ричарда Познера олигархи-монополисты вынуждены нести дополнительные затраты на поддерживание своего статуса.
     Целью моей курсовой работы является изучение и рассмотрение явления монополизма, его форм и последствий, а также  методы борьбы и контроля над монополистическими объединениями. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи работы: изучить причины возникновения монополий, рассмотреть общие понятия монополий, их поведение на рынке, сущность монополий, их виды, проследить динамику становления монополизма в Украине изучить антимонопольную политику и объяснить наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики.
     К монополиям можно относиться по-разному, общество борется с ними более  ста лет, однако нельзя видеть в монополиях все мировое зло или считать  только их основой экономического благосостояния. Отношение общественности и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения роста научно-экономического потенциала. Дело в том, что вследствие существования ограничений для вступления в отрасль монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет научно технического прогресса, так как нет конкуренции.
     С другой стороны, существуют весомые  аргументы в пользу монополий. Продукция  монополистических компаний на данном этапе отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать  господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.
     Учитывая  двойственный характер монополистических объединений, правительства стран с развитой рыночной экономикой стараются в какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РАЗДЕЛ  I. Монополистический капитал- как экономическая категория. 

1.  Причины возникновения и историческая эволюция монополии.
     Монополизм  находит отдельные формы, признаки своего проявления даже в тех экономических  системах, где монополии не занимают господствующего положения. Так, древнегреческий  философ Аристотель в своих трудах упоминал о монополиях в условиях рабовладельческого строя, он вообще считал создание монополии умелой хозяйственной политикой, к которой может прибегнуть умный гражданин или правитель. В качестве примера он рассказывал о том, как «в Сицилии некто скупил на отданные ему в рост деньги все железо из железоделательных мастерских, а затем, когда прибыли торговцы из гаваней, стал продавать железо как монополист, с небольшой надбавкой на его обычную цену. И все-таки на пятьдесят талантов он заработал сто». Очевидно, такие ситуации не были чем-то редким или исключительным для хозяйств античного мира.
     Более того, даже регулирование монополии  началось уже в античном мире. «Некто»  из приведенного выше примера был  выслан правительством с Сицилии. По свидетельству римского мыслителя Плиния, правительство установило предельные цены горным компаниям, злоупотреблявшим своим монопольным положением.
     В средние века появление монополии  часто происходило по следующим  двум причинам. Существовал способ организации производителей, который получил название цеховой системы. Цехом называлась организация всех производителей некоторого рода товаров, созданная с целью стабилизации цен и создания гарантированных условий существования ремесленников. Цех контролировал выпуск каждого ремесленника и цену продажи, не допускал на рынок возможных конкурентов. Насколько эти организации пользовались своей позицией монополистов? Возможно, они действительно занимались только стабилизацией цены на некотором умеренном уровне, а не пытались получить максимальную прибыль. Хотя ничто не могло гарантировать, что у руководства цеха не возникало желание «чуточку» повысить цену, коль такая возможность была.
     Другим  распространенным случаем образования  монополий была выдача монархами  различных привилегий, дающих исключительное право на производство или торговлю чем-либо. Такие привилегии были предметом желания практически любого купца или производителя, которые стремились избежать, таким образом, конкуренции со стороны соотечественников или иностранцев.
       Несмотря на то, что рынок и отдельные признаки монополизма в ряде стран существовали в течение нескольких тысячелетий (с IV тыс. до н. э. до последней трети XIX в.), монополистические тенденции в экономике становятся господствующими только в конце XIX в. Возникновение монополии  связаны, прежде всего, с перерастанием капитализма свободной конкуренции в монополистический капитализм. Всесторонний теоретический анализ роли монополистической конкуренции в становлении и развитии империализма дан в классическом труде В. И. Ленина «Империализм, как высшая стадия капитализма». В области хозяйственных отношений капитализма рост монополий привёл к усилению их диктата и господства. «...Монополия есть прямая противоположность свободной конкуренции...». Монополистический капитализм благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако эти возможности реализуются лишь в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно-высоких прибылей. И наоборот, монополистический капитализм могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибылям.
