На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовые правоотношения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     1. Понятие, признаки, особенности, структура  и виды финансовых  правоотношений.
     Финансовые  правоотношения  - урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают носителями юридических прав и обязанностей, реализующих содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов. (Додонов В.Н. и др. Финансовое и банковское право: Слов.-справ.-М., 1997). Как и любое другое правовое отношение, финансовое правовое отношение возникает между определенными субъектами по поводу конкретного объекта и имеет содержание, раскрывающееся через соответствующие права и обязанности его участников. Отражая общий характер, присущий любому правовому отношению, финансовое правовое отношение имеет и специфические признаки, обусловленные особенностью сферы их возникновения.
       Финансовые правоотношения отличаются тем, что они: а) возникают в процессе финансовой деятельности государства; б) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, или местный орган государственной   власти; в) всегда возникают по поводу денег — денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.д.
     Эти три отличительные черты, рассматриваемые  в их совокупности, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений.
     Основная  особенность, которая определяет и другие отличительные черты финансовых правоотношений, заключается в том, что они возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных (а также муниципальных) денежных фондов и доходов, т.е. в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.
     С этим связана и другая их особенность: финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных, так как возникают по поводу денежных средств, точнее - финансовых ресурсов государства. Такой объект правоотношений налицо, например, при возникновении их между государством и предприятиями в случаях внесения обязательных платежей в бюджет или, напротив, при получении из него ассигнований; при оказании финансовой помощи органом государственного управления подведомственным организациям между Центральным банком РФ и Правительством РФ при использовании банковского кредита для покрытия бюджетного дефицита; между государством и гражданами в связи с уплатой налогов и т.д.
     Урегулированные нормами финансового права отношения  процедурного характера, связанные с использованием определенных форм и порядка деятельности, также обеспечивают движение финансовых ресурсов. Еще одна особенность финансовых правоотношений состоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает государство или его уполномоченный орган, органы местного самоуправления. Это обусловлено тем, что само государство в интересах общества осуществляет финансовую деятельность: организует поступление денежных средств в различные государственные денежные фонды, распределяет и использует их на социально-экономические программы и другие общественно необходимые потребности. При этом государственные органы наделены властными полномочиями: они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками финансовых правоотношений - предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами, находящимися в подчинении государственных органов.
     Однако  государственные органы, выступая в  финансовых правоотношениях от имени государства, имеют не только право властных предписаний, но и обязанности, связанные с правами других участников финансовых правоотношений.
     Права всех участников финансовых правоотношений находятся под защитой государства, реализация их, как и выполнение финансовых обязанностей, обеспечивается его принудительной силой. Для финансовых правоотношений должны быть налицо все рассмотренные специфические черты в комплексе, характеризующие финансовые правоотношения как государственно-властные имущественные (денежные) отношения.  
(Додонов В.Н. и др.
Финансовое и банковское право: Слов.-справ.-М., 1997). Субъекты финансового правоотношения. Следует различать понятие “субъект финансового права” и “субъект (или участник) финансового правоотношения”
     Субъект финансового права — это лицо, обладающее правосубъектностью, то есть потенциально способное быть участником финансовых правоотношений.
     Субъект финансового правоотношения — это  реальный участник конкретных правоотношений.
     Юридические права и обязанности в сфере  финансовой деятельности принадлежат  субъектам финансового права
     Субъектами  финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане), юридические  лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования. Особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из субъектов этих отношений обязательно должен быт, соответствующий орган государственной власти (либо государственное или муниципальное образование в целом).
     Финансовое  правоотношение не может возникнуть между физическими лицами (гражданами); между физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами. Субъектный состав финансового правоотношения определяется видом финансового правоотношения.
     Финансовые  правоотношения можно классифицировать по ряду оснований.
     А). По материальному содержанию они  делятся, в зависимости от подотрасли, раздела,  института финансового права, на следующие виды:
     бюджетные правоотношения;
     налоговые правоотношения;
     неналоговые правоотношения;
     финансовые  правоотношения в области государственного кредита;
     финансовые  правоотношения в области страхования;
     правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;
     финансовые  правоотношения в области банковской деятельности;
     финансовые  правоотношения, возникающие в области  денежного обращения и расчетов;
     валютные  правоотношения.
