На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Национальный доход как основной источник формирования ресурсов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

 
ВВЕДЕНИЕ

 
 
     Чистый  доход хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности (предприятий, организаций, учреждений, предпринимателей) является основным источником централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов в их первичном исчислении. Важным источником формирования финансовых ресурсов являются доходы или выручка хозяйствующих субъектов, т. е. та ее часть, которая не имеет соответствующей материально-вещественной основы и является вновь созданной стоимостью, обособленной и самостоятельной категорией, выступающей в форме чистого дохода.
     Актуальность  темы исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития национальной экономики Республики Беларусь, который характеризуется выходом из мирового финансово-экономического кризиса, чрезвычайно возрастает необходимость повышения эффективности финансового управления, контроля за формированием и распределением финансовых ресурсов. Для этих целей необходима серьезная теоретическая база и четкое понимание источников расширенного воспроизводства, роста эффективности и продуктивности национальной экономики и, как следствие, роста жизненного уровня и благосостояния населения.
     Таким образом, цель исследования – раскрыть понятие чистого дохода, а также прибыли, налоговых и неналоговых платежей как форм проявления чистого дохода.
     Объект  исследования – финансовая система  Республики Беларусь.
     Предмет исследования – национальный доход как основной источник формирования финансовых ресурсов.
     В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
     - показать сущность чистого дохода, формы его выражения в современных условиях;
     - дать характеристику прибыли, как формы проявления чистого дохода и основного источника расширенного воспроизводства хозяйствующих субъектов;
     - раскрыть сущность и виды налоговых  и неналоговых платежей и отчислений.
     Курсовая  работа основывается на законодательных актах Республики Беларусь, теоретических исследованиях и периодических изданиях, в которых затронут предмет исследования. В работе используется статистическая информация о налоговых и бюджетных показателях за последние годы в Республике Беларусь.
 

      1 Понятие чистого дохода, формы его выражения

 
 
