На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Обеспечение конкурентоспособности продукции предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономики  и управления
КУРСОВАЯ   РАБОТА
на тему: Обеспечение конкурентоспособности продукции предприятия
 
 
 
 
Студент 

 
МИНСК 2010
 


РЕФЕРАТ
     Курсовая  работа: 32 с., 2 рис., 1 табл., 22 источника, 4 прил.
     КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, КАЧЕСТВО ТОВАРА, ЦЕНА, УРОВЕНЬ ПРОДАЖ, КОМПЛЕКС УСЛУГ, РЕКЛАМА, ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
     Объектом  исследования является процесс обеспечения  конкурентоспособности продукции предприятия.
     Цель  работы - определить пути и методы обеспечения  конкурентоспособности товара и разработать на этой основе мероприятия по совершенствованию данного процесса.
    При   выполнении   работы   использованы   табличный   метод,       метод сравнений, метод относительных величин.
     В процессе работы были рассмотрены сущность конкурентоспособности продукции предприятия, ее основные факторы, критерии, показатели; проанализированы основные методы оценки конкурентоспособности продукции.
     В результате работы определены основные проблемы обеспечения конкурентоспособности продукции предприятия и выработаны предложения по ее повышению.
     Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения сопровождаются ссылками на их авторов.
                     
                    (подпись студента)
 


                            REFERAT
Belegarbeit: 32 S.,2Vorlagen, 1 Tabelle, 22Quellen,4Anlagen.
    KONKURRENZFAEHIGKEIT, BESCHAFFENHEIT DER WAREN, PREIS, VERKAUFSNIVEAU, DIENSTKOMPLEX, REKLAME, KONKURRENZ-FAEHIGKEITBEWERTUNG
    Das Untersuchungsobjekt ist ein Prozess der Konkurrenzfaehigkeitsicherstellung der Betriebsleistung.
    Das Ziel der Arbeit ist die Wegen und die Methoden der Konkurrenzfaehigkeitsicherstellung der Betriebsleistung zu bestimmen und auf dieser Grundlage die Massnahmen zur Vervollkommung des gegebenen Prozesses zu bearbeiten.
    Bei der Erfuellung der Arbeit wurden die tabelarische Methode, die Komporationsmethode, die Relativwertmethode ausgenutzt.
    Im Prozess der Arbeit wurden das Konkurrenzfaehigkeitwesen der Betriebsproduktion, ihre Hauptfaktoren, Kriterien und Kennziffern betrachtet; wurden die Hauptmethoden der Konkurrenzfaeigkeitbewertung analisiert.
    In der Leistung der Arbeit wurden die Hauptprobleme der Konkurrenzsicherstellung der Betriebsleistung bestimmt und die Vorschlaege zu ihrer Steigerung erstellt.
    Der Autor bestaetigt,dass analytisch-rechnerische Material, das in der Arbeit gebracht wird, richtig und objektiv der Zustand des untersuchenden Prozesses spiegelt und alle theoretische und methodologische Lagen, die aus der literarischen und anderen Quellen entlehnt wurden, werden der Verbannungen auf ihren Autoren begleitet.
                     
                    (Unterschrift der Studentin)
 


СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение 5
1. Сущность конкурентоспособности продукции предприятия,
ее основные факторы, критерии и показатели 8
    Основные методы оценки конкурентоспособности продукции 
    предприятия  14

    Пути и методы повышения конкурентоспособности продукции
предприятия   22
Заключение   29
Список использованных источников   31
Приложения   33
 


ВВЕДЕНИЕ
     По  мере перехода к рынку предприятие, получая экономическую самостоятельность в ведении производственно-хозяйственной деятельности, само на свой страх и риск определяет, какую продукцию, где, когда, какого качества производить, кому, на каких условиях и по какой цене её продавать. В связи с этим наиболее важной характеристикой продукции и услуг предприятий является их конкурентоспособность.
     Конкурентоспособность в рыночной экономике является основным фактором коммерческого успеха предприятия. В свою очередь, зависит от качества менеджмента и конкурентоспособности выпускаемой продукции, то есть от того, насколько она лучше аналогов - продукции, выпускаемой конкурирующими предприятиями. [2, с.58]
     Отсутствие  необходимых теоретических и  практических знаний сложного механизма обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг зачастую приводит к серьезным просчетам при установлении цен, что ведет в ряде случаев к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий.
Вместе  с тем, политика многих предприятий  в области обеспечения 
конкурентоспособности нередко оказывается недостаточно квалифицированной.

