На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Месопотамия

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 29.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                          МЕСОПОТАМИЯ 

(2 ЩЕЛЧОК)От гор Армении на севере до Персидского залива на юге, от горных областей Ирана на востоке до Сирийско-Месопотамской степи на западе протянулась обширная территория, названная древнегреческими географами Месопотамией, что в переводе означает «Междуречье». В литературе на русском языке чаще употребляется название «Двуречье» (от двух рек— Евфрата и Тигра). Сейчас это в основном территория Иракской Республики. 

Евфрат и Тигр берут начало на Армянском нагорье  и впадают в Персидский залив, в древности — двумя раздельными устьями, а сейчас — одним обширным устьем Шатт-эль-Араб.
На территории Месопотамии в изобилии имелись  глина и природный асфальт. В  дверной части страны встречались  месторождения металлов (свинца, олова, железа), гористые районы давали много камня.
Месопотамия расположена  на открытом пространстве и в центре Ближнего Востока, -иго обеспечивало ей издревле ведущую роль : международной  торговле, ибо многие сухопутные дороги проходили через нее с запада на восток и с севера на юг. Торговля шла также по рекам (хотя судоходство по ним было сопряжено с большими трудностями) и по Персидскому заливу (из Передней Азии в Аравию и Индию). 

Шумеры сами себя называли народом, вышедшим «из-за моря».  Следы  шумерской   цивилизации,   действительно,   частично встречаются  в  долине  Инда  и в Белуджистане.  Однако ведь до земель южной Индии от Шумера две с  половиной  тысячи  километров!..  (2 раза)Отчасти ответ,  если  не  всю разгадку,  дает позднейшая находка Вулли в Уре -
пустая царская  гробница,  в склепе  которой  остались  две  серебряные
модели  шумерских  лодок.  Возможно,  основатели  шумерских  поселений
приплыли на таких или подобных лодках из-за моря. Интересно то, что до
сих  пор  в  этой  местности  форма  лодки точно такая же,  как у этих моделей и на барельефах пятитысячелетней давности.  Но есть  и  другая версия:  по ней шумеры - высокогорный народ,  пришедший в Месопотамию,где нет гор,  из южного Ирана.(В 2 РАЗА) В пользу этой версии говорит тот факт,что   для   своих   храмов  шумеры  строили  специальные  пирамиды  из необожженной глины (так называемые зиккураты),  на  срезанной  вершине которой возводили храм божеству. В каждом раскопанном шумерском городе имеется хотя  бы  один  подобный  зиккурат.  Устраивать  святилище  на вершине   горы   -  обычай  горных  народов.  В  Месопотамии  не  было естественных гор,  и пришельцы строили  искусственные.  Впрочем,  этот взгляд  относится к упрощенному пониманию пирамиды,  как строительного сооружения, необходимого   лишь   с   архитектурной   точки   зрения.Исследования   последних   десятилетий,  вскрывшие свойство  пирамиды сохранять и усиливать положительную энергию (даже задерживать процессы старения,  гниения и т.  д.!), таят в себе иной ответ на происхождение шумеров, возможно, не имевших к иранским горам никакого отношения.
Как бы то ни было,  связанные между собой общностью  религии, культуры,способа  существования,  языка,  шумеры  на протяжении всей истории не построили в  Месопотамии  своего государства.   
 

Изучение хронологии древней Месопотамии представляет большие трудности ввиду отсутствия определённой эры, т. е. такой даты, от которой в те времена вели бы счёт годам. В эту эпоху было принято  обозначать годы по выдающимся событиям и, начиная от них, в течение некоторого времени считать годы. Так, например, в надписях, обнаруженных в Эшнунне, имеются такие неопределённые датировки: «год, когда Баббар и Ка-Ибаум были построены», или «год, когда амурру покорились».  