 
     Основным  источником централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов в их первичном исчислении является чистый доход хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности (предприятий, организаций, учреждений, предпринимателей) [8, с. 122].
     Ранее основными формами выражения  чистого дохода предприятий выступали налог с оборота и прибыль. Прибыль по существу являлась единственным источником платежей в бюджет (вместе с налогом с оборота).
     На  современном этапе  с переходом хозяйствующих субъектов на налоговые отношения с бюджетом соответственно видоизменились и появились новые формы выражения чистого дохода:
     - во-первых, различные источники платежей в бюджет в форме налогов (одни из них включаются в цену продукции и услуг, другие — налоги — в себестоимость продукции, третьи выплачиваются из прибыли. Все эти платежи в бюджет из чистого дохода являются частью централизованных финансовых ресурсов, уплачиваемых хозяйствующими субъектами);
     - во-вторых, неналоговые платежи и отчисления во внебюджетные фонды (социальной защиты населения; содействия занятости; дорожный фонд; централизованные инвестиционные фонды министерств и ведомств; специальные отраслевые и межотраслевые фонды научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и освоения новых видов наукоемкой продукции; охраны природы и др. Названные неналоговые платежи и отчисления во внебюджетные фонды также являются частью централизованных финансовых ресурсов, которые уплачиваются хозяйствующими субъектами);
     - в-третьих, фонд обязательного государственного имущественного и личного страхования, также относящийся к централизованным финансовым ресурсам (его формируют хозяйствующие субъекты из своих доходов по установленным нормативам);
     - в-четвертых, часть доходов (в основном в форме прибыли) на расширенное воспроизводство самих хозяйствующих субъектов. (Надо отметить, что из этой части доходов по действующему положению также уплачиваются налоги в бюджет) [8, с. 124].
     Отсюда  следует, что основным источником формирования перечисленных финансовых ресурсов являются доходы или выручка хозяйствующих субъектов, т. е. та ее часть, которая не имеет соответствующей материально-вещественной основы и является вновь созданной стоимостью, обособленной и самостоятельной категорией, выступающей в форме чистого дохода. С теоретических позиций все перечисленные направления формирования централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов являются элементами чистого дохода.
     Также в научной литературе значительное внимание уделяется исследованию понятия чистого общественного дохода (чистого национального дохода), как части стоимости совокупного общественного продукта, создаваемой в материальном производстве прибавочным трудом. Определяется вычитанием из стоимости валового продукта издержек производства. Чистый доход является основным источником дальнейшего расширения производства и роста общественных фондов потребления. Его наличие свидетельствует о доходности (рентабельности) производства и зависит от выхода валовой продукции, ее качества и себестоимости. Чистый доход общества делится на чистый доход, централизуемый государством через систему цен и налогообложения, и чистый доход фирм, предприятий (объединений). Централизуемый чистый доход используется на общегосударственные нужды (формирование общественных фондов потребления, финансирование общественного хозяйства, создание резервных фондов и др.), а чистый доход предприятий — для пополнения оборотных средств, финансирования централизованныхкапитальных вложений, образования фондов экономического стимулирования и специальноого назначения ,финансирования др. плановых затрат. Чистый доход предприятия складывается из выраженной в денежной форме реализованной части, представляющей собой прибыль, и натуральной части, идущей на внутрихозяйственное потребление.
     Чистый  доход общества, часть национального дохода, которая выступает как прибавочный продукт. Разделение национального дохода на необходимый и прибавочный продукт является объективной экономической необходимостью, независимо от способа общественного производства. Однако пути формирования чистого дохода общества, принципы его распределения и использования определяются социально-экономическими условиями воспроизводства [1, с. 213].
