На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Налоги и налоговая система России

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 29.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский  государственный педагогический университет»
Факультет менеджмента, повышения квалификации и
переподготовки  кадров
Кафедра теории и практики управления организацией 
 
 

РЕФЕРАТ
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему «Налоги и налоговая система  России» 

Проверено:                          Автор: Зиганшина К.Ф.
«____»__________20__г. Группа: 3 курс, 301 гр.
Оценка Руководитель: Толстых О.А.
«____»______________
____________________
Подпись 
 

Екатеринбург, 2010
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ 3
1.СУЩНОСТЬ  НАЛОГА 5
    2.ВИДЫ  НАЛОГОВ 10
    3.НАЛОГОВАЯ  СИСТЕМА РОССИИ 17
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
      СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 26 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

ВВЕДЕНИЕ

    Налоги как основной источник  образования государственных финансов  через изъятие в виде обязательных  платежей части общественного  продукта известен с незапамятных  времен.
    История налогов насчитывает  тысячелетия. Они стали необходимым  звеном экономических отношений. Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. Когда нарождающиеся социально-государственные механизмы первобытного общества потребовали соответствующего финансирования.
    Роль  налогов в современной  экономической системе очень  велика. Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны – граждан и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.
    Налоги не только являются основой доходной части государственного бюджета. Налоговая система сегодня выступает как один из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, поскольку с ее помощью государство может оказывать влияние на распределение национального дохода.
   Применение налогов является  одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.
   При помощи налогов регулируется  внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных  инвестиций, формируется хозрасчетный  доход и прибыль предприятия.  С помощью налогов государство  получает в свое распоряжение  ресурсы необходимые для выполнения  своих общественных функций. За  счет налогов формируются также  расходы по социальному обеспечению,  которые изменяют распределение  доходов. Система налогового обложения  определяет конечное распределение  доходов между людьми.
    Таким образом, налоги - это порождение государства, они существовали и могут существовать вне товарно-денежных отношений. Они являются обязательными индивидуально-безвозмездными денежными платежами в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Необходимость налогов предопределена комплексом объективных факторов развития человеческого общества, факторов экономического и социального характера. Налоги являются главной статьей бюджетных фондов государства. Налоговой системе налогообложения сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как именно они определяют жизнь современного общества. Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через бюджет, составляют главную экономическую силу государства.
    Целью моей работы является  изучение налогов и налоговой  системы России.
    Для достижения поставленной  цели необходимо решить следующие  задачи:
    Определить сущность налога и налоговой системы;
    Дать характеристику существующим видам налогов;
    Определить особенности налоговой системы России.
   
  
    