Некоторую помощь при установлении хронологии дают те указания в документах, которые позволяют установить синхронность, т. е. одновременность различных событий или жизни различных политических деятелей. Так, например, документы, найденные в Эшнунне и в Мари, позволяют установить тот факт, что Ибалпель, царь Эшнунны, Зимрилим, царь Мари, Хаммурапи, царь Вавилона, Римсин, царь Ларсы, и Шамшиадад I, царь Ассирии, были современниками.  

Дипломатические документы из Эль-Амарнского архива позволяют установить тот факт, что  египетский фараон Эхнатон был современником митаннийского царя Тушратты, хеттского царя Шупилулиумы, вавилонского царя Бурнабуриаша и ассирийского царя Ашшурубаллита. Такое же значение имеет и договор египетского фараона Рамзеса II с хеттским царём Хаттушилем III. Зная даты царствования Эхнатона и Рамзеса II, можно установить соответствующие даты для истории древней Месопотамии.  

Более точные данные для установления хронологии можно  найти в ассирийских надписях. Из них мы узнаём о том, что ассирийский  царь Тукульти-Нинурта I царствовал за 600 лет до Синахериба и что ассирийский царь Ашшурбанипал, покорив Элам в 650 г. до н. э., нашёл там статую богини Наны, которую вывез эламский царь Кудурнахунди 1635 лет тому назад.  

Но наиболее точные данные для фиксирования событий  дают такие тексты, в которых упоминаются астрономические явления, поддающиеся датировке с математической точностью. Уже астрономы эллинистической эпохи, использовав вавилонские астрономические тексты, установили, что вавилонский царь Набонасар начал царствовать в 747 г. до н. э. Но особенное значение имеет то обстоятельство, что в списке ассирийских чиновников (эпонимов), по именам которых назывались годы, упоминается солнечное затмение, относящееся к 15 июня 763 г. до н. э. Этот факт даёт возможность точно датировать весь этот список чиновников-эпонимов и установить, что первый чиновник, имя которого стоит в начале списка, правил в 911 г. до н. э. Таким образом, ассирийская хронология начиная с 911 г. до н. э. может быть совершенно точно установлена.  

Для уточнения хронологии всех стран Двуречья следует не только установить отдельные даты и одновременность различных событий, но также определить последовательность царствования всех царей в каждом государстве и по мере возможности точное количество лет царствования каждого из них. Некоторую помощь при этом оказывают царские надписи и деловые документы с датами царствования того или иного царя, списки царей и чиновников, а также те данные, которые можно почерпнуть из античных авторов, наконец, из обрывков труда Бероса. Но всё же не следует забывать, что многие из этих хронологических построений, в особенности относящиеся к древнейшему периоду, всё ещё являются предположительными. (2 РАЗА)

      Рис.Оттиск ассирийской цилиндрической  печати
  Источники древней  истории Месопотамии
Основными источниками  по истории Древней Месопотамии  являются памятники материальной культуры, письменные документы и литературные произведения, труды античных авторов. 

Памятники материальной культуры. (2 РАЗА)Найденные при раскопках древнейших поселений орудия труда, остатки жилищ, погребения, зерна и кости животных, украшения, статуэтки содержат большой информативный материал о ранней истории Месопотамии. 

Памятники материальной культуры III—-I тысячелетий до н. э. известны по раскопкам древних городов Месопотамии: Эреду, Ура, Урука, Лагаша, Нигшура, Ларсы, Эшнуны, Мари, Ашшура, Ниневии, Вавилона и др. 

Некоторые из этих городов (Ур, Урук, Эреду, Ашшур, Мари и  др.) начали свою жизнь в виде небольших  неолитических поселений еще  в IV тысячелетии до н. э. В развалинах месопотамских городов обнаружены остатки ступенчатых башен — зик-куратов, царских дворцов, грандиозных храмов, жилых и хозяйственных построек, школ, крепостных и ирригационных сооружений, а также некрополи, произведения искусства, предметы быта и т. д. 