     Исследованию  теоретических основ формирования чистого дохода общества большое внимание уделили сторонники марксизма. Они утверждали, что чистый доход общества при капитализме выступает в виде прибавочного продукта и соответственно прибавочной стоимости. К. Маркс, анализируя процесс воспроизводства совокупного общественного продукта и его отдельные элементы, раскрыл сущность чистого дохода общества как экономической категории при капиталистическом способе производства. «Чистый... доход есть прибавочная стоимость, следовательно — прибавочный продукт, остающийся за вычетом заработной платы и представляющий собой реализованную капиталом и подлежащую разделу с земельным собственником прибавочную стоимость и измеряемый ею прибавочный продукт». При капитализме чистый доход общества — продукт эксплуатации трудящихся. К. Маркс указывал: «Прибавочный труд вообще, как труд сверх меры данных потребностей, всегда должен существовать. Но при капиталистической, как и при рабовладельческой системе и т.д., он имеет только антагонистическую форму и дополняется полной праздностью известной части общества». К. Маркс впервые указал, что в процессе распределения чистый доход общества выступает в двух основных денежных формах — прибыли и ренты. 
     В то же время чистый доход социальноориентированного общества в процессе его распределения, перераспределения и использования при помощи финансово-кредитного механизма и цен распадается на две части: централизованную и децентрализованную. В централизованный чистый доход государства входят налог с оборота, платежи государственных предприятий (объединений) из прибыли (плата за фонды, фиксированные, рентные, платежи, взносы свободного остатка прибыли и т.д.), взносы на социальное страхование. Предприятия пополняют централизованный фонд в форме уплаты подоходного налога, страховых взносов. Централизованный чистый доход расходуется государством в плановом порядке на удовлетворение общегосударственных потребностей: финансирование национальной экономики, формирование общественных фондов потребления, покрытие расходов на оборону и управление, создание резервных фондов. Часть чистого дохода общества используется децентрализованно на финансирование части капитальных вложений, пополнение оборотных средств, уплату процентов за кредит, техническое совершенствование производства, пополнение неделимых фондов, образование фондов экономического стимулирования.
     Такая система распределения, перераспределения и использования чистого дохода общества, соответствующая принципам демократического централизма и отвечающая хозрасчётному методу управления была выстроена и в Беларуси в период ее нахождения в составе СССР [1, с. 216].
     В настоящее время в практике хозяйствования из-за отсутствия методологии и основанной на ней методики расчета чистый доход не находит отражения в бухгалтерской отчетности и статистической информации. Значительная часть элементов чистого дохода находит свое выражение в себестоимости продукции (большинство налогов, отчисления в фонд социальной защиты населения, органам Белгосстраха и т. д.).
     Три из четырех перечисленных направлений  использования чистого дохода хозяйствующих субъектов являются источниками формирования централизованных фондов финансовых ресурсов. И лишь та часть чистого дохода, которая представлена прибылью (за исключением налогов, уплачиваемых из прибыли), обеспечивает расширенное воспроизводство самого хозяйствующего субъекта.
     Следовательно, можно определить чистый доход как  основную исходную финансовую клеточку, конкретизировать ее количественные параметры и использовать их в качестве основы для составления баланса финансовых ресурсов на микро- и макроуровнях [8, с. 128].
     Отсюда  вытекает теоретический вывод, имеющий  практическое значение: процесс первичного распределения происходит в сфере материального производства, там же создается чистый доход — основной источник создания национального богатства и исходная база для его перераспределения и формирования доходной части бюджета, внебюджетных фондов и др. Нынешний этап развития экономики характеризуется главным образом перераспределением финансовых ресурсов, не созданных в сфере материального производства.
     Таким образом, основным источником централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов в их первичном исчислении является чистый доход хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности (предприятий, организаций, учреждений, предпринимателей).
     На  современном этапе с переходом  хозяйствующих субъектов на налоговые  отношения с бюджетом соответственно видоизменились и появились новые формы выражения чистого дохода: различные источники платежей в бюджет в форме налогов; неналоговые платежи и отчисления во внебюджетные фонды (социальной защиты населения; содействия занятости; дорожный фонд; централизованные инвестиционные фонды министерств и ведомств; специальные отраслевые и межотраслевые фонды научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и освоения новых видов наукоемкой продукции; охраны природы и др.); фонд обязательного государственного имущественного и личного страхования, также относящийся к централизованным финансовым ресурсам; часть доходов на расширенное воспроизводство самих хозяйствующих субъектов. Основным источником формирования перечисленных финансовых ресурсов являются доходы или выручка хозяйствующих субъектов. 
 

