На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Банковская система в период экономической нестабильности (мировой финансовый и экономический кризис)

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение  3
1. Банковская  система: функции и роль.    1.1. Понятие и сущность банковской системы
4
   1.2.Функции и роль банковской системы 9
Глава 2. Банковская система в период экономической  нестабильности (мировой финансовый и экономический кризис)     2.1. Основная сущность мирового финансового и экономического кризиса и его влияние на Россию
11
    2.2 Проблемы рефинансирования коммерческих банков в условиях экономического кризиса 15
3. Предложения  по формированию мероприятий  по преодолению кризиса банковским сектором. 18
Заключение 24
Список  литературы 26
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение 

     Банковская  система государства играет важнейшую  роль в функционировании экономического механизма. Банковская система представляет собой по сути «систему кровообращения» экономики, обеспечивает регулирование общей денежной массы, контролирует движение финансовых потоков, осуществляет аккумулирование и инвестирование денежных ресурсов, проведение взаиморасчетов между экономическими субъектами, кредитование различных отраслей экономики и населения.

     В начале 90-х годов в России было начато создание подобной банковской системы. В течение ряда лет российская банковская система достаточно динамично  развивалась, увеличивался размер банковского  капитала, расширялась филиальная сеть и спектр предлагаемых услуг, появился ряд крупных коммерческих банков и финансово-промышленных групп. Кризисная ситуация в экономике, сложившаяся в 1998-м году показала, насколько несовершенной и не приспособленной к закономерностям рыночной экономики оказалась банковская система в России. Кризис в экономике и прежде всего, в финансовой сфере, назревавший несколько лет, за несколько недель лета-осени 1998 года привел к обвальному падению курса национальной валюты, резкому витку инфляции и ухудшению уровня жизни подавляющей части населения. Кризисные явления в банковской системе привели ее к практически полной стагнации, что, соответственно, отразилось на всех остальных отраслях экономики. После кризиса 1998 года наступил период подъема и развития, когда банковская система раскрывалась и предлагала своим потенциальным клиентам все новые и новые продукты, высокие процентные ставки по вкладам, низкие процентные ставки по кредитам и т.д.

     Современный экономический кризис является звеном в цепочке кризисов, но он отличается своей глубиной и размахом, поскольку захватил практически весь мир.
     Экономический кризис негативно повлиял на динамику активов российских банков. Очень ярко выражены проблемы связанные со снижением ликвидности и доверием со стороны потенциальных клиентов, так как некоторые банки не могут в полной мере исполнять свои обязательства перед ними.
    На  сегодняшний день наиболее актуальным становится вопрос о роли и месте  банковской системы в функционировании национальной экономики.
    Таким образом, мы можем говорить, что исходя из истории, Российским банкам необходимы, выработать механизмы по преодолению  кризиса и посткризисных явлений.
 

     1. Банковская система: функции и роль. 