(3 раза!) Важное значение для истории имеют даже небольшие и на первый взгляд не первостепенные вещественные памятники, например цилиндрические печати и их оттиски, в изобилии находимые в Месопотамии. Находки таких печатей в Египте, на Бахрейнских островах, в Индии и в других странах позволяют говорить о существовании торговых связей их с городами Двуречья, установить синхронность событий и восстановить хронологию сразу нескольких государств. Для каждого месопотамского города и для каждой эпохи характерны определенный стиль, принятый в изготовлении печатей, излюбленные изображения, наиболее распространенный и популярный материал (стеалит, лазурит, сердолик и др.). Печати дают богатые данные о мифологии страны, ибо чаще всего на них вырезались мифологические сцены. Они также являются знаками собственности и свидетельствуют о ее развитии. 

Письменные источники  появляются на рубеже IV-—III тысячелетий  до н. э. Они делятся на несколько  видов: хозяйственные, юридические, дипломатические  документы, записи летописного характера и др. 

Хозяйственные документы. Огромную роль для реконструкции  экономики и социальных отношений  древности играют хозяйственные  документы, в изобилии найденные  при раскопках месопотамских  городов. 

(2 раза)Наиболее древние хозяйственные архивы (начало III тысячелетия до н. э.), содержащие около 1000 глиняных табличек, дошли из Урука и Джемдет-Насра. Написаны они наиболее ранней формой письма: пиктографическими знаками, или протокли-нописью, еще до конца не расшифрованной. По содержанию они представляют собой документы хозяйственной отчетности: учет выдачи и поступления продуктов, количества рабов или работников и т. д. 

Большие хозяйственные  архивы III тысячелетия до н. э. обнаружены в шумерских городах Уре, Лагаше и др. В основном они сосредоточены в храмах и характеризуют обширное храмовое и государственное хозяйство. 

Особенно много  хозяйственных документов сохранилось  от II тысячелетия до н. э. в составе  не только государственных и храмовых, но и частных архивов. 

К началу II тысячелетия до н. э. относится архив ассирийских и аморейских купцов (более 10 000 табличек — счета, сделки, займы, расписки, судебные протоколы и др.), обнаруженный при раскопках Кюль-тепе («Холм пепла») в Малой Азии, где находился город Каниш — центр крупного международного   торгового   объединения. 

Второй половиной II тысячелетия до н. э. датируются около 4000 глиняных табличек, найденных при  раскопках древней Аррапхи и  смежных с ней поселений, которые  позволяют исследовать социально-экономическую структуру хурритов. 

К концу II тысячелетия  до н. э. (XII— XI вв. до н. э.) относятся  хозяйственные документы из царских  архивов в древних ассирийских  городах (например, в Ашшуре). 

Обширные хозяйственные  архивы I тысячелетия до н. э. (более 10 000 документов) были найдены при раскопках Ниппура, Вавилона, Борсиппы, Сиппара, Ура, Урука, а также за пределами Месопотамии, где бывали ее торговцы (в Сирии, Финикии, Иране). Это храмовые архивы и собрания деловых документов крупных торговых домов нововавилонского и персидского времени, из которых особенно хорошо сохранился найденный в Ниппуре архив «дома Мурашу», датируемый V веком до н. э. (свыше 700 документов). 

Юридические документы. Важнейшим источником по истории  Месопотамии являются юридические  памятники, и прежде всего своды законов. Ни в одной стране Древнего Востока не сохранилось такого обилия юридических сборников, как в Месопотамии. Древнейшие из них — законы Шульги — относятся к концу III тысячелетия до н. э. Ими пользовались в Шумеро-Аккадском царстве, при III династии Ура. Законы плохо сохранились, от них уцелели .тишь введение и несколько статей. 

К XX в. до н. э. относятся  законы из Эшнуны (периферийного царства, располагавшегося в бассейне реки Диялы), от которых сохранилось введение и 59 статей. 