 

      2 Прибыль как форма проявления чистого дохода

 
 
     Важнейшим источником формирования финансовых ресурсов на микроуровне, обеспечивающим расширенное воспроизводство, является прибыль как одна из форм проявления чистого дохода. Она остается также важным источником формирования доходной базы бюджета. С переходом к рыночным отношениям роль и место прибыли как источника расширенного воспроизводства, обобщающего показателя и критерия производства (материального носителя экономических интересов на всех уровнях системы), неоправданно снизились. В отличие от других рассмотренных нами форм чистого дохода прибыль выполняет две важные функции: во-первых, основного источника расширенного воспроизводства, во-вторых, источника доходов госбюджета. В прибыли сконцентрированы экономические интересы государства, хозяйствующих субъектов и каждого работника. Прибыль наиболее полно характеризует все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятий, поэтому только рост прибыли хозяйствующих субъектов, учет факторов, влияющих на ее размеры, будут способствовать выходу экономики республики из кризиса, оздоровлению финансов [8, с. 128].
     На  прибыль влияет комплекс факторов, неодинаковых по экономической сущности, значимости и степени детализации, действующих в разные годы и взаимно помогающих друг другу, поэтому необходимо постоянно держать под контролем факторы, воздействующие на прибыль на уровне предприятий.
     Как многофакторный показатель прибыль  неоднородна по своему составу. Она представляет собой результат производственной, сбытовой и финансовой деятельности предприятия. Прибыль претерпевает глубокие изменения на разных стадиях производства и реализации продукции. Конечным результатом производственной и хозяйственно-финансовой деятельности предприятия является балансовая прибыль, включающая прибыль от производства и реализации основной продукции, от реализации прочей продукции, а также прибыль и убытки от внереализационных операций (штрафы, пени, неустойки и т. д.) [6, с. 113].
     Можно выделить факторы, характеризующие  изменения размеров прибыли, создаваемой на разных стадиях производства и реализации. Роль каждого фактора в увеличении прибыли на отдельных предприятиях далеко неодинакова. Основными факторами, влияющими на размеры прибыли, являются ценовые факторы, рост производства продукции, внедрение новой техники, изменение структуры и ассортимента продукции, относительное сокращение условно-постоянных расходов, относительное сокращение амортизационных отчислений, отраслевые и природные факторы, уменьшение или рост прибыли от прочей реализации, убытки от внереализационной деятельности, увеличение (уменьшение) прибыли в остатках товарной продукции.
     В контексте выхода из мирового финансово-экономического кризиса нынешний этап развития национальной экономики сопровождается инфляционными явлениями, которые характеризуются резким повышением общего уровня цен в национальной экономике, обесцениванием денег, перераспределением национального дохода. Происходит нарушение закона денежного обращения, вызванного диспропорциями в процессе общественного воспроизводства. В связи с этим ценовые конъюнктурные факторы, влияющие на прибыль и доходы предприятий, играют решающую роль в отличие от качественных и количественных факторов.
     Принято различать прибыль промышленных предприятий, сельскохозяйственных предприятий, предприятий транспорта и связи, подрядных и строительных организаций, торговых организаций и потребительской кооперации, предприятий жилищно-коммунального и бытового обслуживания населения.
     С развитием банков и страховых  коммерческих структур различают также прибыль банков и прибыль от страховых операций как результат их деятельности в виде превышения доходов над расходами.
     В структуре общественного производства все больше места занимает предпринимательская  деятельность физических лиц, которые также получают доходы и прибыль.
     Решающее  значение прибыли как основного источника расширенности воспроизводства определяется прежде всего механизмом ее распределения и использования. Сегодня нет установленного регламента со стороны государства над распределением и использованием прибыли, и хозяйствующие субъекты, как правило, сами определяют основные направления ее использования. При этом чрезвычайно важно определить первоочередные приоритеты ее использования (капитальные вложения, пополнение оборотных средств, развитие социальной инфраструктуры, отраслевые структурные изменения и т. д.).
     Прибыль представляет собой форму дохода предпринимателя, осуществляющего  определенный вид деятельности. Эта внешняя, наиболее простая форма выражения прибыли является вместе с тем недостаточной для ее полной характеристики, так как в ряде случаев активная деятельность в какой-либо сфере может и не быть связанной с получением прибыли (например, политическая деятельность, благотворительная). Прибыль является формой дохода предпринимателя, вложившего свой капитал с целью достижения определенного коммерческого успеха. Категория прибыли неразрывно связана с категорий капитала – особым фактором производства – и в усредненном виде характеризует цену функционирующего капитала.
     Прибыль – поистине уникальная экономическая  категория. От степени ее познания и использования в значительной мере зависят эффективность самофинансирования, коммерческого расчета, ценообразования, а также действенность функционирования системы товарно-денежных отношений общества.
     За  счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, финансируются мероприятия по техническому перевооружению, реконструкции и расширению предприятий.
     Являясь источником производственного и  социального развития, прибыль занимает значительное место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений. Возможности самофинансирования во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты. В развитии предприятия важную роль также играет долгосрочный кредит, который возвращается с уплатой процентов за счет внутренних накоплений предприятия.
     Рыночные  отношения предусматривают наличие  свободных цен, поэтому важную роль играет система социальной защиты работающих. Часть прибыли направляется на удовлетворение разнообразных социальных потребностей: на строительство жилых домов, детских дошкольных учреждений; дотации на питание, улучшение культурно-бытового обслуживания работников предприятия; питание детей в детских дошкольных учреждениях и летних оздоровительных лагерях [9, с. 98].
     Прибыль используется на поощрение работников за выполнение производственных заданий, оказание единовременной помощи. Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, может использоваться на образование страховых фондов. Страховые общества активно работают с предприятиями, предлагают им различные виды страхования, например страхование предпринимательских рисков. Поскольку главной задачей предпринимательской деятельности является получение прибыли, то риск возможности ее неполучения, снижения уровня рентабельности или даже образования убытков представляет объект данного страхования.
     Виды  возможных страхований предпринимательской  деятельности перечислены в таблице  2.1. 

