На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формирование познавательной активности младших школьников на уроках математики средствами игровой технологии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Негосударственное образовательное  учреждение
  высшего профессионального  образования
  Восточная экономико-юридическая  гуманитарная академия (Академия ВЭГУ) 
 
 

Специальность 050708 Педагогика и методика начального образования 
Специализация – Педагогический менеджмент в системе начального образования 
 

Москвичёва  Альбина Анваровна 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Формирование  познавательной активности младших  школьников на уроках математики средствами игровой технологии 
 

Научный руководитель                   Мухаметзянова Флёра Габдульбаровна
д.п.н., профессор,  
 
 
 

АЛЬМЕТЬЕВСК 2011
                                         ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………..3
1 Теоретические аспекты исследования особенностей познавАтельной  активности у младших школьников и педагогических условий ее активизации 6
1.1Проблема активизации школьников в педагогической науке 6
1.2 Понятие «познавательная активность»,  его структура…………………… ..   9
1.3 Игровые технологии как пути повышения познавательной активности детей младшего школьного возраста………………………………………………….14
Выводы первой главы 19
2 Опытно-экспериментальное исследование активизации школьников на уроках математики 21
2.1 Организация опытно-экспериментального исследования 21
2.2 Описание опытной работы по исследованию активизации учащихся на уроках математики………………………………………………………………..23
Выводы второй главы 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
Приложения 42 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                           
                                              
                                                   ВВЕДЕНИЕ    
      Актуальность темы исследования. С каждым годом дети все равнодушнее относятся к учебе. В частности понижается познавательный интерес учащихся начальных классов к такому предмету как математика. Этот предмет воспринимается учащимися как скучный и совсем не интересный. В связи с этим учителями ведется поиск эффективных форм и методов обучения математике, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, формированию познавательной активности.
           Проблема познавательной  активности — одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов. Тяга к творчеству, которая (как и всякая чисто человеческая потребность) является не врождённым качеством, не природным даром, а результатом воспитания — эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательной активности школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания. Исходя из актуальности проблемы,  мной выбрана тема исследования «Формирование познавательной активности младших школьников на уроках математики средствами игровой технологии».
      Занимательные игры отличаются эмоциональностью, вызывают у учащихся положительное отношение  к урокам математики; способствуют активизации учебной деятельности; обостряют интеллектуальные процессы и главное, способствуют формированию познавательного интереса к предмету. Но следует заметить, что занимательная  игра как форма классной работы применяется  довольно таки редко, в связи с  трудностями организации и проведения. Таким образом, большие образовательные, контролирующие, воспитывающие возможности  применения занимательной игры на уроках математики реализуются недостаточно.
      А может ли занимательная игра являться эффективным средством развития познавательной активности учащихся к математике? В этом и заключается проблема данного исследования.
      Исходя  из этой проблемы, можно определить цель исследования – обосновать эффективность использования дидактических игр в работе учителя начальных классов для формирования и развития познавательной активности учащихся к математике.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие основные задачи:
      - изучить теоретические основы формирования и развития познавательной активности младших школьников;
      - выявить особенности использования  игровой технологии на уроках математики;
      - разработать и провести опытно-экспериментальную  работу с целью проверки рабочей гипотезы.
      Объект  исследования - процесс развития познавательной активности у младших школьников на уроках математики.
      Предмет исследования - развитие познавательной активности у младших школьников на уроках математики средствами использования игровой технологии.
      Гипотеза  исследования состоит в следующем: повышению уровня познавательной активности на уроках математики у младших школьников способствует включение в процесс обучения систематически проводящихся разнообразных дидактических игр.
     Методологическая  основа исследования: методические и научные исследования развития познавательной активности младших школьников в трудах: С.Т. Шацкого, И. В. Метельского, Ш.А. Амонашвили и других, использование игровой технологии на уроках математики в работах В.И. Даля, П.Ф. Лесгафта, П.Н. Бокина, Е.М. Дементьева и других. 

      Научная значимость  исследования состоит в обогащении теоретических основ формирования и развития познавательной активности младших школьников. 

      Практическая  значимость исследования состоит в том, что выводы и материалы исследования могут быть использованы студентами и педагогами учебных заведений, учителями начальной школы при планировании и организации уроков математики, внеклассных мероприятий, занятий математического кружка и других форм работы с учащимися.
        База исследования: исследование проводилось на базе МОУ СОШ №3
р.п. Актюба Азнакаевского района.
       Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав с выводами, заключения, списка литературы и приложений. 

