На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Досуг в жизни пожилых людей, их досуговые предпочтения, ресурсы досуга пожилых людей

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 29.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Глава I. Здоровый образ жизни - основа долголетия. 2
Направления в формировании здорового образа жизни. 4
Влияние физкультуры на лиц пожилого возраста. 7
Глава II. Социальные, медицинские и психологические аспекты валеологии. 8
Медицинские аспекты: 9
Концепция здорового образа жизни в жизни студента и пожилого человека. 10
    Гигиена умственного труда: 11
    Правильное питание: 12
    Сон, здоровье, работоспособность: 13
    Привычки: 13
Глава III. Досуг в жизни пожилых людей, их досуговые предпочтения, ресурсы досуга пожилых людей. 14
Литература 16 

 


     Глава I. Здоровый образ жизни - основа долголетия.

     з
  доровый образ жизни, по мнению ведущих медицинских специалистов в сфере физической культуры, -- это реализация комплекса единой научно обоснованной медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий, в кото-рой особое значение имеет правильное физическое воспитание, дол-жное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психоэмо-циональным перегрузкам, преодоление трудностей, связанных со сложными экологическими условиями обитания.
    Здоровый образ жизни выражает и определенную ориентированность деятельности личности в направлении укрепления и развития личного и общественного здоровья. Тем самым здоровый образ жизни связан с личностно-мотивационным воплощением индивидами своих социальных, психологических, физических возможностей и способ-ностей. Отсюда понятно огромное значение формирования здорового образа жизни в создании оптимальных условий функционирования индивида и общества.
    Бесспорно, здоровый образ жизни - это основа долголетия. Научные наблюдения убеждают в том, что долголетие в большей мере зависит от объема двигательной деятельности, от тренировки организма в условиях, требующих преодоления трудностей и препятствий.
    Наблюдения за условиями жизни горцев, в местностях, где понижено атмосферное давление, показали, что пульс и дыхание у них редкие, так как организм приспособился к использованию малых порций кислорода; природные условия приучили организм горцев к экономной работе. Возможно этим в большой степени и объясняется, что многие жители гор живут более 100 лет.
    Здоровый образ жизни включает в себя следующие основ-ные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигатель-ный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.
    Плодотворный труд - важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд.
    Следующей составляющей здорового образа жизни яв-ляется рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.
    Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочув-ствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна - избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.
    Второй закон - соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, посколь-ку не образуются в организме, а поступают только с пищей. От-сутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеванию и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются мо-лочная продукция, рыбий жир, печень.
  Н