     История монополистический капитализм. неразрывно связана с развитием тех процессов, которые на каждом этапе ускоряли рост монополизации хозяйства, придавали ему новые формы. К числу важнейших из них относятся: рост акционерной собственности, новая роль банков и развитие системы участия, монополистические слияния как способ централизации капитала, эволюция форм монополистических объединений и новейшие формы объединений. Каждый из этих процессов имеет самостоятельное значение в развитии современного капитализма. И вместе с тем каждый из них по-своему ускорял развитие монополизации хозяйства.
     Методы  концентрации и централизации капитала, применявшиеся в 19 в., не обеспечивали достаточного сосредоточения капитала для эффективного массового производства. Концентрация производства, создание новых крупнейших заводов и фабрик требовали резкого расширения рамок капиталистической собственности. Способы такого быстрого расширения размеров капиталистической собственности, находящейся под единым контролем, существовали давно, но лишь под влиянием быстрого роста производительных сил они получили широкое распространение и решающее значение. Это, в первую очередь, акционерная форма организации капиталистической компании.
     Важнейшая сторона развития капиталистических  монополий связана с новой  ролью банков и др. финансовых институтов и с т. н. системой участия. Рост концентрации производства и капитала постоянно усиливал необходимость расширения роли банков, заставляя промышленные компании искать с банками прочные связи для получения долгосрочных ссуд, открытия кредита в случае изменения экономической конъюнктуры. Банки из скромных посредников превратились во всесильных монополистов. Это означало формальное создание «общего распределения средств производства». Но по содержанию это распределение частное, т. е. сообразованное с интересами монополистического капитала. Сращивание банковского и промышленного капитала привело к образованию финансового капитала и финансовой олигархии.
     Важной  формой создания отраслевых и межотраслевых  монополистических союзов явилась  система участия. Возможность её развития заложена в акционерной  форме организации капиталистических компаний. Как известно, контроль над акционерной компанией принадлежит владельцу контрольного пакета акций. Если владельцем контрольного пакета акций является другая компания, то она тем самым получает возможность руководить своей «дочерней» компанией. Это и есть система участия, которая может носить многоступенчатый характер, обеспечивая компании, находящейся на самом верху пирамиды, контроль над громадными капиталами.
     Быстрый рост размеров капитала обеспечивался  также усилением централизации, происходившей в форме слияний независимых компаний. Эта форма централизации капитала широко использовалась в США. Первая большая волна монополистических слияний происходила в США в 90-х гг. 19 в. и в первые годы 20 в. В результате были образованы крупнейшие компании, подчинившие себе целые отрасли промышленности. В металлургии — «Юнайтед Стейтс стил», в нефтяной промышленности — «Стандард ойл», в автомобильной — «Дженерал моторс» и т. п. Вторая большая волна монополистических слияний произошла в США накануне экономического кризиса 1929—33. Были образованы монополии в алюминиевой промышленности, в производстве стеклянной тары и т. д. В европейских капиталистических странах развивались иные формы монополизации. Особенно характерным было образование картелей и синдикатов, которые В. И. Ленин называл монополистическими союзами. Картели получили также распространение и на международной арене, как форма одной монополии (см. Картель международный, Монополии международные). Капиталистические объединения, основанные первоначально на системе участия, получили название трестов и концернов. Во главе их стояли держательские компании, которыми являлись либо финансовые институты (банки, инвестиционные компании), либо крупные промышленные и торговые корпорации. Первоначально различие между трестом и концерном воспринималось либо как чисто терминологическое (в США был более распространён термин «трест», а в Европе — «концерн»), либо как различия в характере охвата входящих в объединение предприятий. Трест объединял, как правило, предприятия одной отрасли: американское «Стандард ойл», «Юнайтед Стейтс стил» и т. д. В концерн входили предприятия различных отраслей. Однако в ходе дальнейшей концентрации эти различия углубились. Тресты развивались по пути усиления производственных взаимосвязей входящих в них предприятий. Параллельно этому развивалась вертикальная концентрация внутри трестов: присоединялись предшествующие и последующие экономические звенья. В концерне производственная основа капиталистической концентрации шла по пути комбинирования производственных процессов. Развитие капиталистических комбинатов одновременно вело к росту вертикальной и горизонтальной концентрации. Процессы комбинирования производства в едином комплексе получили толчок в 1920—30, когда началось формирование ряда новых, главным образом химических, производств на основе таких видов базового сырья, как уголь, нефть, древесина.