     Разработка  новых перспективных стратегий  обеспечения конкурентоспособности становится в наше время все более актуальной. Мощный наплыв новых фирм и как следствие этого усиление конкуренции заставляет существующие серьезно задуматься над тем, как бы не потерять часть своей рыночной доли и не снизить свои прибыли.
     Рассматриваемая тема является на сегодняшний день недостаточно разработанной в силу того, что обеспечение конкурентоспособности довольно сложно поддается комплексному анализу, также сложно получить информацию о рынке вообще и о том, какой стратегии придерживается та или иная фирма, и с какими результатами.
 

     
     Для успешной деятельности на рынке предприятие  должно осуществлять гибкую ценовую политику. Ценовая политика как составляющая системы обеспечения конкурентоспособности теснейшим образом взаимосвязана со многими аспектами деятельности предприятия: модернизацией производства, инвестиционной деятельностью предприятия, маркетингом, инновациями и многими другими. [5, с.36]
     В данной работе рассмотрены понятие "конкурентоспособность", раскрыта его сущность, влияние различных факторов, необходимых для производства, на конкурентоспособность продукции в условиях переходной к рыночной экономики.
     Выбор темы настоящей работы обусловлен чрезвычайной актуальностью для всех стран мирового хозяйства проблемы повышения конкурентоспособности, как самих хозяйствующих субъектов, так и создаваемых ими объектов (товаров или услуг).
     Формирование  потенциальной возможности хозяйствующих  субъектов к конкурентной борьбе и достижению эффективных результатов  в сегодняшних условиях осложняется в связи с необходимостью постоянного приспособления к изменяющимся условиям, что требует, в свою очередь, поиска научно-обоснованных концепций функционирования и развития предприятия, повышения его конкурентоспособности. Разработка таких концепций обуславливает необходимость глубокого исследования как самой экономической категории конкурентоспособности, ее особенностей и признаков, так и сущности влияния общемировых тенденций, политических факторов, особенностей конкретно-исторической стадии развития на процесс ее формирования и совершенствования. Таким образом, тема данной курсовой работы является не только актуальной, но и имеет практическую значимость.
     Целью настоящей работы является определение  путей и методов обеспечения конкурентоспособности товара и разработка на этой основе мероприятий по совершенствованию данного процесса.
    Достижение  поставленной цели предполагает решение  следующих задач:
 


    теоретическое     исследование     понятия     «конкурентоспособность 
    продукции», изучение его сущности;

    определение факторов, критериев и показателей 
    конкурентоспособности продукции;

    анализ  существующих подходов  к оценке  конкурентоспособности 
    продукции;

    определение  путей  и  методов  повышения  конкурентоспособности 
    продукции;

    определение конкурентоспособности на примере конкретного товара. 
    Объектом         исследования         является         процесс         обеспечения

конкурентоспособности продукции на примере 
     При написании курсовой работы были использованы методы анализа и синтеза, а также  методы обработки результатов маркетинговых исследований, включающих методы экспертных оценок, методы экономико-математического моделирования.
     Следует отметить довольно высокую степень  разработанности исследуемой проблемы в научной литературе. Теоретической и методологической основой исследования данной курсовой работы являются учебные пособия и материалы отечественных и зарубежных авторов по вопросам ценообразования, законодательные акты и постановления органов государственного управления, регламентирующие порядок ценообразования в Республике Беларусь, материалы периодической печати, научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам оценки и повышения конкурентоспособности продукции.
 

