На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налоги и сборы Российской империи XIX XX вв

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  
«ВОЛГОГРАДСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
 

Экономический факультет  

Кафедра Налогообложения  и аудита   
 
 
 
 

Налоги  и сборы Российской империи XIX – XX вв.
Курсовая  работа
по дисциплине «Теория и история налогообложения»   

              Выполнил 
              студент группы Н-200
              Фотинов Арсений Дмитриевич 

              Научный руководитель
              доктор  экономических наук, профессор
              Гончаров  Александр
 
 

Волгоград
2009  

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

введение
     В истории налогообложения России можно выделить три этапа.
     Первый  этап связан с периодом становления  государственности Киевской Руси и  характеризуется появлением первых централизованных общегосударственных  налогов.
     Второй  этап начинается с укрепления финансов Московского государства в середине XVII века и является этапом становления единой государственной системы управления сбором налогов.
     Третий  этап развития российского налогообложения  начался в XIX в. во время правления  Александра I. Этому этапу свойственны интенсивный рост государственного финансового хозяйства, уменьшение  количества налогов при одновременном улучшении их качественных параметров (порядка установления, взимания и контроля) на основе укрепления  законодательно-правовой базы и использование научных достижений в области налогообложения. Так же в этот период устранялось деление на податные и свободные от налогов сословия, закладывались основы для перехода к современным видам обложения граждан и предприятий.
     Именно  в этот период, особенно во второй половине XIX в., по всей Европе делались многочисленные попытки правительств воплотить на практике научно-теоретические воззрения на экономическую природу, принципы и методологию налогообложения. Это стало возможным благодаря бурному развитию финансовой науки (в том числе и науки о налогах), выделившейся из политической экономии в самостоятельную отрасль. В числе многочисленных ее представителей наиболее известны Д.Рикардо, Л. Штейн, А. Шеффле, Ж.-Б. Сэй и др.
     Это в свою очередь и послужило причиной к выбору этой темы для курсовой работы.
     В этот период налогообложение в России совершило своеобразный «рывок», основы современной системы налогообложения  России начали складываться в это  время.
     Актуальность  этой работы состоит в том, что  в настоящее время молодая налоговая система России воплотила в себя различные элементы моделей систем налогообложения различных государств, но вместе с тем Российское государство всегда было и остается самобытным и имеющим свои особенности. Поэтому взгляд в историю, историю налогообложения России и ее опыт поможет оценить все плюсы и минусы налоговой системы России сегодняшнего дня.
     Данная  тема была затронута многими авторами, одними из которых были А.В. Толкушкин  в своем учебном пособии «История налогов в России», В.М. Пушкарева в книге «Истории финансовой мысли и политики налогов», также С.В. Барулин в «Теории и истории налогообложения». Но как бы не затрагивали эту тему авторы, она все равно остается раскрытой частично или не в том аспекте.  Поэтому эта тема нуждается в дальнейшем исследовании и разработке.
     Целью данной курсовой работы является поиск тех особенностей налоговой системы в изучаемом историческом этапе, которые можно бы было использовать в наше время и которые привели бы к позитивным результатам или тех, что уже используются.
     Исходя  из цели курсовой, выдвигаются следующие  задачи, которые нужно выполнить  по ходу рассмотрения темы:
     1) детально исследовать общую систему  налогов и сборов России в  данный период времени.
     2) проанализировать полученную информацию
     3) выявление тех особенностей, которые могли бы позитивно повлиять на современную налоговую систему.
     Объектом  исследования данной курсовой является вся налоговая система и система  сборов в России. Предметом же исследования является развитие этой системы в период с XIX в. по 30-е годы ХХ века.
     В качестве основных методов в работе использовались изучение и анализ истории  налогов России.
     Работа  состоит из двух глав, каждая из них  в свою очередь делится  на два  параграфа.
     В первой главе «Развитие налогового законодательства в 1800-1892 годах » подробно рассмотрено развитие налоговой системы России в периоды правления Александра I, Николая I, Александра II и Александра III.
     Во  второй главе «Налоги в 1892-1917 годы»  рассматриваются подробно налоговое  законодательство России во время правления Николая II и влияние реформ С.Ю. Витте и П.А. Столыпина на него.  
 
