На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственное регулирование аграрной сферы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 52. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНОЙ СФЕРЫ 6
1.1Государственное регулирование аграрной сферы: исторические аспекты 6
1.2 Сущность, назначение и структура АПК 12
1.3 Государственное регулирование в аграрной сфере 16
2 СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ 21
2.1 Анализ развития аграрной сферы в современной мировой экономике 21
2.2 Оценка состояния аграрной сферы в России 23
2.3 Партнерство России с другими странами в области аграрной сферы 26
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНОЙ СФЕРЫ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО И РОССИЙСКОГО ОПЫТА 31
3.1 Международные методы регулирования аграрной сферы 31
3.2 Российские методы регулирования аграрной сферы 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
Список использованной литературы 44
Приложение А (Основные этапы государственного регулирования сельского хозяйства  в России) 47
Приложение Б Формы и методы государственного регулирования 52 

 


ВВЕДЕНИЕ

 
       В современных условиях развития экономики  страны усиливается роль государства  как принципиально важного фактора  в достижении экономического роста  и повышения социальной стабильности в стране. Сельское хозяйство ввиду  специфики его функционирования и развития еще больше нуждается  в регулировании и поддержке  со стороны государства.
       Существующий  уровень развития аграрной сферы, низкая инвестиционная привлекательность  отрасли, рискованный характер ведения  предпринимательской деятельности объективно обуславливают необходимость  более взвешенного и системного подхода со стороны федеральных  и региональных властей к проведению аграрной политики, позволяющего смягчить отрицательное воздействие рыночного  механизма, сформировать конкурентную среду, создать условия для долгосрочного  экономического роста и обеспечить продовольственную безопасность страны.
       В этой связи особую актуальность приобретают  вопросы совершенствования системы  государственного регулирования сельского  хозяйства, включающей различные формы  и методы госрегулирования, учитывающие  современное состояние и специфику  аграрной сферы и способствующие повышению конкурентоспособности  и устойчивости функционирования современных  аграрных формирований и достижению социальной стабильности в отрасли.
     Цель  курсовой работы состоит в изучении основных методических подходов к государственному регулирования экономики аграрной сферы.
     В соответствии с данной целью были  поставлены и решены следующие задачи: 
     - проанализировать исторические аспекты государственного регулирования аграрной сферы России;
     -      изучить структуру АПК России; 
       - исследовать формы и методы государственного регулирования аграрной экономики;
       - провести анализ развития аграрной сферы в современной мировой экономике;
       - изучить международный и российский опыт регулирования аграрной сферы ;
       Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили работы отечественных и зарубежных ученых-экономистов, посвященные проблемам государственного регулирования сельского хозяйства, законодательные акты, программные документы и постановления правительства, затрагивающие вопросы совершенствования госрегулирования аграрной сферы на федеральном и региональном уровнях.
     Практическая  значимость работы заключается в том, что основные положения и выводы имеют научную направленность и могут быть использованы в качестве теоретического материала для преподавании на экономических факультетах аграрных вузов.
 


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНОЙ СФЕРЫ

1.1 Государственного регулирования аграрной сферы: исторические аспекты

 
 