       Развитие концернов было обусловлено  процессами комбинирования, необходимостью  более тесной кооперации различных  производств, что требовало более централизованного контроля. Не случайно уже после 2-й мировой войны 1939—45 многие амер. корпорации включали свои прежние дочерние компании в число отделений, т. е. заменили систему участия непосредственным централизованным контролем.
       После 2-й мировой войны наблюдается процесс создания новых форм монополистических объединений, т. н. конгломератов. В конгломератах, получивших развитие в основном в США, объединены самые разнообразные виды производств, не имеющие между собой никакой производственной связи и не связанные также единым сырьём, едиными условиями сбыта. Создание конгломератов — результат усиления с середины 20 в. концентрации научных исследований, управления. В конгломератах создаются условия для перелива капитала из одной отрасли в другую, минуя традиционный рынок капитала.
       Развитие всех видов монополистической  концентрации неуклонно ведёт  к тому, что всё большая часть  национального дохода и национального  богатства капиталистических стран  сосредоточивается в руках горстки  крупнейших монополий. Об этом свидетельствуют статистические данные о доле капитальных активов у крупнейших корпораций обрабатывающей промышленности США в общей сумме активов обрабатывающей промышленности в 1948—69 (%):
       Доступные статистические данные  указывают на интенсивность процесса монополистической концентрации в Великобритании. Доля капитальных активов, находящаяся в руках 100 крупнейших фирм обрабатывающей промышленности, торговли и услуг, выросла с 44% в 1953 до 62% общего объёма активов в 1963 (по данным Национального института экономических и социальных исследований).
       Развитие монополистический капитализм значительно усилило противоречие между тенденцией к планомерности, выступающей во внутренней организации деятельности крупного промышленного объединения, и анархией капиталистического хозяйства в целом. По мере роста монополий оно углубляется, вызывая к жизни новые системы регулирования хозяйства в виде межотраслевых монополистических союзов, государственного регулирования и программирования. Однако в условиях капитализма это противоречие никогда не может быть разрешено. Т. о., монополизация хозяйства создаёт не только материальную основу в виде производительных сил, но и формальный аппарат для перехода от капитализма к более высокой организации общественного производства. Но именно по этому пункту существует решительное расхождение между ленинской теорией империализма и различными теоретиками «организованного капитализма», «современного индустриального общества» и т. д. В своё время В. И. Ленин подверг решительной критике К. Каутского, который утверждал, что развитие монополистических союзов ведёт к созданию всемирного капиталистического треста, к «ультраимпериализму». Каутский абсолютизировал тенденцию к организации, к планированию, вытекающую из крупного производства. Ленин в противовес Каутскому показал, что тенденция к планомерности, к всеобщей организации производства находится в непримиримом противоречии с самой основой капитализма, являющегося стихийной системой хозяйства. Среди направлений буржуазных экономических теорий, дающих оценку последствиям монополизации хозяйства, наибольшую известность получила теория «эффективной» конкуренции (американские экономисты Дж. М. Кларк, Дж. Бейн, Э. Мейсон и др.). Суть теоретических изысканий и практических предложений этой группы учёных сводится к тому, чтобы ограничить размеры капиталистических объединений, не причиняя при этом ущерба их экономической эффективности. При этих условиях якобы можно одновременно обеспечить конкуренцию на рынке и не повредить экономической эффективности, требующей для своей реализации определённых размеров концентрации производства. Однако огромная и всё растущая концентрация производства и капитала опровергает надежды этих теоретиков на возможность ограничения монополий на путях государственного регулирования. Другое направление в исследовании монополий, к которому можно отнести американских экономистов И. Шумпетера, Дж. К. Голбрейта, Г. Минса и др., всегда осознавало невозможность положить какой-либо предел росту монополистического господства на рынке. Свои надежды они возложили на рост «социальной ответственности» руководителей монополистических объединений, на возможность оказывать на них влияние, регулировать монополию, так сказать, изнутри. Теории этого направления имеют явно реформистский оттенок (в частности, теория «нового индустриального общества» Дж. К. Голбрейта). Не гармонизация противоречий, не всемирный капиталистический трест, а обострение противоречий, усиление неравномерности развития — таков результат роста монополий. См. также Авиа- и ракетостроительные монополии, Автомобильные монополии, Алюминиевые монополии, Машиностроительные монополии и другие обзорные статьи о монополиях в важнейших отраслях капиталистической промышленности. 