 

1. РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В 1800-1892 ГОДАХ
     1.1. Н а л о г о в а я с и с т е м а в п е р в о й п о л о в и н е X I X в е к а  

     Во время правления Александра I, российский император с 1801 г., были реформированы следующие виды налогообложения: оброчный сбор, гильдейский сбор, пошлина с наследств, горная подать, гербовый сбор, питейный сбор, вводятся процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, кибиточная подать, попудный сбор с меди. Существенному пересмотру подвергается система земских денежных и натуральных повинностей, реформируется система организации сбора налогов.
  Для целей обложения гильдейским сбором (податью) существенное значение имело изменение размеров объявляемых капиталов, установленных для отнесения купцов к той или иной гильдии. В 1807 г. размеры объявляемых капиталов установлены для первой гильдии в 50 тыс. руб., для второй 20 тыс. руб., для третьей 8 тыс. руб.; эти же нормы сохранены и «Постановлением об устройстве гильдий и торговле прочих состояний» от 14 ноября 1824 г.1 

       Также к числу крупнейших мероприятий  по введению новых видов налогообложения  в период царствования Александра  I относятся введение в 1812 г. процентного сбора с доходов от недвижимого имущества. 14 июня 1816 г. был подписан Указ «Об упорядочении земских повинностей по содержанию почт, мостов, перевозов, дорог и присутственных мест».
       В начале XIX столетия был осуществлен ряд реформ горного законодательства. 13 июля 1806 г. был принят проект Горного положения, введенный первоначально на 5 лет (в виде опыта, и потому сохранивший название «проекта»). При составлении Свода Законов это положение было положено в основу Горного Устава, который просуществовал до 1917 г. Так же в 1817 г. по инициативе министра финансов графа Гурьева был издан новый устав о питейном сборе, установивший казенную оптовую продажу вина, отданную в заведование казенных палат и уездных управлений.
     В дореволюционной России с кочевых народов взималась в виде государственной подати или местного сбора, поступавших в губернские бюджеты, кибиточная подать, введенная в 1824 г.
     В 1802 г. манифестом Александра I «Об учреждении министерств» было создано Министерство финансов и определена его роль. В манифесте говорилось: «Должность Министра финансов имеет два главных предмета: управление казенными и Государственными частями, кои доставляют Правительству нужные… доходы и генеральное всех доходов разсигнование по разным частям Государственных расходов»2.
     Окончательно Министерство финансов было сформировано к 1811 г. В его функции входило управление финансами, кредитом, государственными имуществами, горными и соляными промыслами. Министерство финансов занималось всеми источниками доходов. Расходами ведало Государственное казначейство — самостоятельное ведомство. Ревизией всех счетов занимался Государственный контролер. Через 10 лет Государственное казначейство было включено в Министерство финансов на правах департамента. Структурным подразделением Министерства финансов, ответственным за сбор налогов, первоначально был Департамент податей и сборов, затем — Департаменты окладных сборов и неокладных сборов. В дальнейшем Департамент неокладных сборов был преобразован в Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питей.
       До Александра I заведование гербовым сбором переходило от одного учреждения к другому. С 1811 г. заведование гербовым сбором было отдано Министерству финансов.
