Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Диалектика как учение о развитии. Законы и категории диалектики

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 29.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Дальневосточный  государственный гуманитарный университет» 

Институт  психологии и управления
Кафедра социальной педагогики 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

По дисциплине: ФИЛОСОФИЯ. 

Тема: Диалектика как учение о развитии. Законы и категории диалектики. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студентка 2 курса,
ИПиУ  ОЗО
СР-91
Кульнина  Екатерина.
Проверил: Доцент к. ф. н.
Селеверстова  Г.А. 
 
 
 
 
 

Хабаровск, 2011.
ОГЛАВЛЕНИЕ: 
 

ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ДИАЛЕКТИКИ И РАЗВИТИЯ………………...стр.5
2. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ЗАКОНОВ ДИАЛЕКТИКИ…………………….стр.6
3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ…………………………стр.12
4. КАТЕГОРИИ  ДИАЛЕКТИКИ…………………………………………стр.14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
Термин  диалектика в истории философии  употребляется в различных значениях.
Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий .
Платон  называл диалектику логическим методом, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего - идей, движение мысли от низших понятий к высшим.
Софисты придали термину диалектика дурной оттенок, называя диалектику - искусством представлять ложное и сомнительное за истинное.
Мегарцы диалектику называли искусством спора.
Диалектика в философии Аристотеля - способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и достоверность которых неизвестна.
В средние  века в философии термин диалектика употреблялся в самых различных  значениях. Иоанн Скотт называл диалектику, особым учением о сущем, Абеляр - искусством различения истины и лжи, термин диалектика употреблялся в значении "логика", а иногда под диалектикой подразумевали искусство дискутирования.
В философии  Канта диалектикой называется логика видимости, которая не приводит к  истине.
По Гегелю, диалектика - своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный метафизике. Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается на разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположных определений. Диалектика - метод познания, посредством которого постигается с высшей точки зрения единство противоречий.
В марксистской философии термин диалектика употребляется  в значении теории и метода познания явлений действительности путем  постижения самодвижения предмета на основе внутренних противоречий. Марксистская диалектика исходит из признания постоянного становления, развития явлений материального мира. Развитие - это не просто движение, под которым разумеется любое изменение, а такое движение, конечным результатом которого является восхождение от простого к сложному, от низшего к высшему. Это восхождение носит сложный характер. Вскрыть объективные законы столкновения, развития различных форм и видов материи - задача диалектики, как науки. Сама идея развития всего существующего имеет историю своего развития, о чем свидетельствует пройденный философией путь. Причем главной в истории формирования этой идеи является мысль о противоречиях всего существующего, борьбе противоположностей, как источнике развития.
В своей  контрольной я бы хотела подробнее  раскрыть понятие диалектики, её основные законы, принципы и категории. 
 
 
 
 
 
 

1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ  ДИАЛЕКТИКИ И РАЗВИТИЯ
    Диалектика  – признанная в современной философии  теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:
    законы  диалектики;
    категории;
    принципы.
    Главная проблема диалектика – что такое  развитие?
    Развитие  – общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.
    Развитие  – высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития.
    Движение  также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве – в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире. 
 

2. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ЗАКОНОВ ДИАЛЕКТИКИ
Среди способов понимания диалектики развития – законов, категорий, принципов  – основополагающими являются законы диалектики.
    Закон – это объективные (не зависящие  от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.
    Законы  диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:
    охватывают  все сферы окружающей действительности;
    раскрывают  глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого  и нового.
    Выделяются  три базовых закона диалектики:
    единства  и борьбы противоположностей;
    переход количества в качество;
    отрицания отрицания;
  Закон единства  и борьбы противоположностей.
Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все  сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).
    Единство  и борьба противоположных начал  – внутренний источник движения и развития всего сущего.
    Особый  взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия  – «тождество» и «различие» и  показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.
    По  Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен  самому себе, то есть данный предмет  есть именно этот данный предмет. В  то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.
    Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к  изменению (самоизменению) предмета –  движению. Примеры: существует идея, тождественна самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие- то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы – изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.
    Можно также выделить различные виды борьбы:
    борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);
    борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная  сторона сохраняется и является «раздражателями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;
    антагонистическая борьба, где одна сторона может  выжить только за счет полного уничтожения  другой.
    Помимо  борьбы возможны иные виды взаимодействия:
    содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);
    солидарность, союзничество (стороны не оказывают  друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют  в одном в одном направлении);
    нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);
    мутуализм – полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать  только вместе и не могут действовать  автономно друг от друга).
  Закон перехода  количественных изменений  в качественные.
Вторым  законом диалектики является закон  перехода количественных изменений  в качественные.
    Качество  – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик  и связей предмета.
    Количество  – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).
    Мера  – единство количества и качества.
    При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.
    При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение  качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».
    Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений  в качественные.
    Если  нагревать воду последовательно  на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество – станет горячей (в силу нарушения структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды – она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания – вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) – скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.
    Если  телу придавать все большую и  большую скорость – 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет  ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с («узловой» скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменяется сама система координат смены качества =- мера, произойдет скачок).
    В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:
    резко, одномоментно;
    незаметно, эволюционно.
    Примеры первого случая были рассмотрены  выше.
    Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества – меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратиться в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?». То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.
  Закон отрицания  отрицания.
Закон отрицания отрицания заключается  в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.
    Примеры:
    смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому  процессу);
    «эстафета поколений»;
    смена вкусов в культуре, музыке;
    эволюция рода (дети – частично родители, но уже на новой ступени);
    ежедневное  отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.
    Отрицание старых форм новыми – причина и  механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:
    развитие  – только поступательный процесс, переход  от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;
    развитие  может быть как восходящим, так  и нисходящим;
    развитие  хаотично, не имеет никакой направленности.
    Практика  показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как  восходящим, так и нисходящим., хотя общая тенденция все же восходящая.
    Примеры:
    организм  человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);
    исторический  процесс идет по восходящему направлению  развития, но со спадами – расцвет  Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т.д.).
    Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом ( по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет  прежние, но на новом, более высоком  уровне. 
 
 