2. Сущность монополистических  объединений.
     Монополия (от греческого monos – один, poleo – продаю) – это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т. е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.
     Нередко под монополией подразумевается  определенная структура рынка абсолютное преобладание на нем единоличного поставщика или продавца.
     Понятно, что, как и совершенная конкуренция, чистая монополия является некой  абстракцией. Во-первых, практически  не существует продуктов, не имеющих  заменителей. Во-вторых, редко когда  на национальном (или мировом) рынке  есть только один продавец. Хотя на более замкнутых рынках, к примеру, в маленьком городке, мы можем наблюдать явление чистой монополии. Например, в таком городе может быть только один врач - стоматолог. Необходимо отметить, что, как правило, деятельность таких монополий регламентируется муниципальными властями и правительственными организациями.
     Совершенная монополия (так же, как и совершенная  конкуренция) представляет собой достаточно редкое явление. Она предполагает выполнение следующих условий:
    монополист является единственным производителем данного товара;
    продукция носит уникальный характер в том смысле, что не имеет близких заменителей;
    проникновение в отрасль других фирм закрыто целым рядом обстоятельств, в результате чего монополист удерживает рынок в своей полной власти и полностью контролирует объем выпуска производства;
    степень влияния монополиста на рыночную цену очень высокая, но не безграничная, ибо он не может назначить любую сколь угодно высокую цену (любая компания, в том числе и монополистическая, сталкивается с проблемой ограниченности рыночного спроса и сокращения объема продаж прямо пропорционально росту цен).
   К стати  сказать, еще Адам Смит писал о  ценах, устанавливаемых фирмой - монополистом за товар на рынке: «Цена монополии  во всех случаях является самой высокой из тех, которые можно выжать из покупателей или которые, как предполагается, они согласятся заплатить».
   Иными словами, монополия означает потерю экономического равноправия производителя  и покупателя. По сути дела, на таком  рынке более сильный продавец вынуждает покупателя переплачивать за товары.
   Чтобы получить максимальную прибыль, монополист использует неценовые факторы воздействия  на рыночный спрос, такие, как реклама, улучшение качества товара и его  внешнего вида, расширение диапазона предлагаемых услуг и дифференциацию.
   Возможность получения монопольных прибылей вследствие особого рыночного положения  неизбежно привлекает в отрасль  новых производителей, а это предполагает жесткую конкурентную борьбу между  монополией и аутсайдерами. 

3. Формы и виды монопольных объединений.
   Существуют  разные виды монополий, которые можно  классифицировать на три основных:
    естественная,
    административная
    экономическая.
   Естественная  монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
   Административная  монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.
   Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.
   Объединение предприятий объясняется естественным стремлением к экономическому превосходству, как способу сохранения и увеличения преимуществ. Таким образом, повышается уровень хозяйственной устойчивости и конкурентоспособности, появляется определенная степень контроля над рынком. В тоже время реализуется главная цель - смягчение отраслевой конкуренции и недопущение в отрасль новых конкурентов.
Объединения предприятий  возникают в результате различного типа слияний:
горизонтальных, вертикальных и конгломератных.