1.СУЩНОСТЬ НАЛОГА

    Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов, так как они составляют более 80% доходной части федерального бюджета. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах.
   Для того чтобы понять сущность налога необходимо дать понятие налогу. Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.
    Налоги следует отличать от  сборов и пошлин, взимание которых  носит не безвозмездный характер, а является условием совершения  в отношении их плательщиков  определенных действий. Согласно абзацу 3 п.5 ст.3 НК РФ устанавливает: ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов и сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. В этой связи особое значение приобретают признаки налогов, к которым относятся:
    императивно-обязательный характер;
    индивидуальная безвозмездность;
    денежная форма;
    публичный и нецелевой характер налогов.
    Рассмотрим указанные признаки  более подробно.
    Императивно-целевой характер. Уплата  налога является конституционно-правовой  обязанностью, а не благотворительным  взносом. Налогоплательщик не  вправе отказаться от исполнения  налоговой обязанности.
    Индивидуально безвозмездный характер. Уплата налога не порождает  встречной обязанности государства  совершить в пользу данного,  персонально определенного налогоплательщика  конкретные действия. Какая либо  прямая материальная выгода для  налогоплательщика здесь отсутствует.  Уплатив налог, он не приобретает  каких-либо дополнительных субъективных  прав. Налог обязывает вносить  определенную денежную сумму,  но взамен налогоплательщик не  получает права претендовать  на выполнение каких-либо государственных  мероприятий или оказывать влияние  на действия государства в  будущем. Данный признак отличает  налоги от сборов и пошлин, носящих частично возмездный  характер.
    Денежный характер. НК РФ определяет налог как исключительно денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Уплата налогов производится в наличной и безналичной форме. Средство платежа – валюта российской Федерации. Налог должен быть уплачен за счет средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, то есть налоговый платеж носит личный характер.
    Публичной-нецелевой характер. Налоговые платежи – безусловный атрибут государства, без которого оно не может существовать. Именно налоги и сборы составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований.
    Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым относятся:
    объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;
    субъект налога – это налогоплательщик, то есть физическо или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;
    источник налога – доход, из которого выплачивается налог;
    ставка налога – величина налоговых отчислений с единицы объекта налога.
    налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога;
    срок уплаты налога- срок в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока;
    правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.
   Налог является специфической монопольной ценой государства за услуги, которые оказываются налогоплательщиками. На стороне продавца услуг выступает государство, а потребителя – общество. Купля-продажа государственных услуг сопровождается противоречием между государством, стремящимся повысить поступление в казну, и обществом, которое заинтересовано в минимизации налогов. Поэтому целью налоговой политики является разрешение противоречия между государством и налогоплательщиками за счет установления оптимальной системы налогов и уровня налогообложения, а также  справедливого распределения налогового бремени между налогоплательщиками. Уровень налогообложения зависит от затрат государства на выполнение своих функций. В тоже время государство не заинтересовано в нарушении основного принципа налогообложения: «какими бы не были потребности государства в денежных средствах для покрытия своих расходов, они не должны подрывать стимулы хозяйствующих объектов, создающих материальную основу для налоговых поступлений».
    Существуют следующие концепции сущности налогов:
    Правовая – сущность налога определяется налоговым законодательством, где подчеркивается его принудительный и общеобязательный характер;
    Фискальная – налоги имеют материальную основу и представляют собой реальные суммы денежных средств, созданных обществом и направляемых в централизованный фонд государства;
    Возвратность налога – налоги взимаются с налогоплательщиков и косвенным образом возвращаются им через систему бесплатных институтов;
    Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейших функции:
      Фискальная функция – основная функция налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства;
      Распределительная (социальная) функция – посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых прогамм. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры и т.д. Перераспределительная функция налогов носит ярко выраженный социальный характер;
      Регулирующая функция – направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. Данная функция регулирует отношения между бюджетами и внутри бюджетной системы. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем;
      Контролирующая функция – при помощи налогов осуществляется контроль над деятельностью предприятия, формирование затрат и прибыли.
    Таким образом, налоги в современном обществе – это основная форма доходов государства. Налоги являются специфической формой экономических отношений государства с хозяйствующими субъектами, с различными группами населения с каждым членом общества. Налоги выполняют четыре основные функции: фискальная, распределительная, регулирующая и контролирующая.  
 
 
 
 
 
 