3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ
    Основными принципами диалектики являются:
    принцип всеобщей связи;
    принцип системности;
    принцип причинности;
    принцип историзма.
    Всеобщая  связь означает целостность окружающего  мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов – предметов, явлений, процессов.
    Связи могут быть:
    внешние и внутренние;
    непосредственные  и опосредованные;
    генетические  и функциональные;
    пространственные  и временные;
    случайные и закономерные.
    Наиболее  распространенный вид связи –  внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.
    Системность означает, что многочисленные связи  в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.
    Причинность – наличие таких связей, где  одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.
    Историзм  подразумевает два аспекта окружающего  мира:
    вечность  неуничтожимость истории, мира;
    его существование и развитие во времени, которое длится всегда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ
Категория диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для  раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся:
    система,  элемент, структура;
    единичное, особенное, всеобщее;
    часть, целое;
    форма и содержание;
    причина и следствие;
    необходимость и случайность;
    возможность и действительность;
    сущность  и явление.
Система – элемент – структура. Система (греч. systema – целое, составленное из частей) – множество взаимосвязанных элементов (компонентов системы, не подлежащих дальнейшему разложению, делению), образующих определенную целостность. Устойчивые, существенные связи между элементами образуют структуру определенной системы.
Современная наука выделяет материальные и абстрактные системы. К первым относятся различные системы неорганической (неживой) природы и органической (живой) природы, начиная от простейших биологических образований до социальных структур. К абстрактным системам относятся понятия, гипотезы, теории, различные знаковые системы (естественные, искусственные) и другие явления духовной культуры.
Системы различаются также по силе и устойчивости своих внутренних связей, сложности  структурной организации, характером отношений со средой (открытые и закрытые). Изучение системности как важнейшего свойства бытия осуществляется кибернетикой, лингвистикой, синергетикой, экономикой, социологией и другими науками в рамках системного подхода – важного методологического направления в современной науке и практике.
Единичное – особенное – всеобщее. Категории характеризуют различные связи объективного мира и ступени его познания. Единичность означает неповторимость предмета или явления. Среди множества листьев, например, нельзя найти два абсолютно тождественных. Высшей степенью неповторимости является уникальность (произведения искусства, человеческая личность и т.д.)
В тоже время предметы заключают в себе и некоторые общие признаки, свойства, позволяющие объединять их в классы, роды, виды. Иначе говоря, действительность характеризуется также и общностью (всеобщностью). Предмет, взятый в своей конкретной целостности, выступает как единство единичного и всеобщего, т.е. как особенное. Единичное – форма существования всеобщего в действительности; особенное – всеобщее, реализованное в единичном.
Часть – целое. Категории, выражающие отношения между совокупностью предметов и объективной связью, которая их объединяет и выступает основой новых свойств и закономерностей. В качестве целого выступает связь между предметами, которые являются его частями. Целое не сводимо к простой сумме составляющих его частей, ибо оно порождает новые качества и свойства, которыми не располагают отдельные части. В качестве неорганического целого выступают атомы, кристаллы, планетарные системы, галактики и т.д. В живой природе целостностью обладают организмы, социальные общности и т.д. В живой природе целое характеризуется органичностью, т.е. не только обуславливает возникновение новых качеств, но и делает невозможным отдельное существование своих частей. Так, например, рука как важнейший компонент человеческого организма, совершающая сложнейшие операции и действия, в отдельности представляет лишь мертвое тело.
Форма – содержание. Категории, которые использовались в философии с древнейших времен. Под содержанием понимается совокупность различных элементов, определяющих свойства и функции предметов. Содержанием картины является совокупность художественных образов, выражающих определенную тему, потребительской кооперации - взаимоотношения между кооперативными обществами, предприятиями и организациями. Форма – это определенная организация содержания. Каждый предмет относительно устойчив, имеет определенную структуру. Форма характеризует эту внутреннюю структуру, которая находит свое выражение и во внешним облике, внешней организации объекта. Как структура предмета форма есть нечто внутреннее, а как отношение содержания данного предмета к содержанию других – внешнее.
Форма и содержание тесно связаны друг с другом. Так, содержанием экономической теории А.Смита являлись конкретные экономические отношения, существовавшие в Англии того времени. Но определенная организация материала составляет форму этой теории. Подчеркивая единство формы и содержания Гегель писал об “Илиаде”, что ее содержанием “является Троянская война или, еще более определеннее, гнев Ахилла”, но этого мало, ибо то, что делает поэму саму собой есть ее поэтическая форма. Ведущей стороной является содержание, но форма оказывает влияние, сдерживая или, напротив, содействуя его развитию. Учет этих сторон чрезвычайно важен в практической деятельности. Содержание банковской деятельности тем более успешно, чем совершеннее ее организация, т.е. форма, соответствующая условиям и требованиям времени. 
Рассмотрим диалектические категории, относящиеся к развитию и детерминации (самодетерминации) систем.