 
 
 
 
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЕЁ АКТИВИЗАЦИИ 

1.1 Проблема активизации школьников в педагогической науке
              
    Проблема интереса к учению в истории русской педагогической мысли и в практике обучения выкристаллизовывалась постепенно под влиянием требований жизни. Социально-экономические изменения в России подводили к жизненно назревшим вопросам развития просвещения. К перестройке просвещения в России и поиску путей усвоения знаний, пригодных для развития в стране промышленности и торговли, с учётом, однако, интересов помещиков-крепостников, были привлечены образованнейшие для того времени люди, воспринявшие передовые идеи европейской педагогики, - И.И. Бецкой и Ф.И. Янкович. Идеи И.И. Бецкого создать сословные учебные заведения и вырастить в них «новую породу людей» выражали новое отношение к природе человека. Природу ребёнка нельзя разбудить, пока учение будет горестным, нужно приохотить детей к занятиям, вызвать у них любовь к учению. Практически руководя перестройкой образования в России, Бецкой доказывал это в уставных документах и в своих работах. Однако реализовать идею не удалось. Дальнейший поиск системы образования и обучения осуществлялся Ф.И. Янковичем. Янкович выступал за использование в обучении элементов занимательности, игры, оживляющих занятия. Он впервые увидел связь интереса к учению с нравственностью. Линия связи интереса с нравственным воспитанием прослеживается и во взглядах Н.И. Новикова. Он отождествлял любопытство с потребностью в учении. Условием развития любопытства Н.И. Новиков считал знание воспитателя сил и способностей, которые дают наблюдения за занятиями ребёнка «по натуральному побуждению», выражающему интерес, внимание изучаемому. Реализовать первые подступы к проблеме интереса в обучении было трудно. В училищах, организованных Н.И. Новиковым и в народных училищах, основанных Ф.И. Янковичем, преобладали зубрёжка, побои, и дети стремились убегать с уроков, пропускали занятия по несколько месяцев. Впервые любопытство от любознательности отграничил В.Ф. Одоевский. Он считал, что свойственное детям любопытство при надлежащем руководстве может перерасти в любознательность, в страсть к познанию, развивающую умственную самостоятельность. Обстоятельно, в контексте своей педагогической теории проблему интереса рассмотрел К.Д. Ушинский. В своей теории он психологически обосновал интерес в обучении. Глубокая психологическая основа всей педагогической теории К.Д. Ушинского и проблемы интереса усилили внимание к развитию детей. Обострённая критика обучения и воспитания в период общественно - педагогического подъёма привела к идее пристального внимания к внутреннему миру ребёнка на основе его полной свободы. Эту точку зрения отразил в своих педагогических взглядах Л.Н. Толстой. Он справедливо считал, что интерес ребёнка может раскрыться лишь в условиях, не стесняющих проявление его способностей и наклонностей. Важнейшее условие проявления интереса - это создание на уроке такой естественной, свободной атмосферы, которая вызывает подъём душевных сил ребёнка. Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский считали, что только воспитание, опирающееся на разумную свободу ребёнка, развивает его интересы и любознательность, укрепляет его ум и волю. С этих позиций Н.А. Добролюбов высоко оценивал школы Р. Оуэна, где учителя поддерживали и развивали интерес детей к учению. Но прогрессивные идеи трудно было применить на практике. Причин было много: неудовлетворительная подготовка учителей, особенно начальной школы, консерватизм учителей, перегруженность программ, тяжёлое материальное положение народного учителя. После победы Октябрьской революции поиск новых путей учебно-воспитательной работы связывался с задачей воспитания поколений, способных строить коммунистическое общество. С марксистских позиций рассматривала проблему интереса Н.К. Крупская. Практическое применение прогрессивные идеи по проблеме интереса в обучении нашли в опыте педагогов А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого. [9, c.425].
С.Т. Шацкий уделял самое серьёзное внимание проблеме интереса в обучении. А.С. Макаренко раскрывает некоторые методические приёмы поддержания и развития интереса: подсказка, вызывающая догадку, постановка интересного вопроса, введение нового материала, рассматривание иллюстраций, наталкивающих на вопросы, и т.д. Макаренко считал, что жизнь и труд ребёнка должны быть пронизаны интересом, что содержание образовательной работы определяется детским интересом. Дальнейшая разработка проблемы интереса была связана с переходом на классно-урочную систему обучения. Ш.А. Амонашвили разрабатывал проблему интереса в обучении шестилеток. Интерес к учению слит со всей жизнедеятельностью младшего школьника: неосторожный поворот метода, однообразие приёма может расшатать интерес, который ещё очень хрупок. Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям, воспитателям успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни. [10, c.84;422.].
      Сегодня нужен человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать. Нестандартные ситуации наших дней требуют от нас широты интереса. Особый вид интереса - интерес к  познаниям, или познавательная активность. Его область - познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.
      Познавательная активность играет в педагогическом процессе главную роль. И. В. Метельский определяет познавательный интерес следующим образом: «Интерес – это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением развивающейся личности». [11;с.87]
      Г. И. Щукина, специально занимавшаяся исследованием познавательной активности в педагогике, определяет его следующим образом: «познавательный интерес выступает перед нами как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями». [22;с.23]
      Познавательную  активность психологи и педагоги изучают с различных сторон, но любое исследование рассматривает как часть общей проблемы воспитания и развития. Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям, воспитателям успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни. 