    1.1. Понятие и сущность банковской системы 

     Среди экономистов нет единой точки зрения по поводу понятия и сущности банковской системы. Но этот вопрос имеет основополагающее значение. В европейской практике банковская система часто понимается как совокупность различных видов банков и банковских институтов, выполняющих функции кредитования и приема вкладов. В практике США под банковской системой понимается тип, структура и метод функционирования банков штата или страны в целом1.
     Многие  российские специалисты считают, что  банковская система включает банки и все экономические организации, выполняющие банковские операции, а также специализированные организации, которые не осуществляют банковских операций, но обеспечивают их деятельность. Будучи частью экономической системы, банковская система отражает экономические отношения и связи в обществе. Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.
     Целесообразно различать понятие «банковская  система» в узком и широком смысле.
     Банковская  система в узком смысле представляет собой совокупность элементов самой  банковской системы (таблица 1).
Таблица 1
Элементы  банковской системы в узком смысле
Уровень анализа Элементы банковской системы
Макроуровень Центральный банк страны Орган банковского надзора
Иные  органы банковской системы, действующие  на макроуровне
Микроуровень Банки Небанковские  кредитные организации
     При таком подходе внимание акцентируется  на структурной модели банковской системы, а эффективность взаимодействия этих элементов, их целесообразность, достаточность, соподчиненность взаимодействие банковской системы с другими системами отходят на второй план. Ключевую роль в развитии банковской системы играют центральный банк страны и коммерческие банки, а также небанковские кредитные организации. Назначение узкого подхода к понятию «банковская система» состоит в том, чтобы методологически верно построить структурную модель банковской системы в соответствии со стратегическими целями развития страны. Такой подход к понятию «банковская система» считается традиционным  и наиболее употребительным.
     Банковская  система в широком смысле представляет собой сложную органическую систему, которая состоит из совокупности элементов с учетом их достаточности  и взаимодействия и является саморазвивающимся целым. В процессе своего развития проходит последовательные этапы усложнения и дифференциации в определенный исторический период. Банковская система тесно взаимодействует с внешней средой как единое целое, одновременно выступая как подсистема более общего образования – финансовой системы страны.
     Широкий подход к понятию «банковская  система» представлен в разных аспектах:
     - институциональном – через взаимосвязь  элементов банковской системы;
     -функциональном  – через соподчиненность банковской системы с системами более высокого порядка2.
     При трактовке банковской системы в  широком смысле институциональная  структура банковской системы представляется вторичной по отношению к внутренним и внешним взаимосвязям банковской системы, так как эти взаимосвязи определяют поведение банковской системы. Широкий подход к понятию представляет возможность классифицировать банковскую систему по различным критериям.
     Банковские  системы используются для решения  текущих и стратегических задач:
     - обеспечения экономического роста;
     - регулирования инфляции;
     - регулирования платежного баланса3.
     Характерная черта банковской системы – это  ее достаточно широкая специализация. В настоящее время существуют центральные (эмиссионные), коммерческие, инвестиционные, сберегательные, ипотечные и другие банки.
     Современная модель банковской системы состоит из двух уровней.
     Первый  уровень банковской системы представлен  центральным банком страны, Центральный  банк во всех странах – эмиссионный  банк, особый орган государственного управления и экономической политики. Центральный банк является самостоятельной, но подконтрольной государству кредитной организацией, обеспечивающей осуществление денежно-кредитной политики и эффективное функционирование банковской системы страны.
     Кроме того, во многих странах к первому уровню банковской системы (условно) относится то или иное ведомство по контролю над банками. Следует отметить, что ни парламент, ни министерство финансов (казначейство), ни ведомства по контролю над банками не относятся к банковской системе, однако оказывают на ее деятельность определенное влияние. Так, например, в США – это Федеральная корпорация страхования депозитов, в Германии – Федеральное ведомство по контролю над банками, во Франции – Национальный кредитный совет, Комитет кредитных учреждений и Банковская комиссия и т.п.4
     Второй  уровень банковской системы обычно состоит из следующих институтов:
    «Государственные» банки – кредитные учреждения с контрольным пакетом в акционерном капитале, принадлежащим государству. Эти кредитные институты осуществляют банковскую деятельность под более жестким контролем государства и обладают высокой гарантией надежности, а потому пользуются высоким уровнем доверия.
    Универсальные коммерческие банки – кредитные учреждения, которые осуществляют все или почти все банковские операции. Они доминируют в основных западно-европейских странах. Сочетая коммерческую и инвестиционную деятельность, они более устойчивы, чем специализированные.
    Специализированные коммерческие банки осуществляют один или несколько видов банковской деятельности. Различают функциональную, отраслевую, территориальную и технологическую специализации.
