На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Политические потребности и интересы личности, политическое самосознание и самовыражение личности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 29.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание  

Введение  ………………………………………………………………………..   3
1. Политические  потребности и интересы личности  …………………………. 6
2. Политические  установки и ориентации личности  ………………………..  15
3. Политическое  самосознание и самовыражение  личности ……………….. 19
Заключение …………………………………………………………………….   27
Список использованной литературы ………………………………………...   29  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ВВЕДЕНИЕ 

       Наряду  с политическими элитами, партиями, социальными и профессиональными группами, организациями и движениями субъектом политики выступает личность.
       Она является исходным, первичным политическим субъектом, поскольку из личностей состоят партии, политические элиты, профессиональные группы, движения, классы, нации. Наконец, личности являются гражданами государства и в этом качестве активно взаимодействуют с властью.
       Когда-то Аристотель, определяя сущность человека, назвал его политическим животным. По мнению античного философа, сущность человека – в его политических свойствах. «Один только человек из всех живых существ, -писал Аристотель, - одарен речью... Это свойство людей, отличающее их от всех остальных существ, ведет к тому, что только человек способен к чувственному восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость и т.п. А совокупность всегоэтого и создает основу семьи и государства.»
       Первичным субъектом политики является личность (индивид). Как отмечал еще древнегреческий философ Протагор, «человек – есть мера всех вещей».
       Это положение полностью применимо  и в политике. Именно личность, ее интересы, потребности, мотивы, ценностные ориентации и цели выступают «мерой политики», движущим началом социально-политической активности народных масс, социальных групп, этнических общностей, наций, элит, организация и институтов, выражающих их интересы.
       Личность  – первичная субстанция политики.
       Личность  является субъектом политики особого  рода в силу того, что ее статус не является таким же, как у других субъектов политики (больших и малых социальных групп, выражающих интересы их организаций). Она представляет собой первичный атом политики, особое биосоциальное образование со сложнейшим внутренним устройством и организацией, которое развивается в силу определенных законов, одновременного воздействия внутренних и внешних факторов.
       Личность  приобретает черты, вытекающие из специфики  условий жизнедеятельности особых социальных общностей, членами которых являются индивиды: социально-профессиональных, национально-этнических, социально-территориальных, половозрастных и др.
       Освоение  черт, присущих этим многообразным  общностям, а также социально-политических ролей, выполняемых индивидами в групповой и коллективной деятельности, с одной стороны, выражается в социально-типических проявления поведения и сознания, а с другой – придает личности неповторимую индивидуальность, так как эти социально-обусловленные качества структурируются в устойчивую целостность на основе психофизиологических свойств субъекта.
       Психологическое ядро личности – это индивидуально-целостная  система ее субъективных, оценочных и избирательных отношений к действительности, представляющих собой обобщенный опыт взаимодействия и взаимоотношений с другими людьми.
       Рассмотрение  различных проявлений личности с  учетом ее общественной природы позволяет полагать, что ее интегрирующим и ведущим свойством как субъекта политики является социально-политическая направленность.
       Вопрос  о политической позиции (направленности) личности имеет принципиальное значение для мира политики.
       Проблема  личности как субъекта политической деятельности состоит в определенной направленности, возможности и меры ее влияния на политическую жизнь.
       Долгое  время в нашей политической практике личность практически не признавалась самостоятельным и свободным субъектом политических действий. В роли таких субъектов могли выступать лишь народные массы, политические общности и объединения. Личность могла участвовать в политической жизни лишь в качестве члена официальных структур с жесткой регламентацией политических функций.
       В передовых обществах действует  тенденция «вывода»  личности на передний план в политике. Это предопределяется развитием демократических тенденций в обществе и мире в целом, растущим недоверием к политическим институтам, достижениям ИТР в сфере СМИ. Не случайно возрастает значение референдумов в политической жизни общества как возможности прямого личностного выражения своего отношения к тем или иным политическим событиям; прямых выборов высших должностных лиц государства и вообще прямого голосования.