     Государственное регулирование аграрной сферы имеет  глубокие исторические корни. В России государственная поддержка сельского  хозяйства появилась еще при проведении реформ 1861г. Финансирование аграрных преобразований проходило по нескольким направлениям: на содержание землеустроительных организаций, на помощь крестьянам при землеустройстве, льготное кредитование. Так, для крестьян при переходе на новые формы землепользования выдавались долгосрочные беспроцентные ссуды на приобретение сельскохозяйственного инвентаря и семян, строительство, развитие кустарной промышленности, отдавался «безусловный приоритет сельскому хозяйству за счет всего общества».
     На  протяжении более чем столетней  истории регулирование аграрной экономики осуществлялось как административными, так и экономическими мерами. При  этом, как правило, в историческом аспекте эти методы сменяли поочередно друг друга, но преимущество отдавалось административным методам.
     Ярким примером административных методов  регулирования, на наш взгляд, можно  считать политику «военного коммунизма»  в период гражданской войны и  военной интервенции 1918- 1920 гг. Характерной особенностью «военного коммунизма» было внеэкономическое принуждение. Важнейшей особенностью «военного коммунизма» была ставка на прямой продуктообмен.
     Одна  из наиболее характерных черт «Военного  коммунизма» — продразверстка —  обязательная сдача государству  крестьянами по развёрстке всех излишков продовольствия по твёрдой цене. Данная политика характеризовалась натурализацией хозяйства, свёртыванием товарооборота, уменьшением роли и значения денег, кредита, финансов.
     Катастрофическое  положение сельского хозяйства, ставшее результатом политики «военного  коммунизма» заставило правительство  ненадолго ослабить административный нажим и задействовать ряд  экономических рычагов регулирования  экономики.
     Самый ранний пример попытки экономического регулирования аграрной сферы в ХХ веке является провозглашение НЭПа в 1921 году. Система продразверстки была заменена натуральным налогом, а затем (с 1923 г.) – денежным налогом. Отказ от системы продразверстки и установление посильного для хозяйств натурального налога, возможность использования излишков произведенной продукции, введение договорно-арендной формы приписки советских хозяйств, децентрализация управления и расширение прав заведующих хозяйствами – все это создавало реальную основу для быстрого подъема совхозной экономики.
     В целом же следует отметить, что  НЭП характеризовался острыми противоречиями, отсутствием целостности подходов к управлению и решительной схваткой между экономическими и административными  методами. К 30-м годам ХХ века новая  экономическая политика была свернута и усилены меры административного  регулирования экономики.
     На  следующем историческом этапе предпочтение было отдано административным методам. Спустя десять лет после введения НЭПа начался процесс «коллективизации». Объединение крестьянства в систему  коллективных хозяйств под контролем  государства имело своей целью  обеспечение ресурсов для быстрого экономического роста. В процессе коллективизации  образовывались два типа хозяйств: колхозы и совхозы. В кооперативах (колхозах) крестьяне должны были поставлять государству фиксированный объем продуктов; оплата же производилась в зависимости от трудового вклада каждого (количества «трудодней»). Закупочные цены, установленные государством, были крайне низкими, тогда как требуемые поставки – высокими, иногда превышающими весь урожай.
     Резко отрицательные итоги коллективизации  объясняются, в первую очередь ее насильственным характером. Крестьяне  перестали чувствовать себя хозяевами  на земле, существенный ущерб культуре хозяйствования нанесло уничтожение  зажиточного, т.е. наиболее умелого  и трудолюбивого крестьянства. Несмотря на механизацию и расширение посевных площадей за счет освоения новых земель на целине и в других районах, повышение  закупочных цен и введение пенсий и других социальных пособий колхозникам, производительность труда в колхозах и совхозах отставала от того уровня, который существовал на приусадебных участках и тем более на Западе; и валовой объем сельскохозяйственного  производства все более отставал от роста населения. Из-за отсутствия стимулов в работе сельскохозяйственные машины и оборудование колхозов и  совхозов нередко содержалось в  плохом состоянии, семена и удобрения  использовались расточительно, большими были потери при уборке урожая.
     Следующим историческим этапом развития сельского  хозяйства в нашей стране принято  считать «хрущевскую оттепель». В этот период административный нажим  на сельскохозяйственные предприятия  был несколько ослаблен путем  изменений критериев планирования в сельском хозяйстве. Теперь колхозы  получали только обязательные задания  по заготовкам вместо жёсткой регламентации  деятельности. Они впервые могли  решать сами, как использовать собственные  ресурсы и организовать производство.
     Государство с помощью бюджетных средств, особенно в 80-е гг. стремилось поднять  финансовое, экономическое и социальное положение сельского хозяйства, обеспечить его стабильное развитие и отчасти решить продовольственную проблему страны.
     Однако  применение только методов административного  регулирования не дало ожидаемых  результатов и, начиная с середины 80-х годов,  прошлого столетия, государство  стало принимать решения в  области поддержки сельского  хозяйства, опираясь преимущественно  на экономические методы. В частности, был принят Закон «Об общих началах предпринимательства в СССР». Проведена реорганизация банковской системы, созданы коммерческие и кооперативные банки, расширилось привлечение в экономику иностранных инвестиций. Появились фермерские и частные крестьянские хозяйства.
     Аграрная  реформа, проводимая с начала 90-х  гг., должна была решить несколько задач, в том числе:
    в экономической области - формирование эффективного устойчивого агропромышленного производства, обеспечивающего в рыночных условиях более высокие показатели уровня и эффективности производства, удовлетворяющие потребности страны в продуктах питания и сельскохозяйственном сырье при безусловном обеспечении продовольственной безопасности государства;
    в социальной сфере - создать условия для комплексного обустройства деревни и сельского развития, преодолеть разрыв в уровне жизни сельского и городского населения;
    в области экологии - обеспечить производство экологически чистого продовольствия.
      Вместе  с тем, приняв курс на рыночные преобразования, государство полностью самоустранилось  от регулирования экономических  процессов в сельском хозяйстве, и, как следствие, начатые в начале 90-х годов прошлого столетия реформы  привели к довольно плачевным  результатам: это и катастрофическое снижение объемов производства практически  во всех отраслях народного хозяйства, и гиперинфляция, и резкое увеличение внешнего и внутреннего долга страны, и падение уровня жизни населения и т.д.
      Так, по данным Госкомстата России и Минэкономики РФ, отраженным в таблице 1, спад ВВП России в целом за 1991-1998 гг. составил 39,6%. В 1992г. спад ВВП составлял 14,5% от уровня предыдущего года, в 1993 г. - 8,7%, в 1994 г. - 12,7%, в 1995 г. - 4,1%, в 1996 г. - 3,5 %. В 1997 г. экономический рост в стране составил   0,9%. Однако в 1998 г. он вновь сменился падением, которое по итогам составило 4,9% .
    Таблица 1 - Динамика ВВП, промышленного и сельскохозяйственного производства в России в 1991—1998гг., в процентах к предыдущему году
Показатель Годы
1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
ВВП 95,0 85,5 91,3 87,3 95,9 96,6 100,9 95,1
Объем промышленного производства 92,0 82,0 86,0 79,0 97,0 95,0 102,0 95,0
Объем сельскохозяйственного производства 95,5 90,6 95,6 88,0 92,0 94,9 101,5 86,8
 