     Среди специализированных банков большое  значение имеют инвестиционные банки, которые выполняют функцию организации  эмиссии и размещения ценных бумаг. Свои ресурсы они формируют путем выпуска собственных ценных бумаг. Инвестиционные банки могут выступать в роли андеррайтеров. При этом они берут на себя размещение ценных бумаг фирмы полностью или частично за соответствующее вознаграждение и несут соответствующие риски. Инвестиционный банк может предоставлять кредиты фирмам и государству, но не принимает вкладов и не проводит расчетно-кредитных операций.
     Сберегательные  банки аккумулируют сбережения населения  и предоставляют ссуды на потребительские нужды. Они могут быть как частными, так и государственными. Эти банки работают главным образом со средним классом и малообеспеченным населением.
     Ипотечные банки специализируются на предоставлении кредитов под залог недвижимости. Формирование ресурсов этих банков происходит посредством выпуска долгосрочных ценных бумаг – закладных листов, обеспеченных недвижимостью, заложенной по договору ипотеки. Ипотечные банки функционируют в условиях государственного покровительства и поддержки, что значительно снижает кредитные риски.
     Инновационные банки кредитуют долгосрочные программы, связанные с научными исследованиями. При этом эксперты банка определяют перспективность инновационного проекта  и на основе этого определяют размер ссуд, условия предоставления и сроки погашения. Особым типом инновационных банком являются венчурные банки, которые создаются для кредитования особо рискованных научно-технических проектов.
     Отраслевые  специализированные банки – их целью  является стимулирование развития определенных отраслей или сфер экономики. Эти банки, как правило находятся под покровительством государства, получая при этом значительную поддержку.
    Небанковские кредитные организации – это кредитные учреждения, осуществляющие одну или несколько банковских операций, составляющих совокупность признаков банка, но не в полном комплексе. Они характеризуются особой формой организации: как правило, на кооперативных началах. В число пайщиков могут входить жители конкретной местности, города, предприятия.
     В настоящее время особое развитие небанковские кредитные организации получили в США, где объединяют большую группу кредитно-финансовых институтов. Важнейшими из них являются финансовые компании, инвестиционные компании, пенсионные фонды, сберегательные учреждения, страховые компании, ломбарды5.
     Банковская  система является составным и  исключительно важным элементом  систем более высокого порядка –  финансовой и экономической. Основное внимание следует сосредоточить  на характерных особенностях банковской системы, принципиально отличающих ее от других систем:
    денежные обязательства банковского сектора оказывают существенное воздействие на совокупные номинальные денежные расходы в экономике и тем самым сказываются на значениях конечных целевых показателей экономической политики – темпах экономического роста, уровне инфляции и состоянии платежного баланса;
    данные по банковскому сектору обычно оказываются более доступными даже в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, чем объясняется их исключительная ценность для проведения своевременного экономического анализа и текущего наблюдения за ходом реализации мер финансовой политики;
    в странах с недостаточно развитыми финансовыми рынками на банковскую систему приходится подавляющая часть всех финансовых активов и обязательств в экономике, даже принимая во внимание тот факт, что в финансовой посреднической деятельности таких стран часто значительную роль играет неорганизованный финансовый рынок.
     Конкурентоспособность национальной экономики в значительной степени влияет на банковскую систему. Это влияние может быть как прямым, так и опосредованным. Конкурентное преимущество банковской системы может заключаться в меньших издержках при производстве банковских продуктов. Вопросы определения конкурентоспособности банковской системы конкретной страны решаются исходя из конкретных условий и временного периода6.
     Существую различные подходы к рассмотрению сущности банковских систем, но основным является системный подход, который  требует рассмотрение банковской системы  как системы взаимосвязанных  и взаимозависимых элементов – структуры, технологии и т.п.
     Исходя  их этого, банковская система представляет собой комплекс элементов, рассматриваемых  как единое целое – банков, небанковских кредитных организаций, а также  связей и взаимоотношений между  ними. Как уже было сказано ранее, находясь в единстве с внешней средой, сама банковская система является элементом более высокого порядка. Но для того чтоб ей являться таковой, необходимо удовлетворять некоторым условиям:
    наличие устойчивых и целенаправленно формируемых внутренних взаимосвязей, в результате чего обеспечивается бесперебойность денежных расчетов;
    цели развития банковской системы должны обеспечивать выполнение стратегии развития системы более высокого порядка;
    институциональная структура ограничена и едина, направлена на выполнение общих функций;
    эффективная и бесперебойная деятельность банковской системы обеспечивает единый денежный оборот в стране, его устойчивость и повышение покупательной способности посредством эффективного денежно-кредитного регулирования на макро- и микроуровне.
     Если  банковская система не удовлетворяет  названным условиям, то совокупность банковских институтов следует считать  банковской сетью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.Функции и роль банковской системы 

