На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление системой обеспечения конкурентоспособности продукции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Управление  системой обеспечения конкурентоспособности  продукции (на примере     ).

ВВЕДЕНИЕ

 
    Проблема  улучшения качества в наше время  очень актуальна. Для производителей качество продукции повышает конкурентоспособность  на рынке, увеличение спроса, привлечение инвестиций, получение льгот, возможность получения кредита, а главное более эффективное управление предприятием и получение более высокой прибыли. Для покупателей качество продукции даёт возможность удовлетворить свои потребности наиболее полно, а в некоторых случаях и сэкономить. Поэтому обеспечение качества продукции нельзя рассматривать в отрыве от экономической деятельности предприятия. 

Цель  данной работы в том, чтобы наиболее полно раскрыть значимость различных  факторов влияющих  на конкурентоспособность и сделать предложения по управлению системой обеспечения конкурентоспособности продукции на примере ОАО "Холопеничский маслодельно-сыродельный завод"  
 

    Задачи  данной курсовой работы:
    раскрыть сущность и взаимосвязь понятия качество и конкурентоспособность продукции;
2. ознакомиться  с работой предприятия ОАО  "Холопеничский маслодельно-сыродельный  завод" 
3. дать  рекомендации по управлению системой  обеспечения конкурентоспособности  продукции.

1. Сущность и взаимосвязь понятия качества и конкурентоспособности

1.1  Качество – всемирное  поле конкуренции

 
      Роль и значение качества постоянно  возрастает под влиянием технологий  производства и потребностей  человека. Подъём уровня культуры  и образования с каждым днём  делает потребителей более разборчивыми и придирчивыми.
    В обеспечении конкурентоспособности  уже в 80-е годы 20 в. Требования к  качеству стали определяющими. Более 80% покупателей приобретая продукцию  на мировом рынке, теперь предпочитает цене качество. Необходимо, чтобы расходы на качество составляли не менее 15 – 25% совокупных производственных затрат.
    В ряде стран Европы действуют законы, по которым одни товары вообще не допускаются  на рынок без сертификата качества, подтверждающего соответствие требованиям  стандартизации, другие, несертифицированные товары, должны продаваться вдвое дешевле.
    Организационно  – экономические и технические  проблемы, связанные с качеством, давно стали предметом исследования, пути их разрешения превратились в  отрасли науки.
    По  мере научно – технического развития и подъёма экономики некоторых стран передовые предприятия перестали довольствоваться регистрацией и заменой дефектных изделий. Началось формирование комплексных систем управления качеством. Когда эти системы стали распространяться, рынок признал, что качество важнее цены. В результате на рынке в 70-80гг. появились высококачественные товары по низким ценам.
     Потребность в высоком качестве сельскохозяйственной продукции – неотъемлемая примета  сегодняшнего времени. Она является насущной проблемой повышения экономической и социальной эффективности общественного развития. Сегодня уровень качества продукции – важнейший критерий развития любой страны в мировом сообществе  и своевременная визитная карточка для проникновения товаров на международный рынок в условиях острейшей конкурентной борьбы, обеспечения расширения экспертных возможностей на мировом рынке товаров.
    С качеством продукции человек  практически сталкивается постоянно. Мы его видим, чувствуем, ощущаем, испытываем, как только приходится соприкоснуться с теми или иными используемыми предметами, а степень, мера влияния их в нашей повседневной жизни в зависимости от их качества чрезвычайно различна и многогранна, как и само качество продукции, так как продукция сельского хозяйства не только используется для личного и производительного потребления, но и является предметом как разового, так и длительного пользования. При этом продукция, предназначенная  для производительного потребления, может быть использована как средство производства для самого сельского хозяйства, так и в качестве сырья для перерабатывающей промышленности. Поэтому эффективность производства продукции и перерабатывающей промышленности, например, животного масла, напрямую связано с содержанием масла в молоке, т.е. если говорить в обобщенной форме – с содержанием полезного эффекта в каждой натуральной единице продукции.
    Необходимость коренного улучшения качества продукции  в современных условиях определяется:
    объективными потребностями НТП;
    ограниченностью природных ресурсов, повышением коэффициента использования сырья, полезного действия и долговечности машин, сроков службы предметов потребления, что равносильно сбережению огромного количества материальных и природных ресурсов;
    необходимостью улучшения благосостояния и изменения потребительского спроса населения в сторону высококачественной продукции;
    необходимостью повышения конкурентоспособности продукции не только внутри страны, но и на международном рынке.
 