     Б). По субъектам финансового правоотношения делятся на:
     возникающие между органами государственной  власти; между органами государственной власти и управления общей компетенции;
     между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;
     между предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;
     между финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;
     между финансовыми органами и гражданами;
     между самими финансово-кредитными органами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Стадии бюджетного  процесса.

     Государственный бюджет является одним из важнейших  звеньев финансовой системы страны. Через бюджет производится мобилизация финансовых ресурсов государства и расходование на цели, определяемые государством в лице соответствующих органов государственной власти.

     Согласно  статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет является формой образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.   

     Бюджетный процесс – регламентированная нормами  процессуального бюджетного права  деятельность государства по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению и заключению, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчёта об его исполнении.

     Весь  бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процесса, которые последовательно сменяют одна другую.  В частности это стадии:
    Составления.
    Рассмотрения.
    Утверждения.
    Исполнения и заключения.
    Составления и утверждения отчёта об исполнении.
     Сам бюджет действует в течение одного года с 1 января по 31 декабря, то есть финансовый (бюджетный) год на территории Российской Федерации длится 12 месяцев. Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.
     Стадии  бюджетного процесса следуют строго последовательно, и этот порядок  изменению не подлежит.
    Стадия составления проекта бюджета
     Эта стадия начинается с послания Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации, которое в соответствии с новым Бюджетным кодексом РФ должно поступить в Федеральное собрание не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.
     Затем составлением бюджета занимается Правительство России и соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
                  Составление бюджета основывается  на:
    бюджетом послании Президента России;
    прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год;
    основных  направлениях бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год;
    прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории;
    плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год (пункт 3 статьи 172 БК РФ).
     Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, а также прядок работы над документами и материалами, обязательными для представления одновременно с проектом федерального бюджета определяются Правительством России (часть 3 пункта 1 статьи 184 БК РФ).
     Всю практическую работу по составлению проекта федерального бюджета осуществляет Министерство Финансов РФ.
    Стадия рассмотрения и утверждения бюджета
     Правительство Российской Федерации, правительства  субъектов РФ и органы местного самоуправления (муниципальных образований) выносят уточнённый проект бюджета на рассмотрение в соответствующий представительный орган. По всем финансовым вопросам, и в частности для работы с бюджетом, органы представительной власти разных уровней образуют специальные комитеты и комиссии.  По закону «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» комитеты и комиссии Федерального собрания должны провести постатейное рассмотрение представленного проекта бюджета и вынести по нему сводное заключение. В настоящее время порядок рассмотрения бюджета в четырёх чтениях закреплён в статье 196 Бюджетного кодекса России.
     В статье 192 Бюджетного кодекса закреплено, что Правительство вносит в Государственную Думу  проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 15 августа текущего года. При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете Российской Федерации Государственная Дума обсуждает его концепцию и прогноз социально-экономического развития России на следующий год - основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчёты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, проект программы государственных внешних заимствований России в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета и (или) погашения государственного долга, а также основные характеристики федерального бюджета.
     Принятый  Государственной Думой закон  о федеральном бюджете на очередной год передаётся на рассмотрение Совету Федерации в течение пяти дней после его принятия.
     Совет Федерации рассматривает федеральный  закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 14 дней со дня предоставления его Государственной Думой, при этом закон не является  предметом одобрения и голосуется  в целом.  
     Одобренный  Советом федерации закон в  течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для его подписания и обнародования.
3)Стадия исполнения бюджета
     Практически бюджет исполняется специальными субъектами – участниками бюджетных правоотношений, которые называются:
    главный распорядитель бюджетных средств;
    распорядитель бюджетных средств;
    получатели бюджетных средств.
     Главный распорядитель средств федерального бюджета – орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным  распорядителям и получателям бюджетных средств, определённый ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.
     Распорядитель бюджетных средств – орган  государственной власти или орган  местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.
     Получатель  бюджетных средств – бюджетное  учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
     Исполнить бюджет, значит обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспечить финансированием все запланированные по бюджету расходы.
     Правительство Российской Федерации по согласованию с правительствами республик в составе России и органами исполнительной власти других национально-государственных и административно-территориальных образований устанавливают порядок исполнения бюджетов. Исполнение бюджета обеспечивает в установленном порядке министерство финансов России, вся система органов управления финансами Российской Федерации. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной и представительной власти осуществляют корректировку бюджетных назначений с учётом динамики цен и поступлений доходов в федеральный бюджет, осуществляют контроль за исполнением федерального бюджета и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям.
