На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Формирование и развитие личности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 29.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  Образования и Науки Украины
Киевский  Национальный Экономический Университет имени Вадима Гетьмана
Крымский  Экономический Институт  
 
 
 
 
 

Реферат
по психологии и педагогике
Тема: "Формирование и развитие личности" 
 
 
 
 

Выполнила:
студентка курса
финансово-учетного
факультета (ДФО)
группа  УА-12
Полякова  А.В
Проверила:
преподаватель дисциплины "психология и педагогика"
Павленко  О.М.
 
 
 
 
 
Симферополь, 2009 

Оглавление
Введение. 2
Проблема периодизации возрастного развития личности. 4
Эпигенетическая концепция развития личности Э. Эриксона. 8
Формирование и развитие личности как субъекта деятельности 10
Факторы, влияющие на развитие личности 11
Социально-психологические условия формирования личности 14
Вывод 16
Список литературы. 17
 
 
 
 
     Введение
     Развитие  человека представляет непрерывную  динамику изменений. Эти изменения  особенно очевидны при сравнении  младенца, школьника, взрослого человека и старика. Потребность в нахождении его закономерностей существовала с древних времен (как пример - классификация возрастов жизни  по Гиппократу (IV в. до н. э.) или классификация возрастов жизни по Пифагору (IV в. до н. э.)). Обусловлена она была медицинскими задачами - как диагностики, так и лечения.
     Уже в раннем детстве ребенок говорит  «я хочу», «я думаю», «я чувствую». Эти  слова свидетельствуют о том, что маленький человек, не отдавая  себе отчета в том, чем он занимается, исследует свой внутренний мир. На протяжении всей жизни каждый человек, осознанно  или неосознанно, изучает себя и  свои возможности. Следует отметить, что уровень познания своего внутреннего  мира во многом определяет то, насколько  человек может понять других людей, насколько успешно может построить  с ними взаимоотношения.
     Человек — это социальное существо, и  он не может жить вне общества, без  контактов с окружающими. В практике живого общения каждый человек постигает  многие психологические законы. Так, каждый из нас уже с детства  умеет «читать» по внешним проявлениям  — мимике, жестам, интонации, особенностям поведения — эмоциональное состояние  другого человека. Таким образом, каждый человек — своего рода психолог, поскольку в обществе невозможно жить без определенных представлений  о психике людей.
      Интерес к проблемам психологии взрослых возник лишь в 30-е годы двадцатого столетия и связан был главным образом  с поисками ответа на вопрос: "обучаем ли взрослый?"
      Отсутствие  генетического подхода в рассмотрении психики взрослых людей тормозило  разработку проблем возрастной изменчивости во взрослом состоянии. Длительное время  господствовала точка зрения, согласно которой в зрелости мало, что меняется в психической сфере человека. Взрослый человек рассматривался находящимся  в состоянии "психической окаменелости". "Взрослость человека равносильна остановке в развитии, окаменению; цель детства - отодвинуть как можно дальше минуту, когда наше существо перестанет развиваться, когда оно застывает, принимает определенную форму, подобно куску железа, остуженному кузнецом". Так говорил швейцарский психолог Э.Клапаред. Позиция Э. Клапареда долгое время господствовала в психологии.
      Все, что связано с психологией  взрослого человека нечетко, неясно и противоречиво излагается потому, что психология взрослого - одна из наименее разработанных возрастных психологий. И не смотря на то, что  проводилось очень большое количество исследований в этой области, сам  феномен взрослости остается мало изучен.
      Г. Эббингауз выделил три периода: прогресс, охватывающий период жизни  от рождения до 25 лет, остановку - от 25 до 50 лет, и регресс, начинающийся с 50 лет. В соответствии с кривой памяти Г. Эббингауза человек может рассчитывать на интеллектуальное развитие только до 25 лет. Если изменения наблюдались, их относили за счет простого накопления знаний.
      Все периодизации абсолютно субъективны. Поэтому приведем еще несколько  примеров возрастных периодизаций жизни  человека, чтобы наглядно показать их субъективность и разношерстность  вплоть до остроумных или пессимистичных.
      Периодизация  по Пифагору:
      период  становления от рождения до 20 лет - весна
      молодой человек 20-40 лет - лето
      человек в расцвете сил 40-60 лет - осень
      старый  и угасающий 60-80 лет - зима
       Разделение жизненного пути на  периоды позволяло и позволяет  лучше понять закономерности  развития, специфику отдельных возрастных  этапов. Наиболее распространенные  области применения теорий периодизации  развития личности - это психотерапия, психическая коррекция, обучение  и воспитание. Цель данной работы  – рассказать о принципах построения  вышеназванных теорий, в качестве  примера описать некоторые из  них.