 
1.2 Качество и конкурентоспособность 

Усиление  позиций в высокотехнологичной и наукоемкой продукции, преодоление импортозависимости, ликвидация угрозы продовольственной безопасности в жизнеобеспечивающих отраслях связаны с исключительной актуальностью проблемы повышения качества и конкурентоспособности продукции АПК, что обуславливает необходимость:
    методологического и методического обеспечения конкурентоспособности;
    усиления роли и функций государственного регулирующего механизма внутри отраслей АПК на паритетной основе;
    решительного перехода на использование международных стандартов. При этом необходимо помнить, что повышение конкурентоспособности во многих случаях связано с созданием предпосылок опережающего и динамического возрастания параметров качества.
         Конкуренция – необходимое условие  экономических отношений при условии, что предложение превышает спрос, и, как правило, возникает между товарами, и не фирмами.
    Игнорирование законов конкуренции (состязательности) ведет к потере, выпадению из мирового технического и технологического пространства.
    В настоящее время на первый план в мировой конкурентоспособности выходят неценовые факторы, из которых важнейшими становятся качество товаров, новизна, наукоемкость и интеллектоемкость изделий.
    Конкурентоспособность – это относительная характеристика товара, отражающая его отличие от товара конкурента, во-первых, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, во-вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности, производительности и другим характеристикам. Взаимосвязь качества и конкурентоспособности продукции, по Э.Демингу, прослеживается по следующей схеме.  

    Рисунок 1. Взаимосвязь качества и конкурентоспособности  продукции, по Э.Демингу 

      Конкурентоспособность товара характеризуется  тремя группами показателей:
    технические;
    экономические;
    организационные.
Показатели  конкурентоспособности представляют совокупность критериев качественной оценки уровня конкурентоспособности  товара. Для оценки применяют систему  единичных, групповых и интегральных показателей.
    Единичный показатель конкурентоспособности – это процентное отношение величины какого-либо технического или экономического параметра к величине того же параметра, при котором элемент потребности теоретически полностью удовлетворяется.
    Групповой показатель конкурентоспособности – это показатель, который обьеденяет единичные показатели и характеризует степень удовлетворения потребности  в целом..
    Интегральный  показатель конкурентоспособности – это количественная характеристика конкурентоспособности товара, являющаяся отношением группового показателя по техническим параметрам к групповому показателю по экономическим параметрам.
    В практической деятельности важное значение имеет индикатор конкурентоспособностиколичественный показатель эволюции экономической или финансовой величины, особо значимый для проведения общей экономической политики и оценки ее результатов в области конкуренции. Это ключевой экономический показатель, отражающий тенденцию развития экономики в этой области.
    Из  основополагающих условий обеспечения  конкурентного преимущества в соответствующих отраслях (областях) первостепенное значение имеют не ресурсы, а рост производительности труда, что и является основой доминирования на товарном рынке.
    Конкурентное  преимущество может быть обеспечено на основе более низких издержек или его дифференциации, когда конкурентное преимущество достигается за счет повышения параметров качества, включая и послепродажное обслуживание, хотя лидерство в конкурентоспособности может быть получено одновременно за счет экономии на издержках и сфокусированной дифференциации, представляющей собой способность производителя обеспечить покупателя уникальной или большей ценностью продукции, выражающейся в виде новых или особых потребительских характеристик технического, экономического и организационного порядка, детерминированных инновационными решениями.
    К наиболее типичным причинам новации, позволяющим  достичь конкурентного преимущества, относятся:
    новые технологии производства, доставки, улучшение сопутствующих услуг, обеспечивающих надежность функционирования сельскохозяйственных машин и оборудования;
    новые или изменяющиеся запросы покупателей. Например, производство полуфабрикатов для быстрого приготовления готовой продукции;
    появление нового сегмента отрасли;
    изменение стоимости структуры компонентов производства в сторону удешевления продукции. Особенно это касается энергоносителей, которые из-за роста цен на них сделали продукцию сельского хозяйства неконкурентоспособной;
    государственное регулирование (стандарты, торговые ограничения, субсидии и т.д.);
    глобальная координация – координация деятельности фирм не только в нашей стране, но и в зарубежных странах.
    Методический  подход к оценке конкурентоспособности  продукции  (рисунке 2). 
     