     
1. Сущность конкурентоспособности продукции предприятия, ее основные факторы, критерии и показатели
     Развитие  рыночных отношений неразрывно связано  с борьбой товаропроизводителей за более выгодные условия производства и сбыта товаров с целью получения максимальной прибыли. В научной литературе и обыденном общении подобное столкновение интересов получило название конкуренция .[19, с.14]
     Понятие конкуренции лежит в основе такой  экономической категории, как конкурентоспособность.
     Конкурентоспособность как термин нельзя рассматривать  вне связи с объектом. Объектами оценки могут быть товары, фирмы, отрасли, регионы и страны.
     Таким образом выделяют несколько уровней  конкурентоспособности:
    конкурентоспособность страны;
    конкурентоспособность региона (отрасли);
    конкурентоспособность предприятия;
    конкурентоспособность товара.
     В основе данных уровней лежит конкурентоспособность продукции, так как именно она является важнейшим атрибутом экономики и затрагивает всех товаропроизводителей. [16, с.295]
     Нередко конкурентоспособность продукции  отождествляют с качеством продукции, забывая, что, во-первых, с позиций качества сравнимы лишь однородные товары, а во-вторых, помимо качественных характеристик, конкурентоспособность товара включает также потребительские и ценовые.
     Существует  множество определений конкурентоспособности  продукции. Например, в работе Трубилина конкурентоспособность товара трактуется как комплекс его потребительских и стоимостных характеристик, определяющих успех на рынке. [17, с.428]
     Однако    при    определении    конкурентоспособности    товара,    помимо
потребительских и стоимостных характеристик, необходимо также отметить и его качественные характеристики.
     В работе Гарбацевича конкурентоспособность  продукции определяется ее конкурентным преимуществом на внутреннем и внешнем рынках, что достигается на основе сочетания эффективного использования всех ресурсов с обеспечением относительно низких цен и высокого качества товара, который имеет спрос, удовлетворяет конкретные потребности покупателя и обеспечивает стабильность получаемой прибыли и повышение эффективности товаропроизводителя. [4, с.18]
     Однако  в данном определении неучтено то, что конкурентные преимущества могут предполагать и более высокие цены продукции, которые оправдываются предоставлением больших выгод.
     На  наш взгляд, наиболее удачным определением конкурентоспособности продукции является определение Плясункова, согласно которому конкурентоспособность продукции - комплексная многоаспектная характеристика, отражающая способность продукции в течение периода ее производства соответствовать по качеству требованиям конкретного рынка (рынков), адаптироваться по соотношению качества и цены к предпочтениям потребителей, обеспечивать выгоду производителю при ее реализации. [11, с.18]
     В настоящее время существует большое  количество классификаций факторов конкурентоспособности продукции. В качестве примера приведем некоторые из них:
     1. Классификация Гарбацевича :[4, с.18]
    внешние     факторы:     институциональные     факторы     (политические, экономические и правовые), а также детерминанты, включающие конъюнктуру внешней среды и уровень конкуренции на рынках, формы и методы государственного регулирования экономических процессов;
    внутренние факторы: определяются требованиями потребителей: цена, качество, сроки строительства, гарантийное и сервисное обслуживание.
     2. Классификация Трубилина :[15, с.41]
    факторы внешнего формирования — тенденции развития экономики и рынка, НТП, изменения в структуре потребления, колебания конъюнктуры, состав конкурентов, имидж и престиж предприятия;
    показатели качества товара — показатели, определяемые действующими стандартами, нормами, рекомендациями;
    экономические показатели—показатели, формирующие себестоимость и цену товара.
     3. Наиболее подробно и комплексно, на наш взгляд, факторы конкурентоспособности товара представлены у Р. Фатхутдинова Автор, разделив все факторы на внешние и внутренние, не только привел их перечень, но и указал направленность их влияния на конкурентоспособность товара:[165, с.212]        Внешние факторы:
    Уровень конкурентоспособности страны (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);
    Уровень конкурентоспособности отрасли (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);
    Уровень конкурентоспособности региона (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);
    Уровень конкурентоспособности организации, выпускаемой товар (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);
    Сила конкуренции на выходе системы, среди ее конкурентов (старых и новых) (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара);
    Сила конкуренции на входе системы, среди поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и других компонентов (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара);
    Сила конкуренции среди товаров-заменителей (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара);
    Появление новых потребностей (снижает конкурентоспособность выпускаемого товара);
    Уровень организации производства, труда и управления у посредников и потребителей товаров, выпускаемых системой (повышение уровня организации повышает конкурентоспособность товара);
    Внутренние  факторы:
    Патентоспособность (новизна) конструкции (структуры, состава) товара (с повышением патентоспособности товара повышается его конкурентоспособность);
    Рациональность организационных и производственных структур системы (структура должна отвечать принципам рационализации структур и процессов, тогда она будет способствовать повышению конкурентоспособности товара);
    Конкурентоспособность персонала системы (повышение конкурентоспособности персонала повышает конкурентоспособность товара);
    Прогрессивность     информационных     технологий     (с     увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара);
    Научный уровень системы управления (менеджмента) (с увеличением количества применяемых научных подходов, принципов и современных методов повышается конкурентоспособность товара);
    Обоснованность миссии системы (миссия системы должна быть ориентирована на достижение конкурентоспособности системы и ее товаров).
     Необходимо  отметить, что во всех приведенных  классификациях факторов конкурентоспособности продукции можно выделить одну общую особенность, а именно: их деление на внешние и внутренние.
     В настоящее время на первый план в  мировой конкурентоспособности  выходят неценовые факторы, из которых  важнейшее значение приобретают качество товара, его новизна, наукоемкость и интеллектоемкость изделий. Поэтому большинство стран мира обеспечивают повышение своей товарной конкурентоспособности за счет использования инноваций, разработки высокотехнологичных продуктов, создание которых невозможно без развития научно-технического потенциала.
     Число критериев конкурентоспособности  зависит от вида и сложности продукции  в техническом и эксплуатационном отношении, а также требуемой  точности оценки, цели исследования и  других факторов.
     Например, экономические критерии промышленной продукции представлены ценой потребления, которая складывается из расходов потребителя на покупку (товара) и расходов, связанных с потреблением, причем цена потребления обычно существенно выше продажной цены.
     Поэтому наиболее конкурентоспособен не тот  товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальна цена потребления за весь срок его службы у покупателя. [14, с.12]
      От  правильности выбора критериев оценки конкурентоспособности товара зависит и точность самой оценки. При этом критерии должны быть выбраны не на основании предположений, собственного опыта, а на основании детального изучения покупательского спроса, т. е. проведения маркетинговых исследований.
     Для определения конкурентоспособности продукции на основе выбранных критериев используют различные показатели.
     В работах многих авторов в основе оценки конкурентоспособности товара лежит расчет и анализ комплексного показателя. Если значение этого показателя меньше единицы, то это позволяет сделать вывод, что данная продукция является не конкурентоспособной на данном   рынке   при   существующей   конъюнктуре.   Значение   комплексного показателя равное единице говорит о том, что продукция данного предприятия является аналогичной по конкурентоспособности с выбранной базой сравнения. И значение комплексного показателя большее единицы позволяет сделать вывод, что продукция анализируемого предприятия является абсолютно конкурентоспособной по сравнению с эталонной на данном рынке. [9, с.523]
     Качественные  показатели конкурентоспособности  характеризуют свойства товара, его характеристики с точки зрения способности товара удовлетворять конкретную потребность. Количественные характеристики свойств товара, определяющие его качество, называются показателями качества [7, с.390].
    Виды  показателей качества товара:[12, с.58]
      1. Показатели     назначения    товара,    характеризуют    его     отдачу, использование на конкретные цели.
     2. Показатели надежности товара, отражают сохраняемость свойств и долговечность товара.
     3. Показатели   экологичности   и    безопасности   применения   товара оценивают уровень вредного воздействия объекта на окружающую среду.
     4. Показатели    транспортабельности    товара,     обусловленные     его габаритными и весовыми параметрами.
     5. Показатели эргономичности товара используются при определении соответствия объекта эргономическим требованиям
     6. Показатели     технологичности     товара     характеризуют     уровень соответствия    требованиям     существующей    технологии    и    организации производства, транспортирования и технологического обслуживания объекта.
     Для сопоставления величины различных  показателей, характеризующих конкурентоспособность товара на разных стадиях его жизненного цикла, они были разделены на две большие группы: стоимостные (себестоимость, выручка, инвестиции и др.) и качественные (послепродажное обслуживание товара, уровень известности, реклама и др.). При этом по совокупности критериев самый высокий уровень конкурентоспособности товар имеет на этапе роста и зрелости.
 