е каждый из нас знает, что нужно научиться  культуре разумного потребле-ния, воздерживаться от соблазна взять еще кусочек вкусного продукта, дающего лишние калории, или вносящего дисбаланс. Ведь любое отклонение от законов рационального питания приводит к нарушению здоровья. Организм человека расходует энергию не только в период физической активности (во время работы, заня-тий спортом и др.), но и в состоянии относительного покоя (во время сна, отдыха лежа), когда энергия используется для под-держания физиологических функций организма - сохранения постоянной температуры тела. Установлено, что у здорового чело-века среднего возраста при нормальной массе тела расходуется 7 килокалорий в час на каждый килограмм массы тела.
    Первым правилом в любой естественной системе питания должно быть: - Прием пищи только при ощущениях голода.
    - Отказ от приема пищи при болях, умственном и физи-ческом недомогания, при лихорадке и повышенной температуре тела.
    - Отказ от приема пищи непосредственно перед сном, а также до и после серьезной работы, физической либо умствен-ной.
    Очень важно иметь свободное время для усвоения пищи. Представление, что физические упражнения после еды способствуют пищеварению, является грубой ошибкой.
    Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минераль-ных веществ. Только в этом случае удается достичь сбалансиро-ванного соотношения пищевых веществ и незаменимых факторов питания, обеспечить не только высокий уровень переваривания и всасывания пищевых веществ, но и их транспортировку к тканям и клеткам, полное их усвоение на уровне клетки.
    Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, вы-сокой работоспособности и продлению жизни.
    Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно ре-шающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.
    Полезно ходить по лестнице, не пользуясь лифтом. По утверждению американских врачей каждая ступенька дарит человеку 4 секунды жизни. 70 ступенек сжигают 28 кало-рий.
    В России закаливание издавна было массовым. Примером могут служить деревенские бани с парными и снежными ваннами. Однако в наши дни большинство людей ничего не делают для закаливания, как самих себя, так и своих детей. Более того, многие родители из опасения простудить ребенка уже с первых дней месяцев его жизни начинают заниматься пассивной защитой от простуды: укутывают его, закрывают форточки и т.д. Такая "забота" о детях не создает условий для хорошей адаптации к меняющейся температуре среды. Напротив, она содействует ослаблению их здоровья, что приводит к возникновению простудных заболеваний. Поэтому проблема поиска и разработки эффек-тивных методов закаливания остается одной из важнейших. А ведь польза закаливания с раннего возраста доказана громадным практическим опытом и опирается на солидное научное обоснова-ние.
    Широко известны различные способы закаливания - от воздушных ванн до обливания холодной водой. Полезность этих процедур не вызывает сомнений. С незапамятных времен извест-но, что ходьба босиком - замечательное закаливающее средство. Зимнее плавание - высшая форма закаливания. Чтобы ее достичь, человек должен пройти все ступени закаливания.
    При выполнении физических упражнений организм чело-века реагирует на заданную нагрузку ответными реакциями. Ак-тивизируется деятельность всех органов и систем, в результате чего расходуются энергетические ресурсы, повышается подвиж-ность нервных процессов, укрепляются мышечная и костно-связочная системы. Таким образом, улучшается физическая подготовленность занимающихся и в результате этого достигается такое состояние организма, когда нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физиче-ских упражнений становятся нормой. У вас всегда хорошее самочувствие, желание заниматься, приподнятое настроение и хоро-ший сон. При правильных и регулярных занятиях физическими упражнениями тренированность улучшается из года в год, а вы будете в хорошей форме на протяжении длительного времени.
       Ф