                              Рисунок 2. Схема оценки конкурентоспособности продукции
1.3  Основные подходы  к управлению качеством
 
    Подходы к управлению качеством в основе своей везде одинаковы. Одни и  те же принципы применимы к разным отраслям. Всё это многообразие подходов к управлению качеством можно подразделить на два основных направления:
           1. административный подход, когда  предполагается повышение качества  выпускаемой продукции до 100%. Получение  брака в данном случае рассматривается  как чрезвычайное происшествие, которое необходимо устранить любой ценой. Качество продукции расчленяется по стадиям цикла жизни продукции, изделия;
        2. экономический подход основывается  на чисто экономической точке  зрения. Предотвращение дефектов  достигается так же, но при  этом расчётный уровень качества продукции ставится в зависимость от экономически целесообразной величины затрат для его достижения. При данном подходе есть возможность выбрать наиболее оптимальный уровень качества. Затраты предприятия, связанные с браком и отказами отдельных изделий в процессе производства и эксплуатации, относят к неизбежным потерям.
Также управление качеством продукции  можно описать в виде следующей  схемы (рисунок 3)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 3.  Универсальная схема управления качеством 

    Данная  схема представляется состоящей  из шести блоков. К числу факторов, влияющих на качество (прямоугольник  в центральной части схемы) относятся:
    станки, машины, другое производственное оборудование;
    профессиональное мастерство, знания, навыки, психофизическое здоровье работников.
    Обрамляющие прямоугольник факторов  условия  обеспечения качества  более многочисленны. Сюда относятся:
    характер производственного процесса, его интенсивность, ритмичность продолжительность;
    климатическое состояние окружающей среды и производственных помещений;
    интерьер и производственный дизайн;
    характер материальных и моральных стимулов;
    морально–психологический климат в производственном коллективе;
    формы организации информационного обслуживания и уровень оснащенности рабочих мест;
    состояние социально материальной среды работающих.
    Реально изменяют свойства сырья и исходных материалов до заданного уровня качества средства производства и труд. На их возможностях сказываются условия, в которых они взаимодействуют. На практике такой подход позволяет не только более четко организовать работы по качеству, но и более целенаправленно и эффективно определять меры по обеспечению нужного качества.
    При возникновении отклонения от заданных параметров качества, которые обнаруживаются в блоке сравнения и принятия решения, блок сил воздействия для устранения этих отклонений направляет усилия либо на факторы, либо на условия, либо одновременно на то и другое. Меры воздействия и их сочетания зависят от характера и величины отклонений качества и от эффективности тех или иных возможных вариантов устранения отклонений.
    По  универсальной схеме работают все, но наиболее часто рабочие, мастера, контролеры. Для них план по качеству заключен в чертежах, технологических  операционных и контрольных картах. Они сами непосредственно производят сравнение фактических и заданных в технологической  документации параметров качества сами, как правило, принимают решение о том, каким способом, приемом ликвидировать отклонение. Здесь механизм управления качеством находится в руках работника и деятельность его зависит от профессиональных навыков и знаний. Он как бы заложен в самом работнике и тех условиях, в которых ему приходится трудиться.
    В данном случае универсальная схема  управления качеством выступает  в качестве первичной схемы, первичного звена всей сложной, многообразной работы по качеству.
Однако, чем выше уровень концентрации производства, его специализации и кооперирования, тем выше уровень системы качества, а следовательно сложнее механизм, обеспечивающий её функционирование.
      Органы  управления качеством  продукции
 