      1.2 Понятие «познавательная активность», его структура   
    Познавательная активность – избирательная направленность личности на  предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательная активность становится основой положительного отношения к учению. Познавательная активность носит поисковый характер. Под её влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательная активность положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. [1, c. 26-30].
      Познавательная  активность - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Её действие очень сильно. Под влиянием познавательной активности учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие. Познавательная активность выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – ” Смертельный грех учителя – быть скучным”.[17, c.75]. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательную активность учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Под влиянием интереса развивается мыслительная активность, которая выражается во множестве вопросов, с какими школьник, например, обращается к учителю, к родителям, взрослым, выясняя сущность интересующего его явления. Отыскание и чтение книг в интересующей области, выбор определенных форм внеклассной работы, способных удовлетворить его интерес, - все это формирует и развивает личность школьника. [12;с.528]
                Познавательная активность выступает и как сильное средство обучения. Характеризуя интерес как средство обучения, следует оговориться, что интересное преподавание - это не развлекательное преподавание, насыщенное эффективными опытами, демонстрациями красочных пособий, занимательными задачами и рассказами и т. д., это даже не облегченное обучение, в котором все рассказано, разъяснено и ученику остается только запомнить. Интерес как средство обучения действует только тогда, когда на первый план выступают внутренние стимулы, способные удержать вспышки интереса, возникающие при внешних воздействиях. Новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие ранее изученному - все эти особенности способны не только вызвать мгновенный интерес, но и пробудить эмоции, порождающие желание изучить материал более глубоко, т. е. содействовать устойчивости интереса. Быть внимательным к каждому ребенку. Уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы, создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям - в этом задача учителя, формирующего познавательную активность. [3, c.217].
      Таким образом, познавательная активность может рассматриваться как один из важнейших мотивов учения, как устойчивая черта личности и как сильное средство обучения. В процессе же обучения важно развивать и укреплять познавательный интерес и как мотив учения, и как черту личности, и как средство обучения. При этом нужно помнить, что существуют разные стадии развития познавательной активности, знать их особенности, признаки. А для того чтобы учитель мог формировать познавательный интерес в какой-либо деятельности он должен знать основные формы и пути активизации познавательного интереса, учесть все необходимые для этого условия. [13;с.20]
      Опираясь  на огромный опыт прошлого, на специальные  исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательной активности учащихся:
      Первое  условие состоит в том чтобы, осуществлять максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как  и для развития, подлинно познавательного  интереса, являются ситуации решения  познавательных задач, ситуации активного  поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения. [14, c.66].
      Второе  условие предполагает обеспечение  формирования познавательных интересов  и личности в целом. Оно состоит  в том, чтобы вести учебный  процесс на оптимальном уровне развития учащихся. Путь обобщений, отыскание  закономерностей, которым подчиняются  видимые явления и процессы, —  это путь, который в освещении  множества запросов и разделов науки  способствует более высокому уровню обучения и усвоения, так как опирается  на максимальный уровень развития школьника. Именно это условие и обеспечивает укрепление и углубление познавательного  интереса на основе того, что обучение систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, её способов, её умений. В реальном процессе обучения учителю приходится иметь дело с  тем, чтобы постоянно обучать  учащихся множеству умений и навыков. При всём разнообразии предметных умений выделяются общие, которыми учение может  руководствоваться вне зависимости  от содержания обучения, такие, например, как умение читать книгу (работать с  книгой), анализировать и обобщать, умение систематизировать учебный  материал, выделять единственное, основное, логически строить ответ, приводить  доказательства и т.д. Эти обобщённые умения основаны на комплексе эмоциональных  регулярных процессов. Они и составляют те способы познавательной деятельности, которые позволяют легко, мобильно, в различных условиях пользоваться знаниями и за счёт прежних приобретать  новые. [15, c. 140].
      Эмоциональная атмосфера обучения, положительный  эмоциональный тонус учебного процесса - третье важное условие. Благополучная  эмоциональная атмосфера обучения и учения сопряжена с двумя  главными источниками развития школьника: с деятельностью и общением, которые  рождают многозначные отношения  и создают тонус личного настроения ученика. Оба эти источника не изолированы друг от друга, они всё  время переплетаются в учебном  процессе, и вместе с тем стимулы, поступающие от них, различны, и различно влияние их на познавательную деятельность и интерес к знаниям, другие - опосредованно. Благополучная атмосфера учения приносит ученику желание быть умнее, лучше и догадливей. Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором работается скорее, быстрее и продуктивней. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся - важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения - образовательной, развивающей, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес. [15, c. 312].
      Четвертым условием является благоприятное общение  в учебном процессе. Эта группа условий отношения «ученик - учитель», «ученик - родители и близкие», «ученик - коллектив». К этому следует  добавить некоторые индивидуальные особенности самого ученика, переживание  успеха и неуспеха, его склонности, наличие других сильных интересов  и многое другое в психологии ребенка. Каждое из этих отношений может повлиять на заинтересованность ученика, как  в положительном, так и в отрицательном  направлении. Всеми этими отношениями  и, прежде всего отношением «учитель - ученик» управляет учитель. Его  требовательное и в тоже время  заботливое отношение к ученику, его увлеченность предметом и  стремление подчеркнуть его огромное значение - определяет отношение ученика  к изучению данного предмета. Итак, выше были рассмотрены одни из самых  главных условий формирования познавательной активности. Соблюдение всех этих условий способствует формированию познавательной активности при обучении школьным предметам, в том числе и математике. [16, c. 175].
        