     Исходя  из сущности категории «банковская система» и с учетом ее исторического развития, целесообразно выделять следующие ее функции7:
    Перераспределительная функция – это основная функция, выполняемая банковской системой. Также следует отметить, что банковская система выполняет не только перераспределение денежных потоков, но и рисков экономической системы, в том числе за счет принятия части из них на себя. Выполняя перераспределительную функцию, банковская система связывает два полюса экономической сферы – на одном формируются временно свободные денежные средства, на другом – потребность в дополнительных денежных средствах, необходимых для развития экономики. Таким образом, с одной стороны происходит аккумуляция временно свободных денежных средств, а с другой – эффективное вложение указанных средств в те сегменты рынка, которые испытывают недостаток средств и обеспечивают их максимальный прирост.
    Регулирующая функция – банковская система обеспечивает согласование сроков и объемов связывания капитала, создание дополнительных кредитных орудий обращения, бесперебойность денежного оборота, предоставление необходимого денежного ресурса всем секторам экономики и сферам хозяйства, а также обеспечивает предоставление широкого круга возможностей вложения денежных средств.
    Информационно-аналитическая функция – выступает как производная перераспределительной и регулирующей функций. Ее выполнение обеспечивает проведение глубокого анализа процессов, происходящих во всех сферах общественной деятельности, развитие которых оказывает влияние на развитие самой банковской системы и ее внешних и внутренних взаимосвязей.
     Рассмотрев  функции банковской системы  можно  перейти к изучению роли банковской системы как экономической категории.
     Роль  любой экономической категории  понимается как сложное проявление ее сущности посредством одновременной реализации всех присущих этой категории функций. Отсюда следует, что банковская система призвана:
     - обеспечивать совокупный общественный  стоимостной оборот, осуществляя  одновременное поглощение и высвобождение  денежных средств осуществляя, тем самым, непрерывность воспроизводственных процессов и расширенное воспроизводство в обществе;
     - регулировать процессы в сфере  обращения и производства;
     - обеспечивать сбалансированность  общественно-экономического развития.
     Роль  банковской системы проявляется в ходе практической реализации выявленных аспектов. Так осуществляется переход от теоретических основ экономической категории «банковская система»  к ее реальным воплощениям. Здесь можно столкнуться с множеством субъективных факторов, не всегда позволяющих должным образом реализовать объективный потенциал указанной категории.
     В настоящее время в развитых странах  активизировалась тенденция к пересмотру критериев государственного регулирования  банковской системы. Процесс регулирования рассматривается и в категориях экономической эффективности.
     Изменения, которые затрагивают все национальные банковские системы, приводят к необходимости  объединения усилий для разработки международных правил по важнейшим  вопросам их функционирования, в частности, рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору, касающихся минимального размера банковских резервов, хранящихся в центральном банке, достаточности капитала с учетом риска, унификации отчетности и т.п.8
      