    При определении органов управления качеством продукции нужно исходить из того, что управление качеством  – органическая составная часть  общего управления производством, одна из его ветвей, одна из его функций. В силу этого оно не может противостоять ему. Поэтому, как правило, управление качеством развивается и выполняется в рамках действующего аппарата управления и заключается в более четкой и хорошо организованной деятельности по выявлению потребностей и  изготовлению продукции.
    На  уровне предприятия, объединения управление качеством организуется одним из двух способов. Первый заключается  в четком распределении функций  и задач управления качеством  продукции между существующими  подразделениями и работниками, периодическом пересмотре как самих функций и задач, так и их распределения ради улучшения деятельности. При этом не создается специализированный орган – отдел управления качеством.
    Второй  предполагает в дополнение к первому  варианту выделение общей функции координации и создание специального органа – отдела управления качеством. На этот отдел и возлагаются многие специальные функции управления качеством продукции.
    Каждый  из этих двух вариантов имеет свои преимущества и свои недостатки.
    Так, преимущества первого варианта заключается в том, что все участники производственного процесса несут ответственность за качество. Не возникает чувства того что кто-то за них несет эту ответственность и должен решать все вопросы, связанные с качеством. Недостаток в том, что ряд координирующих функций никто не выполняет, никто не ведет организационных и методических вопросов общего характера.
    Второй  вариант лишен указанного недостатка, но зато у работников предприятия  нередко возникает чувство, что  есть специально выделенные люди на предприятии, которые отвечают за качество, следовательно, они и должны решать все проблемы, связанные с качеством.
В любом  варианте общее руководство системой управления качеством должен возглавлять  руководитель предприятия, отвечающий  за всю деятельность предприятия и за экономические результаты, которые в условиях рыночной экономики не могут быть высокими при плохом качестве продукции.
1.5. Сертификация. Стандартизация
 