      Кроме того, фактический объем продукции  сельского хозяйства в целом  по РФ в 1998 г. по сравнению с 1990г. снизился более чем наполовину, причем наиболее существенный спад произошел по животноводческим отраслям (60,5%).
      Сокращение  объемов производства происходило  как в результате снижения объемов  посевных площадей под отдельными сельскохозяйственными  культурами и сокращения поголовья  скота, так и за счет падения урожайности  и продуктивности.
      В результате продолжающегося спада  сельскохозяйственного производства страна все в большей степени  стала зависеть от импорта продовольствия.
      Самые быстрые темпы роста импорта  наблюдаются по продукции животноводства, отображенные в таблице 2. Так, с 1991 по 1998 г. импорт мяса и мясопродуктов увеличился более чем в 3,5 раза, а импорт молока только за 1995-1998 гг. - почти в 3 раза. В среднем за 1991-1998гг. на закупку продовольственных товаров за рубежом выделялось ежегодно более 10 млрд. долл.

Таблица 2 - Импорт основных видов сельскохозяйственной продукции

Виды  продукции Годы
1991 1995 1996 1997 1998
Мясо, тыс.т 294 710,3 858,4 1166 1050
Молоко, тыс.т - 77,7 75,4 126,9 230
Сахар, тыс.т 2296 3063,4 3149,7 3485 4000
Масло растительное, тыс.т 176 283,4 174,2 322,1 250
Зерно, тыс.т 25568 2710,6 3562 3343,8 1500
Сельскохозяйственная  продукция, всего, млрд. долл. 5,71 13,04 11,2 12,7 9,8
 
      Сложившееся кризисное  состояние предприятий  аграрной сферы за 1991-1998 гг. во многом определялось также диспаритетом цен  и несовершенством системы платежей и расчетов в экономике.
      Одна  из основных причин, приведших к  развитию кризисных процессов в  сельскохозяйственном производстве - это практически полный отказ государства от регулирования агропромышленного производства.
     Малоэффективными  оказались попытки поддержать село через механизмы кредитования сельхозтоваропроизводителей  для покрытия затрат на приобретение различных ресурсов, необходимых  для проведения сезонных трудоемких работ (весенний сев, заготовка кормов, уборка урожая).
      Вместе  с тем определенные положительные  изменения, происшедшие в период 1999-2001гг. в аграрном секторе (рост производства, некоторое улучшение финансового положения производителей), не приобрели устойчивого характера, поскольку продолжалось увеличение долгов сельскохозяйственных производителей, сохранялся диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленные ресурсы для села, продолжала возрастать изношенность парка сельскохозяйственных машин и оборудования, деградировали сельскохозяйственные угодья.
     В этой связи на сегодня, когда основные макроэкономические индикаторы свидетельствуют  о стабилизации и некотором экономическом  росте в целом экономики России, и аграрного сектора в частности, первоочередной задачей является разработка на макроуровне мероприятий по стабилизации социально-экономической ситуации и повышению эффективности и  устойчивости аграрных формирований.