     
2. Основные методы оценки конкурентоспособности продукции предприятия
     Обеспечение конкурентоспособности продукции  предполагает необходимость ее оценки.
     Практически по каждому анализируемому товару должна быть своя методика оценки конкурентоспособности, которая бы учитывала особенности формирования соответствующего товарного рынка и основные тенденции научно - технического прогресса.
     Оценка  конкурентоспособности товара производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. Базой сравнения могут быть следующие параметры: потребность покупателей, конкурирующий товар, гипотетический образец товара, группа аналогичных товаров, величина полезного эффекта [14, с. 14 ].
     Начальным этапом оценки конкурентоспособности любого товара является определение цели исследования. Если целью исследования является необходимость определения положения данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по главным параметрам. При исследовании, ориентированном на оценку перспектив сбыта товара на конкретном рынке, анализ предполагает использование информации, включающей сведения об изменении конъюнктуры рынка, о товарах, которые выйдут на рынок, динамику спроса, предполагаемые изменения в соответствующем законодательстве и другие. [10, с.87]
      Следовательно, совокупность качественных и стоимостных  характеристик товара, способствует созданию превосходства данного товара перед товарами конкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя, позволяет оценить конкурентоспособность товара.
     Рассчитаем  показатели оценки конкурентоспособности  продукции путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения,указанными в таблице 2.1  