    Кроме контроля качества продукции непосредственно  на предприятии произведенная продукция должна соответствовать мировым стандартам, а также подлежит сертификации.
    Так сертификация – это деятельность по подтверждению соответствия продукции  установленным требованиям.  Сертификация осуществляется в целях:
    создания условий для деятельности предприятий, предпринимателей, а также для участия в международном научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
    содействие потребителя в компетентном выборе продукции;
    защиты потребителя от недобросовестности изготовителя;
    контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья;
    подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.
    На  территории республики, как и в  других странах, реализация товаров, выполнение работ и оказание услуг без  сертификата, подтверждающего их соответствие установленным требованиям, запрещаются.
    Сертификация  может быть обязательной и добровольной. Наличие сертификата, выданного  компетентным органом, облегчает экспорт  и импорт продукции, помогает покупателям  в выборе товара и служит определенной гарантией его безопасности. Обязательная сертификация является также средством контроля безопасности продукции. Объекты обязательной сертификации устанавливаются законодательными актами. Добровольная сертификация способствует повышению конкурентоспособности продукции.
    За  нарушения правил сертификации товаров (услуг) изготовитель, исполнитель, продавец несут ответственность независимо от того, позволял ли уровень их научных  и технических знаний выявить  свойства продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья и имущества граждан.
    Сертификат  соответствия (сертификат) – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции (услуг) установленным требованиям. Сертификат соответствий – документ, которым завершается процесс сертификации. Порядок и условия оформления, выдачи и регистрации сертификатов устанавливаются в каждой системе сертификации.
    В 1990 г. для реализации правил  сертификации был создан специальный орган  – Европейская организация по испытаниям и сертификации (ЕОИС). Цель ЕОИС – рационализация деятельности органов по оценке соответствия в Европе, способствующей  свободному распространению товаров и услуг. Это возможно при создании условий, гарантирующих всем заинтересованным сторонам, что продукция, услуги и технологические процессы, прошедшие испытание, не нуждаются в повторных испытаниях и сертификации.
    В настоящее время в Европе действует  более 700 органов по сертификации. Системы  сертификации взаимосвязаны и действуют согласованно. Всего в странах ЕС и ЕАСТ  (Европейская ассоциация свободной торговли) сертифицируется более 5000 изделий, действует более 300 систем сертификации и практически во всех зарубежных странах.
    Система управления качеством представляет собой согласованную рабочую структуру, действующую в фирме и включающую эффективные технические и управленческие методы, обеспечивающие наилучшие и наиболее практичные способы взаимодействия людей, машин, а также информации с целью удовлетворения требований потребителей, предъявляемых к качеству продукции, а также экономии расходов на качество. Мировой опыт сформировал не только общие признаки действующих систем управления качеством, но также принципы и методы, которые могут применяться в каждой из них.
    В настоящее время можно выделить 3 уровня систем управления качеством, имеющие некоторые концептуальные различия:
    системы, соответствующие требованиям стандарта ИСО серии 9000;
    общефирменные системы управления качеством (TQM – всеобщее управление качеством – Total Quality Management);
    системы, соответствующие критериям национальных или международных (региональных) премий дипломов по касчеству.   
    Системы, соответствующие  стандартам ИСО серии 9000. Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000 – обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и представление ему доказательств в способности предприятия сделать это. Механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель. Вместе с тем в стандарте ИСО серии 9000 целевая установка на экономическую эффективность выражена слабо, а на своевременность поставок – просто отсутствует.
    Общефирменная система управления качеством (TQM). TQM является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставки точно в срок. Основная философия TQM базируется на принципе – улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка – ноль дефектов, к затратам – ноль непроизводительных затрат, к поставкам – точно в срок. При этом осознается, что достичь этих пределов невозможно,  но к этому надо постоянно стремиться и не останавливаться на достигнутых результатах. Эта философия имеет специальный термин – «Постоянное улучшение качества» (quality improvement).  

      . Общий обзор рынка
 
    Производство  молока и молочной продукции - одно из основных направлений в перерабатывающей промышленности Беларуси. Переработку  молока в республике осуществляют 82 молочных завода, на которые приходится около 90% всего перерабатывающего сырья. До недавнего времени в республике их было 114, однако реализация
    За  два предыдущих года уже проведена  реструктуризация 21 убыточного завода, 17 из них преобразованы в подразделения  крупных организаций со специализацией на приемку и первичную обработку молока либо производство ограниченного ассортимента продукции, 4 прекратили деятельность. В итоге уровень загрузки предприятий удалось увеличить на 5 пунктов .
    Внедрение интенсивных технологий, специализация  хозяйств, хорошая обеспеченность кормами способствовали тому, что производство молока в 2007 году увеличилось на 12% по сравнению с 2006 годом (рисунок 4).
    

    Рисунок 4.  Динамика производства молока в  Республике Беларусь 

    Вместе  с тем,  сложившиеся объемы переработки молока в республике составляют около 3-3,5 млн.тонн. В соответствии с имеющимися ресурсами молока уровень загрузки мощностей в целом достиг 67 %.  Низкий уровень загрузки производственных мощностей в настоящее время обусловлен тем, что молокоперерабатывающая промышленность Беларуси создавалась не только под потребности населения республики, но и в расчете на потребность европейской части бывшего СССР, которая оказалась в настоящее время за пределами Беларуси. В связи с этим, по оценкам экспертов, низкая загруженность предприятий отрасли в настоящее время  сложилась объективно.
    Сопоставляя уровень производства молочного  сырья и уровень его переработки, видно, что на сегодняшний день перед  молочной отраслью Беларуси не столь  остро стоит проблема обеспечения населения страны молочными продуктами, сколько проблема эффективного использования огромных по меркам республики мощностей по переработке молока.
    Рассматривая  будущее молочной отрасли Беларуси, следует понимать, что единственно  правильным направлением ее развития может быть только экспортная ориентация.
    Имеющийся конкурентный потенциал позволяет  белорусским предприятиям и в  настоящее время экспортировать молочные продукты (в основном в  Россию). На рисунке 4.2 представлена динамика экспорта молочных продуктов в стоимостном выражении.
    