1.2 Сущность, назначение и структура  АПК

 
 
          Современное сельскохозяйственное производство в значительной степени зависит от успешного функционирования целого ряда других отраслей народного хозяйства.
     Агропромышленный  комплекс, представляет собой совокупность отраслей народного хозяйства, связанных с развитием сельского хозяйства, обслуживанием его производства и доведением сельскохозяйственной продукции до потребителя. Агропромышленный комплекс России является крупнейшим народнохозяйственным комплексом.
     Термин  «агропромышленный комплекс» вошел  в оборот в середине семидесятых  годов, к этому времени он сформировался  как единое целое. Формирование агропромышленного  комплекса исторически вызвано  научно-технической революцией, проникновением ее достижений в сельское хозяйство, усилением связей сельского хозяйства  с промышленностью.
     По  западной традиции отрасли, связанные  с сельским хозяйством, называют агробизнесом.
     В создание конечной продукции агропромышленного  комплекса на различных стадиях  производства и обращения прямо  или косвенно участвует более 70 отраслей народного хозяйства. В состав АПК  входят только отрасли, технологически и экономически взаимосвязанные  и непосредственно участвующие  как в процессе производства, так  и в доведении конечной продукции  до потребителя. Соотношение отраслей, участвующих в производстве продуктов  питания и непродовольственных  предметов потребления, составляет отраслевую структуру агропромышленного  комплекса.
     Основными социально-экономическими целями развития АПК являются:
     - достижение устойчивого роста сельскохозяйственного производства;
     - решение продовольственной проблемы страны и приближение уровня потребления продуктов питания к научно обоснованным нормам;
     - удовлетворение спроса населения на непродовольственные товары из сельскохозяйственного сырья;
     - перестройка агропромышленного производства на преимущественно интенсивную форму развития, обеспечение опережающего роста производства конечной продукции;
     - улучшение использования ресурсного потенциала и повышение на этой основе эффективности производства;
     - изменение структуры внешнеторгового оборота в целях постепенного превращения страны в экспортера продовольственной продукции.
     Конечная  цель АПК коротко может быть сформулирована так: наиболее полное удовлетворение потребностей населения в продовольствии и  других товарах, вырабатываемых из сельскохозяйственного  сырья, при минимальных затратах труда и средств производства.
     Агропромышленный  комплекс включает в себя три основные сферы. Первая сфера состоит из отраслей, обеспечивающих агропромышленный комплекс средствами производства, а также занятых производственно-техническим обслуживанием сельского хозяйства.
     Во  вторую сферу АПК входят предприятия  и организации, непосредственно  занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции.
     В третью сферу АПК включаются отрасли  и предприятия, обеспечивающие заготовку, переработку сельскохозяйственной продукции и доведение ее до потребителя.
     В первую сферу АПК включаются: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для животноводства и кормопроизводства, продовольственное  машиностроение, производство специализированного  автотранспорта, мелиоративной техники, производство минеральных удобрений  и химических средств защиты растений, микробиологическая промышленность, капитальное  строительство в агропромышленном комплексе, ремонт сельскохозяйственной техники. Отрасли, входящие в первую сферу агропромышленного комплекса, призваны обеспечивать ресурсами процесс производства, создавать базу для индустриализации сельского хозяйства и способствовать нормальному функционированию всех звеньев комплекса. От их деятельности во многом зависит ритмичность, поточность и массовость производства сельскохозяйственной продукции и конечного продукта в целом.
     На  долю первой сферы агропромышленного  комплекса приходится почти 15% общего объема произведенной продукции, 13% производственных фондов и 22% численности  работников.
     Главной составной частью второй сферы АПК  является непосредственно сельскохозяйственное производство, в котором выделяют две основные отрасли — растениеводство  и животноводство.
     Сельское  хозяйство дает 95-96% производимого  в стране продовольствия, остальные 4-5% — продукция морей, рек, озер, лесов. Кроме того, сельское хозяйство  поставляет натуральное сырье —  шерсть, льноволокно, масло-семена различных  культур, сахарную свеклу и др. Продукция сельского хозяйства не может быть воспроизведена в других сферах или заменена другими видами продукции.
     Вторая  сфера агропромышленного комплекса  производит почти 48% конечной продукции. В ней задействовано свыше 68% производственных фондов и 60% численности работников.
     В третьей сфере АПК сосредоточены  пищевкусовая, мясная и молочная, рыбная, мукомольно-крупяная, комбикормовая  промышленности. В данную сферу частично включена легкая промышленность по переработке  сельскохозяйственного сырья. Отрасли  третьей сферы агропромышленного  комплекса обеспечивают первичную  промышленную доработку сельскохозяйственного  сырья, ее заготовку и хранение, а  также вторичную переработку  сырья и доведение его до готовности для реализации населению. Они осуществляют и доставку готовой продукции к местам хранения и реализации. Уровень жизни населения страны зависит от состояния и темпов развития агропромышленного комплекса и особенно третьей сферы — пищевой и перерабатывающей промышленности. На долю отраслей и предприятий третьей сферы агропромышленного комплекса приходится 38% от общего объема производства продукции, 19% всех производственных фондов и 18% численности работников.
     Таким образом, помимо сельского хозяйства  в АПК входят отрасли, которые  либо поставляют ему средства производства и оказывают услуги, либо заготавливают, перерабатывают его продукцию, производят готовые к потреблению продукты питания и непродовольственные  товары из сельскохозяйственного сырья  и доводят их до потребителя.[18]
     Современный уровень научно-технического прогресса  позволяет одному человеку, непосредственно  занимающемуся сельскохозяйственным производством, производить продукцию  для 60-70 человек. В России на одного среднегодового работника сельского  хозяйства приходится 15 жителей  страны, это следствие довольно низкой производительности труда в сельском хозяйстве, а также недостаточного развития третьей сферы и инфраструктуры АПК.