     Таблица 2.1 – Виды страхования 

     

     Примечание  – Источник: собственная разработка.
     Финансовая  устойчивость страхования предпринимательских рисков зависит от степени развитости рыночных отношений и прочности связей между юридическими лицами.
     Таким образом, прибыль как историческая категория, выражает совокупность экономических  отношений, которые опосредованы в  денежной форме и возникают между:
     - предприятиями и финансовой системой при перечислении платежей в бюджет;
     - субъектами хозяйствования и  их вышестоящими организациями  (если сохраняется вертикальная  структура управления) при осуществлении  различных перечислений последним;
     - предприятиями и кредитной системой при погашении кредита;
     - предприятиями и их структурными  подразделениями при осуществлении  ими производственного и социального  развития;
     - предприятиями и их работниками  по использованию фонда потребления;
     - субъектами хозяйствования и страховыми, благотворительными организациями, другими предприятиями в связи с формированием различного рода страховых, благотворительных и других фондов [13, с. 115].
     Эти отношения обусловлены потребностями  индивидуального и общественного  расширенного воспроизводства в целях диалектического разрешения противоречий между интересами общества, коллектива, отдельного работника с учетом конечных результатов деятельности.
     Часть стоимости, составляющая издержки субъекта хозяйствования, является обособлением другой ее части, представляющей собой избыток над данными издержками. Этот избыток образует чистый доход общества, который включает прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на акцизы.
     В экономической литературе прибыль  часто определяется как разница  между оптовой ценой продукции (без налога на добавленную стоимость и налога на акцизы) и затратами на ее производство и реализацию, или рассчитывается как разность выручки от реализации (без налога на добавленную стоимость и налога на акцизы) и полной себестоимости. В случае, если затраты производства превышают оптовую цену, то продукция является убыточной. В настоящее время производство убыточной продукции в России – довольно распространенное явление в деятельности субъектов хозяйствования.
     Итак, прибыль прежде всего представляет собой превышение оптовой цены продукции над затратами на ее производство и реализацию, или превышение выручки от реализации над полной себестоимостью продукции.
     Изучая  сущность прибыли, рассмотрим различные  источники ее происхождения. По мнению автора, к основным источникам возникновения прибыли относятся следующие:
     -производственная  деятельность субъекта хозяйствования.
     В результате этой деятельности возможны:
     -получение  прибыли при благоприятных обстоятельствах;
     - неожиданные прибыли;
     - возникновение прибыли вследствие  воздействия инфляции;
     - превышение внереализационных доходов  над внереализационными расходами;
     - безвозмездная помощь предприятию  государства физических и юридических  лиц.
     В основном источниками возникновения  прибыли являются производственная деятельность и превышение внереализационных доходов над внереализационными расходами. Наличие безвозмездной помощи невелико.
     Безвозмездная помощь является прибылью предприятия. Предприятие получает доход, не затрачивая никаких ресурсов (материальных, трудовых, финансовых). Во многих случаях безвозмездная помощь направляется на финансирование строительства цехов для производства продукции, в которой заинтересованы как государственные, так и частные предприятия. Безвозмездная помощь является важнейшим источником инвестиционного процесса.
     На  предприятиях, работающих в более  благоприятных экономических условиях, возможно создание избыточной прибыли. Избыточная прибыль может быть представлена в четырех формах.
     Избыточная  прибыль первой формы образуется в результате деятельности субъектов хозяйствования в более благоприятных природных условиях. В первую очередь она возникает в сельском хозяйстве и добывающей промышленности.
     Избыточная  прибыль второй формы появляется, если предприятие работает в более благоприятных экономических условиях созданных обществом. Она может образовываться во всех отраслях производства.
     Избыточная  прибыль третьей формы появляется в результате деятельности субъектов  хозяйствования в более благоприятных  экономических условиях, созданных усилиями производственного коллектива (использование внутренних резервов, рационализация, изобретательство и т.д.).
     Избыточная  прибыль четвертой формы может быть создана основе ценообразования продукции, так как в настоящее время, по мнению автора, цены находятся под влиянием деления продукции на выгодную и невыгодную. Производители выгодной продукции получают избыточную прибыль. Она отличается от прибыли другой продукции, поскольку порождается не объективными, а субъективными факторами, например, недостаточным освоением механизма ценообразования.
     Кроме того, существует так называемая неожиданная  прибыль. Объясним механизм ее образования  на примере деятельности мебельной  компании штата Северная Каролина (США). В 1961 г. объем ее продаж резко расширился после того, как стало известно, что Президент США Дж. Кеннеди пользуется выпущенным ею креслом [13, с. 117].
     Бывают  и другие ситуации, когда роль предприятия  в возникновении прибыли и  ли убытка скорее пассивная, чем активна. Ярким примером здесь может служить деятельность хорошо известной на территории Республики Беларусь американской компании по производству безалкогольных напитков «Пепси-кола».
     В 60-х гг. компания «Пепси-кола» не занимала ведущих позиций в производстве напитков. В то время существовало много различных фирм, производящих аналогичную продукцию. Президент компании «Пепси-кола», как сторонник социалистических преобразований, получил приглашение на прием к Генеральному секретарю КПСС Л.И. Брежневу. Был подписан договор о поставке напитков в СССР. Так, компания «Пепси-кола» первая из иностранных фирм, производящих безалкогольные напитки, завоевала советский рынок. Значительно увеличив получаемую прибыль, она стала процветающим предприятием [13, с. 117].
     Инфляция  заметно искажает результаты хозяйственной деятельности предприятий и оказывает существенное воздействие на получение прибыли.
     Субъекты  хозяйствования могут получать прибыль, являющуюся следствием развития инфляционных тенденций. Так, в 1992-1996 гг. на многих предприятиях Республики Беларусь объем получаемой прибыли увеличился в результате роста цен на производимую продукцию, выполненные работы, оказываемые услуги. Инфляция является весьма накладной для предприятий, имеющих задолженность и получивших неиндексированные ссуды.
     Таким образом, прибыль характеризует не весь доход, полученный в процессе предпринимательской деятельности, а только ту часть дохода, которая "очищена" от понесенных затрат на осуществление этой деятельности (формула 1). Иными словами, в количественном выражении прибыль является остаточным показателем, представляющим собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности. 