 

      Игровые технологии как средство развития познавательных интересов детей  младшего школьного  возраста
 
     Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в  образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой  теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались
Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.
     Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Может быть, именно потому, что целый  ряд исследователей пытались найти  нечто общее между самыми разнообразными и разнокачественными действиями, обозначаемыми  словом «игра», мы не имеем до настоящего времени удовлетворительного разграничения  этих деятельностей и удовлетворительного  объяснения разных форм игры [24, с.231].
     Начало  разработки теории игры обычно связывается  с именами таких мыслителей XIX в., как Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт. Разрабатывая свои философские, психологические и главным образом эстетические взгляды, они попутно, только в нескольких положениях, касались и игры как одного из самых распространенных явлений жизни, связывая происхождение игры с происхождением искусства. В отечественной педагогической литературе встречаются различные взгляды и подходы к сущности дидактических возможностей игр. Некоторые ученные, например, Л.С. Шубина, Л.И. Крюкова и другие, относят их к методам обучения. В.П. Бедерканова, Н.Н. Богомолова характеризуют игры как средство обучения. Игровую деятельность как проблему разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн.
     По  мнению Д.Н. Узнадзе игра является формой психогенного поведения, т.е. внутренне  присущего, имманентного личности. Игру как пространство «внутренней социализации»  ребенка и средство усвоения социальных установок представлял себе Л.С Выготский [5, с.45].
     Довольно  интересно это понятие охарактеризовал  А.Н. Леонтьев, а именно как свободу  личности в воображении, «иллюзорная  реализация нереализуемых интересов». На наш взгляд, наиболее полное определение представлено у В.С. Кукушина. Он считает, что игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складываются и совершенствуется самоуправление поведением [6, с.80].
     Технология игры, как формы организации и совершенствования учебного процесса, рассмотрена С.Ф. Занько, Ю.С. Тюнниковым и С.М. Тюнниковой, которые полагают, что « до развития теории проблемного обучения, ее основных понятий, принципов, методов игра не могла получить, и не имела педагогической логики построения ни в аспекте дидактической интерпретации структуры и содержания проблем, ни в аспекте организации осуществления процесса игры» [7, с.73].
     Иначе игру представляет Б.П. Никитин, а именно как набор задач, которые ребенок  решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона, пластика. Технология развивающих игр Б.П. Никитина интересна  тем, что программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем многообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями [8, с.123].
     Наиболее  точно и широко игровой метод  обучения описал А.А. Вербицкий, он наиболее точно определил принципы деловой игры, он совершенно прав, говоря, что ДИ позволяет студентам приобретать опыт познавательной и профессиональной деятельности, составил структуру или игровую модель, выявил особенность деловой игры. Большой вклад в развитие деловых игр внес Ю.Н.Кулюткин, описавший основные этапы проведения игры [20, с.234].
     Чуть  позже возникло такое понятие  как игровая технология или что  означает в нашем понимании процесс  реализации игры.
     В структуру игровой технологии как  деятельности ограничено входят целеполагание, планирование, реализации цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. В структуру игровой технологии как процесса входят:
     а) роли, взятые на себя играющими;
     б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
     в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
     г) реальные отношения между играющими;
     д) сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре. [2, с.17].
     Значение  игровой технологии невозможно исчерпать  и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях:
    в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
    как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
    в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
    как технология внеклассной работы [19, с.34].
     Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации  педагогического процесса в форме  различных дидактических игр.
     Деятельность  учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и  игровых действий в учебно-воспитательном процессе с младшими школьниками, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности  данной категории учеников.
     Исходя  из значимости игровых технологий для  развития познавательных интересов, а  также последовательности и системности  включении игры и игровых приемов  в творческую познавательную деятельность, нами выделены общие условия применения игры в процессе обучения младших  школьников:
     а) необходимость оценивания каждодневного  применения игры по двойному критерию; по ближайшему эффекту и в соответствии с перспективой развития познавательных интересов;
     б) понимание игры как формы организации  коллективной, руководимой учителем, учебной деятельности;
     в) необходимость обеспечения непосредственного  обучающего эффекта игры, то есть, познавательную направленность, нацеленную на овладение  способами учебных действий;
     г) создание положительного эмоционального настроя, способствующего вызвать  у ребенка состояние творческого  поиска и инициативы в процессе игры [21, с.154].
     Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и  ситуаций, которые выступают как  средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
     Реализация  игровых приёмов и ситуаций при  урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая  цель ставится перед учащимися в  форме игровой задачи; учебная  деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную  деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую  задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается  с игровым результатом.
     При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих  условий:
     1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
     2) доступность для учащихся данного  возраста;
     3) умеренность в использовании  игр на уроках.
       Можно выделить такие виды  уроков с использованием игровых  технологий:
     1) ролевые игры на уроке; 
     2) организация учебного процесса с использованием игровых заданий
     ( урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
     3) игровая организация учебного  процесса с использованием заданий,  которые обычно предлагаются  на традиционном уроке 
     4) использование игры на определённом  этапе урока (начало, середина, конец;  знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков,  повторение и систематизация  изученного);
     5) различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады  и т.п.), которые могут проводиться  между учащимися разных классов  одной параллели. [23, с.34].
     Игровые технологии занимают важное место в  учебно-воспитательном процессе, так  как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации  деятельности учащихся, но и выполняют  ряд других функций:
     1)правильно  организованная с учётом специфики  материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать  речевые умения и навыки;
     2) игра стимулирует умственную  деятельность учащихся, развивает  внимание и познавательный интерес  к предмету;
     3) игра - один из приёмов преодоления  пассивности учеников. [4, с.44].
     Таким образом, рассмотрев теоретические  основы использования игровых технологий как средство развития познавательной  активности младших школьников, мы пришли к выводам:
     1.Познавательная  активность – это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности.
     2. В младшем школьном возрасте  развитие познавательных интересов  имеет свои особенности. Познавательный  интерес как мотив учения побуждает  ученика к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс  овладения знаниями становится  более активным, творческим, что  в свою очередь, влияет на  укрепление интереса. Развитие познавательных  интересов младших школьников  должно происходить в доступной  для них форме, то есть через  применение игр, использование  игровых технологий.
     3. Занятия, пронизанные элементами  игры, соревнования, содержащие игровые  ситуации значительно способствуют развитию познавательной активности младших школьников. Во время игры ученик – полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него игра – это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющий отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Познание окружающего мира в игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями.
     В следующей главе мы рассмотрим экспериментальное  исследование развития познавательных интересов младших школьников с  использованием игровых технологий. 