Проблема  периодизации возрастного  развития личности.

 
     Современная психология располагает значительным объемом знаний о развитии человека, начиная с перинатального периода (до рождения). Один из основных вопросов, которые требуют своего решения, касается того, можно ли представить ход развития в виде непрерывных изменений постепенно совершающихся с человеком или это процесс скачкообразных изменений (стадии развития). Понятие «стадии» (периоды)используется достаточно специфично. Оно подразумевает тот факт, что происходят изменения в сущности или характеристиках индивида, которые реорганизуют его поведение. Многие ученые - психологии следуют концепции стадийного развития: Ж. Пиаже, З. Фрейд, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и другие. Однако, не соглашаясь друг с другом по многим вопросам, существует почти полное согласие в том, что стадийность развитие совсем не исключает, а скорее предполагает непрерывность процесса. Более того, непрерывность процесса развития обеспечивает преемственность перехода от одной стадии к другой. Так появляются теории периодизации развития личности человека.
     Периодизация  – разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы.
     Содержание (и название) периодов, их временные  границы определяются представлениями  автора периодизации о наиболее важных, существенных сторонах развития личности.
     Возрастная  периодизация Л.С. Выготского имеет  следующий вид: кризис новорожденности  – младенческий возраст (2 месяца-1 год) – кризис 1 года – раннее детство (1-3 года) – кризис 3 лет – дошкольный возраст (3-7 лет) – кризис 7 лет – школьный возраст (8-12 лет) – кризис 13 лет – пубертатный возраст (14-17 лет) – кризис 17 лет.
     Основные  положения: существование стабильных и кризисных стадий развития.
     Д.Б. Эльконин так формулирует закон  периодичности: «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным  расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек – человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек - предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой». Каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельности, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера Личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы – переломные моменты в развитии ребенка. Периодизация Д.Б. Эльконина – наиболее распространенная в отечественной психологии.
     В.В. Давыдов. Генезис и развитие личности в детском возрасте.
     Личностным  новообразованием первого года жизни  ребенка являются «мотивирующие  представления», которые освобождают  его от «диктата» внешних воздействий  и превращают его в субъекта деятельности. Центральным образованием у ребенка 3 лет является «система Я» и рождаемая  ею потребность действовать самому (требование ребенка «Я сам»). У ребенка 7 лет личностным образованием служит сложившаяся у него внутренняя позиция, когда ребенок начинает переживать себя в качестве социального индивида. В подростковом возрасте таким образованием является способность ориентироваться  на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня, а в юношеском возрасте (15-17 лет) — осознание своего места в будущем, своей «жизненной перспективы».
     Л.С. Выготский, писал следующее: «То  же, что принято обычно называть личностью, является не чем иным, как  самосознанием человека, возникающим  именно в эту пору: новое поведение  человека становится поведением для  себя, человек сам осознает себя как известное единство».
     Некоторые психологи считают, что становление  личности осуществляется на всех этапах жизни человека.
     Личность  ребенка действительно возникает  в дошкольном возрасте — после 3 лет, когда дошкольник становится субъектом  сознательной деятельности. Однако возникновение  личности ребенка связано, по нашему мнению, не с формированием у него устойчивых и соподчиненных мотивов (хотя и это очень важно), а прежде всего с тем, что именно в дошкольном возрасте у ребенка интенсивно развивается  воображение как основа творчества, созидания нового.
     Этапы становления личности ребенка неотделимы от развития его творческих возможностей и, следовательно, от развития его воображения.
     Благодаря воображению человек создает  что-то новое — новые образы и  мысли, на основе которых возникают  новые действия и предметы. Это  создание того, что еще не существовало. Воображение противопоставляется  в жизни человека процессу прямого  подражания, репродуцирования, имитации.
     Дальнейшее  развитие личности:
     Деятельность  дошкольников протекает в условиях, при которых они еще не включены в жесткую систему занятий. Это способствует проявлению и развитию их творческих возможностей, т. е. их личности. Учебно-дисциплинарная система образования не создает тех условий, которые необходимы для развития творчества школьников, их личности. Обновление нашего школьного образования должно быть нацелено, прежде всего, на приоритет в нем всех форм воспитания личности учащихся, которые могут выступать как подлинные субъекты своей деятельности.
     Лишь  у подростков можно наблюдать  серьезные проявления литературного  творчества. Целесообразна правильная педагогическая поддержка театрального творчества школьников.
     Подростковый  возраст является периодом формирования личности сознательного и ответственного за свои действия субъекта.
     Полному среднему образованию соответствует  возраст раннего юношества, для  которого характерна учебно-профессиональная деятельность. Посредством этой деятельности многие юноши и девушки осваивают  ориентацию в своем ближайшем  будущем и умение планировать  его, приобретают способность к  избирательному общению, рефлексию на свои моральные действия, критическое отношение к общественной жизни, стремление к художественному творчеству. К концу этого возраста молодые люди готовы сознательно совершать общественно-значимые и общественно-оцениваемые действия,— пока только готовы, но уже и это является показателем высокого уровня развития личности. Такая готовность становится реальностью в позднем юношестве, когда молодые люди после окончания учебных заведений выходят в практическую жизнь со всеми ее сложными и часто непредсказуемыми требованиями, которые нельзя «обойти», оставив в плане представлений. Именно здесь они сталкиваются с неожиданными ситуациями, в которых нужно искать и реализовать правильный выход, концентрируя возможности мышления, воображения, воли, нравственной стойкости. Эта сфера требует нравственных и гражданских поступков, в которых выражается подлинный творческий потенциал молодого человека. Этот потенциал является важным показателем зрелости его личности.
     Личность  развивается на основе своеобразного  синтеза разных видов деятельности и разных психологических образований (прежде всего воображения и сознания), которые имеют разный удельный вес  в тот или иной возрастной период, определяя конкретный творческий потенциал  человека.
     Проведенное рассмотрение проблемы развития личности как бы «привязано» к сфере  образования. Она как раз и  создана в истории для целенаправленного  формирования личности. Внеобразовательные сферы жизни ребенка, конечно, оказывают  большое влияние на развитие его  личности. Однако это влияние в  значительной степени зависит от уровня и качества образования. 
 