2.ВИДЫ  НАЛОГОВ

    На сегодняшний день налоги  весьма разнообразны и образуют  довольно разветвленную сеть. Попытки  классифицировать, уменьшить их  количество видов пока не привело  к успеху. Возможно, это происходит  потому, что правительству удобно  вместо единого налога взимать  множество не столь больших, в этом случае налоговые сборы становятся менее заметными и менее
чувствительными для налогоплательщика. Используемые в законодательном порядке такие налоги мобильны, функциональны и эффективны.
    Разделение всех видов на группы  осуществляется в соответствии  с объективными классификационными  признаками. Эти признаки учитывают  различия налогов в зависимости  особенностей их исчисления, уплаты, отнесения на затраты или результаты  производственной деятельности, возмещения  за счет внешнего контрагента  (переложение налогов). Классификационные  признаки являются объективными  критериями разграничения налогов, предопределенными самой экономической природой налога как такового. Они не зависят от одностороннего волеизъявления государства и, как правило, формируются на протяжении всей истории развития податных систем стран мира
    Наиболее существенное значение в современной теории и практике налогообложения имеют следующие основания классификации налогов:
    по способу взимания налогов;
    по субъекту – налогоплательщику;
    по органу, который устанавливает и конкретизирует налоги;
    по порядку введения налога;
    по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;
    по целевой направленности введения налога;
    по срокам уплаты налогов.
    По способу взимания налогов. Согласно данному основанию, различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ, непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, поэтому для последних размер налога точно известен. Среди прямых налогов выделяют:
    реальные прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налог на операции с ценными бумагами, налог с владельцев транспортных средств, земельный налог и др.);
    личные прямые налоги уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность. К ним относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с предприятий и организаций, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, и др.
    Косвенные налоги взимаются через  цену товара. Это своеобразные  надбавки, включаемые государством  в цену товаров или услуг  (акцизы, налог на добавленную  стоимость, налог с продаж, налог  с оборота, специальный налог  на поддержание основных отраслей  народного хозяйства и др.). Косвенные  налоги по объектам взимания  подразделяются на косвенные  индивидуальные, которыми облагаются  строго определенные группы товаров  (акцизы на отдельные виды  и группы товаров). Косвенные универсальные, которыми облагаются все товары, работы и услуги, за исключением некоторого их числа (налог на добавленную стоимость). Фискальные монополии которыми облагаются товары и услуги, производство и реализация которых сосредоточены в руках государства, а также таможенные пошлины.
    Основные отличия между прямыми  и косвенными налогами – по  месту формирования источника  выплаты налога. Если при прямом  налогообложении источник формируется  непосредственно у налогоплательщика,  то при косвенном источник  налог поступает налогоплательщику  в составе иных платежей.
    Другим критерием деления налогов  на прямые и косвенные называют  теоретическую возможность переложения  налогов на потребителя. Данный  критерий предполагает, что окончательным  плательщиком прямых налогов  становится тот, кто получает  доход. Окончательным плательщиком  косвенных налогов выступает  потребитель товара, на которого  налог перекладывается путем  надбавки к цене. Косвенные налоги, повышая цены товаров, ограничивают  возможности расширения внутреннего рынка и экспорта товаров.
    По субъекту – налогоплательщику. В соответствии с данным основанием можно выделить следующие виды налогов:
    налог с физических лиц (подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, курортный сбор и др.);
    налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на имущество предприятий и организаций, сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний и др.). Данная разновидность не случайно названа «налоги с предприятий и организаций», а не «налоги с юридических лиц». Это вызвано тем, что некоторые организации выступают плательщиками какого-либо налога, не являясь при этом юридическим лицом, в частности филиалы, представительства, обособленные структурные подразделения.
    смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и др.).
    По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги. Налоги в Росси впервые подразделены на три вида:
    федеральные налоги:
      налог на добавленную стоимость;
      акцизы на отдельные группы и виды товаров;
      налог на доходы банков;
      налог на доходы от страховой деятельности;
      налог от биржевой деятельности;
      налог на операции с ценными бумагами;
      таможенные пошлины;
      отчисления из производства материально-сырьевой базы, зачисляемые в спец внебюджетный фонд РФ.
      платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет в составе РФ, в краевые, областные бюджеты краев, областей, бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусматриваемых законодательными актами РФ;
      подоходный налог с физических лиц;
      налоги, служащие источниками, образующие дорожные фонды;
      гербовый сбор;
      государственная пошлина;
      налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения;
      сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний.
    налоги республик в составе РФ и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов, к которым относятся:
      налог на имущество предприятий, сумма платежей по налогу равными долями зачисляется в республиканский бюджет РФ, краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и в районные бюджеты органов, городские бюджеты городов по месту нахождения налогоплательщиков;
      местный доход;
      плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;
      республиканские платежи за пользование природными ресурсами.
    Местные налоги:
      налог на имущество физических лиц;
      земельный налог;
      регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
      налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
      курортный сбор;
      сбор за право торговли;
      целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм;
      налог на рекламу;
      налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональной техники;
      лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;
      сбор за выдачу ордера на квартиру и др.
     По порядку введения налога. По порядку введения можно выделить налоги общеобязательные и факультативные.
    Общеобязательные налоги устанавливаются  законодательными актами РФ и  взимаются на всей ее территории  не зависимо от бюджета, в который они поступают. К общеобязательным налогам относятся все федеральные налоги, предусмотренные в ст. 19 закона «Об основах налоговой системы». Также к ним относятся налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду, налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
    Факультативные налоги предусмотрены основами налоговой системы, однако, непосредственно вводиться они могут законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. Взимание этих налогов на той или иной территории компетенция органов местного самоуправления. К факультативным относятся сбор на нужды образовательных учреждений, а также все местные налоги, за исключением тех, которые являются общеобязательными.
    По уровню бюджета,  в который зачисляется налоговый платеж. В соответствии с бюджетной системой России налоговые платежи поступают в бюджеты различных уровней, на основании чего налоговые платежи можно подразделить на закрепленные и регулируемые.
    Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджетный или внебюджетный фонд. Среди закрепленных налогов выделяют налоги, которые поступают в федеральный бюджет, в региональный бюджет, в местный бюджет, во внебюджетный фонд.
    Регулирующие налоги поступают  одновременно в бюджеты различных  уровней в пропорции, согласно  бюджетному законодательству. На  сегодняшний день в налоговой  системе России действует два  таких налога: налог на прибыль  с предприятий и организаций  и подоходный налог с физических  лиц. 
    По целевой направленности введения налога. В соответствии с этим основанием можно выделить налоги абстрактные и целевые.
    Абстрактные налоги вводятся  государством для формирования  бюджета в целом, тогда как  целевые налоги вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства, например сбор на нужды образовательных учреждений, целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий и другие цели.
    По срокам уплаты. По срокам уплаты различают следующие вида налогов:
    срочные;
    периодично-календарные, которые в свою очередь делятся на:
      декадные;
      ежемесячные;
      ежеквартальные;
      полугодовые;
      ежегодные.
    Все виды налогов могут взиматься следующими способами:
    кадастровый – когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. В зависимости от объектов налогообложения выделяют домовой, земельный, промысловый, имущественный и другие кадастры.
    на основе декларации – выплата налога производится после получения дохода и непосредственно лицом, получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.
    у источника – налог вносится лицом, получающим доход. Поэтому, оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц.