От начала II тысячелетия  до н. э. дошли фрагменты законов  из Ларсы и Иссина. От свода, составленного  при царе Липит-Иштаре, уцелели введение, часть заключения и около 40 статей законов. 

Самый большой  сборник законов, состоящий из введения, основной части, насчитывающей 282 статьи, и заключения, дошел от времени вавилонского царя Хам-мурапи (XVIII в. до н. э.). Сначала он был записан на глиняных табличках, а в :чонце царствования Хаммурапи приобрел -парадную» форму — был высечен на черном базальтовом столбе, увенчанном вверху рельефом с изображением царя-законодателя в молитвенной позе перед богом Солнца, правды и справедливости Шама-шем, вручающем ему символы власти. Столб с законами Хаммурапи нашли французские археологи в 1901 г. при раскопках эламской столицы — города Сузы, куда он попал в виде военного трофея эламитов в XII в. до н. э. 

К середине II тысячелетия  до н. з. относится судебник из Ашшура — древнейшей столицы ассирийского государства с текстом так  называемых среднеассирийских законов, Наконец, сохранились и фрагменты законов (около 20 статей), действовавших в Нововавилонском царстве. Возможно, они были составлены в правление Навуходоносора II (605—562 гг. до н. э.). 

Своды законов  предоставляют в распоряжение исследователей богатый материал, на основе которого можно анализировать экономику и социальные отношения, структуру семьи, политический строй, изучать правовые нормы и судебный процесс, религиозные воззрения в Древней Месопотамии. В них явно проступает тенденциозность законодательства классового общества. 

От различных  периодов истории древних государств Месопотамии сохранились также  и другие юридические документы: судебные протоколы, материалы расследований, приговоры по различным делам  и т. д. 

Дипломатические документы. Один из древнейших дипломатических документов дошел до нас в записи на двух глиняных цилиндрах. В нем дано описание пограничных конфликтов между городами Лагашем и Уммой, которые имели место в XXIV в. до н. э. 

XXIII веком до  н. э. датируется договор, заключенный  между аккадским царем На-рам-Суэном и одним из царей Элама после долговременных военных конфликтов. 

К началу II тысячелетия  до н. э. относится дипломатический  архив, найденный при раскопках 'дворца царя Мари Зимрили-ма. Архив содержит обширную переписку между правителями и государственными деятелями Вавилона, Мари, сирийских и финикийских княжеств и др. Из нее явствует, что между государствами курсировали послы и гонцы, велись переговоры о содержании посольств, обеспечивалась их безопасность, осуществлялся обмен письмами и дарами, заключались договоры и т. д. Немаловажную роль в дворцовой корреспонденции занимали разведывательные донесения и секретная информация, особенно о передвижении войск и заключении военно-политических договоров, о чем немедленно осведомлялись заинтересованные стороны. 

Исключительное  значение для истории месопотамских  государств II тысячелетия до н. э. и  международных отношений этого  периода имеет найденный на территории Древнего Египта дипломатический Телль-Амарнский  архив, в котором встречаются письма митаннийских, вавилонских и ассирийских царей египетским фараонам Аменхотепу III и Эхнатону (XIV в. до н. э.). Дипломатические и деловые документы на аккадском языке были найдены при раскопках в Богазкее на территории Малой Азии, где в древности находилась столица хеттов — Хаттуса (архив хеттских царей, датируемый серединой и второй половиной II тысячелетия до н. э.). 

Среди международных  договоров I тысячелетия до н. э. видное место занимают договоры, заключавшиеся  ассирийскими царями с зависимыми от них государствами. Например, в 1955 г. в Кальху (Нимруд) были обнаружены договоры между ассирийским царем Асархаддоном (VII в. до н. э.) и индийскими князьями, заключенные по поводу объявления в Ассирии престолонаследниками сыновей Асархад-дона и принесения им клятвы верности. ' Надписи исторического содержания. Значительный интерес представляют исторические надписи правителей шумерских городов, Аккада, Вавилона, Ассирии и других государств Месопотамии. 