                       1.4 Вывод по 1-ой главе
      Итак, мы рассмотрели в первой главе  историко-педагогический аспект проблемы формирования познавательной активности в процессе обучения;
понятие «познавательная активность», её структура; взаимосвязь проблем воспитания познавательной активности и развития мышления в процессе обучения математике. В связи с этим можно сделать следующие выводы:
      Познавательная активность – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности.
      Познавательную  активность можно рассматривать с разных сторон: как мотив учения, как устойчивую черту личности, как сильное средство обучения. Для того чтобы активизировать учебную деятельность школьника нужно систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательную активность и как мотив, и как стойкую черту личности, и как мощное средство обучения.
      Существует  четыре уровня развития познавательной активности. Это любознательность, любопытство, познавательный интерес и теоретический интерес. Учителю нужно уметь определять, на какой стадии развития познавательный интерес у отдельных учащихся, для того чтобы способствовать укреплению интереса к предмету и его дальнейшему росту.
     Существует  определенная взаимосвязь проблем  воспитания познавательной активности и развития мышления в процессе обучения математике. Занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации значительно способствуют развитию познавательной активности младших школьников. Во время игры ученик – полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него игра – это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющий отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Познание окружающего мира в игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление. Но самое важное – не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах.
     В следующей главе мы рассмотрим экспериментальное  исследование развития познавательной активности младших школьников с использованием дидактических игр и игровых технологий.

2 Опытно-экспериментальное  исследование активизации  школьников на  уроках математики

2.1 Организация опытно-экспериментального  исследования

     На  первом этапе нашего исследования мы провели первый констатирующий эксперимент. Цель эксперимента: выявление уровня познавательной активности младших школьников в контрольном и экспериментальном классах. В эксперименте приняли участие учащиеся 1 класса в количестве 20 человек. Они были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 10 человек в каждой).
     Эксперимент состоял из трех этапов:
     1 этап – констатирующий.
     На  этом этапе была проведена первичная  диагностика уровня познавательной активности детей младшего школьного возраста в экспериментальной и контрольной группе.
     2 этап - формирующий.
     На  этом этапе проводились занятия, направленные на развитие познавательной активности детей младшего школьного возраста. С контрольной группой на формирующем этапе эксперимента проводились занятия, предусмотренные учебным планом. Дети, составлявшие данную группу, не включались в формирующий эксперимент.
     3 этап – контрольный.
     На  этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня познавательной активности детей младшего школьного возраста в экспериментальной и контрольной группе, проведен анализ полученных результатов.
     Для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня  познавательной активности у младших школьников: низкий, средний и высокий.
     Низкий  уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним  интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.
     Средний уровень – большая степень  самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении  задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий  ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно с взрослым.
     Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания  решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли  упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
     Для выявления уровня познавательной активности мы использовали метод наблюдения, индивидуальные беседы с учащимися, изучением детей в процессе совместной подготовки и проведения коллективного творческого дела. В процессе наблюдения мы отмечали наличие следующих проявлений у младших школьников:
    Отличается прилежанием к учению.
    Проявляет интерес к предмету.
    Задает вопросы, стремиться на них ответить.
    Интерес направлен на объект изучения.
    Проявляет любознательность.
    Самостоятельно выполняет задание учителя.
    Проявляет устойчивость волевых устремлений

      2.2 Описание опытной работы по исследованию активизации учащихся на уроках математики

                                  Констатирующий эксперимент

      На  этом этапе констатирующего эксперимента учащимся было предложено ответить на вопросы анкеты (Приложение А), используя варианты ответов “да” или “нет”. Также было предложено выполнить проверочную работу (В.Н.Рудницкая) с целью сравнения уровня познавательной активности школьников в контрольном и экспериментальном классах.  
   Результаты  диагностики на констатирующем этапе  показали, что школьники обеих  групп находились примерно на одном  уровне развития познавательной активности. Обработав данные, полученные при проведении наблюдений, анкеты и проверочной работы, получили следующие результаты: из 10 учащихся экспериментального класса 1 имеет высокий уровень активности, 6– средний, 3 – низкий. На диаграмме 1 данные выглядят так:
    
     Рисунок 1 – Уровень активности учащихся экспериментальной группы до эксперимента
     Обработав данные, полученные при проведении анкеты и проверочной работы, получили следующие результаты: из  10 учащихся контрольной группы 2 имеют высокий уровень активности, 6 – средний, 2 – низкий. На диаграмме 2 данные выглядят так:
     