      Направления в формировании здорового  образа жизни.

      Направления в формировании здорового  образа жизни.

ормирование здорового образа жизни включает в себя четыре составляющих:
    1. Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний всех категорий населения о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения.
    Только через текущую, повседневную информацию человек получает необходимые знания, которые в той или иной степени влияют на поведение, а, следовательно, и на образ жизни человека.
    Естественно, что информация должна учитывать состав целевой группы, заинтересованность аудитории. К примеру, если темой лекции является материал, вызывающий интерес хотя бы у части слушателей, его усвояемость остальными слушателями значительно повысится. Элементы информационно-пропагандистской системы в России созданы и в последние годы принимают все более выраженный характер.
    2. Второе важное направление формирования здорового образа жизни - так называемое «обучение здоровью».
    Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни, как отдельных людей, так и общества в целом. Нельзя в этой связи не подчеркнуть главный вопрос: никакая информация, если она не подкреплена личной заинтересованностью, ничего для человека не значит. Сегодня это особенно важно в отношении молодежи, по-существу постоянно находящейся в зоне риска. Школа является центром формирования мирововоззрения и интеллектуального уровня молодого человека. Именно здесь в течение всего периода есть возможность дать детям и родителям глубокие знания о сущности психического и физического здоровья, в доступной форме изложить причины его нарушений, научить методам его восстановления и укрепления.
    Профилактика заболеваний только среди взрослой части населения или только среди детей недостаточно эффективна, так как ребенок живет в семье. Если родители и родственники ребенка имеют определенные факторы риска или страдают хроническими неинфекционными заболеваниями и не заботятся о своем здоровье, то у ребенка формируются стереотипы поведения, способствующие развитию этих же заболеваний. Семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление здоровья человека и общества. Семья наиболее полно выполняет репродуктивную функцию, в семье родители приобщают своих детей к нравственным ценностям и нормам поведения, к жизни в обществе, взаимодействию с другими людьми, передают трудовые навыки. В семье решается досуговая функция, обеспечивающая гармоничное развитие человека.
    3. Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств.
    Следует подчеркнуть, что от степени заинтересованности людей в собственном здоровье напрямую зависит успех данного направления в работе по формированию здорового образа жизни. В последние годы в обществе стало более настойчивым стремление оградить население, особенно молодежь, от вредных привычек, формируется законодательная база в этой области, однако говорить об успехах преждевременно. Три четверти мужчин в возрасте до 40 лет курит, стремительно увеличивается удельный вес курящих женщин и подростков. Злоупотребление алкоголем является причиной более 70 процентов несчастных случаев, 60 процентов смертельных отравлений связано с употреблением алкогольных напитков. Согласно данным общероссийского мониторинга наркоситуации, количество лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков, составляет 6 млн. человек.
    Основной формой антинаркотической профилактики является пропаганда. Но работа эта во многом идет вхолостую, особенно с детьми и молодежью. Разъяснительная работа специалистов здравоохранения проводится эпизодически, ею практически занимаются врачи наркологи и не задействованы врачи других специальностей. Профилактические акции, как правило, проводятся в городах, не затрагивая небольших населенных пунктов. В агитационных материалах не учтена психология «рыночного» поколения с более индивидуализированным сознанием, чем у старшего поколения, его новая потребительская субкультура, в которой главным понятием является престиж.
    В целях повышения эффективности профилактической работы целесообразно более активно привлекать к участию в ее проведении работников образования, науки, культуры, видных политиков, шоуменов и других лиц, пользующихся авторитетом среди определенных групп населения. С учетом этого, проведение целенаправленных массовых акций с привлечением известных личностей, оказывающих влияние на общественное мнение, может оказаться самым результативным.
    4. Побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.