 
 
 

Эпигенетическая концепция развития личности Э. Эриксона.

 
Периодизация  Э .Эриксона охватывает всю жизнь. Каждый этап представляет решение человеком главной и ведущей для данного этапа жизненной проблемы, сформулированной в виде дихотомии. Один из вариантов решения нормальный – в соответствии с общечеловеческими нормами; другой – непродуктивный, не соответствует объективной норме человеческого существования. Такой вариант создает предпосылки для психопатологического развития. По Эриксону, психологический рост - похож на развитие эмбриона (эпи - над, генез - рождение) - каждая последующая стадия определяется предыдущей (специфическая задача развития или кризис, который человек должен решить, чтобы перейти к следующей). Развитие продолжается всю жизнь.
     Стадии:
     Младенчество (до 1,5 лет) основополагающая вера и  надежда (базовое доверие к миру) против базового недоверия. Значимые отношения: ребенок и мать. Формируется сильное  свойство личности – надежда (в деструктивном  варианте уход);
     Раннее  детство (1,5-3 года) автономия, независимость против зависимости, стыда и сомнения. Значимые отношения – родители. Формируется воля, направленность на преодоление препятствий (в деструктивном – навязчивость, конформизм, стремление быть рядом со взрослым или агрессивность);
     Дошкольный  возраст (3-6 лет) инициатива против чувства вины. Значимые отношения - семья в целом. Формируется способность к целеполаганию, целеустремленность (деструктивный вариант – беспомощность, пассивность);
     Школьный  возраст (6-12 лет) - предприимчивость против чувства неполноценности (школа). Предприимчивость – готовность к овладению технологиями, готовность к кооперации. Значимые отношения: школа, соседи. Формируется компетентность, умелость (в деструктивном варианте – инертность как неспособность к кооперации или чрезмерная конкуренция);
     Подростковый  возраст (12-18 лет) идентичность против смешения идентичности. Значимые отношения – группы сверстников. Формируется Эго-идентичность – «субъективное чувство непрерывной самотождественности», не просто сумма принятых индивидом ролей, но также и определенные сочетания идентификаций и возможностей индивида, воспринимаемых им на основе своего опыта и знание о том, как реагируют на него другие (в деструктивной варианте – смешение идентичности, негативизм, застенчивость);
     Период  ранней взрослости (18-25 лет) интимность против изоляции. Значимые отношения – друзья и партнеры по работе, учебе. Интимность – способность к разделению идентичности, тебя понимают таким, какой ты есть. Формируется любовь (в деструктивном варианте – исключительность, отвержение всех чужих);
     Взрослость (25-60 лет) продуктивность против застоя. Значимые отношения: разделенный труд и общий дом. Формируется ответственность и забота (в деструктивном варианте – отвержение);
     Зрелость (от 60 лет) целостность против распада. Значимые отношения - человечество в целом (в прошлом и будущем). Подведение итогов, осмысленный интерес к жизни (в деструктивном варианте – страх смерти, обида на жизнь, желание прожить ее еще раз). Задача человека на каждом этапе - найти баланс между 2-мя полюсами (напр. доверием и недоверием). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Формирование  и развитие личности как субъекта деятельности