Возвышение Лагашского государства в XXV в. до н. э., рост его внешнеполитического могущества, острая борьба с соседней Уммой освещаются в надписях лагашского правителя Эанатума, особенно на его победной «Стеле коршунов». О событиях большой социально-политической важности — реформах в Лагаше — говорится в надписях правителя Лагаша Уруинимгины (XXIV в. до н. э.). Другой правитель этого города — Гудеа (XXII в. до н. э.) оставил строительные и посвятительные надписи.  

Важны надписи  аккадских царей (ХХШ в. до н. э.), в  частности Римуша, описывающие подавление восстаний в Аккадском царстве и завоевательные походы в Элам. Интересным памятником является так называемый «Обелиск Маништушу», который помогает восстановить картину царского земельного фонда, его рост за счет скупки земли у общинников. 

В большом количестве дошли до нас надписи ассирийских царей. Самые древние из них отличаются краткостью, сжатостью изложения преимущественно военных событий или строительства. Более поздние, принадлежащие, например, царям династии Саргонидов (VIII—VII вв. до н. э.), являются, по существу, литературно-историческими произведениями с динамичностью в изображении событий, оригинальностью их освещения, несомненной творческой индивидуальностью. Особенно выделяются среди них «Письмо Саргона II к богу Ашшуру», описывающее поход 714 г. до н. э. в Урарту, и выдающиеся по полноте исторического материала и художественному стилю летописи царя Ашшурбанапала. Используя надписи ассирийских царей как источник, нужно помнить о том, что они составлялись как победные реляции, следовательно, очень тенденциозны и односторонни в освещении и оценке событий. 

Известно более 140 надписей нововавилонских царей, большая часть которых принадлежит  Навуходоносору II и Набони-ду (VI в. до н. э.). В них повествуется о дворцовом, храмовом, городском строительстве, дарах и жертвоприношениях храмам. Важные исторические сведения можно почерпнуть из надписей Набонида, который упоминал в них не только о событиях своего правления, но и о значительно более древних временах, занимался восстановлением хронологии, родословной и деяниями царей. 

Большое значение имеют надписи царей, делавшиеся при сооружении храмов, изготовлении статуй богов, гимны в честь богов  и царей. Будучи наиболее парадными, они выполнялись не только на глине, но и на камне (мраморе, базальте и др.), золотых и серебряных изделиях, печатях из драгоценных и полудрагоценных камней, пластинках из слоновой кости и т. д. Помимо сведений религиозного характера они содержат упоминания о событиях внутри- и внешнеполитической жизни. 

Ценный материал содержится в царской переписке, сохранившейся в архивах ассирийских царских дворцов. Она представляет собой дипломатические, разведывательные, хозяйственные, административные и прочие документы царей и их наместников, чиновников, военачальников, жрецов. Более полутора тысяч таких писем VIII—VII вв. до н. з. найдено в дворцах Ниневии, Кальху и др. 

Интересны как  исторический документ запросы царей  к тому или иному оракулу для  предсказания судьбы важных начинаний, по поводу исхода различных событий  и т. д. Они особенно ценны тем, что, обращаясь непосредственно к богу, цари не скрывали (в отличие от парадных реляций) чувств озабоченности, тревоги, страха, волнения за исход того или иного дела или за свою судьбу, довольно точно передавая «политический климат» того времени. 