    Естественно, что коммерциализация спортивной инфраструктуры препятствует развитию массового спорта. В то же время, сводить проблему исключительно к доступности спортивных сооружений неправильно. Речь должна идти о борьбе с гиподинамией всеми доступными способами, включая уроки физкультуры в школе, физкультпаузы на производстве, утреннюю гимнастику, пешие прогулки и походы и другие формы, доступные для массового использования. Необходимо, прежде всего, преодолеть пассивность муниципальных органов по делам молодежи и по физической культуре и спорту, которые способны профессионально возглавить и вести эту работу. Сельские и школьные стадионы, дворовые спортивные площадки, другие простейшие спортивные сооружения могут с успехом стать местами обучения населения, особенно детей и молодежи, навыкам физической культуры. Современный взгляд на физические упражнения, способствующие улучшению здоровья.
    Вся жизнь во всех ее проявлениях выражается в движении. Следовательно, движение, стимулирующее обмен веществ, -- решающее условие биологического благополучия. Но движение совершается не беспрерывно, а чередуется с отдыхом.
    На деятельность человека воздействуют внешние факторы труда и быта, все движения формируются и развиваются постепенно, совершенствуясь под влиянием окружающей среды. Решающее значение в развитии функций организма, в том числе и движений, имеет воспитание, тренировка. При регулярных занятиях физическим трудом, спортом и физкультурой вырабатываются приспособления к новым условиям, повышается скорость, сила движений, выносливость организма. Одновременно совершенствуется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения.
    Сердце способно развивать большую нагнетательную силу, распределяя кровь по всем сосудам, питающим работающие мышцы; дыхание обеспечивает окислительные процессы в работающих мышцах, доставляя им кислород и освобождая от углекислоты. При движении усиливается деятельность пищеварительного аппарата. Работа и связанные с ней движения повышают и регулируют деятельность всего организма.
    На протяжении всего периода развития с первых месяцев жизни человек постепенно тренирует с помощью движений свой организм. Под влиянием мышечных усилий усиливается кровом обращение и приток крови к тканям, увеличивается глубина дыхательных движений, улучшается обмен веществ. Чем разнообразнее и больше физическая нагрузка при движениях, тем шире открываются возможности для организма постепенно приспособиться к новым условиям работы. Таким образом, движения тренируют организм человека.
    Профессиональная работа, физкультура и спорт упражняют различные органы, формируют нервно-рефлекторные связи между ними, влияют на развитие органов и тканей человека и на их функции. В этом заключается значение тренировки.
    Особенно велико воздействие физических упражнений на нервно-мышечную систему. Сердце -- мышечный орган, у нетренированных людей меньше по весу и менее выносливо, чем у тренированных.
    Под влиянием тренировки увеличивается также поперечный размер костей, повышается их плотность и прочность. Исследования показали, что систематические занятия подростков физическими упражнениями в период усиленного роста организма благотворно влияют на мышцы сердца. Сердечная мышца может почти удваивать количество сокращений, артериальное давление крови повышается почти вдвое, а объем вентиляции легких возрастает иногда в 20 раз.
    Под влиянием физических упражнений равномерно развиваются все мышцы туловища, вырабатывается правильная, красивая осанка, стройность и ловкость. При малоподвижном образе жизни мускулатура развивается слабо и это нередко порождает недостатки осанки, походки.
    Обязательное условие правильной тренировки -- постепенность. Физические упражнения вызывают необходимость приспособления жизненно важных функций -- кровообращения, дыхания, обмена веществ -- к возросшим потребностям организма в питании; это приспособление организма регулируется центральной и периферической нервной системой.
    Многие люди заблуждаются, полагая, что покой является самым благотворным состоянием для организма; покой, бездействие понижают его общий тонус и обмен веществ.
    Тренированный человек способен выполнять большую по объему работу с меньшими энергетическими затратами, чем нетренированный, и восстанавливать работоспособность в более короткие сроки. Экономичность работы организма под влиянием тренировки можно оценить как повышение коэффициента полезного действия, т. е. достижение наибольшего рабочего эффекта при наименьших затратах.
    Под влиянием тренировки перестраивается деятельность вегетативной нервной системы. Тренированные люди ощущают бодрость, силу, «чувство здоровья». И это состояние является источником хорошего, ровного настроения, активности в работе.
    Интересно следующее наблюдение: студенты в период занятий и во время экзаменов лучше успевали в учебе, если занимались и физическими упражнениями; у них не снижалась работоспособность, не отмечалось явлений переутомления, перегрузки нервной Системы