Таблица 2.1 Технические характеристики микроскопов:
Позиция сравнения    
Плавное изменение увеличения 8... 32-кратное 6,5... 25-кратное
Область фокусирования 130 мм 125 мм
Мощность  лампы 150 Вт 150 Вт
Подсветка Верхняя, нижняя Верхняя
Поле  зрения 25 до 6,3 мм 22 до 2,6мм
Рабочее расстояние 92 мм 92 мм
Возможность       подсоединения фотокамеры + -
Вес комплекта 5 кг 4,2 кг
Стоимость 1207 Евро 1010Евро
Примечание. Источник: собственная разработка по данным предприятия
     Как видно из таблицы 2.1, микроскоп уступает своему конкуренту по ряду показателей. Так, плавное изменение увеличения, что очень важно для микроскопа, у него ниже, чем у микроскопа, на 7х (крат). Соответственно меньшее у него и поле зрения.
    Имеет   только   верхнюю   подсветку   в   отличие   от   микроскопа   обладающего и верхней, и нижней подсветкой, что тоже весьма существенно. Микроскоп отличается от исследуемого конкурента и невозможностью подсоединения фотокамеры.
     Кроме всего перечисленного микроскоп  обладает уникальной электронной регулировкой освещения: одна клавиша для соответствующего освещения падающим, проходящим и смешанным светом. Интенсивность соответствующего освещения плавно регулируется. Эргономически подобранные размеры регулировки рукояток, а также их регулируемый ход позволяют длительное использование прибора без утомления. Имеется индивидуальная регулировка межзрачкового расстояния и диоптрической коррекции. Нормированные размеры для окуляров, диаметра объектива и крепления обеспечивают высокую функциональную расширяемость
     Немаловажным  показателем конкурентоспособности является цена. Ценовая политика представляет собой совокупность мероприятий по управлению ценами и ценообразованием и заключается в установлении на товары (услуги) таких цен, которые компенсируют затраты на производство, соответствуют конъюнктуре рынка, удовлетворяют спрос покупателя и приносят плановую прибыль.
     И хотя микроскоп по сравнению со своим  конкурентом является более дешевым, для его полного функционирования необходима покупка дополнительного  оборудования. А именно: сменных окуляров для большего увеличения; ЖК-дисплея для индикации цветовой температуры и режима работы; адаптера для подключения цифровых- и видеокамер; модуля освещения холодным, без инфракрасного излучения светом(приложение Г) .Все это влечет за собой дополнительные затраты.
     Что касается микроскопа, то это готовый  к применению микроскоп с освещением падающим и проходящим светом. Универсальный сетевой блок питания с адаптером для штекера, позволяет применение данного товара по всему миру.
     Поэтому меньшая цена микроскопа при том, что все показатели, рассмотренные ранее, ниже показателей микроскопа -, это не удивительно.
     По  результатам проведенного сравнительного анализа можно сделать вывод о том, что показатели конкурентоспособности микроскопа выше, чем эти же показатели у его конкурента.
     Кроме сравнительного анализа для оценки конкурентоспособности продукции можно использовать аналитические и графические методы оценки. К аналитическим методам можно отнести:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.