     р = ТК-ТС                                                       (1) 

     где р (profit) - прибыль;
     ТК. (total revenue) - совокупная выручка;
     ТС (total cost) - совокупные издержки. 

     Финансовые  результаты деятельности субъектов  хозяйствования могут быть выражены:
    балансовой (валовой) прибылью,
    прибылью от производства продукции (работ, услуг),
    прибылью (убытком) от реализации продукции,
    чистой (остаточной) прибылью.
     1) Балансовая (валовая) прибыль представляет собой сумму прибылей и убытков от реализации товарной продукции, от прочей реализации и внереализационной деятельности.
     2) Прибыль от производства продукции (работ, услуг) исчисляется как разница между объемом товарной продукции в оптовых ценах (без налога на добавленную стоимость и налога на акцизы) и полной ее себестоимостью.
     3) Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции без налога на добавленную стоимость и налога на акцизы и затратами на производства и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции.
     4) Чистой (остаточной) прибылью является прибыль, которая осталась в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет.
     Но  существует трактовка двух видов  прибыли бухгалтерской и экономической. Эти два вида трактовок получило свое развитие благодаря Дэвиду Соломону. Он исходил из предпосылки, что концепция прибыли нужна для трех целей:
    исчисление налогов
    защиты кредитов
    для выбора разумной инвестиционной политики.
     Бухгалтерская трактовка приемлема только для  достижения первой цели и абсолютно  неприемлема для достижения третьей. Он разработал формулу, определяющую связь между бухгалтерской и экономической прибылью:
     Бухгалтерская прибыль + внереализационные изменения  стоимости (оценки) активов в течение  отчетного периода - внереализационные  изменения стоимости (оценки) активов  в предыдущие (прошлые) отчетные периоды + внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в будущие отчетные периоды = Экономическая прибыль.
     Этот  подход предполагает ежеквартальное исчисление величины гудвилла и ее колебаний. Появлений  этой категории связано с экономической трактовой прибыли. И таким образом под бухгалтерской прибылью обычно понимается прибыль, исчисленная в соответствии с действующими правилами бухгалтерского учета и указываемая в отчете о прибылях и убытках как разница между доходами и расходами, признаваемыми в отчетном периоде. Бухгалтерская прибыль – это конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций и оценки статей бухгалтерского баланса. Несмотря на то, что в разных странах методика расчета показателя прибыли может различаться, все эти методики объединяет использование метода начисления и (за редкими исключениями) принципа исторической стоимости (себестоимости приобретения) при оценке расходов. Под экономической прибылью обычно понимается прирост экономической стоимости предприятия. Она определяется как разность между рентабельностью вложенного капитала и средневзвешенной стоимостью капитала, помноженной на величину вложенного капитала. Она позволяет сравнить рентабельность вложенного капитала компании с минимально необходимой для оправдания ожиданий инвесторов доходностью и выразить полученную разницу в денежных единицах. Еще нужно сказать, что именно показатель экономической прибыли видится более емким и полезным при принятии решения инвестором о своих действиях в отношении ценных бумаг компании.
     Получение прибыли как избыточного дохода, с одной стороны, не может, как  правило, иметь длительного характера, так как конкуренция, в конце  концов, ведет к выравниванию условий хозяйствования, повсеместному распространению технических нововведений и т.п. Но с другой стороны, причины, порождающие прибыль, постоянно появляются вновь и воспроизводятся, и с этой точки зрения мы вправе рассматривать прибыль как постоянное явление в рыночной экономике, играющее огромную стимулирующую роль. Стремление получить экономическую прибыль, обойти конкурентов, укрепить свои позиции на рынке – постоянно действующий мотив предпринимательской деятельности, толкающий экономику вперед, к постоянному развитию с одной стороны, ожидание экономической прибыли стимулирует наиболее эффективное использование ресурсов. Рассчитывая на получение экономической прибыли, предприниматель стремится так организовать производство и сбыт продукции, чтобы добиться снижения затрат, повышения отдачи от используемых факторов производства, и с этой целью он осуществляет техническое нововведения, осваивает новые производства. В конечном счете, это способствует экономическому росту и более полному удовлетворению потребностей. С другой стороны, существование экономической прибыли способствует эффективному распределению ресурсов между альтернативными способами их применения. Наличие в какой - либо отрасли прибыли, превышающей средний нормальный ее уровень, сигнализирует о большей привлекательности данной сферы приложения ресурсов. Это сигнал о том, что на данный вид продукции существует высокий спрос. И что общество заинтересованы в расширении ее производства. В ответ на полученный сигнал, в эту отрасль направляются ресурсы из других отраслей, где их использование приносит меньший доход. Соответственно, в результате такого перелива ресурсов возрастает в целом эффективность функционирования экономической системы. Но прибыль не только создает стимулы для расширения производств, продукция которых пользуется спросом, но выступает источником финансирования такого расширения. Предприятия, получающие более высокую прибыль, имеют возможностью, по крайней мере, часть этой прибыли направить обратно в производство в качестве инвестиций, - причем не только на расширение масштабов производства, но и на его совершенствование, на разработку и внедрения новой техники т.д. Другими словами, получение фирмой экономической прибыли сегодня создает не только стимулы для предпринимателя, но и реальные возможности для получения такой прибыли и в будущем. Важно подчеркнуть, что неопределенность, приносящая экономическую прибыль одним предприятиям, одновременно порождает убытки для других. Однако постоянная угроза убытков является таким же мощным стимулом, как и желание, заработать прибыль.
     Таким образом, прибыль как одна из форм проявления чистого дохода является важнейшим источником формирования финансовых ресурсов на микроуровне, обеспечивающим расширенное воспроизводство. Она остается также важным источником формирования доходной базы бюджета. С переходом к рыночным отношениям роль и место прибыли как источника расширенного воспроизводства, обобщающего показателя и критерия производства (материального носителя экономических интересов на всех уровнях системы), неоправданно снизились.
     В отличие от других рассмотренных форм чистого дохода прибыль выполняет две важные функции: основного источника расширенного воспроизводства и источника доходов госбюджета. В прибыли сконцентрированы экономические интересы государства, хозяйствующих субъектов и каждого работника. Прибыль наиболее полно характеризует все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятий, поэтому только рост прибыли хозяйствующих субъектов, учет факторов, влияющих на ее размеры, будут способствовать выходу экономики республики из кризиса, оздоровлению финансов. 

 

      3 Налоговые и неналоговые платежи как формы проявления чистого дохода

 
 