 Рисунок 2 – Уровень активности учащихся контрольной группы до эксперимента
     Кроме того, можно было отметить и некоторые  психологические особенности, свойственные познавательной активности детей экспериментальной  и контрольной групп до проведения формирующего эксперимента. Большинство  детей ориентировались на картинки, которые представляли собой возможность  сложения целостного изображения. Дети часто проявляли ригидность, использовали только один тип возможностей. Стремясь найти какой-то определенный вариант, дети обычно не замечали случайно появляющиеся другие возможности, для них было характерно отсутствие инициативы в  поиске различных способов использования  материала.
     Проведенная на констатирующем этапе диагностика  познавательной активности и наглядного моделирования позволила выявить  преобладание, в основном, среднего и низкого уровней их развития у школьников.
     На  низком (репродуктивно-подражательном) уровне развития познавательной активности находилось 25% испытуемых. Дети этой подгруппы не проявляли инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивали к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задавали познавательных вопросов; нуждались в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования, в помощи взрослого.
     На  среднем (поисково-исполнительском) уровне познавательной активности оказалось 60% испытуемых. Эта группа детей, характеризовалась большей степенью самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, школьники не утрачивали эмоционального отношения к ним, а обращались за помощью к учителю, задавали вопросы для уточнения условий ее выполнения, получив подсказку, выполняли задание до конца, что свидетельствует об интересе школьника к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно с взрослым. Наименьшее количество испытуемых (15 %) находились на высоком (поисково-продуктивном) уровне познавательной активности. Данная подгруппа школьников, отличалась проявлением инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений школьники не отвлекались, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносило им удовлетворение, радость и гордость за достижения. На диаграмме 3 данные выглядят так:

     Рисунок 3 – Уровень активности всех учащихся до эксперимента
     Полученные  результаты позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых низкий и средний уровень познавательных интересов, что говорит о необходимости  их развития. С этой целью нами был  проведен формирующий этап эксперимента.