 
Личность, — подчеркивает Б. Г. Ананьев, — есть общественный индивид, объект и субъект  исторического процесса. Поэтому  в характеристиках личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, определяющая все явления  человеческого развития, включая  природные особенности. Лишь охарактеризовав  основные силы, воздействующие на формирование личности, включая социальное направление  образования и общественного  воспитания, т. е. определив человека как объект общественного развития, мы можем показать внутренние условия  его становления, как субъекта общественного  развития. В этом смысле личность всегда конкретно - исторична, она — продукт  своей эпохи жизни страны, современник  и участник событий, составляющие вехи истории общества и ее собственного жизненного, пути[1].
     Социальное  в человеческом развитии выступает  в многообразных проявлениях, представляя  собой процесс социализации индивидных свойств и становление новообразований  в виде таких сложнейших психологических  подструктур человека, как личность и субъект профессиональных видов  деятельности, познания и общения.
     Деятельность  – специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая  потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.
     Действие  – относительно завершённый элемент  деятельности, направленный на достижение определённой промежуточной осознаваемой цели. Может быть как внешним, выполняемым  в развёрнутой форме с участием двигательного аппарата и органов  чувств, так и внутренним выполняемым  в уме[2].
     В статье "Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной  педагогики)" Рубинштейн раскрывает суть деятельностного подхода и  начинает разрабатывать его философский, педагогический и психологический  аспекты. Сущность этого подхода сам автор прежде всего усматривает в том, что " субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого. На этом только зиждется возможность педагогики, по крайней мере педагогики в большом стиле".
     В этой статье Рубинштейн проанализировал  такие наиболее существенные особенности  деятельности, как:
     1) ее субъектность, т.е. то, что она  всегда осуществляется личностью  как субъектом или субъектами (например, учение как "совместное исследование" учителем и учениками познаваемого объекта);
     2) ее содержательность, реальность, предметность;
     3) ее творческий и развивающий  личность характер.
     Эти характеристики деятельности, ставшие  ключевыми в данном труде, были разработаны  Рубинштейном в его уникальной философской  концепции 20-х гг., завершенной в 50-х гг. и опубликованной после  его смерти.
     Таким образом, единство сознания и деятельности конкретно проявляется в том, что различные уровни и типы сознания, вообще психики раскрываются через  соответственно различные виды деятельности и поведения: движение – действие – поступок. Сам факт хотя бы частичного осознания человеком своей деятельности – ее условий и целей – изменяет ее характер и течение 
 
 
 
 
 
 

