На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сущность, формы, типы государства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА  
 
 

По дисциплине: Теория государства и права 
 

на тему: Сущность, формы, типы государства 
 
 
 
 

                                                    Выполнил(а) Стаценко С.Ю.
                                                    Студент(ка):  1 курса
                                                    Специальность: 030501
                                                    Группа УЗЮ-10
                                                    Руководитель работы: Апольский Е.А.
                                                    Работа защищена с оценкой________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ставрополь, 2011
 


Содержание   

    Понятие сущности государства…………………………………..…...………….6
    Понятие  и элементы формы государства………………………………………..8
    Характеристика современных форм правления государства…………………...10
    Формы государственного управления………………………..…………………14
    Понятия и элементы формы государства……………………..…………………17
    Понятие типологии государства……………………………….………………...19
    Социальная значимость типологии государства……………….………………..20
    Понятия и основные признаки государства…………………….……………….21
    Разнообразие определений государства……………………….………………..24
    Социальное  назначения государств……………………………………………27
      
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                                                   
Ведение.
           Изучение такой сложной темы о сущности, типах и  формах государства необходимо начать с рассмотрения вопроса о политической власти.
     Прежде  чем перейти к понятию государства  и его значению в жизни общества, необходимо разобраться в проблеме политической власти, необходимости понять, что такое власть вообще, т.е. рассмотреть власть как общесоциологическую категорию.
     Известно, что политическая или - что одно и  то же - государственная власть не единственный вид общественной власти. Власть присуща  любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Она характерна как для классового, так и бесклассового общества, как для общества в целом, так и различных составных его образований. Соответственно принято различать виды власти: власть рода, племени, общины; политическую (государственную); экономическую; различных общественных объединений; родительскую; церковную.
     Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. Однако понять роль и место государства в истории общества можно только рассматривая его в контексте других - более широких и емких явлений, одним из которых является, например, политическая система.
     Изучением взаимодействия таких феноменов  общественного развития, как государство  и политическая система занимаются представители многих наук - философии, социологии, политологии, правоведения, экономических наук, психологии. Их задача - познание законов взаимовлияния политической системы и государства с тем, чтобы в критические моменты развития общества и государства иметь способы и механизмы возможного предотвращения революционных взрывов и социальных катастроф, резкой смены действующих государственно-политических режимов, нейтрализации негативных тенденций в развитии общества.
     Целью  настоящей курсовой работы является рассмотрение вопроса о месте  государства в политической системе общества и его роли в ней. Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо дать общую характеристику самих понятий “государство” и “политическая система”, определить их содержание.  Поскольку государство является лишь одной из форм организации общества и в определенной степени  само порождает складывающуюся в нем политическую систему, в работе целесообразно рассмотреть типы государств, возникавших в различные исторические периоды и отчасти - действовавшие в них государственно-политические режимы.
     Развитие  общества и всех его институтов, включая государство, представляет собой естественно-исторический процесс, протекающий по объективным законам. Одним из проявлений действия этих законов являются функции государства, которые можно определить как характерные особенности государства, отличающие его от других элементов политической системы общества. Поэтому функции государства также рассматриваются в настоящей работе, в том числе - в свете известных теории государства и права различных концепций возникновения государства и присущих ему функций.
     В то же время следует иметь в  виду, что функции государства не исчерпывают всей специфики государства как элемента политической системы, в связи с чем вопрос о некоторых особенностях государства дополнительно рассматривается и в последнем разделе работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Понятие сущности государства.
     Определить  и объяснить основные характеристики государства, то есть указать его  главные признаки и тем самым  раскрыть природу государства, сформировать его понимание (понятие), - одна из основных задач теории государства. Само понятие «сущность государства» стало широко использоваться в отечественной теории государства и права, опиравшейся на материалистическую трактовку платоновской и гегелевской диалектики. Под сущностью государства понимались его классовая природа, использование государства для утверждения власти господствующего класса. При таком теоретическом понятии сущности государства становится понятными и те практические следствия, выводы, которые были положены в основу деятельности властей на социалистическом этапе российской государственности.
     Под сущностью любого явления в философии  понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений  и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и направления развития. Применительно к государству определить его сущность – значит установить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит, чью волю выражает.
     Поэтому важное значение в процессе познания государства имеет определение его сущности. Сущность представляет собой один из наиболее глубинных аспектов исследования данной организации. Выявление сущности государства в практическом плане означает определение характера его отношений с обществом, на базе которого оно возникает и развивается. Также различными составными частями государства – социальными группами, классами, классовыми прослойками, кланами и т. п. означает выявление его сущности. Выявить сущность рабовладельческого, феодального или любого иного государства – значит определить:
    Служит ли государство всему обществу или только его части;
    В какой мере государство выражает и защищает интересы всего общества и в какой – интересы и ценности господствующих слоёв общества;
    Интересы, какой части общества государство полностью или частично игнорирует и ущемляет.
     Сущность  государства имеет различные  формы. Наиболее заметно она проявляется  в его функциях, а также в  его правотворческой, правоприменительной  и правоохранительной деятельности.
     В отечественной юридической науке  советского периода внимание исследователей традиционно сосредоточивалось  на классовом характере и соответственно на классовой сущности государства. В постсоветский период ориентиры  изменились, и теперь упор делается на общечеловеческом феномене государства.
     История и современность не дают примеров ни чисто классовой, ни чисто общечеловеческой сущности государства. Таковых государств в природе не было и нет. В действительности существуют государства, сочетающие неизменно приоритетные интересы господствующих классов, кланов, клик и прочих с интересами других слоёв населения или всего общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Понятие  и элементы формы  государства.
     Важность  четкого определения формы государства  становится понятной после того, как разрешается вопрос о сущности государства. После определения того, чем же является государство, необходимо четкое, ясное представление о его разновидностях, классификации; о форме государства.
     Форма государства - это реальное выражение его сущности, а также его функций. Форма государства - это фактически и есть государство, так как именно в форме проявляется существование государства, которое в принципе существует лишь в умах людей. То есть государство, будучи созданным человеческим умом, проявляется только в том, какую форму оно принимает, как оно "выглядит"; вместе с тем надо отметить, что государство обретает форму, строго отвечающую его сущности. Рассмотреть форму государства - это значит изучить его составные части, структуру, методы осуществления государственной власти.
     Когда раскрыта “сущность” государства - определено его социальное назначение, отличие  от догосударственной организации  общества, выделены главные признаки и даны основные характеристики, возникает  задача рассмотреть, как устроено государство, т.е. в каких конкретных формах существует и функционирует эта особая политическая, структурная, территориальная организация общества.
     Традиционно отечественная теория государства  и права всегда выделяла в форме  государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим.
     И если форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства), то форма национально-государственного и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом. Политический же режим характеризует как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приёмов и методов государство выполняет своё социальное назначение - обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные, национальные, классовые задачи.
     Нетрудно  заметить, что содержание такого понятия как “форма государства” - три указанных выше блока, весьма четко привязывается к трём основным характеристикам государства как особой политической, структурной и территориальной организации общества, раскрывают предметно, конкретно, где, собственно, эти характеристики можно наблюдать, “осязать” и соответственно изучать.
     Вот почему форму государства можно  определить как такое устройство (строение) государства, в котором  проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной власти, территориальную организацию населения.
     Но  это пока самый общий подход к  пониманию формы государства, самое  первое приближение. Для дальнейшего  продвижения необходимо подробно рассмотреть  все три блока, составляющие форму государства, увидеть их взаимосвязь и взаимодействие, понять, почему теоретическая политико-правовая мысль, изучая на протяжении столетий государство, выделила именно такое содержание формы государства.
     Прежде  всего надо отметить, что в теоретическом осмыслении государства особое место действительно занимает форма правления, поскольку именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно организованном обществе. Уже Аристотель, вслед за Платоном, столкнувшись с самыми разными формами организации и осуществления государственной власти в древнем мире, попытался разработать классификацию государств по критерию кто и как правит в этих государствах, т.е. по критерию формы правления. Он выделил несколько форм правления: республику, монархию, деспотию, положив в основу классификации способы образования органов государства, их соотношение, приёмы осуществления государственной власти. Аристотель применил количественные и качественные оценки для определения разных форм правления. Ему же принадлежат и различные обозначения разновидностей той или иной формы правления, например, демократической и аристократической республик, той власти, которая лежит в основе соответствующей формы правления - демократия (власть народа), аристократия (власть элиты, избранных), охлократия (власть толпы), геронтократия (власть умудренных, пожилых), олигархия (власть немногих) и т.д.
     Характеристика  современных форм правления государственного устройства.
     Следующим элементом формы государства  является форма государственного устройства.
     Под формой государственного устройства понимается структура государственности. То есть именно в категории "форма государственного устройства" находит выражение  территориальное деление и структура  государства, закрепление за ним определенной территории. Исторически сложилось три "классических" формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство ( федерация ), конфедерация. Впрочем, в последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д. ).
     Итак, первый из трех видов формы государственного устройства: унитарное государство.