1.3 Государственное регулирование  в аграрной сфере

 
 
     В любой современной стране государство  играет весьма важную роль в функционировании и развитии национальной экономики. На сегодня практически невозможно представить себе не зависимую от государства рыночную экономику.
     Ученые, занимающиеся проблемами государственного регулирования экономики, подходят к данному явлению, как правило, c двух позиций. Одна группа исследователей рассматривает государственное регулирование как систему мер, то есть как явление и определяют государственное регулирование экономики следующим образом: «Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему законодательных, исполнительных и контролирующих мер, осуществляемых государством в целях обеспечения социально-экономического роста страны».
     Другая  группа ученых рассматривает государственное  регулирование экономики как  процесс и отмечает, что процесс государственного регулирования состоит из комплекса мер по обеспечению законов, вводимых государственными органами для поощрения или ограничения экономической деятельности путем установления цен, назначения стандартов и условий входа в отрасль.
     Но наиболее полное определение государственному регулированию дается в книге «Государственное регулирование рыночной экономики» (Кушлин В.И): государственное регулирование – «воздействие (прямое или косвенное) государственных органов управления на экономические процессы в обществе с целью достижения макроэкономической сбалансированности и обеспечения в целом нормального функционирования экономики» [9].
     В истории развития мировой цивилизации  были разные подходы к оценке роли государства в экономике. В их числе можно назвать меркантилизм, классический подход, марксизм, кейнсианство, монетаризм, неокейнсианство.
     Основной  экономической школой в период позднего средневековья была школа меркантилизма. Меркантилизм - воззрение, имевшее место  среди французских экономистов  XVIII века, суть которого состояла в том, что государство должно играть активную роль в экономической жизни страны в целях содействия богатству страны и короля.
     Сторонники  меркантилизма провозглашали необходимость  активного вмешательства государства  в экономику в целях пополнения государственной казны. Учитывая специфику  экономического развития в тот период, а именно то, что главный показатель богатства страны - количество золота, меркантилисты призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.
     В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно: свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.
     Кейнсианская  концепция получила распространение в 30-е годы XX века после экономического кризиса в США. При этом Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая денежно-кредитная политика, активная бюджетно-финансовая политика и прямое создание государством рабочих мест.
     Однако  в 70-е годы условия воспроизводства  резко ухудшились. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.
     Трансформация модели государственного регулирования  заключалась в отказе от воздействия  на воспроизводство через спрос  и использовании вместо этого косвенных мер воздействия на предложение. В соответствии с этой теорией государство должно «обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства».
     Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Пoэтому сторонники невмешательства в экономику предложили осуществление антиинфляционных мероприятий (на базе рекомендаций монетаристов) и предоставление налоговых льгот предпринимателям.
     Согласно  неоклассической теории монетаристов государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам. В основу монетаристского подхода, существующего в рамках неоклассической теории, положен постулат о жесткой связи предложения денег и скорости их обращения с объемом производства и уровнем цен.
     Неокейнсианцы - сторонники экономической теории, утверждающей, что циклические колебания и инфляция вызываются изменениями в совокупных расходах и предложении денег. Неокейнсианцы выступают за активную стабилизационную политику с предпочтительным использованием инструментов бюджетно-налогового регулирования .
     Нельзя  сомневаться в том, что такая множественность теоретических воззрений на роль государства в экономике обусловлена, прежде всего, отсутствием целостного концептуального представления о происходящих в экономической жизни явлениях, преобладанием эмпирического подхода к выработке научных обобщений экономических процессов.
     Объективная возможность государственного регулирования  экономики появляется с достижением  определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость реализации государственного регулирования экономики  заключается в нарастании проблем, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики.[20]
     Следует подчеркнуть, что государственное  регулирование распространяется в  той или иной степени на все  отрасли народного хозяйства. Весьма значимую роль оно играет в развитии именно аграрного сектора по ряду объективных и субъективных причин.
 