       Горизонтальные слияния представляют собой способ концентрации
производства  путем объединения родственных  предприятий и, по сути, ведут лишь к перераспределению производственных мощностей. Главной их целью является снижение уровня конкуренции и получение выигрыша от «экономии на масштабах производства». 
     Вертикальные  слияния нацелены на объединение звеньев технологической цепочки от добычи сырья до сбыта готовой продукции под одним контролем, чем обеспечивается надежность доступа к источникам ресурсов, каналам снабжения и сбыта. Чем менее стабильными являются эти условия, тем сильнее стремление предприятий к вертикальной интеграции. Способствуя созданию замкнутых производственных комплексов, вертикальные слияния способствует монопольным проявлениям, и поэтому требуют особого внимания со стороны государства.
     Конгломератные  слияния представляют собой объединения предприятий
различной отраслевой принадлежности совершенно не связанных  между собой
технологически. По сути, это способ диверсификации производства - одна из самых сложных форм развития концентрации. Она означает одновременное развитие не связанных друг с другом видов производств, расширение номенклатуры и ассортимента производимой продукции в рамках одной компании, концерна, предприятия, фирмы.Диверсификация выражает процесс расширения активности предприятия, которое использует собственные накопления не только для поддержания и развития основного бизнеса, но и направления их на освоение новых видов продукции, создание новых производств и оказание всевозможных услуг. В результате диверсификации производства предприятия превращаются в сложные многоцелевые комплексы, включающие производства, зачастую выпускающие продукцию и оказывающие услуги совершенно разного назначения и характера. Слияния могут происходить как на основе добровольного объединения предприятий, так и путем поглощения одного предприятия другим. В результате в зависимости от особенностей структурной организации, управления и контроля формируются самые разные формы объединений.
     Картель — это объединение нескольких предприятий одной отрасли производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и изготовленный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, а также договариваются о доле каждого в общем объеме производства, цене, рынках сбыта. В современных условиях картели существуют в форме патентных пулов, лицензионных договоров, консорциумов по осуществлению научно-исследовательских разработок и т. д. Картельные соглашения, как правило, неустойчивы вследствие изменения силы участников соглашения с последующим намерением заключения нового соглашения, установления более низких цен предприятиями-аутсайдерами.
     Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют собственность на средства производства, но теряют собственность на изготовленный продукт, сохраняют, другими словами, производственную, однако утрачивают коммерческую самостоятельность. В синдикатах сбыт товаров производит общая сбытовая контора. В современных условиях синдикаты существуют преимущественно в сфере торговли, а отдельные — ив сфере производства. Так, алмазный синдикат контролирует мировой рынок необработанных алмазов.
     Трест — это объединения ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и изготовленный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, т. е. объединяют производство, сбыт, финансы, управление. На сумму вложенного капитала владельцы отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли.
     Концерн — крупное объединение компаний, связанных общностью интересов, договорами, капиталом, участием в совместной деятельности, с высокой степенью централизации управления и хозяйственного подчинения. Концерн осуществляет деятельность на основе централизации функций научно-технического и производственного развития, инвестиционной, финансовой, природоохранительной и внешнеэкономической деятельности, а также возмездного обслуживания предприятий, входящих в не го. Своим участникам концерн добровольно передает, в рамках созданной в нем системы, часть своих полномочий и функций. Концерну присущи принципы комбинирования производства, стремления к выпуску конкурентно способной продукции, внедрения новых технологий и техники, концентрация научногопотенциала, сил и средств. Члены концерна сохраняют хозяйственную самостоятельность, но при этом участники концерна не могут входить в состав других концернов. Характерной особенностью концерна является выпуск и реализация конечной продукции или оказание услуг с охватом всех сторон деятельности, связанных с решением этой задачи.
     Конгломерат - полиотраслевая, многопрофильная структура,
основанная на объединении автономных в оперативном отношении предприятий, несущих хозяйственную ответственность за результаты своей деятельности. Кроме того, существует ряд объединений временного типа, создаваемых для решения определенных задач.
     Консорциум - форма временного объединения предприятий,
создаваемого  для осуществления совместной деятельности с целью решения
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.