На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Право собственности государства при переходе к рыночной экономике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
О Г Л А В Л  Е Н И Е 

      Введение………………………………………………..…….. 3
      Понятие и содержание права собственности
        Понятие права государственной собственности…….5
        Субъекты и объекты права государственной собственности…………………………………….…….7
        Муниципальная собственность………………………12
      Право собственности как совокупность юридических норм
      ………………………………………………………………...21
      Собственность как экономическая категория……………..22
      Государственная собственность в период перехода к рыночной

          экономике…………………………………………………….23

      Заключение……………………………………………………27
      Литература…………………………………………………….29 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

В В Е Д Е Н  И Е 

     Тема  курсовой работы «Право собственности государства при переходе к рыночной экономике».
       Данная  тема является важным вопросом в изучении курса “Гражданское право” в связи  с тем, что право собственности  один из центральных институтов гражданского права и любой общественно-экономической  формации.
        Актуальность темы обусловлена тем, что одним из главных условий перехода к рыночной экономике является многообразие форм собственности, поэтому немаловажную роль приобретает рассмотрение вопросов связанных с правом собственности и его значением.
       Цель  работы дать общую охарактеризовать, раскрыть содержание и значение права собственности государства при переходе к рыночной экономике.
       В задачу данной работы входит с помощью первоисточников, монографий, учебной литературы и статей  последовательно рассмотреть основные этапы и проблемные моменты темы.
      В преддверии ХХI в. наша страна начала переход  к рыночной экономике, рыночному  хозяйственному механизму. Многие экономические  проблемы нам приходится решать впервые. Прощаясь с административно-командной  системой в экономике и хозяйстве, мы тем самым лишь создаем предпосылки  для рыночного хозяйства, становление  которого не может произойти в  одночасье. Известно, что зарождение рыночных отношений началось еще  при разложении первобытнообщинного  строя. Но своего расцвета товарно-денежные отношения достигли при капитализме. Конечно, нам не надо повторять все  этапы и перипетии, которыми богата история рынка. Мы можем воспользоваться  опытом других государств. Но сложность  задачи состоит в том, что до сих  пор никто в мире не переводил  на рыночные рельсы столь громадный  хозяйственный комплекс, каким является наша экономика. Нет исторических аналогов этому процессу. Но есть гибко реагирующий на требования времени рыночный механизм современного западного общества.
     Сложно  однозначно определить какое влияние  на пошатнувшуюся экономику России окажет рыночная система. Многие экономисты России и зарубежных стран дают различные  прогнозы и усматривают различные  тенденции в дальнейшем развитии нашей страны. Но одно очевидно: невозможно вернуться назад к чисто командной  экономике. Главное - найти верные пути в продвижении к экономическому прогрессу, выработать научно обоснованную концепцию экономического развития России.
     Институт  собственности представляет собой  совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность материальных благ конкретным лицам, возможность владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также  обеспечивать защиту правомочий собственников  в случае их нарушения. Основными  источниками регулирования отношений  собственности в Российской Федерации  являются: Конституция Российской Федерации1, раздел II Гражданского кодекса Российской Федерации “Право собственности и другие вещные права” (ст. 209-306)2
      Особенно  важны отношения государства  и собственности, так как именно они составляют приоритетное направление  реализации экономических функций  государства, определяют экономические  функции государства, определяют развитие общества и государственности.
      Надо  отметить большую разработанность  гражданского правового института  собственности3, а также проблемы Государственной охраны собственности4, Вместе с тем в юридической литературе неизменно подчеркивается, что отношения собственности по своему характеру разнородны, регулируются различными отраслями законодательства: конституционного, административного, гражданского, трудового, земельного, уголовного и так далее. Это диктует необходимость общетеоретических обобщений и выделения общих закономерностей, присущих развитию данного института в различных общества, в частности в условиях рыночных отношений. Особенно это значимо применительно к становлению современной российской государственности, где только еще формируется многовариантная модель собственности, складывается рыночная экономика.
      Установление  такого рода закономерностей позволяет  правильно определить направленность проводимых ныне реформ в социально-экономической  сфере, предотвратить негативные последствия  отдельных преобразований, переосмыслить  накопленный человечеством опыт применительно к специфике российского  общества. 

I. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА   СОБСТВЕННОСТИ
     1.1.Понятие права государственной собственности
       В нашей стране государственная собственность  долгое время оставалась ведущей  формой собственности и имела  наибольший удельный вес. Концентрация имущества в государственной  собственности и, как следствие, ограничение имущественной сферы  и правомочий других собственников, исключение частной собственности  как таковой не дало положительных  результатов.
       В настоящее время законодательством  закреплено равенство всех участников гражданских правоотношений, включая и государство
5. Условиями, обеспечивающими равенство субъектов в отношениях собственности, явилось лишение государства ряда преимуществ (отказ от неограниченной виндикации государственного имущества, от нераспространения исковой давности на требования о возврате государственного имущества из чужого незаконного владения и некоторых других льгот) и закрепление за всеми собственниками равного права на защиту их собственности 6.
     В связи с переходом к обществу с рыночной экономикой субъекты РФ, как государственные образования, выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками  этих отношений - гражданами и юридическими лицами 7(п. 1 ст. 124 ГК). Российская Федерация отказалась от иммунитета в качестве особого субъекта права в сфере гражданских правоотношений внутри страны.
     Действующее законодательство рассматривает государственную  и частную собственность не как  противостоящие друг другу формы  собственности, а как две составляющие экономических отношений собственности, не имеющие политической окраски. Развитие частной собственности в разумных пределах под государственным контролем, как и приумножение государственной  собственности, может и должно быть выгодно всему обществу.
     В сложной системе экономических  отношений государственная собственность  представляет собой форму собственности, имеющую целью общенародное присвоение имущества, обособленного от имущества  других организаций и граждан. Совпадение общенародных и государственных  интересов в сфере присвоения материальных благ основывается на конституционном  положении, согласно которому носителем  и единственным источником власти в  РФ является ее многонациональный народ8.
     Право государственной собственности  в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность материальных благ Российской Федерации и субъектам РФ, правомочия по использованию принадлежащего им имущества и обеспечивающих защиту прав собственников в случае их нарушения.