2 СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

2.1 Анализ развития аграрной сферы  в современной мировой экономике

 
 
     Сельское  хозяйство является одним из ключевых секторов экономики и основным работодателем  в развивающихся странах. За последние 30 лет, однако, многие из этих стран  вынуждены были ограничить экспорт  продовольствия. Частично это было вызвано стремительным ростом их населения, для которого требуется  все больше продуктов. Другими факторами, которые негативно влияют на сельскохозяйственное производство, являются политическая нестабильность, гражданские войны  и природные катаклизмы, такие  как засухи и наводнения.
     Цены  на сельскохозяйственную продукцию, производимую в развивающихся странах, относительно цен на промышленные товары также  неуклонно понижаются. Хотя существуют долгосрочные контракты, устанавливающие  цепы на такие продукты, как какао, сахар и кофе, их основной задачей  является скорее предотвращение колебаний  цен, чем повышение относительной  стоимости сельхозпродукции.
     В результате действия совокупности этих факторов, а также высоких уровней  урожаев в развитых странах, последние  доминируют в международной торговле сельхозпродукцией. На развитые страны приходится более 70% мирового сельскохозяйственного  импорта и около 60% экспорта. Ведущими экспортерами сельхозпродукции являются США. страны ЕЭС, Австралия и Канада. Главные импортеры - это ЕЭС, США  и Япония. Основное место в мировой  торговле занимают зерновые продукты. Хотя рис является второй по значению зерновой культурой, на мировые рынки попадает относительно небольшое его количество. Это происходит потому, что Китай и Индия, ведущие производители риса и самые населенные мире государства, нуждаются во всем производимом ими рисе для нужд своего быстро растущего населения.
     В результате пшеница, выращиваемая как  в развитых, так и в развивающихся  странах, является основным сельскохозяйственным товаром в мировой торговле.
     Чтобы встретить демографический взрыв  последних 30 лет во всеоружии, было сделано немало для увеличения сельскохозяйственного  производства в развивающихся странах, где урожайность обычно ниже, чем  в странах с развитой экономикой. В Пакистане, например, в 3,5 раза больше пастбищ и в 1.5 раза больше коров, чем в Висконсине, лидирующем по производству молока штате США. Но производит Пакистан в четыре раза меньше молока, чем Висконсин. Для повышения  эффективности молочного сектора  Пакистану нужны высокоудойные  коровы. Добиться этого можно только путем селекции.
     В 1960-х годах началась масштабная международная  кампания, известная под названием "зеленая революция". Ее результатом  стили расширение сортового разнообразия традиционных культур и рост урожайности  в развивающихся странах.
     Но  новые сорта вызвали и проблемы. В частности, им нужно больше удобрений, чем старым, и они более уязвимы  для вредителей и болезней. В результате требуется намного больше пестицидов, что создает угрозу для окружающей среды.
     В некоторых регионах введение новых  сортов растений приводит к социальным проблемам: крупные землевладельцы в большей степени выигрывают от "зеленой революции", чем  бедные фермеры, которым скромные доходы от крохотных участков не позволяют  применять необходимые удобрения  и пестициды.
     Еще одна проблема, стоящая перед сельскохозяйственным сектором, заключается в том, что  большинство пригодных земель уже  используется.
     Использование новых, маргинальных земель (т.е. тех, чье качество не сулит большой прибыли), которые могут быть присоединены главным образом за счет вырубки лесов и распашки склонов холмов, создает экологический риск, в частности, из-за угрозы почвенной эрозии. На самом деле, эта угроза уже реально существует в отношении очень большого количества пахотных и пастбищных земель.
     В начале 90-х годов ФАО (Продовольственная  и сельскохозяйственная организация  ООН) подсчитала, что в течение  следующих 35 лет эрозия, высокая  соленость почв в результате неправильного  водопользования на орошаемых землях и просто нехватка воды могут вывести  из производственного цикла до 2,45 млн. кв.км земли.
     Чтобы достойно принять вызов реалий XXI века, мировое сельское хозяйство должно повсеместно перейти на научное управление земельными ресурсами, а достижения науки и техники сделать доступными для всех стран и производителей. Земледельцы, собирающие урожай, которого едва хватает на пропитание, составляют большую часть малоимущих планеты. В то же время, методы ведения натурального хозяйства вредят природе гораздо меньше применяемых в современном сельхозпроизводстве.