     Следующим императором, взошедшим на престол, был Николай I, во время его правления в налоговую систему вносится ряд изменений. В первой половине XIX в. наряду с рассмотренными выше видами налогообложения вводятся акцизы на предметы массового потребления: в 1839 г. — на табак, в 1848 г. — на сахар и специальные государственные сборы.
     В 1838 г. была упразднена монополия на продажу табака и введен акциз на нюхательный и курительный табак, взимаемый посредством бандеролей (бандероль — ярлык на товаре в знак уплаты акциза или пошлины), цена которых должна была равняться не менее 20% продажной цены. На открытие фабрик, которые могли учреждаться лишь в городах, и торговых помещений были введены свидетельства. Взимание табачного сбора было поручено откупщикам питейных сборов и полиции, а с 1843 г. — акцизным надзирателям.
     В 1834 г. был введен сбор с проезда по шоссе Санкт-Петербург — Москва. К 1863 г. этот сбор распространился на 23 шоссейные дороги. Взимались сборы с пассажиров железных дорог, пароходств, с железнодорожных грузов, сборы в морских портах. В разные годы устанавливались паспортные сборы, в том числе с заграничных паспортов, вводилось налогообложение полисов по страхованию от пожара. Кроме того, взимались пошлины с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения (в зависимости от степени родства применялись ставки от 1 до 6 процентов со стоимости имущества).
     Осуществляется  ряд изменений горной подати. Значительное развитие  золотого промысла и выгоды, которые извлекали из него промышленники, вызвали в 1840 г. повышение подати с золота до 20% и установление дополнительной 4-рублевой подати с фунта золота.  
     В 1833 г. на Департамент податей и сборов Министерства финансов возлагается проведение переписи податного населения. В 1837 г. было учреждено Министерство государственных имуществ, до этого управление государственными имуществами осуществлялось специальным подразделением Министерства финансов.
     Более чем 20 лет (1823—1844) Министерство финансов Российской империи возглавлял выдающийся российский государственный деятель, почетный член Петербургской академии наук (1824), граф Е.Ф. Канкрин. За указанный период времени окончательно сложилась система государственных финансов. Основу этой системы составляла подушная подать. За время управления Канкрина сумма поступлений прямых налогов была увеличена на 10 млн руб. серебром путем привлечения инородцев к платежу подушной подати и пересмотра налога на право торговли. При Канкрине был введен акциз на табак. В 1842 г. был увеличен гербовый сбор. С именем Канкрина связано восстановление металлического денежного обращения. Канкрин не допускал учреждения в России частных банков, опасаясь развития в стране искусственных капиталов, могущих принести вред частным лицам. На том же основании он был противником устройства сберегательных учреждений. Усилиями Канкрина было улучшено металлическое производство на казенных заводах, увеличена добыча золота.
     В середине XIX в. налоговое обложение крестьянства в России еще более возросло. В 1857 г. 70% всех прямых налогов составляли подушная и оброчная подати, а наибольшая часть косвенных налогов, сумма которых в два с половиной раза превышала сумму прямых налогов, приходилась на питейный сбор и соляной налог. Как прямые, так и косвенные налоги ложились главным образом на крестьянство.
     Таким образом, в первой половине XIX в Налоговую систему было внесено существенное количество изменений. Существенному пересмотру подвергается система повинностей, изменяется система организации сбора налогов. Большую роль сыграло и то, что ввелись акцизы на предметы массового потребления. В этот период и начались коренные изменения в Налоговой системе России. 