    Рисунок 5. Экспорт молочных продуктов 

    Как видно из рисунка 5, экспорт молочных продуктов составляет значительную величину. За 2003 год экспорт молочных продуктов превысил годовые показатели предыдущих лет и составил 254,9 млн. USD (220,5 тыс.тонн). Рост по отношению к 2002 году составил более 160 %. За 2004 год объем экспорта молочных продуктов составил уже 396,1 млн.USD и превысил аналогичные показатели 2003 года на 155 %.
    Вместе  с тем, достигнутая динамика развития отрасли требует закрепления. В связи с чем Правительство Республики Беларусь (постановление Совета Министров РБ от 15 июля 2005 года № 792), утверждена Программа развития мясной и молочной промышленности на 2005-2010 гг., которая предусматривает дальнейшую модернизацию отрасли.
    ОАО "Холопеничский маслодельно-сыродельный  завод" – региональное предприятие  Минской области, которое перерабатывает около 2,2 тыс.тонн молочного сырья  в год. Основными видами продукции, выпускаемыми предприятием, являются сыры сычужные твердые, цельномолочная продукция и масло животное. Структура выпуска продукции в 2004 году показана на рисунке 6.
    

    Рисунок 6. Структура выпуска продукции  ОАО "Холопеничский маслодельно-сыродельный завод" в 2004 году ( в % к общему объему выпуска в натуральном выражении) 

     Динамика  реализации продукции предприятием за последние годы показана на рисунке 7.

     Рисунок 7.  Динамика реализации продукции  ОАО "Холопеничский маслодельно-сыродельный завод" 

    Как видно из рисунка 7, имеется положительная  тенденция в реализации сыров, стабилизация в реализации ЦМП и колебания  в реализации масла. Это имеет  свое объяснение: структура переработки  молока в Беларуси, складывавшаяся до последнего времени, предусматривала получение животного масла в количествах, значительно превышающих потребности республики. В экспорт данного продукта в последние годы стал убыточным для большинства молокоперерабатывающих предприятий. В связи с этим многие молочные заводы сокращают производство масла и осваивают более выгодные и пользующиеся на рынке спросом молочные продукты, такие, как твердые сыры, творог и др. Для ОАО "Холопеничский маслодельно-сыродельный завод" таким продуктом, имеющим хороший рыночный потенциал, является сычужный сыр. Выпуск же масла, выступающего в роли поддерживающей продукции в ассортименте, подвержен влиянию конъюнктуры на рынке.
    Что касается ЦМП, то данную продукцию выпускают  все молочные предприятия республики. Она имеет короткий срок реализации и выпускается в пределах , определяемых потребностью региона, где расположено предприятие. Рынок ЦМП республики близок к насыщению, в связи с этим рост ее производства будет определяться ростом денежных доходов населения.
    Продукция ОАО "Холопеничский маслодельно-сыродельный  завод" обладает экспортным потенциалом и экспортируется за пределы республики. Динамика экспорта показана на рисунке 8.
    