Факторы, влияющие на развитие личности

 
       Термин  “развитие” указывает на изменения, которые со временем происходят в строении тела, мышлении или поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействию окружающей среды.
       Все живые организмы развиваются  в соответствии с их генетическим кодом, или планом. Психологи, говоря о процессе развития в связи с  генетическим планом, пользуются термином “созревание”. Процесс созревания состоит из последовательности запрограммированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функции. Неправильное питание или болезнь могут замедлить созревание, но это не означает, что правильное питание, хорошее здоровье и даже специально предпринимаемая стимуляция и обучение должны его ускорить.
       Созревание  органов тела и моторных способностей идет с разной скоростью. Каждый орган  или способность обычно имеет  свою точку оптимальной зрелости. Термин “рост”, как правило, означает увеличение размера, функциональных возможностей или сложностей до такой точки. Термин “старение” относится к биологическим изменениям, происходящим после прохождения точки оптимальной зрелости. При этом процессы старения не обязательно предполагают спад активности или изнашивание организма. Так же, как старение повышает качество некоторых вин, оно может повышать человеческую рассудительность и проницательность. Кроме того, следует заметить, что старение некоторых тканей организма начинается уже в отрочестве и даже в детстве.
       Каждое  мгновение мы подвергаемся воздействию  окружающей среды. Свет, звук, тепло, пища и многое другое может служить  удовлетворению основных биологических  и психологических потребностей, причинять серьезный вред, привлекать внимание или становиться компонентами научения. Некоторые воздействия  среды носят временный характер. Однако многие другие средовые влияния  могут быть постоянными. Средовые влияния  могут задерживать или стимулировать  рост организма, порождать устойчивую тревогу или способствовать формированию сложных навыков.
       Социализация  — это всеобщий процесс, благодаря  которому человек становится членом социальной группы: семьи, общины, рода. Социализация включает усвоение всех установок, мнений, обычаев, жизненных  ценностей, ролей и ожиданий конкретной социальной группы. Этот процесс длится всю жизнь, помогая людям обрести  душевный комфорт и чувствовать  себя полноправными членами общества или какой-то культурной группы внутри этого общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Социально-психологические  условия формирования личности
      Но  формирование личности  так и  не станет фактором, если не будет соответствующих  условий. Какие условия имеются  в виду?
      Знание наиболее общих социально-психологических особенностей современной молодежи: прагматизм, усиленная критичность, снижение доверия к старшим поколениям, недостаточная эмоциональность, ограниченность культурного интеллекта.
      Опора на детерминированность психики человека. Как отметил известный психолог С.Л. Рубинштейн. «В своем практическом выражении вопрос о детерминированности психических явлений – это вопрос об их управляемости, о возможности их направленного изменения в желательную сторону… Конкретно постичь детерминированность, закономерную обусловленность психических явлений – психической деятельности и психологических свойств человека – это значит найти пути для их формирования, воспитания».
           По современным  взглядам, условия формирования личности можно классифицировать по пяти группам: природно-биологические условия; социальные условия; труд; организационно-воспитательные условия; психологическая регуляция.
    Природно-биологические условия: с одной стороны – это факторы среды обитания, условия, в которых человек формировался как индивид; с другой – это наследственно-генетические факторы, формирующие неповторимость внешнего облика каждого.
    Социальные условия: конкретно-исторические условия, социальные отношения в обществе, воздействие на личность социальной группы, коллектива; с другой стороны, нельзя не отметить и негативных моментов: развал СССР, осложнение социально-экономической, политической ситуации, коммерциализация отношений в обществе и т.д.
      3.    Труд -  в первом вопросе уже  упоминалась деятельность как  одна из сторон процесса формирования  личности. Но всегда ли и любой  ли труд может стать условием формирования личности. Нет, для этого необходимо:
    чтобы труд был общественно значим и необходим;
    чтобы он был четко организован;
    чтобы он был основан на подлинной состязательности и объективности подведения итогов;
    чтобы он создавал возможности для инициативы и творчества.
      4. Организационно-воспитательные условия:  четкость, плановость, непрерывность  и поступательность учебного  процесса, работа профессорско-преподавательского  состава среди студентов, в  т.ч. индивидуальная близость, духовное  единство, доверительность и откровенность  между педагогами и студентами.
      5. Психологическая регуляция: профориентация, профотбор, психодиагностика, социально-психологический  тренинг и психокоррекция. Ограниченность  объема учебных часов на основы  психологии и педагогики не  позволяют раскрыть эти понятия,  но этот раздел целиком включен  в программу курса «Психология  деятельности», который будет  изучаться на 3-ем и 4-ом курсах.
      Таким образом формирование личности – весьма сложный, многоплановый процесс, в котором участвуют общество, коллектив, семья и сам человек, если он по-настоящему стремится стать личностью. Определенная роль в этом принадлежит руководителям, педагогам, психологам. 
 
 
 
 
 
 

Вывод

 
     Движущей  силой развития личности как социальной единицей, субъектом, носителем социально - человеческой деятельности является ребенок, который станет сам начинать эту деятельность развития личностного  становления. На первых порах с помощью  взрослого, а затем и без нее.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.