     1.2. И з м е н е н и я н а л о г о в о й с и с т е м ы
     в Р о с с и й с к о й и м п е р и и   с  1 8 6 1 п о 1 8 9 2 г о д ы 

     С именем Александра II, российского императора с 1855, связаны самые значительные преобразования в экономической и политической жизни России XIX столетия. Одним из важнейших изменений была крестьянская реформа 1861 г.
     19 февраля 1861 г. Александром II были утверждены Положения о крестьянах, а 5 марта того же года состоялось торжественное объявление «воли». Крепостные крестьяне были освобождены от крепостной зависимости с землей, но наделы были во многих местах урезаны соответственно особым нормам. Земля отдана была крестьянам в постоянное пользование с уплатой за нее определенного сбора. Оброки эти могли быть выкуплены по добровольному соглашению крестьян с помещиками при помощи особой кредитной операции, причем помещики получали от казны всю выкупную сумму, а крестьяне уплачивали казне рассроченные на 49 лет выкупные платежи.
     В связи с проведением реформы 1861 г. в налоговой системе были осуществлены следующие важнейшие преобразования: 1) была изменена система сбора промыслового налога, 2) введено налогообложение земли,       3) устанавливается подомовый налог, 4) вводятся налоги и сборы земств,    5) указом от 1 января 1863 г. винные откупа заменяются акцизными сборами со спиртных напитков (винным акцизом). При этом сохранялась важная роль в системе государственных доходов следующих видов налогов — подушного налога, питейного и таможенного сборов, соляного налога (в 1862 г. вводится акциз на соль), акциза на дрожжи (1866), акциза на керосин (1872), акциза на табак.
     Промысловый налог, введенный в конце XVIII в. в форме гильдейского сбора, представлял собой прямой реальный налог на промышленные, торговые и кустарные предприятия. При Александре II система взимания промыслового налога была усложнена: налог стал подразделяться на основной (прежний патентный сбор) и дополнительный.
     В России государственный поземельный налог был введен в 1875 г. в форме раскладочного налога. Величина поземельного налога устанавливалась для каждой губернии и распределялась земской управой между отдельными владельцами земли. Поземельные налоги представляют собой группу прямых реальных налогов, объектом обложения которыми являются участки земли или доходы от владения или использования земли.
     Подомовый налог в России был введен в городах в 1863 г. в форме налога с недвижимого имущества. Обложению подлежали жилые дома, фабрики, заводы, театры, бани и строения с принадлежащими к ним постройками.
     В эпоху царствования Александра II наряду с государственными прямыми налогами создается система земских (местных) налогов и сборов. Земские сборы были законодательно оформлены в 1851 — 1864 гг. Поступления по этим сборам составляли свыше двух третей доходов земств и использовались на содержание земских органов самоуправления, полиции, школ, больниц и т.п.
     Параллельно с системой налогов, пошлин и сборов в России действовала система повинностей. По уровню местного самоуправления повинности подразделялись на земские и мирские. Земские повинности представляли собой вид местного обложения в дореволюционной России; имели как денежную, так и натуральную форму. Законодательно система земских повинностей была оформлена в 1851—1864 г. Земские повинности взимались по раскладке вне зависимости от зажиточности хозяйства и поступали в распоряжение земств — органов так называемого местного (губернского и уездного) самоуправления России.
     Мирские повинности в Российской империи представляли собой специальные повинности в денежной или натуральной форме (помимо государственных и земских сборов), которые несли сельские и волостные крестьянские общества. Натуральные повинности отбывались путем выполнения определенных работ, денежные — носили название мирских сборов. Ряд натуральных и денежных мирских повинностей имел обязательный характер: содержание органов волостного и сельского управления, покрытие расходов по прививке оспы, поддержание в исправности дорог.
     Дорожные повинности представляли собой возложенную государством на население обязанность участвовать личным трудом, транспортными и денежными средствами в строительстве, ремонте и содержании шоссейных и грунтовых дорог и мостов.
     Во второй половине XIX в. был введен особый дорожный (шоссейный) сбор, который взимался за проезд, провоз грузов и прогон скота по шоссейным дорогам, состоявшим в непосредственном ведении Министерства путей сообщения; он полностью поступал в государственную казну.
     С периодом правления Александра III связаны существенные изменения в российской истории налогов. Политическая реакция, наступившая после убийства Александра II, отразилась на финансовом состоянии страны. Ситуация осложнилась двумя годами практически повсеместных неурожаев (1884 и 1885), что вызвало неблагоприятные последствия для промышленности и торговли страны.
     С 1 января 1883 г. отменяется подушная подать для некоторых категорий плательщиков на общую сумму 19 млн руб., а затем и вовсе уничтожена для всех податных сословий Европейской России по Закону 28 мая 1885 г. (с 1 января 1886 г.). При этом были увеличены поземельные сборы с бывших казенных крестьян на 45% под предлогом перевода их с оброка на выкуп (по Закону 12 июня 1886 г.), и повышается акциз на спирт. Кроме того, вводятся акциз на осветительные нефтяные масла (1887), акциз на спички (1888), налог с наследств (Закон от 15 июня 1882 г.) и налог на процентные бумаги (Закон от 20 мая 1885 г.)