     Унитарное государство - это цельное государство, части (территориальные подразделения) которого (департаменты, провинции, округа, и т. д.) являются только административно - территориальными образованиями, не имеющими каких - либо суверенных прав. У этих образований нет своего законодательства и своей судебной системы, органы административного управления либо подчинены непосредственно центральным органам власти, либо имеют двойное подчинение - "центру" и местным представительным органам.
     Как правило, унитарное государство  характерно для одно-национальных государств, где большинство населения является представителем одной нации. Также унитарная форма государственного устройства характерна государствам с монархической формой правления.
     Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим государством. Все без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут служить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в области государственного строительства многих стран иных форм государственного устройства - федераций и конфедеративных государственных союзов.
     В наше время, как уже отмечалось ранее, унитарное государство также существует, но это явление не носит столь значительного и всеобъемлющего характера, как раньше. Унитарная форма характерна для небольших (так как небольшая территория легко управляема с помощью обычных административных методов), одно-национальных (из - за отсутствия необходимости осуществления права каждого народа на самоопределение и самостоятельное государственное строительство), а также для монархических государств ( в связи с традициями ). Примерами могут служить Польская республика, Италия, Япония и др. Кроме того, унитарная форма государственного устройства характерна для государственных образований, являющихся субъектами какой - либо федерации. Так, любая республика в составе Российской Федерации является государством с унитарной формой правления.
     Федеративное  государство. Это союзное государство, части которого (штаты, земли, округа) обладают государственным суверенитетом, который, однако, не нарушает целостность  всего союзного государства. Эти  части принято именовать субъектами федерации. Они обладают своим законодательством, особой судебной системой, самостоятельными органами управления. Вместе с тем на территории субъектов федерации действуют также общефедеральные государственные институты, обеспечивающие функционирование федеративного государства как единого целого.
     Существует  также разграничение полномочий между центральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Это способствует ( наряду с делением государственной власти на три "ветви") децентрализации и "разделению" власти, предупреждающим ее концентрацию. Как правило, к ведению общефедеральных органов власти относится внешняя политика, оборона страны, экономическая, социальная и идеологическая политика, принятие общефедерального законодательства; в компетенцию органов власти субъектов федерации входит решение вопросов о формировании органов власти на своей территории, принятие своего законодательства, иногда налоговая политика.
     Как уже говорилось, федерация как  особая форма государственного устройства начала возникать вместе с появлением в XVII - XVIII веках республик, вместе с волной буржуазно - демократических революций. Пожалуй, наиболее известным примером федерации могут послужить Соединенные Штаты Америки.
     Сейчас  эта форма государственного устройства характерна в основном для крупных и средних по территории демократических государств, особенно многонациональных, где принцип суверенитета каждой нации может найти отражение в предоставлении государственности в рамках федерации ( российская Федерация - хороший тому пример ).
     Третьей формой государственного устройства принято  считать конфедерацию. Однако, как  уже говорилось выше, сейчас взгляд на конфедерацию стал меняться, и многие юристы сравнивают эту форму с  государственным союзом.
     Конфедерация - это, по словам, Алексеева С.С. , "государственный  союз государств". То есть ни одно из государств - членов конфедерации не утрачивает своего государственного суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную систему, армию, полицию и т.д. .
     Конфедерация  возникает, как правило, на недолгий срок, для решения каких - либо общественных целей ( объединение усилий в той  или иной сфере человеческой деятельности: внешней или внутренней политике, военном деле, культуре или искусстве, экономике и др.). Как правило, конфедерация не имеет собственных органов управления; чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы.
     Исторически эта форма сложилась вместе с федерацией, но на практике встречалась и встречается крайне редко. Это все - таки переходная форма государственного устройства, и поэтому она возникает на несколько лет, не больше. Примером конфедерации может служить Конфедерация южных штатов, сложившаяся в 1861 году в Америке, что послужило началом Гражданской войны в США ( 1861 - 1865 годов ).
     Однако  существует мнение, что конфедерация может стать со временем весьма распространенным явлением. Алексеев С.С. пишет: "Не исключено, однако, что конфедерация (и даже конфедеративное государство) окажется в будущем конструктивной моделью государственного устройства, в особенности в условиях, когда распадаются государства имперского характера, имевшие внешние атрибуты федерации, такие, как СССР, Югославия."
     Вышеперечисленные три формы государственного устройства являются основными, однако еще существует особая форма ассоциированного государственного объединения, именуемая содружеством. Здесь суверенные, независимые государства  выступают по отношению к объединениям в качестве "ассоциированных участников". Эта форма показала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейского Сообщества. При существовании экономических предпосылок (общего рынка ) и единой правовой среды ( создаваемой, в частности, судом ЕС в Люксембурге ), происходит углубление государственной интеграции, что может выразиться в переходе к конфедеративному государственному устройству, а то и к федеративному государственному образованию( интеграционные процессы последних лет в рамках Европейского Сообщества говорят о том, что его страны шаг за шагом приближаются к уровню государственной интеграции, характерной для федерации ). 