                              Формирующий эксперимент

 
     С детьми экспериментальной группы мы начали проводить занятия, направленные на развитие познавательной активности через использование игровых технологий на уроках математики.
     На  этом этапе перед нами стояли задачи: разработать систему заданий, направленных на активизацию мыслительной деятельности учащихся; апробировать данную систему в работе с детьми.
     Так же стояла задача проследить за тем, как  элементы занимательности влияют на активизацию учебно-познавательной деятельности в обучении математике в начальной школе и показать их положительное влияние на усвоение детьми, умений, навыков.
         Поэтому для проведения эксперимента мы провели комплекс занятий с использованием игровых технологий. Помимо проведения уроков в игровой форме, мы также на других уроках применяли различные игровые ситуации и упражнения.
     В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место  занимает их познавательная активность, умение учителя активно руководить ею. Активно управляемый учебный  процесс направлен на обеспечение  глубоких и прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей школьников, моделирование учебного процесса, его  прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и  развитием каждого учащегося. Одни считают, что «познавательная активность – это инициативное, действенное  отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности  и волевых усилий в обучении». Другие считают, что активизация  познавательной деятельности сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой  для овладения знаниями, умениями и навыками. Во втором случае речь идёт о самостоятельной деятельности учителя и учащихся, а в первом случае в понятие познавательной активности автор включил интерес, самостоятельность и волевые усилия школьников.
     Познавательная  активность включает:
1.Мотивы и  цели деятельности.
2.Интерес к  предмету.
3.Внимание к  изучаемому объекту.
4.Волевые усилия.
5.Положительные  эмоции.
6.Творческую  самостоятельность.
7.Владение  необходимыми способами и приёмами  познавательной деятельности.
8.Оптимальный  ритм и режим работы, обеспечивающей  полное овладение нужными знаниями, умениями и навыками.
          Важным резервом повышения производительности учебного труда школьников является оптимальное поддержание их познавательной активности.
     Глобальная  активность при изучении курса требует  ежеминутного управления творческой деятельностью  школьников, постоянного их интереса к предмету, глубоко изучения способов и приемов деятельности, применяемых  в науке. Без последних не будет  самостоятельного приобретения знаний, самостоятельного решения проблем.
     Какие же приемы развития активности применяем в своей работе.
Для развития познавательной активности важен интерес  к изучаемому предмету, именно интерес  может побудить учащихся к активной фантазии и плодотворной интуиции. Для этого важно выделить следующие  приёмы повышения эффективности  преподавания:
     1.яркий  рассказ учителя о применении  изучаемого материала в различных  областях знаний
     2.использование  цветных таблиц, моделей, технических  средств
     3.практические  работы с моделями фигур, лабораторные  работы
     4.создание  игровых ситуаций
     Часто применяли на уроке дидактические игры: математический лабиринт, игра «художник», математическое лото и др. Ведь именно в игре «раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В. Сухомлинский). Именно в игре «дети обретают не только равноправие, но и реальную возможность стать лидерами, вести за собой других. Их действия, раскрепощённые и уверенные, начинают выказывать и глубину мышления, мышления смелого, масштабного, нестандартного» (В.Шаталов). Таким образом, игра-форма познавательной деятельности, способствующая развитию и укреплению интереса к математике. Исходя из этого, я пришла к выводу, что с детьми необходимо играть, как только возникает возможность. Наиболее благоприятными для этого являются итоговые уроки. Важным средством развития познавательной активности и самостоятельности учащихся является диагностика усвоения системы знаний и умений стандартного уровня с переходом на более высокий уровень, при этом важно заметить, что здесь необходим дифференцированный подход к учащимся, который позволяет избежать перегрузки и способствует реализации возможностей каждого из них. Очень важен и психологический климат в классном коллективе. Доброжелательность, требовательность ребят друг к другу, деловая критика, хорошее настроение - всё это определяет работоспособность и творческую атмосферу.