     Одним из первых финансовых мероприятий явилось понижение выкупных платежей, которое было необходимым для улучшения благосостояния сельского населения. Уменьшение и последующая отмена выкупных платежей в значительной мере были компенсированы повышением существовавших и введением новых видов налогов. Повышен гербовый сбор (19 января 1882 г.), повышены ставки таможенных пошлин на ряд импортируемых товаров (при этом закрыт транзит через Закавказье), повышены ставки налога с недвижимых имуществ в городах (13 мая 1883 г.), увеличен в 1,5 раза поземельный налог, повышены налоги на заграничные паспорта. Налог на денежный капитал впервые в России был установлен Законом 20 мая 1885 г., когда была уничтожена подушная подать и введен ряд налогов, имевших целью обложение на началах подоходно. Установление этого налога встретило довольно резкие возражения, при этом поднимался даже вопрос о праве государства на такое обложение. Многие рассматривали введение этого налога как попытку простого уменьшения процента по государственным займам.
     Налоговая политика в России в последние годы императора Александра III в значительной степени связана с именем И.А. Вышнеградского. В этот период, совпавший с усилением экономического роста в стране, основное внимание уделяется внутренним косвенным налогам (акцизам) и ввозным таможенным пошлинам. Система прямых налогов в этот период оставалась практически неизменной. Увеличение поступлений от прямых налогов происходило исключительно за счет экономического роста.
     В сфере косвенных налогов происходят следующие изменения: вводится дополнительный раскладочный сбор с купеческих и негильдейских предприятий (1889); увеличивается добавочный сбор с акционерных обществ и товариществ на паях (1887); вводится обложение акций железнодорожных предприятий, гарантированных в размере 5% и негарантированных в размере 3% (в 1887 г.).
     В 1888 г. были введены два новых акциза — нефтяной (40 коп. с пуда всех осветительных масел и 30 коп. с пуда легких) и спичечный; при экспорте указанные товары акцизами не облагались.
     В 1890 г. был издан Закон о взимании пошлин с наследств, «открывающихся после иностранных подданных»; установлен сбор в пользу казны с так называемых специальных текущих счетов; coop с заграничных паспортов увеличен вдвое.
     Под влиянием сильного повышения курса кредитного рубля в 1890 г. было признано необходимым повысить все прежние тарифные ставки на 20%. Пошлины на каменный уголь и кокс были повышены на 4%. При введении таможенного тарифа 1891 г. были установлены новые пошлины на серу и серный колчедан, глину, камни и повышены старые: на шелк-сырец, джут, винный камень; усилено таможенное обложение иностранного сырья, ввозимого в полуобработанном виде (крученого шелка, чесаной шерсти, бумажной ваты, сырых зеркальных стекол, листового тонкого железа и др.). Для 35% ввоза был оставлен действовавший тариф, для 2% пошлины были понижены и округлены, для 63% — повышены.
     Государственные доходы от таможенных пошлин и сборов увеличились с 98,3 млн руб. в 1887 г. до 122,6 млн руб. в 1891 г. Министру финансов предоставлялось право увеличивать ввозные пошлины до 50% на товары тех стран, которые повышали пошлины на российские товары. Таможенные платежи к началу XX в. обеспечивали до 14% всех доходов государственного бюджета.
     Многие современники определяли финансовую и податную политику Вышнеградского как «лихорадочную погоню за наживой», обвиняя ее в том, что она служила только двум целям — «абсолютистскому государству, нуждавшемуся в прочных финансах и в увеличении бюджета на армию и флот, и развивающемуся капитализму». Говорили, что «ни один из русских министров не приносил с такой готовностью интересы низших классов в жертву абсолютизму и капитализму». В вину Вышнеградскому ставился государственный долг, достигший к концу 1892 г. 5874,1 млн руб., и увеличение налогового бремени для населения за счет акцизного и таможенного обложения. Однако следует отметить, что в этот период в России удалось избежать повышения действовавших прямых налогов и отсрочить введение подоходного налогообложения. Кроме того, Вышнеградскому удалось достичь активного торгового баланса, накопления золотого запаса и улучшения государственных финансов.
     В этот период произошли самые значительные преобразования в экономической и политической жизни России XIX столетия. Одним из важнейших изменений была крестьянская реформа 1861 г. Она и привела к самым существенным преобразованиям в Налоговой системе этого периода. Эти изменения сыграли позитивную роль в развитии налогов России.
     Если рассматривать период времени от начала XIX века до 1892 года, то Налоговая система в это время совершила такие изменения, которые по своему количеству и значимости превосходили, все изменения за последние два века в целом. Эти изменения способствовали улучшению экономического состояния страны. В общем, этот период можно считать успешным с точки зрения налогообложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. НАЛОГИ В 1892 -1917 ГОДЫ
     2.1. Н а л о г о в а я с и с т е м а и н а л о г о в ы е р е ф о р м ы   в    1 8 9 2 — 1 9 0 3 г о д ы 