    Рисунок 8. Динамика экспорта продукции ОАО "Холопеничский маслодельно-сыродельный завод" 
 

    Главным экспортным рынком для предприятия  является Россия. В Россию экспортируется более 73% продукции (от общего объема экспорта, в стоимостном выражении).
    Продукция также реализуется в Польшу и  Германию (казеин).
    Как видно из рисунка 8, наиболее динамично растет экспорт сыра сычужного.
    Вообще, сыр  пищевых продуктов. Он удовлетворяет  многие вкусы, подходит для всех возрастных групп и его можно потреблять в любых количествах и по любому случаю. В сиу некоторых своих  особенностей сыр можно считать индикатором изменений в экономике страны и благосостоянии населения.
    Исходя  из изложенного, ОАО "Холопеничский  маслодельно-сыродельный завод" инициирует проект по модернизации своих  мощностей по производству сычужных сыров.
    Потребительский спрос на сыры
    Как упоминалось выше, сыр является индикатором  благосостояния населения. В Беларуси производство жирных сыров динамично  нарастает (рисунок 9).
    

    Рисунок 9. Динамика производства жирных сыров  в Беларуси 

    Как видно из рисунка 9, производство сыров в Беларуси вплотную приблизилось к уровню 1990 года.
    Однако  потребление сыров на душу населения  составляет около 2,5 кг и остается пока ниже рациональной нормы, которая составляет 6,5 кг. Это обусловлено тем, что  сыры являются выгодной экспортной продукцией и экспортируются в Россию.
    Что касается России, то потребление сыров  там составляет немногим более     2 кг на душу населения и достигается  такой уровень в значительной мере за счет импорта.
    Для сравнения – в большинстве  развитых стран, таких как Италия, Франция, Израиль, потребление сыров составляет более 20 кг на человека в год. В странах ЕС, с учетом расширения за счет новых государств, потребление сыров достигло уровня 17,4 кг.
    Динамичное  развитие производства сыров в Беларуси во многом определяется  именно растущим спросом на сыры в России.
    Многие  молочные заводы Беларуси, переориентировавшись с выпуска масла на сыр, стали  экспортировать его в Россию.
    Емкость российского рынка сыра оценивается  в 800 млн.USD. В России по сравнению с другими странами производится очень мало сыра. В связи с этим импорт достигает 150 тыс. тонн в год, при этом новых серьезных производств сыра почти никто не открывает.
    Интерес иностранных инвесторов к рынку  сыра появился лишь в последние годы, когда на более «интересных» и доходных рынках наступил этап насыщения, и это подвигло международные компании к решению вкладывать деньги в другие отрасли пищевой промышленности.
    Ряд крупных компаний – ведущих производителей сыра в Европе изучали возможности  и перспективы инвестиций в сыродельную промышленность РФ, но пришли к выводу, что в настоящее время нет достаточного количества сырья нужного качества, и целесообразнее сыр экспортировать. Лишь отдельные из них решились открыть собственное производство в России, стремясь сохранить свое влияние на рынке и не допустить укрепления позиций конкурентов.
    Изложенные  обстоятельства приводят к тому, что  растет экспорт сыров в Россию, в том числе и из Беларуси. Так, в 2003 году экспорт творога и сыров  из Беларуси составил 37,5 тыс. тонн (в 2002 году – 27,5 тыс. тонн), а в 2004 году – 43,7 тыс.тонн.
    По  данным  российских аналитиков («Молочная  промышленность», №4, 2003) Беларусь является крупнейшим поставщиком молока и молочных продуктов на российский рынок. На рисунке 4.7 представлены основные страны-поставщики молока в Россию и их доля в общем объеме поставок. 

    

    Рисунок 10. Основные страны-поставщики молока в Россию и их доля в общем объеме поставок 

    В то же время по поставке продуктов  переработки молока картина несколько  другая. В частности, доли основных стран-поставщиков сыров и творога  на российский рынок представлены на рисунке 11.