Влияние физкультуры на лиц  пожилого возраста.

М
ы знаем  многих людей, которые и в 60 лет  сохраняют хорошее здоровье, работоспособность, бодрость. В чем же «секрет» их молодости?
    Раннее старение -- удел людей, невнимательных к своему здоровью, ведущих неправильный образ жизни, не желающих отказаться от курения, неумеренного потребления алкоголя, невоздержанности в пище. Те же, кто стремится жить так, чтобы отодвинуть старость и болезни, занимаются физкультурой, соблюдают правильный режим, разумно питаются.
    Результаты медицинских наблюдений очень благоприятны -- у многих регулярно тренирующихся, старше 50 лет, значительно улучшается состояние здоровья: у Электрокардиограмма показала повышение зубца Т, что характеризует укрепление мышцы сердца, повышение ее работоспособности; уменьшилось количество холестерина в крови. Занятия гимнастикой благотворно повлияли на сон и аппетит.
    Многие видные ученые, писатели, художники, достигнув престарелого возраста, продолжали заниматься физкультурой и сохраняли творческую активность. Назовем несколько всемирно известных имен: академик И. П. Павлов, И. Е. Репин, Лев Толстой.
    Известная писательница Мариетта Шагинян также считала, что важным условием долголетия является физкультура. Она понимала физкультуру как активные упражнения и труд в природных условиях -- в саду, поле или в лесу, на берегу моря. В своей статье «Цветущая старость» она пишет: «...ходьба и работа в саду, на поле доступны абсолютно каждому и необходимы в старости». Писательница лично знала людей, которые в 60 лет перенесли инфаркт миокарда, но постепенно стали заниматься прогулками, плаванием и в 75 лет сохраняли бодрость и выглядели моложе своих лет.
    Как же должны заниматься физкультурой пожилые люди. Прежде всего -- ежедневная утренняя гимнастика (но только после консультации с врачом врачебно-физкультурного диспансера). В течение дня необходимо бывать на свежем воздухе 1--2 раза по полтора часа; лучше провести это время там, где больше зелени. Прогулка не должна утомлять; пройдя километр, присядьте отдохнуть на несколько минут. Если вы будете гулять ежедневно, то постепенно маршрут может удлиниться до 5 км. Пожилым людям, если только нет медицинских противопоказаний, доступны и дальние прогулки, а также туризм. Смена впечатлений, пребывание на воздухе в движении благотворно влияют на нервную систему, улучшают общее состояние.
    Зимой очень полезны и приятны прогулки на лыжах по часу, полтора. Ходьба на лыжах ускоряет кровообращение, углубляет дыхание, придает бодрость, повышает тонус. В летние же месяцы рекомендуется купаться и плавать в реке, озере. Воздух и вода - прекрасные средства укрепления здоровья. Многие на собственном опыте убеждаются в пользе плавания и зимой в открытых и закрытых бассейнах. Доступна и увлекательна рыбная ловля зимой и летом, когда рыболовы длительное время проводят на свежем воздухе у реки, где воздух особенно чист. Этот вид отдыха очень популярен, и его любители говорят, что после дня, проведенного на рыбалке, чувствуют себя «помолодевшими на несколько лет».
    Физические упражнения, как и закаливание воздухом, солнцем и водой, влияют на усиление окислительных процессов в тканях и тем самым улучшают обмен веществ в организме. Особенно важное оздоровительное значение имеет воздействие низких температур воздуха -- 8--10° и воды -- 14--16°. Известно, что Иван Петрович Павлов купался до зимы, Илья Ефимович Репин всю зиму спал в комнате с открытыми окнами, и они прожили более 80 лет, сохраняя бодрость, интенсивную работоспособность.
    Можно сделать вывод, что физкультура всегда поддерживает здоровье. Особенно справедливо это в отношении пожилых людей. Недаром сложилась поговорка «С физкультурой дружить - долго жить».

      Глава II. Социальные, медицинские  и психологические  аспекты валеологии.

      С современных позиций  валеология - это наука о формировании здоровья индивида в конкретных условиях окружающей среды. Она объединяет множество  различных наук, изучающих биосоциальную  сущность человека в динамике, и  способствует комплексному подходу  в понимании сущности здоровья. В основе валеологии реализуется принцип "здравого смысла": как обеспечить оптимальное развитие человека, его работоспособность, здоровье, активное долголетие, возможность продления  рода в конкретных условиях природной  и социально-экономической среды.       Современная валеология - это уникальная форма  синтезирования знаний, накопленных  как народной, так и научной  медициной, подкрепленных достижениями естественных, в том числе экологических, социально-экономических, общественных и других наук, изучавших взаимодействие между человеком и обществом, между человеком как составной, вернее, основной частью общества, и  окружающей природной и социальной средой
      В начале 80-х годов  нашего столетия отечественный ученый, доктор медицинских наук И. И. Брехман  ввел термин "валеология".              Под валеологией (от лат. valeo - быть здоровым, здравствовать) подразумевалась наука  о профилактически-оздоровительных  основах медицины, путях и методах  сохранения и укрепления здоровья.              Появившись  как интегральное образование, рожденное  на стыке медицины, биологии, гигиены, физической культуры и психологии, экологии, диетики и других наук о человеке, его организме, внутреннем мире и жизненной среде, валеология с 1987 года выступает содружественной  медицине наукой.