3.НАЛОГОВАЯ  СИСТЕМА РОССИИ

    Основными законами, определяющими налоговую систему Российской Федерации, являются законы: «Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая» от 1998 г., «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991г., «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27 декабря 1991 г., «О налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 1991 г., «О подоходном налоге с физических лиц» от 7 декабря 1991 г., «Об акцизах» от 6 декабря 1991 г.
    Действующим налоговым законодательством не предусмотрено нормативное определение понятия «налоговая система». Глава 2 НК РФ определяет лишь понятие системы налогов и сборов в Российской Федерации, которая является лишь частью налоговой системы.
    Действовавшая ранее ст.2 закона  «Об основах налоговой системы» устанавливала следующее определение: «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее налогов)», взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему. Однако оно не включало ряд важных составляющих, характеризующих любую налоговую систему, а именно:
    систему налоговых органов;
    систему и принципы налогового законодательства;
    принципы налоговой политики;
    порядок распределения налогов по бюджетам;
    формы и методы налогового контроля;
    порядок и условия налогового производства;
    подход к решению проблемы международного двойного налогообложения.
    Основы налоговой системы и система налогового законодательства Российской Федерации формировалась в октябре – декабре 1991г., в период кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям. Отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и социальный кризис в стране – все это непосредственно повлияло на ее становление. Современная налоговая система России характеризуется следующими чертами:
    базирование на правовой основе, все налоговые платежи вводятся и отменяются только органами государственной власти;
    построение по единым принципам, единому механизму исчисления и сбора платежей. За всеми налоговыми взносами осуществляется единый контроль со стороны налоговых органов. В налоговой системе существует два основных вида налогов: прямые и косвенные;
    последовательная оплата налогов по налоговому календарю;
    предъявление плательщикам одинаковых требований и создание равных стартовых условий использования доходов путем определения перечня налогов, унификации ставок, упорядочения льгот и механизма их предоставления, невмешательства в использовании средств, оставшихся после уплаты налога;
    обеспечение более справедливого распределения налогового бремени между отдельными категориями плательщиков, юридическими лицами, усиление правовой защиты их интересов.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.