2.2 Оценка состояния аграрной сферы  в России

 
 
     От  состояния агропромышленного комплекса  во многом зависит развитие экономики  страны, ее национальная безопасность, жизненный уровень населения. В России в сельском хозяйстве и пищевой промышленности работает каждый пятый занятый в сфере материального производства, удельный вес этих отраслей в ВВП составляет около 9%, на долю продовольственных товаров приходится 46% общего объема розничного товарооборота. В сельской местности проживает 27% населения страны. Сельское хозяйство является потребителем продукции многих отраслей промышленности и сферы услуг, обеспечивая занятость миллионов трудоспособного населения.[6]
     АПК в современной России имеет множество  важных и острых проблем, например, из года в год уменьшается поголовье крупного рогатого скота, в том числе и коров. В результате снижаются возможности наращивания производства мяса и молока. Финансово-экономическое положение сельскохозяйственных предприятий животноводства остается сложным. Неконтролируемый, экономически необоснованный рост цен на энергетические ресурсы, машины и оборудование, используемые в животноводстве, негативно влияет на себестоимость продукции. Некоторый рост цен на реализуемую продукцию не компенсирует сделанных затрат. В результате в целом по стране производство продукции животноводства продолжало оставаться убыточным, за исключением молока, при производстве которого цена реализации за 1 ц незначительно выше его себестоимости. Однако это не позволяет получать достаточную прибыль для того, чтобы развивать эту отрасль. Что касается производства мяса крупного рогатого скота, свинины, овец и птицы, а также шерсти, то здесь затраты значительно выше, чем цена реализации продукции. И такое положение остается, к сожалению, стабильным на протяжении многих лет. Нерентабельное производство мяса всех видов, предельно малая выручка от реализации молока вынуждают сельскохозяйственные предприятия, которые производят 50% объема скота и птицы, около 60% молока, сокращать поголовье скота. Причем эта тенденция носит устойчивый характер на протяжении последних 14 лет. Эти данные представлены в таблице 3: 

     Таблица 3 - Поголовье скота и птицы в хозяйствах всех категорий (на конец года) (млн. голов)
Поголовье 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Крупный рогатый скот Из них коровы
Свиньи
Овцы и козы
Птица
57,0 20,6
38,3
58,2
660,0
27,1 12,2
16,0
15,3
343,0
26,5 11,8
17,3
16,1
341,5
24,8 11,0
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.