      Медицинские аспекты:

      90-е  годы отмечены становлением и  дальнейшим развитием валеологии  как системы знаний о здоровье  здорового человека. Валеология - наука  о генетических и физиологических  резервах организма, обеспечивающих  устойчивость физического, биологического, психологического, социокультурного  развития и сохранения здоровья  человека в условиях влияния  на него меняющихся факторов  внешней и внутренней среды.
      Предметом валеологии является здоровье человека как категория качества жизни, обусловленная  физиологическими механизмами, умением  адаптироваться к условиям среды, способность  к самоорганизации, саморазвитию и  самосохранению. Объектом валеологии выступает относительно здоровый человек  или человек, находящийся в состоянии  предболезни.
      Социальные  и психологические аспекты: Совместно  с профилактической медициной валеология вносит свой вклад в решение одной  из глобальных проблем современности - сохранения и укрепления здоровья человека.
      В основе валеологии, в отличие от профилактической медицины, гигиены  лежит представление о динамических резервах отдельных систем и организма  человека в целом.
      Основными задачами валеологии как науки является:
      Ш прогнозирование функционального  состояния организма и его  коррекция;
      Ш разработка механизмов компенсации  нарушений резервов физиологических  систем;
      Ш определение методов и средств  развития и сохранения здоровья.
      Потребность в здоровье носит всеобщий характер, она присуща и отдельному индивиду, и обществу в целом. Состояние  здоровья сказывается на всех сферах жизни людей. Оно обуславливает  высокий потенциал физической, психической  и умственной дееспособности человека и служит залогом его полноценной  жизни. Здоровье населения оказывает  огромное влияние на динамику экономического развития общества, выступает и как  мерило его социально-этической  зрелости, уровня заботы государства  о здоровье своих граждан. Это  все накладывает на личность определенную ответственность по отношению к  своему здоровью, к здоровью потомства  и тех, кому она может и должна помочь (престарелым, инвалидам и  др.).
      Внимание  к собственному здоровью, способность  обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, здоровый образ жизни  служат показателями общей культуры человека.
      Развитие  валеологии позволило выявить одну из новых сфер человеческого сознания и бытия - валеологическую культуру, включающую в себя:
      Ш знание индивидом генетических, физических и психологических возможностей систем своего организма;
      Ш знание и умение применять методы и средства контроля, сохранения своего психофизиологического статуса, укрепления здоровья;
      Ш умение распространять валеологические  знания на социальную среду своего окружения.
      Формирование  валеологической культуры - сложный, многоступенчатый и многогранный процесс, охватывающий систему государственного образования в стране, семью, специализированные и досуговые учреждения и организации.
      В целом можно сказать, что валеология - это наука, в основе которой лежит  здоровье человека, живущего в сложном  и постоянно меняющемся мире, где  он подвергается воздействию огромного  количества параметров окружающей биосоциальной  среды, наука, которая позволит человеку через систему определенного  объема знаний, умений и навыков  своевременно проводить индивидуальную профилактику здоровья, сохранять и  укреплять общий его потенциал.

      Концепция здорового образа жизни в жизни  студента и пожилого человека.

      Н
еправильно  организованный труд студентов может  принести вред здоровью. Поэтому большое  значение имеет налаживание рационального  образа жизни.
      Человек, умеющий со студенческой поры правильно  организовать режим своего труда  и отдыха, в будущем надолго  сохранит бодрость и творческую активность.

      Режим дня.