      1.2. Субъекты и объекты права государственной собственности

     Применительно к праву государственной собственности  ст. 214 ГК устанавливает правило о  множественности субъектов государственной  собственности, носителями которой  выступает либо Российская Федерация  в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность), либо ее субъекты в отдельности - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа (в отношении имущества, составляющего  собственность субъекта Федерации).
     Данная  сложная структурная модель права  государственной собственности  более предпочтительна. Без нее  в период перехода от монополистической  государственной (общенародной) собственности  к системе собственности, свойственной рыночной экономике, в условиях, когда  субъекты Федерации осознали свою имущественную  и хозяйственную самостоятельность, обойтись просто невозможно.
     Статья 72 Конституции РФ предусматривает  возможность нахождения в совместном ведении Российской Федерации и  ее субъектов вопросов владения, пользования  и распоряжения землей, недрами, водными  и другими природными ресурсами. Совместное ведение вопросами собственности  в отношении указанных объектов означает прежде всего решение на основе договора вопросов отнесения  государственного имущества к федеральной  собственности либо к собственности  субъектов РФ, но не предполагает установления общей совместной собственности  субъектов РФ, на территории которых  расположены данные объекты, и Российской Федерации в целом. Как собственники принадлежащего им имущества, Российская Федерация и ее субъекты независимы и не отвечают по обязательствам друг друга 9.
     Указанные в ст. 124 ГК субъекты права государственной  собственности - Российская Федерация  в целом, республики, национально-государственные  и административно-территориальные  образования вступают в гражданские  правоотношения и действуют в  соответствии с нормами, определяющими  участие юридических лиц в  отношениях, регулируемых гражданским  законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов10.
     Управление  государственной собственностью и  реализация правомочий собственника осуществляются через систему государственных  органов юридическими и физическими  лицами, которые можно объединить в две группы.
     К первой группе относятся органы государственной  власти, наделенные общей или специальной  правоспособностью. В рамках компетенции, установленной нормативными актами, определяющими их правовой статус, органы государственной власти от имени  Российской Федерации либо субъектов  РФ осуществляют правомочия собственника. Вторую группу составляют государственные  органы, а также юридические лица и граждане, которые выполняют  возложенные на них функции в  случаях и порядке, предусмотренных  федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства  РФ, нормативными актами субъектов  РФ по их специальному поручению и  от их имени.
     Систему государственных органов, осуществляющих правомочия собственников государственного имущества соответственно от имени  Российской Федерации, субъектов РФ в пределах предоставленных им правомочий, определяемых в законодательном  порядке, возглавляют высшие органы государственной власти (Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, президенты, правительства и законодательные органы субъектов РФ).
     Среди государственных органов, осуществляющих правомочия собственника, важное место  принадлежит Министерству имущественных  отношений РФ, в которое было преобразовано  Министерство государственного имущества  РФ (Мингосимущество России)11. К его компетенции отнесены полномочия, связанные с проведением единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений; управлением и распоряжением государственным имуществом и земельными ресурсами в пределах своей компетенции; регулированием деятельности на рынке недвижимости и при осуществлении оценочной деятельности; координацией в случаях, установленных законодательством РФ, деятельности в области имущественных и земельных отношений иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.
     Функции Министерства имущественных отношений  РФ пересекаются с функциями другого  государственного органа - Российского  фонда федерального имущества, который  действует при Правительстве  РФ в качестве специализированного  финансового учреждения на основании  Положения о нем12. В пределах предоставленных ему Правительством полномочий Российский фонд федерального имущества выступает учредителем акционерных обществ, приобретает доли участия (паи, акции) в капитале обществ и товариществ, осуществляет иные действия, связанные с реализацией прав, вытекающих из владения долями участия (паями, акциями).
     Особое  место в системе государственных  органов занимает Федеральное казначейство Российской Федерации. Его деятельность по осуществлению правомочий собственника регулируется Положением о Федеральном казначействе Российской Федерации 13.
     Федеральное казначейство РФ по поручениям Правительства  и министра финансов осуществляет операции со средствами федерального бюджета, участвует  в обеспечении управления и обслуживания государственного внутреннего и  внешнего долга страны, организует и осуществляет размещение на возвратной и платной основе централизованных финансовых ресурсов, находящихся в  ведении федерального Правительства, ведение операций по учету государственной  казны. В случаях, предусмотренных  законом, Федеральное казначейство РФ может выступать истцом в суде в защиту права государственной  собственности.
     Право защищать интересы государства как  собственника предоставлено и Федеральной  службе по финансовому оздоровлению и банкротству, на которую возложены  проведение государственной политики по предупреждению банкротств, а также  обеспечение условий реализации процедур банкротства 14.
     В системе органов управления государственным  имуществом важное место принадлежит  Счетной палате.15
     Счетная палата как постоянно действующий  орган государственного финансового  контроля, в частности, осуществляет:
     Организацию и проведение контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности.
     Соответствующими  органами, осуществляющими правомочия собственника, действующими на постоянной основе, представлена и система органов  субъектов РФ.
     Как уже было сказано ранее, вступление государства в гражданские правоотношения возможно с помощью государственных  органов, юридических и физических лиц, выполняющих специальные поручения  по осуществлению правомочий собственника от имени государства.
     В качестве примера можно привести сложившийся в кредитно-финансовых отношениях институт "агентства  Правительства", который связан с  правоотношениями, вытекающими из совершения агентом отдельных операций по поручениям Правительства. В качестве агентов, в частности, на которых может  быть возложена работа с внутренними  и внешними инвестициями, выступают  различные банки, деятельность которых  координируется и осуществляется во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти.
      Круг  объектов права государственной  собственности неограничен:
      Государство может иметь в собственности  любое имущество, необходимое для  осуществления его функций. В  числе объектов выделяются объекты, составляющие федеральную собственность, то есть собственность, принадлежащую  исключительно государству. К ним  относятся имущество органов  власти и управления Российской Федерации, ресурсы континентального шельфа и  морской экономической зоны, культурные и исторические ценности общегосударственного значения, средства государственного бюджета, имущество Вооруженных  Сил, объекты оборонного производства и другое. В число объектов составляющих государственную собственность  субъектов Федерации, включается имущество  их органов власти и управления, культурные и исторические ценности народов, проживающих на территории республик, краев, областей и других субъектов Федерации, средства их бюджетов, а также предприятия, имущественные  комплексы и иное имущество, обеспечивающее их самостоятельность. 