     Предпосылкой  для взимания налоговых и неналоговых платежей стало формирование государства и товарное производство с рыночными отношениями. Эти платежи являются мощным инструментом поддержания дееспособности государства и воздействия на экономическую жизнь страны путем усиления накопления капитала, протекционизма национальной экономики, регулирования процесса общественного воспроизводства, решения широкого круга социальных проблем общества.
     На  протяжении всей истории человечества складывалась система налогообложения. Если сначала платежи взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то, по мере развития товарно-денежных отношений, налоги приобрели денежную форму.
     Первой  теоретической работой, посвященной  проблемам налогообложения, является "Трактат о налогах и сборах" У. Петти, изданный в 1662 г. В ней автор последовательно рассмотрел проблемы необходимости налогообложения и различных видов государственных расходов, различные способы взимания налогов и типичные формы налогообложения [6, с. 219].
     Налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определенных действий [17, с. 115].
     Прежде  всего, остановимся на вопросе о  необходимости налогов и неналоговых платежей. Как известно, эти платежи появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для поддержания власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
     Плательщиками налогов и неналоговых платежей являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых, в соответствии с законодательными актами, возложена обязанность уплачивать налоги.
     В общем случае объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщика, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущества юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.
     Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогов определенных плательщиков, исключение из облагаемого оборота  некоторых доходов и расходов, применение пониженных ставок налога, отсрочка в уплате налогов и др.
     По  налогам могут устанавливаться следующие льготы:
     - необлагаемый минимум объекта  налога;
     - изъятие из обложения определенных  элементов объекта налога;
     - освобождение от уплаты налога  отдельных лиц или категорий  плательщиков;
     - понижение налоговых ставок;
     - вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);
     - целевые налоговые льготы, включая  налоговые кредиты (отсрочку взимания  налогов);
     - прочие налоговые льготы [6, с. 221].
     Социально-экономическая  сущность, внутреннее содержание налогов  проявляется через их функции, которая тесно переплетаются с функциями налоговой системы.
     Налоги и неналоговые платежи выполняют три важнейшие функции.
     1. Обеспечение финансирования государственных  расходов (фискальная функция);
     2. Поддержание социального равновесия  путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);
     3. Государственное регулирование  экономики (регулирующая функция) [6, с. 222].
     Фискальная  функция: изъятие части доходов  предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.
     Регулирующая  функция имеет первостепенную значимость по своему воздействию на национальную экономику. Трудно представить себе нерегулируемую государством экономическую  систему. Налоговое регулирование  представляет собой комплекс мероприятий, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с концепцией развития. Регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Через налоги власти воздействуют на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе.
     Контролирующая  функция позволяет установить соотношение  между налоговыми поступлениями  и потребностями государства  в финансовых ресурсах, определить направления эффективного использования и контролировать движение ресурсов, внося изменения в действующую налоговую систему. Выполнение контролирующей функции предопределяется обеспечением налоговой дисциплины - своевременным выполнением своих обязательств субъектами налогообложения.
     Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.
     Многообразие  существующих налогов вызывает необходимость  их классификации (разделения на виды) на определенной основе. В теории налогообложения  для классификации налогов используются различные критерии.
     Классификация налогов – это группировка налогов по различным признакам.
     Наиболее  существенное значение в современной  теории и практике налогообложения  имеют следующие основания классификации  налогов:
     1) по способу взимания налогов;
     2) по субъекту-налогоплательщику;
     3) по органу, который устанавливает и конкретизирует налоги;
     4) по порядку введения налога;
     5) по уровню бюджета, в который  зачисляется налоговый платеж;
     6) по целевой направленности введения  налога;
     7) по срокам уплаты налогов.
     1. По способу взимания налогов.  Согласно данному основанию, различают прямые и косвенные налоги.
     Прямые  налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно  с доходов или имущества налогоплательщиков, поэтому для последних размер налога точно известен.
     Прямые  налоги - это налоги на доходы физических и юридических лиц. К ним относятся: налог на прибыль предприятий и организаций, земельный налог, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которым служат основанием для обложения.
     Среди прямых налогов выделяют:
     Реальные  прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или  иного объекта налогообложения (налог  на операции с ценными бумагами, налог с владельцев транспортных средств, земельный налог и др.).
     Личные  прямые налоги уплачиваются с действительно  полученного дохода и отражают фактическую  платежеспособность. К ним относятся: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с предприятий  и организаций, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения и др.
     Косвенные налоги – это налоги на определенные товары и услуги. Они взимаются через надбавку к цене. Виды косвенных налогов: налог на добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции), акцизы (облагается относительно небольшой перечень избранных товаров), таможенные пошлины. Такой налог фактически платит потребитель, но перечисляется он в налоговые органы предпринимателями. Государство косвенно взимает налог с потребителя.
     2. По субъекту-налогоплательщику.  В соответствии с данным основанием можно выделить следующие виды налогов:
     - Налоги с физических лиц (подоходный  налог с физических лиц, налог  на имущество физических лиц  и др.);
     - Налоги с предприятий и организаций  (налог на прибыль, налог на  добавленную стоимость, акцизы и др.);
     - Смешанные налоги, которые уплачивают  как физические лица, так и  предприятия и организации (госпошлина, некоторые таможенные пошлины,  налог с владельцев транспортных  средств и др.).
     3. По органу, который устанавливает  и конкретизирует налоги: республиканские налоги, региональные налоги.
     4. По порядку введения налога. По  порядку введения можно выделить  налоги общеобязательные и факультативные.