    Рисунок 11.Доли основных государств-поставщиков сыра и творога на российский рынок 

    Приведенные данные свидетельствуют о том, что  развитые страны  не стремятся экспортировать сырье, а увеличивают долю переработанных молочных продуктов, поставляемых на экспорт.
    Рассматривая  будущее молочной отрасли Беларуси, следует понимать, что единственно  правильным направлением ее развития может быть только экспортная ориентация, и для этого есть объективные  предпосылки. Достаточно мощный технический  потенциал молочной отрасли и относительно небольшое население республики не делают отечественный рынок привлекательным в перспективе.
    В мире существуют более привлекательные  регионы, с точки зрения реализации излишков продовольствия, а Беларусь вполне может быть регионом-производителем продуктов питания.
    При этом следует понимать и то, что  экспортные поставки в такую страну как Россия будут осуществлять мощные белорусские молочные комбинаты, которым  тесно на региональных рынках, оставляя внутренний рынок более мелким региональным предприятиям и фермерским хозяйствам.
    Таким образом, учитывая относительно низкое душевое потребление сыра как  в Беларуси,  так и в России, и учитывая растущий спрос на него, наращивание производства сыра в  Беларуси может осуществляться в  ближнесрочной перспективе не опасаясь риска перепроизводства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Состояние управления  системой обеспечения  конкурентоспособности  продукции на примере
ОАО «Холопеничский маслодельно-сыродельный  завод» 

        История предприятия
 
     Холопеничский маслодельно-сыродельный завод был введен в эксплуатацию в июле 1968 года. Форма собственности: - коллективная с распределением акций на государство, в лице собственника Миноблисполкома                                                            - 59,1%
к-з  «Красный Новоселец» Борисовского района            - 1,0%
члены трудового коллектива                                           - 18,8%
жители  Крупского района и Минской области              - 21,1%
     Целью создания Общества является хозяйственная  деятельность, направленная на увеличение прибыли.
     Основными направлениями деятельности ОАО  «Холопеничский маслосырзавод» являются:
     - производственная деятельность  по переработке молока и молочного  сырья в масло животное, сыры  жирные, кисломолочную и цельномолочную  продукцию, нежирную продукцию  и поставка продукции в соответствии с договорами потребителям.
     - оказание услуг по переработке  давальческого сырья;
     - оказание коммунальных услуг  по снабжению холодной водой,  по   канализации и отоплению;
     - оказание транспортных услуг;
     - розничная торговля. 

2.2 Трудовые ресурсы  

Среднесписочная численность работающих ОАО «Холопеничский маслодельно-сыродельный завод» по состоянию на 1.01.2006 составляла 142 человек.
    Все работники предприятия работают в соответствии с трудовым договором  и контрактами, с учетом уровня образования руководящих работников, специалистов и профессиональной подготовкой рабочих.
    Структура кадров предприятия, характеризующая  соотношение различных категорий  работников, приведена в таблице 1. 

    Структура кадров предприятия
    Таблица 1
Категория работников Количество, человек % от общего  числа
1. Руководители 8 5,6
2. Специалисты 18 12,6
3. Рабочие  116 84,1
Итого: 142 100
 
 
Сведения об образовательном уровне работников предприятия приведены в таблице 2. 

    Сведения  об образовательном  уровне работников
    Таблица 2
Категория работников Образование, человек
Высшее Среднее специальное Среднее техническое Среднее Неполное среднее 
1. Руководители 4 4 - - -
2. Специалисты 5 11 - 2 -
3. Рабочие  1 15 35 65 -
Итого: 10 30 35 67 -
% от общего числа: 7,1 21,1 24,6 47,2 -
 
    Сведения  о возрастном цензе работников предприятия  приведены в таблице 3.
    Сведения  о возрастном цензе  работников
    Таблица 3
Лет Количество, человек % от общего  числа
1. до 29 14 9,8
2. от 30 до 39 46 32,4
3. от 40 до 49 58 40,9
4. старше 50 24 16,9
Итого: 142 100
 
 
    Сведения  о стаже работы работников на предприятии  приведены в таблице 4. 
 

    Сведения  о стаже работы работников
    Таблица 4

и т.д.................


Лет Количество, человек % от общего  числа
1. до 5 лет 40 28,2

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.