     Занимательность математическому материалу придают  игровые элементы, содержащиеся в  каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то загадка или  самая элементарная головоломка. Многообразие занимательно материала – игр, задач, головоломка – даёт основание  для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный педагогами, методистами. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию, характеру и значению, характеру мыслительных операции, а также по направленности на развитие тех или иных умений.
    Занимательный математический материал
    Развлечения
    Математические и логические игры, задачи, упражнения
    Дидактические игры и упражнения
    Загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические квадраты, математические фокусы «Танграм», «Стомахион», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Кубики для всех 
    С блоками, кубиками на включение, нахождение 
    Шашки, шахматы 
    Словесные  
    С наглядным материалом 
    Словесные
     Разновидностью  математических игр, задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они  направлены на тренировку мышления при  выполнении логических операций и действий: «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются».
     Игра  «Вычислительная машина» предполагает логику действий. (только одно свойство).
     Для игры необходимо изготовить набор геометрических фигур. В него входят четыре фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; четырёх цветов: красного, синего, жёлтого, белого; маленького размера. В этот же набор включается такое же количество перечисленных фигур указанных цветов, но больших по размеру. Таким образом, для игры (на одного участника) необходимо 16 маленьких геометрических фигур четырёх видов и четырёх цветов и столько же больших.
     Цель: Закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбирать нужную фигуру, описывать её.
     Ход игры:  у двоих играющих по полному  набору фигур. Один кладёт на стол любую  фигуру. Второй играющий должен положить рядом фигуру, отличающуюся от неё  только по одному признаку. Так, если первый положил на стол жёлтый большой треугольник, то второй кладёт жёлтый большой квадрат  и. т. д. Неправильным считается ход, если второй играющий положит фигуру, не отличающуюся от первой или отличающуюся о неё более чем на один7 признак. Игра строится по типу домино. По ходу игры требуется быстрая ориентировка играющих в цвете, форме, размере фигур, отсюда и воздействие на развитие логики, обоснованности мышления и действий.
     К занимательному материалу относятся  и различные дидактические игры, а также привлекательные по форме  и содержанию упражнения. Они направлены на развитие у детей разного возраста логического мышления, пространственных представлений, дают возможность упражнять  детей в счёте, вычислениях.
     С целью упражнения детей в группировке геометрических фигур проводись упражнение «Помоги Чебурашке найти и исправить ошибку». Детям предлагается рассмотреть, как геометрические фигуры расположены, в какие группы, по какому признаку объединены, заметить ошибку и исправить её и объяснить. Ответ можно адресовать Чебурашке.
     Для упражнения в вычислениях предложили ребятам поиграть  в такие игры как, «Собери цветы», «Собери грибы», «Лови снежинки», «Волшебный дождик» и т. д. на обратной стороне снежинок, цветов, грибов и т.д.  написаны примеры.
     В дидактических играх есть возможность  формировать новые знания, знакомить  детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования  математических (количественных, пространственных , временных) представлений детей.
     В процессе игр дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится:
    Сравнивать
    Сколько квадратов?
    Сколько треугольников?
    Выполнять арифметические действия
    «Поймай рыбку»
    «Теремок» (решил пример, окошко открыл)
    «Наряди ёлочку»
    Тренировка у устном счёте
     Для активизации познавательной деятельности применяю различные карточки, задачи-шутки, ребусы и т. д. Занимательный материал не только развлекает детей, даёт возможность им отдохнуть, переключиться, но и заставляет их задуматься, развивает инициативу, направляет на поиски нетрадиционных способов решения, стимулирует развитие нестандартного мышления. Применение различных приёмов проведения урока, использование элементов игр, соревнований делают учебный процесс более интересным, дети чаще проявляют активность, сообразительность. И добиваются порой самых высоких для себя результатов. 
    Итак, перечислим ряд приемов, позволяющих  активизировать познавательную деятельность учащихся:
    Групповой метод при решении задач. Работа в парах.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.