В государствах Месопотамии существовали царские  списки. «Шумерский царский список», составленный в XXI в. до н. э., начинался  с фантастических «допотопных» царей  и позднее был доведен до XVIII в. до н. э. Ассирийские списки верховных  чиновников — «лимму» (с 911 по 648 г.), по которым велась датировка, и царские списки (с начала II тысячелетия до конца VII в. до н. э.) являются ценнейшими для установления хронологии ассирийской истории, тем более что в них встречается реальная ~дата солнечного затмения — 15 июля 763 г. до н. э„, благодаря которой хронология становится на твердую основу. Дошли также списки вавилонских царей в хронологической последовательности. Сохранились «Синхронистическая история», излагающая историю ассиро-вавилонских взаимоотношений с XVI до IX вв. до н. э.; «Хроника о падении Ниневии», в которой отразились события гибели и распада Ассирийской державы (VII в. до н. э.); «Вавилонская хроника», повествующая о покорении Нововавилонского царства персидским царем Киром (VI в. до н. э.). Вместе с царскими надписями эти хроники составляют прочную основу для восстановления истории древней Месопотамии. . 

Собственно исторические труды появились сравнительно поздно, в IV—III вв. до н. э. Берос, жрец бога Мардука  в Вавилоне, хорошо знавший мифы, легенды и историю страны, читавший на родном языке ее надписи и хроники, наряду с этим получивший греческое образование, написал состоящую из трех частей «Вавилонскую и халдейскую историю» с «допотопных» времен до смерти Александра Македонского. Однако сохранилась она лишь в виде небольших фрагментов, вкрапленных в сочинения поздних античных и раннесредне-вековых авторов — Иосифа Флавия (I в. н. э.), Евсевия (IV в. н. э.) и др. 

Памятники шумеро-аккадской  словесности. В эпических поэмах об Энмеркаре, правителе Урука, и верховном жреце Аратты содержатся интереснейшие данные о взаимоотношениях Шумера в раннединастический период (начало III тысячелетия до н. э.) с отдаленной страной Араттой, расположенной за «семью сверкающими горами», видимо, на территории Ирана. 

Вероятно, в шумерской  поэме «Гильгамеш и Ага» содержатся реальные сведения о борьбе за освобождение Урука от гегемонии Киша и политическом строе древнейшего Урука. Сохранились  аккадские легенды о царе Саргоне  Древнем, основателе Аккадского царства, и т. д. 

Некоторые сведения о социальных отношениях, семье, психологии древних обитателей Месопотамии  можно почерпнуть из произведений «малого» жанра: пословиц и поговорок. Например, «Сильный человек живет руками своими, а слабый — ценою своих детей». Впечатляющи пессимистическая пословица: «Бедняку лучше умереть, чем жить: если у него есть хлеб, то нет соли, если есть соль, то нет хлеба, если есть мясо, то нет ягненка, если есть ягненок, то нет мяса»,— и более оптимистическая: «Тот, у кого много серебра, может быть и счастлив, тот, у кого много ячменя, может быть и счастлив, но тот, у кого нет совсем ничего, спит спокойно». 

Исторические  сведения можно почерпнуть из литературных памятников Шумера, Вавилонии и Ассирии. Настоящим кладезем их является «Эпос о Гильгамеше», полный текст которого был обнаружен в царской библиотеке Ниневии и датируется началом II тысячелетия до н. э. 

Источники из других стран Древнего Востока. В связи  с тем что Месопотамия, располагавшаяся  в самом центре ближне-и средневосточного мира, имела разнообразные   экономические,   политические   и культурные контакты со многими странами, на ее территории часто встречаются чужеземные вещи: статуи и скарабеи из Египта, южноаравийские надписи, ювелирные и ремесленные  изделия из Сирии,  Финикии, Палестины, Урарту, Ирана, Индии.((2 РАЗА!) В свою очередь, вавилонские цилиндрические печати, бронзовые изделия и инструменты из железа ассирийского оружейника были найдены в кладах на территории Египта, шумерские печати обнаружены при раскопках центров Индской цивилизации, Свод законов Хаммурапи, обелиск Маништушу найдены были при раскопках эламской столицы Суз, деловые и дипломатические документы и литературные произведения Древней Месопотамии обнаружены в Малой Азии, Египте, Палестине, Сирии, Иране и др. Из новых находок важно отметить материалы раскопок древнего сирийского города Эблы к югу от города Алеппо (древняя Халпа). Здесь итальянские археологи нашли несколько тысяч глиняных клинописных табличек, содержащих тексты на шумерском и одном из семитских языков. В этом одном из древнейших архивов Передней Азии, восходящем к Ш тысячелетию до н. э., представлены литературные тексты, «учебники» и «тетради» учеников, деловые, особенно торговые документы и обширная государственная документация: дипломатическая переписка, донесения послов и военачальников, административные распоряжения и др. 