      Четкое  выполнение хотя бы в течение нескольких недель заранее продуманного и разумно  составленного распорядка дня поможет  студенту выработать у себя динамический стереотип.
      Его физиологическая основа -- формирование в коре больших полушарий определенной последовательности процессов возбуждения  и торможения, необходимых для  эффективной деятельности. Закрепившиеся  привычки к регулярным занятиям, к  разумно организованному распорядку дня помогают поддерживать в течение  учебного года хорошую работоспособность.
      Организация рационального режима дня должна проводиться с учетом особенностей работы конкретного высшего учебного заведения (расписания занятии), оптимального использования имеющихся условий, понимания своих индивидуальных особенностей, в том числе и  биоритмов.
      Первостепенное  значение для каждого из нас имеют  наличие определенных целей, потребностей, интересной и полезной для общества деятельности, умение наладить правильный, рациональный режим дня.
      В табл. предлагается приблизительный распорядок дня для студентов
      Элементы  режима дня

      7.00--7.05       Подъем, уборка постели
      7.05--7.15       Утренняя  гимнастика
      7.15--7.20       Умывание, закаливающие процедуры
      7.20--7.45       Завтрак
      7,45--8,00       Дорога  в институт
      8,00--13.30       Учебные занятия
      13.30-14.30       Обед, прогулка на свежем воздухе
      14.30--15.00       Послеобеденный  отдых
      15.00--16.30       Самоподготовка
      16.30--18,30       Занятия в спортивной секции или самостоятельные  занятия физическими упражнениями (3--5 раз в неделю)
      18.30--19.30       Ужин, отдых
      19.30--21.00       Самоподготовка
      21.00--22.50       Чтение, прогулка, подготовка ко сну
      23.00       Отбой
      Помимо  разумного распорядка дня выделим  следующие составные части рационального  образа жизни студента, от соблюдения которых зависят успех в учебе  и хорошее здоровье: гигиена умственного  труда, правильное питание, сон, оптимальная  двигательная активность, избавление от вредных привычек.
             Н

      Гигиена умственного труда:

      Гигиена умственного труда:

емалое  влияние на продуктивность умственного  труда оказывают физические факторы  внешней среды. Установлено, что  оптимальная температура воздуха  должна быть 18--22°, а относительная  влажность--50--70%. Длительное пребывание студентов в помещении с температурой 25--27° приводит к значительному  напряжению физиологических функций  организма. Это отрицательно сказывается  на качестве выполняемой работы, а  также на вегетативных функциях: деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и  других систем.
      Клетки  головного мозга, как уже отмечалось, отличаются особенно интенсивным энергетическим обменом.
      
      Поэтому для успешной умственной работы необходимо находиться в помещении с нормальным содержанием кислорода.
      Санитарно-гигиенические  исследования помогли установить, что  уже после первой лекции содержание диоксида углерода (углекислого газа) в аудитории достигает 0,15--0,45 %, т. е. увеличивается в 5--15 раз по сравнению  с нормой.
      Кроме того, в аудиториях, читальных залах, особенно если они переполнены, в 2 раза увеличивается окисляемость воздуха, возрастает концентрация аммиака, окиси  углерода, или угарного газа, сероводорода и ряда других веществ, вредных для  здоровья.
      Все это говорит о необходимости  проветривать аудитории. К сожалению, многие студенты пренебрегают этим правилом.
      На  качестве умственной деятельности значительно  сказывается и наличие шума.
      Обычно  в аудиториях его значение составляет 40--50 дБ. По данным гигиены труда шум  до 40 дБ не влияет отрицательно на состояние  организма, превышение этого показателя снижает трудоспособность, вредно отражается на здоровье человека.
      Гигиена умственного труда предъявляет  требования и к одежде. Важно, чтобы  она свободно облегала тело, воротник рубашки или свитера не должен сдавливать сосуды шеи (тесный ворот  затрудняет кровоснабжение мозга).
      Необходимо  контролировать и осанку.
      Часто приходится наблюдать, как студенты сидят за столом с согнутой спиной, низко наклонив голову. В таком  положении хуже функционируют легкие, сердце, искривляется позвоночник, сдавливаются сонные артерии. Сидеть следует со слегка наклоненным туловищем (на 75--80°) и  приподнятой головой, которая должна составлять со спиной прямую линию. Понаблюдайте несколько дней за правильностью  своей позы, и она станет для  вас привычной.