     1.3. Муниципальная собственность
       Понятие муниципальной собственности  давно известно отечественному  гражданскому праву. Оно было  введено еще в Гражданский  кодекс РСФСР 1922г. За последнее  время это понятие было развито  и закреплено в Законе СССР  от 6 марта 1990г. "О собственности  в СССР", в Законах РСФСР  от 24 декабря 1990г. "О собственности  в РСФСР", от 6 июля 1991г. "О местном  самоуправлении в Российской  Федерации", Федеральном законе  от 28 августа 1995г. N 154-ФЗ "Об общих  принципах организации местного  самоуправления в Российской  Федерации", в Конституции РФ 1993г.  и ГК 1994г.
     Законодательное определение места и значения муниципальной собственности среди  других форм собственности менялось. Так, в ГК 1922г. муниципальная собственность  рассматривалась как разновидность  государственной собственности  и не имела самостоятельного значения. В Законе "О собственности в  РСФСР" муниципальная собственность  представлялась как соединение собственности  административно-территориальных образований  низшего уровня (городов, районов, поселков и т.д.) и собственности органов  территориального общественного самоуправления, например, советов микрорайонов или  других общественных образований, признанных юридическими лицами, в результате чего был сделан вывод о том, что  муниципальная собственность в  Законе представлена как переходная форма от государственной собственности  к собственности юридических  лиц.
     В Конституции РФ 1993г. и Гражданском  кодексе РФ муниципальная собственность  наряду с государственной отнесена к публичной собственности, поскольку  ее субъекты являются публично-правовыми  образованиями, и выступает как  самостоятельная форма собственности.
     Законодательное закрепление муниципальной собственности  наряду с государственной в качестве самостоятельной формы собственности  имеет целью приблизить к реальному  обладанию материальными благами  тех, кому они по праву принадлежат, - народу. Преимущество муниципальной собственности перед государственной заключается в том, что владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, осуществляются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления в соответствии с волей и в интересах населения.
       К субъектам муниципальной собственности  относятся городские и сельские  поселения и другие муниципальные  образования в целом16, которые регистрируются в Едином федеральном реестре муниципальных образований 17.
     Муниципальная собственность является экономической  основой местного самоуправления. Местное  самоуправление заключает в себе право и действительную способность  самостоятельного решения населением под свою ответственность вопросов местного значения, владения, пользования  и распоряжения муниципальной собственностью, исходя из собственных интересов, исторических и иных местных традиций.
     Управление  такой собственностью должно находиться в ведении представительных (выборных) органов. Однако не исключается участие  в управлении муниципальной собственностью иных органов местного самоуправления, структура которых определяется населением самостоятельно18.
     Таким образом, от имени соответствующего муниципального образования - собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять органы местного самоуправления, не являющиеся собственниками вверенного им имущества19. Совершенно очевидно, что действующие в качестве юридических лиц выборные и иные органы местного самоуправления, а также территориального общественного самоуправления могут быть организованы соответственно только в форме финансируемых собственником учреждений, общественных организаций, иных формах, которые предусмотрены 20.
     В состав объектов муниципальной собственности  входят средства местного бюджета, муниципальные  внебюджетные фонды, имущество органов  местного самоуправления, муниципальные  земли и другие природные ресурсы, которые находятся в муниципальной  собственности, муниципальные предприятия  и организации, муниципальные банки, другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые  помещения, другие объекты.
     Муниципальное имущество, подобно государственному, делится на две части. Одну часть  составляет имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и  учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Другую составляет муниципальная казна  соответствующего муниципального образования, которая состоит из средств местного бюджета и иного муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями.
     Общим для объектов государственной и  муниципальной собственности является также наличие среди них объектов, составляющих соответственно исключительную государственную и муниципальную  собственность. Закон определяет виды имущества, находящегося только в муниципальной  собственности, т.е. изъятого из оборота (например, муниципальные учреждения образования, культуры, спорта).