       Любая личность объективно включена в политическую деятельность. Степень же понимания ее механизма, желания и умения в нее включиться предопределяет место гражданина в сфере политики. Иногда это приобретается, порой достается по наследству в прямом или переносном смысле, даже в силу обычаев или традиции.
       Активное  участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое значение.
       Всесторонне развитый человек – это, помимо прочего, и активный общественный деятель. Очевидно, чем дальше, тем в более широких масштабах наше общество будет сталкиваться с этой тенденцией. Предоставление личности возможностей для осознанного, активного участия в общественно-политической жизни – это способ возвышения человеческого в человеке. 
 
 
 
 

1. Политические потребности и интересы личности
       Все, что совершает человек, проходит через его сознание. Внутренними  источниками его активности выступают  потребности и интересы. Вне их учета невозможно понять истинный смысл, намерения и конкретные шаги в  политике государств, партий, социальных групп и конкретных личностей. Эта  устойчивая связь отмечается многими  учеными и политиками. “Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас  в том, – писал Г. Гегель, –  что действия людей вытекают из их интересов, и лишь они играют главную  роль”.
       Политические потребности – это нужда в политическом влиянии или в политической власти, представляющих возможность воздействия на сознание и поведение людей, на функционирование государственных органов.
       Случаи  навязывания политического строя  имеют место в истории, но лишь в редких случаях они оказывают  определяющее воздействие на потребности  людей. По большей части эти формы  совместной жизни вырабатываются обществом  и являются существенной характеристикой  народного образа жизни. В современной  политологической литературе принято  деление политических систем на четыре группы: либеральные, демократические, авторитарные и тоталитарные. Каждый из вариантов политической системы  опирается на определенную сумму  стереотипов политического поведения, которые и составляют потребности  определенного рода.
       Современная Россия рассматривается преимущественно как общество переходного типа - при этом имеется в виду, что переход осуществляется от тоталитаризма к политической демократии. Важно обратить внимание на то, что тоталитарный политический режим с самого начала своего возникновения опирался на определенные стереотипы массового сознания, на широко распространенные предрассудки, превращавшиеся в привычки и в своего рода политические потребности. Тоталитаризм, сталинский политический режим, начиная с конца 30-х гг., аккумулировал в себе худшие политические умонастроения и привычки. Он опирался на зависть, трактовавшуюся как требование справедливости, на доминирование враждебности, истолкованной в качестве здорового классового инстинкта, на некритическое восприятие власти, истолкованное как единодушие в ее поддержке, на политический сыск, доносительство и тайну, трактовавшиеся в качестве высших проявлений государственной лояльности и чувства общественного долга. Иными словами, любая здоровая человеческая потребность деформировалась безраздельным господством тоталитарной власти и превращалась в свою противоположность. В этом и заключался феномен политического отчуждения - в формировании псевдопотребностей, поощрявшихся политическим режимом. При этом государство могло облекать любую низость и подлость, любое предательство в благородную и даже жертвенную мотивацию. В этом заключался главный нравственный парадокс сталинского политического режима, который оказывается трудно преодолеваемым массовым политическим сознанием.
       Новые политические потребности российского общества – это потребность участия в политической жизни - складываются с большим трудом. Главный вопрос здесь заключается в формировании нового нравственно целостного отношения к власти, которая сама по себе далека от демократического идеала. Конфликт между нравственностью и политической практикой сегодняшнего дня оказывается глубинным конфликтом, развивающимся на уровне жизненных потребностей человека. Этот конфликт не сразу дается массовому сознанию, как бы отступая на второй план по сравнению с жесткой борьбой политических интересов, разыгрывающихся на поверхности.
       Политические интересы представляют собой актуальную и достаточно сложную теоретическую проблему, уяснение которой позволяет понять логику деятельности различных политических сил, предвидеть развитие политических событий и процессов.