      Правильное  питание:

      Ч
еловек  издавна использовал питание  в качестве одного из важнейших средств  для укрепления здоровья. Современная  наука достигла определенных успехов  в изучении вопросов рационального  питания.
      Чрезмерное  потребление углеводов вызывает резкое повышение уровня сахара в  крови, что небезопасно для здоровья. Глюкозу рекомендуется принимать  непосредственно перед стартом, во время преодоления длинной  дистанции или на финише после  утомительной физической нагрузки. Установлено, что глюкоза, употребленная перед  соревнованием или интенсивной  тренировкой, быстро попадает в кровь  и используется организмом для успешного  выполнения мышечной работы. Если же ее принять за 15 мин и более (до 1,5 ч) до старта, то ожидаемого эффекта  не будет. Мышцы не получат нужного  количества углеводов, так как в  организме будет происходить  процесс отложения глюкозы в  виде гликогена. Поэтому тренировку или соревнования надо начинать спустя 1,5-- 2 ч после еды, когда в организме  содержится наибольшее количество гликогена.
      Энергетическая  ценность пищи, или ее калорийность, зависит от количества присутствующих в ней белков, жиров и углеводов. По установленным нормам калорийность для юношей-студентов составляет 3000 ккал в день, для девушек -- 2600 ккал. При занятиях спортом и физической культурой калорийность пищи должна повышаться приблизительно на 700--1000 ккал, в зависимости от интенсивности  нагрузок.
      Пищу  рекомендуется принимать горячей, в одни и те же часы, 3--4 раза в день, что обеспечивает нормальное пищеварение. Еще недавно была популярна рекомендация завтракать достаточно плотно. Однако в результате длительных наблюдений был сделан вывод, что прилив крови  к органам пищеварения после  сытной еды уменьшает кровоснабжение мозга, скелетных мышц. А это ведет  к ухудшению продуктивности умственной деятельности. Поэтому наиболее правильно  во время завтрака употреблять 15--20 % суточной нормы калорий, а обед и ужин сделать более сытными. Ужинать желательно как минимум  за 1,5--2 ч до сна, чтобы пища переварилась. По возможности следует организовать второй завтрак или полдник, в  виде горячего чая с бутербродами. И ни в коем случае не использовать вместо обеда столь любимые студентами булочки всухомятку!

      Сон, здоровье, работоспособность:

      В
ся наша жизнь проходит в двух состояниях-- бодрствовании и сне. Недаром  древнегреческие мудрецы говорили: сон--слуга жизни. Современная наука  помогла установить природу столь  благотворного воздействия сна. Оказалось, что в процессе его  восстанавливаются энергетические запасы, израсходованные во время  работы, нервная ткань освобождается  от накопившихся в ней продуктов  распада,
      Недостаток  сна вредно отражается на здоровье. В исследованиях с людьми, добровольно  согласившимися на некоторое время  лишить себя сна, зафиксировано, что  уже после 5--6-х суток наступают  психические расстройства в виде галлюцинаций, резко повышается раздражительность. Даже частичное недосыпание понижает активность мозга; отрицательно сказывается  на внимании, памяти, качестве мышления, ухудшает самочувствие, умственную работоспособность.

      Привычки:

      Наиболее  вредными являются курение и злоупотребление  спиртными напитками. Эти привычки могут незаметно перерасти в  порок, способный испортить жизнь  человека.
      Среди так называемых факторов риска, вызывающих заболевания сердечно-сосудистой системы, ведущие кардиологи мира курению  отводят третье-четвертое место. Комитет экспертов Всемирной  организации здравоохранения на основе статистических данных разработал таблицу, по которой можно приблизительно определить на сколько сокращается  возможная длительность жизни человека из-за курения. Согласно этой таблице  человек 20--25 лет, выкуривающий до 9 сигарет  в день, уменьшает срок своей жизни  на 4,6 лет, выкуривающий 10--19 сигарет,-- на 5,5 лет.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.