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Глава 2. Банковская система в период экономической нестабильности (мировой финансовый и экономический кризис)
    2.1. Основная сущность мирового финансового и экономического кризиса и его влияние на Россию 

     Кризисные события, наблюдавшиеся в американской финансовой системе во второй половине 2008 г. и отразились на многих странах. Ряду ключевых основ финансовой системы был фактически причинен невосполнимый ущерб, а сама она, будучи не в состоянии функционировать в прежнем виде, была частично национализирована или поставлена под государственный контроль9
     По  мнениям аналитиков, нынешняя сложная  ситуация в мировой экономике  является следствием наложения друг на друга сразу двух кризисов: в  международных кредитно-денежных отношениях и в финансовом секторе США. Оба  этих кризиса некоторым образом связаны между собой, но их совпадение во времени – случайность10.
     На  формирование первого кризиса повлияли сразу 2 фактора:
     - возведение в статус «международных  валютных резервов» денежной единицы одного государства (доллара США);
     - отказ США каким-либо образом  обеспечивать товарную основу  этой денежной единицы. 
     В результате желание любого государства  накапливать свои валютные резервы требовало дополнительной эмиссии американских долларов.
     Но  США сняли с себя и со своих  банков всякие обязательства за эмитируемые ими доллары. В итоге все страны – владельцы долларовых валютных резервов вынуждены были иметь в обороте и использовать для погашения своих долгов неденежные (и нетоварные) долговые обязательства.
     Однако  в этом еще не было бы ничего страшного, если бы все страны хранили свои долларовые резервы в своих сейфах. Но страны стали помещать доллары на счета в тех же американских банках, которые эту валюту и эмитировали. Американские банки столкнулись с проблемой размещения этих лишних долларов и начали решать эту проблему путем финансирования «пузырей» - искаженной, завышенной оценки различных видов активов – на фондовом рынке, льготного кредитования диктаторских режимов во всем мире, раздачи дешевых ипотечных кредитов практически без всякого контроля над заемщиками.
     Но  самое негативное то, что за счет этих средств американские банки  и другие финансовые институты стали  формировать международные «горячие»  деньги. Они пошли кочевать по фондовым и валютным рынкам, раскачивая их и ввергая в постоянные подъемы и кризисы.
     С течением времени лишние долларовые валютные резервы действительно  стали лишними. Страны – владельцы  резервов поняли, что предъявлять их просто некому, и теперь товарная ценность этих накоплений зависит от них самих: как только они попытаются теми или иными способами избавиться от резервов, их обменная ценность (валютный курс доллара) будет прогрессивно падать11.
     Основные  кредиторы США стремились обменять свои бессрочные долларовые активы на долговые бумаги правительства этой страны (казначейские обязательства), имеющие короткий срок действия и по которым США должны платить проценты. Кроме того, часть своих резервов они начинают переводить в другие валюты (евро, фунты стерлингов). Однако это только временные меры: в условиях ускоренного обесценения ведущих валют все острее встает проблема трансформации резервов в реальные ценности. Таким образом, международные финансовые отношения вполне закономерно оказались в кризисной ситуации: рынок, как и любой другой общественный или технический механизм, не может существовать без твердого и надежного мерительного эквивалента.
     Второй  кризис – это кризис в финансовом секторе США. Этот кризис имеет причины  также вполне явные и давно  известные – конфликт интересов у ведущих операторов финансовых рынков и отсутствие действенного механизма их личной ответственности за свои действия.
     Конфликт  интересов заключается в том, что посредники, действующие на финансовых рынках, наряду с выполнением поручений клиентов по приобретению и продаже валюты, фондовых ценностей, заключению спекулятивных сделок на бирже одновременно могут выполнять те же самые операции за свой счет и в свою пользу. Это дает им возможность манипулировать поручениями клиентов и даже их средствами в пользу извлечения повышенных спекулятивных доходов лично для себя. И при таких высоких доходах все риски по сделкам они полностью возлагают на своих клиентов.
     Накануне  кризиса российская экономика демонстрировала  очень хорошие макроэкономические показатели: значительный профицит бюджета и счета текущих операций, быстрый рост золотовалютных резервов и средств в бюджетных фондах. Вместе с тем в последние годы было допущено некоторое ослабление денежно-кредитной и бюджетной политики, что повлекло за собой увеличение внешнего долга.
     В официальной статистике внешнего долга  Банк России выделяет четыре категории  заемщиков: органы государственного управления, включающие федеральные органы и  субъекты Российской Федерации (таблица 1), органы денежно-кредитного регулирования (в лице Банка России), банки и прочие секторы (ранее именовались нефинансовыми предприятиями). Задолженность органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования принято относить к государственному долгу, задолженность банков и прочих заемщиков считается долгами негосударственного (частного) сектора. Долг бывшего СССР как часть государственного долга, естественно, входит в задолженность федеральных органов управления, все остальное – это новый российский долг, государственный или частный12.
Таблица 1
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 01 ноября 2009 года
Категория долга млн. долларов США млн. евро**
Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего  Союза  ССР, принятые Российской Федерацией) 38 036,4 25 655,2
Задолженность перед официальными кредиторами - членами  Парижского клуба, 
не являвшаяся предметом реструктуризации
1 080,2 728,6
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба 1 858,0 1 253,2
Задолженность перед официальными 
кредиторами - бывшими странами СЭВ
1 336,0 901,1
Коммерческая  задолженность бывшего СССР*** 1 231,9 830,9
Задолженность перед международными финансовыми  организациями 3 908,1 2 636,0
Задолженность по еврооблигационным займам 26 239,6 17 698,3
     внешний облигационный заем 2010 года 328,2 221,4
     внешний облигационный заем 2030 года 19 945,1 13 452,8
     внешний облигационный  заем  2018 года 3 466,4 2 338,0
     внешний облигационный  заем  2028 года 2 499,9 1 686,1
Задолженность по ОВГВЗ 1 778,2 1 199,4
      в том числе:    
     ОВГВЗ VII серии 1 750,0 1 180,4
Задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным  за счет средств  Банка России   0,0
Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте 604,4 407,7
*-- в соответствии со статьей  6 Бюджетного кодекса Российской  Федерации внешним долгом являются  обязательства, возникающие в  иностранной валюте;
** Объем государственного внешнего  долга Российской Федерации в  евро исходя из соотношения доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой.
*** Потенциальный объем требований  иностранных коммерческих кредиторов  бывшего СССР, подлежащих выверке  в целях признания коммерческой  задолженности бывшего СССР.
     Распределение внешнего долга между главными категориями  заемщиков к настоящему времени  претерпело кардинальные перемены. В  докризисные и первые послекризисные годы основу задолженности составлял  государственный долг, за который  несло ответственность государство и бремя которого почти целиком ложилось на федеральный бюджет. Но затем в результате регулярных платежей и, в особенности, досрочной выплаты значительной части долга бывшего СССР размеры государственного долга резко уменьшились, и проблема его погашения отошла на второй план. Место государства заняли структуры, которые относятся к числу частных заемщиков, самостоятельно отвечающих за полноту и своевременность возврата занятых средств13.
     За 2008 – 2009 гг. внешний долг Российской Федерации значительно увеличился. На начало 2008 года он составил 417,2 млрд. долл. США, на начало 2009 года внешний долг составляет 480,5 млрд. долл. США. На 01.10.2009 г. он составляет 487,4 млрд. долл. США (рисунок 1). Быстрый рост государственных расходов и импорта маскировался повышением цен на нефть и другие товары российского экспорта. Однако фактически описанные процессы делали российскую экономику уязвимой к  воздействию глобального кризиса14. 

     

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.