       Понятие “интерес” (лат. interest – иметь значение) активно используется в различных  отраслях научного знания. При этом исходное понимание термина везде  восходит к толкованию в словарях Даля, Ожегова, Ушакова – “интерес”  как значение, важность дела; внимание, возбуждаемое к кому (чему)-нибудь значительному, важному, полезному или кажущемуся таковым. В философско-политологическом ключе интерес понимается как причина действий индивидов, социальных общностей, причина, определяющая их социальное поведение.
       Природа интереса представителями различных  отраслей знания объясняется по-разному. Так, психологи, социологи, философы, правоведы  говоря об интересе указывают прежде всего на свой предмет исследования. Поэтому в литературе существует несколько подходов (концепций) объяснения генезиса интереса.
       Приверженцы “психологической концепции” интересов  видят их первооснову в психологии человека и его сознании. Интересы, по их представлению, выступают в  виде чувств, желаний, настроений и  устремлений к удовлетворению потребностей.
       Сторонники  другого подхода исходят из того, что интерес объективен и связан всецело не с сознанием и волей, а с материальными условиями  жизнедеятельности людей (“концепция объективного интереса”).
       Представляется, что более правильным является подход тех, кто видит корни интереса в единстве объективного и субъективного. Дело в том, что возникновение  и содержание интереса обусловлено  объективными потребностями субъектов  социальной жизни. То, что необходимо для функционирования и развития отдельных индивидов, социальных групп, государств и общества в целом, составляет предмет их интереса. И в этом смысле интерес – это такое  отношение к действительности, которое  направлено на обеспечение всякого субъекта всем необходимым для его существования и развития.
       В то же время интерес – это отражение  в сознании людей потребностей как  объективных явлений, их осмысление и осознание. Процесс же осознания  проявляется в избирательности  и целенаправленной деятельности субъектов  интереса, что подчеркивает его субъективность.
       Для уяснения содержания интереса важным является также понимание взаимосвязи  потребностей и интересов. Как известно, потребность означает недостаток чего-либо, нужду в чем-либо для нормального  существования личности, социальной группы, государства и общества в  целом. То, чем может быть удовлетворена  потребность, составляет предмет удовлетворения потребности. В этой связи существующая ориентация на создание и усвоение предмета потребности выступает  как интерес. Разумеется, наличие  потребностей еще не дает ответа на вопрос, почему человек поступил так  или иначе. Дело в том, что потребности  лишь обусловливают активность, но само содержание активности определяется интересами. Одна и та же потребность  может быть удовлетворена с помощью  разных предметов. Поэтому на ее основе могут формироваться различные  интересы по содержанию, характеру  и направленности. Это говорит  о том, что изучить интересы –  значит уяснить не только содержание потребностей, но и возможные пути, формы и способы их оптимального удовлетворения.
       Своей структурой интересы отражают: а) социальное положение субъекта интереса или  совокупность его  практических связей с обществом; б) степень осознания  субъектом своего положения в  обществе; в) идеальные побудительные  силы или мотивы деятельности, направленные на вполне определенные объекты интереса; г) само действие субъекта в социальной среде обитания.
       Таким образом, интерес, это отношение (осознанное и заинтересованное) субъекта к объекту, который является средством удовлетворения той или иной потребности индивида или социальной общности. При этом всегда происходит соотнесение потребностей, объектов, служащих средством их удовлетворения, социальных условий жизнедеятельности субъекта (социальная среда) и способов удовлетворения тех или иных потребностей.
       В зависимости от сферы действия и  социального носителя интересы разделяются  на экономические, политические, культурные, нравственные, эстетические, религиозные, военные. Особое место среди них  занимают интересы политические.
       Политический  интерес – это избирательное  отношение институциональных и  социальных субъектов политики к  общественно-политическим процессам, событиям и явлениям, реальная причина  их политической активности, основанная на вполне определенных мировоззренческих  принципах, убеждениях и установках. Иначе говоря, это тот внутренний осознанный источник политического  поведения, который побуждает субъекты политики к постановке определенных политических целей и осуществлению  конкретных политических действий по их достижению.