     В настоящее время Российская Федерация  полностью перешла на казначейскую систему исполнения федерального бюджета. Государственный фонд денежных средств почти полностью контролируется государством.
     Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета, в Главной книге Федерального казначейства. Оно также ведёт сводный реестр получателей средств федерального бюджета.
     В целях перехода на казначейскую систему  исполнения бюджетов всех уровней в Федеральном законе «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 10 сентября 1997 года было закреплено положение о том, что в целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета представительный орган местного самоуправления вправе создавать муниципальное казначейство за счёт средств местного бюджета.
     Данное  положение закреплено в статье 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации, где записано: «В Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счёт бюджетных средств и от имени и по поручению бюджетных учреждений».
     Завершается работа по исполнению бюджета, и это  касается бюджетов всех уровней, 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают своё действие также 31 декабря. Принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено Федеральным казначейством 28 декабря. До 31 декабря включительно Федеральное казначейство обязано оплатить принятые и подтверждённые бюджетные обязательства. Счета, используемые для исполнения федерального бюджета, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.
     После завершения операций по принятым бюджетным  обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счёте федерального бюджета подлежит учёту в доходах федерального бюджета наступившего финансового года в качестве остатка средств.        
    Отчёт об исполнении бюджета.
     Бюджетный процесс завершается составлением и утверждением отчёта об исполнении бюджета. Отчёты об исполнении федерального и консолидированного бюджетов за истекший год составляет министерство финансов Российской Федерации и представляет их в Правительство России.
     Отчёт об исполнении бюджета составляется финансовыми органами на основании  ведущегося ими через органы казначейства учёта исполнения бюджета и отчётов учреждений и организаций, кредитных учреждений, участвующих в исполнении бюджета.
     Правительство России ежегодно в мае следующего за отчётным года представляет Федеральному собранию отчётный доклад и отчёт об исполнении федерального бюджета Российской Федерации за прошедший финансовый год.
     Отчёт об исполнении бюджета составляется финансовыми органами, а затем представляется исполнительным органам власти, которые представляют его представительным органам власти. Исполнительный орган власти представляет соответствующему представительному органу власти отчёт об исполнении бюджета в установленный срок.
     Отчёт об исполнении бюджета должен составляться по всем основным показателям доходов  и расходов в установленном порядке с необходимым анализом исполнения доходов (в том числе по обеспечению уровня закреплённых доходов) и расходования средств.
     Исполнительные  органы власти республик в составе  Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краёв, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга представляют отчёты об исполнении соответствующих консолидированных бюджетов в Министерство финансов Российской Федерации и Государственный комитет РФ по статистике, которые кладут эти отчёты в основу для разработки бюджета на следующий год.
     В случае принятия решения об исполнении или отклонении проекта бюджета  и отчёта об его исполнении в средствах  массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения.
     Отчёты  по бюджету публикуются в течение  года в специальных статистических сборниках.   

     3. Государственные займы: понятие и виды.
     Государственный займ – форма привлечения на определенный срок денежных средств в бюджет государства.
     Наряду  с эмиссией денег правительством государственный заем является основным источником покрытия бюджетного дефицита. Можно сказать, что, когда у государства не хватает денег для осуществления всех запланированных им расходов, оно берет недостающие денежные средства в долг у населения, кредитно-финансовых учреждений, а также у правительств зарубежных стран. По истечении срока заема государство должно возвратить заимодавцам сумму заема и причитающиеся проценты. Общая сумма всех еще не погашенных займов и не выплаченных по ним процентов составляет величину государственного долга.
     Виды  и формы государственных займов
     1. Государственные займы по отношению  к заемщику подразделяются на:
    займы Правительства РФ;
    займы Национального Банка РФ;
    займы местных исполнительных органов.
     2. По рынкам ссудного капитала  государственные займы делятся  на:
    внешние государственные займы (размещаемые внутри страны);
    внутренние государственные займы (размещаемые внутри страны).
     3. По форме заимствования государственные  займы делятся на:
    выпуск государственных эмиссионных ценных бумаг;
    заключение договоров займа.
      4. Государственные эмиссионные ценные  бумаги по сроку действия подразделяются на:
    краткосрочные со сроком обращения до 1 года;
    среднесрочные со сроком обращения от 1 года до 5 лет;
    долгосрочные со сроком обращения свыше 5 лет.