     В период царствования Николая II обращают на себя внимание реформы, проводившиеся по инициативе таких государственных деятелей, как С.Ю. Витте и П.А. Столыпин.
     С.Ю. Витте возглавлял Министерство финансов одиннадцать лет (1892—1903), которые были ознаменованы огромным увеличением бюджета, широким развитием государственного хозяйства и крупными реформами в области финансового законодательства. С 1892 по 1903 г. по главным отделам росписи общая сумма обыкновенных доходов по отчетам государственного контроля возросла примерно в 2,1 раза (с 964,7 млн руб. до 2031,8 млн руб.), при этом доходы от казенных имуществ и капиталов возросли в 4 раза, поступления от косвенных налогов возросли в 2 раза, от регалий — в 1,7 раза, от пошлин — в 1,6 раза, поступления от прямых налогов — в 1,5 раза, поступления по выкупным платежам возросли в 1,2 раза, а доходы от продажи казенных имуществ снизились в 1,7 раза1. В 1895—1897 гг. была осуществлена денежная реформа, установившая золотой стандарт. При подготовке к реформе для сокращения бюджетного дефицита были значительно повышены косвенные налоги на предметы массового потребления. Денежная реформа Витте заключалась в восстановлении вместо существовавшей со времени Крымской войны системы неразменных бумажных денег, металлического обращения на основе золотой валюты.
     В этот период был введен только один новый прямой налог — квартирный налог (с 1894 г.), рассматривавшийся специалистами как «крайне неудачный суррогат подоходного налога». Кроме того, был повышен налог с городской недвижимости. Сбор с доходов от денежных капиталов был распространен на вклады в банковские учреждения.
     Квартирный налог был установлен утвержденным 14 мая 1893 г. мнением Государственного совета. Налог уплачивался с расходов на жилое помещение (квартиру). От уплаты квартирного налога освобождались: духовенство христианских исповеданий, иностранные дипломатические агенты (если аналогичная льгота предоставлялась для русских в соответствующем иностранном государстве). В 1898 г. была реформирована система взимания промыслового налога. Для целей налогообложения вся территория России подразделялась по местностям на 4 класса, торговые предприятия — на 5 разрядов, промышленные — на 8; вводилось обложение личных промысловых занятий. Торговые предприятия относились к различным разрядам в зависимости от вида деятельности, размера основного капитала, оборота, арендной платы за помещение или суммы подряда; промышленные предприятия — главным образом от числа рабочих. Акционерные общества платили дополнительный промысловый налог в форме налога с капитала и процентного сбора с прибыли. Налог с капитала взимался по ставке 0,15%. С капитала менее 100 руб. он не взимался. Прочие прямые налоги либо оставались в прежних размерах, либо понижались. В частности, уменьшению подвергся государственный поземельный налог, взимавшийся со всех земель кроме земель казенных. Некоторому понижению подверглись и выкупные платежи, которые хотя и заносились в особый отдел росписи, но по существу отличались от прямых налогов только своею срочностью. Слабое использование Витте прямых налогов для увеличения доходов казны, по оценке современников, объяснялось нерасположением его к этой форме обложения.
     Отмечая непостоянство доходов главнейшей массы населения страны, Витте считал, что косвенное обложение должно иметь главенствующее значение в податной системе.
     В сфере косвенного обложения в период Витте, напротив, отмечается резкое увеличение поступлений по всем видам налогообложения, рост доли этих налогов в общем объеме налоговых поступлений, значительное повышение ставок и расширение базы обложения. Повышение косвенного обложения происходило в два этапа. Первое повышение было произведено в конце 1892 — начале 1893 г. Оно связывалось с ликвидацией последствий неурожайных 1891 и 1892 гг. Второе значительное повышение цен было произведено в 1900 г. и связывалось с событиями в Китае, поведшими к крупным сверхсметным расходам и грозившими дальнейшим осложнением международных отношений. Акцизы в начале XX в. обеспечивали свыше 60% всех государственных доходов. Кроме повышения акцизов, при Витте осуществляется замена акцизной системы обложения спирта и вина казенной монополией торговли питьями. Реформа заключалась в объявлении питейной торговли монополией казны и производстве ее через посредство казенных винных складов и лавок.
     Финансовые результаты казенной продажи питей проявились уже после того, как Витте покинул пост министра финансов, когда цена казенного вина была поднята много выше первоначального размера: потребление, на котором резко отражались даже незначительные прибавки акциза, не сократилось, и доход казны собственно от монополии (не считая акциза) повысился до 200 и более миллионов рублей в год.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.