       Исходя  из специфики природы политических потребностей и политического интереса последний представляет собой по своей сути субъективное выражение  объективно существующих политических отношений с точки зрения реализации субъектами политики своих социальных целей.
       Объектом  политического интереса являются: власть и властные отношения в обществе; механизмы и способы осуществления  политической власти; политическая деятельность партий, общественно-политических движений, общественных организаций и лоббистских  групп; политическая элита и отдельные  представители на общегосударственном, региональном и местном уровнях.
       Предметом политического интереса выступает  вся совокупность политических процессов, явлений и событий. Они воспринимаются и оцениваются субъектами политики с точки зрения полезности и возможности  использования для достижения своих  целей.
       Содержанием политических интересов является вся  совокупность тех объектов, целей  и задач политической деятельности, которые овладевают сознанием субъекта действия (отдельных лиц, социальных групп, партий и иных политических сил).
       Политические  интересы, в силу своего многообразия, представляют собой сложное системное  образование. Классифицировать их можно  по различным основаниям. Например:
       а) по степени общности (личные, групповые, классовые, общественные;)
       б) по степени осознанности (стихийные  или осознанные);
       в) по своей направленности (внутриполитические, внешнеполитические);
       г) по характеру субъекта интересов (национальные, государственные, партийные, классовые  и т.д.);
       д) по возможности их осуществления (выполнимые и мнимые);
       е) по отношению к объективной тенденции  общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные).
       В отличие от других социальных интересов  политические интересы имеют ряд  характерных особенностей, которые  определяют их качественную специфику.
       Во-первых, политический интерес коренится  в материальных отношениях общества, но при этом играет активную роль по отношению к нему. Это связано  с тем, что в экономических  отношениях в каждый исторический момент потенциально заключено несколько  тенденций развития, но далеко не каждая их них может реализоваться. Реализация той или иной тенденции есть вопрос политического выбора, в котором  решающую роль играют политические интересы тех или иных общественных сил, социальных групп и слоев.
       Во-вторых, политический интерес есть проявление властного отношения, он теснейшим  образом связан с механизмом и  со способами осуществления власти в обществе.
       В-третьих, политический интерес обладает относительной  самостоятельностью. Сложности и  перипетии взаимодействия интересов  разных социальных групп с совокупным общественным интересом – интересом  социальной целостности, создают возможность  самостоятельной формы существования  политического интереса, воплощающегося в этом случае в образе надклассового, “внеполитического” государства.
       В-четвертых, противоречивая природа политического  интереса порождает разнообразные  состояния, типы, в которых он предстает  в общей системе политических отношений. Все многообразие типов  и модификаций политических интересов  имеет общий источник – соотношение  интересов классов, социальных групп  и слоев с интересами общества в целом. Отход от него вызывает формирование иллюзорных форм, теряющих атрибутивные свойства политических интересов. Такой  иллюзорной формой может служить, например, бюрократический интерес. Это иллюзорно  всеобщий, то есть, собственно, не политический, а частный интерес эгоистической  социальной группы, который ее представителями  сознательно выдается за всеобщий, но не является таковым. Более того, в силу неизбежной ориентации бюрократии на формирование специфического корпоративного – интереса, она играет сдерживающую роль по отношению к политической активности масс.
       В-пятых, содержание политического интереса формируется главным образом  в результате взаимодействия интересов  социальных групп в зависимости  от их зрелости, политической активности, веса в обществе. Однако совпадение политических интересов социальных групп и политических интересов  общества, наступает лишь в определенный момент развития и целого – общества, и его интегральной части – социальной группы. Могут существовать ситуации, когда интересы социальной группы (класса) еще не созрели до выражения интересов целого, и ситуации, когда по времени уже упущены возможности для совпадения этих двух видов интересов, когда класс все менее способен строить свою деятельность с учетом интересов целого. Политическая деятельность такого класса вызывает нарастающую дезорганизацию социальной системы, ведет не к разрешению, а к нагромождению все новых противоречий, нарастанию социальных антагонизмов.