     Внутренние  займы обычно оформляются путем  выпуска и размещения государственных  ценных бумаг (прежде всего облигаций) среди населения, коммерческих банков и других финансовых учреждений. В  отличие от денежной эмиссии, усиливающей развитие процессов инфляции, продажа облигаций рассматривается как неинфляционное финансирование бюджетного дефицита. Покупатели облигаций внутреннего государственного заема финансируют правительство, получая в свою очередь гарантированный доход в виде установленного процента, выплачиваемого им правительством с определенной периодичностью (например, ежегодно) в течение срока погашения облигаций (например, в течение 10 лет). В нашей стране практиковались так называемые выигрышные заемы, доход от которых выплачивался держателям облигаций в форме выигрыша. Внешние займы - это займы, реализуемые на иностранных денежных рынках или предоставляемые иностранными правительствами либо международными организациями (например, Международным валютным фондом). Эти займы осуществляются на безоблигационной основе, т.е. без выпуска и размещения облигаций. Наиболее привлекательными для страны являются при внешнем финансировании займы на льготных условиях, т.е. предоставляемые под достаточно низкую процентную ставку и с большим сроком погашения (свыше 10 лет). В большинстве развитых стран на величину государственных займов в законодательном порядке устанавливается лимит для ограничения бесконтрольного роста государственного долга.
     Отдельно  нужно сказать о государственных облигациях (их ещё называют «облигации государственного займа»). Эти ценные бумаги выпускает правительство страны и распространяет внутри страны и за рубежом. Это как бы кредит, который берёт само государство для своих нужд. Разумеется, чем богаче и стабильнее государство, тем охотнее ему выдают кредиты и покупают его облигации. Поэтому США – это страна, имеющая самый большой в мире суверенный государственный долг. Многие страны мира (включая Россию) держат средства своей государственной казны в ценных бумагах правительства США. Чем эффективнее может государство распорядиться взятыми в кредит деньгами, тем выгоднее брать в кредит. И наоборот, если государство (как современная Россия, например) не может окупить проценты по кредиту, то займы становятся тяжкой обузой для государственного бюджета.
     Государственный заем (заимствование) – это передача в собственность государства денежных средств, которые государство обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа. Займы используются для долгового финансирования бюджетного дефицита. Выпускать их может как федеральное правительство, так и региональные администрации, а также местные органы власти. К государственным заимствованиям относятся займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства государства как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками.
     Государство может прибегать к займам, как в условиях стабильной ситуации, так и при возникновении экономических проблем. Каждый заем предполагает его обоснование и организационную подготовку. Экономическое обоснование включает в себя оценку затрат, связанных с размещением займа, его обслуживанием (выплатой процентов) и погашением; сопоставление различных вариантов заимствований; расчет их эффективности, сравнение затрат с ожидаемыми выгодами от использования средств. Наибольшую трудность представляет оценка выгод, поскольку они имеют не только экономическую, но и социально-политическую составляющую, не всегда поддаются количественному измерению и распределены во времени.
     Организационная подготовка займа предполагает, что  государство должно создать систему  управления привлеченными средствами. Для этого определяется генеральный агент по его обслуживанию, который в дальнейшем будет осуществлять операции по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате процентов по ним. Для федерального правительства эти функции обычно выполняет центральный банк и его учреждения. Генеральный агент действует на основе соглашений, подписанных с тем органом исполнительной власти, который осуществляет эмиссию государственных обязательств. Взаимодействуя с другими агентами, он создает сеть по распространению государственных ценных бумаг. В России Центральный банк осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.
     В зависимости от того, в какой валюте выражены те или иные государственные заимствования, они подразделяются на внешние и внутренние. Внешние заимствования выражены в иностранной валюте,  
внутренние – в рублях. Осуществлять внешние заимствования от имени Российской Федерации может Правительство либо уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти. Субъекты федерации, которые не получают финансовой помощи на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, также имеют право на внешние заимствования. Муниципальные образования вправе осуществлять только внутренние займы.

     Инструментом  заимствований является выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг. В зависимости от целей размещения займа ценные бумаги могут быть предназначены для продажи, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Эмиссия осуществляется в соответствии с законом о бюджете, программой внутренних и внешних заимствований. При ее проведении необходимо учитывать ограничения, установленные Бюджетным кодексом для объема дефицита бюджета, государственного и муниципального долга
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.