     Общеобязательные  налоги устанавливаются законодательными актами страны и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета, в который они поступают. Факультативные налоги могут вводиться решениями органов государственной власти областей, городов и иных административно-территориальных образований.
     5. По уровню бюджета, в который  зачисляется налоговый платеж.
     Различают федеральные (республиканские) и местные (территориальные) налоги. Первые взимаются  правительством в центральный бюджет, вторые - местными органами власти и  пополняют местные бюджеты.
     6. По целевой направленности введения  налога. В соответствии с этим основанием можно выделить налоги абстрактные и целевые.
     В зависимости от характера использования  налоги делятся на:
     - общие. Поступают в казну государства  и используются для общегосударственных  нужд, специальные имеют строго  определенное назначение;
     - специфические (целевые). Предназначены  для финансирования конкретных  государственных расходов. Например, в Республике Беларусь таковым  являлся чрезвычайный налог для  ликвидации последствий катастрофы  на Чернобыльской АЭС, который  был отменен с 2010 г. в силу значительной обременительности для субъектов хозяйствования.
     7. По срокам уплаты. Различают следующие  виды налогов по срокам уплаты:
     а) Срочные;
     б) Периодично-календарные.
     В свою очередь периодично-календарные  делятся на:
    Декадные;
    Ежемесячные;
    Ежеквартальные;
    Полугодовые;
    Ежегодные [6, с. 225].
     Налоговая система Республики Беларусь первоначально, в 1992 г. была сформирована на основе нескольких законов, установивших общий порядок  исчисления и уплаты каждого конкретного  налога. В дополнение к законам  были утверждены Методические указания по исчислению каждого платежа. Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом разработаны разъяснения, уточняющие отдельные положения. Налоговая система гарантировала формирование доходов бюджета и тем самым сыграла положительную роль в обеспечении перехода Беларуси как самостоятельной республики на путь рыночных реформ.
     На  сегодняшний день в системе налогового контроля Республики Беларусь главным  контролирующим органом является Министерство по налогам и сборам (МНС), осуществляющее регулирование и управление в сфере налогообложения; инспекции Министерства по налогам и сборам (ИМНС) по областям и городу Минску, ИМНС по городам, ИМНС по районам и ИМНС по районам в городах.
     Основу  налоговой системы Республики Беларусь составляет Налоговый кодекс Республики Беларусь, который определяет принципы построения налоговой системы в РБ, налоги, неналоговые платежи, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В нем в частности говорится, что под налогами, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами, а также специальные акты налогового законодательства, касающиеся взимания отдельных видов налогов [2, с. 331].
     Первый  законодательный уровень - это сам  Налоговый кодекс и принятые в  соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения, а также  правовые акты Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения, второй - все остальные нормативные правовые акты, принимаемые в соответствии с актами первого уровня и обеспечивающие, как правило, их применение.
     Налоговый кодекс упорядочивает финансовые отношения  налогоплательщика и государства. Налогоплательщику он указывает меры его обязанности, а государственному налоговому органу - меру дозволенного поведения. Кодекс выполняет роль важнейшего механизма непрямого государственного воздействия на товаропроизводителей в интересах всего общества. Он является выразителем налоговой политики, от обоснованности которой во многом зависит общественный прогресс и рост благосостояния населения.
     В налоговой структуре Республике Беларусь основную долю доходов бюджета (55-60%) составляют косвенные налоги. Косвенными налогами признаются налог на добавленную стоимость и акцизы (статья 6 НК).
     В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы:
    однократность обложения, то есть один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период;
    оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;
    одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения;
    установленный порядок введения и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот;
    четкая классификация налогов, взимаемых на территории страны, в основу которой положена компетенция соответствующей власти;
    обоснование и точное распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней;
    стабильность ставок налога в течение довольно длительного периода и простота исчисления платежа.
     Эти принципы не всегда соблюдаются. Так, однократность  нарушается при взимании НДС с  импортных товаров, за которые уже  уплачены таможенные пошлины. Нет четкой классификации в зависимости от уровней органов государственной власти, когда все большая часть республиканских налогов является регулирующей по отношению к местным органам власти. Нередко действие закона, подписанного в середине года, распространяется на весь год.
     В настоящее время консолидированный бюджет республики более чем на 55% формируется за счет косвенных налогов, а их доля в ВВП достигает 19,5 %.
     31 декабря 2009 года Президентом Беларуси  была подписана Особенная часть  Налогового кодекса, которая вступила  в силу с первого января. В целях совершенствования налоговой системы Беларуси отменены сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки, налог на приобретение автотранспортных средств, местный налог с продаж товаров розничной торговли, местный сбор с пользователей за парковку [11].
     С 1 января 2010 г. налоговая система  Беларуси стала включать 30 стандартных платежей:
     1) Республиканские налоги, сборы (пошлины)
     - налог на добавленную стоимость;
     - акцизы;
     - налог на прибыль;
     - налог на доходы иностранных  организаций, не осуществляющих  деятельность в Республике Беларусь  через постоянное представительство;
     - подоходный налог с физических  лиц;
     - налог на недвижимость;
     - земельный налог;
     - экологический налог;
     - налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
     - сбор при ввозе на территорию  Республики Беларусь озоноразрушающих  веществ;
     - сбор за проезд автомобильных  транспортных средств иностранных  государств по автомобильным  дорогам общего пользования Республики  Беларусь;
     - сбор за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств;
     - оффшорный сбор;
     - гербовый сбор;
     - консульский сбор;
     - государственная пошлина;
     - патентные пошлины;
     - таможенные пошлины и таможенные сборы.
     2) Местные налоги и сборы
     - налог на услуги;
     - налог за владение собаками;
     - сбор на развитие территорий;
     - курортный сбор;
     - сбор с заготовителей.
     Также особый режим налогообложения применяется  для плательщиков:
     - налога при упрощенной системе налогообложения;
     - единого налога с индивидуальных  предпринимателей и иных физических  лиц;
     - единого налога для производителей  сельскохозяйственной продукции;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.