 

      Формы государственного устройства.
     По  форме государственного устройства государства подразделяют на  унитарные, федеративные и конфедеративные государства.
     1. Унитарное государство - это государство,  на территории которого действуют  единое правительство, законодательство  и судебная система при наличии  в его составе административно-территориальных  единиц, которые не обладают политической самостоятельностью. Население унитарного государства имеет единое гражданство.
     В унитарном государстве существует централизация государственной  власти и ведется контроль за деятельностью  административно-территориальных единиц (регионов). В зависимости от вида контроля различают централизованные и децентрализованные унитарные государства.
     В первом случае за органами самоуправления регионов осуществляется прямой контроль назначенным из центра чиновником. Во втором случае за местными органами осуществляется косвенный контроль и тем самым с учетом национальных особенностей регионов допускается определенная автономия.
     Унитарное государство может быть национальным (Польша, Япония, Гаити) и многонациональным (Китай, Афганистан, Пакистан).
     2. Федеративное государство - это  государственное образование, которое  представляет собой союзное государство,  на территории которого действуют  федеральные и республиканские  органы власти.
     Существует  мнение, что федерация - объединение  суверенных государств, то есть суверенитет федерации произволен от суверенитета входящих в нее государств.
     Согласно  другой точке зрения (Георг Еллинек), государственные образования, входящие в состав федерации, не суверенны, поскольку  не обладают верховенством внутри федерации и внешней политической независимостью. Государства как субъекты федерации имеют некоторый эквивалент суверенитета, так как располагают определенной степенью суверенности и вправе участвовать в осуществлении федеральной власти через верхнюю палату парламента.
     Отличительными  признаками федерации являются:
     а) наличие двух систем законодательной, исполнительной и судебной власти;
     б) разделение сфер полномочий федеральных  органов и субъектов федерации;
     в) определенная степень политической самостоятельности субъектов федерации;
     г) двухканальная система налогов;
     д) двойное гражданство.
     В зависимости от принципа формирования различают два вида федерации: административные федерации (США, Мексика) и национальные (Россия, Югославия).
     В административных федерациях в основу деления территории положены объективные признаки: плотность населения, запасы полезных ископаемых, рельеф местности и другие территориально-экономические признаки.
     В национальных федерациях основой деления  территории служит субъективный фактор — национальный состав населения. Для национальной федерации характерны различные формы государственности: национальные республики, округа, автономии, которые создаются с учетом исторических традиций, языковых и культурных факторов.
     3. Конфедерация - это союз суверенных государств, образованный для совместного решения политических, экономических и военных задач. Как правило, конфедерация не имеет единых законодательных органов, единой системы налогов, единого бюджета и единого гражданства.
     Порядок вступления в конфедерацию основан на принципе добровольности и согласия всех ее членов. Выход из конфедерации может производиться на основе одностороннего волеизъявления. Со временем конфедерация превращается в федерацию (Швейцарский союз. Германский союз, США) либо распадается (Австро-Венгрия, ОАР).
     Разновидностями конфедераций являются межгосударственные союзы, содружества и сообщества государств.
     Межгосударственные  союзы — это классические конфедерации, образованные из независимых государств.
     Содружества образованы из государств, которые обрели государственный суверенитет, но не в состоянии существовать самостоятельно в силу экономической связанности (например, СНГ).
     Сообщества  государств - это переходные формы  государственных союзов, в основе которых лежат межгосударственные договоры. Как правило, сообщества имеют негосударственные органы и бюджет. Целью сообщества является, прежде всего, поднятие экономического потенциала путем отмены таможенных, визовых и других экономических барьеров.
     Конфедерации  следует отличать от коалиций. Коалиции представляют собой политические и военные союзы двух и более государств, созданные для оборонительных и наступательных целей при наличии общего противника.
     Согласно  двучленной классификации (Л.И.Спиридонов), государственное устройство может быть простым (то есть унитарным) и сложным. 
 
 
 
 
 
 

     Понятие и элементы формы  государства.
     Важность  четкого определения формы государства  становится понятной после того, как  разрешается вопрос о сущности государства. После определения того, чем же является государство, необходимо четкое, ясное представление о его  разновидностях, классификации; о форме государства.
     Форма государства - это реальное выражение  его сущности, а также его функций. Форма государства - это фактически и есть государство, так как именно в форме проявляется существование  государства, которое в принципе существует лишь в умах людей. То есть государство, будучи созданным человеческим умом, проявляется только в том, какую форму оно принимает, как оно "выглядит"; вместе с тем надо отметить, что государство обретает форму, строго отвечающую его сущности. Рассмотреть форму государства - это значит изучить его составные части, структуру, методы осуществления государственной власти.
     Когда раскрыта “сущность” государства - определено его социальное назначение, отличие  от догосударственной организации  общества, выделены главные признаки и даны основные характеристики, возникает задача рассмотреть, как устроено государство, т.е. в каких конкретных формах существует и функционирует эта особая политическая, структурная, территориальная организация общества.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.