В числе важных чужеземных источников по истории Месопотамии  следует назвать Библию. В ней  содержатся рассказы о походах в  Восточное Средиземноморье ассирийских  и нововавилонских царей, о взаимоотношениях государств Палестины и Месопотамии. Используя Библию как источник, необходимо учитывать ее политическую и  религиозную  тенденциозность. 

Сохранились также  персидские источники по истории  Месопотамии: «Цилиндр Кира», покорителя Вавилона, надписи Да-рия I, и прежде всего Бехистунская, где рассказывается о восстаниях вавилонян против персидского господства.  

Произведения  античных авторов. Античные авторы оставили яркие описания природы Месопотамии, особенностей ее климата, обычаев населения, религиозных верований, достижений культуры, а также исторических преданий. 

Самые подробные  сведения содержатся в труде греческого историка Геродота (VB. до н. э.), который  совершил путешествие по Месопотамии. Наиболее ценными являются его сведения о самой стране. Что касается ее истории, то здесь греческий автор использует в основном легендарную канву: несколько фольклорных фигур — Нин, Семирамида, Сарданапал и реальная фигура Синаххериба исчерпывают ассирийскую историю; еще меньше сведений дает он о вавилонской истории, где основные деяния и выдающиеся сооружения приписаны легендарной царице Нитокриде. 

Младший современник  Геродота, много лет проведший  в Персии, Ктесий Книдский оставил  труд «Персидская история» в 23 книгах, в котором значительное место было уделено и Месопотамии, однако изложение ее истории базировалось исключительно на легендарной традиции, изобиловало ошибками и извращением событий. Сохранившаяся лишь фрагментарно Ктесиева «Персидская история» легла затем в основу труда Диодора «Историческая библиотека» (I в. до н. э.), а также вошла в сочинения и других греческих авторов. 

В качестве наемника персидской армии Кира Младшего побывал  в Месопотамии в конце V в. до н. э. грек Ксенофонт, оставивший такие  сочинения, как «Киропе-дия» и «Анабасис», где на фоне древней и современной Ксенофонту персидской истории встречаются описания долины Тигра и Евфрата, народов и обычаев страны, а также весьма скупые сведения о ее истории. 

Богатейшим источником сведений о Месопотамии является «География» Страбона (I в. до н. э.—I в. н. э.), особенно специально ей посвященная XVI книга его труда. 

В труде Иосифа Флавия «Иудейские древности» (I в. н. э.), в котором освещаются взаимоотношения  Ассирии и Вавилона с государствами  Палестины, дается яркая картина раздела «ассирийского наследства» между Вавилонией и Мидией и столкновения их интересов с Египтом.  Однако необходимо иметь Б виду, что Иосиф Флавий исходил из библейской концепции мировой истории. 

Ряд сведений по истории Месопотамии содержится в труде римского историка I в. н. э. Помпея Трога. Он дает традиционную канву вавилонской и ассирийской истории как цепи событий, вращающихся вокруг легендарных царей и цариц, но представляет интерес его объяснение причин завоевательной политики Ассирии, условий возникновения великих империй древности, способов управления завоеванными территориями и причин крушения могущества государственных объединений такого рода. 

Памятники материальной культуры 

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.