Детерминизм (лат. determinare- определяю) – философское учение о всеобщей объективной закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений. Индетерминизм, напротив, отрицает всеобщий характер причинности.
Причина – следствие. Категории, выражающие сущность причинности. В результате общественно-исторической практики постепенно складывалось понимание, что явление, порождающее или видоизменяющее другое, выступает как причина, а другое – как следствие. Взаимопереход этих явлений образует причинно-следственные цепи, не имеющие ни начала, ни конца. Всякая попытка определить абсолютно “первую” или “последнюю” причину ведет к признанию “беспричинных”, сверхъестественных сил. Физический смысл цепи причинения состоит в передаче от одного явления (причина) к другому (следствие) материи, энергии, информации. Существует многообразие причинных связей, различающихся как по результатам, так и по формам проявления. Связи причинения могут носить и обратный характер – взаимодействие. Подобные виды связи имеют широкое распространение в социальных системах (управление, образование, политика и т.д.). Причинная связь реализуется только при наличии определенных условий. Условия сами по себе не могут вызвать следствие, но тем не менее необходимы для его осуществления. Так, для успешного проведения экономических реформ требуются определенные социально-политические условия (согласие в обществе, ясное понимание последним целей и задач проводимых мероприятий и т.д.).
Необходимо  отличать от причины повод, который является внешним толчком, “последней каплей”, “стартером”, запускающим механизм причинения. Например, поводом первой мировой войны было убийство австрийского наследника. Повод по отношению к причине носит случайный характер (“была бы причина, а повод найдется”). Классическая физика исходила из механического понимания причинности. Предполагалось, что отношения между объектами строго однозначны в количественном отношении (лапласовский детерминизм). Однако возникновение квантовой механики расширило понимание причинности, которая может носить случайный и вероятностный характер (статистическая закономерность). В связи с этим важное значение в анализе детерминизма принадлежит таким категориям диалектики, как необходимость – случайность, возможность - действительность, закономерность и другие.
Необходимость – случайность. Философские категории, выражающие два вида объективных связей материального мира. Необходимость проистекает из внутренней сущности явления. Необходимость – это внутренняя, существенная связь между явлениями. Это то, что должно обязательно произойти в данных условиях. Случайность – это несущественная связь между явлениями. В данных условиях она может быть или нет, может произойти так или иначе Случайность характеризуется множеством возможных следствий. Например, количество горошин в стручке, цвет глаз, альтернатива “орел-решка” и т.д. Следует учитывать, что случайность объективна и всегда имеет свою причину. Количественным анализом случайных явлений занимается раздел математики – теория вероятностей. Если событие никогда не произойдет, то его вероятность равна 0. Если же оно произойдет обязательно, то вероятность равна 1. Все случайные события характеризуются вероятностью, находящейся между 0 и 1. С понятием вероятности тесно связано понятие неопределенности. Когда степень неопределенности равна 0, вероятность равна 1. Когда степень неопределенности равна бесконечности, вероятность равна 0. Необходимое и случайное носит относительный характер и в определенных условиях переходят друг в друга. Существенные и несущественные связи между предметами и явлениями тесно переплетены, неотъемлемы друг от друга. В силу этого случайность дополняет необходимость, является формой ее проявления. Правильный учет случайных и необходимых факторов крайне важен в практической деятельности (научно-исследовательская работа, управление, предпринимательство и т.д.).
Возможность – действительность. Категории, выражающие основные ступени развития предметов и явлений. Возможность – это потенциальная действительность. Например, желудь – возможность дуба. Действительность – это объективно существующий предмет как реализация (более или менее полная) некоторой возможности. В силу этого возможность и действительность образуют диалектическое единство. Следует различать возможности реальные (конкретные) и формальные (абстрактные). К реальным относятся возможности, выражающие закономерную, существенную тенденцию развития объекта и условия, способствующие их реализации. Каждый молодой человек имеет возможность получить высшее образование, но для тех, кто обучается в вузе, она является реальной. Формальная возможность отражает несущественную тенденцию в развитии объекта. Вероятность ее осуществления может быть ничтожно мала, но тем не менее для ее осуществления нет принципиальных препятствий. В этом коренное отличие возможности от невозможности. Невозможно конструирование вечного двигателя, обратного движения стрелы времени и т.д.
Сущность – явление. Категории, связанные с осмыслением различных уровней действительности. Под сущностью понимается глубинная, внутренняя, существенная, относительно устойчивая сторона объекта, определяющая его природу, совокупность черт и другие характеристики. Явление – это внешние, наблюдаемые, подвижные характеристики объекта. Явление существенно, а сущность проявляется. Но эта взаимообусловленность не означает их совпадения, тождества. Напротив, явление иногда искажает сущность. Восход и заход солнца является как движение последнего вокруг земли. Но по существу дело обстоит наоборот. “Природа любит скрываться” – глубоко подметил еще Гераклит. В действительности явление выглядит всегда иначе, нежели вызвавший его глубинный процесс. Каким же образом в сознании человека происходит переход от явления к сущности? Кант отрицал саму возможность подобного перехода. Гегель разрешил эту проблему, показав пластичность, относительность понятий, явлений и сущности, выражающих собой ступени развития абсолютного духа. Реальная возможность перехода от явлений к сущности осуществляется в результате практической деятельности человека, через анализ явлений познания существенных связей между ними. Этот процесс познания бесконечен, в нем активно участвуют и другие диалектические категории.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.