     Специфика муниципальной собственности состоит  в том, что ее объекты носят  целевой характер, т.е. предназначены  для решения вопросов местного значения, удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-культурных, бытовых и  иных потребностей населения соответствующих  территорий.
     Основания возникновения муниципальной собственности, источники ее формирования различны. Их можно условно разделить на две группы: общегражданские способы  и способы, на основании которых  может возникнуть только муниципальная  собственность, т.е. специальные способы  возникновения муниципальной собственности.
     Являясь специальными способами возникновения  по отношению к частной собственности, некоторые способы возникновения  муниципальной собственности будут  общими по отношению к государственной  собственности. Например: поступления  от приватизации имущества; местные  налоги и штрафы; плата, в том числе  в натуральной форме, от пользователей  природными ресурсами, которые добываются на территории данного образования; передача объектов государственной  собственности в муниципальную  собственность (возможна передача объектов из собственности Российской Федерации  или из собственности субъекта РФ) и другие способы.
     Специальными  основаниями возникновения, присущими  только муниципальной собственности, являются: отчисления от федеральных  налогов и налогов субъектов  Федерации; финансовые средства, переданные органами государственной власти органам  местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий.
     Специальные способы, носящие характер частного случая, названы в Гражданском  кодексе РФ. К ним, в частности, относится поступление в муниципальную  собственность имущества, которое  в силу закона не может принадлежать собственнику21. В муниципальную собственность может перейти недвижимое имущество, выкупленное у собственника для муниципальных нужд22, в том числе в связи с изъятием земельного участка.
     Общими  для всех форм собственности, в том  числе и для муниципальной, являются такие основания возникновения, как прибыль муниципальных предприятий, учреждений и организаций, имущество, полученное по сделкам, в том числе  поступления от сдачи муниципального имущества в аренду, и многие другие способы.
     Муниципальное имущество подлежит пообъектной  регистрации в реестре муниципальной  собственности, который ведут комитеты по управлению муниципальным имуществом.
     Осуществляя права собственника в отношении  имущества, входящего в состав муниципальной  собственности, органы местного самоуправления имеют право передавать объекты  муниципальной собственности во временное или постоянное пользование  физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в  установленном порядке, а также  совершать с находящимся в  муниципальной собственности имуществом иные сделки.
     Органы  местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения для хозяйственной и  иной деятельности. Наделенные властными  полномочиями, органы местного самоуправления определяют цели, условия, порядок деятельности предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной  собственности. Что касается предприятий, учреждений, организаций, не находящихся  в муниципальной собственности, действующих на территории муниципалитета в качестве частных юридических  лиц, то их взаимоотношения с органами местного самоуправления строятся на основе договора.
     Органы  местного самоуправления вправе координировать их участие в комплексном социально-экономическом  развитии территории муниципального образования, но не могут ограничивать их хозяйственную  деятельность, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов РФ.
     Органы  местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных  бюджетов. Сумма превышения доходов  над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, что подтверждает положение о том, что муниципальная собственность наряду с государственной является самостоятельной формой собственности.
     Органы  государственной власти гарантируют  право представительных органов  местного самоуправления самостоятельно определять направления использования  средств местных бюджетов и самостоятельно распоряжаться свободными остатками  средств местных бюджетов, образовавшимися  в конце финансового года в  результате увеличения поступления  доходов или уменьшения расходов.
     Допускается приватизация муниципального недвижимого  имущества. Порядок и условия  приватизации муниципальной собственности  определяются населением непосредственно  или представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Доходы от приватизации объектов муниципальной  собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.