       Совпадение  политических интересов социальной группы с интересами общества дает импульс интенсивному развитию, поскольку  их деятельность не расходится в главном, определяющем с магистральным направлением общественного развития. Такими качествами обладают прогрессивные классы в  эпоху социальных революций (например, буржуазных).
       В-шестых, политические интересы отдельных классов, социальных групп и слоев могут  не совпадать с политическим государственным  интересом: осуществляя совокупный политический интерес, государство  может ущемлять частные политический интересы. Конкретным выражением такого положения в обществе может служить  осуществление советским государством политических мероприятий после  революции 1917 года.
       В-седьмых, в многонациональном обществе политический интерес имеет национальную окраску, поскольку нации – субъекты политики, а национальные отношения – элемент  отношений политических. И в этом отношении негативные процессы: национальная рознь, сепаратистские тенденции, элементы гражданской войны на почве национальных противоречий и конфликтов, имеющие  место сегодня, являются выражением политических интересов различных  классов, социальных групп и слоев  внутри Российской Федерации.
       Какова  роль политических интересов в общей  системе политических отношений  в обществе?
       Во-первых, в политических интересах находят наиболее обобщенное выражение актуальные политические потребности представителей тех или иных социальных общностей, вследствие чего сами интересы всегда направлены на сохранение или изменение политического положения той или иной группы в обществе, служат реальными причинами их политического поведения.
       Во-вторых, политические интересы определяют направленность политической деятельности, отражают взаимосвязь общего (общегосударственного интереса), частного (интереса класса, социальной группы, личности).
       В-третьих, политические интересы выражают уровень развития политической деятельности, степень отражения в ней важнейших социальных потребностей. Если, например, экономика – важнейшее основание политической деятельности и политической активности, то качественные изменения в экономике, ее структуре служат  наиболее важным итогом, показателем успешности политической деятельности.
       В-четвертых, в политических интересах отражается отношение членов общества к политической власти, политической системе в целом. Отсутствие согласованности между политическими интересами различных социальных групп, слоев и интересами представителей властных институтов, может привести не только к формированию и обострению политических противоречий, но и созданию такой ситуации, при которой противоречия могут перерасти в политический конфликт.
       В-пятых, политические интересы являются базой для формирования политических взглядов, политических общественных настроений, идеологических позиций, на основе которых осуществляется выбор политических приоритетов, учитывающих потребности социальных групп и слоев общества.
       Таким образом, в сознательной регуляции  социальных процессов, при выборе и  обеспечении приоритетов общих  интересов перед частными, политическому  интересу принадлежит важное значение.
       Нужно отметить, что важнейшим каналом представления в органы власти интересов различных общественных групп являются выборы.  

2. Политические установки  и ориентации личности
       Политическая установка - внутренняя, не всегда осознанная готовность субъекта совершать именно те действия, которые адекватны данной социальной обстановке.
         Установка предвосхищает любые акты субъекта, в том числе и психический, она оказывается и первым шагом к действию, задающим направление реакциям индивида относительно тех или иных объектов, с которыми он взаимодействует.
         В сфере политической деятельности  именно установка становится  фактором, регулирующим поведение индивида или сообщества и моделирующим позитивное или негативное их восприятие власти, правительства, государства и политики в целом.
       Можно выделить следующие виды политических установок: на ситуацию, на объект; на политическую систему, на режим, на политические силы, на конкретные политические институты, на лидеров и т.д.
       Следует отметить, что по отношению к одним  и тем же политическим явлениям у  одних людей могут преобладать  установки на ситуацию, у других - на объект, и это различие оказывает  существенное влияние на их сознание и поведение. Реакцию субъекта на то или иное явление определяет не только само явление, но и внутренняя, неосознанная предрасположенность субъекта реагировать на нее определённым образом.
       В структуре установки выделяют 3 уровня: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
       Когнитивный элемент политической установки  отражает предварительные знания индивида, интерес к политике.
       Эмоциональное отношение к политическому объекту, как правило, появляется раньше критического оценивании объекта. Именно эмоциональный компонент политических установок играет существенную роль в формировании политических предрассудков, расовых стереотипов, религиозной, национальной и других видов нетерпимости.
       Поведенческий элемент установки представляет непосредственную готовность к политическому  действию.
       Установки несут следующие функции:
       1) установки дают человеку способность реагировать на ситуацию и внешние объекты на основе прошлого опыта; обеспечивают устойчивость личности;
        2) установки помогают человеку смоделировать реакцию не только на знакомые, но и на неизвестные, неясные, непонятные социально-политические ситуации, сводят к минимуму риск, опасность, содержащиеся в подобных ситуациях; играют специфическую роль компенсатора когнитивного дефицита, те восполняют недостаток политических знаний и сведений;
       3) установки - потребности, имеющие отношение к политике и общественному устройству, служат необходимым средством психологического включения массы в политическую жизнь.
       Друг  от друга установки отличаются, прежде всего, по степени их глубины и укорененности в личности. Например, мнения - поверхностный вербальный слой сознания, отличается неустойчивостью. Диспозиция или общее отношение к чему-либо - более устойчивый тип политической установки, имеющий более глубокие корни. Убеждения - наиболее устойчивые установки, составляющие своего рода "стержень" личности.
       В процессе политической социализации формируется  весь набор установок, который становится для личности источником последующего поведения. Установки, которые индивид приобретает в готовом виде из социального опыта и культуры, являются одним из важнейших элементов политической психологии.
       Свое  собственное, оригинальное отношение  к политической действительности индивид  вырабатывает редко; поскольку политика охватывает множество людей, свои установки в отношении нее индивид заимствует, как правило, от других, но политические установки способны меняться, особенно под воздействием изменений в потребностях, мотивах, знаниях и опыте людей. Политические установки вызывают интерес у исследователей и политиков в связи с тем, что они могут выступать в качестве средства обратной связи между теми, кто принимает решения и теми, кто их исполняет, и, в известной степени, помогают отразить отношение граждан к тем или иным политическим лидерам, явлениям и т.д.
       Политические  ориентации представляют собой обоснование  предпочтений с точки зрения усвоенной  человеком системы ценностей. Они  связаны с убеждениями людей  относительно целей и средств  действия властей, политических партий и лидеров. На основе этих убеждений  люди принимают решения о поддержке  политического курса или о  противодействии ему, об участии  и неучастии в выборах, о поддержке  определенной партии и кандидата  на выборах. Политические ориентации являются центральными элементами политического  сознания людей, формирующими их готовность к политическому участию.
       Согласно  ранее предложенной концепции социальных установок, поведенческий аспект выносится  за пределы самой их классификации, так как установка рассматривается  в качестве отношения к действию, которое не всегда реализуется в  самом действии. Это рассогласование  между установками и реальным поведением людей объясняется не только противоречивым воздействием социальных условий, но и противоречивым характером самой системы установок, которые  усваиваются и изменяются в течение  жизни человека.
       Решающее  влияние на политические ориентации оказывают средства массовой информации, особенно телевидение. Эта перемена в политической ориентации имела следствием разворот творческих сил из области технологической эффективности в пользу эффективности социальной.
       Политическая  ориентация - это сложный политико-психологический  феномен. Несмотря на яркую выраженность социального, институционального и  культурологического компонентов, данный феномен, как неотъемлемая характеристика личности избирателя, не может быть объяснен без привлечения психологических  подходов и концепций. Один из основоположников Ленинградской психологической  школы Б.Г.Ананьев в своих научных  трудах постоянно подчеркивал конкретно-историческую природу личности, которая всегда является продуктом определенной эпохи и жизни страны. Поэтому изучение личности как носителя политической ориентации неизбежно становится "исследованием не только процесса ее воспитания и становления в определенных социальных условиях, но и эпохи, страны, общественного строя". Таким образом, наше исследование данной предметной области было построено на согласованном использовании современных политологических, социологических и психологических знаний, которое позволило корректно спланировать и провести экспериментальное изучение психологической структуры политических ориентации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.